Jump to content

Польская автономия в Виленском крае

Польская автономия в Вильнюсском крае ( польск . Autonomia Wileńszczyzny ; лит . Vilniaus krašto autonomia ) — идея о политически автономной территориальной единице для поляков в Литве , которая начала обсуждаться осенью 1988 года, когда Литва восстанавливала свою независимость от Советского Союза. Союз . [1] В результате перестройки , под влиянием собственного национального возрождения, а также опасаясь попытки литовизации в независимой Литве, поляки в Литве попытались защитить свою культурную идентичность, установив автономию. По мнению польского социолога Адама Бобрика [ pl ] , этот проект так и не получил полной поддержки со стороны литовских властей и не был реализован поляками в одностороннем порядке. [2] Проект подвергался нескольким годам обсуждений и проектных работ в 1988–1991 годах. Различные группы польского меньшинства расходились во мнениях относительно его окончательной формы, в основном соглашаясь лишь с тем, что автономия должна охватывать территории, где поляки составляют большинство, и должен быть предоставлен польский язык. равный статус. [2]

6 и 15 сентября 1989 года Шальчининкайский и Вильнюсский муниципалитеты соответственно объявили себя самоуправляющимися национально-территориальными округами в составе Литовской ССР , где русский , польский и литовский языки имели равный статус. [1] После восстановления независимости Литвы 11 марта 1990 года муниципалитет Шальчининкай принял 15 мая 1990 года декларацию, в которой говорилось, что восстановление независимости Литвы недействительно и что Литовская ССР продолжает оставаться частью СССР. [1] Ближе всего к его созданию был октябрь 1990 года, когда съезд польских делегатов в Эйшишкесе принял декларацию о создании Польского национально-территориального региона [ pl ] и направил ее на утверждение в парламент Литвы. [3] Такая просьба была отклонена, литовские власти частично приняли требования Польши с поправкой к Закону о меньшинствах от 29 января 1991 года в области языка и образования, а также пообещали новое административное деление, которое будет учитывать национальные различия. [4] Последний постулат так и не был реализован. Работы по автономии были продолжены на съезде в Мостишкесе 22 мая 1991 года, где депутаты согласовали основные принципы системы автономии. [5] Попытка создать польскую автономию провалилась вместе с неудавшейся попыткой советского государственного переворота в 1991 году , поскольку ее основные сторонники, придерживающиеся жесткой линии советские коммунисты, потерпели поражение. [1] После того, как Литва фактически восстановила свою независимость 4 сентября 1991 года, она подавила движение и распустила районные советы Вильнюса и Шальчининкай. [6]

С 1922 по 1939 год Вильнюс и его регион входили в состав Второй Польской республики как Виленское воеводство , сменив недолговечное польское марионеточное государство Центральной Литвы . Во время Второй мировой войны они ненадолго вернулись в Литву, но Литва была дважды оккупирована Советским Союзом и один раз нацистской Германией. В 1944–1989 годах эти территории находились в составе Литовской ССР , входящей в состав СССР, в результате территориальных изменений после Второй мировой войны , но Вильнюсский и Шальчининкайский районы оказались изолированными от общественной и культурной жизни республики. Это было результатом не только сложной демографической ситуации в регионе , но и специфической политики Москвы в отношении литовских поляков . Польский историк Кшиштоф Буховский писал: «Советская власть в данном случае успешно применила тактику « разделяй и властвуй »... Время показало, что эта тактика оказалась эффективной». [7] Например, в 1950–1955 годах Москва закрыла почти все литовские школы в двух районах, а вместо литовских были созданы польские школы. [7] Литовский язык в польских школах практически не преподавал. [8]

За две волны эмиграции в 1945–47 и 1956–1959 годах в Польшу уехало не менее 243 708 человек, главным образом горожан, интеллигенции и зажиточных крестьян. [9] Такое же количество людей польской национальности осталось на территории Литвы. Многие иммигрировали из остальной части Советского Союза, чтобы заменить тех, кто уехал, в основном из Белорусской ССР , их привлекла возможность лучших условий жизни. [7] [8] В их число входили поляки из Беларуси . [7] [8] В результате этих изменений поляки стали меньшинством, состоящим в основном из людей с более низким социальным статусом, с низкой долей людей с высшим образованием, но высокой долей рабочих физического труда. [10] Таким образом, новички, как правило, были партийными и экономическими руководителями этих округов. [7] [8] В 1989 году поляки составляли 7% населения Литвы (все национальные меньшинства вместе взятые составляли 20,4%). [11] Несмотря на первоначальные попытки литовизации [ нужны разъяснения ] польского населения была в основном бесплодной, но значительная часть поляков обрусела. Если в 1959 году 96,4% поляков указали польский как родной язык, то в 1989 году — 85%. [9] В 1989 году знание русского языка как второго заявили 58% поляков и только 15,6% - литовского. Тем не менее, 59% из них заявили о согласии использовать литовский язык в качестве официального, тогда как только 8% высказались за русский. [11]

По мнению историка Альфреда Э. Сенна , польское меньшинство разделилось на три основные группы: жители Вильнюса поддерживали независимость Литвы, жители юго-восточной части Вильнюсского уезда и Шальчининкайского района были просоветскими, а третья группа разбросана по всей территории Литвы. Страна не имела четкой позиции. [12] Согласно опросам весны 1990 года, 47% поляков в Литве поддерживали просоветскую Коммунистическую партию (в отличие от 8% поддержки среди этнических литовцев), а 35% поддерживали независимость Литвы. [13]

Когда в 1988 году Литва начала процесс восстановления своей независимости от Советского Союза, большая часть польского меньшинства, все еще помня попытки 1950-х годов запретить поляков, [13] боялся, что независимое литовское правительство может захотеть возобновить политику литовизации. Более того, некоторые литовские националисты, в частности организация «Вильния» , основанная в 1988 году, считали жителей восточной Литвы полонизированными литовцами. [14] Многие поляки в Литве, несомненно, имеют литовское происхождение. [15] Поскольку эти литовские националисты считали этническую принадлежность первостепенной, они утверждали, что литовское государство должно работать над восстановлением их «истинной» идентичности. [14] Псевдонаучная теория существования отдельного этноса, так называемых «вичув литевских», т.е. потомков полонизированных литовских дворян . [16] Фамилия, оканчивающаяся на -wicz, должна была удостоверять принадлежность к группе. [16] Эти взгляды распространялись при пассивности Саюдиса , а также членами этой организации. [17]

Формальных политических разногласий среди активистов польского меньшинства не было. Фактически единственной польской организацией, осуществлявшей политическую деятельность в первые годы независимой Литвы, был Союз поляков Литвы (ЗПЛ), созданный в 1989 году. С ним так или иначе были связаны все активисты польского меньшинства. Однако важным органом, сформированным только 23 октября, стала Польская парламентская фракция, объединявшая польских депутатов в Верховном совете Литвы. [18] ЗПЛ в целом выступала за установление ограниченной территориальной автономии в рамках независимой Литвы. Внутри ЗПЛ также была группа активистов, которые выступали за объединение с правительством Литвы, не поднимали тему территориальной автономии, а предпочитали местное самоуправление с расширенными полномочиями. Представителями этой группы были, например, Саюдиса активист Чеслав Окинчик и Збигнев Бальцевич . Существовала также радикальная группа в лице Яна Цехановича , которая стремилась к свершившемуся факту и прибегала к помощи центральных советских властей. В этой группе были даже идеи выделения Виленской области либо как самостоятельного образования, либо в рамках СССР. Подобные радикальные тенденции проявляли и группы польских активистов, которые также были членами Коммунистической партии, например, Чеслав Высоцкий из Шальчининкай . Умеренную группу, находившуюся где-то посередине между этими двумя, представлял первый президент ЗПЛ, Ян Сенкевич . [19]

Начало автономного движения

[ редактировать ]

6 октября 1988 года Президиум Верховного Совета Литовской ССР утвердил литовский язык единственным государственным языком. [20] Девять муниципальных советов ( Авиженяй , Буйвыджяй , Григайчяй , Лаворишкес , Мядининкай , Мицкунай , Судерве , Неменчине , Рудамина ) выразили протест против этого и хотели двуязычия, но протест был проигнорирован. [21] 25 января 1989 года был принят Закон о языке. По его словам, предприятия, организации и учреждения были обязаны в течение двух лет перейти на литовский язык. [22] [23] Поскольку литовский язык был признан единственным государственным языком, топонимы в Литве можно было писать только на литовском языке, и этот язык необходимо было использовать на заседаниях органов местного самоуправления, в судах и офисах. Был предусмотрен переходный период. [24] [23] В ответ муниципалитет Рудамина объявил себя польским национальным муниципалитетом. [ когда? ] Это был второй подобный случай, за месяц до этого, 28 декабря 1988 года, Судерве это произошло в муниципалитете . В течение нескольких следующих месяцев этому примеру последовали 16 из 24 советов Вильнюсского района и 14 из 15 в Шальчининкай. Между тем, 23 февраля 1989 года Михаил Горбачев впервые упомянул о возможности создания автономных областей в составе республик СССР в своей речи в Киеве . [25]

На своем первом съезде ССКПЛ преобразовалась в Союз поляков Литвы . [26] 1-й съезд депутатов Вильнюсского региона (128 депутатов, представляющих города: Шальчининкай , Эйшишкес и Неменчине , а также от 27 муниципальных советов Шальчининкай, Вильнюсского и Швянчёнисского состоялся 12 мая 1989 года в Мицкунай районов) и принял решение о создании Координационного совета. за создание Польской автономной области (65 человек, президиум из 5 человек). [27]

В ответ Президиум Верховного Совета ЛССР от 22 июня 1989 г. выступил с заявлением, в котором объявил создание автономных областей неконституционным. Это не помешало Координационному совету представить проект автономии Верховному Совету ЛССР 12 июля 1989 года. Территория проектируемой автономии включала в себя все Вильнюсский и Шальчининкский районы, а также муниципалитеты Тракайского , Швенчёнисского и Ширвинтосского районов . где поляки были в большинстве. Государственными языками должны были стать литовский и польский, а «контактным» языком должен был стать русский. [28] 6 сентября 1989 года Шальчининкайский районный совет объявил себя Польским национально-территориальным округом (50 голосов «за» и 14 «против»). [29] 15 сентября 1989 года районный совет Вильнюсского района в Неменчине принял аналогичное постановление. [30] 21 сентября 1989 г. Президиум Верховного Совета ЛССР отменил оба постановления. [31] После провозглашения независимости Литвы 11 марта 1990 года некоторые институты все еще признавали верховенство центральной советской власти, а некоторые признавали вновь созданные литовские власти. [32] После местных выборов 24 марта 1990 года вновь избранный Совет Шальчининкайского района во главе с Чеславом Высоцким, членом Коммунистической партии Литвы , 15 мая 1990 года объявил район Шальчининкай Польским национально-территориальным округом Литовской Советской Социалистической Республики. . [33] Согласно декларации, в округе должны были применяться законы и конституции СССР и ЛСРР. [34] 24 мая 1990 года Вильнюсский районный совет поддержал решение о создании национального региона, но актом от 11 марта признал территорию Литвы «целой и неделимой». [35]

Конгресс Эйшишкеса

[ редактировать ]

1 июня 1990 года в деревне Завишонис [ lt ] Второй съезд депутатов Вильнюсского региона избрал новый Координационный совет и призвал к созданию автономии. [36] 6 октября 1990 года во время второго тура Конгресса, на этот раз в Эйшишкесе , столкнулись два проекта. Первый: автономия в виде самоуправляющейся территориальной единицы, объединяющей все земли с польским большинством, предложенная Рышардом Мачейкянцем, секретарем ЗПЛ. А вторым проектом (Яна Куцевича и Яна Цехановича ) было провозглашение Автономного Польского Вильнюсского Отряда со статусом республики в составе СССР. Позже Цеханович предложил компромиссный проект: провозглашение территориальной автономии в составе Литвы. Только если это предложение не будет принято властями Литвы, автономия будет провозглашена в составе СССР. Если бы и этот проект провалился, автономия была бы провозглашена на следующем съезде в составе Польши. [37] Предложения эстонских и латвийских делегатов о создании совместного российско-польского фронта в защиту социализма и целостности СССР, а также о создании промосковских польских воинских частей были отклонены. [38] В конечном итоге возобладал третий проект, предложенный президентом ЗПЛ Яном Минцевичем: создание Польской национально-территориальной единицы ( польск . Polski Kraj Narodowo-Terytorialny ) в составе Литвы. Был написан проект закона о ее создании. и отправлено на рассмотрение Верховного Совета. Предлагаемая автономная страна должна была включать: [3]

7 и 10 октября 1990 г. советники Шальчининкайского и Вильнюсского районов приняли резолюции съезда. [39] Верховный Совет Литовской Республики отклонил проект автономии Виленского края, вместо этого торжественно отметил годовщины 9 и 28 октября, то есть потери Литвой Вильнюса в 1920 году из-за мятежа Желиговского и возвращения Вильнюса. в Литву в 1939 году. [39] съезд представителей Восточной Литвы, организованный преимущественно Виленской организацией 24 ноября 1990 года в Вильнюсе состоялся , на который поляки не были приглашены. Участники съезда требовали, среди прочего, ограничения прав местного самоуправления в регионах, населенных поляками, и литовизации образования. [40] Витаутас Ландсбергис , Казимира Прунскене и Ромуальдас Озолас . На съезде присутствовали [18]

Ситуацию усугубил Закон «Об удостоверениях личности», принятый 29 ноября 1990 г., который не уточнял написание имен и не включал информацию о гражданстве, что было требованием польского меньшинства. [41] В декабре два польских депутата, Ян Цеханович и Алисет Бродавски, отправились на Четвертый съезд народных депутатов Советского Союза, где искали помощи в реализации требований автономии. В Литве это было воспринято чуть ли не как измена. [42]

Попытка компромисса

[ редактировать ]

Январские события в Литве вызвали волну солидарности, когда все крупные польские организации подвергли критике советскую агрессию. [43] Литва также получила поддержку от Польши . Это, а также страх перед советской интервенцией привели к компромиссу. [44] Главным проявлением которых стали поправки к Закону о национальных меньшинствах, принятые 29 января 1991 года. Поправки обеспечили право на полноценное образование на родном языке, разрешили использование языка меньшинства наравне с государственным в местах, где меньшинство составляло большинство и давало право на национальное самоопределение. [45] Кроме того, Верховный совет выдвинул правительству предложение начать работу над разработкой проекта отдельного статуса Вильнюсского района (объединяющего нынешние Вильнюсский и Шальчининкайский районы). [46] Это был крупный прорыв и выполнение значительной части требований польского меньшинства, однако многие положения были условными, более того, неохотно вводились власть имущими и государственными чиновниками. [47] Кроме того, 31 января 1991 года был принят закон, разрешавший вносить данные в удостоверения личности только литовским алфавитом, что существенно повлияло на способ написания польских имен. [48]

Литовские и советские референдумы

[ редактировать ]

В декабре 1990 года власти СССР назначили референдум, на котором граждане государства должны были выразить свое мнение, выступают ли они за сохранение обновленного СССР как федерации суверенных советских республик. [49] Дата была назначена на 17 апреля. Власти Литвы отказались проводить референдум, вместо этого они решили провести 9 февраля референдум, на котором литовцы должны были ответить на вопрос: «Вы за то, чтобы литовское государство было независимой демократической республикой?». [5] В целом по Литве положительно на вопрос ответили 90,47% избирателей; в Шальчининкском районе так сделали только 52,82%, в Вильнюсском районе - 56,59%. Явка в обоих регионах также была ниже, чем в остальной части страны. [50]

В феврале Вильнюс посетил Олег Шенин , член Политбюро ЦК КПСС , который пригрозил, что, если Литва не последует установленному Кремлем механизму отделения, Литва может потерять территории, которые Советский Союз получил в 1939 г. после советского вторжения в Польшу , которые позже были переданы Литовской ССР. Он также пригрозил, что Кремль может защитить жителей «определенных территорий от одностороннего влияния сепаратистских сил». [51]

Несмотря на предупреждения о том, что такое действие будет незаконным, а также осуждение как со стороны ЗПЛ, так и со стороны парламентской польской фракции, советы Шальчининкайского и Вильнюсского районов организовали советский референдум в своих районах 17 марта 1991 года. [52] По официальным, недостоверным данным, в Шальчининкском районе при явке 76% 98,7% избирателей проголосовали за сохранение реформированного СССР. В Вильнюсской области, где явка составила 57,1% (или 48% [53] ), так проголосовали 98,1%. [54] [55]

Мостишкес конгресс

[ редактировать ]

22 мая 1991 года в селе Мостишкес состоялся третий тур II съезда. литовские политики Витаутас Ландсбергис , Ромуальдас Озолас и Витенис Андрюкайтис . На съезде присутствовали [56] [57] В ходе заседания была принята своеобразная конституция польской автономии (195 голосов «за», 6 воздержались): «Проект закона Литовской Республики о польской национальной и территориальной единице Виленской области» ( польский : Проект закона Республики Литвы в отношении польского национально-территориального государства Виленской области ). [5] Столицей автономии была Новая Вильня , гимном была «Рота» ее флагом Марии Конопницкой , а был польский флаг, а литовский и польский языки были равными языками управления. [58] Жители части сохранили литовское гражданство и получили право иметь гражданство Польши или СССР. Высшим законодательным органом стал Вильнюсский сейм. Который назначит правление с исполнительной властью. Правительство Литвы будет иметь право назначать «уполномоченного представителя» округа. [59] Площадь автономии оценивалась в 4930 квадратных километров с населением 215 000 человек, из которых 66% будут поляками. [60]

Литовским властям был дан крайний срок - 3 ноября 1991 г. - для принятия проекта закона. [61] Принятие этого закона фактически превратило бы Литву в федеративное государство. [62] В ответ созданная властями Литвы Национальная комиссия Восточной Литвы в начале июня подготовила собственный проект: "Статус Вильнюсского округа в конституционном строе Литвы". Он предусматривал объединение Вильнюсского и Шальчининкайского районов в единый Вильнюсский район, в котором «традиционно уважался бы славянский этнокультурный образ Литвы». [63] Проект предусматривал обучение на трех языках на уровне средней школы, защиту культурного наследия и пропорциональную систему на местных выборах. Никаких уступок политического характера он не содержал. [64]

Подавление движения

[ редактировать ]

После падения переворота 22 августа 1991 года к 29 августа независимая Литва была признана на международном уровне большинством стран, а литовские власти начали подавлять польское автономистское движение. Это сопровождалось кампанией в СМИ, обвиняющей поляков в поддержке путчистов. [65] Уже 22 августа был отстранен от должности председатель Шальчининкайского района Чеслав Высоцкий, официально поддерживавший путчистов. Официально он был отстранен от должности 3 сентября 1991 года. Депутаты региона в тот же день самостоятельно отозвали Высоцкого и его заместителя, избрав их преемников. [66] Не принимая во внимание это, в нарушение литовского законодательства, [67] Верховный совет немедленно распустил Вильнюсский, Шальчининкайский районы и городской совет Сниечкуса (ныне Висагинас 4 сентября ). Чеслав Высоцкий и его заместитель Адам Монкевич покинули страну. [68] На следующий день, 5 сентября, Польша и Литва установили официальные дипломатические отношения, а 6 сентября Верховный Совет СССР отменил аннексию прибалтийских республик. 12 сентября 1991 года правительство создало собственную администрацию в Вильнюсском и Шальчининкском районах, назначив комиссарами не говорящих по-польски людей. [68] ЗПЛ протестовала против роспуска советов как незаконного и антидемократического и потребовала прекращения кампании. [69] В течение нескольких лет в отношении людей, причастных к движению за автономию, проводился ряд расследований. [67]

Кремль и автономия

[ редактировать ]

В литовском обществе в то время существовало мнение, что движение за автономию было инспирировано Москвой или даже создано КГБ с целью ограничить стремление Литвы к независимости или оторвать от нее часть литовской территории. [70] Москва стремилась создать в Литве так называемый « Интерфронт » по примеру других стран Балтии, который объединил бы национальные меньшинства против титульного большинства, чтобы дестабилизировать страну. Однако эти усилия не увенчались успехом: Литва оказалась единственной страной Балтии, где не состоялось создание Интерфронта. 4 ноября 1988 года было основано Социалистическое движение за реконструкцию Литвы «Виенибе/ Единство /Едность», выступающее против Саюдиса и выступающее за статус-кво и продолжающуюся советскую оккупацию Литвы. Несмотря на использование названия на трех языках, оно представляло в основном русских, участие поляков было небольшим. [71] Тем не менее, движение использовало польские лозунги и риторику, часто в агрессивной и провокационной манере. Он потребовал создания второй парламентской палаты — Совета национальностей, апеллировал к марксизму-ленинизму и критиковал ЗПЛ как недостаточно радикальную. [71] ZPL never established cooperation with Yedinstvo. [72]

Тем не менее, в автономное движение входили люди, поддерживавшие советскую систему, а также активисты низшего звена коммунистической партии. Тем не менее, они были в меньшинстве, а само движение стремилось к автономии в составе Литвы. [73] Коммунистическая партия не проявила поддержки автономных стремлений. [34] Также Кремль не поддерживал автономное движение напрямую, если не считать общих деклараций о поддержке автономных движений в союзных республиках СССР или инструментальных попыток давления на литовские власти. [74] Важную роль сыграла Олег Шенин , член Политбюро ЦК КПСС , деятельность которого была направлена ​​на противодействие оппозиции республики московской власти. Известно, что он сыграл важную роль в создании подобных этнических подразделений в других частях разваливающегося Советского Союза: в Молдове и Закавказье . [75] [51]

КГБ было заинтересовано в развитии польского автономного движения в Литве и обострении польско-литовского антагонизма. [76] В материалах КГБ показано, что в совет ЗПЛ из 11 человек входили 3 агента, личности которых до сих пор не установлены. [77] Сотрудником КГБ, несомненно, был Феликс Меркулов, россиянин, женатый на польке, который приехал в Литву в 1990 году и стал участвовать в польских организациях, редактируя, среди прочего, эфемерный журнал "Ойчизна". [78]

Польша и автономия

[ редактировать ]

Власти посткоммунистической Польши, зародившиеся из движения «Солидарность» , по сути отмежевались от автономного движения поляков в Литве. Внешняя политика Польши основывалась на так называемой «Доктрине Гедройца» , которая опиралась на активную поддержку независимости стран, расположенных между Польшей и Россией , прежде всего Литвы , Белоруссии и Украины . Доктрина также предполагала полное признание границ, созданных после Второй мировой войны . Что касается польских меньшинств на востоке, Польша предложила программы репатриации и культурную поддержку. Оно не планировало использовать их в политических целях, в лучшем случае в качестве неформальных послов, способствующих установлению хороших отношений с властями стран, в которых проживали поляки.

Активисты польской автономии обращались к Польше за поддержкой в ​​своих планах, прежде всего после падения августовского путча, когда способность Москвы реально влиять на ситуацию резко упала. В августе 1991 года делегация Польской парламентской фракции была принята в Варшаве представителями польского правительства, парламента и президента. По словам Анисет Бродавски, их требования были услышаны, но не поддержаны. Вместо этого поддержку предложили организации Креси (Federacja Organizacji Kresowych) и небольшие правые партии (Polska Partia Niepodległościowa, Partia Konserwatywna, Stronnictwo Wierności Rzeczypospolitej). [79]

Последствия

[ редактировать ]

Автономия польского меньшинства в Литве после 1991 года больше никогда не стала серьезным политическим проектом. Однако сама идея, а также такие термины, как «автономист», приобрели в литовском общественном мнении уничижительный смысл. [80] Закон о национальных меньшинствах, принятый в 1989 году с поправками, внесенными в 1991 году, перестал действовать в 2010 году. С тех пор не было принято ни одного нового закона. [80] [81] Некоторые положения, такие как двойное наименование в районах, населенных меньшинствами, так и не вступили в силу, поскольку считались нарушающими конституцию. [81]

В 1999 году участникам автономического движения были вынесены обвинительные приговоры по статьям 67 УК ( «действия в отношении хозяйствующих субъектов и учреждений власти») и 70 УК («создание антигосударственной организации»). и активное участие в нем».) Бывший депутат Верховного совета Леон Янкелевич [ пл ] был приговорен к 2,5 годам лишения свободы по статьям 67 и 70. Бывшие депутаты Шальчининкайского совета были осуждены по статье 67: Альфред Алюк на 9 месяцев, янв. Куцевич на 6 месяцев, Ян Юролайч и Кароль Биланс на один год. [67] Через несколько месяцев апелляционный суд отменил все приговоры. 14 декабря Верховный суд Литвы смягчил приговоры. Приговор Янкелевичу был сокращен с 3,5 до 2 лет лишения свободы. Остальные получили 2 года принудительных работ по месту жительства с удержанием 20% заработной платы. В конечном итоге Янкелевич был помилован президентом Валдасом Адамкусом после подписания обращения поляков в поддержку приема Литвы в НАТО. [67]

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Антанавичус 2019 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Бобрик 2019 , стр. 102.
  3. ^ Перейти обратно: а б Юндо-Калишевская 2019 , стр. 215-217.
  4. ^ Бобрик 2019 , стр. 100.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Сирутавичюс 2018 , с. 164.
  6. ^ Бобрик 2019 , стр. 99-100.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и Рудокас 2013 , с. 73.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Стравинскиене 2008 , с. 90-91.
  9. ^ Перейти обратно: а б Бобрик 2013 , стр. 25.
  10. ^ Бобрик 2013 , стр. 27-28.
  11. ^ Перейти обратно: а б Бобрик 2013 , стр. 46.
  12. ^ Сенн 1997 , стр. 252.
  13. ^ Перейти обратно: а б Будрите 2005 , с. 147-148.
  14. ^ Перейти обратно: а б Будрите 2005 , с. 148.
  15. ^ Клеменс 1991 , с. 150; На самом деле многие поляки в Литве были потомками полонизированных литовцев или белорусов.
  16. ^ Перейти обратно: а б Бобрик 2013 , с. 41-42.
  17. ^ Бобрик 2013 , стр. 42.
  18. ^ Перейти обратно: а б Юндо-Калишевская 2019 , стр. 229.
  19. ^ Бобрик 2019 , стр. 98.
  20. ^ Бобрик 2013 , стр. 47.
  21. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 106-107.
  22. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 104.
  23. ^ Перейти обратно: а б Будрите 2005 , с. 144.
  24. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 106.
  25. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 120.
  26. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 125-126.
  27. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 138-139.
  28. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 150.
  29. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 157.
  30. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 160.
  31. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 161.
  32. ^ Бобрик 2013 , стр. 58.
  33. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 197.
  34. ^ Перейти обратно: а б Бобрик 2019 , стр. 97.
  35. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 198.
  36. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 203-204.
  37. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 208-213.
  38. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 213-214.
  39. ^ Перейти обратно: а б Юндо-Калишевская 2019 , стр. 218.
  40. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 218-229.
  41. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 231.
  42. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 232-233.
  43. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 237-239.
  44. ^ Бобрик 2013 , стр. 63.
  45. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 239-240.
  46. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 241.
  47. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 240-241.
  48. ^ Бобрик 2013 , стр. 51.
  49. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 244.
  50. ^ Сирутавичюс 2018 , с. 164-165.
  51. ^ Перейти обратно: а б Сирутавичюс 2018 , с. 173.
  52. ^ Бобрик 2013 , стр. 74.
  53. ^ Бобрик 2013 , стр. 75.
  54. ^ Сирутавичюс 2018 , с. 175-176.
  55. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 248.
  56. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 260.
  57. ^ Сирутавичюс 2018 , с. 184.
  58. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 259.
  59. ^ Сирутавичюс 2018 , с. 188.
  60. ^ Бобрик 2019 , стр. 92.
  61. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 259-260.
  62. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 263.
  63. ^ Сирутавичюс 2018 , с. 190.
  64. ^ Сирутавичюс 2018 , с. 190-191.
  65. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 266-267.
  66. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 267-268.
  67. ^ Перейти обратно: а б с д Бобрик 2013 , с.64.
  68. ^ Перейти обратно: а б Юндо-Калишевская 2019 , стр. 270.
  69. ^ Бобрик 2013 , стр. 65.
  70. ^ Бобрик 2019 , стр. 94.
  71. ^ Перейти обратно: а б Бобрик 2013 , с.77.
  72. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 148-149.
  73. ^ Бобрик 2019 , стр. 95.
  74. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 243.
  75. ^ Рудокас 2013 , с. 75.
  76. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 251.
  77. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 252.
  78. ^ Юндо-Калишевска 2019 , стр. 254-255.
  79. ^ Сирутавичюс 2018 , с. 185-186.
  80. ^ Перейти обратно: а б Бобрик 2013 , стр. 62.
  81. ^ Перейти обратно: а б Радченко, Антони (23 ноября 2021 г.). «Судьба Закона о национальных меньшинствах – Курьер Виленский» . kurierwilenski.lt (на польском языке) . Проверено 9 февраля 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b87ce02e3fdc8bb43a970f47dec87973__1710892440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/73/b87ce02e3fdc8bb43a970f47dec87973.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish autonomy in the Vilnius Region - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)