Брайан Бойделл
Брайан Бойделл | |
---|---|
Рожденный | Хоут , Ирландия | 17 марта 1917 г.
Умер | 8 ноября 2000 г. Хаут | (83 года)
Занятие | Педагог |
Эра | 20 век |
Известный | Соучредитель Музыкальной ассоциации Ирландии. |
Супруг |
Мэри Джонс |
Брайан Патрик Бойделл (17 марта 1917 — 8 ноября 2000) — ирландский композитор, чьи произведения включают оркестровые произведения, камерную музыку и песни. Он был профессором музыки в Тринити-колледже Дублина в течение 20 лет, основателем Dowland Consort, дирижером Dublin Orchestral Players , а также плодовитым телеведущим и писателем по музыкальным вопросам. Он также был плодовитым музыковедом, специализирующимся на истории ирландской музыки XVIII века.
Ранние годы
[ редактировать ]Брайан Бойделл родился в Хоуте , графство Дублин , в зажиточной англо-ирландской семье. Его отец Джеймс руководил семейным солодовенным бизнесом, а его мать, Эйлин Коллинз, была одной из первых женщин-выпускниц Тринити-колледжа. [ 1 ] После рождения сына Бойделлы переехали из Хоута и жили в нескольких арендованных домах, прежде чем поселиться в Шанкилле , графство Дублин. Молодой Бойделл начал свое формальное образование в Монкстаун-парке в Дублине, а затем был отправлен в Школу Дракона в Оксфорде . Оттуда он перешел в регби , где попал под влияние Кеннета Стаббса, мастера музыки. Хотя позже Бойделл говорил о своем негодовании по поводу антиирландского отношения, которое он испытал в регби, [ 1 ] он ценил очень хорошее образование в области науки и музыки, которое он там получил.
Получив среднее образование, Бойделл провел лето 1935 года, развивая свои музыкальные знания в Гейдельберге , где написал свои первые песни, а также изучал орган. [ 1 ] Он выиграл хоровую стипендию в Клэр-колледже в Кембридже , где, возможно, под давлением родителей, изучал естественные науки , получив диплом в 1938 году с первоклассной степенью. [ 2 ]
Однако его любовь к музыке привела его в Королевский музыкальный колледж , где он изучал композицию у Патрика Хэдли , Герберта Хауэллса , [ 1 ] и Воан Уильямс . также стал опытным игроком на гобое Будучи уже хорошим пианистом, Бойделл за это время .
После начала Второй мировой войны Бойделл вернулся в Дублин и добился дальнейших академических успехов в 1942 году, получив степень бакалавра музыки в Тринити-колледже. Он также брал дополнительные уроки композиции у Джона Ф. Ларше .
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Напряженная трудовая жизнь Бойделла сочетала преподавание, выступления и сочинение музыки. После непродолжительного пребывания в бизнесе своего отца Бойделл погрузился в классическую музыкальную сцену Дублина. В 1943 году он сменил Хэвлока Нельсона на посту дирижера Дублинского оркестра . [ 1 ] начало сотрудничества с любительским оркестром, которое просуществовало четверть века (до 1966 года). В 1944 году он был назначен профессором пения в Ирландской королевской музыкальной академии и занимал эту должность восемь лет. Вместе с коллегами-композиторами Эдгаром М. Дилом , Алоисом Флейшманном и Фредериком Мэем он основал Музыкальную ассоциацию Ирландии в 1948 году как средство продвижения классической музыки по всей стране. [ 3 ]
Интерес Бойделла к музыке эпохи Возрождения , в частности к мадригалу , привел в 1959 году к основанию Dowland Consort, вокального ансамбля, с которым он выступал на протяжении многих лет и записал пластинку. В 1962 году, получив степень доктора музыки , он был назначен профессором музыки в Тринити-колледже (до 1982 года) и сразу же обновил курс, сделав его более актуальным для второй половины двадцатого века. [ 3 ] Он также находил время для работы в Совете по делам искусств на протяжении 1960-х, 70-х и начала 80-х годов.
Коммуникативные навыки Бойделла в сочетании с его заразительным энтузиазмом сделали его прирожденным телеведущим. Привлекательность его программ по истории и исполнению музыки, сначала на радио RTÉ , а затем на Telefís Éireann , вышла за пределы специализированной аудитории и стала для многих людей введением в новый мир слуховых удовольствий. [ 4 ]
У Бойделла было много интересов, помимо музыки. Как художник-сюрреалист 1940-х годов (брал уроки у Мейни Джеллетт ), он был членом группы The White Stag . [ 3 ] Он также увлекался автомобилями и фотографией.
Последние годы
[ редактировать ]После выхода на пенсию из Тринити в качестве почетного члена . [ 3 ] Бойделл посвятил себя музыкальным исследованиям, написав две книги о музыке Дублина XVIII века. Он также внес свой вклад в словарь музыки и музыкантов New Grove . [ 2 ]
Брайан Бойделл умер в своем доме в Хоуте в возрасте 83 лет в компании своей 56-летней жены Мэри ( урожденной Джонс) и их сыновей Кормака и Барры. Третий сын, Марнак, умер раньше него. [ 2 ]
Музыка
[ редактировать ]Будучи молодым композитором, Бойделл находился под влиянием музыки Делиуса , Бартока и Сибелиуса . Он хотел писать современную ирландскую музыку, соответствующую европейским традициям. Однако он также старался избежать искушения включить в свое творчество народные мелодии, чтобы придать ему самобытную национальную самобытность. [ 1 ]
Его первый крупный успех пришел в 1948 году с композицией «В память о Махатме Ганди» , соч. 30, 12-минутное оркестровое произведение, написанное в честь недавно убитого индийского лидера, которым восхищался Бойделл. [ 2 ] Композитор дирижировал Симфоническим оркестром Radio Éireann на его премьере в Феникс-холле в Дублине. Его первый струнный квартет , соч. 31, написанная в 1949 году, получила премию Radio Éireann в области камерной музыки. [ 2 ]
Бойделл аранжировал оркестровую версию Amhrán na bhFiann для RTÉ к запуску их телевизионной службы в 1961 году, которую в течение многих лет транслировали ежедневно по окончании вещания. [ 5 ]
В течение следующих пяти десятилетий Бойделл написал большое разнообразие музыки, начиная от оркестровых произведений, таких как его Скрипичный концерт, соч. 36 и Масаи Мара , соч. 87 до более интимных композиций для голоса или сольных инструментов. Примером последнего является его пьеса для арфы «Пачка причуд для странствующего арфиста» , соч. 66, премьера которого состоялась на Дублинском фестивале музыки двадцатого века в 1971 году.
Его последняя работа — короткое сочинение для духового оркестра Viking Lip-Music , соч. 91, состоялась премьера Датского королевского духового ансамбля в Центре искусств Дроэды в ноябре 1996 года в присутствии композитора. [ 6 ]
В последние годы жизни Бойделл смотрел на свое место в большом мире музыки конца двадцатого века с определенной отстраненностью.
«Сейчас я стал чем-то вроде старого чудака, но в 1940-х годах меня считали непослушным мальчиком ужасно современной музыки». [ 1 ]
Полученные награды
[ редактировать ]Бойделл был удостоен нескольких почетных званий в знак признания его заслуг перед музыкой, в том числе звания почетного доктора музыки Национального университета Ирландии (1974); Орден «За заслуги перед Итальянской Республикой » («Commendatore della Repubblica Italiana») (1983 г.); избрание в Аосдану , Ирландскую академию творческих художников (1984 г.); и почетная стипендия Ирландской королевской музыкальной академии (1990). [ 7 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Оркестровый
- Pregaria a la Verge del Remei , Op 14 (1941; ред. 1945) для струнного оркестра.
- Струны фальшивые , соч. 16 (1942)
- Лаиш , соч. 17 (1942)
- Симфония для струнных , соч. 26 (1945; переработка 1946) для струнного оркестра
- Маг Сличт , соч. 29 (1947)
- Памяти Махатмы Ганди , соч. 30 (1948)
- Балетная сюита: Погребенная луна , соч. 32а (1949)
- Концерт для скрипки с оркестром, соч. 36 (1953; ред. 1954)
- Ухаживание за Этейн , соч. 37а и соч. 37b (две сюиты, основанные на музыке к пьесе Падраика Фэллона , 1954)
- Мегалитические ритуальные танцы , соч. 39 (1956)
- Медитация и фуга , соч. 40 (1956; ред. 1957)
- Элегия и каприччио , соч. 42 (1956) для кларнета и струнного оркестра
- Ceol cas corach , соч. 46 (1958)
- Сюита Шилмартина , соч. 47 (1959)
- Бунт Ричарда , соч. 51 (1961) для ударных с оркестром
- Симфонические пейзажи , соч. 64 (1968)
- Юбилейная музыка , соч. 73 (1976)
- Концертная партита , соч. 75 (1978)
- Дикий танец для Кумана на n'Óg Music , соч. 78 (1982)
- Масаи Мара , соч. 87 (1988)
Кантаты
- Слушание урожая , соч. 13 (WH Auden) (1940) для баритона, смешанного хора и оркестра
- Пять песен Джойса , соч. 28а (1946; переработка 1948) для баритона, смешанного хора и оркестра
- Крик оленя , соч. 43 (Томас Кинселла) (1957) для баритона с оркестром
- Морс и жизнь , соч. 50 (Уильям Данбар и анонимные писатели) (1961) для сопрано, тенора, баса, смешанного хора и оркестра
- Рождение ужасной красоты , соч. 59 (У.Б. Йейтс, Фрэнсис Ледвидж, Томас МакДона, AE, Джордж Сигерсон, Том Кеттл) (1965) для рассказчика, сопрано, альта, баса, смешанного хора и оркестра
- Четыре стихотворения Йейтса , соч. 56 (1966) для сопрано с оркестром
- Кантата Карлоу (или Подруга) , соч. 83 (разные авторы) (1984) для сопрано, тенора, баса, смешанного хора и оркестра
- Ни при каких обстоятельствах: историческое развлечение , соч. 85 (1987) для чтеца, тенора, баритона, смешанного хора и оркестра
Камерная музыка
- Квинтет гобоя, соч. 11 (1940)
- Струнное трио, соч. 21 (1944)
- Соната для виолончели и фортепиано, соч. 24 (1945)
- Струнный квартет № 1, Op.31 (1949)
- Элегия , соч. 42а (1956) для 2-х скрипок (или скрипки и кларнета) и фортепиано
- Струнный квартет № 2, соч. 44 (1957)
- Квинтет для флейты, арфы и струнных, соч. 49 (1960; ред. 1966 и 1980)
- Четыре эскиза для двух ирландских арф , соч. 52 (1962)
- Струнный квартет № 3, соч. 65 (1969)
- Пять мозаик , соч. 69 (1972) для скрипки и арфы или фортепиано
- «Шалость Фреда» , соч. 74а (1977) для фортепиано в 4 руки
- Столкновения в соборе [нет соч. номер] (1986) для органа, арфы, ударных
- Адажио и Скерцо для струнного квартета , соч. 89 (1991)
Фортепианная музыка
- Девять вариаций на тему «Снежногрудая жемчужина» (1935)
- Berceuse для юного пианиста , соч. 20 (1943)
- Сюита: Непослушные дети , соч. 27 (1945 г.), в т.ч. Спящий Лепрекон , соч. 27а
- Танец для древнего ритуала , соч. 39а (1959)
- Каприччио , соч. 48, (1959)
- Сарабанда , соч. 53 (1963)
- Девушка и семь чертей , соч. 90 (1992)
Другой сольный инструментал
- Пакет причуд для странствующего арфиста , соч. 66 (1970) для арфы
- Три пьесы для гитары , соч. 70 (1973)
- Альбом пьес для ирландской арфы , соч. 88 (1989)
Хоровой
- Пасхальный гимн (анонимно), Op.12 (1940) для сопрано, тенора, баса и смешанного хора
- Музыка «Разрушь меня» , соч. 33 (Райнер Мария Рильке, пер. Дж. Б. Лейшмана) (1952) для смешанного хора
- Сова и кошечка , соч. 34 (Эдвард Лир) (1952) для вокального квартета
- Рождество , соч. 41 (1956), 2 дискантных записи, 2trvv, str orch или org;
- Два мадригала, соч. 54 (Джон Флетчер, Джордж Уизер) (1964) для смешанного голосового хора
- Три мадригала, соч. 60 (Филип Сидней и анонимные писатели) (1967) для смешанного голосового хора
- Устная музыка для десяти голосов , соч. 72 (1974) для смешанного голосового хора
- Маленький колокольчик, соч. 76 (1980) для смешанного хора, флейты, арфы и струнного квартета.
- Я услышу, что скажет Бог Господь , соч. 86 ( Псалом 85 ) (1988) для смешанного хора и органа
Песни (для голоса и фортепиано, если не указано иное)
- Дикие гуси , соч. 1 (PHB Лион) (1935)
- Rushlights , О. 3 (анонимно) (1935)
- Кэтлин, дочь Хулихана , соч. 4 (У.Б. Йейтс) (1936)
- Она плачет над Рахуном , соч. 5 (Джеймс Джойс) (1936)
- Наблюдение за игольчатыми лодками в Сан-Саббе (Джеймс Джойс) (1936; редакция 1937)
- Ведьма , соч. 6 (У.Б. Йейтс) (1938)
- В одиночестве , соч. 15 (Джеймс Джойс) (1941)
- Перо смерти , соч. 22 (Терло Коннолли) (1943) для баритона, флейты, скрипки, альта, виолончели
- Спи теперь , соч. 23 (Джеймс Джойс) (1944) для сопрано, гобоя или скрипки, струнного оркестра
- Пять песен Джойса , соч. 28 (1946)
- Потому что твой голос был на моей стороне , соч. 25 (Джеймс Джойс) (1948) для голоса и фортепиано (или гобоя д'амур, скрипки, альта, виолончели)
- Три песни Йейтса , соч. 56а (1965) для сопрано и ирландской арфы
- Две песни Йейтса (1966)
- Памяти Томаса МакДонаха , соч. 59а (Фрэнсис Ледвидж) (1966)
Избранные произведения
[ редактировать ]- «Музыка в Ирландии», в: The Bell 14.1 (1947), с. 16–20.
- «Культура и шовинизм», в: Посланник 2 (май 1950 г.), с. 75–9.
- «Будущее музыки в Ирландии», в: The Bell 16.4 (1951), стр. 21–9.
- «Музыкальная сцена Дублина 1749–1750 годов и ее предыстория», в: Proceedings of the Royal Musical Association 105 (1978–9), с. 77–89.
- (ред.): Четыре века музыки в Ирландии (Лондон: BBC, 1979).
- «Полвека музыки в Дублине», в: Dublin Historical Record 37.3 и 4 (1984), стр. 117–21.
- «Грузинские леденцы, или Светлая сторона классической музыки», в: Популярная музыка в Дублине восемнадцатого века , изд. Шилдс (Дублин: Общество народной музыки Ирландии, 1985), стр. 5–11.
- «Музыка до 1700 года» и «Музыка 1700–1850 годов», в: Новая история Ирландии, том. 4, изд. Moody & Vaughan (Оксфорд, 1986), стр. 542–67 и 568–628.
- Дублинский музыкальный календарь, 1700–1760 гг. (Дублин: Irish Academic Press, 1988), ISBN 978-0-7165-2430-4 .
- Музыка Ротонды в Дублине восемнадцатого века (Дублин: Irish Academic Press, 1992), ISBN 978-0-7165-2487-8 .
Записи
[ редактировать ]Полную дискографию смотрите здесь .
- Ceathrar: Современные ирландские струнные квартеты , включает струнный квартет № 2 , соч. 44. Исполняет Vanbrugh Quartet , на: Chandos CHAN 9295 (CD, 1994).
- Брайан Бойделл. Оркестровая музыка , особенности Памяти Махатмы Ганди , соч. 30; Концерт для скрипки с оркестром, соч. 36; Мегалитические ритуальные танцы , соч. 39; Масаи Мара , соч. 87. Исполняет Национальный симфонический оркестр Ирландии RTÉ , Колман Пирс (кондуктор), на: Marco Polo 8.223887 (CD, 1997).
- British Brass Connection , включает в себя Viking Lip-Music , Op. 91. Исполняется группой Royal Danish Brass на: Rondo Grammofon 8358 (CD, 1997).
- E-motion , включает «Три пьесы для гитары» , соч. 70. Исполняет Джон Фили (гитара) на: Black Box Music 1002 (компакт-диск, 1998).
- В «Синем море или небе» есть «Пакет причуд для странствующего арфиста» , соч. 66. Исполняет Клиона Дорис (арфа) на: Riverrun RRCD59 (CD, 2003).
- Джон Финукейн: Вариации для кларнета , включает в себя Элегию и Каприччио , соч. 42. Исполняет Джон Финукейн (кларнет), Национальный симфонический оркестр Ирландии RTÉ, Роберт Хулихан (кондуктор), на: RTÉ Lyric fm CD 124 (CD, 2009).
- Брайан Бойделл: Полное собрание струнных квартетов , включает Струнный квартет № 1 , соч. 31; Струнный квартет № 2 , соч. 44; Струнный квартет № 3 , соч. 65; Адажио и Скерцо , соч. 89. Исполняется квартетом Кардуччи на: Carducci Classics CSQ 8841 (CD, 2010).
- Небесные арфы, небесные ткани. Современная музыка для ирландской арфы Брайана Бойделла , включает «Четыре эскиза для двух ирландских арф» , соч. 52; Три песни Йейтса , соч. 56а; Альбом пьес для ирландской арфы , соч. 88. Исполняют Мэри Луиза и Тереза О'Доннелл, без лейбла (CD, 2020).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г The Irish Times , «Двойная сильная сторона Брайана», 6 ноября 1997 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Композитор Брайан Бойделл умирает в Дублине в возрасте 83 лет», в The Irish Times , 9 ноября 2000 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Ирландский композитор и музыковед, изменивший музыкальную программу Тринити», в: The Irish Times , 11 ноября 2000 г.
- ^ Кехо, стр. 174–175.
- ^ «Солдатская песня» . Полностью изменились: Ирландия и Пасхальное восстание . Дублин: Библиотека Тринити-колледжа . 18 августа 2015 года . Проверено 16 марта 2016 г.
- ^ «Королевский датский духовой ансамбль», в The Irish Times , 19 ноября 1996 г.
- ^ Гарет Кокс, «Бойделл Брайан», в Энциклопедии музыки в Ирландии , изд. Гарри Уайт и Барри Бойделл (Дублин: UCD Press, 2013), стр. 115.
Библиография
[ редактировать ]- Чарльз Эктон: «Интервью с Брайаном Бойделлом», в: Éire-Ireland 5:4 (1970), с. 97–111.
- Аксель Кляйн: Музыка Ирландии в 20 веке (Хильдесхайм: Георг Олмс Верлаг, 1996).
- Гарет Кокс: «Октатоника в струнных квартетах Брайана Бойделла», в: Ирландская музыка в двадцатом веке (= Irish Musical Studies 7), изд. Кокс и Кляйн (Дублин: Four Courts Press, 1996), стр. 263–70.
- Гарет Кокс, Аксель Кляйн, Майкл Тейлор (ред.): Жизнь и музыка Брайана Бойделла (Дублин: Irish Academic Press, 2003), ISBN 978-0-7165-2762-6 .
- Ричард Пайн: Музыка и радиовещание в Ирландии (Дублин: Four Courts Press, 2005)
- Патрик Джозеф Кехо: Эволюция симфонического оркестра Radio Éireann, 1926–1954 , докторская диссертация, Дублин: DIT, 2017, https://arrow.dit.ie/appadoc/87 .
- Брайан Бойделл (редактор Барра Бойделл): Мятежный фермент: Дублинские музыкальные мемуары и дневник (Корк: Cork University Press, 2018), ISBN 9781782052869 .
- Барбара Дигнам, Барра Бойделл (редакторы): Творческие импульсы, культурные акценты. Музыка, пропаганда, живопись и наследие Брайана Бойделла (Дублин: UCD Press, 2021), ISBN 978-1-910820-94-0 .
- 1917 рождений
- 2000 смертей
- Композиторы-классики XX века
- Ирландские композиторы-классики XX века
- Ирландские дирижеры ХХ века (музыка)
- Ирландские музыканты-мужчины 20-го века
- Музыковеды 20 века
- Выпускники Клэр-колледжа, Кембридж
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Члены Аосданы
- Радиовещатели из графства Дублин
- Кавалеры ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой».
- Композиторы для арфы
- Стипендиаты Тринити-колледжа Дублина
- Ирландские композиторы-классики мужского пола
- Ирландские музыковеды
- Музыканты из Дублина (город)
- Люди, получившие образование в школе регби
- Люди, получившие образование в Школе Дракона
- Люди из Хоута
- Ученики Ральфа Воана Уильямса
- Радиоведущие из Ирландии