Jump to content

Марк Йоффе

Марк Йоффе
Рожденный ( 1958-03-20 ) 20 марта 1958 г. (66 лет)
Рига , Латвия
Альма-матер Мичиганский университет
Род занятий Куратор, антрополог, культурный обозреватель
Научная карьера
Поля Культурная антропология , контркультура при репрессивных режимах
Учреждения Университета Джорджа Вашингтона Библиотека Гельмана
Веб-сайт http://home.gwu.edu/~yoffe/

Марк Йоффе (русский: Марк Елхононович Иоффе) — американский культурный антрополог , этнолог , фольклорист , культурный критик, основатель и куратор Международного архива контркультуры в Центре глобальных ресурсов Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия .

Он специализируется на изучении контркультур , субкультур , молодежных и диссидентских движений, самиздата и рок-музыки в условиях консервативных и диктаторских режимов. Особое направление его интересов — советская и российская молодёжная контркультура, а также история и традиции советской и российской рок-музыки . Он первый ученый, западный или российский, написавший и защитивший докторскую диссертацию, посвященную этнографическому изучению советских хиппи , а также традиций и стилистики советской рок-музыки.

В число его текущих интересов входят славянский фольклор , вампиризм , история советской и российской молодёжной контркультуры, история советских диссидентских движений , история эмигрантского издательского дела Третьей волны , эмигрантский опыт в США, адаптация англо-американской поп-музыки в неанглоязычный мир, подрывной юмор и сатира , стиоб , рок-музыка и национализм, рок-музыка и юмор, а также история хардкор-панк-рока в Вашингтоне, округ Колумбия .

Своими двумя новаторскими статьями о теории и практике «стиба» — формы юмористического иронического дискурса, используемого в русской контркультуре, — Иоффе внес большой вклад в понимание этого сложного риторического феномена. [1] [2]

В своей недавней политической активности Марк Иоффе потратил значительную энергию на поддержку заключенного в тюрьму российского арт-коллектива Pussy Riot посредством своих статей, публичных выступлений, лекций и интервью. Он также много писал и читал лекции о смерти Аарона Шварца . [3]

Ранний период жизни

[ редактировать ]
«Без Жмогас» — первый известный советский рок-журнал, авторами которого являются Марк Иоффе и Валерий Петропавловский.

Сын музыканта и историка музыки Эльхонона Йоффе и учительницы русской литературы Лидии Йоффе ( в девичестве Артюшиной), Марк Йоффе родился в Риге, Латвия, тогда входившая в Советский Союз. Его семья говорила дома по-русски, и он посещал русские школы в Риге. В 1975 году он поступил в Латвийский государственный университет на факультет русской филологии , где проучился до 1977 года. Не сумев сдать экзамен по истории Коммунистической партии в третьем семестре обучения, Марк Иоффе взял длительный отпуск, во время которого он получил уроки рисования и дизайна у Юрия Петропавловского, в настоящее время скандального латвийского политического активиста. [4] В 1977 году Марк Иоффе был помещен в рижскую психиатрическую больницу в надежде получить освобождение от советской военной службы. После 21 дня пребывания в учреждении он получил желанное освобождение, открывшее дверь для эмиграции в США.

В позднем подростковом возрасте Марк Йоффе общался с группой русскоязычных хиппи, представителей богемы , студентов и художников в Риге. Вместе со своим школьным другом Валерием Петропавловским в 1977 году он издал первый известный советский рок- журнал « Без Жмогас». Вместе они также выпустили альманах андеграундного искусства и литературы «Дело № 1» , а также несколько либретто андеграундных сатирических рок-опер, романов и рассказов. . Вместе с Валерием Петропавловским он сформировал гаражный авангардный ансамбль «Путь толстых», который практиковал домашнюю студийную запись «конкретной» и концептуальной музыки и пародийных аудиоспектаклей.

1 апреля 1978 года вместе с родителями и фокстерьером Ладой он уехал из Латвии в США. После обязательного пребывания в течение нескольких месяцев в австрийских и итальянских лагерях беженцев он и его семья прибыли в Нью-Йорк 6 июня 1978 года.

Образование

[ редактировать ]

Весной 1983 года Йоффе окончил Куинс-колледж Городского университета Нью-Йорка . Там он изучал русскую литературу и культуру у профессоров Альберта Тодда, Томаса Берда и, самое главное, у Веры Сандомирской-Данэм , которая «открыла» его способности как студента русской литературы и рекомендовала его для дипломной работы на кафедру славянских языков и литератур. в Мичиганском университете .

В Мичиганском университете Йоффе тепло встретили заведующий кафедрой Бенджамин Штольц, профессора Ася Хумески, Деминг Браун, Хорас Дьюи. Но у него сложились особые отношения и длительная дружба с Гоголем (18 век) и специалистом по сказам Ирвином Р. Титуником, который оказал одно из величайших влияний на его академическое развитие.Первоначально Марк Иоффе планировал написать докторскую диссертацию на тему « Стилистика юродивого », обнаруженная в сочинениях религиозного полемиста XVII века протоиерея Аввакума . Однако в 1989 году Иоффе внезапно изменил свои планы и приступил к работе над новаторской диссертацией, посвященной советской молодежной контркультуре, этнографии советских хиппи, а также традициям и стилистике, на которых основывалась советская рок-музыка. Сменить научную направленность его побудило знакомство с произведениями советского рока времен Перестройки , в частности с альбомом « Красная волна», изданным на Западе Джоанной Стингрей в 1986 году, альбомом музыки московской группы. «Звуки Му», спродюсированные в Великобритании и США Брайаном Ино в 1989 году, и альбом «Radio Silence» ленинградского музыканта Бориса Гребенщикова и его группы «Аквариум» , спродюсированный в Великобритании и США Дэвидом А. Стюартом .

Йоффе защитил диссертацию в августе 1991 года и в декабре 1991 года уехал из Анн-Арбора с семьей в Вашингтон.

Он также получил степень магистра библиотечного дела в Школе информации Мичиганского университета в 1989 году.

Карьера и работа в Международном архиве контркультуры

[ редактировать ]

В Вашингтоне, округ Колумбия, Иоффе впервые работал консультантом по каталогизации в Европейском отделе Библиотеки Конгресса в марте 1992 года. В 1993 году он предпринял поездку в Москву, спонсируемую Советом по международным исследованиям и обменам (IREX), для сбора материалов - в основном подпольных. рок-записи, журналы и однодневки — для того, что позже стало Международным архивом контркультуры Иоффе. Первая часть архива, собранного во время этой поездки в Москву, по состоянию на 2016 год находится на хранении в Европейском отделе Библиотеки Конгресса США.

С 1994 по декабрь 1995 года Йоффе работал каталогизатором-консультантом в Музее американской истории и библиотеке штаб-квартиры НАСА. В декабре 1994 года он начал работать по совместительству каталогизатором славянских языков в библиотеке Гельмана Университета Джорджа Вашингтона. В декабре 1995 года он был принят на работу штатным библиотекарем по славянским языкам в библиотеку имени Гельмана. Попав в библиотеку Гельмана в качестве полноценного сотрудника, Иоффе воссоздал Международный архив контркультуры под новой крышей и при поддержке и спонсорстве Библиотеки Гельмана. По соглашению с Библиотекой Конгресса Международный архив контркультуры получил копии всех журналов и других печатных материалов, собранных Иоффе в Москве во время его поездки в 1993 году.

Международный архив контркультуры продолжал расти благодаря многочисленным рабочим поездкам в Россию и страны бывшего Советского Союза в 1998, 2002, 2008 и 2012 годах. Разнообразие авторитарных и консервативных режимов. Йоффе проводил полевые работы в России, Латвии, Эстонии, Польше, Чехии, Венгрии, Словении, Хорватии, Болгарии, Турции, Армении, Франции, Финляндии, Дании, Аргентине и США. Международный архив контркультуры — это уникальная коллекция, в которой собраны диссидентские музыкальные записи, в том числе из этих стран. Международный архив контркультуры — крупнейшее собрание журналов о советской и российской рок-музыке в США и одно из крупнейших на Западе. [ нужна ссылка ] . С 2007 года Международный архив контркультуры принадлежит Центру глобальных ресурсов библиотек Университета Джорджа Вашингтона. Помимо курирования ICA в Центре глобальных ресурсов, Йоффе также курирует Архив советского самиздата Питера Реддавея , одну из крупнейших коллекций советского самиздата в США, подаренную сторонником советского диссидента и политическим активистом GWU, профессором политологии Питером Реддавеем. [5]

Марк Иоффе организует выставки материалов из коллекций, курирует, публикует и читает лекции по темам, которые его интересуют: история русской рок-музыки, российский политический активизм, российская молодежная контркультура и рок-музыка в неангло-американском мире. Во время ареста и суда над Pussy Riot он активно поддерживал заключенных в тюрьму членов арт-коллектива, выступая от их имени на митингах Amnesty International , на саммите Коалиции «Будущее музыки» , давая многочисленные интервью и выступая на общественном радио и «Голосе». американского телевидения. [6] [7]

В сентябре и октябре 2007 года, снова спонсируемый IREX , он работал этнологом-консультантом от посольства США в Армении, изучая армянские езидские и курдские общины.

В 2009 году он был рок-музыкальным блогером русской службы «Голоса Америки» и продолжает оставаться частым гостем теле- и радиопрограмм «Голоса Америки». [6]

Он преподавал различные курсы, в том числе: русскую литературу 20-го века, российское кино конца 20-го века, вампиров в фольклоре и популярной культуре, сравнительную контркультуру, рок-музыку в неанглоязычных странах, славянско-языческий пантеон в GWU, Университете Индианы и Таллиннский университет в Эстонии. Он часто читает лекции по этим темам внутри страны и за рубежом.

Он является членом Ассоциации славянских, восточноевропейских и евразийских исследований .

У Марка Йоффе есть сын Бруно Йоффе от первого брака, который живет в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Марк Йоффе живет со своей женой Лиссой Розенталь-Йоффе на юго-западе Вашингтона, округ Колумбия.

Избранная библиография

[ редактировать ]
  • Перун, Бог Грома (написано в соавторстве с Джозефом Крафшиком, Университет Вайоминга), Питер Лэнг, Нью-Йорк, май 2003 г.
  • Рок-н-ролл и национализм: многонациональная перспектива (соавтор и соредактор с Андреа Коллинз), Cambridge Scholars Press, Великобритания, декабрь 2005 г.
  • Хиппи в Прибалтике: Эра рок-н-ролла, Cross Currents, Анн-Арбор, 1988.
  • Владимир Жириновский, Нечестивый шут, Современная история, Филадельфия, октябрь 1994 г.
  • Назад в подполье: российское рок-н-ролльное сообщество в поисках новых противников и идентичностей, Восточноевропейские встречи по этномузыкологии, Бухарест, 2000. с. 105-112.
  • История советского/российского рока, запись на 10 000 слов для Энциклопедии популярной музыки мира, Vol. 2: Локации, Континуум, Лондон, осень 2004 г.

Некрологи

[ редактировать ]
  • Егор Летов, среда, 23 апреля 2008 г., The Guardian
  • Чингиз Айтматов, Монада, 14 июля 2008 г., The Guardian
  • Василий Аксенов, среда, 15 июля 2009 г., The Guardian
  1. ^ Йоффе, Марк и Коллинз, Андреа, изд. (2005). Рок-н-ролл и национализм: многонациональная перспектива . Ньюкасл: Cambridge Scholars Press. {{cite book}}: |last1= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  2. ^ «Стиоб веков: карнавальные традиции в советском роке и связанная с ним контркультура». Русская литература . 74 (1–2). Август 2013.
  3. ^ Йоффе, Марк. «Мнение: парадоксы свободы или ее отсутствия» . Мюнхенский глаз . Архивировано из оригинала 8 апреля 2018 года.
  4. ^ Мартинес, Рубен (17 июня 2011 г.). «Первые рассказы; Юрий Петропавловский» . Социальная интеграция в Латвии . Архивировано из оригинала 1 апреля 2019 года . Проверено 21 марта 2016 г.
  5. ^ «Русская контркультура и самиздат» . Библиотеки GW . Университет Джорджа Вашингтона. 25 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 21 декабря 2016 г. Проверено 29 февраля 2016 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б " "НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ" ЭФИР 27 ЯНВАРЯ 2015" . CurrentTime.TV .
  7. ^ Йоффе, Марк (27 августа 2012 г.). «Pussy Riot и причина свободы слова» . Будущее музыкальной коалиции . Архивировано из оригинала 12 февраля 2018 года.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b2bda89f4207c7a04a19421098c9b74a__1680403380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b2/4a/b2bda89f4207c7a04a19421098c9b74a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mark Yoffe - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)