Боги, должно быть, сошли с ума
Боги, должно быть, сошли с ума | |
---|---|
Режиссер | Джейми Уйс |
Написал | Джейми Уйс |
Продюсер: | Джейми Уйс |
В главных ролях |
|
Рассказал | Пэдди О'Бирн |
Кинематография |
|
Под редакцией |
|
Музыка | Джон Бошофф |
Производство компания | CAT-фильмы |
Распространено | Стар-Кинекор |
Дата выпуска |
|
Время работы | 109 минут |
Страны |
|
Языки |
|
Бюджет | 5 миллионов долларов [ 1 ] |
Театральная касса | 1,8 миллиарда рупий (~ 200 миллионов долларов ) [ 2 ] |
«Боги, должно быть, сошли с ума» — комедийный фильм 1980 года , сценарий, продюсер, монтаж и режиссёр Джейми Уйс . созданный совместно Южной Африкой и Ботсваной «Боги, должно быть, сошли с ума», Это первый фильм из серии . Действие фильма происходит в Южной Африке . В фильме снимается намибийский из племени сан фермер Нуксау О Тома в роли Си, охотника-собирателя из пустыни Калахари , чье племя обнаруживает стеклянную бутылку кока-колы, упавшую с самолета, и считает, что это дар их богов. Когда Си намеревается вернуть бутылку богам, его путешествие переплетается с путешествием биолога ( Мариус Вейерс ), недавно нанятого учителя сельской школы ( Сандра Принслоо ) и банды партизан-террористов.
«Боги, должно быть, сошли с ума» были выпущены в Южной Африке 10 сентября 1980 года компанией Ster-Kinekor и побили несколько рекордов кассовых сборов в стране, став самым финансово успешным южноафриканским фильмом, когда-либо созданным в то время. [ 2 ] Фильм имел коммерческий успех и успех у критиков в большинстве других стран, но потребовалось больше времени, чтобы добиться успеха в Соединенных Штатах, где он в конечном итоге был переиздан в 1984 году компанией 20th Century Fox . [ 1 ] оригинальный на языке африкаанс диалог дублируется на английский язык. Несмотря на свой успех, фильм вызвал критику за изображение расы и очевидное незнание дискриминации и апартеида в Южной Африке. [ 3 ]
В 1989 году последовало продолжение «Боги, должно быть, сошли с ума 2» .
Сюжет
[ редактировать ]Си Цзиньпин и его племя Сан [ а ] счастливо жить в пустыне Калахари, вдали от индустриальной цивилизации . Однажды кока-колы пилот выбрасывает из самолета стеклянную бутылку и падает на землю целой. Первоначально люди Си считают бутылку подарком своих богов, так же, как они верят, что растения и животные таковыми являются, и находят ей множество применений. Однако, в отличие от других подарков, здесь только одна стеклянная бутылка, что вызывает непредвиденный конфликт внутри племени. В результате Си Цзиньпин, одетый только в набедренную повязку , решает совершить паломничество на край света и избавиться от вызывающего разногласия объекта.
По пути Си встречает биолога Эндрю Стейна, который изучает навоз дикой природы; Помощник и механик Стейна Мпуди; Кейт Томпсон, женщина, которая бросила работу журналистки в Йоханнесбурге, чтобы стать учительницей в сельской школе; и, наконец, банда партизан во главе с Сэмом Бога, которую преследуют правительственные войска после неудавшейся попытки убийства. В вымышленном городе под названием Бириани, к северо-западу от Ботсваны, люди Бога убивают трех членов кабинета министров и ранят двух других при покушении на жизнь президента, отправляя военных в погоню.
Стейну поручено доставить Томпсона в деревню, где она будет преподавать, но он ведет себя неуклюже и неуклюже рядом с ней. Их «Лендровер» глохнет при попытке пересечь глубокую реку; он поднимает его с помощью лебедки, но он продолжает поднимать машину на очень высокую высоту, в то время как забывчивый Стейн отвлекается, вытаскивая Томпсона из подожди-дерева . Она не раз ошибочно принимает его попытки ускользнуть от диких животных и тушить вечерний костер, приближаясь к ней. В конце концов, прибывает снобистский гид по сафари по имени Джек Хинд и везет Томпсона оставшуюся часть пути до деревни.
Однажды Си натыкается на стадо коз и стреляет в одну стрелой с транквилизатором , планируя съесть ее. Его арестовывают и приговаривают к тюремному заключению. Мпуди, который когда-то жил с народом сан и может говорить на языке сан, недоволен приговором. Он и Стейн договариваются нанять Си в качестве следопыта на оставшуюся часть его срока вместо тюремного заключения и научить Си водить Land Rover Стейна. Тем временем партизаны вторгаются в школу Томпсон , взяв ее и учеников в заложники, когда они сбегают в соседнюю страну.
Стейн, Мпуди и Си, погруженные в полевые исследования , обнаруживают, что находятся на пути террористов и детей, и наблюдают за их перемещениями в телескоп . Им удается обездвижить шестерых из восьми партизан, используя импровизированные дротики с транквилизатором, запущенные Си из миниатюрного лука, что позволяет Томпсону и детям конфисковать огнестрельное оружие партизан. Стейн и М'пуди задерживают двух оставшихся партизан, напугав одного змеей и выстрелив в дерево над другим, в результате чего латекс капает с дерева и раздражает его кожу. Прибывает Джек Хинд и забирает Томпсона и детей, принимая на себя ответственность за спасение, которое Стейн, Мпуди и Си фактически спланировали и осуществили.
Позже, когда срок полномочий Си истек, Стейн выплачивает ему зарплату и отправляет его в путь. Си Цзиньпин никогда раньше не видел бумажных денег (банкнот) и бросает их на землю. Затем Стейн и М'пуди едут из своего лагеря, чтобы навестить Томпсона, где Стейн пытается объяснить свою склонность к потере координации в ее присутствии, но при этом случайно и неоднократно опрокидывает несколько предметов. Томпсону нравятся его усилия, и он целует Стейна.
В конце концов Си достигает «Окна Бога» — вершины скалы, покрытой сплошным слоем низких облаков, скрывающих пейзаж внизу. Убежденный, что достиг края света, он бросает бутылку со скалы и возвращается к своей семье.
Бросать
[ редактировать ]- Нушау ςТома в роли Си Цзиньпина
- Мариус Вейерс, как доктор. Эндрю Стейн
- Сандра Принслу в роли Кейт Томпсон
- Озвучивает Кейт Томпсон в английском дубляже.
- Лоу Верви, как Сэм Бога
- Майкл Тис, как М'Пуди
- Озвучивает Пип Фридман ) в английском дубляже
- Ник де Джагер в роли Джека Хинд
- Фаньяна Сидумо в роли карты 1
- Джо Сикациас Карточка 2
- Брайан О'Шонесси , как мистер Томпсон
- Кен Гампу как президент
Режиссер Джейми Уйс появляется в роли Преподобного, в титрах не указан. [ 7 ] [ 8 ]
Производство
[ редактировать ]Разработка и кастинг
[ редактировать ]После того, как я снял «Животные — красивые люди» , я очень часто возвращался в Калахари, чтобы навестить бушменов. Чем больше я посещал их, тем больше я обнаруживал в них одну вещь: у них нет чувства собственности. Они не знают о собственности. Если бы я снял куртку, один из них надел бы ее. Они делятся всем. Там, где они, нет ничего, чем вы могли бы владеть. Кажется, он так отличается от всех нас, которые убивают друг друга из-за бриллианта из-за его редкости.
- режиссер Джейми Уйс о народе Сан. [ 3 ]
Джейми Уйс задумал идею « Боги, должно быть, сошли с ума», когда снимал в 1974 году документальный фильм «Животные — красивые люди» . [ 3 ] Документальный фильм частично снимался в пустыне Калахари, где Уйс впервые встретил народ сан и «влюбился в него». [ 3 ] Уйс выбрал бутылку кока-колы в качестве объекта, который жители Сан обнаружат и будут жаждать в « Богах, должно быть, сошли с ума» , потому что он чувствовал, что бутылка представляет «наше пластиковое общество», и потому что это «прекрасная вещь, если вы никогда раньше не видел стекла». [ 3 ]
Уйс отметил, что он смоделировал характер Эндрю Стейна по своему образцу: «Раньше мне было так неловко, особенно с женщинами. Но я думаю, что большинство молодых парней все портят со своей первой девушкой». [ 3 ]
Сообщается, что после написания сценария фильма «Боги, должно быть, сошли с ума» по пустыне Калахари Уйс провел три месяца, путешествуя с переводчиком в поисках человека сан, который сыграет роль Си в фильме. [ 3 ] Посещая районы пустыни, населенные народом сан, Уйс фотографировал людей, которых, по его мнению, он мог бы запечатлеть, а затем «отмечал долготу и широту , чтобы мы могли найти их снова». [ 3 ]
Уйс решил выбрать на роль Си намибийского санского фермера Нуксау Тома и позже вспоминал, что «сначала [Нксау] не понял, потому что у них нет слова для обозначения работы. Затем переводчик спросил: «Не хотите ли вы пойти с нами немного?» дни ? [ 3 ] Нксау согласился и полетел с Уйсом на самолете в Виндхук , Намибия, который послужил базой для производства фильма. [ 3 ] Уйс заявил, что «самолет его совершенно не впечатлил. Он думает, что мы волшебники, поэтому верит, что мы можем все. Его ничего не впечатлило». [ 3 ] В своем гостиничном номере Н!ксау согласился воспользоваться туалетом, но спал на полу, а не на предоставленной кровати. [ 3 ]
Однако, по словам автора Йозефа Гуглера, Уйс «[выдумал] производство фильма. Истории, которые он рассказывал рецензентам, были разными». [ 9 ] В отличие от того, что было представлено в «Боги, должно быть, сошли с ума» , Н!ксау не вел образ жизни охотника-собирателя ; он вырос пастухом на ферме в Ботсване, а затем переехал в Намибию, чтобы работать поваром. [ 10 ] В документальном фильме 1980 года «Най, история женщины-кунг » режиссера Джона Маршалла кадры со съемок фильма « Боги, должно быть, сошли с ума» . использованы [ 11 ] В документальном фильме показано, как Сан вынужден жить в резервации, созданной южноафриканскими властями в Цумкве , Намибия. [ 2 ] [ 10 ] Показано, что местные сан не являются охотниками-собирателями; вместо этого они зависят от правительства в плане продовольствия и другой помощи, причем некоторые из них страдают туберкулезом . [ 2 ] [ 10 ]
Съемки
[ редактировать ]«Боги, должно быть, сошли с ума» снимались в Цумкве, Намибия. [ 12 ] а также в Ботсване. [ 13 ] [ 14 ]
По словам Уйса, Нксау будет доставлять обратно в его дом в пустыне Калахари каждые три или четыре недели, чтобы уберечь его от культурного шока . [ 3 ] За время своего пребывания в городских районах Нксау научился курить и пристрастился к спиртным напиткам и сакэ . [ 3 ] Уйс рассказал, что заплатил Нксау 300 долларов за первые 10 дней работы, но, как сообщается, деньги были унесены ветром. [ 3 ] [ 15 ] Затем Нксау получил компенсацию в виде 12 голов крупного рогатого скота. [ 3 ] В 1985 году Уйс сказал, что после съемок он отправлял Н!ксау 100 долларов в месяц, которые Н!ксау использовал в торговом магазине в 100 км (60 милях) от своего охотничьего угодья; [ 3 ] Уйс также заявил, что трастовый счет на сумму 20 000 долларов. на имя Нксау был открыт [ 3 ]
Сцена, в которой носорог топчет огонь, основана на бирманской легенде о носорогах-огнеядах, которая мало известна в Африке и, похоже, не имеет под собой оснований. [ 16 ]
Саундтрек
[ редактировать ]Выпускать
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]«Боги, должно быть, сошли с ума» были первоначально выпущены в Южной Африке 10 сентября 1980 года компанией Ster-Kinekor Pictures. [ 2 ] За первые четыре дня после выхода фильм побил рекорды кассовых сборов во всех городах Южной Африки. [ 2 ] [ 17 ] Он стал самым кассовым фильмом 1982 года в Японии, где был выпущен под названием «Бушмен» . [ 18 ] [ 19 ] Исполнительный продюсер Боэт Троски продал права на распространение фильма в 45 странах.
Для выпуска в США оригинальный диалог африкаанс был дублирован на английский язык, а также была озвучена строк !Кунг и Тсвана . [ 17 ] Первоначально фильм был выпущен ограниченным тиражом в Америке через Jensen Farley Pictures в 1982 году, но показал плохие результаты как минимум в полудюжине тестовых городов. [ 1 ] [ 20 ] он был переиздан компанией 20th Century Fox . Однако фильм в конечном итоге обрел успех у критиков и коммерческий успех, когда 9 июля 1984 года [ 21 ] стал самым кассовым иностранным фильмом, выпущенным в США на тот момент. [ 22 ] Фильм также демонстрировался в театре Music Hall в Беверли-Хиллз, Калифорния, не менее восьми месяцев. [ 23 ]
За первые четыре года после выпуска « Боги, должно быть, сошли с ума» собрали во всем мире 90 миллионов долларов . [ 24 ] По состоянию на 2014 год [update]Фильм собрал 1,8 миллиарда рупий (около 200 миллионов долларов ) по всему миру, в том числе более 60 миллионов долларов в США. [ 2 ]
Критический прием
[ редактировать ]Роджер Эберт из Chicago Sun-Times дал фильму три звезды из четырех, заключив, что «может быть, легко устроить фарс из эксцентричных событий в пустыне, но гораздо сложнее создать забавное взаимодействие между природой и человеческой натурой». .Этот фильм – маленькое сокровище». [ 25 ] Variety заявила, что «главными достоинствами фильма являются его яркие, широкоэкранные изображения необычных мест и явная образовательная ценность повествования». [ 13 ]
В своей рецензии на фильм для The New York Times критик Винсент Кэнби написал, что «смотря фильм Джейми Уйса «Боги, должно быть, сошли с ума» , [...] можно заподозрить, что не существовало таких вещей, как апартеид , Закон о безнравственности или даже Южная Африка». ". [ 26 ] Хотя он назвал фильм «часто искренне, аполитично смешным», он отметил, что «в фильме есть что-то тревожное», поскольку «мы склонны чувствовать, что любая южноафриканская работа, которая не осуждает активно апартеид, имеет вторичный эффект оправдывая это, хотя бы молчанием». [ 26 ]
На агрегатора рецензий сайте Rotten Tomatoes фильм «Боги, должно быть, сошли с ума» имеет рейтинг одобрения 86% на основе 28 обзоров со средней оценкой 7,4 из 10. [ 27 ] На сайте Metacritic , где используется средневзвешенное значение , фильм получил оценку 73 из 100 на основе шести рецензий, что указывает на «в целом положительные отзывы». [ 28 ]
Домашние СМИ
[ редактировать ]В середине ноября 1986 года фильм «Боги, должно быть, сошли с ума» был выпущен на видеокассете в США. CBS/Fox [ 29 ] на лейбле Playhouse Video. [ 30 ]
В 2004 году фильм «Боги, должно быть, сошли с ума» выпустила на DVD Sony Pictures Entertainment . [ 31 ] [ 32 ] Он также был выпущен на DVD как двойной полнометражный фильм с The Gods Must Be Crazy II . [ 33 ]
Споры
[ редактировать ]«Боги, должно быть, сошли с ума» вызвали критику за увековечивание расовых стереотипов и игнорирование дискриминации и апартеида в Южной Африке. [ 3 ] Сообщается, что в США фильм был пикетирован Национальной конференцией чернокожих юристов и другими группами, выступающими против апартеида, во время его показа в Театре на 68-й улице в Нью-Йорке. [ 3 ]
Обвинения в покровительстве
[ редактировать ]И критик New York Times Винсент Кэнби, и писатель Йозеф Гуглер назвали фильм «покровительственным» по отношению к народу Сан. [ 26 ] [ 8 ] Кэнби написал, что сан в фильме «представляются ужасно причудливыми, если не совершенно милыми», и сравнил заявление рассказчика фильма о том, что сан «должно быть, самые довольные люди в мире» с «именно такими вещами, которые Муссолини мог бы сказать, когда он заставил поезда ходить вовремя». [ 26 ] Гуглер счел и рассказчика фильма, и персонажа Мпуди снисходительными, написав, что «даже если Мпуди сочувствует народу Сан, он так же покровительственно, как и рассказчик:« Они самые милые маленькие педерасты »». [ 8 ] В ответ на обвинения в покровительстве Уйс заявил: «Я не считаю фильм покровительственным. Когда бушмен с нами в городе, я покровительствую ему, потому что он глупый. Но в пустыне он покровительствует мне, потому что Я глупый, а он гениальный». [ 3 ]
Критика, связанная с апартеидом
[ редактировать ]В 1985 году культурный антрополог Тоби Элис Волкман написала, что деньги были «насущной проблемой» для сан, когда Боги, должно быть, сошли с ума» , причем многие из них зависели от государственной помощи и покупки еды; снимались « [ 34 ] она отметила, что многие сан записались в южноафриканскую армию из-за высокой заработной платы. [ 34 ] Она писала: «Поскольку миф о невиновности и блаженстве бушменов лежит в основе популярности книги « Боги, должно быть, сошли с ума» , неудивительно, что г-н Уйс хотел бы, чтобы мы в него поверили. Однако в Бушменленде не над чем смеяться: 1000 деморализованных, ранее независимых собирателей толпятся на убогой, туберкулезной родине, питаясь кукурузной мукой и сахаром, пьют «Джонни Уокер» или домашнее пиво , сражаются друг с другом и присоединяются к южноафриканской армии». [ 34 ]
В следующем году канадский антрополог Ричард Боршай Ли назвал фильм «забавным, но плохо замаскированным произведением южноафриканской пропаганды, в котором особое внимание уделяется своеобразному элементу южноафриканской белой мифологии». [ 35 ] Ли писал, что «представление о том, что некоторые сан в 1980-х годах остались нетронутыми «цивилизацией», является жестокой шуткой. Сан были объектом быстрых социальных изменений в течение столетия и, особенно в последние двадцать лет, были вынуждены терпеть все «выгоды» политики апартеида Южной Африки в Намибии». [ 35 ]
Гуглер писал, что партизаны в фильме изображены как «плохие африканцы [...] да, опасные и разрушительные, но они также ленивы и неумелы. В конце концов, даже Кейт Томпсон удается обезоружить одного из них. Их лидер, Сэм Бога так формулирует то, что фильм показывает нам об африканских партизанах: «Почему я должен работать с любителями?» Он, в свою очередь, служит подтверждением кредо апартеида, согласно которому африканцы были бы довольны правлением белых, если бы иностранцы не разжигали недовольство и не создавали проблем». [ 8 ] Гуглер далее заявляет, что Уйс «[увековечивает] мифы об апартеиде: упорядоченном мире с белыми на вершине, мире, в котором африканцы довольны, если бы не вмешательство посторонних». [ 8 ]
Когда его спросили о его мыслях об апартеиде, Уйс ответил: «Я думаю, что это беспорядок. Мы совершили несколько глупых, непослушных вещей, которых нам стыдно. Мы пытаемся разрушить это, но это очень сложная вещь. если идти слишком медленно, это плохо, а если идти слишком быстро, это разрушит экономику, и все умрут от голода. Надеюсь, я не расист, но всем нравится думать о себе как о не расистах, а мне так не кажется. думаю, что любой из нас может поклясться, что мы не расисты. Если это означает, что вы ненавидите цветных мужчин, я не расист. Если это означает, что вы решили жениться на девушке своего цвета, это тоже расизм? двое влюблены, это не имеет значения, но я выбрал себе в жены белую девушку». [ 3 ]
Продолжение и сопутствующие фильмы
[ редактировать ]За фильмом «Боги, должно быть, сошли с ума» последовало официальное продолжение « Боги, должно быть, сошли с ума 2» , выпущенное Columbia Pictures в 1989 году. Его написал и поставил Уйс, и снова в главной роли Н!ксау.
За неофициальным продолжением « Сумасшедшего сафари» (также называемого «Боги, должно быть, сошли с ума III ») последовал гонконгский фильм с Н!ксау в главной роли. Среди других неофициальных сиквелов — «Безумный Гонконг» ( «Боги, должно быть, сумасшедшие IV» ) и «Боги, должно быть, смешно в Китае» ( «Боги, должно быть, сумасшедшие V» ). Два других несвязанных между собой фильма, «Жемчужина богов» и «На моей веранде живет зулус» , продавались на некоторых территориях как сиквелы « Боги, должно быть, сошли с ума» .
Наследие
[ редактировать ]В 1989 году у мыла Irish Spring была реклама, пародирующая фильм. [ 36 ]
на песню Take Me to Your Leader Клип американской рок-группы Incubus отдает дань уважения фильму. [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Народ сан также известен как бушмены и упоминается как бушмены в книге « Боги, должно быть, сошли с ума» . В некоторых источниках племя Си указано как племя цзюхоанси . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Гуглер, Йозеф (2003). Африканский фильм: переосмысление континента . Издательство Университета Индианы . п. 74. ИСБН 0-253-21643-5 . Проверено 13 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Горелик, Борис (12 июля 2014 г.). «Хит Джейми: Встретился с Уйсом, да – в мир» . Отчет (на языке африкаанс). Медиа24 . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 14 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Клемесруд, Джуди (28 апреля 1985 г.). « Боги, должно быть, сошли с ума» — поистине международный хит» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Ли 2003 , с. 161: «В художественном фильме « Боги, должно быть, сошли с ума» жестокая карикатура на реальность изображает жухоанси как нетронутых охотников-собирателей, настолько «нетронутых» «цивилизацией», что одно лишь появление бутылки из-под кока-колы нарушает равновесие общества».
- ^ Ньюкомб, Рэйчел (25 августа 2017 г.). «Бушмены, у которых мало средств, могут многому нас научить, как жить хорошо» . Вашингтон Пост . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Файнберг, Джоди (7 октября 2018 г.). «В фотографиях воспоминания о жизни среди бушменов» . Книга Патриотов . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Эберт, Роджер (1993). Видеокомпаньон Роджера Эберта, 1994 . Эндрюс и МакМил . п. 260. ИСБН 0-8362-6244-1 .
- ^ Jump up to: а б с д и Гугл 2004 , стр. 75.
- ^ Google 2004 , стр. 73.
- ^ Jump up to: а б с Гугл 2004 , стр. 74.
- ^ Google 2004 , стр. 73–74.
- ^ Ли 2003 , с. 161: «[...] Южноафриканский режиссер Джейми Уйс приехал в Тюм!куй, чтобы снять то, что стало мировым хитом».
- ^ Jump up to: а б «Боги, должно быть, сошли с ума» . Разнообразие . 31 декабря 1980 года . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Биринделли, Мари-Элен, изд. (март – апрель 1990 г.). «Туризм: манит красота природы» . Курьер . № 121. Европейская комиссия . ISSN 1784-682X . Проверено 24 июля 2020 г.
«Но Калахари в Ботсване не имеет ничего общего с Сахарой или даже намибийским Калахари, прославившимся в фильме «Боги, должно быть, сошли с ума », часть которого была снята в Ботсване».
- ^ См. Амупадхи (11 июля 2003 г.). «Cgao Coma – соединение древнего и современного» . Намибийский . Архивировано из оригинала 31 июля 2003 года . Проверено 23 июля 2020 г.
- ^ Кершнер, Кейт. «Действительно ли носороги тушат пожары?» . Как все работает . Проверено 14 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Гугл 2004 , стр. 71.
- ^ Google 2004 , стр. 71, 74.
- ^ «1982年(1月〜12月)» . Эйрен . Ассоциация кинопродюсеров Японии . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Хармец, Альжан (11 января 1985 г.). « Боги, должно быть, сошли с ума» возглавили список арт-фильмов» . Нью-Йорк Таймс . Компания «Нью-Йорк Таймс» . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ Маслин, Джанет (9 июля 1984 г.). «Джейми Уйс: «Боги, должно быть, сошли с ума» » . Нью-Йорк Таймс . Компания «Нью-Йорк Таймс» . Проверено 15 декабря 2022 г.
- ^ О'Брайен, Дэниел (2003). Жуткие встречи: Путеводитель Гвайло по ужасам Гонконга . Нажатие на голову/Критическое зрение. п. 81. ИСБН 1-900486-31-8 .
- ^ Чамплин, Чарльз (11 апреля 1985 г.). «Джейми Уйс: Он без ума от «богов» » . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 25 июля 2020 г.
- ^ Пфафф, Франсуаза (2004). Сосредоточьтесь на африканских фильмах . Издательство Университета Индианы . п. 79. ИСБН 978-0-253-21668-7 . Проверено 30 марта 2022 г.
- ^ Эберт, Роджер (1 января 1981 г.). Рецензия на фильм «Боги, наверное, сошли с ума» (1981) . РоджерЭберт.com . Проверено 9 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кэнби, Винсент (28 октября 1984 г.). «Просмотр фильма: «Боги, должно быть, сошли с ума» — всего лишь комедия?» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Боги, должно быть, сошли с ума (1980)» . Гнилые помидоры . Фликстер . Проверено 27 июля 2024 г.
- ^ Рецензии на «Боги, должно быть, сошли с ума» . Метакритик . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Хант, Деннис (14 ноября 1986 г.). « Gods Must Be Crazy» появился в видеомагазинах; «SpaceCamp» готовится к скромному старту» . Лос-Анджелес Таймс . п. К18 . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Джеймс, Кэрин (14 июля 1987 г.). « Боги, должно быть, сошли с ума (1981): Домашнее видео; Изысканная глупость» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 августа 2010 г.
- ^ «Боги, должно быть, сошли с ума» . Sony Pictures Entertainment . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Боги, должно быть, сошли с ума (1980) [DVD]» . Амазонка . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ «Боги, должно быть, сошли с ума I / Боги, должно быть, сошли с ума II (двойной полнометражный фильм) [DVD]» . Амазонка . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Волкман, Тоби Элис (19 мая 1985 г.). «Несмотря на фильм, в Бушменленде не над чем смеяться» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 24 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ли, Ричард Боршей (1986). «Боги, должно быть, сошли с ума, но у государства есть план: политика правительства в отношении сан в Намибии» . Канадский журнал африканских исследований . 20 (1): 91–98. дои : 10.2307/484697 . JSTOR 484697 .
- ^ «Телереклама - 1989 - Ирландская весна - Мыло - Соплеменники - Свежий весенний аромат» . Ютуб . Архивировано из оригинала 5 декабря 2021 года.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Инкуб – отведи меня к своему лидеру» . Ютуб .
Библиография
[ редактировать ]- Ли, Ричард (2003). Добе Джухоанси . Тематические исследования в области культурной антропологии (3-е изд.). Издательство Уодсворт . ISBN 0-03-032284-7 .
- Гуглер, Йозеф (2004). Африканский фильм: новое представление о континенте . Издательство Университета Индианы . ISBN 978-0253216434 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Горелик, Борис (апрель 2015 г.). «Боги, должно быть, сошли с ума: Извините, но это все равно смешно» . Журнал африканского кино .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Боги, должно быть, сошли с ума на AllMovie
- Боги, должно быть, сошли с ума в кассе Mojo
- Боги, должно быть, сошли с ума на IMDb
- Боги, должно быть, сошли с ума на Metacritic
- Боги, должно быть, сошли с ума от тухлых помидоров
- « Боги, должно быть, сошли с ума» побили рекорды кассовых сборов по всему миру. История, стоящая за ним, еще более безумна». в Сланцевом
- фильмы 1980 года
- Приключенческие комедии 1980-х годов
- комедии 1980 года
- Споры 1980 года
- Фильмы на языке африкаанс
- Кока-Кола в популярной культуре
- Англоязычные южноафриканские фильмы
- Фильмы об охотниках-собирателях
- Фильмы о терроризме в Африке
- Фильмы режиссера Джейми Уйса
- Фильмы, действие которых происходит в Ботсване
- Фильмы, действие которых происходит в пустыне Калахари.
- Фильмы, действие которых происходит в Южной Африке
- Фильмы, снятые в Ботсване
- Фильмы, снятые в Южной Африке
- Южноафриканские приключенческие комедии
- Южноафриканские комедии
- Боги, должно быть, сошли с ума (сериал)