Озерный пигмент
Озерный пигмент — это пигмент, путем осаждения красителя полученный или инертным связующим веществом протравой , обычно солью металла . В отличие от киновари , ультрамарина и других пигментов, изготовленных из грунтовых минералов, озерные пигменты являются органическими. [1] Производители и поставщики художников и представителей промышленности часто опускают обозначение озера в названии. Многие озерные пигменты неустойчивы , поскольку используемые красители не светостойки . Красные озера имели особое значение в эпохи Возрождения и барокко картинах ; их часто использовали в качестве полупрозрачной глазури для изображения цветов богатых тканей и драпировок. [2]
Этимология
[ редактировать ]Термин «озеро» происходит от термина lac , выделений индийского древесного насекомого Kerria lacca (ранее Laccifer lacca или Coccus lacca ). [3] [4] Оно имеет тот же корень, что и слово «лак» , и происходит от хинди слова «лах» , через арабское слово «лакк» и персидское слово « лак» . [5]
Химия
[ редактировать ]Многие озерные пигменты являются азокрасителями . Для них характерно наличие сульфонатных , а иногда и карбоксилатных заместителей, которые придают хромофору отрицательный заряд ( окрашенные соединения).
Используемые соли металлов или связующие обычно бесцветны или почти бесцветны. [1] Органический компонент красителя определяет цвет образующегося осадка . В древние времена мел , белую глину и измельченные кости использовали в качестве источников солей кальция . Сегодня металлические соли обычно представляют собой хром или кобальт, а полученный озерный пигмент разбавляют инертным материалом, таким как оксид алюминия .
История и искусство
[ редактировать ]Озерные пигменты имеют долгую историю в декорировании и искусстве. Некоторые из них производились на протяжении тысячелетий и продавались на большие расстояния.
Красные озера имели особое значение в истории искусства; поскольку они были полупрозрачными, их часто использовали в слоях глазури поверх более непрозрачного красного цвета (иногда пигмента на минеральной основе киновари или иногда красного озера, смешанного со свинцовыми белилами или киноварью), чтобы создать глубокий, насыщенный красный цвет. Они распространены на картинах венецианских художников 16 века, в том числе Тициана , для изображения прекрасных драпировок и тканей. [2]
- Озеро индиго изначально производилось из листьев вайды и было известно еще в Древнем Египте . В позднем средневековье мода на вайду в качестве красителя для тканей привела к чрезмерному засеву растений и истощению почв во многих частях Европы . После того, как торговые пути открылись на восток, индиго было импортировано из Индии в качестве заменителя вайды, и выращивание вайды стало нерентабельным в Европе. Сегодня темно-синий краситель, известный как индиго, когда-то производившийся из вайды и Indigofera tinctoria, в основном имеет синтетическое происхождение.
- Розовая марена озерная , происходящая из корня растения марены , также известна как ализарин малиновый в его синтетической форме. Поскольку розовая марена не выдерживает воздействия света, ее использование в значительной степени вытеснено, даже в синтетической форме, пигментами хинакридона .
- Карминное озеро , также называемое малиновым озером, первоначально было получено из насекомого кошенили , произрастающего в Центральной и Южной Америке . Когда испанцы завоевали империю ацтеков (1518–1521 гг.), они столкнулись с ацтекскими воинами, одетыми в неизвестный малиновый цвет. Кошениль стала для них вторым по значимости предметом экспорта из Нового Света после серебра , и испанцы ревностно охраняли секрет ее производства на протяжении веков. [6] Карминовая кислота , органическое соединение , придающее кармину цвет, была синтезирована в 1991 году. [7] В настоящее время исследователи изучают возможность генетической инженерии микробов, производящих карминовую кислоту. [8]
Индиго и розовую марену теперь производят дешевле из синтетических источников, хотя некоторое использование натуральных продуктов сохраняется, особенно среди ремесленников . Пищевая . и косметическая промышленность вновь проявили интерес к кошенили как к источнику натурального красного красителя [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б К. Голод. В. Хербст «Органические пигменты» в Энциклопедии промышленной химии Ульмана , Wiley-VCH, Вайнхайм, 2012. два : 10.1002/14356007.a20_371
- ^ Перейти обратно: а б Дэвид Бомфорд и Ашок Рой, Пристальный взгляд - цвет , Компания Национальной галереи, стр. 41.
- ^ Ллевеллин, Брайан Д. (май 2005 г.). «Теория пятен - Как действуют протравы» . Архивировано из оригинала 14 августа 2007 года.
- ^ "озеро, №6" . ОЭД онлайн. Декабрь 2011 г. Издательство Оксфордского университета. 25 января 2012 г.
- ^ Новый мировой словарь американского английского языка Вебстера , третье издание для колледжей, 1988.
- ^ Эми Батлер Гринфилд (2005). Идеальный красный: империя, шпионаж и поиски цвета желания . ХарперКоллинз . ISBN 0-06-052275-5 .
- ^ Аллеви, П.; и др. (1991). «Первый полный синтез карминовой кислоты». Журнал Химического общества, Химические коммуникации . 18 (18): 1319–1320. дои : 10.1039/c39910001319 .
- ^ Перейти обратно: а б Миллер, Бритни Дж. (25 марта 2022 г.). «Кошениль, красный краситель, выделяемый насекомыми, перемещается в лабораторию» . Знающий журнал . doi : 10.1146/knowable-032522-1 . Проверено 28 марта 2022 г.