Социальный франчайзинг
Социальный франчайзинг – это применение концепций коммерческого франчайзинга для достижения общественно полезных целей , а не получения прибыли . [ 1 ]
Обзор
[ редактировать ]Социальный франчайзинг — это применение принципов коммерческого франчайзинга для продвижения социальной выгоды, а не частной прибыли.
В первом смысле это относится к договорным отношениям , в которых независимая координирующая организация (обычно неправительственная организация , но иногда государственный орган или частная компания) [ 2 ] ) предлагает отдельным независимым операторам возможность присоединиться к франчайзинговой сети для предоставления выбранных услуг на определенной территории в соответствии с общим планом, разработанным франчайзером. [ 3 ] После присоединения к сети операторам предоставляется право использовать ранее проверенные стимулы, включая: профессиональное обучение, использование брендов или рекламы брендов, субсидированные или патентованные расходные материалы и оборудование, услуги поддержки и доступ к профессиональным советам. [ 4 ] Участники также получают полезные побочные эффекты, такие как увеличение количества потребителей и улучшение репутации благодаря принадлежности к бренду. [ 1 ] Франчайзи должны соблюдать ряд требований, в том числе: предоставление социально полезных услуг, соблюдение стандартов качества и ценообразования, прохождение обязательного обучения по предоставлению услуг, подчинение торговых точек механизмам обеспечения качества , отчетность по услугам и статистике продаж, а иногда и фиксированную или прибыльную оплату. плата за акции . [ 1 ] [ 5 ] Социальные франшизы использовались для оказания первичных медицинских услуг , фармацевтической продажи основных лекарств, тестирования и консультирования на ВИЧ, а также услуг по репродуктивному здоровью в развивающихся странах.
Второе применение социального франчайзинга – это средство, позволяющее социальным предприятиям и социальной экономике создавать больше рабочих мест для обездоленных людей и достигать социальных целей. Это делается главным образом за счет обеспечения совместной работы, обмена и передачи знаний. Европейская сеть социального франчайзинга выявила более 60 социальных франшиз этого типа в Европе, в которых занято более 13 000 человек, а совсем недавно, в 2012 году, Международный центр социального франчайзинга выявил 140. [ 6 ] Крупнейшей из них является компания De Kringwinkel во Фландрии, на которой работают 5000 человек. Другие, такие как социальная франшиза отелей и туризма Le Mat или Школа социальных предпринимателей, работают более чем в одной стране. Социальный франчайзинг дает возможность быстро развивать сектор на благо обездоленных людей и общества в целом.
Организации поддержки
[ редактировать ]Международный центр социального франчайзинга (ICSF) был основан, чтобы помочь масштабировать проверенные социальные предприятия. У них есть ряд полезных ресурсов и опубликованы такие статьи, как «Инвестирование в социальный франчайзинг». [ 6 ] который рассматривает жизнеспособность инвестиций во франчайзинговые социальные предприятия в Великобритании и Социальный франчайзинг: инновации и сила старых идей. [ 7 ] это сравнение McDonald's и социальной франшизы Foodbank.
ICSF недавно (2015 г.) разработал и запустил набор инструментов социального франчайзинга совместно с NESTA , Фондом Бертельсманна , Лондонской школой экономики и другими, чтобы помочь лучшим социальным идеям развиваться в рамках франшизы. Недавно группа провела исследование воспроизводимых моделей здравоохранения, приносящих значительную социальную пользу. [ 8 ] с GlaxoSmithKline фармацевтической компанией , опубликованное в мае 2013 года.
Социальный франчайзинг медицинских услуг
[ редактировать ]В сфере здравоохранения и социальной мобильности действует ряд организаций социального франчайзинга. Согласно компонентам Индекса человеческого развития, «Здоровье» и «Уровень жизни» являются двумя основными компонентами ИЧР (Индекс человеческого развития). Социальное франчайзинг основных медицинских услуг — это новая технология, используемая правительствами и донорами помощи в развивающихся странах, где значительный процент медицинских услуг предоставляется частным сектором (включая некоммерческие НПО и частные коммерческие организации) для улучшения доступа, равенства , эффективность и качество. Клинический франчайзинг часто принимает форму дробной модели, в которой франчайзинговые услуги добавляются к существующей медицинской практике, но также может существовать как отдельная практика, в которой сайт предоставляет исключительно услуги или товары, поддерживаемые франшизой. Социальный франчайзинг использовался для предоставления широкого спектра услуг, включая лечение туберкулеза методом DOTS , [ 9 ] лечение инфекций, передающихся половым путем, [ 10 ] [ 11 ] первичная медико-санитарная помощь и лечение ВИЧ/СПИДа. [ 12 ] [ 13 ]
Сильные и слабые стороны социального франчайзинга
[ редактировать ]Сильные стороны
[ редактировать ]Организуя мелких независимых поставщиков в более крупные единицы, социальные франшизы могут принести прибыль от инвестиций в физический капитал , цепочки поставок , рекламу , а также обучение и контроль работников. [ 2 ] Кроме того, социальные франшизы могут предложить возможность: быстрее расширять программы, снижать транзакционные издержки, предоставлять единообразные услуги широкому рынку, коллективно договариваться о механизмах финансового возмещения и тиражировать услуги передового опыта среди большой группы. [ 11 ] Франчайзи также могут перекрестно субсидировать менее прибыльные услуги более прибыльными, поддерживаемыми франчайзером. Использование рекламы бренда делает социальный франчайзинг совместимым с социальным маркетингом . [ 1 ] [ 14 ] Кроме того, социальный франчайзинг медицинских услуг позволяет расширять услуги за счет перекрестного субсидирования, добавлять менее прибыльные услуги при частичном франчайзинге и получать доступ к дорогостоящим лекарствам, если они субсидируются координирующей организацией.
Слабые стороны
[ редактировать ]Модель социального франчайзинга имеет ряд присущих ей логистических и экономических недостатков. К ним относятся сложность стандартизации медицинской помощи среди участников, необходимость того, чтобы сети были достаточно большими для достижения экономии за счет масштаба, стоимость и сложность нормативного надзора за медицинскими учреждениями, а также необходимость основывать организационные решения на потребностях населения, которые могут быть неэффективными. максимизировать качество или минимизировать затраты. [ 14 ] Также существует вероятность « трагедии общего пользования », когда франчайзи обеспечивают низкое качество и низкую стоимость из-за неполного мониторинга. [ 1 ] Социальное франчайзинг медицинских услуг сопряжен с риском чрезмерно процедурного, шаблонного медицинского обслуживания, чрезмерного лечения болезненных состояний и возможностью мошенничества в случае отсутствия надзора.
Социальные франчайзинговые предприятия
[ редактировать ]Социальное франчайзинговое предприятие — это тип социальной инициативы, направленной на достижение целей развития посредством частных предприятий, которые поставляют товары и услуги на необслуживаемые рынки по приемлемым ценам. Предприятие социальной франчайзинга создает самостоятельную экономическую деятельность для франчайзи, используя модель франчайзинга, чтобы предоставить им наращивание потенциала (ноу-хау и обучение), доступ к рынку (оптовые закупки стандартных поставок, сетевых клиентов, бренда) и доступ к кредитам. (бенчмаркинг, ведущий к банковской привлекательности). Тогда франчайзи обретают способность снабжать данное население столь необходимыми товарами или услугами.
Поддерживая элемент транзакции, предприятие социальной франчайзинга генерирует доход как для франчайзи, так и для социального франчайзера, который становится самоокупаемым и может еще больше расширить свое присутствие и обеспечить дальнейшее снабжение необслуживаемых рынков, обеспечить мониторинг и продолжать предоставлять услуги с добавленной стоимостью для Сеть франчайзи.
Телефонные/коммуникационные киоски изучаются Всемирным банком с 1995 года. В настоящее время электрификация сельских районов и сельские операторы мобильной связи представляют собой привлекательные области для развития предприятий социального франчайзинга, которые создают экономическую активность и обеспечивают общины электричеством и доступом к коммуникациям. [ 15 ]
История программ социального франчайзинга
[ редактировать ]Первое значительное внедрение социального франчайзинга было осуществлено в 1995 году франшизой Greenstar в Пакистане. С момента своего создания Greenstar обучила более 24 000 поставщиков услуг и предоставляет услуги по планированию семьи, сексуальному и репродуктивному здоровью, услугам по охране здоровья матери и ребенка, а также диагностике и лечению туберкулеза в более чем 80 000 торговых точках. [ 16 ] С тех пор возникло более 35 дополнительных программ социальных франшиз, причем большая часть увеличения количества и размеров социальных франшиз произошла за последние четыре года. Франшизы дополнительно расширили свои услуги, в основном от планирования семьи до тестирования и лечения малярии , туберкулеза и ВИЧ / СПИДа . [ 17 ]
Существующие клинические социальные франшизы [ 17 ]
[ редактировать ]Название франшизы | Страна | Координирующая организация | Дата основания | Количество клиник | Планирование семьи | ВИЧ | Сексуальное и репродуктивное здоровье | Здоровье матери и ребенка | Туберкулез | Малярия | Другой |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
РЕШАТЬ | Кения | Мари Стоупс Интернэшнл | 2004 | 144 | Да | ||||||
Основа | Индонезия | ДКТ Интернешнл | 2001 | 5,000 | Да | Да | Да | ||||
АРВ-терапия | ЮАР | Широкий охват | 2002 | 4500 | Да | Да | |||||
Бирух Тесфа | Эфиопия | Следопыт Интернэшнл | 2000 | 130 | Да | Да | Да | ||||
Голубая звезда (Бангладеш) | Бангладеш | Компания социального маркетинга | 1998 | 3600 | Да | ||||||
БлюСтар (Эфиопия) | Эфиопия | Мари Стоупс Интернэшнл | 2007 | 107 | Да | Да | |||||
БлюСтар (Гана) | Гана | Мари Стоупс Интернэшнл | 2008 | 102 | Да | Да | |||||
БлюСтар (Малави) | Малави | Мари Стоупс Интернэшнл | 2008 | 59 | Да | Да | Да | ||||
БлюСтар (Филиппины) | Филиппины | Мари Стоупс Интернэшнл | 2007 | 66 | Да | Да | |||||
BlueStar (Сьерра-Леоне) | Сьерра-Леоне | Мари Стоупс Интернэшнл | 2008 | 70 | Да | ||||||
БлюСтар (Вьетнам) | Вьетнам | Мари Стоупс Интернэшнл | 2007 | 32 | Да | Да | |||||
Доверять | Демократическая Республика Конго | Международные службы народонаселения | 2004 | 78 | Да | Да | |||||
CFWshops Кения | Кения | Магазины детского и семейного здоровья CFW | 2000 | 67 | Да | Да | Да | ||||
CFWshops Руанда | Руанда | Магазины детского и семейного здоровья CFW | 2008 | 2 | Да | Да | |||||
Сеть ДиМПА | Индия | PSP-Один | 1998 | 1150 | Да | ||||||
FriendlyCare (Филиппины) | Филиппины | Дружелюбный уход | 1999 | 6 | Да | Да | |||||
Гринстар | Пакистан | Международные службы народонаселения | 1995 | 8000 | Да | Да | Да | Да | |||
Золотая Звезда | Кения | Интернешнл семейного здоровья | 2006 | 279 | Да | Да | Да | Да | Да | ||
Мерриголд Здоровье | Индия | Hindustan Latex FP Trust | 2007 | Да | Да | Да | Да | ||||
Интимный | Мозамбик | ДКТ Интернешнл | 2011 | 9 | Да | Да | Да | ||||
Ключевые клиники | Индия | Международные службы народонаселения | 2004 | 701 | Да | Да | |||||
K-Met (Kenya) | Кения | К-МЕТ | 1995 | 200 | Да | Да | |||||
Мексика (Программа местных врачей | Мексика | Мексфам | 1986 | 300 | Да | ||||||
Новый старт (Южная Африка) | ЮАР | Международные службы народонаселения | 2007 | 11 | Да | ||||||
Новый старт (Лесото) | Лесото | Международные службы народонаселения | 2004 | 6 | Да | ||||||
Новый старт (Свазиленд) | Свазиленд | Международные службы народонаселения | 2003 | 16 | Да | Да | |||||
Новый старт (Замбия) | Замбия | Международные службы народонаселения | 2002 | 8 | Да | ||||||
Новый старт (Зимбабве) | Зимбабве | Международные службы народонаселения | 1999 | 41 | Да | Да | Да | ||||
ПОПСШОПЫ | Филиппины | ДКТ Интернешнл | 2005 | 300 | Да | Да | |||||
Операция «Маяк Хаус» | Индия | Международные службы народонаселения | 2002 | 12 | Да | ||||||
ПроФам (Бенин) | Бенин | Международные службы народонаселения | 2004 | 30 | Да | Да | Да | Да | |||
ПроФам (Камерун) | Камерун | Международные службы народонаселения | 2004 | 25 | Да | Да | |||||
ПроФам (Мали) | У них было | Международные службы народонаселения | 2005 | 33 | Да | ||||||
PSI Togo | Togo | Международные службы народонаселения | 2002 | 13 | Да | ||||||
СОБАКИ Уганда | Уганда | Международные службы народонаселения | 2007 | 2 | Да | ||||||
РедПлан Здоровье | Перу | ИНППАРЕС | 2002 | 1668 | Да | Да | Да | Да | Да | ||
Сахат Аль-ом (MotherHealth) | Судан | ДКТ Интернешнл | 2011 | 12 | Да | Да | |||||
Сангини | Непал | Непал Компания CRS | 1994 | 2928 | Да | Да | Да | Да | |||
Центры SkyHealth / SkyCare | Индия | Всемирные партнеры в области здравоохранения | 2008 | Да | Да | Да | |||||
Улыбающееся солнце | Бангладеш | Кемоникс Интернэшнл | 2008 | 40 | Да | Да | Да | ||||
Общество здоровья семьи | Нигерия | Международные службы народонаселения | 2006 | Да | Да | Да | Да | ||||
Sun Quality Health (Мьянма) | Мьянма | Международные службы народонаселения | 2001 | 846 | Да | Да | Да | Да | |||
Sun Quality Health (Камбоджа) | Камбоджа | Международные службы народонаселения | 2002 | 164 | Да | Да | Да | Да | |||
Клиники Сурья | Индия | Джанани / DKT International | 2000 | 63 | Да | Да | Да | ||||
Топ сеть | Мадагаскар | Международные службы народонаселения | 2001 | 155 | Да | Да | Да | ||||
Благополучие семейные акушерки | Филиппины | Добросемейная акушерская клиника | 1997 | 100 | Да | Да | |||||
Станция Виталок | Гонконг | Станция Виталок | 2012 | 3 | Да |
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Международный центр социального франчайзинга
- Частное здравоохранение в развивающихся странах. Раздел «Социальный франчайзинг».
- Почему станция Vitaloc занимается вопросами здравоохранения и социальной мобильности [ постоянная мертвая ссылка ]
- Индекс человеческого развития
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Монтегю, Д. (2002). «Франчайзинг медицинских услуг в развивающихся странах» (PDF) . Политика и планирование здравоохранения . 17 (2): 121–130. дои : 10.1093/heapol/17.2.121 . ПМИД 12000772 . Проверено 6 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Бишай, Д. (2008). «Социальный франчайзинг для улучшения качества и доступности частной медицинской помощи в развивающихся странах» (PDF) . Гарвардский обзор политики здравоохранения . 9 (1): 184–197. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2011 г. Проверено 6 марта 2008 г.
- ^ Стэнворт, Дж.; и др. (1995). «Франчайзинг как источник трансфера технологий в развивающиеся страны». Серия специальных исследований, № 7 изд. Центр ИФР. Том 7. Вестминстер: Вестминстерский университет Press .
- ^ Кельмос, Т.; и др. (2008). Кельмос, Трейси Перес (ред.). «Влияние социального франчайзинга на доступ и качество медицинских услуг в странах с низким и средним уровнем дохода» . Кокрейновская база данных систематических обзоров . CD007136. (1): CD007136. дои : 10.1002/14651858.CD007136.pub2 . ПМК 6791299 . ПМИД 19160323 .
- ^ Прата, Н.; Монтегю, Д; Джеффрис, Э. (2005). «Частный сектор, человеческие ресурсы и франчайзинг в сфере здравоохранения в Африке» . Бюллетень Всемирной организации здравоохранения . 83 (4): 274–279. hdl : 10665/269380 . ПМК 2626208 . ПМИД 15868018 .
- ^ Jump up to: а б Береловиц Д. и Ричардсон М. (2012). «Инвестиции в социальный франчайзинг» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Береловиц, Д. (2012). «Социальный франчайзинг: инновации и сила старых идей» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Береловиц, Д. (2013). «Определение тиражируемой системы здравоохранения: модели, приносящие значительную социальную пользу» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Лоннрот, К.; и др. (2007). «Социальное франчайзинг лечения туберкулеза через частных врачей общей практики в Мьянме: оценка результатов лечения, доступа, справедливости и финансовой защиты» . Политика и планирование здравоохранения . 22 (3): 156–166. дои : 10.1093/heapol/czm007 . ПМИД 17434870 . Проверено 6 марта 2008 г.
- ^ Питерс, Д.; и др. (2004). «Стратегии привлечения частного сектора к охране сексуального и репродуктивного здоровья: насколько они эффективны?» . Политика и планирование здравоохранения . 19 (Приложение 1): i5–i21. дои : 10.1093/heapol/czh041 . ПМИД 15452011 . Проверено 6 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Всемирная организация здравоохранения и USAID .; и др. (2007). «Государственная политика и франчайзинг репродуктивного здоровья: текущие данные и будущие направления. Рекомендации технической консультативной встречи» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перро, Дж.; и др. (2006). «Различные подходы к заключению контрактов в системах здравоохранения» . Бюллетень Всемирной организации здравоохранения . 84 (11): 859–866. doi : 10.1590/S0042-96862006001100010 (неактивен 31 января 2024 г.). ПМЦ 2627549 . ПМИД 17143459 . Проверено 6 марта 2008 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Монтегю, Д.; Эльзинга (2003). «Инновации в доступе к лечению туберкулеза и ВИЧ/СПИДа в странах Африки к югу от Сахары: динамичное участие частного сектора» (PDF) . Прикладная экономика здравоохранения и политика здравоохранения . 2 (4): 175–180. ПМИД 15119536 . Проверено 6 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Частное здравоохранение в развивающихся странах
- ^ Идальго Э, А (2012). «Франшиза как инструмент развития - Предприятие социальной франчайзинга» (PDF) .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Социальный маркетинг Greenstar: социальное франчайзинг частных медицинских услуг» . 25 января 2009 г. Проверено 29 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Монтегю, Д. и Глобальная группа здравоохранения (2009). «Клинический социальный франчайзинг 2009: Ежегодное описание страновых программ по всему миру» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )