Jump to content

Мельничный остров, Быдгощ

Координаты : 53 ° 07'20 "N 17 ° 59'45" E  /  53,1222 ° N 17,9958 ° E  / 53,1222; 17,9958
Милл-Айленд
Быдгощ
Мельничный остров Быдгощ с высоты птичьего полета
Расположение Милл-Айленда на карте 1939 года
Родное имя Мельничный остров в Быдгоще   ( польский )
Тип Остров
Владелец Город Быдгощ
Область 6,5 га (16 акров)
Адреса Быдгощ ,  Польша
Расположение Быдгощ
Координаты 53 ° 7'20 "N 17 ° 59'45" E  /  53,12222 ° N 17,99583 ° E  / 53,12222; 17,99583

Мельничный остров ( польский : Wyspa Młyńska ) — историческая территория, расположенная в Старом городе Быдгощи , Польша , занимающая площадь около 6,5 га: сегодня это место с культурными и развлекательными объектами, окруженное рекой Брда и ее рукавом. [ 1 ] В 2012 году остров получил сертификат «Лучшая туристическая достопримечательность» Польской туристической организации. [ 2 ]

Расположение

[ редактировать ]

Остров расположен между рекой Брда и ее притоком, к западу от Старого рынка , в Быдгощи Старом городе . Через остров проходит только одна дорога, улица Менница, название которой происходит от польского mennica «монетный двор»: с 1594 по 1688 год здесь действовал королевский монетный двор, снесенный в XIX веке. Улица Менница соединяет Старый рынок с мельницами на острове, а простирается до Фош-стрит , проходящей вдоль дамбы, соединяющей Милл-Айленд с водными шлюзами.

Характеристики

[ редактировать ]

Мельничный остров является одним из самых красивых живописных мест Быдгощи благодаря своим живописным особенностям: длинным набережным, шлюзам и плотинам , водопаду на канале, зелени и фасадам зданий на набережной (прозванной «Быдгощской Венецией»). Его расположение в районе Старого города является символом тесного симбиоза между городом Быдгощ и сетью рек и каналов, Быдгощским заливом ( на польском языке «Bydgoszcz Węzeł Wodny»), соединяющим реки Висла и Одер . В настоящее время остров является место отдыха и культуры, благодаря наличию многочисленных музеев и близости городской Оперы («Опера Нова»).

Остров пересекают два канала :

  • «Междыводский канал », исторический водоток, отремонтированный в 2007 году;
  • «Зерновой канал» к западу от Ротерс-Миллс, пробитый в 18 веке.

Река Леа течет вокруг острова и впадает в реку Брда через две плотины «Яз Фарный» и «Яз Улговый», а также рыбную лестницу .

Сегодня остров соединен с остальной частью города пешеходными мостами и одним мостом для транспортных средств. В центре острова расположен луг с амфитеатром, обращенным к реке, и детской игровой площадкой. На востоке «Мендзыводский канал» разграничивает так называемый «Мятный остров», где находится несколько объектов Районного музея:

  • «Белый амбар » с готическим подвалом с крестовыми сводами 15 века хранит археологические коллекции;
  • В доме конца 18 или начала 19 века располагался «Европейский денежный центр» с выставками, посвященными монетному двору Быдгощи и деньгам в Европе;
  • В «Красном амбаре» находится Галерея современного искусства с бывшим домом мельника в качестве приемного и информационного центра;
  • Дом Леона Вычолковского в центральной части острова демонстрирует достижения художника.

Дамба : на этом участке расположен причал для яхт, а отделяет северо-западную часть Милл-Айленда от реки Брда также пристань для яхт и отель напротив Ротерс-Миллс.

Остров соединен с Оперой пешеходным мостом: на его площадке есть смотровая площадка и амфитеатр , используемый для представлений на открытом воздухе. На Милл-Айленде постамент с земным земным шаром обозначает 18-градусный меридиан восточной долготы , который пересекает соседний Старый рынок. Рядом с набережной находится 700 м. 2 песчаная территория, наполненная морским песком из Мендзыздроя .

Ежегодно в июне здесь проходит Быдгощский водный фестиваль. [ 3 ] с целью популяризации водного пути E70 [ 4 ] и туризм по внутренним водным путям.

Мельничный остров на карте Бромберга/Быдгощи 1876 года.

Исторически остров включал в себя три земные земли:

  • Северный остров , разобранный при строительстве Быдгощского канала в 1772-1774 годах;
  • Западный остров , ныне центральная часть нынешнего Милл-Айленда;
  • Восточный (монетный) остров , где в 1594 году был основан один из самых важных монетных дворов в Польше раннего Нового времени , монеты Быдгощского монетного двора были известны во всей Европе. [ 5 ]

«Восточный остров» и западная часть «Мендзыводского канала» были засыпаны в 1960-е годы и воссозданы в виде каскада в 2007 году. [ 6 ]

Старопольский период (до середины 18 века)

[ редактировать ]

В течение нескольких столетий Мельничный остров был частью королевских владений, отсюда и его старое польское название «Королевский остров» ( Wyspa Królewska ), а иногда и «Околе». Настоящее название Милл-Айленд происходит от нескольких мельниц, построенных на острове с 14 века, пик активности которых пришелся на 19 век.

Предполагаемый след Быдгощи в 16 веке.

В средние века в восточной части острова появились первые мельницы. В конце 14 века в целях экономики и военной обороны была улучшена водопроводная сеть в западной части Старого города, чтобы воспользоваться первой плотиной реки Брды , Яз Фарный была создана (буквально «Приходская плотина»). вместе со шлюзом и судоходным каналом, который сегодня является настоящим руслом реки Брда . [ 7 ] Около 1400 года напротив Быдгощского собора была построена церковная мельница ( młyn kościelny ). В то время королевские мельницы , принадлежавшие Быдгощскому старосте на стыке Мендзыводского канала и Лейтенского канала стояли несколько крупных пятиколесных мельниц и лесопилка . В 1541 году на острове работало . Помимо кукурузных и солодовых мельниц, существовали еще валяные фабрики по очистке шерсти и дублению кожи.

Западный остров, менее застроенный, был занят садами.

В 1594 году на восточном острове был основан Быдгощский монетный двор , принадлежавший королю Сигизмунду III Вазе . Его фаворит Станислав Циковский открыл здесь частный монетный двор, который в начале 17 века превратился в королевский монетный двор. [ 8 ]

Прусский период (1772-1920)

[ редактировать ]

Наиболее значительные преобразования острова связаны со строительством Быдгощского канала . В 1774 году на территории монетного двора была построена крупнейшая водяная мельница «Геркулес» (с 1828 года — «Генрик»). Последним сохранившимся зданием на улице Менница (под номером 4) был кожевенный завод, основанный в 1760 году к югу от лесопилки, а в 1789 году были построены фахверковые зернохранилища, названные Белым зернохранилищем . Помимо промышленных и складских построек появились жилые постройки, такие как Дом Миллера (по ул. Менница, № 8) в 1772 г. или здание Административной мельницы (№ 6) в конце XVIII в.). Для облегчения управления зерновыми между военными складами на левом берегу реки Брды и островом в 1789 году был построен «Складской мост» (ныне на уровне пешеходного моста на Оперу-Нова).

Между 1815 и 1825 годами прусские власти под руководством прокурора Коплина начали реконструкцию острова. Они навалили дамбу, соединяющую остров с улицей Фоча , построили комплекс мельниц, амбаров (в том числе предшественника Красного амбара ) и жилых построек, в частности, используя фундаменты бывшего монетного двора. На северной окраине острова были построены «Мельницы Рудольфа и Вильгельма» (ныне Быдгощская ГЭС «Куявская»), кирпичный каретный двор и складские помещения. В 1816 году был построен деревянный мост Мельничный , соединяющий Старую Рыночную площадь (ныне улица Ку Млыном).

В 1825 году все объекты на Милл-Айленде перешли в собственность консорциума, в который входили, среди прочих, братья Шиклер из Берлина . Эти братья также владели в Быдгоще сахарным заводом, построенным на территории бывшего замка (ныне местное местонахождение страховой компании PZU на ул. Гродской, 25). Шиклеры основали в 1826 году Быдгощскую мельничную компанию «Геркулес», производящую не только местный рынок, но и экспортирующую продукцию в Германию, Великобританию и даже Бразилию. На предприятиях «Геркулеса» перерабатываются крупы, привозимые водным путем со всего Польского королевства . Мельницы также были оснащены лесопилкой с водяным приводом.

«Быдгощская Венеция» на прусской открытке.

В 1842 году консорциум приобрел принадлежащие Пруссии предприятия: в 1846 году Королевские мельницы впервые изобрели первую паровую машину в Быдгоще. В 1848 и 1849 годах старые мельницы были снесены, а на их месте был построен большой мельничный комплекс, ныне известный как Мельницы Ротера : это были крупнейшие мельницы в Быдгоще во второй половине XIX века, и их поддерживали более мелкие мельницы. по всему Быдгощу , как «Кентцер Мельс», ныне отель «Слонечны Млын».

В 1859 году водяную мельницу «Генрик» снесли, уступив место паровой мельнице «Кампхауса» (нынешний Красный амбар ). В 1899 году на острове была построена жилая вилла для членов правления картонажных заводов (по адресу Миннека № 7), ныне дом Леона Вычолковского . На рубеже 20-го века переход от водяных мельниц к паровым и электроэнергетическим промышленным зданиям на острове был почти завершен.

Кроме того, период с 1870 по 1914 годы был временем создания «Быдгощской Венеции», архитектурного ансамбля доходных домов, построенных вдоль берегового канала реки с востока, юга и запада. Эти живописные здания у подножья реки стали туристической достопримечательностью и источником вдохновения для художников.

Межвоенный период (1920-1930 гг.)

[ редактировать ]

В межвоенные годы в островные поселения были внесены небольшие изменения.

В 1936 году была создана пристань для Военно-спортивного клуба: снесенная в 2011 году, через год реконструирована в новом виде. был снесен «Складской мост», соединявший военные склады с городом В 1934 году из-за расширения излучины реки Брды .

Послевоенный период (с 1945 г.)

[ редактировать ]

После Второй мировой войны все мукомольные предприятия на острове перешли в собственность «Государственных предприятий «Зерно и мельницы». Марина была расширена в пользу спортивного клуба ВКС «Завиша» и участка водной полиции в районе Белого амбара . В 1964 году Мельничный мост был восстановлен в нынешнем виде. В конце 1960-х годов были засыпаны два водных пути: «Канал Мендзыводзе» и Зерновой канал (частично), что позволило объединить остров в один.

В 1978 году на острове был установлен МиГ-15 , как памятник, который простоял здесь несколько месяцев. В 1980-х годах здесь также разместили артиллерийскую пушку. [ 9 ]

Первые планы возрождения Милл-Айленда в 1970-х годах были направлены на превращение мельниц в музеи. [ 10 ] В 1990-е годы мельницы были проданы частным инвесторам, а оставшиеся помещения были переданы в собственность районному музею Леона Вычулковского в Быдгоще.

Оживление Милл-Айленда завершилось только после 2004 года, когда были получены специальные средства Европейского Союза и Европейской экономической зоны . была возведена новая пристань В период с 2006 по 2010 годы были проведены комплексные работы, в 2012 году на месте существующего ВКС «Завиша» для воды.

В 2022 году ансамбль Rother's Mills был преобразован в выставочную площадку. Кроме того, со 2 июня 2022 года город Быдгощ выставляет скульптуры Юзефа Маковского на северной набережной острова. [ 11 ] -х годах в бассейне на месте монументального фонтана « Потоп » статуи рыб раньше Эти каменные стояли в 1950 в центре города , расплавленного немецкими войсками в 1942 году. [ 12 ]

В период с 1985 по 1995 год Милл-Айленд был внесен в Польский реестр исторических памятников под номером. A/878, 15 июня 1985 г. (здания мельницы) и №. А/773/1-9, 6 июня 1992 г. [ 13 ] Элементы, замеченные в статье о наследии:

  • исторический характер пространственного расположения,
  • старые деревья,
  • монументальный комплекс мельниц и зернохранилищ, а также отдельно стоящие здания, окруженные зеленью.

Большинство памятников архитектуры расположены на бывшем монетном острове. От первоначального здания монетного двора 17 века до сих пор можно увидеть фундамент и подвальные своды.

Исторические зернохранилища

[ редактировать ]

Белый Зернохранилище

[ редактировать ]

Расположенное в восточной части Милл-Айленда, на берегу реки Брда , недалеко от приходской плотины , это старейшее сохранившееся здание на острове. Он был построен в 1790-х годах в связи с появлением новых зерновых мельниц в северной части Милл-Айленда. До 1827 года он принадлежал Прусскому королевству, затем его купил купец Падекер. С тех пор его преемниками являются компании. Лишь в 1919 году он стал собственностью местных органов власти, а затем и польской государственной казны. [ 14 ] До 1974 года объект использовался как склад зерна. С 1980-х годов в здании размещается исторический отдел районного музея «Леона Вычулковского»: здесь в основном экспонируется Быдгощи история и ремесленные традиции Куявии . С 2006 по 2008 год здание было капитально отремонтировано в рамках программы «Восстановление культурного наследия на Милл-Айленде». [ 6 ] и приспособлен для экспонирования археологических коллекций.

Он одноэтажный с мансардой, имеет вытянутую прямоугольную форму и покрыт двускатной крышей. [ 15 ] Это фахверковая конструкция. Стоит отметить:

  • готический поддерживаемыми подвал XV века с крестовыми сводами, массивными кирпичными колоннами;
  • сохранилась первоначальная однопространственная внутренняя планировка с деревянными столбами (теперь встроены в первый этаж). [ 15 ]

Белый амбар внесен в Список памятников наследия Куявско-Поморского воеводства (№ 601216, рег. А/878, 15 июня 1985 г.) . [ 16 ]

Трактир «Мельница» ( Karczma Młyńska )

[ редактировать ]

Расположенный на набережной Литского рукава, он был построен примерно в 1835 году по методу деревянного каркаса с кирпичным заполнением. [ 15 ] Первоначально он использовался для хранения зерна в мешках. [ 17 ] Здание имеет вытянутую прямоугольную форму, с этажом и окнами на крыше. [ 15 ] В 1990-е годы зернохранилище было капитально отремонтировано. Сегодня здесь находится ресторан «Мельничная таверна» , польский : Karczma Młyńska . [ 18 ] Здание внесено в Список памятников наследия Куявско-Поморского воеводства (№ 601214, рег. А/773/1-9, 9 июня 1992 г.) . [ 16 ]

Красный Зернохранилище

[ редактировать ]

Расположенный напротив Мельничного моста, это самое большое сохранившееся зернохранилище в Быдгоще. Ранее называвшаяся «Мельница Кампхаузен», она была построена архитектором Вольфом в 1861 году. [ 15 ] Комплекс «Мельница Кампхаузен» имел восемь помольных линий с пристройкой, котельную, мельницу, ветряную мельницу и зернохранилище. Мельница постепенно реконструировалась и расширялась: в 1930 году здание состояло из мельницы, флигеля, котельной, турбины, шлюза и шлюзовой камеры, мукомольного зернохранилища, дома мельника, административного дома с крыльцом и флигель и сарай. [ 14 ] За зданием находится начало Мендзыводского канала, разделяющего Мельничный остров. Первоначально к Красному амбару были пристроены водяные колеса, приводившие в движение мельницу, которая была расформирована в 1917 году при переходе на ГЭС. [ 15 ] Сегодня соседнее здание - Дом Миллера - полностью реабилитировано. В 1975 году Красный амбар был присоединен к Региональному музею, и в период с 1998 по 2006 год здесь время от времени проходило несколько художественных выставок. [ 19 ] В 2006–2008 годах он был капитально отремонтирован в рамках программы « Восстановление культурного наследия на Милл-Айленде» . [ 6 ] С 2009 года в Красном амбаре находится Быдгощская галерея современного искусства.

Красный амбар представляет собой массивное четырехэтажное кирпичное здание с подвалом. Обозначается внутренняя планировка каждого этажа. Подвал кирпичный, сводчатый . [ 15 ] После ремонта и реконструкции 2008 года объект теперь включает в себя стеклянную лестницу, примыкающую к зданию с севера. Красный амбар внесен в Список памятников наследия Куявско-Поморского воеводства (№ 601215, рег. А/773/1-9 от 9 июня 1992 г.) . [ 16 ]

Старые мельницы и промышленные объекты

[ редактировать ]

Ротерс Миллс

[ редактировать ]

Мельницы Ротера расположены в центральной части Мельничного острова в Быдгоще, непосредственно примыкая к течению реки. С севера он граничит с Брдой, а с запада — с «Хлебным каналом».

Ансамбль мельницы состоит из трех блоков: главного корпуса, западного и восточного крыльев. Главное здание кирпичное, имеет четыре уровня, покрытых двускатной крышей. Главное здание до сих пор сохраняет внутреннюю планировку галерей на каждом этаже. Западное и восточное крылья построены в фахверке , оба пятиэтажные.

История мельниц Ротера восходит к середине 19 века, когда благодаря открытию Быдгощского канала, соединяющего реки Брда и Висла , Быдгощ стал центром торговли зерном и древесиной с Западной Европой (до канала зерно сплавлялось по реки до Гданьска ).

Оборот зерна породил новые отрасли промышленности, создав потребность в новых мельницах и хлебопекарнях. В 1825 году консорциум взял под свой контроль мельницы на Милл-Айленде, торгуя на местном рынке, а также за границей, в Германии, Великобритании и даже Бразилии. [ 20 ] В 1842 году мельницы Ротера были объединены в комплекс из нескольких предприятий, переименованных в Королевские мельницы , а в 1846 году в Быдгоще была впервые использована паровая машина . Этот год стал одним из начала строительства настоящих мельниц Ротера на территории, принадлежавшей купцу Рауберу. раньше здесь стояли сады. [ 21 ] Весь комплекс Ротера был построен в 1849-1850 годах. Проект включал в себя не только масштабное производственное здание, но и:

  • котельное и машинное отделение с дымоходом,
  • мукомольное зернохранилище,
  • насосная станция (и машинный зал),
  • лестница рыбная .

Все здания были установлены на устойчивых к коррозии сваях. На стыке «Хлебного канала» и Леты также был создан деревянный мост с кирпичными опорами, включающими водяные колеса .

В 1861 году мельница перешла в руки новой компании: государственной Die Königliche Seehandlung Societäts zu Berlin , а в 1886 году мельница стала работать на электричестве.

В 1919 году объект перешел во владение муниципалитету Быдгощи , а в 1921 году – Министерству бюджета Второй Польской Республики . В 1928 году некоторые здания Милл-Айленда находились в непосредственном ведении Национальной промышленности по производству зерновых культур.

После Второй мировой войны мельницы Ротера перешли в собственность государственного предприятия «Зерно и мельницы» («Збожево-Млынарское»). [ 21 ] До 1980-х годов транспортировка зерна на мельницы осуществлялась водным путем: по каналу курсировали зерновые баржи, откуда с помощью всасывающей трубы зерно транспортировалось в амбары. Конец экономической деятельности Rother's Mills произошел в 1990-х годах.

В это время помещение было приобретено компанией «Отель», которая планировала переоборудовать его в элитную недвижимость по проекту варшавских архитекторов Bulanda & Fly: помимо отеля, конференц-центр, ресторан, центр отдыха. , подземный гараж, а также арендуемые офисные помещения. Проект рухнул через несколько месяцев из-за финансовых проблем. Следующий владелец, компания «Нордик Девелопмент», планировала превратить ансамбль в отель и развлекательный центр, но проект так и не был реализован.

В декабре 2013 года город Быдгощ приобрел недвижимость у «Nordic Development» за 25 миллионов злотых. [ 22 ] После долгой и тщательной реконструкции в ноябре 2022 года городские власти переименовали ансамбль в «Центр науки и культуры Млыны Ротера» (англ. Rother's Mills Science and Culture Center ); [ 23 ] сейчас здесь проводятся постоянные и периодические выставки. Проект реновации получил в 2021 году звание «Модернизация года» на общероссийском конкурсе «Модернизация года и строительство XXI века». [ 24 ]

«Мельницы Ротера» состоят из трех частей: главного здания, а также западного и восточного крыльев. Главное здание кирпичное. Имеет четырехэтажный подвал с двускатной крышей. На каждом этаже до сих пор сохранились внутренние планировки галерей. Восточное и западное крылья представляют собой пятиэтажные фахверковые постройки. [ 14 ] Западное крыло со стороны реки стоит на высоких каменных постаментах. Мельницы Ротера внесены в Список памятников наследия Куявско-Поморского воеводства (№ 601219, рег. А/773/1-9, 9 июня 1992 г.) . [ 16 ]

Куявская ГЭС

[ редактировать ]

Расположенное на слиянии ручья и реки Брды , это место последовательно строилось и перестраивалось с 1786 года, когда здесь была построена мельница. Электростанция была построена в 1920 году главным образом для снабжения электроэнергией многочисленных мельниц острова. [ 14 ] но комплекс сохранил здание зернохранилища. [ 25 ] Турбина имела мощность 110 кВт и обеспечивала электроэнергией дома в окрестностях Старого рынка , но не была связана с городской сетью. В здании были заложены две водяные турбины, вертикальные с деревянным зубчатым колесом. [ 6 ]

В 1975 году техническая экспертиза признала турбинную камеру несоответствующей действующим нормам. В результате в 1990-е годы Национальный хлебный комбинат объявил тендер на продажу разрушенного здания. предприниматель «Ежи Куявский», строитель гидроэлектростанции в Кашубии В июле 1998 года новым владельцем стал . Он произвел капитальный ремонт объекта и установил новую турбину: новая электростанция была запущена 1 декабря 1998 года. [ 26 ] В период с 2000 по 2005 год были отремонтированы фасады зданий, произведен капитальный ремонт трех турбин и поставлены две новые. Электростанция «Куявская» в 2009 году имела мощность 600 кВт , 600 кВт из которых Быдгощского энергетического управления. были переданы в сеть [ 6 ]

В 2009 году в объекте открылся Музей энергетики : его цель – напомнить историю быдгощской энергетики, гидроэлектростанций, действующих на территории города, и представить людей, сыгравших активную роль в этой истории. Первая выставка была посвящена истории электростанций и технического оборудования. В некоторых залах также размещены выставки энергетического оборудования и большая коллекция радиоприемников ХХ века (250 штук). [ 27 ] Гидроэлектростанция «Куявская» внесена в Список памятников наследия Куявско-Поморского воеводства (№ 601217 и 601218, рег. А/773/1-9 от 9 июня 1992 г.) . [ 16 ]

Красильная мастерская Вильгельма Коппа

[ редактировать ]

Бывший красильный цех «Вильгельм Копп» расположен на западном берегу Леат-канала. Адрес: Свентей Тройцы, 4-6. Первый красильный цех, принадлежавший быдгощскому промышленнику Уильяму Коппу, был основан в 1878 году на соседней улице, в компании работало всего 2 рабочих. В 1883 году владелец значительно расширил свою деятельность, купив объект на улице Познаньской, 32. В 1893 году завод случайно сгорел из-за неправильного использования бензина, который затем использовался в качестве чистящего средства.

После 10 лет использования палаточного городка в центре города Вильгельму Коппу пришлось в 1903 году построить новый завод на участке на улице Свентей Тройцы. В здании пять этажей и подсобная часть. Он был построен из кирпича в соответствии с индустриальной архитектурой, характерной для конца 19 века.

На нижнем уровне размещались красильные и паровые котлы. На верхних этажах размещались прачечная, бензоканализационная, гладильная, экспедиционная и жилые помещения. Одежда поступала из нескольких региональных отделений ( Хелмно , Грудзёндз , Иновроцлав и Торунь ), ее стирали в специальных стиральных машинах, используя бензин в качестве моющего средства, способного удалить пятна от кофе, чая, пива и вина. После стирки и сушки одежду гладили и упаковывали. Объект Уильяма Коппа считался образцовым с точки зрения пожарной безопасности. В начале 20 века завод пережил период процветания, предоставляя услуги прачечной в районе Быдгощи , а также в других городах, таких как Грудзёндз и Торунь . С 1904 по 1910 год компания выросла с 32 рабочих, из них 26 женщин, до 60 человек.

Когда Уильям Копп умер в 1919 году, право собственности на компанию перешло к его двум дочерям и шести сыновьям. На практике бизнесом управляли только трое сыновей (Рудольф Вильгельм Альберт, Юлиус Отто Фридрих и Феликс Эрнст Макс). Завод успешно работал под управлением семьи Копп в межвоенный период и после периода немецкой оккупации . После Второй мировой войны завод был национализирован и передан государственной компании «Пралхем», но в конце концов прекратил свою деятельность в 1990-х годах.

В 2002 году, во время реконструкции Милл-Айленда, вдоль набережного канала была проложена пешеходная дорожка, отделившая здание от водного пути, а в 2006 году пешеходный перед зданием был построен мост, посвященный певцу Кшиштофу Кленчону. . В том же году был поднят вопрос о переустройстве красильни в роскошные апартаменты: [ 28 ] В рамках проекта будет построено около 30 домов -лофтов , крытый бассейн и зимний сад с видом на Милл-Айленд, площадью 300 м2. 2 Сервисный центр на первом этаже. [ 29 ] Однако план так и не был реализован. [ 30 ] В 2011 году новый владелец предложил еще один проект гостиницы на 126 номеров со 126 номерами, рестораном, конференц-залом, оздоровительным центром и зимним садом на крыше. [ 31 ] будет завершено к концу 2013 года. На данный момент реализация проекта приостановлена.

Спиртовой завод Августа Франке

[ редактировать ]

Основателем винокурни Франке был Карл Август Франке, приехавший в Быдгощ в 1827 году из Лешно . Первоначально это был небольшой спиртзавод, производивший спирт-ректификат . После смерти Карла Августа в 1853 году компанию возглавил его сын Герман Франке. С этого момента фирма пережила стабильное и динамичное развитие. В 1857 году паровая перегонная установка имела мощность 1000 литров: мощностью 3 л.с. паровая машина , первая установленная в городе, была произведена фирмой Фридриха Эберхарда. [ 32 ] мастерские на Берлинерштрассе , Быдгощ.

В 1872 году Герман Франке открыл на улице Подвале , 11 новые заводы по производству чистого ректифицированного спирта , популярного при производстве ликеров : суточное производство спиртных напитков выросло примерно до 3500 литров. Его высокоэффективный бизнес сделал компанию Франке монополистом на поставках алкоголя в Бромберге и прилегающих районах; это также создало необходимость решения проблемы хранения, особенно в зимнее время. Для этого Франке в 1887 году купил участок на берегу реки Лит и построил там резервуар, способный хранить примерно 1 миллион литров спирта-сырца (вскоре до 1,75 миллиона литров). В 1893 году он также построил здесь вдоль ручья современный нефтеперегонный завод, который вместе с заводом на улице Подвале достиг ежедневного производства около 10 000 литров спиртных напитков в день. [ 33 ] В последующие годы эта цифра никогда не превышалась из-за снижения спроса. В 1890-х годах рядом с винокуренными заводами Франке открылись украшенные общественные бани. Герман Франке был известен как филантроп, стремившийся работать на благо экономического, культурного и социального развития города: в 1900 году он был удостоен звания «Почетный гражданин города Бромберг ». После смерти Германа Франке в 1913 году вся компания перешла в в руках его сына Конрада, который управлял фирмой всего четыре года, так как преждевременно умер в 1917 году в возрасте 52 лет. В соседнем здании по улице Чарторыйского, 6 располагалась общественная баня, принадлежащая компании Франке, использующая теплую воду, образующуюся при производстве спирта. На внешней стене во дворе помещен барельеф «Дети в ванне», напоминающий об этом периоде. [ 34 ]

Завод работал в межвоенный период и в период немецкой оккупации , но находился в немецкой собственности. [ 35 ] После Второй мировой войны завод был национализирован и постепенно прекратил свою деятельность.

Замок и плотины

[ редактировать ]

Городской замок

[ редактировать ]

Перед городским шлюзом река разделяется на два рукава:

  • один протекает через гладкую ветвь, огибающую Мельничный остров и питающую две плотины , гидроэлектростанцию ​​«Куявская», «Мендзиводский канал», и заканчивается у рыбной лестницы возле пристани для яхт;
  • одна из них — канализированная река Брда .

Разница уровней воды между этими рукавами составляет 3 метра.

Оригинальный деревянный шлюз был построен в 1774 году, когда Быдгощский канал был сдан в эксплуатацию . Его неоднократно перестраивали из-за тяжелых условий и ограниченной долговечности строительного материала. [ 36 ] В 1788 году шлюз обрушился, а в 1792 году был установлен новый деревянный шлюз, несмотря на попытки использовать кирпич или камень: сооружение снова рухнуло в 1803 году, а в 1805 году его заменило деревянное сооружение. В последующие годы подобное событие повторялось неоднократно, вплоть до 1882 года, когда было принято решение построить кирпичный замок необычной трапециевидной формы.

Другой шлюз, сохранившийся до наших дней, был установлен к западу от шлюза и введен в эксплуатацию в 1915 году. Он был частью нового участка Быдгощского канала , приспособленного к стандартам 400-тонных барж, вместе с двумя недавно построенными большими шлюзами. в Околе и Чижковко . В том же году старый трапециевидный шлюз был засыпан, и его каменная облицовка до сих пор видна на улице Марцинковского. В 2014 году, чтобы отпраздновать 240-летие Быдгощского канала , набережные и стены старой шлюзовой камеры были открыты и выставлены в образовательных и исторических целях в рамках проекта возрождения реки Брда .

В 2005 году городской шлюз (в составе шлюзов, зданий, машинного отделения, рулевой рубки) внесен в Список памятников наследия Куявско-Поморского воеводства (№ 601433, рег. А/901/1-6 от 9 декабря 2005 г.) . [ 16 ] В 2014-2015 годах планировался капитальный ремонт городского замка с установкой звуковой системы и видеонаблюдения. [ 37 ]

Яз Фарный ( Приходская плотина ) расположен между лиственным рукавом Мельничного острова и рекой Брда . Он расположен в непосредственной близости от Быдгощского собора («Св. Мартина и Николая»), отсюда и его название: «Kościół Farny» по-польски означает «приходская церковь». Рядом с этой плотиной находится гидроэлектростанция «Куявская».

На этом месте в 14 веке была расположена в Быдгоще первая плотина , оборудованная водяным колесом, приводящим в движение зерновые мельницы .

Нынешняя плотина была построена в 1899 году, затем перестроена в 1929, 1970 и 1996 годах. В 2014-2015 годах планируется капитальный ремонт этой плотины в рамках проекта возрождения реки Брда. [ 37 ] В 1995 году плотина Фарна внесена в Список памятников культурного наследия Куявско-Поморского воеводства (№ А/438/1 от 16 февраля 1995 г.). [ 38 ]

Рельефная плотина

[ редактировать ]

Яз Улговы ( Малая плотина ) расположен между береговым рукавом Мельничного острова и рекой Брда на уровне пристани, выше по течению от плотины Фарна. Он был построен в 1890 году во время реконструкции Милл-Айленда. Фактическое строение датируется 1920 годом. В 1964 году компания «Płockie Przedsiębiorstwo Robot Mostowych» построила мост длиной 10,5 м, идущий параллельно плотине. Он был отремонтирован в 1994 году. [ 16 ] В 1995 году плотина Улгова внесена в Список памятников культурного наследия Куявско-Поморского воеводства (№ А/438/1 от 16 февраля 1995 г.). [ 38 ]

Другие здания

[ редактировать ]
Здание Адрес Дата постройки Примечания Картина
Европейский музей денег улица Менница, 4 17 век, 1786, 2008 г. В 1595 году на месте амбарных построек был устроен частный монетный двор. [ 14 ] В 1613 году он стал королевским монетным двором, а назывался Государственным монетным двором после смерти короля Сигизмунда III . Перестроенный в 1786 году для использования кожевником г-ном Зинком, это был жилой дом для служащих, работавших на соседней мельнице. [ 14 ] В конце 19 века здесь проживали чиновники Миллса. В 2008 году он был капитально отреставрирован Районным музеем и превращен в Музей европейских денег .
Музейно-образовательный центр улица Менница, 6 1775-1800 Дом был построен для управления мельницами, затем перестроен в конце XIX века. С 2009 года здесь проводится ряд образовательных мероприятий (уроки, мастер-классы, лекции, встречи с авторами, полевые игры, шоу и музейные презентации).
Леона Вычулковского Дом улица Менница, 7 1899 Построен как жилой дом для служащих заводов в 1899 году. В 1975 году его собственность перешла к районному музею Быдгощи , который превратил его в музей, посвященный художнику Леону Вычулковскому , с реконструированными интерьерами его времени.
Дом Миллера улица Менница, 8 1774 Построен как резиденция для рабочих завода в 1774 году. В 1979 году его собственность перешла к районному музею Быдгощи . С 2008 года здесь размещается Музейно-информационный центр (этот дом – реконструкция, первоначальный разобрали).
Отель Пшистань Быдгощ ул. Тамка, 2 2012 Комплекс отеля Przystań («пристань, гавань») был построен в 2002 году, с 22 номерами и залом общественного питания, по проекту бюро «APA Rokiccy». В здании также находится часть административных помещений и территория спортивного клуба пристани: тренировочный зал, склад для 16 гребных, 5 моторных лодок и 80 каноэ, ремонтная мастерская. К пристани отеля, у водопада Улговой плотины, пристроен причал на реке Брда на 12 лодок.

Венеция Быдгощи

[ редактировать ]

История Быдгощской Венеции началась в 19 веке, когда на набережной реки Брды было построено множество домов, мастерских и фабрик. Главным преимуществом расположения был легкий доступ к воде, а также расположение в центре города. Первоначально территории, расположенные непосредственно на берегу реки, использовались как сады, но около 1870 года начали возводиться многочисленные постройки у реки. [ 39 ] В итоге пейзаж Быдгощской Венеции превратился в жилые и промышленные постройки. Владельцами таунхаусов были купцы, ремесленники или фабриканты. В мастерских проводились различные мероприятия:

  • сигаретный завод,
  • шоколадная фабрика и кондитерская «Лукулл» ​​(1925-1939),
  • пекарни, скотобойни, типографии (например, «Дзенник Быдгоского»),
  • крашение (красильная мастерская Вильгельма Коппа),
  • винокуренный завод (спиртовой завод Августа Франке),
  • лесопиление,
  • рестораны.

В начале 20 века площадь благодаря своей оригинальной планировке стала туристической достопримечательностью Быдгощи , особенно среди художников (Ф. Гаевский, Ежи Рупневский , О. Сагер, Э. Квятковский, Б. Новицкий, А. Гжеск- Менчиньска, Леон Плошай, Ф. Коницер, Ф. Бженчковский, Юзеф Пененжек , К. Цвихель). С 1990-х годов и даже после возрождения Милл-Айленда это место становилось все более привлекательным с точки зрения туризма и отдыха.

Мосты и пешеходные мосты

[ редактировать ]
Структура Цели Примечания Картина
Мост влюбленных пешеходный мост Ранее (1789-1945) место моста, соединявшего склады Милл-Айленда с королевскими зернохранилищами (место расположения Оперы Нова). Он был разрушен во время освободительных боев в январе 1945 года в Быдгоще и больше не восстановлен. Настоящий пешеходный мост является частью реконструкции Милл-Айленда, он был завершен в феврале 2008 года. [ 40 ]
Милловый мост Автомобильный мост, пешеходный мост Мост был построен в 1791 году во время строительства мельниц Ротера. Раньше он соединял Восточный остров со Старым городом Быдгоща через реку Лид. [ 41 ]

В 19 и 20 веках его несколько раз перестраивали, вплоть до 1964 года. Последняя реконструкция проводилась в рамках плана возрождения Милл-Айленда до ноября 2014 года. [ 42 ]

Венеция пешеходного моста Быдгощи пешеходный мост Строительство этого перехода было частью проекта возрождения острова и было введено в эксплуатацию в сентябре 2006 года. [ 16 ]
Кшиштофа Кленчона Пешеходный мост пешеходный мост Строительство этого перехода было частью проекта возрождения острова и было введено в эксплуатацию в феврале 2008 года. [ 16 ]
Мост через Рельефную плотину Автомобильный мост, пешеходный мост Мост через улицу Тамка на дамбе, отделяющей реку Брду от притока.
Пиларский мост Автомобильный мост, пешеходный мост Первоначально это был мост через «Канал Мендзыводзе», соединяющий главный остров с западной частью монетного двора. Его название происходит от лесопилки ( польское : piła «лезвие»), расположенной недалеко от Красного зернохранилища в 15 веке.
Мост через Мендзыводский канал. пешеходный мост Этот пешеходный мост существует с 19 века и ведет на Мятный остров. Он был перестроен в 21 веке.
Солидарность Мельничные мосты и Портовые мосты Автомобильный мост, пешеходный мост , трамвай Две серии по три моста через ведущую ветку.

Оживление

[ редактировать ]

С 2005 по 2012 год Милл-Айленд прошел процесс возрождения, направленный на раскрытие его культурных, рекреационных и туристических ценностей. [ 43 ]

Стоимость четырех проектов на острове достигла почти 100 миллионов злотых : [ 44 ]

  • План активизации развития бизнеса , выполненный в 2005 и 2006 годах с помощью фондов ЕС . Он включал реконструкцию и преобразование Центра труда и предпринимательства на ул. Менница, 6, ремонт набережных, строительство трех пешеходных мостов и восстановление «Медзыводзе канала»; [ 45 ]
  • Проект обновления культурного наследия , реализованный с 2006 по 2008 год при помощи Норвежского фонда. Он включал реконструкцию существующих зданий на острове и их преобразование для культурных целей (Музей археологии, Музей искусств, Музей европейских денег, Дом Леона Вычулковского; [ 46 ]
  • Строительство рекреационного объекта осуществлялось с 2008 по 2011 год на средства ЕС . [ 47 ] Он включал в себя реконструкцию улицы Менница, реконструкцию набережных, строительство аллей и бульваров в растительном парке, строительство амфитеатра, зоны морского песка и смотровой площадки с панорамным видом на Быдгощскую оперу; [ 48 ]
  • Оживление деградировавших спортивных площадей осуществлялось в период с 2010 по 2012 год с помощью фондов ЕС . Он включал в себя строительство пристани, гостиницы и спортивной пристани, ремонт причалов и рыбопроходов. [ 49 ]

Помимо этих проектов, реализовано или запланировано несколько частных инвестиционных проектов. [ 50 ]

Вид из оперы: (слева направо) гидроэлектростанция, мост влюбленных, Белый амбар и мельницы Ротера.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Реновация объектов культурного наследия в районе Милл-Айленда» . bydgoszcz.pl . Город Быдгощ. 5 ноября 2008 года . Проверено 17 октября 2016 г.
  2. ^ «Лучший туристический продукт 2008-2015 гг.» . polskapodajdalej.pl . Польская туристическая организация. 2016 . Проверено 17 октября 2016 г.
  3. ^ "КОД БЫДГОЩИ - Стер на Быдгощ 53Н 18Е" . Архивировано из оригинала 05 марта 2016 г. Проверено 16 мая 2015 г.
  4. ^ «Водные пути – ключевой ингредиент лучшей мобильности» . inlandnavigation.eu . ИНЕ. 2016 . Проверено 17 октября 2016 г.
  5. ^ Гарбачевский, Витольд (2000). Монеты, отчеканенные на Быдгощском монетном дворе – иконография и место в польском искусстве эпохи маньеризма и барокко. Материалы для истории культуры и искусства Быдгощи и региона - том 5 . Быдгощ: СТУДИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ВОЕВОДСТВЕННОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА В БЫДГОЩЕ.
  6. ^ Jump up to: а б с д и «Карта грантов ЕС» . Mapadotacji.gov.pl . Оперативная программа технической помощи. 2006 год . Проверено 17 октября 2016 г.
  7. ^ Личннерски, Альфонс (1974). О старых водяных мельницах в Быдгоще. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  8. ^ Путеводитель по Быдгоще . Быдгощ: Город Быдгощ. Июль 2014. стр. 19. ISBN.  978-83-917786-7-8 .
  9. ^ Кулеша, Мацей (23 августа 2015 г.). «В Польской Народной Республике на Мельничном острове стояли пушки» . bydgoszcz.gazeta.pl . быдгощ.газета . Проверено 17 октября 2016 г.
  10. ^ Шах, Джордж (1979). Жемчужина на острове. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  11. ^ Левиньска, Александра (2 июня 2022 г.). « Знаковые скульптуры» снова украшают Быдгощ. В другом месте, но, как и много лет назад – у воды » . bydgoszcz.wyborcza.pl . Агора С.А. Проверено 18 декабря 2022 г.
  12. ^ Глугла, Яцек (22 октября 2021 г.). «Рыбы из фонтана на площади Волнощи в Быдгоще возвращаются» . bydgoszcz.wyborcza.pl . Агора С.А. Проверено 18 декабря 2022 г.
  13. ^ Приложение к резолюции № XXXIV/601/13 . Собрание Куявско-Поморского воеводства. 20 мая 2013 г.
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж Короново Ассоциация развития туризма «Щеслива Долина» (30 сентября 2013 г.). Отчет об инвентаризации и оценке промышленного наследия Быдгощи для целей культурного маршрута . Быдгощ: проект SHIFT-X. стр. 43.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г Парука, Кристина (2008). Памятники Быдгощи – мини-каталог . Быдгощ: «Тифен» Кристина Поручка. ISBN  978-83-927191-0-6 .
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Дудек, Кшиштоф (2012). Монография о мостах Куявско-Поморского воеводства. Брда и Быдгощский канал. Том II серии: Мосты через реки . Быдгощ - Грудзёндз: Издательство: Ассоциация мостовиков Республики Польша, Поморско-Куявское отделение. ISBN  978-83-934160-2-8 .
  17. ^ Путеводитель по Быдгоще . Быдгощ: Город Быдгощ. Июль 2014. стр. 76. ISBN.  978-83-917786-7-8 .
  18. ^ Барылак, Полина Барылак. "О нас" . karczmamlynska.com.pl Карчмамлинская . Проверено 18 октября 2016 г.
  19. ^ Путеводитель по Быдгощской галерее современного искусства . Быдгощ: Районный музей Леона Вычулковского в Быдгоще. стр. 16.
  20. ^ zbyszekf60 (2007). «Бывшие мельницы Ротера» . polskaniezwykla.pl . Польшанеобычная . Проверено 18 октября 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  21. ^ Jump up to: а б Яроциньска, Анна (2007). Старые мельницы. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  22. ^ Аладович, Кшиштоф Аладович. «Ратуша купит мельницы Rothera у Nordic Development» . bydgoszcz.wyborcza.pl . быдгощ.выборча . Проверено 18 октября 2016 г.
  23. ^ WW (23 ноября 2022 г.). «Мельницы Ротера с новым названием и множеством достопримечательностей» . bydgoszcz.pl . Город Быдгощ . Проверено 23 декабря 2022 г.
  24. ^ священник (28 октября 2022 г.). «Модернизация года Rother's Mills» . bydgoszcz.pl . Город Быдгощ . Проверено 23 декабря 2022 г.
  25. ^ Агнешка Колосовска, Лешек Возняк (2014). Путеводитель по Быдгоще . Быдгощ: Wydawnictwo Tekst. стр. 119. ISBN  978-83-917786-7-8 .
  26. ^ «МЭВ Куявска» . mew.pl. ​Малые ГЭС. 2016 . Проверено 18 октября 2016 г.
  27. ^ Кулеша, Мацей (15 сентября 2015 г.). «Коллекция чудес техники на Милл-Айленде» . bydgoszcz.gazeta.pl . быдгощ.газета . Проверено 18 октября 2016 г.
  28. ^ Хелминяк, Марек (2006). " "Красивый старый Быдгощ" Жемчужина среди альбомов" . tmmb.pl. ​Общество влюбленных города Быдгощи. Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 18 сентября 2016 г.
  29. ^ «Пралхем» . www.polskie-lofty.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 27 сентября 2009 г. Проверено 18 декабря 2010 г.
  30. ^ Галенжевский, Яцек (9 декабря 2008 г.). «Проскальзывание инвестиций в развитие центра города» . bydgoszcz.wyborcza.pl . быдгощ.выборча . Проверено 18 сентября 2016 г.
  31. ^ Белава, Войцех (1 октября 2013 г.). «На острове растет отель «Хилтон». Внутри есть уникальный ресторан» . bydgoszcz.gazeta.pl . быдгощ.газета . Проверено 18 сентября 2016 г.
  32. ^ Генеральная реклама жилья Бромберга: за 1858 год . Бромберг. 1858. с. 7. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  33. ^ увеличениеf60. «Энергичный нефтеперерабатывающий завод Карлы Августы Франкего» . Polishusually.pl . Проверено 19 октября 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  34. ^ «Промышленное наследие Быдгощи» . Посетитеbydgoszcz.pl . Быдгощский информационный центр. 2016 . Проверено 19 октября 2016 г.
  35. ^ Епископ, Мэриан (1999). История Быдгощи. Часть II тома 1 1920-1939 гг . Быдгощ: Быдгощское научное общество. стр. 136. ISBN  83-901329-0-7 .
  36. ^ Бартовский, Кшиштоф (2005). К 231-й годовщине Быдгощского канала (1774-2005) - Материалы для истории культуры и искусства Быдгощи и региона . Быдгощ: СТУДИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПАМЯТНИКОВ ВОЕВОДСТВЕННОГО КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА В БЫДГОЩЕ.
  37. ^ Jump up to: а б "Bydgoski vęzeł wodny - описание проекта" . rzgw.gda.pl. ​RZGW в Гданьске. 29 декабря 2013 года . Проверено 19 октября 2016 г.
  38. ^ Jump up to: а б «Списки недвижимых памятников» . нид.пл. ​2016 . Проверено 19 октября 2016 г.
  39. ^ Дерковска-Костковска, Богна (1999). Быдгощская Венеция - эскиз к портрету - Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  40. ^ Дудек, Кшиштоф (2012). Монография о мостах Куявско-Поморского воеводства. Брда и Быдгощский канал. Том II . Быдгощ – Грудзёндз: Ассоциация мостовиков Республики Польша, Поморско-Куявское отделение. ISBN  978-83-934160-2-8 .
  41. ^ Деренда, Ежи (2006). Красивый старый Быдгощ – I том из серии Быдгощ, город в Куявии . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  42. ^ Чайковская, Малгожата (2015). «Дорожники: Мосту грозит обрушение» . bydgoszcz.wyborcza.pl . Проверено 19 октября 2016 г.
  43. ^ Ромейко-Бачарелли Кристина: Остров заново. [в:] Быдгощский календарь на 2009 год
  44. ^ http://www.bip.um.bydgoszcz.pl/na_skroty/finanse/budzet_miasta_bydgoszcz/ Бюджет города Быдгощ на годы: 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, проект бюджета на 2010 год.
  45. ^ https://web.archive.org/web/20071111024336/http://www.bydgoszcz.pl/binary/Rewitalizacja%20Wyspy%20M%C5%82y%C5%84skiej%20w%20Bydgoszczy%20na%20cele%20rozwoju %20przedsi%C4%99biorczo%C5%9Bci_tcm29-22352.pdf , по состоянию на 18.12.2009.
  46. ^ https://web.archive.org/web/20071111024416/http://www.bydgoszcz.pl/binary/Renowacja%20obiekt%C3%B3w%20dziedzikcji%20kulturowego%20na%20terenie%20Wyspy%20M%C5%82y %C5%84skiej%20w%20Bydgoszczy_tcm29-22353.pdf, по состоянию на 18.12.2009.
  47. ^ http://bydgoszcz.gazeta.pl/bydgoszcz/1,48722,7228231,Odnova_Vyspy_Mlynskiej_na_finiszu.html , по состоянию на 21 декабря 2009 г.
  48. ^ http://www.pomorska.pl/apps/pbcs.dll/article?AID=/20090424/BYDGOSZCZ01/979357118 , по состоянию на 21.12.2009.
  49. ^ http://www.atoregion.pl/content/view/253/ доступно 21 декабря 2009 г.
  50. ^ Быдгоска Венеция. Стекло, кирпич и офисы у воды на сайте www.pomorska.pl (по состоянию на 21 декабря 2009 г.) .
[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • (на польском языке) Епископ, Мэриан (1991). История Быдгощи. Том I к 1920 году . Варшава-Познань: Быдгощское научное общество.
  • (на польском языке) Епископ, Мэриан (1999). История Быдгощи. Том II 1920-1939 гг . Варшава-Познань: Быдгощское научное общество.
  • (на польском языке) Деренда, Ежи (2006). Красивый старый Быдгощ – I том из серии Быдгощ, город в Куявии . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  • (на польском языке) Деренда, Ежи (2008). Красивый старый Быдгощ – II том из серии Быдгощ, город в Куявии . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  • (на польском языке) Гонсиоровский, Павел Богдан (2006). Быдгощский меридиан. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  • (на польском языке) Кучма, Раймунд (1995). Зелень в бывшем Быдгоще . Быдгощ: Издательский институт «Свядецво».
  • (на польском языке) Ромейко-Бачарелли, Кристина (2009). Остров заново. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи.
  • (на польском языке) Шах, Джордж (1979). Жемчужина на острове. Быдгощский календарь . Быдгощ: Общество влюбленных города Быдгощи. стр. 24–30.
  • (на польском языке) Уминьский, Януш (1996). Быдгощ. Гид . Быдгощ: Региональное отделение ПТТК «Шлак Брды».

53 ° 07'20 "N 17 ° 59'45" E  /  53,1222 ° N 17,9958 ° E  / 53,1222; 17,9958

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae8e9fdde0aa346fe9f528bcf2fcbb16__1721570040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/16/ae8e9fdde0aa346fe9f528bcf2fcbb16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mill Island, Bydgoszcz - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)