Беженцы и убежище в России
Закон Российской Федерации «О беженцах» определяет, кто является беженцем для целей получения убежища в стране. [ 1 ] Закон определяет беженца как «человека, который находится за пределами страны своей гражданства или обычного проживания; имеет вполне обоснованные опасения подвергнуться преследованиям по причине своей расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических взглядов; и не может или не желают воспользоваться защитой этой страны или вернуться туда из-за страха преследования». После получения заявления лица, ищущего убежища, Миграционная служба России определяет, соответствует ли лицо, ищущее убежище, законодательному определению понятия «беженец» и ему должно быть предоставлено убежище.
По состоянию на конец 2006 года российское правительство предоставило 1020 человек статус временного убежища и 405 человек – полный статус беженцев. Однако, по оценкам, на территории России может находиться до миллиона "иностранцев без документов", ожидающих первоначального доступа к процедуре определения статуса беженца. [ 2 ] Российские власти печально известны тем, что отказывают в статусе беженца просителям убежища: уровень одобрения статуса беженца составляет всего 2-5% заявителей.
Согласно отчету за апрель 2007 года, выходцы из Афганистана составляют наибольшее количество просителей убежища в России. По словам начальника управления по вопросам предоставления убежища Управления по гражданству Федеральной миграционной службы России Владимира Ручейкова, афганцы составляют более 70% всех поданных заявлений. [ 3 ] Кроме того, афганцы составляют большинство среди тех, кто фактически получает статус беженца (по состоянию на 2006 год 962 афганца получили статус временного убежища и 240 афганцев получили полный статус беженца). Лица, ищущие убежища в России, также являются выходцами из различных стран Африки и Ближнего Востока .
Учитывая значительные трудности с получением статуса беженца, многие просители убежища обращаются за помощью к некоммерческому юридическому представительству (например, к Управлению Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев («УВКБ ООН»)) , которое помогает им найти наиболее долговременное и реалистичное решение для них и их семей. юридической помощи, правовые тонкости Закона о беженцах, скорее всего, будут упущены из виду, и их ходатайство о предоставлении убежища может быть отклонено независимо от законности их ходатайства.
Конвенция о статусе беженцев была принята на специальной конференции ООН . Советский Союз , однако, так и не ратифицировал Конвенцию 1951 года, отчасти потому, что рассматривал Конвенцию как договор, стандарты которого «диктовались западными странами». [ нужна ссылка ]
Однако после распада Советского Союза в 1991 году большое количество людей из республик бывшего Советского Союза мигрировали в Российскую Федерацию. В качестве прямого ответа на резкую миграцию в страну Россия в 1992 году согласилась на создание УВКБ ООН и учредила Федеральную миграционную службу («ФМС»). Через год после создания ФМС Россия присоединилась к Конвенции 1951 года (и Протоколу 1967 года) и приняла специальное законодательство для решения проблемы возросшей миграции.
В 1993 году Россия приняла три закона, направленных на решение проблемы миграции. Первый закон, включенный в Конституцию России, предоставляет людям право просить политического убежища в России. Второй закон, « Закон о вынужденных переселенцах» , адресован тем лицам, ищущим убежища, которые либо уже имели российское гражданство, либо имели право его получить. Этими мигрантами были в основном люди, проживающие в республиках бывшего СССР, с российским гражданством или без него, которые были вынуждены переехать в Россию после распада Советского Союза по экономическим причинам. Закон о вынужденных переселенцах позволил этим лицам свободно и легально переехать в Россию. Третий закон, Закон о беженцах , касался лиц, ищущих убежища, прибывших из других государств, кроме республик бывшего Советского Союза или «дальнего зарубежья». По сути, законы, принятые в 1993 году, были призваны обеспечить защиту в первую очередь бывшим советским гражданам, а затем гражданам всех других стран. Фактически, доминирующее толкование Закона о беженцах 1993 года заключалось в том, что статус беженца должен был предоставляться только лицам, ищущим убежища из Ближнее зарубежье » (бывшие советские республики). [ 4 ] Однако, когда в середине 1990-х годов Россия начала развиваться, большое количество людей, опасавшихся преследований по разным причинам на Ближнем Востоке, в Африке и Азии, рассматривали Россию как безопасное место для миграции. В ответ в 1997 году Россия внесла поправки и заменила Закон о беженцах 1993 года, чтобы лучше обращаться к тем лицам, которые приехали в Россию и нуждались в международной защите.
Действующий закон России о беженцах
[ редактировать ]Закон о беженцах 1997 года , хотя и с небольшими поправками, внесенными в 1998 и 2000 годах, представляет собой действующее законодательство Российской Федерации о беженцах. [ 1 ]
Общий процесс получения убежища в России
[ редактировать ]Согласно статье 4.1(3), искатель убежища, незаконно въехавший в Российскую Федерацию, должен подать заявление в региональное Министерство внутренних дел («МВД») в течение 24 часов. По данным Всемирного исследования беженцев 2002 года, большинство заявлений, поданных в региональные отделения МВД, поступило от иностранцев, въехавших в страну нелегально. [ 5 ] Хотя человек не может быть задержан за незаконный въезд в Россию с целью подачи заявления о предоставлении убежища, Уголовный кодекс позволяет правительству заключать в тюрьму нелегальных иммигрантов, включая незарегистрированных лиц, ищущих убежища, что делает еще более обязательным соблюдение 24-часового срока. Несмотря на то, что 24-часовой срок может быть смягчен, статья 5.1(7) гласит, что нарушение может служить основанием для отказа в оценке иска заявителя по существу.
В заявлении проситель убежища должен подробно описать ситуацию в своей родной стране и причину, по которой ФМС должна предоставить ему статус беженца. После того как искатель убежища зарегистрируется и подаст заявление в МВД, он может либо остаться в Центре временного размещения (ЦВР), либо найти другое место для проживания до тех пор, пока его статус не будет определен.
Согласно статье 4.6, после получения заявления российские власти должны выдать просителям убежища сертификат. Затем ФМС проведет определение статуса беженца (RSD), процесс, который может занять до одного года. ФМС сначала оценит приемлемость заявления лица, ищущего убежища, и, если оно будет признано приемлемым, затем рассмотрит индивидуальное дело по существу (рассмотрение по существу). Статья 3.3 гласит, что такое решение должно основываться на собеседовании, заполнении анкеты и проверке достоверности предоставленных данных. Если заявление отклонено и заявитель не обращается в российские суды , лицо сразу же исключается из-под действия Закона о беженцах. Департамент паспортно-визового оформления МВД начинает процедуру депортации человека. Если человек не уезжает в установленный срок, обычно шесть месяцев, Министерство может задержать его. [ 6 ] Однако статья 12.2(2) позволяет ФМС предоставлять временное убежище тем лицам, которые не могут быть депортированы по гуманитарным соображениям. Эта концепция « невыдворения », или прямого запрета на высылку беженца в зону, где она или он может снова подвергнуться преследованию, хорошо задокументирована в Конвенции 1951 года, но не прописана прямо в российском законодательстве. Ответ России на основополагающий принцип невыдворения заключается в предоставлении статуса временного убежища, подлежащего аннулированию, тем, кто может снова подвергнуться преследованиям.
Если заявитель будет признан законным беженцем и ФМС предоставит ему убежище, он сразу же получит право на получение проездных документов и удостоверения личности беженца. Однако важно отметить, что статус беженца предоставляется только на временной основе. Согласно статье 7.9, статус беженца может быть предоставлен на срок до трех лет, после чего его необходимо продлевать ежегодно. После того, как российские власти объявят его беженцем, беженец может подать заявление на получение российского гражданства.
На протяжении всего процесса проситель убежища находится без свидетельства о регистрации в полиции (так называемой прописки ) – требования для всех российских граждан и гостей России. Поскольку большинство просителей убежища не имеют легального статуса, они не могут получить необходимые прописки. Отсутствие регистрации обычно приводит к многочисленным штрафам и арестам, что в конечном итоге может повлиять на возможность лица, ищущего убежища, получить статус «беженца», поскольку ФМС может исключить человека из ОСБ, если он совершил в России какие-либо преступления, даже незначительные. .
Приемлемость определения претензии – исключительные положения
[ редактировать ]Согласно Закону о беженцах, некоторые лица, ищущие убежища, будут исключены из числа беженцев до того, как ФМС вынесет какое-либо существенное решение.
Статья 2.2 исключает лиц, ищущих убежища, которые покинули свою страну происхождения по «экономическим причинам из-за голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».
Статья 5 Закона определяет, при каких обстоятельствах иск не подлежит рассмотрению по существу. К ним относятся: (1) если против заявителя возбуждено уголовное дело по подозрению в совершении преступления в России; (2) случай повторных заявлений; (3) случай, когда заявитель получил отрицательное решение о статусе беженца в любом государстве, присоединившемся к Конвенции 1951 года; (4) принцип безопасной третьей страны – случай, когда искатель убежища прибыл в Россию из страны, где он мог попросить убежища; (5) в случае лиц, ищущих убежища, которые не бежали от преследования и не желают возвращаться из-за страха наказания за незаконный выезд или за другое правонарушение, совершенное в их родной стране, и; (6) в случае лиц, ищущих убежища, которые незаконно въехали в Россию и не подали заявление о предоставлении статуса беженца в течение 24 часов с момента въезда.
Решение по существу – определение статуса беженца
[ редактировать ]Для того чтобы человек мог попросить убежища в России, он должен быть определен в качестве такового Федеральной миграционной службой. ФМС проведет расследование по существу или определение статуса беженца (ОСБ) после регистрации заявления о предоставлении убежища. Закон о беженцах 1997 года определяет термин «беженец» как «лицо, находящееся за пределами своей страны гражданства или обычного проживания; имеющее вполне обоснованные опасения подвергнуться преследованиям по причине своей расы, религии, гражданства, членства в какой-либо организации». определенной социальной группы или политических убеждений и не может или не желает воспользоваться защитой этой страны или вернуться туда из-за страха преследования ». [ 7 ] Лицо, ищущее убежища, должно соответствовать требованиям, изложенным в определении понятия «беженец», чтобы получить убежище в России.
Критика российского закона о беженцах
[ редактировать ]Правозащитники открыто осуждают негативные аспекты российского закона о беженцах. [ 8 ] Ниже приведены примеры их наиболее заметных проблем:
Наблюдатели сочли крайней мерой то, что заявление просителя убежища может быть отклонено в упрощенном порядке, если заявитель не подал заявление в течение 24 часов после въезда в страну. [ 9 ] 24-часовой срок, возможно, слишком сложно соблюдать на практике, учитывая, что многие просители убежища задерживаются на границах в течение трех дней по прибытии – без знания требований и без доступа к юридическому представительству.
Правозащитные организации обеспокоены условиями в различных центрах содержания под стражей, где содержатся незарегистрированные лица, ищущие убежища. По словам одного специалиста, следственные изоляторы в России мало чем отличаются от тюрем страны. Например, особенности СИЗО в Санкт-Петербурге — два квадратных метра площади на человека, постоянная изоляция от внешнего мира и 20-минутная прогулка в день. [ 9 ] Кроме того, не существует формальной системы независимого рассмотрения решений Министерства внутренних дел о задержании людей, а также нет конкретных ограничений на продолжительность задержания человека. Таким образом, если человек обжалует отказ в предоставлении убежища, он будет продолжать находиться под стражей в течение всего срока рассмотрения апелляции.
Организации обеспокоены тем, что правило безопасной третьей страны (концепция, согласно которой заявителю будет отказано в рассмотрении его заявления по существу, если он прибыл из страны, где он мог бы попросить убежища) не учитывается должным образом. УВКБ ООН, например, утверждает, что правило безопасной третьей страны не учитывает, действительно ли у заявителя была возможность подать заявление о предоставлении убежища в этой стране, и, более того, может ли заявитель фактически повторно въехать в эту страну. [ 10 ]
Не существует четкого и четкого положения, запрещающего выдворение (которое запрещает России возвращать людей на родину, где их жизнь или свобода могут быть поставлены под угрозу). Оппоненты утверждают, что без каких-либо гарантий того, что лица, ищущие убежища, не будут принудительно возвращены в страну, из которой они бежали, закон не достигает своей основной цели и не соответствует нормам международного права.
Даже если статус беженца имеется, это лишь временное пособие, ограниченное тремя годами, после чего его необходимо продлевать ежегодно. Противники закона предполагают, что этим процессом сам по себе сложно управлять. После принятия решения беженец должен иметь право жить, как и все остальные жители страны.
Наконец, самая тревожная жалоба заключается в том, что в некоторых случаях на закон нельзя полагаться, поскольку он не соблюдается властями должным образом (т.е. государственные органы не выдают свидетельство лицу, ищущему убежища, после получения заявления в соответствии со статьей 4.6). . Законные представители лиц, ищущих убежища, такие как УВКБ ООН и Комитет гражданского содействия, жалуются, что лицам, имеющим законные претензии, отказывают в убежище без уважительной причины – и когда проявление преследования по возвращении на родину является ясным и очевидным. Другие утверждают, что закон не выполняется должным образом, поскольку внимание российских властей в миграционной сфере сосредоточено на другом – в первую очередь на борьбе с нелегальной миграцией.
Организации, предлагающие юридическое представительство беженцев
[ редактировать ]Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Комитет гражданского содействия (CCA) предоставляют юридические консультации беженцам и вынужденным мигрантам, выступают посредниками между беженцами и властями, защищают беженцев в судах и отстаивают права беженцев на жилье и работу. . В связи с этими задачами обе организации поддерживают постоянный контакт со всеми структурами, занимающимися проблемами беженцев: Федеральной миграционной службой, региональными миграционными службами, Комиссией по делам беженцев в Госдуме. [ 11 ]
Надежные решения
[ редактировать ]Такие организации, как УВКБ ООН и CCA, работают напрямую с теми людьми, которых они считают достойными статуса «беженца» (т.е. беженцев, получивших мандат ООН – хотя этот статус не признается российскими властями) и помогают им достичь наиболее желаемого для них результата и их семья. Три наиболее надежных решения:
Добровольная репатриация
[ редактировать ]В некоторых случаях ситуация в стране происхождения мандатного беженца меняется к лучшему, и страх преследования по возвращении больше не является немедленной или долгосрочной проблемой. Тем не менее, выдача выездных виз российскими властями остается препятствием, задерживающим процесс репатриации. УВКБ ООН помогает человеку определить лучший способ вернуться домой. С помощью УВКБ ООН российские власти предложат одноразовую депортационную визу (которая занимает менее одной недели) в отличие от выездной визы, которая обычно требуется для всех лиц, покидающих Россию (которая может занять несколько месяцев).
Локальная интеграция
[ редактировать ]Согласно Закону о беженцах, беженцы, признанные правительством, могут подать заявление на получение гражданства. Тем не менее, существуют серьезные юридические препятствия для получения ими гражданства из-за ограничительной системы регистрации, которая требует подтверждения достаточного дохода. Местная интеграция, хотя обычно и желательна, является нереальной целью для большинства просителей убежища, поскольку российское правительство не признает беженцев, получивших мандат ООН.
Переселение
[ редактировать ]Наиболее распространенным решением для беженцев, признанных ООН, является переселение. Из-за недостаточного потенциала защиты переселение остается наиболее жизнеспособным вариантом для беженцев, получивших мандат ООН. По оценкам, в России находятся тысячи беженцев, получивших мандат ООН, которые находятся в российской системе убежища в течение пяти или более лет. Особенно для этих людей очень желательно переселение в страны Западной Европы и в Северную Америку, где они действительно смогут поселиться. УВКБ ООН работает с миграционными офисами этих стран и пытается найти этим мандатным беженцам дом.
Современные условия для просителей убежища в России
[ редактировать ] этой статьи Фактическая точность может быть поставлена под угрозу из-за устаревшей информации . ( апрель 2024 г. ) |
Условия для просителей убежища в России, как правило, очень плохие. Людям, ищущим убежища в России, обычно приходится годами ждать решения ФМС. В это время они, как правило, живут без надлежащих юридических документов, что делает для них практически невозможным найти работу за пределами местных продовольственных рынков. По данным Организации Объединенных Наций, до тех пор, пока государство не признает беженцами, просители убежища не могут пользоваться такими правами, как «легальное трудоустройство, здравоохранение, жилищная помощь и социальные льготы» - и даже правом регистрировать браки и рождения. [ 12 ]
Просители убежища в России постоянно находятся в трениях с полицией. Amnesty International заявляет, что «лица, ищущие убежища, часто подвергаются преследованиям и жестокому обращению со стороны сотрудников правоохранительных органов, которые считают, что могут безнаказанно оскорблять таких людей». Amnesty International постоянно получала сообщения о том, что документы, удостоверяющие личность лиц, ищущих убежища из-за пределов бывшего Советского Союза, уничтожаются полицией и подвергаются полицейскому преследованию в форме вымогательства, избиений и общего запугивания. Многие из них подвергались полицейским рейдам или запугивались, заставляя покинуть свои дома. [ 13 ]
Ксенофобия , страх или ненависть к иностранцам, является еще одной проблемой, с которой сталкиваются лица, ищущие убежища, и беженцы. [ 14 ] Ксенофобия вызывает особую озабоченность у тех, кто выглядит иначе, чем местное сообщество. К таким группам относятся, в частности: африканцы, афганцы, иракцы и таджики. Местные банды неоднократно избивали просителей убежища. [ 15 ] Фактически, некоторые просители убежища даже не сообщают о нападениях, опасаясь преследований со стороны полиции, поскольку многие из них не имеют официального статуса.
Отсутствие юридических документов, приводящее к проблемам с жильем, трудоустройством и здравоохранением, а также продолжающееся преследование со стороны полиции, чрезвычайно затрудняют работу искателей убежища, напряженных в ожидании определения статуса беженца.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Закон Российской Федерации № 95 Ф-3 «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. с изменениями (Закон о беженцах), доступен на русском языке по адресу http://black.inforis.nnov.su (последнее обращение 16 сентября 2002 г.). )
- ^ ВЫХОД
- ^ "Ошибка" . www.unhcr.org . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ (Сильвестри и Чернышова 1998: 185)
- ^ Всемирное обследование беженцев USCR 2002, стр. 194, доступно по адресу: http://www.refugees.org/WRS2002 . (Служба иммиграции и беженцев Америки, 2002 г.)
- ^ Ольга Осипова, «Работа с людьми без документов», доклад, представленный на конференции «Определение статуса беженца: стандарт доказательства и определения статуса лиц, ищущих убежища без документов», Прага (3–4 декабря 1999 г.), доступно по адресу http://refugees.memo.ru. (последний доступ 16 сентября 2002 г.).
- ^ Статья 1 Конвенции 1951 года.
- ^ См.: Обзор 2005 г.: Мигранты, беженцы, жертвы непоследовательных законов в постсоветских государствах, доступно по адресу: http://www.rferl.org/featuresarticle/2005/12/43bcbcc3-3f98-4ec4-9cb7-23be438220eb.html.
- ^ Jump up to: а б . 27 сентября 2007 г. https://web.archive.org/web/20070927023244/http://www.humanrightsfirst.org/refugees/reports/cntry_rev_02/Россия.pdf . Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 г. Проверено 25 июля 2020 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ (см. AI 2003b: 60; UNHCR 2002c: 390).
- ^ Это решения, предложенные в ходе разговоров с неназванными должностными лицами УВКБ ООН.
- ^ (USCRI 2003)
- ^ Международная амнистия.
- ^ Журнал исследований беженцев, Беженцы в России: Закон о беженцах и его реализация, 18 JRSTUD 468 (2005).
- ^ См.: [1]