Jump to content

Конституционный суд Хорватии

Координаты : 45 ° 49'00 "N 15 ° 58'24" E  /  45,81671 ° N 15,97341 ° E  / 45,81671; 15.97341
Конституционный суд Республики Хорватия
Конституционный суд Республики Хорватия
Карта
Учредил 15 февраля 1964 г. (в СР Хорватия ) [ 1 ]
25 июля 1990 г. (в Хорватии ) [ 1 ]
Юрисдикция  Хорватия
Расположение Площадь Святого Марка, Загреб
Метод композиции Избран парламентом Хорватии квалифицированным большинством.
Авторизовано Конституция Республики Хорватия
Срок полномочий судьи Восемь лет ( продлевается один раз )
Количество позиций 13
Веб-сайт usud.hr
Председатель Конституционного Суда
В настоящее время Мирослав Шепарович
с 13 июня 2016 г.

Конституционный суд Республики Хорватия ( хорватский : Ustavni sud Republike Hrvatske ) — учреждение, которое выступает в качестве толкователя и хранителя Конституции Хорватии и контролирует соответствие законов Конституции, а также защиту прав человека и свобод граждан. граждан, гарантированные Конституцией. Он считается де-факто высшим судебным органом, поскольку может отменять решения Верховного суда на основании нарушений Конституции. Он не считается частью судебной ветви власти, а скорее судом sui Generis , и поэтому его часто в разговорной речи называют «четвертой ветвью власти», наряду с традиционной моделью трехстороннего разделения властей на исполнительную власть. ( Правительство / Президент Республики ), законодательная ( Парламент ) и судебная ( Верховный суд ) ветви власти. [ 2 ] [ 3 ]

Полномочия и обязанности

[ редактировать ]

Согласно статьям 126–132 Конституции Хорватии , Конституционный суд: [ 4 ]

  • принимать решения о соответствии законов Конституции,
  • принимать решения о соответствии других нормативных актов Конституции и законам,
  • принимать решения о конституционности законов, а также конституционности и законности других нормативных актов, утративших силу, если с момента такого прекращения до подачи заявления или предложения о возбуждении дела прошло менее одного года,
  • принимает решения по конституционным жалобам на отдельные решения государственных органов, органов местного и регионального самоуправления и юридических лиц, наделенных публичной властью, если такие решения нарушают права человека и основные свободы, а также гарантированное право на местное и региональное самоуправление Конституцией Республики Хорватии,
  • следить за соблюдением Конституции и законов и сообщать Парламенту Хорватии о выявленных нарушениях,
  • решать юрисдикционные споры между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти,
  • принять решение в соответствии с Конституцией об импичменте Президенту Республики,
  • контролирует соответствие платформ и деятельности политических партий Конституции и может в соответствии с Конституцией запрещать партии, не соответствующие требованиям,
  • контролирует проведение выборов и референдумов в соответствии с Конституцией и законами и разрешает избирательные споры, выходящие за пределы юрисдикции судов,
  • сначала уведомить правительство о том, что, по его мнению, компетентный орган, которому поручено принять постановление, необходимое для применения Конституции, закона или другого постановления, не сделал этого, и должен уведомить парламент Хорватии, когда правительству поручено принять такое постановление. и не сумел этого сделать,
  • отменить закон или отменить любое другое постановление, если оно сочтет его неконституционным или незаконным,
  • выполнять иные обязанности, предусмотренные Конституцией.

Недавнее влияние

[ редактировать ]
Дворец Конституционного суда расположен на площади Святого Марка в Загребе.

Право на свободное собрание

[ редактировать ]

Закон о дополнениях и изменениях к Закону о публичных собраниях предусматривал, что никакие публичные собрания не могут проводиться ближе чем в 100 метрах от зданий, в которых расположены или заседают хорватский парламент, президент республики, хорватское правительство или Конституционный суд (парламент , Правительство и Суд расположены на площади Сан-Марко . 6 июля 2011 года Конституционный суд постановил, что этот закон, ограничивающий конституционную свободу – право на свободу собраний, не был принят большинством, необходимым для отмены Конституции. по этому поводу. Решение суда заключалось в том, что закон должен быть утрачен в срок, указанный судом. Суд также предоставил парламенту необходимое количество представителей, которые должны подтвердить закон, чтобы сделать его легитимным. [ 5 ]

Референдум 2013 года и однополые союзы

[ редактировать ]

14 ноября 2013 г. Конституционный суд в заявлении 13–0, направленном в Государственную избирательную комиссию, заявил, что не существует конституционных препятствий для проведения референдума 2013 г. по определению брака как союза между мужчиной и женщиной, в то же время указав что референдум выявил многочисленные проблемы в законе о референдуме и открыл ряд юридических вопросов, требующих ответов. [ 6 ] Тем не менее, суд подчеркнул, что решение о референдуме было принято большинством в 104 депутата и что, поскольку оно было принято с большим количеством голосов, чем необходимо большинству даже для изменения самой Конституции, референдум должен быть проведен. Кроме того, суд попросил хорватский парламент «как можно скорее обеспечить стабильную нормативную базу процесса референдума, отвечающую стандартам демократического общества». [ 7 ] Суд также постановил, что «любые поправки к Конституции, которые определяли бы брак как союз между мужчиной и женщиной, не должны оказывать никакого влияния на дальнейшее развитие правовой базы института однополых союзов в соответствии с конституционными нормами». требование, чтобы каждый в Хорватии имел право на уважение и право на юридическую защиту своей личной и семейной жизни и человеческого достоинства». Суд отметил, что он никогда не получал никаких запросов или предложений о проверке конституционности положений Закона о семье , регулирующих брак как союз между мужчиной и женщиной, или положений Закона об однополых союзах . Таким образом, Суд счел, что референдум по определению брака не является референдумом о праве на уважение семейной жизни, поскольку оно конституционно гарантировано всем людям, независимо от пола и пола, и находится под прямой защитой как Сам Конституционный суд и Европейский суд по правам человека. В заключение Суд предупредил, что «включение правовых институтов в конституцию не должно стать системным явлением» и что исключительные отдельные случаи должны быть оправданы, например, связанными с глубоко укоренившимися социальными и культурными особенностями общества. [ 8 ]

21 февраля 2017 года Конституционный суд объявил о своем решении по принципу 12–1. [ 9 ] решение о том, что он не будет принимать конституционные жалобы, поданные консервативными НПО Хорватского движения за жизнь и семью (в 1991 году) и «Во имя семьи» (в 2010 году) для проверки соответствия Закону 1978 года о мерах здравоохранения для реализации Право свободно принимать решение о рождении ребенка согласно Конституции. [ 6 ] Представляя решение, председатель Верховного суда Мирослав Шепарович заявил, что аборт является спорным и глубоким моральным, философским, юридическим и медицинским вопросом, по которому нет единого мнения и который поэтому вызывает серьезные разногласия во многих обществах, добавив, что вопрос о том, когда начинается жизнь не для Суда, поскольку он может отвечать только на вопросы законодательства. [ 10 ] Согласно решению суда, он признал конституционно гарантированную ценность нерожденного существа и не его право на жизнь, а общественный интерес государства по его защите. Суд счел, что аборт как конституционное право или право человека не существует. По мнению Суда, существует право женщин на неприкосновенность частной жизни, которое включает в себя право на свободу, достоинство и защиту семейной и частной жизни, что дает женщине автономию на определенный период (в Хорватии 10 недель после зачатия), в течение которого женщина может свободно решить, хочет ли она рожать или нет, но по истечении этого периода рождение становится общественным интересом, который защищает право на жизнь нерожденного ребенка. [ 11 ] Этим решением суд обязал хорватский парламент принять новый закон в течение двух лет и предупредил его принять во внимание тот факт, что существующий закон содержит определенные институты, которые больше не существуют в хорватском конституционном порядке (поскольку закон основан на Конституция Югославии 1974 года ) и что принятие Конституции Хорватии 1990 года создало совершенно новую правовую и институциональную основу системы здравоохранения, социальной, научной и образовательной системы. [ 12 ] Новый закон должен определить образовательные и профилактические меры, «чтобы аборты стали исключением». [ 13 ] В своем единственном особом мнении судья Мирослав Шуманович, среди прочего, заявил, что Закон 1978 года должен быть формально и по существу приведен в соответствие с Конституцией, отменен с эффектом отсрочки, что новый закон должен быть принят, и что это обязанность Государство защищает право на жизнь нерожденного существа. [ 13 ] По решению суда хорватскому парламенту навсегда запрещено принимать закон, который фактически запрещает аборты.

Судьи Конституционного суда в 2009 году. Слева направо: Марио Елушич (2008–), Иван Матия (1999–2016), Снежана Багич (2007–), Мирослав Шепарович (2009–), Душка Шарин (2008–2016), Альдо Радолович (2007–2016 гг.), Ясна Омеец (1999–2016 гг., председатель суда 2008–2016 гг.), Невенка Шернхорст (2002–2011 гг.), Мато Арлович (2009–), Антун Паларич (2009–2017 гг.), Славица Банич ( 2008–2016), Давор Крапач (2007–2016), Марко Бабич (2007–2016)

Конституционный суд состоит из тринадцати судей, избираемых хорватским парламентом квалифицированным большинством (101 из 151) сроком на восемь лет из числа известных юристов, особенно судей, прокуроров, юристов и профессоров права университетов. Суд избирает своего Председателя сроком на четыре года. Прежде чем вступить в должность, судьи должны принести присягу перед Президентом Республики .

Текущий состав

[ редактировать ]

В следующей таблице указаны имена действующих судей по состоянию на 11 октября 2017 года, когда произошли последние назначения.

В офисе с Полное имя Позиция Срок истекает
14 апреля 2009 г. Мирослав Шепарович Президент 11 октября 2025 г.
7 декабря 2007 г. Снежана Багич Вице-президент 7 декабря 2023 г.
7 июня 2016 г. Ингрид Античевич-Маринович Справедливость 7 июня 2024 г.
21 июля 2009 г. Мато Арлович Справедливость 11 октября 2025 г.
7 июня 2016 г. Бранко Бркич Справедливость 7 июня 2024 г.
27 мая 2008 г. Марио Джелушич Справедливость 27 мая 2024 г.
7 июня 2016 г. Лорел Кушан Справедливость 7 июня 2024 г.
7 июня 2016 г. Йосип Леко Справедливость 7 июня 2024 г.
7 июня 2016 г. Даворин Млакар Справедливость 7 июня 2024 г.
7 июня 2016 г. Райко Млинарик Справедливость 7 июня 2024 г.
11 октября 2017 г. Горан Селанец Справедливость 11 октября 2025 г.
7 июня 2016 г. Андрей Абрамович Справедливость 7 июня 2024 г.
7 июня 2016 г. Мирослав Шуманович Справедливость 7 июня 2024 г.

Председатели Суда

[ редактировать ]
Нет. Изображение Полное имя Срок начался Срок закончился Примечания
1. Ядранко Црник 7 декабря 1991 г. 6 декабря 1999 г.
  • Первый срок (1991–1995 годы).
  • Второй срок (1995–1999 годы).
  • Судья Конституционного суда (1991–1999).
2. Смилько Сокол 7 декабря 1999 г. 6 декабря 2003 г.
  • Отработал один полный срок (1999–2003 гг.).
  • Судья Конституционного суда (1999–2007).
3. Петар Кларик 7 декабря 2003 г. 6 декабря 2007 г.
  • Отработал один полный срок (2003–2007 гг.).
  • Судья Конституционного суда (1999–2007).
- Желько Поточняк 7 декабря 2007 г. 12 июня 2008 г.
  • Временно исполняющий обязанности председателя Конституционного суда .
  • Судья Конституционного суда (2001–2009 гг.)
4. Ясна Омеец 12 июня 2008 г. 7 июня 2016 г.
  • Первый срок (2008–2012 гг.).
  • Второй срок (2012–2016 гг.).
  • Первая женщина-председатель Конституционного суда.
  • Судья Конституционного суда (1999–2016).
5. Мирослав Шепарович 13 июня 2016 г. Действующий президент
  • Первый срок на посту президента.
  • Судья Конституционного суда (с 2009 г.).

Бывшие судьи

[ редактировать ]
  • Здравко Бартовчак (1991–1999)
  • Кандидат наук. Велимир Белаец (1994–2001)
  • Кандидат наук. Никола Филипович (1991–1999)
  • Мариян Граньски (1999–2007)
  • Анте Елавич Митрович (1991–1999)
  • Марио Кос (2001–2009)
  • Магистр наук Воислав Кучекович (1991–1999)
  • Юрица Мальчич (1994–2002)
  • Магистр наук Хрвое Момчинович (1991–1999)
  • Иван Мрконич (1999–2007)
  • Кандидат наук. Желько Поточняк (2001–2009)
  • Агата Рачан (2001–2009)
  • Эмилия Раич (1999–2007)
  • Иван Мариан Северинац (1991–1999)
  • Магистр наук Невенка Шернхорст (2002–2011)
  • Вице Вукоевич (1999–2007)
  • Милан Вукович (1991–1992, 1995–1997, 1999–2007)
  • Младен Жувела (1991–1999)
  • доктор философии Марко Бабич (2007–2016)
  • Славица Банич (2008–2016)
  • академик Давор Крапач (2007–2016)
  • Иван Матия (1999–2007, 2007–2016)
  • доктор философии Альдо Радолович (2007–2016)
  • доктор сц. Душка Шарин (2008–2016)
  • Антун Паларич (2009–2017) [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 7 апреля 2015 года . Проверено 14 сентября 2015 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  2. ^ Чепуло Далибор, История права Хорватии в европейском контексте от средневековья до современности, Загреб, 2012.
  3. ^ Маргетич Луйо-Сироткович Х., История государства и права народов Югославии, Риека-Загреб, 1990;
  4. ^ «Хрватский сабор» . Сабор.hr. Архивировано из оригинала 30 мая 2015 г. Проверено 3 мая 2016 г.
  5. ^ «Решение Конституционного суда Республики Хорватия № UI-295/2006 и UI-4516/2007 от 6 июля 2011 г.» . Narodne-novine.nn.hr . Проверено 2 марта 2017 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Топлак, Юрий; Гардасевич, Джордже (14 ноября 2017 г.). «Концепции национальной и конституционной идентичности в конституционном праве Хорватии» . Обзор права Центральной и Восточной Европы . 42 (4): 263–293. дои : 10.1163/15730352-04204001 . ISSN   1573-0352 .
  7. ^ Томислав Кристо; КРОПИКС (14 ноября 2013 г.). «Конституционный суд разъяснил решение: «Вот почему мы должны провести референдум по однополым бракам 1 декабря» - Jutarnji List» . Jutarnji.hr . Проверено 2 марта 2017 г.
  8. ^ «HRT: Референдум о браке 1 декабря – Конституционный суд созвал парламент» (на хорватском языке). Vijesti.hrt.hr. 17 сентября 2016 г. Проверено 2 марта 2017 г.
  9. ^ Автор: RI Размещено 6 часов назад. "ДОКУМЕНТ Только один из 13 судей высказался за запрет абортов, такое его объяснение - Новости" . Индекс.час . Проверено 2 марта 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  10. ^ Автор: DH Размещено 6 часов назад. "Конституционный суд отклонил ходатайство о запрете абортов, - ассоциация Маркича созвала пресс-конференцию - Vijesti" . Индекс.час . Проверено 2 марта 2017 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Пресс-конференция < http://vijesti.hrt.hr/376909/ustavni-sud-objavit-ce-danas-odluku-o-pobacaju. Архивировано 2 марта 2017 г. в Wayback Machine >; 30:30-31:37
  12. ^ «HRT: Конституционный суд: Парламент должен принять закон об абортах в течение двух лет» (на хорватском языке). Vijesti.hrt.hr. 17 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 02 марта 2017 г. Проверено 2 марта 2017 г.
  13. ^ Перейти обратно: а б «Предложения по оценке конституционности так называемого закона об абортах не принимаются – Večernji.hr» . Vecernji.hr . Проверено 2 марта 2017 г.
  14. ^ «Бывшие судьи | Конституционный суд Республики Хорватия» .

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]

45 ° 49'00 "N 15 ° 58'24" E  /  45,81671 ° N 15,97341 ° E  / 45,81671; 15.97341

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac3ae08b1e87fef9b386f47f4e75846d__1722084060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/6d/ac3ae08b1e87fef9b386f47f4e75846d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Constitutional Court of Croatia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)