Генри Эли Уайт
Генри Эли Уайт | |
---|---|
Рожденный | 21 августа 1876 г. Данидин , Новая Зеландия |
Умер | 3 марта 1952 г. (75 лет) Сидней , Новый Южный Уэльс |
Национальность | Новая Зеландия |
Занятие | Архитектор |
Генри Эли Уайт (21 августа 1876 – 3 марта 1952), также известный как Гарри Уайт , был новозеландского происхождения архитектором , наиболее известным благодаря множеству театров и кинотеатров, которые он спроектировал в Новой Зеландии и Австралии в 1910-х и 1920-х годах. Многие из основных сохранившихся исторических площадок в двух странах имеют белый дизайн, в том числе Театр Сент-Джеймс в Веллингтоне , Театр Сент-Джеймс в Окленде , Театр Капитолий и Государственный театр в Сиднее , а также Театр Пале и интерьеры Принцессы . Театр и театр Атенеум в Мельбурне . Он также спроектировал мэрию и примыкающий к ней Гражданский театр в Ньюкасле, Новый Южный Уэльс .
Личная жизнь
[ редактировать ]Уайт родился 21 августа 1876 года в Данидине , Новая Зеландия, в семье английских мигрантов Джозефа Эли Уайта и жены Сюзанны. Джозеф Эли Уайт зарекомендовал себя как каменщик, затем строитель и подрядчик, и к 1900-м годам он построил множество крупных достопримечательностей в Данидине и был избран советником и мэром муниципалитета Северо-Восточной долины . [ 1 ]
Генри, похоже, бросил школу в раннем возрасте и, вероятно, присоединился к подрядному бизнесу своего отца, а затем в 1896 году основал свой собственный строительный бизнес. Он женился на Маргарет Халлинан в Данидине 24 декабря 1900 года, и у них было четверо детей. [ 2 ]
В 1903 году он переехал с семьей в Крайстчерч , где работал строителем и производителем строительных материалов и оборудования, а затем занялся инженерным делом. Он был строителем или подрядчиком зданий Королевской биржи и Пресс-билдинга — крупных проектов на Соборной площади (оба сейчас снесены). [ 1 ] В 1909 году он выиграл контракт на строительство крупного туннеля, необходимого для модернизации гидроэлектростанции реке Вайпори на , в том же году, что и его первый театральный проект. [ 2 ]
Вскоре последовали новые театры, и, получив заказы в Австралии, к 1913 году он открыл офис в Сиднее и вскоре перевез туда свою семью. В 1910-х и в 1920-х годах он руководил очень успешной архитектурной практикой, проектируя многочисленные театры и кинотеатры в обеих странах, а также другие коммерческие проекты, в основном в районе Сиднея в 1920-х годах. К концу 1920-х годов он смог вести яркий образ жизни, имея большой дом на берегу гавани в эксклюзивном пригороде Сиднея Пойнт-Пайпер , яхту и роскошный автомобиль. При росте более шести футов (180 см) и весе более 16 стоунов (100 кг) он был известен как «Большой Генри». [ 2 ]
Его архитектурная карьера внезапно оборвалась с наступлением Великой депрессии в Австралии , когда новые проекты полностью иссякли. В 1930 году он выиграл конкурс на строительство колледжа в Окленде , вскоре переехал туда и закрыл офис в Сиднее, но этого не произошло. [ 3 ] Его деятельность в ближайшие несколько лет, кроме владения фермой недалеко от Гамильтона , неизвестна. К 1935 году он вернулся в Сидней в свой (крупно заложенный) дом в Пойнт-Пайпер, который стал центром приема, которым управляла Клэр Уиткомб из Новой Зеландии, которая заменила его жену. Хотя он и заменил свою машину на более старую, он сохранил свою яхту, занимался парусным спортом и выигрывал гонки в 1936 году. В 1937 году он предложил построить 9-этажный многоквартирный дом для сада своего дома, но это предложение было отклонено Советом Вуллахры . [ 4 ] [ 1 ]
В 1940 году он начал новое предприятие, открыв доломитовый карьер в Джорджес-Плейнс , недалеко от Батерста , но после неутешительных доходов закрыл его в 1948 году, когда он, наконец, продал дом Пойнт-Пайпер и переехал в небольшую квартиру в Кингс-Кросс с Клэр. [ 1 ]
Он умер там в возрасте 75 лет 3 марта 1952 года, у него остались бывшая жена и двое сыновей, и он был кремирован по англиканским обрядам. [ 5 ] По общему мнению, в период своего расцвета он заработал более 1 миллиона фунтов стерлингов на архитектурных гонорарах, но после 22 лет отсутствия архитектурных работ его завещание было оценено всего в 1147 фунтов стерлингов. [ 2 ]
Архитектурная практика
[ редактировать ]В 1909 году, зарекомендовав себя как строитель крупных проектов, а затем инженер в Крайстчерче, карьера Уайта как архитектурного дизайнера началась с заказа John Fuller & Sons театральной управляющей компании на улучшение театра «Принцесса» в его родном городе Данидин. . Используя свои инженерные навыки, в конце 1909 года он заменил шесть столбов, поддерживающих балкон вдоль фасада и закрывавших вид (до этого это была обычная практика), на три стальных столба, установленных сзади спереди. В следующем году он проделал тот же «трюк». в Оклендском оперном театре. [ 1 ]
Через год его наняли для полной реконструкции Королевского театра Тимару , которая включала в себя установку совершенно нового зрительного зала с балконом, опирающимся всего на три опоры, расположенные далеко позади. Это был его первый опыт в архитектуре как искусстве: он разработал оформление интерьера позолоченной лепниной в стиле рококо , типичной для театров того времени. [ 1 ] За этим последовало строительство Его Величества Бленхейма (демо) в следующем году, его первого законченного здания; зрительный зал повторил многие черты, которые он использовал в Тимару.
Затем в 1911 году поступил его первый заказ на большой театр Его Величества (ныне Сент-Джеймс ) в Веллингтоне, снова для Фуллера, открывшийся в 1912 году, для чего он перенес свою практику в этот город. В 1913 году он дал интервью, в котором рассказал о своем особом интересе к проектированию театров, особенно к обзору, а также заявил, что уже построил или перестроил около 10 театров в Новой Зеландии. [ 6 ] Вероятно, это преувеличение, но вскоре появилось еще много театров и «кинотеатров» (в первых из них также были сцены, подходящие для живых представлений) как в Новой Зеландии, так и в Австралии: только в 1916 году их было семь, многие из которых принадлежали Фуллерсу. 1910-е годы были своего рода звездным часом для строительства театров, с увеличением свободного времени и незадолго до того, как кино стало популярным, особенно в Новой Зеландии, где даже в совсем небольших городках был хотя бы один живой театр. [ 7 ]
После смерти в 1918 году Уильяма Питта , который был главным театральным архитектором в Австралазии с конца 1890-х годов, Генри Эли Уайт стал главным театральным дизайнером в Австралии и Новой Зеландии. Он не только проектировал совершенно новые театры, но и театральный дизайн часто включал создание новых или отремонтированных залов в существующих театрах, из которых он сделал три в Мельбурне и как минимум три в Сиднее, а также различные незначительные изменения.
Архитектурные стили, которые использовал Уайт, в целом были типичными для своей эпохи. Его ранние театры имели сдержанный внешний вид в классическом стиле или в стиле эдвардианского барокко, а интерьеры в стиле рококо или Людовика XV с пышной штукатуркой и позолоченными бликами. Элементы часто повторялись в разных конструкциях в разных городах, например, ярусы парных боковых коробов с колоннами и кариатидами, которые можно увидеть в Его Величестве, Веллингтоне и Большом оперном театре / Адельфи в Сиднее (дем). Некоторые из его более ранних проектов имели экстерьер в испанском / средиземноморском стиле, в частности, Тиволи 1913 года в Брисбене и четыре небольших театра, которые сейчас снесены (Everybody's, Гисборн, The Cosy, Masterton, Grand, Petone и Majestic, Брисбен). [ 1 ] Также появился стиль модерн, в частности, внешний вид Стрэнда, Крайстчерча (дем) в стиле сецессиона и интерьер Оперного театра Хокс-Бей (который имеет испанский внешний вид). С начала 1920-х годов в его театральных проектах обычно использовался изысканный стиль Адама , который можно было увидеть в Театре Принцессы и Атенеуме в Мельбурне. Он был главным архитектором фирмы Берча , Кэрролла и Койла, которая основала театральную сеть Винтергарден, особенно известную в сельской местности Квинсленда, с театрами, спроектированными Уайтом, построенными в конце 1920-х годов в Таунсвилле, Рокгемптоне и Ипсвиче, а также один в Роуз-Бэй. , Сидней (все сейчас снесено). В то время как Таунсвилл имел испанский стиль, другие имели сдержанные неоклассические аудитории, а Ипсвич и Рокгемптон отличались большими, относительно простыми кирпичными фасадами. Его проекты для Сент-Джеймса, Окленда и Гражданского театра Ньюкасла конца 1920-х годов имеют изысканный испанский колорит с элементами, которые можно увидеть в его проектах кино 1920-х годов, и являются версиями друг друга. [ 1 ]
За свою карьеру он также спроектировал несколько кинотеатров, которые часто включали в себя помещения для антрактов и обычно назывались театрами. Хотя в этой области были и другие, более плодовитые дизайнеры, он известен тем, что проектировал крупные картинные дворцы в Сиднее и Мельбурне, которые существуют до сих пор. в эклектичном стиле Его крупнейшим кинематографическим заказом, и до сих пор самым большим в Австралии, с почти 3000 мест, был театр Пале в пригороде Сент-Килда, Мельбурн, построенный в 1927 году. В Сиднее он был архитектором внутренней реконструкции, в результате которой Театр Капитолий на Хеймаркете в 1928 году, хотя «атмосферный» интерьер Флорентийского сада во многом принадлежит американскому архитектору Джону Эберсону , который также известен в качестве «сопроектировщика» вместе с Уайтом другого сохранившегося Картинного дворца в Сиднее, Государственного театра 1929 года в стиле Людовика XIV . Роскошное состояние, с его щедрым использованием мрамора, золота и украшений из слоновой кости, картин и скульптур, является наиболее сложным дизайном, связанным с Уайтом. Уличное фойе представляет собой тщательно продуманную готическую фантазию с позолоченным веерным сводчатым потолком, вестибюль представляет собой величественный классический зал с куполом и изогнутой лестницей в стиле барокко, а зрительный зал украшен деталями в стиле рококо, множеством хрустальных люстр и кессонным куполообразным потолком. Даже «комнаты для отдыха» тщательно продуманы: от клубной «Комнаты пионеров» до изящно расписанной «Комнаты бабочек» и угловой «Комнаты футуристов».
В 1920-е годы он также спроектировал ряд других зданий в самых разных стилях. Шестиэтажный отель Midland (1925 г., снесен) в Веллингтоне был построен в испанском стиле, Государственный торговый блок над Государственным театром был построен в коммерческой готике 1920-х годов, соответствуя стилю уличного фойе, а офисы над Сент-Джеймсом были неоклассическими. Все три «камерных» здания в Сиднее были разными: Хенгроув-холл принял сложный стиль Тюдоров (основанный на английском оригинале), Стэнтон-хаус - в сдержанном вертикальном стиле ар-деко, а Чалфонт - в более декоративном прямолинейном джаз-модерне. Проект массивной электростанции Баннеронг представлял собой смелый классический стиль с большим карнизом (хотя построенная версия была значительно упрощена), а мэрия Ньюкасла представляет собой выдающийся пример межвоенной академической классической архитектуры. [ 8 ] выполнен в песчанике.
Говорят, что Уайт «...спроектировал более 130 театров». [ 2 ] но это число, безусловно, является преувеличением, поскольку в 1910-20-х годах во всех городах Австралазии и близко не существовало такого количества (живых) театров. Похоже, что Уайт был склонен к преувеличению и самовозвеличиванию, как об этом говорит историк театра Росс Торн в своей книге 2015 года «Самозванный золотой король» — титул, который Уайт, очевидно, дал себе сам. [ 1 ] В ходе исследования Торна было обнаружено около 40 театров и кинотеатров, большинство из которых были снесены или полностью перестроены. Он также предполагает, что Уайт, возможно, не был главным дизайнером всех работ, созданных его офисом, а мог исходить от его сотрудников, например, испанский стиль в основном использовался в 1914–1915 годах во время пребывания в должности управляющего офисом архитектора Льюиса Кэберри. который впоследствии спроектировал множество театров под названием Kaberry & Chard (например, New Malvern в испанском стиле в Мельбурне в 1921 году). [ 9 ] ). Помимо двух крупных кинотеатров, которые, по сути, были спроектированы Эберсоном (но участие которых в то время преуменьшалось), «Стейт» и «Капитолий» в Сиднее, его основные проекты в конце 1920-х годов, безусловно, курировались его сотрудниками, а не Уайтом, и, возможно, имели также был разработан ими. Эрик Хит, уехавший в середине 1928 года, продолжил проектировать тщательно продуманный театр Плаза в испанском стиле , а Джордж Ньютон Кенуорти , уехавший в 1929 году, продолжил проектировать ряд театров и кинотеатров в 1930-х годах, в частности Креморн Орфеум . [ 1 ] Торн предполагает, что потеря этих способных сотрудников в сочетании с его частыми отсутствиями (на яхте и за границей) способствовала полному краху его практики, когда в 1930 году разразилась Великая депрессия .
Список работ
[ редактировать ]Театры
[ редактировать ]- 1911 Королевский театр, Стаффорд-стрит, 118–122, Тимару , Новая Зеландия (новый зал и за кулисами). [ 10 ]
- 1912 г., Его Величество, Хай-стрит, Бленхейм, Новая Зеландия (снесен в 1970-е гг.) [ 1 ]
- 1912 Театр Сент-Джеймс , 77–87 Кортни-Плейс, Веллингтон, Новая Зеландия.
- 1912 г. Его Величество (позже Majestic), Виктория-авеню, Вангануи , Новая Зеландия (снесено в 1970-х годах, теперь Majestic Square). [ 11 ] [ 1 ]
- 1915 г. Театр Тиволи и сад на крыше, Альберт-стрит (ныне площадь Кинг-Джорджа), Брисбен, Квинсленд (интерьер перестроен в 1927 году, здание снесено в 1965 году). [ 12 ]
- 1915 Муниципальный театр Гастингса (ныне Оперный театр Хокс-Бей), Гастингс-стрит, 106, Гастингс , Новая Зеландия. [ 13 ]
- 1916 Palace Theater , 30 Bourke Street, Мельбурн (новый зал и вестибюли амфитеатра Бреннана 1912 года). Уайт отремонтировал и изменил ложи в 1923 году. Авансцениум убрали в 1955 году, переоборудовали в ночной клуб в 1980-х, все украшения удалили в 2016 году.
- 1916 г. – «Всеобщий театр», Гисборн , Новая Зеландия (снесен). [ 14 ] [ 1 ]
- Большой оперный театр 1916 года (переименованный в Театр Тиволи в 1932 году), Каслри-стрит, 329, Сидней (внутренняя реконструкция Адельфи, снесена в 1969 году).
- 1917 Majestic (переименованный в Елизаветинский театр в 1955 году), 1 Erskineville Road, Ньютаун, Сидней (разрушен пожаром в 1980 году). [ 15 ]
- 1919 Национальный (Амфи-) театр / Фуллерс, Каслри-стрит, 73, Сидней (внутренняя реконструкция Национального амфитеатра, перестроенный в стиле ар-деко в 1934 году и переименованный в театр Мэйфэр, снесенный в 1984 году). [ 16 ]
- 1921 Королевский театр, 100 Кинг-стрит, Сидней (внутренняя реконструкция, снесен в 1972 году). [ 17 ]
- 1922 Театр Принцессы , Спринг-стрит, 163, Мельбурн (новый зрительный зал и переоборудованные вестибюли).
- 1924 г. Театр Атенеум, Мельбурн Атенеум , Коллинз-стрит, 188, Мельбурн (строительство театра в существующем зале).
- 1925 г. Винтергарден, Ист-стрит, Ипсвич, Квинсленд (снесен в 1979 г.). [ 18 ] [ 19 ]
- 1925 г. Винтергарден, Альма-стрит, Рокгемптон, Квинсленд (закрыт в 1974 г., зал снесен в 2005 г., остальные снесены в 2013 г.). [ 20 ]
- 1926 Театр Сент-Джеймс, Элизабет-стрит, Сидней (снесен в 1971 году). [ 21 ]
- 1927 Звездный театр, Бронте-роуд, Бонди-Джанкшен, Сидней (снесен в 1981 году) [ 22 ] [ 1 ]
- Королевский театр, Мейн-стрит, Литгоу , Новый Южный Уэльс (масштабная реконструкция). В 1991 году стал ночным клубом, здание выставлено на продажу в 2019 году. [ 23 ] [ 24 ]
- 1927 г. Зимний сад, Стёрт-стрит, Таунсвилл, Квинсленд (снесен в 1991 г.). [ 25 ]
- 1928 г., Зимний сад, 622 New South Head Road, Роуз-Бэй, Сидней (снесен в 1987 г.). [ 26 ]
- 1928 Театр Сент-Джеймс, Окленд (первоначально театр Его Величества), 314 Queen Street, Окленд (закрыт с 2007 года).
- 1929 Гражданский театр Ньюкасла , Хантер-стрит, 375, Ньюкасл, Новый Южный Уэльс.
Кинотеатры
[ редактировать ]- 1913 Альгамбра (позже Тиволи), Карангахапе-роуд , 11, Окленд (снесен в 1980 году). [ 1 ]
- 1915 г. Театр Маджестик (позже Одеон), Квин-стрит, Брисбен (снесен в 1981 г.). [ 27 ] [ 1 ]
- 1916 г. - Стрэнд (позже Мейфэр, затем Синерама), Квин-стрит, Окленд (снесен в 1984 г.). [ 28 ] [ 1 ]
- 1916 г., Всеобщий театр, Гастингс-стрит, Нейпир, Новая Зеландия (разрушен землетрясением 1931 г.). [ 1 ]
- 1916 г. The Cosy, Queen Street, Мастертон , Новая Зеландия (снесен в 1988 г.). [ 29 ] [ 1 ]
- 1916 Большой театр, 250 Джексон-стрит, Петон , Новая Зеландия (реконструирован в 1930-е годы, теперь квартиры) [ 30 ] [ 31 ]
- 1917 Театр Стрэнд (позже Плаза), Соборная площадь, Крайстчерч, Новая Зеландия (снесен) [ 32 ]
- 1922 г. Театр Риджент, Литл-Малоп-стрит, 124, Джилонг (сохранился только очень измененный внешний вид). [ 33 ]
- 1927 Театр Пале , Нижняя Эспланада, Сент-Килда , Мельбурн.
- 1927 Театр Капитолий , Кэмпбелл-стрит, Хеймаркет, Сидней (только интерьеры, спроектированные американским театральным архитектором Джоном Эберсоном ).
- 1929 года Государственный театр (спроектированный совместно с американским театральным архитектором Джоном Эберсоном и включает в себя примыкающий к нему высотный государственный торговый квартал, ныне офисы), 49 Market St, Сидней.
Другие конструкции
[ редактировать ]- 1913 Парк развлечений «Страна чудес», выставка Доминион , Окленд (снесен). [ 1 ]
- 1925 Отель Midland, 151 Lambton Quay, Веллингтон, Новая Зеландия (снесен в 1980-х). [ 1 ] [ 34 ]
- 1925–29 Баннеронг «А», электростанция Баннеронг , Матравиль , Новый Южный Уэльс (снесена в 1987 году). [ 1 ] [ 35 ]
- 1926, Палаты суда, 191 Куин-стрит, Мельбурн (снесен) [ 1 ]
- 1926 Киномагазин Fox Film Corporation, Гулборн-стрит, Сидней (снесен) [ 1 ]
- 1929 Государственный торговый квартал, примыкающий к Государственному театру , 49 Market St, Сидней.
- 1929 Мэрия Ньюкасла , 290 King St, Ньюкасл, Новый Южный Уэльс.
- 1929 Колледж Святого Игнатия (восточное крыло), Ривервью, Лейн Коув, Сидней. [ 36 ]
- 1929 г. Хенгроув-холл (медицинские помещения), Маккуори-стрит, 193, Сидней. [ 37 ]
- 1929 г. Офисы Stanton House, Питт-стрит, Сидней (снесены) [ 1 ]
- 1930 Чалфонт Чемберс, 142-44 Филлип-стрит, Сидней (снесен) [ 38 ]
- 1930 г. Офисный блок здания Сент-Джеймс, над вестибюлем бывшего театра Сент-Джеймс, Элизабет-стрит, Сидней (снесен в 1971 году). [ 21 ] [ 1 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Театр Сент-Джеймс, Веллингтон, 1912 год.
-
1913 Альгамбра Карангахапе Роуд, Окленд, как Тиволи, 1930-е годы.
-
Театр Тиволи, Брисбен, 1915 год.
-
Стенд (позже Плаза), Крайстчерч (задний фасад), 1917 год.
-
Театр Сент-Джеймс, Сидней, 1926 год.
-
Театр Пале, Сент-Килда, 1927 год.
-
Дворец Театра StKilda 1927 - ложа
-
Брошюра открытия Сент-Джеймса в Окленде, 1928 год.
-
Государственный театр, Сидней, 1928 год, вестибюль.
-
Гражданский театр, Ньюкасл, 1929 год.
-
Отель Midland, Веллингтон, 1925 год.
-
Мэрия Ньюкасла, 1929 год.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Росс Торн, Самопровозглашенный Золотой король , 2015, Исследование людей и физической среды, Палм-Бич, Новый Южный Уэльс
- Джулиан Томас, « Генри Уайт (1876–1952) », Австралийский биографический словарь , 1990 г.
- Коллекция архитектурных планов Генри Э. Уайта (468), Государственная библиотека Нового Южного Уэльса, РУКОПИСИ, УСТНАЯ ИСТОРИЯ И КАТАЛОГ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Торн, Росс (2015). Самозваный Золотой Король . Палм-Бич, Новый Южный Уэльс: Исследование людей и физической среды.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Томас, Джулиан (1990). «Уайт, Генри Эли (1876–1952)» . Австралийский биографический словарь . Канберра: Австралийский национальный университет . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «СИДНЕЙ АРХИТЕКТОР» . Сидней Морнинг Геральд . № 29, 007. Новый Южный Уэльс, Австралия. 23 декабря 1930 г. с. 6 . Проверено 13 июля 2019 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ "ПОЙНТ ПАЙПЕР ФЛЭТС" . Сидней Морнинг Геральд . № 31, 152. Новый Южный Уэльс, Австралия. 5 ноября 1937 г. с. 10 . Проверено 16 июля 2019 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «СМЕРТЬ В 75 ЛЕТ ЗАМЕТНОГО ГОРОДСКОГО АРХИТЕКТОРА-ИНЖЕНЕРА» . Солнце . № 13, 134. Новый Южный Уэльс, Австралия. 4 марта 1952 г. с. 7 (ПОСЛЕДНИЙ ФИНАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО) . Проверено 12 июля 2019 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
- ^ «ЗДАНИЕ ТЕАТРА, СОВРЕМЕННАЯ ИДЕЯ. ГОВОРИТ ГЕНРИ Э. УАЙТ» . Почта (Аделаида). 25 января 1913 года . Проверено 4 октября 2018 г.
- ^ «Сюжет: Театры, кинотеатры и залы» . Те Ара – Энциклопедия Новой Зеландии . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ «Мэрия Ньюкасла» . Реестр государственного наследия Нового Южного Уэльса . Департамент планирования и окружающей среды . Проверено 21 сентября 2017 г. Текст лицензирован штатом Новый Южный Уэльс (Департамент планирования и окружающей среды) по CC-BY 4.0 лицензии .
- ^ «Кинотеатр Нью-Малверн» . Застольная беседа . № 1871. Виктория, Австралия. 9 июня 1921 г. с. 26 . Проверено 16 июля 2019 г. - через Национальную библиотеку Австралии.
- ^ «Королевский театр» . Наследие Новой Зеландии . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ «Местный кинотеатр, достойный «богов» » . Хроники Вангануи. 12 октября 2015 г. Проверено 11 июля 2019 г.
- ^ «Театр Тиволи и сад на крыше» . Сокровища кино . Проверено 10 августа 2018 г.
- ^ «История» . Оперный театр Хоукс Бэй . Проверено 10 августа 2018 г.
- ^ «ЭТАПНАЯ СПЛЕТКА» . ОТАГО СВИДЕТЕЛЬ. 5 апреля 1916 года . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «Великолепный театр» . Словарь Сиднея . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ АМФИТЕАТР» . Сиднейская архитектура . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «Королевский театр» . Словарь Сиднея . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «Золотой век картинных шоу Ипсвича» . Квинсленд Таймс. 19 января 2013 года . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «Ипсвич был без ума от кино» . Квинсленд Таймс. 16 октября 2016 г. Проверено 15 июля 2019 г.
- ^ «Раскрыты ценник и большие планы на блок КБР» . Утренний бюллетень. 26 марта 2018 года . Проверено 13 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Театр Сент-Джеймс» . Сокровища кино . Проверено 13 августа 2018 г.
- ^ «Театр Хойтс Стар» . Сокровища кино . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ «История Литго: бывшая ведущая леди кинотеатров» . Литгоу Меркьюри . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ «Королевский театр» . Сокровища кино . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ «Архив театра «Зимний сад»» . Библиотека Университета Джеймса Кука . Проверено 13 августа 2018 г.
- ^ «Театр Зимний сад» . Сокровища кино . Проверено 13 августа 2018 г.
- ^ «Театр Одеон» . Сокровища кино . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ «Театр Синерама» . Сокровища кино . Проверено 16 июля 2019 г.
- ^ «Машины на Квин-стрит, Мастертон, Новая Зеландия, 1940-е годы» . Транспресс Новая Зеландия . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ «Большой театр» . Сокровища кино . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «Регион Старый Веллингтон» . Группы в Фейсбуке . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «Страндский театр» . Кете Крайстчерч . Проверено 5 июля 2019 г.
- ^ «Риджент-театр» . Сокровища кино . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «Мидленд Отель» . Некоторые потерянные здания Веллингтона . Проверено 11 августа 2018 г.
- ^ «Электростанция Баннеронг» . Словарь Сиднея . Проверено 4 июля 2019 г.
- ^ "СВ. ИГНАТИЙ. Прибавления к коллегии" . Сидней Морнинг Геральд. 28 января 1930 года . Проверено 11 июля 2019 г.
- ^ «Торговая палата «Хенгроув Холл», включая интерьеры» . Поиск наследия Нового Южного Уэльса . Проверено 4 июля 2019 г.
- ^ «Чалфонт Чемберс, Филлип-стрит, Сидней» . Журнал строительства и местного самоуправления . Том. XXXIX, нет. 1102. Новый Южный Уэльс, Австралия. 8 мая 1929 г. с. 14 . Проверено 5 июля 2019 г. - из Национальной библиотеки Австралии.