Старый железнодорожный мост
Старый железнодорожный мост | |
---|---|
![]() Старый железнодорожный мост | |
Координаты | 44 ° 48'05 "N 20 ° 26'21" E / 44,801378 ° N 20,439093 ° E |
несет | железная дорога |
Кресты | Собственный |
Местный | Белград |
Официальное название | Стари железнички мост Старый железнодорожный мост |
Характеристики | |
Общая длина | 462 метра (1516 футов) [ 1 ] |
Самый длинный пролет | Инфраструктура Сербских железных дорог |
История | |
Открыто | 1 сентября 1884 г (Оригинальная конструкция) [ 1 ] [ 2 ] |
Статистика | |
Потери | Нет |
Расположение | |
![]() |
Старый железнодорожный мост ( сербский : Старижелезнички мост , латинизированный : Стари железнички мост ) — мост через реку Сава в Белграде , столице Сербии . Это был первый железнодорожный мост в Белграде, а сегодня он является одним из двух через Саву, а вообще трёх. Не работает с лета 2018 года. [ 3 ]
Расположение
[ редактировать ]Из старой Шумадия части города он пересекает Саву между южной частью района Бара Венеция , к северу от белградского ярмарочного комплекса. На сирмской стороне он впадает в Новый Белград рядом с промышленными районами Савски Насип и Мала Циганлия . Он расположен между мостом Газела на севере и Новым железнодорожным мостом на юге. [ 4 ] [ 5 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]На Берлинском конгрессе 1878 года Княжество Сербия было де-юре признано независимым государством от Османской империи , и великие державы того времени решили, что Сербия должна построить железную дорогу. Экономически неразвитая Сербия к тому же была доведена до нищеты после сербско-османских войн 1876–1878 годов, поэтому у нее не было средств. Принц Милан Обренович и правительство объявили тендер , и торги выиграла французская компания. Популярная история гласит, что принц Милан взял взятку в 1 миллион франков золотом, чтобы передать эту работу французам, но это так и не было доказано. [ 2 ]
Строительство
[ редактировать ]Концессия включала строительство железной дороги Белград- Ниш , железнодорожного моста через Саву и железной дороги, которая соединит Белград с Земуном , в то время пограничным городом Австро-Венгрии . Сербское государство было обязано построить железнодорожный вокзал, но работы по строительству отставали от строительства железной дороги и моста, поэтому, когда пришло время пройти через Белград первый поезд, объект не был завершен. Его пришлось торжественно открыть, хотя он все еще был покрыт эшафотами. [ 2 ] Первый поезд с этой станции с придворными почестями отправился в сторону Земуна 1 сентября [ OS 20 августа] 1884 года в 15 часов. [ 6 ] Поскольку Сербия была провозглашена королевством в 1882 году, первыми пассажирами были король Милан, королева Натали и наследный принц Александр , направлявшиеся в Вену . [ 2 ]
Однако строительство моста началось в январе 1882 года и было завершено через 31 месяц, что стало большим достижением. Он был закончен летом 1884 года. Нагрузочное испытание было организовано 30 августа [ OS 18 августа] 1884 года и на следующий день. Его испытывали 24 телеги с галькой и 9 локомотивов. Государственный технический осмотр состоялся через день, когда по мосту проехал королевский поезд. [ 7 ]
В момент постройки мост длиной 462 м (1516 футов) на шести каменных колоннах кубовидной формы весил 7200 тонн. [ 1 ] [ 7 ]
Мост находился в совместной собственности Сербии и Австро-Венгрии. [ 7 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Мост был снесен в обе мировые войны (только в Первую мировую — трижды). [ 3 ] а нынешнее сооружение было построено после окончания Второй мировой войны . [ 1 ]
Когда 28 июля 1914 года разразилась Первая мировая война , мост был единственным связующим звеном между Сербией и Австро-Венгрией, которая уже разместила свою армию возле моста. 29 июля 1914 года в 1:30 капитан Михайло Алич со своим взводом понтоньеров взорвал мост. Когда раздался мощный взрыв, весь город содрогнулся. Три части стальной конструкции упали в реку. Отрезание единственного звена сыграло важную роль в защите города в первый период войны. Австро-венгры теперь были вынуждены либо вторгнуться на лодках, либо попытаться захватить предгорье на острове Ада-Циганлия , что они и попытались сделать во время битв при Ада-Циганлия . [ 8 ] [ 9 ] Венгерский корабль «Алкотмани» находился под мостом, когда тот обрушился. [ 7 ]
Поскольку опоры и фундамент остались нетронутыми, к концу 1914 года мост был восстановлен, но в 1915 году его повредила австро-венгерская армия. После оккупации Белграда военные власти восстановили мост в 1916 году, построив также новую железную дорогу, которая напрямую соединил мост с железнодорожной станцией Топчидер , так что поездам, идущим из Земуна, не нужно было проходить через главный вокзал Белграда. 1 ноября 1918 года мост был снова снесен отступающими оккупационными войсками, и несколько частей конструкции упали в реку. Однако опоры снова остались почти неповрежденными, поэтому в октябре 1919 года мост был открыт для движения. [ 7 ] [ 8 ] [ 10 ]
Межвоенный период
[ редактировать ]Несмотря на то, что мост был в рабочем состоянии, работы на мосту продолжались. Сетчатая стальная конструкция была добавлена к 1920 году, а все работы были завершены только к 1922 году. [ 7 ]
Несмотря на то, что мост потерял свой международный статус и стал внутренним мостом с созданием Королевства сербов, хорватов и словенцев в 1918 году, важность моста росла по мере значительного увеличения интенсивности движения. [ 7 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Когда Германия напала на Югославию 6 апреля 1941 года, Верховное командование решило снести все три существующих моста в Белграде, включая железнодорожный мост. [ 1 ] Военному командующему Белграда генералу Воиславу Николаевичу было приказано снести их, а приказ о строительстве Старого железнодорожного моста выполнил подпоручик Оскар Кланшек. [ 10 ] Мост был снесен 11 апреля. [ 11 ] Это не остановило армию вторжения, и уже в конце апреля 1941 года немцы начали восстановление. Они использовали специализированные инженерные подразделения и польских пленных. Предварительные репарации были завершены той же весной, с 23 апреля по 29 мая, и мост был переименован в Мост Генерала Уилла ( General Will-Brücke ). Мост был открыт генералом Иоахимом фон Корцфляйшем , и по нему проехал поезд, украшенный цветами. [ 7 ] [ 12 ] 31 мая 1941 года. [ 11 ]
В 1942 году, чтобы расширить пропускную способность железнодорожного сообщения, немцы начали строительство еще одного параллельного моста в 20 м (66 футов) ниже по течению от старого моста. Работы в определенной степени продвигались, но двойной мост так и не был закончен. В 1944 году обе конструкции были повреждены частично в результате массированных бомбардировок союзников , а частично в результате отхода немецкой армии 19 октября 1944 года. [ 7 ] [ 10 ]
Оба моста были значительно повреждены, старый — гораздо больше. Из-за этого первоначальный план состоял в том, чтобы отремонтировать новый недостроенный мост, чтобы он вступил в эксплуатацию, но через 7 месяцев решение было изменено, и правительство остановилось на реконструкции старого моста. Стальная конструкция нового моста практически просто въехала в Саву, поэтому ее использовали для строительства старого моста. Стальная конструкция длиной 377 м (1237 футов) с пролетами между основными несущими 6 м (20 футов) была открыта в декабре 1945 года. Некоторые работы были продлены до 1946 года, а реконструкция финансировалась за счет военных репараций . [ 7 ] [ 8 ]
После 1945 г.
[ редактировать ]
Хотя мост проектировался как временное звено в 1945 году, он был реконструирован в 1986 году, когда были заменены пути. Мелкий ремонт моста проводился в 1995 и 1996 годах. [ 13 ]
Ни в одном из своих воплощений мост так и не был полностью покрашен. Популярная история гласит, что проектировщики забыли рассчитать вес краски, необходимой для всего моста. Также в разные периоды мост имел арочную, решетчатую и комбинированную арочно-решетчатую конструкцию. [ 7 ]
В середине 1970-х годов появились первые предварительные заявления о том, что мост может быть снесен, поскольку планировалось строительство нового, а также строительство Белградского железнодорожного узла и Белградского метрополитена . О сносе было объявлено в 1981 году, но архитекторы были против. В рамках проекта Предрага Ристича , Ивана Ратковича, Иваны Голубович и Миодрага Суриянаца был разработан проект под названием «Улица через Саву», который включал размещение на мосту ресторанов и магазинов, превращение его в пешеходный, «базар на Саве». Проект участвовал в Международной архитектурной выставке во Вроцлаве и Архитектурном салоне в Музее современного искусства в Белграде. Планы строительства были разработаны еще в 1984 году, но в 1985 году все было отложено из-за отставания в строительстве городского железнодорожного узла. [ 14 ]
Он частично потерял значение, когда в 1979 году был открыт Новый железнодорожный мост, часть проектируемого железнодорожного узла Белграда . [ 7 ] Поскольку транспортное значение моста уменьшилось, в 1989 году архитектор Драгана Корица повторно предложил изменить его назначение и построить магазины, рестораны и кафе на конструкции нижнего этажа моста. Поскольку проект включал расширение Белградской ярмарки на левый берег Савы, в дополнение к строительству на магнитной подвеске было запланировано межярмарочное сообщение . Поскольку мост расположен низко, а во время высокого уровня воды невозможно пройти высоким судам, было также предложено при необходимости поднимать центральную часть моста гидравлически. Вдоль пилонов были запланированы причалы для небольших судов и лестницы на уровень моста. Проект не был реализован. [ 15 ]
21 век
[ редактировать ]
( просмотр в виде интерактивной панорамы 360° )
С тех пор мост не обслуживался должным образом, и к 2010-м годам скорость поездов, пересекающих мост, была ограничена 10 километрами в час (6,2 мили в час). [ 16 ] Он практически полностью устарел после закрытия Главного железнодорожного вокзала Белграда 30 июня 2018 года и прекращения железнодорожного движения вокруг Белградской крепости . Было объявлено, что в течение следующих 7-8 месяцев мост будет периодически использоваться, но в 2019 году движение по мосту будет прекращено. [ 7 ] Однако уже летом 2018 года движение было фактически прекращено. [ 3 ]
В рамках проекта «Набережная Белграда» планировалось, что мост станет комбинированным пешеходно-велосипедным мостом с кофейнями и живописными смотровыми площадками . [ 7 ] как заявлено в планах города на 2015 год. [ 15 ] В декабре 2020 года администрация города заявила, что было бы лучше, если бы его адаптировали под трамвайный мост, и что будут проведены исследования, чтобы выяснить, осуществимо ли это. [ 17 ] Летом 2021 года на мосту вспыхнул пожар из-за необслуживаемых электропроводов. Городские власти объявили, что проинформируют общественность о будущем моста в 2022 году. [ 16 ] Несмотря на то, что эксперты подтвердили, что мост можно превратить в трамвайный, президент Сербии Александр Вучич заявил в августе 2023 года, что к 2027 году мост станет пешеходно-велосипедным в связи с проектом Экспо-2027 в Сурчине . [ 15 ]
Архитектор Иван Раткович, соавтор проекта 1981 года, продолжил его модернизировать. Его версия 2022 года включала деревянное настил первого этажа и крыши, а всего четыре уровня между ними, соединенных лестницами и лифтами. Теперь проект включал в себя башню высотой 70 м (230 футов) на новобелградской стороне моста, напоминающую Лонг на башню Николы Теслы Уорденклиф - Айленде , с отелем Уорденклиф. Вертолет планировался в центре моста. [ 14 ]
Важность
[ редактировать ]Это был первый современный мост в штате. [ 7 ]
мост короля Петра II, предшественник современного моста Панчево был построен Это был единственный железнодорожный мост в Белграде до 1935 года, когда через Дунай , и единственный через Саву до 1979 года, когда был открыт Новый железнодорожный мост. [ 1 ]
Первый поезд, отправившийся с главного вокзала Белграда в 1884 году, пересек мост, а последний — в июне 2018 года, идущий в Будапешт , до закрытия станции. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Деян Спалович (13 августа 2011 г.), «Beogradski Mostovi – od Oblica do Pilon» , Politika (на сербском языке)
- ^ Jump up to: а б с д Драган Перич (27 августа 2017 г.), «Железные кони в Циганской баре», «Политика Журнал », № 1. 1039 (на сербском языке), стр. 28–29
- ^ Jump up to: а б с Бранка Васильевич, Деян Алексич (4 августа 2019 г.). Мост, соединивший Сербию с Европой по железной дороге. [Мост, который соединил Сербию с Европой железнодорожными путями]. Политика (на сербском языке).
- ^ Белград – план и руководство . Геокарта. 1999. ISBN 86-459-0006-8 .
- ^ Белград - план города . Магия М@п. 2006. ISBN 86-83501-53-1 .
- ↑ Сербская газета, 21 августа 1884 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Деян Алексич (13 августа 2018 г.). « Феникс столицы через Саву». Политика (на сербском языке).
- ^ Jump up to: а б с GJ (7 августа 2007 г.). «Белградская хроника - Белградские мосты» (на сербском языке). Голос общественности .
- ^ Nikola Belić (1 August 2014). "Srušio most pred naletom Austrougara – danas u zaboravu" (in Serbian). Politika.
- ^ Jump up to: а б с Бранко Богданович (27 октября 2019 г.). Насукани мост [Молитвый мост]. Политика-Магазин, № 1552 (на сербском языке). стр. 28–29.
- ^ Jump up to: а б Горан Весич (10 сентября 2021 г.). Жизнь города под оккупацией [Жизнь города во время оккупации]. Политика (на сербском языке). п. 16.
- ^ "Немецкая кинохроника (563/26/1941) - 08. Восстановление железнодорожного моста через САЭ в период с 23 апреля по 29 мая, Белград, Смелин, Югославия, 1941 год" (на немецком языке). Киноархивы онлайн.
- ^ Лана Гедошевич (9 февраля 2009 г.). «Изношенные пороги будут заменены» (на сербском языке). Вспышка .
- ^ Jump up to: а б Иван Раткович (2 сентября 2023 г.). Пешком по улице через Саву [Пешком через Саву]. Политико-культурная оппозиция, LXVII год, вып. 21 (на сербском языке). п. 9.
- ^ Jump up to: а б с Далиборка Мучибабич (21 августа 2023 г.). «Идее пешеходно-велосипедного моста 34 года» . Политика (на сербском языке). п. 16.
- ^ Jump up to: а б Деян Алексич (31 августа 2021 г.). «Окончательное решение Старого железнодорожного моста в следующем году» [Решение Старого железнодорожного моста в следующем году]. Политика (на сербском языке). п. 14.
- ^ Деян Алексич (14 января 2021 г.). «Старый железнодорожный мост как новый трамвайный». Политика (на сербском языке). п. 16.
Внешние ссылки
[ редактировать ]