Алан Кларк
Алан Джон Кларк | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Уолласи , Чешир, Англия | 28 октября 1935 г.
Умер | 24 июля 1990 г. Лондон, Англия | ( 54 года
Занятие | Режиссер, продюсер, писатель |
Дети | 2, вкл. Габриэль Кларк |
Алан Джон Кларк (28 октября 1935 — 24 июля 1990) — английский теле- и кинорежиссёр, продюсер и писатель.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Кларк родился в Уолласи , Уиррал, Англия.
Большая часть произведений Кларка предназначалась для телевидения, а не для кино, включая работу для знаменитых пьес « Игра в среду» и «Игра на сегодня» . Его тематика имела тенденцию к социальному реализму , где часто встречались обездоленные или угнетенные сообщества.
Как подробно описано в книге Дэйва Ролинсона, между 1962 и 1966 годами Кларк поставил несколько пьес в Театре Квесторс в Илинге, Лондон. [1] В период с 1967 по 1969 год он руководил различными ITV постановками , включая пьесы Алана Оуэна ( «Приют» , «Комната Джорджа» , «Стелла» , «Вор» , «Гарет» ), Эдны О'Брайен (« На какой из этих двух дам он женат?» и «Ничто никогда не кончается ») и Роя Минтона. ( Звонящий джентльмен , Спокойной ночи Альберт , Останься у экрана ). [2] Он также работал над сериалами «Информатор» , «Золотые грабители» и «Человек нашего времени» (но не, как «Зрение и звук» когда-то утверждал , «Большой боров-кормилец» ). [3]
Кларк продолжал работать на ITV на протяжении 1970-х годов, но в течение десятилетия большую часть своей работы делал на BBC . Сюда вошли пьесы для «Пьесы по средам» ( Sovereign's Company, 1970), «Пьесы на сегодня» и «Пьесы месяца» ( «Влюбленная девушка и невинная» , 1973, и «Смерть Дантона» , 1978). Отличительные работы по этим направлениям включали дальнейшие пьесы Минтона, в том числе «Забавная ферма» (1975) и «Отбросы» (подробнее ниже), а также «Компания государя» Дона Шоу , «Рукопожатие Аллилуйя» Колина Уэлланда (обе 1970) и «Фен Пенды» Дэвида Радкина (1974). ). Он также снял «Поощрять других» (1972), мощный документальный драматический фильм о деле Дерека Бентли (случай, который позже был драматизирован в фильме Питера Медака 1991 года «Пусть он это получит» ), и несколько документальных фильмов, в том числе «Водка-кола» (1981) . ) о транснациональных корпорациях. Другая работа Кларка в середине-конце 1970-х включала изначально неизданный документальный фильм «Буковский» о советском диссиденте и перебежчике Владимире Буковском и его компаньоне «Игра на сегодня». продолжение под названием «Нина» (1978), в котором снимались Джек Шеперд и Элеонора Брон . [4]
Ряд его работ получили известность и широкую критику со стороны консервативной части политического спектра. [ нужна ссылка ] в том числе «Отбросы» (1977), посвященный теме борсталей (тюрьм для молодежи), который был запрещен BBC и впоследствии переделан Кларком как художественный фильм, выпущенный в 1979 году (оригинальная телевизионная версия была показана только после его смерти). [5] Кларк поставил телевизионный спектакль «Сделано в Британии» (1982) с Тимом Ротом в главной роли (в его телевизионном дебюте) в роли скинхеда-расиста и его негативных отношений с властями и расовыми меньшинствами по сценарию Дэвида Леланда . [6] Художественный фильм «Рита, Сью и Боб Ту» (1987) был адаптирован писательницей из рабочего класса Андреа Данбар на основе ее сценических работ. [3] Пьеса BBC «Диана» в главной роли 1975 года с Джанин Дувицки , в которой речь шла о кровосмесительных отношениях между отцом и дочерью, была неоднозначно воспринята бульварной прессой. [ нужна ссылка ]
Работы Кларка в 1980-е годы были крайне резкими и политическими, в том числе Дэвида Лиланда пьесы «Любимый враг» (1981) о транснациональных корпорациях и «Пси-воины» (1981) о военных допросах. [3] Кларк также снял Дэвида Боуи в фильме «Ваал» (1982) для BBC, что было частью интереса Кларка к Бертольту Брехту . [3] Его работы в кино стали более редкими, кульминацией которых стали фильмы «Контакт» (1985) о британском военном присутствии в Северной Ирландии, «Билли Кид и вампир из зеленого сукна» (1985), «Дорога» (1987) и «Слон» (1989). [2]
Многие из фильмов, снятых Кларком в этот период, часто считаются мрачными и лишенными искупительных качеств: в фильме BBC 1986 года «Кристина» речь шла о подростковой наркозависимости, а в «Роуд» фигурировали персонажи, живущие в депрессивных поместьях Северной Англии. «Слон» , продолжавшийся всего 37 минут, посвящен « проблемам » в Северной Ирландии , представив серию перестрелок без повествования и с минимальным диалогом; все они были основаны на сообщениях о реальных убийствах на религиозной почве, произошедших в Белфасте. [7] Название фильма взято из описания Бернардом Маклаверти проблем как « слон в нашей гостиной » – отсылка к коллективному отрицанию основных социальных проблем Северной Ирландии. Эла Хантера Его последняя постановка «Фирма» (1989) освещала футбольное хулиганство через главного героя, которого сыграл Гэри Олдман , но также исследовала Тэтчер . политику Британии [8] Как и несколько предыдущих фильмов Кларка, показ «Фирмы» в рамках сериала «Второй экран » BBC 2 вызвал споры и раскритиковался некоторыми представителями британской прессы как слишком жестокий и откровенно сексуальный. Как и «Кристина» , «Дорога» и «Слон» , «Фирма» также отличалась использованием Кларком стедикама , отчасти вдохновленным его более ранним использованием в фильмах Стэнли Кубрика, таких как «Сияние» .
В 1990 году Кларк отправился в Америку, чтобы реализовать идею развития карьеры в кинопроизводстве в США. Перед смертью он планировал снять фильм «Убийство в посольском ряду» , позже переименованный в «Американское убийство» , об убийстве, снятом с точки зрения убийцы. Фильм так и не был реализован, отчасти из-за отсутствия интереса со стороны крупных киностудий США и ухудшающегося здоровья Кларка. Другой проект, сценарий Дэвида Яллопа под названием « Во имя Бога» , также не был реализован, поскольку Кларк начал лучевую терапию рака, который к тому времени распространился из его легких на позвоночник. [ нужна ссылка ]
документальный фильм о нем режиссера Алана Кларка Корин Кэмпбелл-Хилл . В 1991 году по британскому телевидению был показан [9] В 2016 году все сохранившиеся работы Кларка для BBC были выпущены в виде двухчастного сборника DVD/Blu-Ray под названием Dissent & Disruption: Alan Clarke at BBC . В этот набор вошел первый официальный выпуск документального фильма «Буковский» 1976 года , а также обширные интервью со многими сотрудниками и современниками Кларка.
Кларк вдохновил других, таких как режиссер Ник Лав , на создание фильмов, основанных на соцреализме. [10] » Кларка Лав заявил, что просмотр «Фирмы побудил его стать режиссером. [11]
Личная жизнь
[ редактировать ]Кларк умер 24 июля 1990 года. [12] после того, как перенес рак легких. Ему было 54. [13]
Сын Кларка — Габриэль Кларк , спортивный журналист ITV. Его дочь - Молли Кларк.
Фильмография
[ редактировать ]Телевизионные пьесы
[ редактировать ]Транслируемая часть/сериал заключена в скобки, в противном случае транслируется как отдельная пьеса.
- Приют ( Получасовой рассказ , Rediffusion, 1967)
- Человек внутри ( Получасовой рассказ , Rediffusion, 1967)
- Звонящий джентльмен ( Получасовой рассказ , Rediffusion, 1967)
- На какой из этих двух девушек он женат? ( Получасовой рассказ , Rediffusion, 1967)
- Комната Джорджа ( Полчасовой рассказ , Rediffusion, 1967)
- Спящие собаки лгут (эпизод The Informer , Rediffusion, 1967)
- Салли Гоу вокруг Луны (эпизод «Человека нашего времени» , Rediffusion, 1968)
- Спокойной ночи, Альберт ( Полчасовой рассказ , Rediffusion, 1968)
- Разобрались ли вы вообще? (эпизод «Человек нашего времени» , Rediffusion, 1968)
- Неважно, как мы сюда попали – где мы? (эпизод «Человека нашего времени» , Rediffusion, 1968)
- Стелла ( Полчасовой рассказ , Rediffusion, 1968)
- Пятьдесят седьмая суббота ( Получасовой рассказ , Rediffusion, 1968)
- Nothing's Ever Over ( Получасовой рассказ , Rediffusion, 1968)
- Вор ( Полчасовой рассказ , Rediffusion, 1968)
- Останься у своего экрана ( Компания из пяти , LWT, 1968)
- Гарет ( Компания пяти , LWT, 1968)
- Настройщик фортепиано ( Saturday Night Theater , Kestrel/LWT 1969)
- The Arrangement (эпизод The Gold Robbers , LWT 1969)
- Дамы: Джоан/Дорин (две пьесы для Plays of Today , BBC Two, 1969)
- Последний поезд через туннель Хэркасл ( спектакль по средам , BBC One, 1969)
- Комикс ( Saturday Night Theater , Kestrel/LWT 1969)
- Компания Sovereign ( The Wednesday Play , BBC One, 1970)
- Я не могу видеть своего маленького Вилли ( играть сегодня , BBC One, 1970)
- Рукопожатие Аллилуйя ( Play for Today , BBC One, 1970)
- Все говорят сыр ( Play for Today , BBC One, 1971)
- Под возрастом ( Тридцатиминутный театр , BBC Two, 1972)
- Гораций (BBC Two, 1972)
- Чтобы поощрить других (BBC Two, 1972)
- Жизнь вечна ( Play for Today , BBC One, 1972)
- Горацио Боттомли ( Эдвардианцы , BBC Two, 1972)
- Ахиллесова пята (LWT, 1973)
- Человек выше мужчин ( Play for Today , BBC One, 1973)
- Девушка любви и невиновность ( Пьеса месяца , BBC One, 1973)
- Фен Пенды ( Play for Today , BBC One, 1974)
- Последователь Эмили ( Play for Today , BBC One, 1974)
- Забавная ферма ( Play for Today , BBC One, 1975)
- Дайан (BBC Two, 1975)
- Быстрые руки ( Пьесы для Британии , Темза, 1976)
- Scum (сделано для Play for Today , BBC One, 1977, но не транслировалось до 1991 года на BBC Two)
- Смерть Дантона ( Пьеса месяца , BBC One, 1978)
- Нина ( Play for Today , BBC One, 1978)
- Возлюбленный враг ( Play for Today , BBC One, 1981)
- Пси-воины ( Play for Today , BBC One, 1981)
- Дэвид Боуи в фильме «Ваал» (BBC One, 1982)
- Сделано в Британии ( Tales Out of School , Central, 1982)
- Контакт ( Экран второй , BBC Two, 1985)
- Кристина ( ScreenPlay , BBC Two, 1987)
- Дорога ( ScreenPlay , BBC Two, 1987)
- Слон (BBC Two, 1989)
- Фирма ( Экран второй , BBC Two, 1989)
Фильмы
[ редактировать ]- Отбросы (1979)
- Билли Кид и вампир из зеленого сукна (1985)
- Рита, Сью и Боб Ту (1987)
Документальные фильмы
[ редактировать ]- Буковский (1977)
- Водка-Кола (1980)
- Британский стол (1984)
Культурные влияния
[ редактировать ]Музыкант Энни Локк [14] был близким другом Кларка на протяжении многих лет, и они вместе работали над «Влюблённой и невинной» . После смерти Кларка она написала в его память серию пьес под названием «Человек по имени Алан».
Кларк вдохновил целое поколение актеров, писателей и режиссеров, в том числе Пола Гринграсса , Стивена Фрирза , Тима Рота , Рэя Уинстона , Гэри Олдмана , Дэнни Броклхерста и Иэна Макдональда. Режиссеры Хармони Корин и Джоэл Потрикус [15] назвали Кларка оказавшим большое влияние на их работу. Как документально подтверждено в сериале История фильма» « Марка Казинса , фильм «Слон» 2003 Гаса Ван Сента года о резне в средней школе «Колумбайн» был назван в честь более ранней одноименной работы Кларка и находился под ее влиянием, особенно из-за склонности Кларка к длинным кадрам с отслеживанием кадров. , часто следуя за одним или несколькими персонажами сзади, когда они движутся в пространстве. [16] В фильме Джеймса Марша 2012 года «Танцовщица теней» особое внимание уделяется сценам прогулок из телеспектакля 1987 года «Кристина» .
Критик Дэвид Томсон заметил: «Никто никогда не понимал центральную метафору тесноты при ходьбе так хорошо, как Алан Кларк». [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архив театра Квесторов: Алан Кларк» . archive.questors.org.uk .
- ^ Jump up to: а б «Алан Кларк» . БФИ . Архивировано из оригинала 8 февраля 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с д «С чего начать с Аланом Кларком» . Британский институт кино . 31 марта 2016 г.
- ^ «Несогласие и разрушения: Алан Кларк на BBC (1969–1989): Буковский / Нина | Цифровое исправление» . www.thedigitalfix.com .
- ^ «BFI Screenonline: Scum (1977)» . www.screenonline.org.uk .
- ^ «BFI Screenonline: Сделано в Великобритании (1983)» . www.screenonline.org.uk .
- ^ «BFI Screenonline: Слон (1989)» . www.screenonline.org.uk .
- ^ «BFI Screenonline: Firm, The (1989)» . www.screenonline.org.uk .
- ^ Ридер, Чикаго (26 октября 1985 г.). «Режиссер: Алан Кларк и Пси-воины» . Чикагский читатель .
- ^ «Ник Лав: дикий мальчик наконец-то сияет» – через www.thetimes.co.uk.
- ^ «- Ютуб» . www.youtube.com . [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «BFI Screenonline: Кларк, Алан (1935–1990) Биография» . www.screenonline.org.uk . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ «С чего начать с Аланом Кларком» . БФИ . 31 марта 2016 года . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ «Профиль Энни Локк | Музыка Inner Harmonies» . www.innerharmoniesmusic.co.uk . Архивировано из оригинала 3 августа 2012 года . Проверено 27 июля 2016 г.
- ^ «Джоэл Потрикус Николаса Эллиота» . Журнал БОМБА . 20 марта 2014 года . Проверено 15 марта 2019 г.
- ^ «Возвращение к своим корням: прогулка по старым местам обитания Алана Кларка» . Британский институт кино . 14 июня 2016 г.
- ^ Новый биографический словарь кино , Дэвид Томсон , Кнопф, 2014 г.
- Келли, Ричард (1998). Алан Кларк (первое изд.). Лондон: Фабер и Фабер. п. 216. ИСБН 0-571-19609-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Алан Кларк , Ричард Келли (редактор), Лондон: Faber, 1998.
- Алан Кларк , Дэйв Ролинсон, Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 2005 г.
- Андреа Грюнерт, «Алан Кларк: невероятная энергия беззакония»; в: Лексикон детских и юношеских фильмов в кино, на телевидении и на видео , Meitingen: Corian, ноябрь 2003 г. (стр. 1–7).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Биография и фильмография с института кино. Британского сайта Screenonline
- Алан Кларк на IMDb
- «Чувства кино» Профиль
- Статья Village Voice (09/2004)
- «Рукопожатие Аллилуйя». Архивировано 26 сентября 2007 г. на Wayback Machine с веб-сайта Play for Today. Архивировано 18 июня 2008 г. на Wayback Machine.
- Мой герой Алан Кларк Пол Гринграсс рассказывает о своей неожиданной встрече с Кларком на военном трибунале
- Алан Кларк: Его собственный человек ( https://www.youtube.com/watch?v=tXzAeji4CPU ) — документальный фильм 2000 года, снятый Энди Кимптон-Найем/400Blows Productions для Film4.
- Тим Рот: «Сделано в Британии» ( https://www.youtube.com/watch?v=deOzrwyMqRA ), короткометражный документальный фильм 2000 года, снятый для Film4: Тим Рот рассказывает о работе с Аланом Кларком. Сделано Энди Кимптон-Най/400Blows Productions.
- «Воспоминания о слоне» ( https://www.youtube.com/watch?v=Lyj0DNoeCSg ), короткометражном документальном фильме 2000 года, снятом для Film4: Гэри Олдман, Дэвид Хэйр, Говард Шуман и Молли Кларк помнят мощную драму Алана Кларка на BBC «Слон». производство Энди Кимптон-Най/400Blows Productions.