Схема арахиса Танганьики
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2024 г. ) |

Схема арахиса в Танганьике , или схема арахиса в Восточной Африке , была неудачной попыткой британского правительства возделывать на своей подопечной африканской территории Танганьика (ныне часть Танзании ) арахис .
Созданная после Второй мировой войны администрацией Лейбористской партии премьер-министра Клемента Эттли . [ 1 ] Цель заключалась в том, чтобы производить остро необходимые семена масличных культур на площади в 3 миллиона акров (5 000 квадратных миль, или более 12 000 км2). 2 (площадь почти такая же большая, как Йоркшир ), чтобы увеличить поставки маргарина в Британию и увеличить прибыли от Британской империи .
Сторонники схемы, в том числе министр продовольствия Джон Стрейчи , проигнорировали предупреждения о том, что окружающая среда и количество осадков были неподходящими, коммуникации были неадекватными, а проект реализовывался с чрезмерной поспешностью. Катастрофическое управление проектом, сначала со стороны United Africa Company, а затем со стороны государственной Overseas Food Corporation, привело к тому, что эта схема стала широко рассматриваться как символ некомпетентности и неудачи правительства в поздней колониальной Африке. [ 2 ] [ 3 ]
Несмотря на огромные усилия и затраты в 36 миллионов фунтов стерлингов (что эквивалентно более 1 миллиарду фунтов стерлингов в 2020 году), проект потерпел неудачу и был окончательно заброшен в 1951 году. [ 4 ] В 1953 году это было описано как «худшее фиаско в новейшей британской колониальной истории». [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]В период после Второй мировой войны Великобритания имела значительные долги перед Соединенными Штатами, столкнувшись с тем, что Джон Мейнард Кейнс назвал «финансовым Дюнкерком ». [ 5 ] и правительство Эттли стремилось к развитию имперских территорий, чтобы свести к минимуму свою финансовую зависимость от Соединенных Штатов. Увеличение производства продовольствия на колониальных территориях, как для местного потребления, так и на экспорт, было центральным компонентом этой стратегии. [ 6 ] Правительство разделяло фабианский взгляд на колониальную интервенцию, который поощрял активную роль государства в производстве сырья и предоставлении социальных льгот колониальному населению. [ 7 ] Инициатива Танганьики представляет собой часть « второй колониальной оккупации » Британской империи , характеризующейся экономическим контролем и технологическим опытом. [ 8 ]
В 1946 году Фрэнку Сэмюэлю , главе Объединенной Африканской компании , пришла в голову идея выращивать арахис в Танганьике, британской колониальной территории, находящейся под опекой ООН , для производства растительного масла . [ 9 ] В Великобритании по-прежнему действовало нормирование времен Второй мировой войны, и ей не хватало кулинарных масел и жиров, особенно маргарина. Он представил идею Джону Стрейчи, министру продовольствия , и в апреле 1946 года британское правительство санкционировало миссию для посещения подходящих мест под руководством Джона Уэйкфилда , бывшего директора сельского хозяйства Танганьики. [ 10 ]
После трехмесячной миссии отчет группы в сентябре 1946 года был оптимистично благоприятен для этой схемы и рекомендовал к 1952 году возделывать 3,21 миллиона акров арахиса. Кабинет министров одобрил рекомендации в январе 1947 года и начал транспортировку персонала и техники в Танганьику. [ 7 ] Чиновники начали набирать мужчин в «арахисовую армию», и 100 000 бывших солдат вызвались занять 1200 рабочих мест. [ 11 ]
Выращивание
[ редактировать ]Передовой отряд разбил лагерь в Конгве , недалеко от Додомы (ныне столица Танзании), и провел разведку местности. Они сочли это место подходящим для выращивания арахиса, несмотря на большое количество глины и местную нехватку воды, и основали там штаб-квартиру проекта. Постепенно был основан целый город, известный в местном масштабе как «Половина Лондона», поскольку со временем сюда смыло половину населения Лондона. [ нужна ссылка ]
Однако приобретение тяжелого оборудования, необходимого для расчистки земли для обработки, оказалось трудным. В конце концов, руководители проекта нашли несколько подходящих тракторов и бульдозеров в Канаде и скупили излишки тракторов армии США на Филиппинах, хотя многие из них оказались слишком ржавыми, чтобы их можно было использовать. Затем их пришлось перевезти через порт Дар-эс-Салама , который стал безнадежно перегруженным, во внутреннюю часть страны, используя единственный доступный транспорт - однопутную железную дорогу с паровозами. Внезапный разлив реки Киньянсунгве стер часть железнодорожных путей, оставив единственным средством передвижения грунтовую дорогу. Это задержало прибытие бульдозеров, необходимых для расчистки, до апреля 1947 года. [ нужна ссылка ]
Но даже тогда расчистить куст оказалось гораздо труднее, чем ожидали планировщики. Помимо природных опасностей, связанных с местной дикой природой (несколько раз рабочим приходилось сталкиваться с разгневанными слонами и носорогами ), они обнаружили, что большие местные баобабы трудно удалить, причем задача усложнялась тем, что одно из них представляло собой местную племенную тюрьму, а другое - место поклонения предкам , и у многих из них в полых стволах были пчелиные гнезда. Несколько рабочих были госпитализированы с ужасными укусами пчел. ## Мой дедушка (Гарольд Бут) работал по этой схеме и вместе с коллегой был госпитализирован на 2 недели после нападения шершней (не пчел) после того, как во время работ по расчистке гнезда было потревожено. . [ нужна ссылка ]
Но основные потери понесли тяжелые машины. К концу лета 1947 года две трети импортированных тракторов пришли в негодность. Бульдозерные отвалы, которые использовались для извлечения корней земли, были испорчены за пару дней. В духе «обучения» схема скупила излишки танков «Шерман» и заставила инженерную компанию «Виккерс» снять броню и поставить на переднюю часть бульдозерный отвал, создав так называемые « шервики », но и они оказались бесполезными. соответствовать африканскому бушу. В конце концов, в лесистой Южной провинции они обнаружили, что длинная цепь, соединенная между двумя бульдозерами, сглаживает все деревья между ними, а третий бульдозер используется для опрокидывания любых деревьев, сопротивляющихся цепи. Однако первый заказ на подходящую корабельную якорную цепь из Лондона был отменен лондонскими менеджерами, поскольку они сочли это шуткой. [ нужна ссылка ]
В сентябре 1947 года африканские рабочие присоединились к трехдневной общенациональной забастовке; сотрудники-иностранцы были менее чем рады тому, что им приходилось готовить самостоятельно. Затем все большее число африканцев нанималось трактористами и после первых ошибок приобретало навыки этой работы. [ нужна ссылка ]
С огромным трудом Арахисовая армия наконец смогла посадить первые орехи. Когда наступил сезон дождей, некоторые мастерские и магазины были снесены наводнением. После этого жаркий сезон превратил измельченную глину в твердую поверхность, что очень затруднило сбор орехов. [ 12 ]
Поглощение и строительство железной дороги
[ редактировать ]
В феврале 1948 года Объединенная африканская компания передала ответственность за проект недавно созданной Overseas Food Corporation (OFC). направили нового менеджера, генерал-майора Десмонда Харрисона На объект . Он обнаружил, что схема находится в состоянии хаоса, и немедленно попытался привить некоторую военную дисциплину, которая не вызвала к нему симпатии рабочих, но впоследствии удалился в свою палатку, чтобы сосредоточиться на обильной документации в тщетных попытках сдержать растущие расходы. В конце года его отправили домой на больничный.
В 1949 году регион Конгва поразила ужасная засуха, которая уничтожила урожай. Через два года было собрано всего 2000 тонн арахиса, что меньше, чем было импортировано в виде семян, а попытка вырастить вместо этого подсолнечник оказалась тщетной, поскольку он был еще более восприимчив к засухе.
Поэтому менеджеры схемы начали сосредотачивать внимание на более плодородных регионах на западе и юге Танганьики, но развитие обоих оказалось крайне медленным. На юге требовалась не только совершенно новая железнодорожная линия, но и пришлось с нуля построить глубоководный порт в Мтваре . Железная дорога Южной провинции была построена сначала для перевозки урожая, но ее так и не пришлось перевозить, и позже ее разобрали.
Первоначальная цель в 3 миллиона акров была сокращена до 150 000 акров (607 км2). 2 ), а затем до 50 000 акров (202 км²). 2 ). В итоге было очищено только 47 000 человек.
К концу 1949 года этот план подвергся резкой критике в парламенте и прессе. Правительство выстояло, но пострадало за это на выборах 1950 года и даже больше, когда оно проиграло всеобщие выборы в Соединенном Королевстве 1951 года . Незадолго до этого, в январе 1951 года, они окончательно отменили проект, а Казначейство списало в общей сложности 36,5 миллионов фунтов стерлингов, что в 2020 году эквивалентно более чем 1 миллиарду фунтов стерлингов. Механизированное производство было остановлено, а расчищенные земли были переданы африканским фермерам, которые лучше справлялись с выращиванием табака, орехов кешью и выпасом скота. [ 13 ] [ 14 ]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Британская комедия 1950 года « Самые счастливые дни вашей жизни » завершается тем, что Аластер Сим и Маргарет Резерфорд спокойно обсуждают, в каком отдаленном и непривлекательном уголке Британской империи им лучше всего попытаться собрать кусочки своей карьеры, и с ее упоминанием у него есть брат, который «выращивает арахис в Танганьике».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Гюнтер, Джон (1955). Внутри Африки . Харпер и братья. п. 408. ИСБН 0836981979 .
- ^ Алан Вуд, Дело арахиса (1950).
- ^ Маттео Риццо, «Что осталось от схемы с арахисом? Катастрофа развития и рынок труда в Южной Танганьике 1946–1952». Журнал аграрных изменений 6.2 (2006): 205–238.
- ^ Уэсткотт, Николас (2020). Империализм и развитие: Восточноафриканская схема арахиса и ее наследие . Вудбридж: Джеймс Карри. ISBN 978-1-84701-259-3 .
- ^ Той, Ричард (2004). «Черчилль и британский «финансовый Дюнкерк» » (PDF) . Британская история двадцатого века . 15 (4): 329–360. дои : 10.1093/tcbh/15.4.329 . hdl : 10036/17792 . Проверено 26 мая 2019 г.
- ^ Хайам, Рональд (2007). Приходящая в упадок Британская империя: путь к деколонизации, 1918–1968 гг . Издательство Кембриджского университета . стр. 131–6. дои : 10.1017/CBO9780511802898 . ISBN 9780511802898 .
- ^ Jump up to: а б Эссельборн, Стефан (2013). «Окружающая среда, память и схема арахиса: крупнейший британский проект развития колониального сельского хозяйства и его глобальное наследие» (PDF) . Глобальная окружающая среда . 6 (11): 58–93. дои : 10.3197/ge.2013.061104 . JSTOR 43201729 . Архивировано из оригинала (PDF) 26 августа 2016 года . Проверено 26 мая 2019 г.
- ^ Дарвин, Джон (2009). Имперский проект: взлет и падение британской мир-системы, 1830–1970 гг . Издательство Кембриджского университета . п. 559. дои : 10.1017/CBO9780511635526 . ISBN 9780511635526 .
- ^ Ганн, LH ; Дуиган, Питер; Тернер, ред. (1975). Колониализм в Африке 1870–1960: Том 4: Экономика колониализма . Издательство Кембриджского университета . п. 117. ИСБН 0-521-08641-8 . Проверено 26 мая 2019 г.
- ^ Anyonge, Натан Джумба (1966). Британская схема арахиса в Восточной Африке: дилемма лейбористского правительства (PDF) (Массачусетс). Канзасский государственный университет . Проверено 26 мая 2019 г.
- ^ Уэсткотт. Империализм и развитие . п. 81.
- ^ Уэсткотт. Империализм и развитие . стр. 78–113.
- ^ Уэсткотт. Империализм и развитие . стр. 114–188.
- ^ Пантон, Кеннет Дж. (2015). Исторический словарь Британской империи . Роуман и Литтлфилд . стр. 220–221. ISBN 978-0-8108-7524-1 . Проверено 17 мая 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Николас Уэсткотт (2020), Империализм и развитие: Восточноафриканская схема арахиса и ее наследие, Вудфорд, Сассекс: Джеймс Карри, ISBN 978-1-84701-259-3
- Келемен, Пол (2007). «Планирование Африки: политика колониального развития Британской лейбористской партии, 1920–1964 годы» . Журнал аграрных изменений . 7 (1): 76–98. Бибкод : 2007JAgrC...7...76K . дои : 10.1111/j.1471-0366.2007.00140.x . ISSN 1471-0358 .
- Риццо, Маттео (2006). «Что осталось от схемы арахиса? Катастрофа развития и рынок труда в Южной Танганьике, 1946–1952 годы» . Журнал аграрных изменений . 6 (2): 205–238. Бибкод : 2006JAgrC...6..205R . дои : 10.1111/j.1471-0366.2006.00120.x . ISSN 1471-0358 .
- Вуд, Алан (1950). Дело арахиса . Лондон: Бодли Хед. OCLC 1841364 . (Критический отчет об этом проекте австралийско-британского журналиста, работавшего над этой схемой.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Танганьика (территория)
- Сельское хозяйство в Танзании
- Экономическая история Танзании
- Политические скандалы в Великобритании
- 1940-е годы в экономической истории
- 1940-е годы в Африке
- Арахис
- История сельского хозяйства
- Некомпетентность
- 1940-е годы в Танганьике
- 1946 год в Танганьике.
- 1951 год в Танганьике.
- Объединенная Африканская Компания