Boris Stepantsev
Boris Stepantsev | |
---|---|
Рожденный | Boris Pavlovich Stepantsov 7 декабря 1929 г. |
Умер | 21 мая 1983 г. | ( 53 года
Род занятий | Аниматор, художник, книжный иллюстратор |
Борис Павлович Степанцев декабря , аниматор, художник и 7 ( 1929 — 21 мая 1983) — советский и российский анимационный режиссёр книжный иллюстратор, а также вице-президент ASIFA (1972—1982) и креативный директор. анимационного отдела «Мульттелефильм» студии «Экран» (1980–1983). Заслуженный артист РСФСР (1972). [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]В детстве Борис Степанцев (урожденный Степанцов) полюбил мультипликационные фильмы, «потому что не было ничего смешнее на свете». [ 3 ] и решил посвятить свою жизнь комедийной анимации. Он окончил Московское художественное училище и в 1946 году, сразу после окончания войны , поступил на анимационные курсы при «Союзмультфильме» , где посмотрел множество «трофейных» фильмов, в том числе фильмы Диснея , которые послужили для него главным вдохновением.
В период с 1947 по 1949 год Степанцев работал аниматором в ряде фильмов, в том числе в отмеченном наградами фильме « Серая шея» (1948) Леонида Амальрика и Владимира Полковникова . [ 4 ] Следующие пять лет он прослужил в ВМФ СССР , а по возвращении поступил в Московский государственный университет печати, продолжив анимационную карьеру. В 1954 году он снял свой первый короткометражный фильм «Злодей с этикеткой» (совместно с Всеволодом Щербаковым), который также стал одним из первых советских послевоенных анимационных фильмов, созданных на вновь созданном кукольном отделении «Союзмультфильма». [ 2 ]
С 1955 года Степанцев работал с Анатолием Савченко , художником-постановщиком и его постоянным соратником, над большинством его анимационных и художественных проектов, включая книжные иллюстрации и диафильмы, созданные для студии «Диафильм». [ 5 ] В 1958 году они поставили постмодернистскую комедию «Петя и Красная Шапочка » по мотивам сказки Владимира Сутеева о первопроходце Пете, который пробрался в фильм «Красная Шапочка», чтобы спасти девочку от Большого Злого Волка. Режиссером фильма выступил Евгений Райковский , он черпал вдохновение у Диснея и Текса Эйвери, в отличие от большинства «реалистичных» фильмов того времени , в которых использовалась ротоскопия . Он стал очень популярным и получил приз на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси в 1960 году . [ 1 ] В 1962 году они сняли своего рода продолжение — получасовой анимационный фильм « Не только сейчас» , в котором Петя, которого сыграл реальный ребенок-актер, путешествовал во времени и взаимодействовал с нарисованной от руки средой. [ 6 ]
С 1956 по 1960 год Степанцев и Райковский также сняли один из первых советских мини-сериалов, в котором главную роль сыграл Мурзилка , популярный персонаж одноимённого детского журнала. Третья часть, «Мурзилка на спутнике» (1960), стала первой советской широкоэкранной короткометражной анимацией и была удостоена первой премии на Международном кинофестивале в Карловых Варах 1960 года . [ 2 ] С 1963 года Степанцев самостоятельно режиссировал фильмы.
В период с 1965 по 1970 год он создал три своих самых популярных картины: «Вовка в далеком царстве» (1965), еще одна постмодернистская комедия о ленивом пионере Вовке, который попал в книгу русских сказок , и « Карлссон на крыше». дилогия ( «Кид и Карлссон» , 1968 и «Карлссон возвращается» , 1970) по мотивам сказки шведской писательницы Астрид Линдгрен . Последние были также первыми советскими анимационными фильмами, в которых была использована ксерография . [ 2 ] Благодаря красочному мультяшному стилю, забавным диалогам и задействованным лучшим озвучкам ( Рина Зеленая , Василий Ливанов , Клара Румянова , Фаина Раневская ) все они стали чрезвычайно достойными внимания, а главные герои присоединились к пантеону любимых анимационных икон вместе с Чебурашка . [ 1 ] Фактически Степанцев и Савченко иллюстрировали приключения Чебурашки для ленты «Диафильм» в 1968 году, еще до начала работы над мультсериалом. [ 5 ] [ 7 ] Писатель Эдуард Успенский позже использовал это как аргумент в своей судебной тяжбе против художника Леонида Шварцмана , заявив, что он не имеет никаких прав на изображение персонажа. [ 8 ]
Примерно в то же время Степанцев почувствовал, что «устал от викторин», и решил заняться другими темами. [ 3 ] Он поставил две картины без единого произнесенного слова, основанные исключительно на классической музыке: «Окно» (1968), вдохновленное » Сергея Прокофьева , «Видениями беглецов и «Щелкунчик» (1973), адаптированное из Чайковского балета одноименного . Он описывал музыку Прокофьева как «само собой рисующую то, что должно происходить на экране, определяющую мельчайшие жесты персонажей... ее драматургия была логичнее, яснее многих надуманных поворотов сюжета». [ 3 ] Во время съемок «Щелкунчика» он и оператор Ян Топпер использовали трюковую фотографию, а работу над ней Анатолий Савченко охарактеризовал как «безостановочную пытку». [ 9 ] Оба фильма получили награды на международных кинофестивалях в Румынии и Испании . [ 2 ]
В 1967 году был поставлен первый советский широкоэкранный рисованный анимационный фильм « Песня о соколе» (1967) по рассказу Максима Горького . [ 6 ] также использовалась классическая музыка Александра Скрябина Для повествования истории , но с участием нескольких актеров озвучивания. В 1972 году он был выбран вице-президентом ASIFA , где проработал до 1982 года. [ 2 ]
В 1974 году Иосиф Боярский «переманил» Степанцева в кукольный отдел «Союзмультфильма», где тот поставил два короткометражных фильма по мотивам » Николая Гоголя «Мертвых душ . По словам Боярского, второй фильм оказался менее успешным из-за слабого озвучивания, и Степанцев ушел со студии на студию «Экран» , где с 1980 года до своей смерти работал креативным директором анимационного отдела «Мульттелефильма». [ 10 ]
Степанцев любил тратить много времени на проработку своих фильмов, но при этом легко переключался между совершенно разными проектами, как только его захватывала новая идея. ни серия «Карлссон на крыше», ни серия « Мертвые души» Из-за этого так и не были закончены. В одной из своих последних публикаций он выразил большой энтузиазм по поводу возможностей компьютерной анимации , за которой он предсказал будущее анимации. [ 3 ]
Его последний проект «Ассоль» (1982) по роману Александра Грина «Алые паруса» стал также его первой полнометражной игрой. Он снова решил совместить живое действие с традиционной анимацией. Только на этот раз он хотел «подойти с другого конца... превратить живого актера в ожившую фигуру, используя достижения современной фотографии». [ 3 ] Все это привело к необычному виду, «как будто прошло через приложение Prisma ». [ 6 ] По словам Иосифа Боярского, работа над этим фильмом была тяжелой и нервной, что подорвало здоровье режиссера. [ 10 ]
Борис Степанцев умер в 1983 году в возрасте 53 лет от сердечной недостаточности. [ 9 ]
Фильмография
[ редактировать ]Директор
[ редактировать ]- 1954 — Злодей с ярлыком
- 1956 — Приключения Мурзилки. Выпуск 1
- 1957 — Снова двойка
- 1958 — Петя и Красная Шапочка
- 1960 — Мурзилка на спутнике.
- 1962 — Не только сейчас
- 1964 — «Петух и краски»
- 1965 — Vovka in Faraway Tsardom
- 1966 — «Окно»
- 1967 — Песня о соколе (тоже сценарист)
- 1968 — Junior and Karlson
- 1970 — Karlson Returns
- 1971 — Сердце (тоже сценарист)
- 1971 — Пионерская скрипка
- 1973 — Щелкунчик (тоже сценарист)
- 1974 — «Приключения Чичикова». Манилов (также сценарист)
- 1974 — Chichikov's Adventures. Nozdryov (also screenwriter)
- 1976 — Муха-Грохот (тоже сценарист)
- 1979 — «Почему осел упрямился» (также сценарист)
- 1982 — Ассоль (тоже сценарист)
Аниматор
[ редактировать ]- 1947 — Веселый сад
- 1947 — Приключение в стране великанов
- 1948 — Серая шея
- 1948 — Чемпион
- 1949 — Гуси-лебеди
- 1949 — Лев и заяц
- 1949 — Концерт Машеньки .
- 1949 — Полкан и Шавка
- 1954 — Козел-музыкант
- 1954 — На лесной сцене (тоже художественный руководитель)
- 1954 — Подпись неразборчива
- 1955 — Невероятный матч
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джанналберто Бендацци (2016) . Анимация: Всемирная история: Том II: Рождение стиля - Три рынка в Google Книгах , стр. 287, 77
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сергей Капков (2006) . Энциклопедия отечественной анимации . — Москва: Алгоритм, с. 615—616
- ^ Jump up to: а б с д и Сергей Асенин (1983) . Мудрость художественной литературы: мастера анимации о себе и своем искусстве. — Москва: Искусство, с. 155-159
- ^ Серая Шея на Animator.ru.
- ^ Jump up to: а б Книги и диафильмы Бориса Степанцева в Национальной детской электронной библиотеке (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б с Монстры анимации. Борис Степанцев на официальном канале 2х2 (на русском языке)
- ^ Денис Филин. А уши все равно торчат. Архивировано 26 октября 2019 г. в статье Wayback Machine в Независимой газете , 15 декабря 2005 г. (на русском языке).
- ^ Эдуард Успенский // Чебурашка. Интервью «Дорога на Голгофу» с Эдуардом Успенским газете «Дело» , 10 октября 2005 г. (на русском языке)
- ^ Jump up to: а б Интервью «Любопытство — мой учитель» с Анатолием Савченко на сайте Animator.ru
- ^ Jump up to: а б Иосиф Боярский (1995) . Литературные коллажи . — Москва: Russian Binding (интернет-журнал, на русском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1929 рождений
- 1983 смертей
- Российские режиссёры анимационных фильмов
- Художники из Москвы
- Российские аниматоры
- Российские кинорежиссеры
- Российские иллюстраторы детских книг.
- Советские режиссёры-мультипликаторы
- Советские аниматоры
- Советские сценаристы
- Советские сценаристы-мужчины
- Русские сценаристы XX века.
- Российские сценаристы-мужчины.
- Русские писатели-мужчины XX века.