Гозе
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Апрель 2013 г. ) |

Гозе ( 瞽女 ) — японский исторический термин, обозначающий японских женщин с нарушениями зрения , большинство из которых работали музыкантами.
Этимология
[ редактировать ]Кандзи . гозе 瞽 ( 女 ) означают «слепой» и «женщина» Годзэ , скорее всего, происходит от мэкура годзен ( 盲御前 ) , что также означает «слепой» ( годзэн — формальное местоимение второго лица ). Хотя термин гозе можно найти в средневековых записях, другие термины, такие как модзё ( 盲女 ) , дзёмо ( 女盲 ), также использовались (особенно в письменных источниках) до современной эпохи. В разговорной речи к термину гозе обычно добавляется почетное обращение : гозе-сан , гозе-са , гозе-дон и т. д.
Организации
[ редактировать ]Начиная с периода Эдо (1600–1868 гг.), гозе организовались по-разному. Некоторые крупные организации можно было найти в городских районах, хотя в девятнадцатом веке в некоторых документах упоминаются ассоциации гозе в городе Эдо . В Осаке и некоторых региональных городах гозе иногда неофициально связывали с кварталами развлечений, куда их приглашали исполнять свои песни на вечеринках.
Организации гозе развивались больше всего в сельской местности и продолжали существовать в префектурах Ниигата (когда-то известная как Этиго) и Нагано вплоть до двадцатого века (последний важный активный гозе , Хару Кобаяси ( 小林ハル , Кобаяси Хару ) , умер в 2005 году в возрасте 105 лет. ).
Начиная с периода Эдо, другие группы гозе можно было встретить от Кюсю на юге до префектур Ямагата и Фукусима на севере. Слепые женщины дальше на север, как правило, становились шаманами (известными как итако , вака или мико ), а не гозе . Большие и важные группы были особенно активны в Канто и прилегающих районах, на территории сегодняшних Гумма , Сайтама , Тиба , Сидзуока , Яманаси и Токио-то . Другие группы были сформированы в префектурах Нагано и Гифу , а также в префектуре Айти южнее. Помимо известных групп префектуры Ниигата, группы существовали и в других районах западного побережья, включая Тояма , Исикава и Фукуи префектуры .
Судзуки Сёэй делит организации Этиго гозе на три основных типа: [ 1 ]
- организации гозе, такие как организация в Такаде (сегодняшний город Дзёэцу ), в которой ограниченное количество домов гозе (17 в начале двадцатого века) было сосредоточено в городе и в которых каждый дом возглавлялся мастером-учителем, который передала права на свое положение и собственность своему лучшему (или любимому) ученику после своей смерти. Девушкам, желающим стать гозе, приходилось переехать в город и войти в дом (фиктивную семью) учителя гозе. Иногда их усыновляла учительница как дочь.
- Такие организации, как та, которая располагалась в Нагаоке , в которой гозе оставались в сельской местности и часто у себя дома после завершения ученичества у гозе в другом месте. [ нужны разъяснения ] Эти учителя гозе были слабо связаны друг с другом своим отношением к главе гозе в Нагаоке (должность, занимаемая гозе , который, став главой, принял имя Ямамото Гой). Раз в год гозэ группы Нагаока собирались в своей штаб-квартире, доме Ямамото Гой, чтобы отпраздновать церемонию, известную как мёнко ( 妙音講 ), на которой вслух зачитывались их история и правила их организации. Они обсуждали, что делать с участниками, которые нарушили правила, съели праздничный обед и выступили друг для друга.
- Такие организации, как та, что существует в Ииде (префектура Нагано), в которых положение главы среди членов менялось.
Правила
[ редактировать ]Организации гозе существовали для того, чтобы дать слепым женщинам определенную степень независимости в карьере музыкантов (или, в некоторых случаях, массажистов). [ 2 ] Говорят, что правила, регулирующие Этиго гозе , были установлены древними императорами, но не было найдено ни одной копии этих правил ранее конца семнадцатого века. Главные правила, регулирующие поведение гозе , заключались в том, чтобы подчиняться учителям, быть скромным по отношению к жертвователям и не участвовать в деятельности, которая могла бы противоречить морали феодального общества, в котором действовали гозе . Хотя это и не оговаривалось подробно, пожалуй, самым важным правилом было безбрачие . Если такое правонарушение обнаруживалось, это легко приводило к исключению гозы из группы. Эти условия были сделаны и соблюдались по нескольким причинам: если у гозе действительно был любовник или если она вышла замуж, она получала финансовую поддержку из внешнего источника и, таким образом, не нуждалась в дальнейшей благотворительности. Кроме того, положения были разработаны для защиты имиджа группы гозе как законной некоммерческой организации и защиты ее от того, чтобы она выглядела или превратилась в сеть проституции .
Правила были также необходимы отчасти потому, что многие гозе проводили большую часть года в дороге, путешествуя от деревни к деревне и завися от того, чтобы фермеры позволяли им ночевать и использовали свои дома в качестве импровизированных концертных залов. Таким образом, репутация и признание как официально санкционированного и честного занятия имели большое значение для возможности карьеры гозе . Кроме того, поскольку общество периода Эдо было изобилует дискриминацией в отношении женщин, странствующих людей, музыкантов и всех людей с ограниченными возможностями по зрению, членство в ассоциации, которая была признана законной и почетной, было важным удостоверением, которое развеяло подозрения, что женщина может быть странствующий бродяга или проститутка.
Песни
[ редактировать ]Репертуар большинства гозе утерян, но песни гозе из префектур Ниигата, Нагано, Сайтама и Кагосима были записаны. Подавляющее большинство этих записей сделаны на территории нынешней префектуры Ниигата.
Репертуар гозе Ниигата (Эчиго) можно разделить на несколько категорий:
- Саймон мацусака ( 祭文松坂 ) : длинные строфические песни размером 7-5 слогов, часто основанные на архаических сказках, а иногда и с буддийским посланием. Мелодия, под которую исполнялись эти тексты, скорее всего, была вариантом народной песни Этиго «Мацусака буси» . Эти песни, вероятно, были созданы в восемнадцатом веке, хотя элементы текстов гораздо старше. Обычно они передавались только от одного гозе к другому.
- Кудоки ( 口説 ) : длинные строфические песни размером 7-7 слогов. В текстах обычно присутствуют двойные любовные самоубийства или другие мелодраматические темы. Мелодия, под которую исполнялись эти тексты, представляет собой вариант народной песни Этиго Синпо кодайдзи ( 新保広大寺 ) . Кудоки появился только в середине девятнадцатого века. Хотя это были весьма типичные песни гозе , иногда их пели и другие исполнители.
- Песни, исполняемые перед дверями ( 門付け唄 , кадозукэ ута ) : функциональное обозначение, применимое к любой песне, используемой гозе , когда они пробирались от двери к двери, собирая пожертвования. Гозе обычно пели то, что хотели услышать жители данной местности, но в репертуаре гозе Ниигаты некоторые уникальные песни использовались исключительно для таких целей.
- Народные песни ( 民謡 , минъё ) : сельские песни, обычно не имеющие известного композитора, которые население разучивает неофициально. Многие виды народных песен составляли важную часть репертуара гозе и были особенно полезны для оживления вечеринок, когда гозе вызывали на выступление.
- «Классические» или «полуклассические» песни: большинство гозе также знали песни, принадлежащие к таким жанрам, как нагаута , дзёрури , хаута или коута . Такие песни часто изучались у профессиональных музыкантов, не входящих в сообщество гозе .
- Популярные песни: Чтобы доставить удовольствие своим клиентам, гозе также исполняли различные популярные песни. Сугимото Кикуэ из Такада (1898–1983), которая была признана Живым национальным достоянием нингэн кокухо в 1971 году, добавила в свой репертуар в 1922 году две недавно написанные популярные песни (обе с использованием пентатоники в стиле народных песен): Сендо коута и Каго. нет Тори . [ 3 ] [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]- Леди Сайго
- Хару Кобаяши
- Баллада об Орине (фильм 1977 года)
- Ичи (фильм, 2008 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Акихидэ Судзуки (1996) Гозе - Вера и исполнительское искусство . ISBN 04288653 .
{{cite book}}
: Проверять|isbn=
значение: длина ( справка ) - ^ МакКарри, Джастин (19 июля 2024 г.). «Игра на выживание: слепая японка, сохраняющая музыкальную традицию» . Хранитель . Проверено 19 июля 2024 г.
- ^ Хьюз 2008 , стр. 83–84.
- ^ Ояма, Махито (1977) Ватаси ва гозэ: Сугимото Кикуэ кодэн Токио : Онгаку но Томо Ша, стр. 293–8.
Ссылки
[ редактировать ]- Фрич, Ингрид. «Социологическое значение исторически ненадежных документов в случае японских музыкальных гильдий», в Токумару Ёсихико и др. ред., Традиция и ее будущее в музыке . Отчет SIMS 1990 г., Осака, стр. 147–52. Токио и Осака: Mita Press.
- Фрич, Ингрид. «Слепые музыканты в дороге: социальная организация «гозе» в Японии», Chime Journal , 5 (весна) 1992 г.: стр. 58–64.
- Фрич, Ингрид. Слепые певцы Японии под защитой божества Мён-Бэнзайтен . Мюнхен: Иудициум, 1996, стр. 198–231.
- Громер, Джеральд (2001). «Гильдия слепых в Токугаве, Япония». Памятник Ниппон . 56 (3): 349–380. дои : 10.2307/3096791 . JSTOR 3096791 .
- Гремер, Джеральд. Гозе: женщины, музыкальное исполнение и инвалидность по зрению в традиционной Японии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2016.
- Громер, Джеральд. Гозе то гозе-ута но кэнкю (Исследование гозе и гозе-ута: Издательство Нагойского университета (Нагоя Дайгаку Шуппанкай), 2007. Том 1: Исследование, том 2: Исторические материалы.
- Харих-Шнайдер, Эта. «Региональные народные песни и странствующие менестрели в Японии», Журнал Американского музыковедческого общества , вып. 10 (1957), стр. 132–3.
- Харих-Шнайдер, Эта. «Последние остатки гильдии нищенствующих музыкантов: Гозе на севере Хонсю (Япония)». Журнал Международного совета народной музыки , 11 (1959): 56–59.
- Хьюз, Дэвид В. (2008). Традиционная народная песня в современной Японии: истоки, настроения и общество . Фолкстон: Global Oriental. ISBN 9781905246656 .
- Като, Ясуаки (Като Ясуаки) ( Нихон модзин сякаи-ши кэнкю (Японское исследование социальной истории для слепых), 1974).
- Сайто, Синъити (Синити Сайто) Гозе: момоку но таби гейнин (Гозе: Слепой странствующий артист) Ниппон Хосо Шуппан Кёкай, 1972.
- Сайто, Синъити Этиго гозе никки (дневник Этиго гозе Каваде Сёбо Синша, 1972).
- Сакума, Дзюнъити (Дзюнъити Сакума). Агакита гозе то гозе-ута сю (Сборник песен Ага Кита Гозе до гозе-ута Сибата-си: Сибата-ши Бунказай Чоса Шингикай, 1975).
- Сакума, Дзюнъити «Гозэ но минзоку» (Goze no minzoku) ( Миндзоку мингей сосё , т. 91), Ивасаки Бидзюцу-ша, 1986.
- Судзуки, Сёэй (Сузуки Акихидэ) Годзэ: синко до гейно (Вера Гозе и исполнительское искусство), 1996.
- Судзуки, Сёэй и др., ред. Ихира Таке кикигаки: Этиго но годзэ , 1976.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Женские музыкальные сообщества в Японии - наблюдения студентов музыковедческих гендерных исследований в Университете Падерборна и Музыкальном университете Детмольда (на немецком языке)
- Две старые фотографии моделей позднего периода Эдо, изображающих гозе [1] Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine , [2] Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Видео трёх коз на дороге; транслировался в 1971 году, вероятно, был снят раньше. [3]