Мирянское причастие
Мирское общение — термин, применяемый в Католической Церкви для описания статуса священнослужителя, находящегося в общении с Церковью, но только с положением мирянина . В наше время иногда навязывают мирское причастие, но только в исключительных случаях.
Происхождение
[ редактировать ]Первобытная дисциплина церкви устанавливала различное наказание за отдельные преступления в зависимости от того, были ли они совершены мирянами или священнослужителями . Первое влекло за собой более короткое и обычно более легкое наказание , чем второе, которое наказывалось особым наказанием. Мирянин был исключен из сообщества верующих, священнослужитель был исключен из иерархии и низведен до мирского общения , т. е. ему было запрещено осуществлять свои функции. Природа этого последнего наказания не совсем ясна. [ 1 ]
По одному мнению, оно заключалось в отлучении от церкви вместе с запрещением принимать Евхаристию ; по другой, кающемуся разрешалось причащаться, но только с мирянами. Канон XV так называемых Апостольских правил запрещает любому священнику, самовольно проживающему за пределами своей епархии, совершать Святую Жертву, но дает ему разрешение принимать Евхаристию вместе с верующими. Канон lxii предписывал принимать среди мирян клириков, отступивших во время гонений. [ 1 ]
В 251 году письмо папы Корнилия к Фабию, епископу Антиохийскому , сообщает нам, что папа в присутствии всего народа принял в свое общение, но как мирянин, одного из епископов, виновного в даровании священнического рукоположения еретику. Новациан . В письме Киприана Карфагенского упоминается некий Трофим, допущенный к причастию среди мирян. Известны подобные случаи, в которых мы находим указание на то, что кающийся допускался к причастию среди мирян. [ 1 ]
( Эльвирский собор ок. 300 г.), открывающий нам во многих отношениях религиозную жизнь целой церковной провинции, в каноне Lxxvi о диаконе О том же дисциплине упоминает и . Это древнейший канонический текст, в котором говорится об обычае мирского причащения. [ 1 ]
Примирить каноны
[ редактировать ]Не ссылаясь на Кельнский собор (346 г.), поскольку его подлинность может быть подвергнута сомнению, с этого времени в ряде соборов появляются заявления, которые убедительно показывают, что, когда упоминается мирское причастие, возникает вопрос о принятии Евхаристии . . Помимо Совета в Сардике , в Гиппоне (393 г.), канон xli; Толедо (400 г.), канон IV; Римский (487 г.), канон II, слишком ясен, чтобы допустить какие-либо сомнения в том, что мы имеем здесь устоявшуюся дисциплину. Мы можем также сослаться на Агдские соборы (506 г.), правило 1; Лерида (524 г.), канон v; Орлеан (538 г.), канон II. [ 1 ]
Отношение к Евхаристии
[ редактировать ]Говоря вообще, выражение «мирянское общение» не обязательно подразумевает идею Евхаристии , а лишь состояние мирянина в общении с Церковью. Но так как Евхаристия была дарована только тем, кто был в общении с Церковью, то сказать, что клирик был допущен к мирскому причастию, равносильно тому, что сказать, что он принял Святую Евхаристию. [ 1 ]
Человек, перешедший из состояния кающегося к мирянскому причастию, должен был обязательно быть принят епископом в Церковь, прежде чем быть допущенным к причастию. Нет оснований предполагать, что этот переход подразумевал промежуточный этап, на котором допущенный к причастию лишался Евхаристии. Эта дисциплина распространялась не только на тех, кто был виновен в тайном грехе , но и на тех, кто какое-то время принадлежал к еретической секте. Но абсолютного правила не было, поскольку Никейский собор (325 г.) принял обратно новацианское духовенство, не налагая на него этого наказания, тогда как мы видим, что оно применялось в случае донатистов . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Причастие мирян» . www.newadvent.org . Проверено 13 июня 2023 г.