Норихиро Ясуэ
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2014 г. ) |
Норихиро Ясуэ | |
---|---|
Рожденный | Акита, Акита , Япония | 12 января 1886 г.
Умер | 4 августа 1950 г. Хабаровск , Советский Союз | ( 64 года
Верность | Японская империя |
Услуга/ | Императорская японская армия |
Лет службы | 1906–1945 |
Классифицировать | Полковник |
Битвы/войны | Японская интервенция в Сибири Вторая мировая война |
Норихиро Ясуэ ( 安江仙弘 , Ясуэ Норихиро , 12 января 1886 — 4 августа 1950) — Императорской японской армии полковник , сыгравший решающую роль в так называемом «Плане Фугу» , в рамках которого евреи были спасены из Европы и доставлены в Японию. - оккупированные территории во время Второй мировой войны . Он был известен как один из японских «еврейских экспертов» наряду с капитаном Корэсигэ Инузука .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ясуэ родился в Аките , где его отец был бывшим самураем на службе домена Мацумото , который позже служил правительству Мэйдзи на Тайване . В мае 1905 года он окончил 21-й класс Императорской японской армейской академии , где его одноклассниками были Кандзи Исивара и Киитиро Хигути .
В возрасте 33 лет капитан Ясуэ был направлен в рамках японской интервенции в Сибирь для оказания помощи русской белой армии в борьбе против большевистской Красной армии . Специалист по русскому языку, он был прикомандирован к штабу генерала Григория Семенова , ярого антисемита , который раздавал копии «Протоколов сионских мудрецов» всем своим войскам вместе с оружием и продовольствием. Вместе с несколькими десятками других японских солдат Ясуэ прочитал и принял положения Протоколов , что позволило им определять большую часть его действий и взглядов во время начала Второй мировой войны.
После своего возвращения в Японию в 1922 году Ясуэ работал в армейском разведывательном бюро , переводя «Протоколы сионских мудрецов» на японский язык, продолжая при этом беседовать с Инузукой и несколькими другими о еврейской проблеме в России. Их группа быстро росла, публикуя статьи во внутренних армейских журналах, проводя неформальные лекции и дискуссионные группы. После публикации перевода « Протоколов » Ясуэ привлек внимание Министерства иностранных дел и был отправлен в 1926 году в Палестину для исследования еврейского народа. Там он объездил большую часть страны и разговаривал с разными людьми, в том числе с известными еврейскими лидерами, такими как Хаим Вейцман и Давид Бен-Гурион , фермерами, владельцами магазинов и раввинами. Его особенно заинтересовало зарождающееся движение кибуцев , которое, как он полагал, будет использовано евреями в колонизации мира; Однако из его отчета министерству выяснилось, что никто, с кем он разговаривал, ничего не упоминал о заговоре.
По мере приближения войны в 1930-е годы влияние Ясуэ и его товарищей углублялось, особенно среди тех, кто был обезумел из-за отсутствия уважения к Японии на мировой арене и кто опасался культурных изменений, сопровождавших «прогресс». Именно в это время Ясуэ и его «еврейские эксперты» встретились с так называемой «маньчжурской фракцией» — рядом промышленников и военных офицеров, которые считали Маньчжурию решающим фактором успеха Японии. Гисуке Аюкава, в частности, интересовался идеями Ясуэ и предложил ему использовать евреев для помощи в развитии Маньчжоу-Го . идея « Плана Фугу Благодаря этому партнерству и последующим обсуждениям родилась и получила развитие ».
План натолкнулся на серьезное препятствие почти сразу после того, как был задуман; Через два года после Мукденского инцидента , который спровоцировал японское вторжение в Маньчжурию, молодой еврей по имени Саймон Каспе был похищен, подвергнут пыткам и убит. бежали из маньчжурского города Харбин Евреи тысячами ; Ясуэ был официально назначен ответственным за прекращение и обращение вспять этого исхода. С этой целью он разыскал доктора Авраама Кауфмана , видного и уважаемого деятеля среди евреев, оставшихся в Маньчжоу-Го. Постепенно и тщательно завоевывая уважение и дружбу доктора Кауфмана, он помог доктору сформировать в 1937 году Дальневосточный еврейский совет — официальный орган, представляющий взгляды маньчжурской еврейской общины. Ясуэ, получивший звание полковника, был направлен в город Дайрен (ныне Далянь), но продолжал ездить в Харбин, чтобы поговорить с Кауфманом и участвовать в других встречах и мероприятиях, связанных с его планами в отношении еврейских общин.
Конференция пяти министров в 1938 году дала Ясуэ и его коллегам официальное разрешение начать создание еврейского поселения в Шанхае .
В 1939 году Ясуэ вместе с капитаном Инузукой и Сиро Исигуро из Министерства иностранных дел рекомендовал Японии создать автономный еврейский регион недалеко от Шанхая; предоставляя евреям безопасное место для жизни и предоставляя им автономию жить так, как они хотят, трое мужчин надеялись привлечь больше евреев в пользу Японии. Все трое начали регулярно встречаться либо в консульстве Шанхая, либо на борту « Идзумо», стоящего на якоре в гавани, недалеко от Бунда . В это время Ясуэ продолжил свою деятельность в Харбине, организовав третью конференцию дальневосточной еврейской общины, связавшись с президентом Южно-Маньчжурской железной дороги Ёсуке Мацуокой и Сэцузо Коцудзи , единственным в то время японцем в мире, умевшим говорить и читать. Иврит . Ясуэ также организовал приглашение Авраама Кауфмана в Токио с официальным визитом.
В течение следующих нескольких лет Ясуэ играл центральную роль в реализации почти всех аспектов плана Фугу. Вместе с Инузукой и несколькими другими он координировал все: от выбора и обустройства мест для поселений, транспортировки евреев в поселения, переговоров с лидерами еврейской общины для получения экономической и моральной поддержки и, конечно же, работы в пределах, предоставленных ему японцами. правительство и армия. Он организовал миссии в еврейские общины в Соединенных Штатах и считал маньчжурскую еврейскую общину, которую он хотел создать «Израилем в Азии». Предлагая разместить организованное, локализованное сообщество, которое они создают, в Маньчжурии, а не в Шанхае или других местах, предпочитаемых некоторыми другими его товарищами, Ясуэ также выступал за то, чтобы сообщество, хотя и строго обозначенное географически, было как можно более автономным. По словам Марвина Токайера, самый идеалист из группы, Ясуэ больше всего интересовался комфортом и пользой живущих там евреев; он, вероятно, также считал, что ограничения общины помешают евреям оказывать максимальное положительное влияние на власть Японии и могут поставить под угрозу доброжелательные взгляды еврейской общины на Японию. Вопреки своему желанию командир Китайская экспедиционная армия приказала, чтобы община находилась под пристальным наблюдением и руководством, сохраняя при этом видимость автономности.
Ясуэ был уволен со своего поста и из армии в 1940 году в результате подписания Тройственного пакта , который формально закрепил союз Японии с нацистской Германией . Хотя он оставался представителем правительства и продолжал в определенной степени активно участвовать в реализации плана Фугу, он не мог формально сохранить свой пост в качестве явного члена проеврейской фракции. Он немедленно вылетел в Токио, чтобы призвать правительство не позволять зарубежным странам, например, Германии, диктовать политику Японии. Предложили восстановление в должности, он отказался. Хотя Ясуэ изначально был весьма антисемитским, Токайер утверждает, что именно в этот момент он действительно стал проеврейским. Хотя какое-то время он участвовал в различных публикациях о еврейской ситуации, в том числе «Кокусай Химицу Рёку но Кенкю» ( 国際秘密力の研究 , «Исследования международной секретной власти ») , под псевдонимом Хокоши, после его увольнение.
К 1942 году план Фугу развалился. Союзница Японии, нацистская Германия, не допускала японской помощи евреям, а попытки Японии переправить евреев через Россию были остановлены, когда Россия стала врагом Германии и Японии. В том же году гестапо шеф Йозеф Мейзингер был отправлен в Шанхай и начал подготовку к истреблению населения Шанхайского гетто . Это так и не было реализовано, поскольку сообщество обратилось к Ясуэ и другим, которые раскрыли намерения Мейзингера правительству в Токио и увидели, что это полностью предотвращено.
Советник правительства Маньчжоу-Го во время войны, базирующийся в Дайрене, Ясуэ все меньше и меньше участвовал в плане Фугу в каком-либо официальном качестве. Однако он поддерживал контакты и некоторое участие в еврейской общине Шанхая, образовавшейся в результате его действий. Когда Советский Союз вторгся в Маньчжоу-Го в августе 1945 года, незадолго до капитуляции Японии и окончания войны, Ясуэ не пытался бежать с материка. Он устроил официальное прощание со своей семьей, в котором выразил мнение, что все его поколение виновато в войне и ее исходе. Он не считал, что было бы честью бежать от своей ответственности, и поэтому позволил советским войскам захватить себя.
Ясуэ умер в 1950 году в трудовом лагере в Хабаровске .
Убеждения и идеология
[ редактировать ]В западных СМИ Ясуэ часто ошибочно изображается как верующий в « Протоколы сионских мудрецов» , поскольку он перевел их на японский язык в начале 1920-х годов. соседи Японии На самом деле, белые русские были крайне антисемитскими, и, по словам Кауфмана, Ясуэ перевел « Протоколы» с целью понять российский образ евреев. [ 1 ]
Примерно к 1940 году он установил тесные отношения с рядом евреев и с еврейской общиной Шанхая в целом и стал одним из их самых сильных защитников. Хотя он мог продолжать верить или не верить в расовые и культурные идеи, выраженные в «Протоколах» , он также весьма сильно переживал за счастье и безопасность еврейского народа, жившего в Японской империи .
Ссылки
[ редактировать ]- Герман Дикер, Странники и поселенцы на Дальнем Востоке, Нью-Йорк, Twayne Publishers, 1962.
- Авраам Коцуджи, От Токио до Иерусалима, Институт Торат Ха-Адам, 1975.
- Дэвид Кранцлер, японцы, нацисты и евреи, Хобокен, Нью-Джерси, издательство Ктав, 1976.
- Марвин Токайер и Мэри Шварц, План Фугу, Нью-Йорк, Уэзерхилл, 1979.
- Джон Дж. Стефан, Русские фашисты. Трагедия и фарс в изгнании, 1925–1945, Лондон, Хэмиш Гамильтон, 1978.
- Памела Ротнер Сакамото, Японские дипломаты и еврейские беженцы, Вестпорт, Коннектикут, Praeger Pnblishers, 1998.
- Авраам Кауфман, лагерный врач. «16 лет в Советском Союзе», перевод с русского Бенни Цура (сайт JewsOfChina.org).
- Герхард Кребс, Евреи и Дальний Восток в Wayback Machine (архивировано 5 ноября 2005 г.), NOAG 175-176, 2004 г.
- ^ Рекиси Докухон , август 2013 г., стр. 94.