Джон Фордун
Джон Фордун (до 1360 — ок. 1384) — шотландский летописец . Обычно утверждается, что он родился в Фордуне , Мирнс . Несомненно, он был светским священником и написал свою историю во второй половине 14 века. Вероятно, он был капелланом собора Святого Махара в Абердине . [ 1 ]
Работа Фордуна — самая ранняя попытка написать непрерывную историю Шотландии . Фордан взял на себя эту задачу, потому что его патриотический рвение было пробуждено удалением или уничтожением многих национальных рекордов Эдвардом III Англии . Он путешествовал по Англии и Ирландии , собирая материал для своей истории. [ 2 ]
В совокупности этот труд, разделенный на пять книг, известен как Chronica Gentis Scotorum . Первые три исторически не проверены, что поэтому ставит под сомнение их точность. Тем не менее, они также составляют основу, на которой впоследствии Боэс и Джордж Бьюкенен основали некоторые из своих исторических сочинений. [ 2 ] Томас Иннес утверждал, что часть истории, представленной этими людьми, сомнительна в своем «Критическом эссе» (i, стр. 201–204) , но у самого Иннеса была своя собственная политическая программа, и его работа также подвергалась критике со стороны современных историков. [ 1 ]
Заявление Фордуна о непрерывной королевской линии происхождения от Фергуса I в 330 г. до н. э. можно рассматривать как вклад в миф о шотландском национальном происхождении, созданный для противодействия легенде о Бруте Троянском , которую английские монархи использовали, чтобы претендовать на суверенитет над всей Британией . [ 3 ] Четвертая и пятая книги содержат много ценной информации и становятся тем более достоверными, чем ближе они приближаются к собственному времени автора. Пятая книга завершается смертью царя Давида I в 1153 году. [ 2 ]
Более поздние исследования, в основном профессора Даувита Брауна из Университета Глазго, предполагают, что часть того, что до сих пор считалось хроникой Фордуна, то есть события после 1153 года, следует рассматривать как два отдельных произведения, ни одно из которых не может в каком-либо значимом смысле быть приписывают самому Фордуну. Поэтому список ежегодных событий после смерти царя Давида I в 1153 году следует рассматривать как отдельные произведения Gesta Annalia I и Gesta Annalia II .
Новое мнение, выдвинутое профессором Брауном, заключается в том, что работа Джона Фордуна представляет собой единственную хронику. Таким образом, собственная работа Фордуна началась не позднее смерти короля Давида I в 1153 году. Следовательно, Фордун не может считаться автором «Геста Анналия» и что «Геста Анналия» следует рассматривать как два отдельных произведения. Это связано с тем, что изучение сохранившихся рукописей обнаруживает два отдельных текста, которые для удобства называются Gesta Annalia I и Gesta Annalia II .
Gesta Annalia I заканчивается, когда в феврале 1285 года король Александр III отправляет посольство во Францию, чтобы найти для себя новую жену. «Геста Анналия II» начинается со свадьбы Александра III со своей новой невестой в октябре 1285 года. Считается, что «Геста Анналия I» — это то, что осталось от гораздо более длительного произведения. Считается, что автор «Геста Анналия» завершил этот труд примерно в феврале 1285 года. Затем в какой-то момент писец скопировал «Геста Анналия I» и приложил ее к хронике Фордуна. По словам профессора Брауна , вопрос о том, мог ли этот писец быть самим Фордуном и что он добавил Gesta Annalia I к своей собственной хронике, «является открытым вопросом».
Исходя из этих предположений, находящаяся в обращении Gesta Annalia I представляет собой копию оригинального произведения. Однако считается, что тот, кто скопировал оригинальную работу, оставил ее в значительной степени нетронутой, т. е. существенно не изменил текст, поскольку в Gesta Annalia I существует последовательность написания и представления истории , которая не встречается в такой же степени в Gesta Annalia. II .
«Геста Анналия II» — более сложная и, как предполагается, более интересная работа. Хотя в стиле и изложении «Геста Анналия I» этого нет существует последовательность, в «Геста Анналия II» . [ 4 ]
Исторические тексты, опубликованные до того, как было принято это новое мышление, по-прежнему будут ссылаться на Фордуна как на автора комментариев, относящихся к периоду после 1153 года. Эти комментарии теперь цитируются как Gesta Annalia I или II. [ нужна ссылка ] Помимо этих пяти книг, опубликованных около 1360 года, Фордан также написал часть еще одной книги и собрал материалы, освещающие историю Шотландии до более позднего периода. Эти материалы были использованы продолжателем, писавшим в середине XV века и отождествляемым с Уолтером Бауэром , настоятелем монастыря Инчкольм . Дополнения Бауэра составляют одиннадцать книг и переносят повествование о смерти короля Шотландии Якова I в 1437 году. Согласно обычаю того времени, продолжатель, не колеблясь, дополнил часть работы Фордуна своими собственными дополнениями. Вся составленная таким образом история известна как Скотихроникон . [ 5 ]
Первым печатным изданием работы Фордуна было издание Томаса Гейла в его Scriptores quindecim (том III), которое было опубликовано в 1691 году. За этим последовало издание Томаса Хирна (5 томов) в 1722 году. Вся работа, включая Продолжение Бауэра было опубликовано Уолтером Гудоллом в Эдинбурге в 1759 году. [ 6 ]
В 1871 и 1872 годах хроника Фордуна в оригинальном латинском языке и в английском переводе была отредактирована Уильямом Ф. Скином в книге «Историки Шотландии» . В предисловии к настоящему изданию собраны все биографические подробности и даны полные ссылки на рукописи и издания. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Уильям Фергюсон, Идентичность шотландской нации: исторический поиск, Edinburgh University Press, 1998, ISBN 0-7486-1071-5
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм 1911 , с. 643.
- ^ Дональдсон, Уильям (1980), Внутри Киста Глендулочана: некоторые мысли о политической фантастике , в Cencrastus № 4, зима 1980–81, стр. 20–22; ISSN 0264-0856
- ^ Анализ, предоставленный профессором Даувитом Брауном, обобщен в этой статье с использованием советов Билла Гленни ученикам шотландской школы, изучающим «Шотландия: независимость и королевская власть, 1249-1334» в Advanced Higher.
- ^ Чисхолм 1911 , стр. 643–644.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 , с. 644.
Примечания
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Фордун, Джон ». Британская энциклопедия . Том. 10 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 643–644. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Кузен, Джон Уильям (1910). Краткий биографический словарь английской литературы . Лондон: JM Dent & Sons – через Wikisource .
- Для дальнейшего обсуждения политических мотивов, которые могли повлиять на подход, использованный в Chronica Gentis Scotorum , см.: Goldstein, J. The Matter of Scotland: Historical Narrative in Medieval Scotland University of Nebraska Press (1993); особенно Глава
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Скин, Феликс Джеймс Генри; Скин, Уильям Форбс (1872), «Хроники шотландской нации» Джона Фордуна , Эдинбург: Эдмонстон и Дуглас , получено 9 августа 2008 г.