Марк Йоффе
Марк Йоффе | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Рига , Латвия | 20 марта 1958 г.
Альма-матер | Мичиганский университет |
Род занятий | Куратор, антрополог, культурный обозреватель |
Научная карьера | |
Поля | Культурная антропология , контркультура при репрессивных режимах |
Учреждения | Университета Джорджа Вашингтона Библиотека Гельмана |
Веб-сайт | http://home.gwu.edu/~yoffe/ |
Марк Йоффе (русский: Марк Елхононович Иоффе) — американский культурный антрополог , этнолог , фольклорист , культурный критик, основатель и куратор Международного архива контркультуры в Центре глобальных ресурсов Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия .
Он специализируется на изучении контркультур , субкультур , молодежных и диссидентских движений, самиздата и рок-музыки в условиях консервативных и диктаторских режимов. Особое направление его интересов — советская и российская молодёжная контркультура, а также история и традиции советской и российской рок-музыки . Он первый ученый, западный или российский, написавший и защитивший докторскую диссертацию, посвященную этнографическому изучению советских хиппи , а также традиций и стилистики советской рок-музыки.
В число его текущих интересов входят славянский фольклор , вампиризм , история советской и российской молодёжной контркультуры, история советских диссидентских движений , история эмигрантского издательского дела Третьей волны , эмигрантский опыт в США, адаптация англо-американской поп-музыки в неанглоязычный мир, подрывной юмор и сатира , стиоб , рок-музыка и национализм, рок-музыка и юмор, а также история хардкор-панк-рока в Вашингтоне, округ Колумбия .
Своими двумя новаторскими статьями о теории и практике «стиба» — формы юмористического иронического дискурса, используемого в русской контркультуре, — Иоффе внес большой вклад в понимание этого сложного риторического феномена. [1] [2]
В своей недавней политической активности Марк Иоффе потратил значительную энергию на поддержку заключенного в тюрьму российского арт-коллектива Pussy Riot посредством своих статей, публичных выступлений, лекций и интервью. Он также много писал и читал лекции о смерти Аарона Шварца . [3]
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Сын музыканта и историка музыки Эльхонона Йоффе и учительницы русской литературы Лидии Йоффе ( в девичестве Артюшиной), Марк Йоффе родился в Риге, Латвия, тогда входившая в Советский Союз. Его семья говорила дома по-русски, и он посещал русские школы в Риге. В 1975 году он поступил в Латвийский государственный университет на факультет русской филологии , где проучился до 1977 года. Не сумев сдать экзамен по истории Коммунистической партии в третьем семестре обучения, Марк Иоффе взял длительный отпуск, во время которого он получил уроки рисования и дизайна у Юрия Петропавловского, в настоящее время скандального латвийского политического активиста. [4] В 1977 году Марк Иоффе был помещен в рижскую психиатрическую больницу в надежде получить освобождение от советской военной службы. После 21 дня пребывания в учреждении он получил желанное освобождение, открывшее дверь для эмиграции в США.
В позднем подростковом возрасте Марк Йоффе общался с группой русскоязычных хиппи, представителей богемы , студентов и художников в Риге. Вместе со своим школьным другом Валерием Петропавловским в 1977 году он издал первый известный советский рок- журнал « Без Жмогас». Вместе они также выпустили альманах андеграундного искусства и литературы «Дело № 1» , а также несколько либретто андеграундных сатирических рок-опер, романов и рассказов. . Вместе с Валерием Петропавловским он сформировал гаражный авангардный ансамбль «Путь толстых», который практиковал домашнюю студийную запись «конкретной» и концептуальной музыки и пародийных аудиоспектаклей.
1 апреля 1978 года вместе с родителями и фокстерьером Ладой он уехал из Латвии в США. После обязательного пребывания в течение нескольких месяцев в австрийских и итальянских лагерях беженцев он и его семья прибыли в Нью-Йорк 6 июня 1978 года.
Образование
[ редактировать ]Весной 1983 года Йоффе окончил Куинс-колледж Городского университета Нью-Йорка . Там он изучал русскую литературу и культуру у профессоров Альберта Тодда, Томаса Берда и, самое главное, у Веры Сандомирской-Данэм , которая «открыла» его способности как студента русской литературы и рекомендовала его для дипломной работы на кафедру славянских языков и литератур. в Мичиганском университете .
В Мичиганском университете Йоффе тепло встретили заведующий кафедрой Бенджамин Штольц, профессора Ася Хумески, Деминг Браун, Хорас Дьюи. Но у него сложились особые отношения и длительная дружба с Гоголем (18 век) и специалистом по сказам Ирвином Р. Титуником, который оказал одно из величайших влияний на его академическое развитие.Первоначально Марк Иоффе планировал написать докторскую диссертацию на тему « Стилистика юродивого », обнаруженная в сочинениях религиозного полемиста XVII века протоиерея Аввакума . Однако в 1989 году Иоффе внезапно изменил свои планы и приступил к работе над новаторской диссертацией, посвященной советской молодежной контркультуре, этнографии советских хиппи, а также традициям и стилистике, на которых основывалась советская рок-музыка. Сменить научную направленность его побудило знакомство с произведениями советского рока времен Перестройки , в частности с альбомом « Красная волна», изданным на Западе Джоанной Стингрей в 1986 году, альбомом музыки московской группы. «Звуки Му», спродюсированные в Великобритании и США Брайаном Ино в 1989 году, и альбом «Radio Silence» ленинградского музыканта Бориса Гребенщикова и его группы «Аквариум» , спродюсированный в Великобритании и США Дэвидом А. Стюартом .
Йоффе защитил диссертацию в августе 1991 года и в декабре 1991 года уехал из Анн-Арбора с семьей в Вашингтон.
Он также получил степень магистра библиотечного дела в Школе информации Мичиганского университета в 1989 году.
Карьера и работа в Международном архиве контркультуры
[ редактировать ]В Вашингтоне, округ Колумбия, Иоффе впервые работал консультантом по каталогизации в Европейском отделе Библиотеки Конгресса в марте 1992 года. В 1993 году он предпринял поездку в Москву, спонсируемую Советом по международным исследованиям и обменам (IREX), для сбора материалов - в основном подпольных. рок-записи, журналы и однодневки — для того, что позже стало Международным архивом контркультуры Иоффе. Первая часть архива, собранного во время этой поездки в Москву, по состоянию на 2016 год находится на хранении в Европейском отделе Библиотеки Конгресса США.
С 1994 по декабрь 1995 года Йоффе работал каталогизатором-консультантом в Музее американской истории и библиотеке штаб-квартиры НАСА. В декабре 1994 года он начал работать по совместительству каталогизатором славянских языков в библиотеке Гельмана Университета Джорджа Вашингтона. В декабре 1995 года он был принят на работу штатным библиотекарем по славянским языкам в библиотеку имени Гельмана. Попав в библиотеку Гельмана в качестве полноценного сотрудника, Иоффе воссоздал Международный архив контркультуры под новой крышей и при поддержке и спонсорстве Библиотеки Гельмана. По соглашению с Библиотекой Конгресса Международный архив контркультуры получил копии всех журналов и других печатных материалов, собранных Иоффе в Москве во время его поездки в 1993 году.
Международный архив контркультуры продолжал расти благодаря многочисленным рабочим поездкам в Россию и страны бывшего Советского Союза в 1998, 2002, 2008 и 2012 годах. Разнообразие авторитарных и консервативных режимов. Йоффе проводил полевые работы в России, Латвии, Эстонии, Польше, Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Болгарии, Турции, Армении, Франции, Финляндии, Дании, Аргентине и США. Международный архив контркультуры — это уникальная коллекция, в которой собраны диссидентские музыкальные записи, в том числе из этих стран. Международный архив контркультуры — крупнейшее собрание журналов о советской и российской рок-музыке в США и одно из крупнейших на Западе. [ нужна ссылка ] . С 2007 года Международный архив контркультуры принадлежит Центру глобальных ресурсов библиотек Университета Джорджа Вашингтона. Помимо курирования ICA в Центре глобальных ресурсов, Йоффе также курирует Архив советского самиздата Питера Реддавея , одну из крупнейших коллекций советского самиздата в США, подаренную сторонником советского диссидента и политическим активистом GWU, профессором политологии Питером Реддавеем. [5]
Марк Иоффе организует выставки материалов из коллекций, курирует, публикует и читает лекции по темам, которые его интересуют: история русской рок-музыки, российский политический активизм, российская молодежная контркультура и рок-музыка в неангло-американском мире. Во время ареста и суда над Pussy Riot он активно поддерживал заключенных в тюрьму членов арт-коллектива, выступая от их имени на митингах Amnesty International , на саммите Коалиции «Будущее музыки» , давая многочисленные интервью и выступая на общественном радио и «Голосе». американского телевидения. [6] [7]
В сентябре и октябре 2007 года, снова спонсируемый IREX , он работал этнологом-консультантом от посольства США в Армении, изучая армянские езидские и курдские общины.
В 2009 году он был рок-музыкальным блогером русской службы «Голоса Америки» и продолжает оставаться частым гостем теле- и радиопрограмм «Голоса Америки». [6]
Он преподавал различные курсы, в том числе: русскую литературу 20-го века, российское кино конца 20-го века, вампиров в фольклоре и популярной культуре, сравнительную контркультуру, рок-музыку в неанглоязычных странах, славянско-языческий пантеон в GWU, Университете Индианы и Таллиннский университет в Эстонии. Он часто читает лекции по этим темам внутри страны и за рубежом.
Он является членом Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований .
У Марка Йоффе есть сын Бруно Йоффе от первого брака, который живет в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Марк Йоффе живет со своей женой Лиссой Розенталь-Йоффе на юго-западе Вашингтона, округ Колумбия.
Избранная библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Перун, Бог Грома (написано в соавторстве с Джозефом Крафшиком, Университет Вайоминга), Питер Лэнг, Нью-Йорк, май 2003 г.
- Рок-н-ролл и национализм: многонациональная перспектива (соавтор и соредактор с Андреа Коллинз), Cambridge Scholars Press, Великобритания, декабрь 2005 г.
Эссе
[ редактировать ]- Хиппи в Прибалтике: Эра рок-н-ролла, Cross Currents, Анн-Арбор, 1988.
- Владимир Жириновский, Нечестивый шут, Современная история, Филадельфия, октябрь 1994 г.
- Назад в подполье: российское рок-н-ролльное сообщество в поисках новых противников и идентичностей, Восточноевропейские встречи по этномузыкологии, Бухарест, 2000. с. 105-112.
- История советского/российского рока, запись на 10 000 слов для Энциклопедии популярной музыки мира, Vol. 2: Локации, Континуум, Лондон, осень 2004 г.
Некрологи
[ редактировать ]- Егор Летов, среда, 23 апреля 2008 г., The Guardian
- Чингиз Айтматов, Монада, 14 июля 2008 г., The Guardian
- Василий Аксенов, среда, 15 июля 2009 г., The Guardian
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йоффе, Марк и Коллинз, Андреа, изд. (2005). Рок-н-ролл и национализм: многонациональная перспектива . Ньюкасл: Cambridge Scholars Press.
{{cite book}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Стиоб веков: карнавальные традиции в советском роке и связанная с ним контркультура». Русская литература . 74 (1–2). Август 2013.
- ^ Йоффе, Марк. «Мнение: парадоксы свободы или ее отсутствия» . Мюнхенский глаз . Архивировано из оригинала 8 апреля 2018 года.
- ^ Мартинес, Рубен (17 июня 2011 г.). «Первые рассказы; Юрий Петропавловский» . Социальная интеграция в Латвии . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 21 марта 2016 г.
- ^ «Русская контркультура и самиздат» . Библиотеки GW . Университет Джорджа Вашингтона. 25 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 г. Проверено 29 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б " "НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ" ЭФИР 27 ЯНВАРЯ 2015" . CurrentTime.TV .
- ^ Йоффе, Марк (27 августа 2012 г.). «Pussy Riot и причина свободы слова» . Будущее музыкальной коалиции . Архивировано из оригинала 12 февраля 2018 года.