Ибади восстание
Ибади восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Третьей Фитны | |||||||
![]() Карта Аравии при Омейядах с указанием ключевых мест восстания | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Омейядский халифат | Ибадийские повстанцы | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Абд аль-Малик ибн Мухаммад ибн Атия Абд аль-Вахид ибн Сулейман ибн Абд аль-Малик Аль-Касим ибн Умар аль-Сакафи Абд аль-Азиз ибн Абдаллах ибн Амр ибн Усман |
Талиб аль-Хакк † Абу Хамза аль-Мухтар ибн Ауф аль-Азди † Балдж ибн Укба аль-Азди † |
Восстание Ибади — восстание ибади- хариджитов , произошедшее ок. 747–748 против халифата Омейядов . Он основал первый имамат Ибади, недолговечное государство, расположенное на Аравийском полуострове .
Восстание, произошедшее в последние бурные годы правления Омейядов, первоначально вспыхнуло в Хадрамауте на юге Аравии под руководством Абдаллы ибн Яхьи аль-Кинди, принявшего имя Талиб аль-Хакк . Повстанцам удалось занять Сану в Йемене , а затем под командованием Абу Хамзы аль-Мухтара ибн Ауфа аль-Азди и Балджи ибн Укбы аль-Азди захватить контроль над городами Мекка и Медина и угрожать традиционным Омейядам. энергетическая база Сирии . Сирийская армия во главе с Абд аль-Маликом ибн Мухаммадом ибн Атийей в конечном итоге восстановила правление Омейядов в Хиджазе и Сане и убила Абдаллу ибн Яхью, Абу Хамзу и Балджа, но оставшиеся ибадиты смогли избежать полного поражения, когда Ибн Атийя был отозван. в Мекку.
Хотя восстанию не удалось создать постоянного имамата Ибади, секта смогла добиться некоторых ограниченных побед. В результате восстания ибадитам было разрешено сохранить свою эффективную автономию в Хадрамауте, и они должны были оставаться влиятельной силой на юге Аравии в течение следующих нескольких столетий.
Фон
[ редактировать ]Ибади были членами хариджитской секты, образованной в седьмом веке. Сосредоточенные в Басре на юге Ирака , они первоначально сформировали умеренную альтернативу более экстремистским элементам хариджизма и стремились мирным путем склонить халифов Омейядов на свою сторону. Однако ко второй четверти восьмого века перспектива примирения с Омейядами становилась все более маловероятной, и радикальные элементы среди ибади в конечном итоге направили секту к активному сопротивлению правящему правительству. Ибадиты Басры под руководством Абу Убайды начали планировать создание универсального имамата Ибади , формируя казну для своих операций и обучая группы приверженцев миссионерской работе. Эти группы были отправлены в различные провинции халифата, где им было поручено распространять пропаганду Ибади и создавать достаточную поддержку, чтобы в конечном итоге способствовать революции против Омейядов. [ 1 ]
После смерти Хишама ибн Абд аль-Малика в 743 году Омейядов охватила серия беспорядков, которые представляли серьезную угрозу их дальнейшему правлению над мусульманской общиной . Распри между членами династии Омейядов и племенное соперничество между Кайсами и Яманом подорвали силу режима и подорвали его способность справиться с вспышкой нескольких восстаний в провинциях империи. Последний халиф Омейядов Марван II (годы правления 744–750) был вынужден провести первые несколько лет своего правления, подавляя восстания в Сирии и Ираке и сражаясь против своего родственника Сулеймана ибн Хишама , и в конечном итоге был свергнут в результате революции Аббасидов , которая положила начало полный конец халифата Омейядов. [ 2 ] Относительная слабость Омейядов, а также их озабоченность угрозами на нескольких фронтах сделали последние годы их правления идеальным временем для таких групп, как ибади, для попытки собственных восстаний против династии. [ 3 ]
Вспышка восстания
[ редактировать ]Во время правления Марвана II ибади Басры направили агента по имени Абу Хамза аль-Мухтар ибн Ауф аль-Азди, чтобы он распространял свою пропаганду в Мекке и призывал тамошних людей выступить против Омейядов. Выполняя свою миссию в Мекке, к Абу Хамзе в 746 году подошел Абдаллах ибн Яхья аль-Кинди по имени Талиб аль-Хакк («Искатель справедливости»), который кади Хадрамаута был . Абдалла сообщил ему, что он одобряет свое дело и пользуется послушанием своего народа, и убедил Абу Хамзу пойти с ним в Хадрамаут, чтобы проповедовать оппозицию Марвану. Ибади Басры, воодушевленные перспективой восстания в Хадрамауте, быстро поддержали Абдаллу, и многочисленные жители Басры прибыли в регион, чтобы оказать помощь. [ 4 ]
В 746–747 годах Абдалла начал восстание в Хадрамауте, где он быстро победил местного губернатора Ибрагима ибн Джабалу аль-Кинди и закрепил свою власть над регионом. После формального получения присяги на верность от Хадрами и Басрана Ибади и признания имамом, [ 5 ] он решил наступить на Сану , главный город Йемена , и выступил с двумя тысячами своих людей. Губернатор города аль-Касим ибн Умар аль-Сакафи попытался остановить наступление повстанцев, выступив против них с гораздо большими силами, но потерпел поражение в районе Абьяна и был вынужден отступить обратно в Сану. Вскоре ибади достигли города, и произошло второе сражение, которое закончилось бегством аль-Касима и гибелью многих защитников; Затем они вошли в Сану и захватили ее богатства, и город перешел под контроль Абдаллы. [ 6 ]
Оккупация Мекки и Медины
[ редактировать ]Проведя несколько месяцев в Сане, Абдаллах отправил Абу Хамзу и другого басрана по имени Балдж ибн Укба аль-Азди взять под свой контроль Хиджаз . Они прибыли в Мекку в августе 747 года, как раз к сезону паломничества , и сообщили паломникам о своем противостоянии Омейядам. Губернатор Мекки и Медины Абд аль- Вахид ибн Сулейман ибн Абд аль-Малик не оказал сопротивления повстанцам, и Абу Хамза смог возглавить паломничество от имени Абдаллы. Затем Абд аль-Вахид отправился в Медину, позволив ибадитам без борьбы войти в Мекку. [ 7 ]
После прибытия Абд аль-Вахида в Медину была организована и отправлена местная армия для борьбы с повстанцами под командованием Абд аль-Азиза ибн Абдаллы ибн Амра ; в то же время Абу Хамза назначил заместителя над Меккой и начал собственное продвижение на север, а Балдж возглавил его авангард. Мединские силы дошли до Кудайда , но там на них напали ибади, и последовало полное разгром. Многие медийцы, в том числе Абд аль-Азиз и большое количество курайшитов , были убиты, а выжившие бежали с поля боя. Теперь, когда путь перед ним был свободен, Абу Хамза вошел в Медину в октябре 747 года; Абд аль-Вахид бежал в Сирию , и город пал перед хариджитами. [ 8 ] [ 9 ]
Конец восстания
[ редактировать ]Получив контроль над Меккой и Мединой, ибади затем решили отправиться на север, в Сирию, бывшую резиденцию халифов Омейядов. [ 10 ] Однако к этому времени действия повстанцев побудили Марвана принять меры против них, и сирийские силы в четыре тысячи кавалеристов были отправлены, чтобы выбить ибадитов из Хиджаза. Абд аль-Малик ибн Мухаммад ибн Атийя был назначен командующим экспедицией, и халиф приказал ему быстро выступить против Абу Хамзы и Балджа; если ему удастся вернуть Хиджаз, ему было приказано отправиться в Йемен и также сражаться против Абдаллы ибн Яхьи. [ 11 ]
Соответственно, Ибн Атийя направился на юг, пока не встретил Балджа, который достиг Вади аль-Куры с передовым отрядом на пути в Сирию. Между двумя сторонами произошла битва, которая закончилась гибелью Балджа и большого количества его людей и победой сирийцев. Затем Ибн Атийя направился в Медину, где местные жители напали и убили ибадитов, получив известие о поражении Балджа, и вернули город халифу. Тем временем Абу Хамза отступил на юг, в Мекку, с оставшимися повстанцами под его командованием, но Ибн Атийя вскоре догнал и разгромил его. Сам Абу Хамза погиб в бою вместе со значительным числом повстанцев, а позиции Ибади в Хиджазе были уничтожены. [ 12 ]
Теперь, когда Хиджаз отвоеван и контролируется его заместителями, Ибн Атийя затем направился в Йемен, намереваясь сразиться с Абдаллой. Последний, получив известие об этом наступлении, выступил с предположительно тридцатью тысячами человек из Саны, чтобы выступить против сирийцев. Противоборствующие силы встретились у Джураша , и после долгой битвы Ибн Атийя одержал еще одну победу, убив Абдаллу и разгромив ибадитов. Голову Абдаллы отправили в Марван, а Сану вновь занял Ибн Атия. [ 13 ]
После смерти Абдаллы Ибн Атийя был вынужден потратить некоторое время на борьбу с двумя восстаниями Химьяри в районе Аль-Джанада и прибрежных районах Йемена. После того, как они были подавлены, он направился в Хадрамаут, где бывший лейтенант Абдаллы Абдаллах ибн Саид все еще возглавлял большую группу ибадитов. Ибн Атийя начал атаковать повстанцев, но в этот момент он получил сообщение от Марвана о том, что ему поручено руководить паломничеством на этот год, что требует его возвращения в Мекку. Не видя другого выбора, он быстро заключил мир с ибадитами, не победив их, и покинул этот регион. [ 14 ]
Наследие
[ редактировать ]Хотя восстание не смогло достичь цели Ибади - окончательно вытеснить Омейядов, оно, тем не менее, ознаменовало попытку Ибади создать своего собственного независимого имамата. [ 15 ] В последующие десятилетия ибади продолжили свою революционную деятельность и основали ряд дополнительных движений по всему мусульманскому миру. Некоторые из них в конечном итоге закончились долгосрочными успехами секты, особенно в Омане , где были сформированы два имамата Ибади (750–752 и 793–893), и в Магрибе , где династия Рустамидов просуществовала более столетия. [ 16 ]
Восстание также вынудило и без того осажденное правительство Омейядов потратить людей и ресурсы на длительную и дорогостоящую экспедицию, чтобы подавить его. Это уменьшило имеющуюся военную мощь халифа и еще больше ослабило династию перед лицом продолжающейся революции Аббасидов , которая свергла Омейядов в 750 году. [ 17 ]
Сила восстания продемонстрировала успех ибадитов в обращении племен южной Аравии на свою сторону. [ 18 ] Ибади оставались значительной силой в Хадрамауте после окончания восстания и представляли угрозу безопасности халифа в регионе до правления второго халифа Аббасидов аль-Мансура (годы правления 754–775). [ 19 ] В 944 году большинство населения Хадрами все еще считалось приверженцами ибадизма, и секта, вероятно, оставалась влиятельной в провинции до прихода к власти династии Сулайхидов в середине одиннадцатого века. [ 20 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Левицкий 1971 , стр. 648–50.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 112 и далее; Хоутинг 1991 , стр. 623–624.
- ^ Аль-Мададж 1988 , с. 165.
- ^ Аль-Табари 1985 , с. 53; Ибн аль-Асир 1987 , с. 23; Халифа ибн Хайят 1985 , с. 384; Аль-Мададж 1988 , с. 165.
- ^ Халифа ибн Хайят 1985 , с. 384; Аль-Мададж 1988 , стр. 165–66. Согласно Аль-Табари 1985 , с. 53 и Ибн аль-Асир 1987 , с. 23 года Абу Хамза дал присягу на верность Абдалле, признав его халифом. См. также Crone & Hinds 1986 , с. 12 н. 16.
- ^ Халифа ибн Хайят 1985 , стр. 384–85; Аль-Мададж 1988 , стр. 165–66.
- ^ Халифа ибн Хайят 1985 , с. 385; Аль-Табари 1985 , стр. 90–92; Ибн аль-Асир 1987 , стр. 39–40; Аль-Якуби 1883 , стр. 405–06; Аль-Масуди 1871 , с. 66; Аль-Мададж 1988 , стр. 166.
- ^ Халифа ибн Хайят 1985 , стр. 391–93; Аль-Табари 1985 , стр. 112–18; Ибн аль-Асир 1987 , стр. 49–51; Аль-Якуби 1883 , с. 406; Аль-Масуди 1871 , с. 66.
- ↑ Во время оккупации Хиджаза Абу Хамза произнес одну или несколько проповедей , которые сохранились у нескольких историков. См. Crone & Hinds 1986 , стр. 129–31; Аль-Табари 1985 , стр. 113–14, 115–17; Ибн аль-Асир 1987 , с. 50; Халифа ибн Хайят 1985 , стр. 385–87.
- ^ Халифа ибн Хайят 1985 , с. 393; Ибн аль-Асир 1987 , с. 51; Аль-Якуби 1883 , с. 406; Аль-Мададж 1988 , стр. 100-1. 166. Марван II был первым халифом Омейядов, правившим из-за пределов Сирии, предпочитая вместо этого город Харран в Джазире ; Хоутинг 1991 , с. 624.
- ^ Халифа ибн Хайят 1985 , с. 393; Аль-Табари 1985 , с. 118; Ибн аль-Асир 1987 , с. 51; Аль-Якуби 1883 , с. 406; Аль-Масуди 1871 , с. 66; Аль-Мададж 1988 , стр. 166.
- ^ Халифа ибн Хайят 1985 , стр. 393–94; Аль-Масуди 1871 , стр. 66–67. Согласно Аль-Табари 1985 , стр. 118–20 и Ибн аль-Асир 1987 , с. 51, Абу Хамза был в Вади аль-Куре и не упоминает о второй битве в Хиджазе. Также Аль-Якуби 1883 , с. 406; Аль-Мададж 1988 , стр. 166.
- ^ Халифа ибн Хайят 1985 , с. 394; Аль-Табари 1985 , с. 120; Ибн аль-Асир 1987 , с. 51; Аль-Якуби 1883 , с. 406; Аль-Масуди 1871 , с. 67; Аль-Мададж 1988 , стр. 166.
- ^ Халифа ибн Хайят 1985 , с. 394; Аль-Масуди 1871 , с. 67; Аль-Мададж 1988 , стр. 100-1. 166–67. Ибн Атия был убит на обратном пути группой племени; Аль-Табари 1985 , с. 120–21; Ибн аль-Асир 1987 , с. 52; Аль-Якуби 1883 , с. 406.
- ^ Левицкий 1971 , стр. 651.
- ^ Левицкий 1971 , стр. 652, 653 и далее.
- ^ Шэрон 1990 , с. 152.
- ^ Гайзер 2013 , с. 48.
- ^ Аль-Мададж 1988 , стр. 185–86.
- ^ Смит 2004 , с. 338; Аль-Масуди 1871 , с. 67.
Ссылки
[ редактировать ]- Кроун, Патрисия ; Хиндс, Мартин (1986). Божий халиф: религиозная власть в первые века ислама . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-32185-9 .
- Гайзер, Адам (2013). «Рабы и серебро через Гибралтарский пролив: политика и торговля между Омейядами Иберии и хариджитами Северной Африки». В Ляне, Юэнь-Ген; Балбале, Абагейл Краснер; Деверо, Эндрю; Гомес-Ривас, Камилло (ред.). Пересечение пролива: исследования единства в Западном Средиземноморье . Лейден: Koninklijke Brill NV. ISBN 978-90-04-25663-7 .
- Хоутинг, Г. Р. (1991). «Марван II» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э. и Пеллат, Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VI: Махк – Мид . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 623–625. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_4980 . ISBN 978-90-04-08112-3 .
- Ибн аль-Асир, Изз ад-Дин (1987). Аль-Камиль фи ат-Тарих, Vol. 5 (на арабском языке). Бейрут: Дар аль-Ильмия.
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Халифа ибн Хайят (1985). аль-Умари, Акрам Дия (ред.). Тарих Халифа ибн Хайят, 3-е изд. (на арабском языке). Аль-Рияд: Дар Тайба.
- Левицкий, Т. (1971). «Аль-Ибадия » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 100-1 648–660. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0307 . OCLC 495469525 .
- Маколифф, Джейн Даммен , изд. (1995). История ат-Табари, Том XXVIII: Подтверждение власти Аббасидов: Ранние годы аль-Мансура, 753–763 гг. Н. Э. / 136–145 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1895-6 .
- Аль-Мададж, Абд аль-Мухсин Мададж М. (1988). Йемен в раннем исламе (9-233/630-847): политическая история . Лондон: Итака Пресс. ISBN 0863721028 .
- Аль-Масуди, Али ибн аль-Хусейн (1871 г.). Les Prairies D'Or, Volume Sixieme (на французском языке). Эд и Пер. Шарль Барбье де Мейнард. Париж: Национальная империя.
- Шарон, Моше (1990). Восстание: социальные и военные аспекты революции Аббасидов . Иерусалим: Еврейский университет. ISBN 965-223-388-9 .
- Смит, GR (2004). «Хадрамаут» . В Бирмане, ПиДжей ; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том XII: Приложение . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 336–340. дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_1405 . ISBN 978-90-04-13974-9 .
- Аль-Якуби, Ахмад ибн Абу Якуб (1883 г.). Хоутсма, М.Т. (ред.). Historiae, Vol. 2 (на арабском языке). Лейден: Э. Дж. Брилл.