Jump to content

Гозе

Гозе в 1912 году (сфотографировано Элизой Рухамой Скидмор и раскрашено вручную)

Гозе ( 瞽女 ) — японский исторический термин, обозначающий японских женщин с нарушениями зрения , большинство из которых работали музыкантами.

Этимология

[ редактировать ]

Кандзи . гозе ( ) означают «слепой» и «женщина» Годзэ , скорее всего, происходит от мэкура годзен ( 盲御前 ) , что также означает «слепой» ( годзэн — формальное местоимение второго лица ). Хотя термин гозе можно найти в средневековых записях, другие термины, такие как модзё ( 盲女 ) , дзёмо ( 女盲 ), также использовались (особенно в письменных источниках) до современной эпохи. В разговорной речи к термину гозе обычно добавляется почетное обращение : гозе-сан , гозе-са , гозе-дон и т. д.

Организации

[ редактировать ]

Начиная с периода Эдо (1600–1868 гг.), гозе организовались по-разному. Некоторые крупные организации можно было найти в городских районах, хотя в девятнадцатом веке в некоторых документах упоминаются ассоциации гозе в городе Эдо . В Осаке и некоторых региональных городах гозе иногда неофициально связывали с кварталами развлечений, куда их приглашали исполнять свои песни на вечеринках.

Организации гозе развивались больше всего в сельской местности и продолжали существовать в префектурах Ниигата (когда-то известная как Этиго) и Нагано вплоть до двадцатого века (последний важный активный гозе , Хару Кобаяси ( 小林ハル , Кобаяси Хару ) , умер в 2005 году в возрасте 105 лет. ).

Начиная с периода Эдо, другие группы гозе можно было встретить от Кюсю на юге до префектур Ямагата и Фукусима на севере. Слепые женщины дальше на север, как правило, становились шаманами (известными как итако , вака или мико ), а не гозе . Большие и важные группы были особенно активны в Канто и прилегающих районах, на территории сегодняшних Гумма , Сайтама , Тиба , Сидзуока , Яманаси и Токио-то . Другие группы были сформированы в префектурах Нагано и Гифу , а также в префектуре Айти южнее. Помимо известных групп префектуры Ниигата, группы существовали и в других районах западного побережья, включая Тояма , Исикава и Фукуи префектуры .

Судзуки Сёэй делит организации Этиго гозе на три основных типа: [ 1 ]

  • организации гозе, такие как организация в Такаде (сегодняшний город Дзёэцу ), в которой ограниченное количество домов гозе (17 в начале двадцатого века) было сосредоточено в городе и в которых каждый дом возглавлялся мастером-учителем, который передала права на свое положение и собственность своему лучшему (или любимому) ученику после своей смерти. Девушкам, желающим стать гозе, приходилось переехать в город и войти в дом (фиктивную семью) учителя гозе. Иногда их усыновляла учительница как дочь.
  • Такие организации, как та, которая располагалась в Нагаоке , в которой гозе оставались в сельской местности и часто у себя дома после завершения ученичества у гозе в другом месте. [ нужны разъяснения ] Эти учителя гозе были слабо связаны друг с другом своим отношением к главе гозе в Нагаоке (должность, занимаемая гозе , который, став главой, принял имя Ямамото Гой). Раз в год гозэ группы Нагаока собирались в своей штаб-квартире, доме Ямамото Гой, чтобы отпраздновать церемонию, известную как мёнко ( 妙音講 ), на которой вслух зачитывались их история и правила их организации. Они обсуждали, что делать с участниками, которые нарушили правила, съели праздничный обед и выступили друг для друга.
  • Такие организации, как та, что существует в Ииде (префектура Нагано), в которых положение главы среди членов менялось.

Организации гозе существовали для того, чтобы дать слепым женщинам определенную степень независимости в карьере музыкантов (или, в некоторых случаях, массажистов). [ 2 ] Говорят, что правила, регулирующие Этиго гозе , были установлены древними императорами, но не было найдено ни одной копии этих правил ранее конца семнадцатого века. Главные правила, регулирующие поведение гозе , заключались в том, чтобы подчиняться учителям, быть скромным по отношению к жертвователям и не участвовать в деятельности, которая могла бы противоречить морали феодального общества, в котором действовали гозе . Хотя это и не оговаривалось подробно, пожалуй, самым важным правилом было безбрачие . Если такое правонарушение обнаруживалось, это легко приводило к исключению гозы из группы. Эти условия были сделаны и соблюдались по нескольким причинам: если у гозе действительно был любовник или если она вышла замуж, она получала финансовую поддержку из внешнего источника и, таким образом, не нуждалась в дальнейшей благотворительности. Кроме того, положения были разработаны для защиты имиджа группы гозе как законной некоммерческой организации и защиты ее от того, чтобы она выглядела или превратилась в сеть проституции .

Правила были также необходимы отчасти потому, что многие гозе проводили большую часть года в дороге, путешествуя от деревни к деревне и завися от того, чтобы фермеры позволяли им ночевать и использовали свои дома в качестве импровизированных концертных залов. Таким образом, репутация и признание как официально санкционированного и честного занятия имели большое значение для возможности карьеры гозе . Кроме того, поскольку общество периода Эдо было изобилует дискриминацией в отношении женщин, странствующих людей, музыкантов и всех людей с ограниченными возможностями по зрению, членство в ассоциации, которая была признана законной и почетной, было важным удостоверением, которое развеяло подозрения, что женщина может быть странствующий бродяга или проститутка.

Репертуар большинства гозе утерян, но песни гозе из префектур Ниигата, Нагано, Сайтама и Кагосима были записаны. Подавляющее большинство этих записей сделаны на территории нынешней префектуры Ниигата.

Репертуар гозе Ниигата (Эчиго) можно разделить на несколько категорий:

  • Саймон мацусака ( 祭文松坂 ) : длинные строфические песни размером 7-5 слогов, часто основанные на архаических сказках, а иногда и с буддийским посланием. Мелодия, под которую исполнялись эти тексты, скорее всего, была вариантом народной песни Этиго «Мацусака буси» . Эти песни, вероятно, были созданы в восемнадцатом веке, хотя элементы текстов гораздо старше. Обычно они передавались только от одного гозе к другому.
  • Кудоки ( 口説 ) : длинные строфические песни размером 7-7 слогов. В текстах обычно присутствуют двойные любовные самоубийства или другие мелодраматические темы. Мелодия, под которую исполнялись эти тексты, представляет собой вариант народной песни Этиго Синпо кодайдзи ( 新保広大寺 ) . Кудоки появился только в середине девятнадцатого века. Хотя это были весьма типичные песни гозе , иногда их пели и другие исполнители.
  • Песни, исполняемые перед дверями ( 門付け唄 , кадозукэ ута ) : функциональное обозначение, применимое к любой песне, используемой гозе , когда они пробирались от двери к двери, собирая пожертвования. Гозе обычно пели то, что хотели услышать жители данной местности, но в репертуаре гозе Ниигаты некоторые уникальные песни использовались исключительно для таких целей.
  • Народные песни ( 民謡 , минъё ) : сельские песни, обычно не имеющие известного композитора, которые население разучивает неофициально. Многие виды народных песен составляли важную часть репертуара гозе и были особенно полезны для оживления вечеринок, когда гозе вызывали на выступление.
  • «Классические» или «полуклассические» песни: большинство гозе также знали песни, принадлежащие к таким жанрам, как нагаута , дзёрури , хаута или коута . Такие песни часто изучались у профессиональных музыкантов, не входящих в сообщество гозе .
  • Популярные песни: Чтобы доставить удовольствие своим клиентам, гозе также исполняли различные популярные песни. Сугимото Кикуэ из Такада (1898–1983), которая была признана Живым национальным достоянием нингэн кокухо в 1971 году, добавила в свой репертуар в 1922 году две недавно написанные популярные песни (обе с использованием пентатоники в стиле народных песен): Сендо коута и Каго. нет Тори . [ 3 ] [ 4 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Акихидэ Судзуки (1996) Гозе - Вера и исполнительское искусство . ISBN  04288653 . {{cite book}}: Проверять |isbn= значение: длина ( справка )
  2. ^ МакКарри, Джастин (19 июля 2024 г.). «Игра на выживание: слепая японка, сохраняющая музыкальную традицию» . Хранитель . Проверено 19 июля 2024 г.
  3. ^ Хьюз 2008 , стр. 83–84.
  4. ^ Ояма, Махито (1977) Ватаси ва гозэ: Сугимото Кикуэ кодэн Токио : Онгаку но Томо Ша, стр. 293–8.
  • Фрич, Ингрид. «Социологическое значение исторически ненадежных документов в случае японских музыкальных гильдий», в Токумару Ёсихико и др. ред., Традиция и ее будущее в музыке . Отчет SIMS 1990 г., Осака, стр. 147–52. Токио и Осака: Mita Press.
  • Фрич, Ингрид. «Слепые музыканты в дороге: социальная организация «гозе» в Японии», Chime Journal , 5 (весна) 1992 г.: стр. 58–64.
  • Фрич, Ингрид. Слепые певцы Японии под защитой божества Мён-Бэнзайтен . Мюнхен: Иудициум, 1996, стр. 198–231.
  • Громер, Джеральд (2001). «Гильдия слепых в Токугаве, Япония». Памятник Ниппон . 56 (3): 349–380. дои : 10.2307/3096791 . JSTOR   3096791 .
  • Гремер, Джеральд. Гозе: женщины, музыкальное исполнение и инвалидность по зрению в традиционной Японии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2016.
  • Громер, Джеральд. Гозе то гозе-ута но кэнкю (Исследование гозе и гозе-ута: Издательство Нагойского университета (Нагоя Дайгаку Шуппанкай), 2007. Том 1: Исследование, том 2: Исторические материалы.
  • Харих-Шнайдер, Эта. «Региональные народные песни и странствующие менестрели в Японии», Журнал Американского музыковедческого общества , вып. 10 (1957), стр. 132–3.
  • Харих-Шнайдер, Эта. «Последние остатки гильдии нищенствующих музыкантов: Гозе на севере Хонсю (Япония)». Журнал Международного совета народной музыки , 11 (1959): 56–59.
  • Хьюз, Дэвид В. (2008). Традиционная народная песня в современной Японии: истоки, настроения и общество . Фолкстон: Global Oriental. ISBN  9781905246656 .
  • Като, Ясуаки (Като Ясуаки) ( Нихон модзин сякаи-ши кэнкю (Японское исследование социальной истории для слепых), 1974).
  • Сайто, Синъити (Синити Сайто) Гозе: момоку но таби гейнин (Гозе: Слепой странствующий артист) Ниппон Хосо Шуппан Кёкай, 1972.
  • Сайто, Синъити Этиго гозе никки (дневник Этиго гозе Каваде Сёбо Синша, 1972).
  • Сакума, Дзюнъити (Дзюнъити Сакума). Агакита гозе то гозе-ута сю (Сборник песен Ага Кита Гозе до гозе-ута Сибата-си: Сибата-ши Бунказай Чоса Шингикай, 1975).
  • Сакума, Дзюнъити «Гозэ но минзоку» (Goze no minzoku) ( Миндзоку мингей сосё , т. 91), Ивасаки Бидзюцу-ша, 1986.
  • Судзуки, Сёэй (Сузуки Акихидэ) Годзэ: синко до гейно (Вера Гозе и исполнительское искусство), 1996.
  • Судзуки, Сёэй и др., ред. Ихира Таке кикигаки: Этиго но годзэ , 1976.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bb37a70384322814b4e524bed9419700__1723167120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bb/00/bb37a70384322814b4e524bed9419700.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Goze - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)