Jump to content

Мост короля Александра

Координаты : 44 ° 48'54 "с.ш. 20 ° 26'53" в.д.  /  44,8149 ° с.ш. 20,448 ° в.д.  / 44,8149; 20 448
Мост короля Александра
Мост короля Александра
Координаты 44 ° 48'54 "с.ш. 20 ° 26'53" в.д.  /  44,8149 ° с.ш. 20,448 ° в.д.  / 44,8149; 20 448
несет 4 полосы движения (2 машины, 2 трамвая)
Кресты Собственный
Местный Белград , Сербия , Югославия
Официальное название Мост короля Александра Караджорджевича
Мост короля Александра Караджорджевича
Характеристики
Дизайн Мирко Рош (руководитель строительства)
Nikolay Krasnov (decoration)
Общая длина 474,7 м (1557 футов)
Высота 12 м (39 футов) [ 1 ] [ 2 ]
Самый длинный пролет 261 м (856 футов) [ 1 ] [ 2 ]
История
Начало строительства июль 1930 г.
Окончание строительства 11 декабря 1934 г.
Открыто 16 декабря 1934 г. [ 3 ]
Закрыто 12 апреля 1941 г. (частично снесен и выведен из строя)
16 апреля 1944 г. (полностью разрушено)
Расположение
Карта

Мост короля Александра ( сербский : Most kralja Alexandra , Most kralja Alexandra ), полностью Мост короля Александра Караджорджевича или Мост рыцарского короля Александра , [ 1 ] — автодорожный и трамвайный мост через реку Сава в Белграде , столице Югославии . Это был первый постоянный автомобильный мост через Саву в Белграде. [ 1 ] спустя почти 250 лет и Длинный мост 1688 года. [ 3 ] Закончен в 1934 году, [ 3 ] он был поврежден и не использовался с 1941 года и полностью снесен в 1944 году, во время Второй мировой войны . [ 1 ] Его пилоны позже были использованы для современного моста Бранко , построенного в 1956 году. [ 4 ] Мост почитался во время существования и описывался как «великолепный» и «один из самых важных объектов, когда-либо построенных в Белграде». [ 1 ]

Расположение

[ редактировать ]

На правом берегу мост начинался у порта Сава, в районе Савамалы , транспортного и коммерческого узла и одной из самых оживленных частей Белграда в тот период. На левом берегу мост выходил на все еще болотистую и неурбанизированную территорию, где после 1948 года был построен Новый Белград . Мост продолжался на дорогу, которая соединяла Белград с Земуном, его внешним пригородом в то время. Аэропорт Белграда располагался на Земунской стороне, в Бежании , построенном в 1927 году.

существовало как минимум 10 временных понтонных мостов Однако в истории на месте моста Царя Александра . Они были построены исключительно с целью завоевания города во время многочисленных сражений и осад Белграда в истории, например, в 1521, 1595, 1688 или 1717 годах. [ 3 ] [ 5 ] В истории зафиксировано 5 австрийских и 5 османских понтонных мостов. [ 1 ]

Строительство

[ редактировать ]

Разработка

[ редактировать ]

Первым современным мостом Белграда был Старый железнодорожный мост , построенный в 1884 году. До образования Югославии в 1918 году Сава была границей между Сербией и Австро-Венгрией . После образования Югославии правительство и город начали рассматривать возможность строительства автодорожного моста. Впервые концессионеры были приглашены в 1921 году. Новому государству потребовалось девять лет, чтобы накопить средства, необходимые для проекта: 190 миллионов динаров государство на мост и 30 миллионов динаров город на подъездные дороги. [ 1 ]

международный конкурс архитектурного проекта В 1930 году на строительство автодорожного моста был объявлен . Победителем стала немецкая компания Gutehoffnungshütte (GHH) из Оберхаузена . Поскольку восточную часть моста планировалось начать в районе порта Сава в муниципалитете Савамала , предложения включали минимальную высоту 12 м (39 футов) и одиночный пролет через реку высотой не менее 250 м (820 футов). футов), чтобы он не препятствовал проходу судов в порт и развороту под мостом. [ 1 ] [ 2 ]

Строительство началось в июле 1930 года и было построено совместным предприятием немецкой Gutehoffnungshütte (GHH), выполнявшей сталелитейные работы, и французской компании Société de Construction des Batignolles , выполнявшей все остальные работы. [ 6 ] Общая длина моста составила 474,7 м (1557 футов). Основная конструкция моста пролегла через реку на протяжении более 411 м (1348 футов), а длина основного пролета составляла 261 м (856 футов).

Мост был построен по образцу Мюльхаймского моста через Рейн в Кёльне , Германия. Третий «близнец», по практически такому же проекту, был построен в Вене , Австрия , пересекая Дунай . Второе воплощение Рейхсбрюке рухнуло из-за структурного разрушения 1 августа 1976 года. [ 1 ] [ 2 ]

Срок завершения строительства был 8 июня 1933 года, но этот срок несколько раз продлевался по разным причинам. 1931 года Мораторий Гувера , введенный президентом США Гербертом Гувером , приостановил выплаты репараций, поэтому закупка железных конструкций была отложена. Серьезные проблемы возникли с экспроприацией участков на белградской стороне, где должны были быть построены подъездные дороги. Этот район уже был полностью урбанизирован и застроен зданиями, но решение проблемы постоянно откладывалось. Подземные воды затопили территорию перед зданием Государственной типографии. Проблема существовала и раньше, но работы по сливу воды и возведению защитной стены были проведены только после начала строительства моста, даже физически перекрыв доступ к строительной площадке моста. [ 7 ]

Строительство моста

Соединение последних частей железной конструкции было завершено в ноябре 1933 года, но на завершение подъездных путей ушел еще год. [ 1 ] песчаный пляж с домиками, кафанами Место, где должен был быть построен пандус, слева, со стороны Земуна, занимал и бараками, использовавшимися рыбаками в качестве навесов. Это было одно из любимых мест отдыха белградцев, занимавшее левый берег Савы, к северу от будущего моста, в современном районе Ушче . Людей вывозили из города на небольших лодках, а отправной точкой была небольшая кафана «Мало пристаниште» в Савамале. Объекты сносились вручную, в том числе многочисленные кафаны: «Остенде», «Здравле», «Абаджия», «Ядран», «Крф», «Дубровник», «Адрия» и др. Единственным, который не был снесен, был « Ница», предшественник современного ресторана «Ушче». Всего было снесено 20 собственных объектов и 2000 хижин, бараков, сараев и т. д. совместно муниципалитетами Земуна и Бежании, владевшими половиной земли каждый, и собственниками объектов. Вместо этого планировалось построить набережную. Однако сам пляж пережил строительство моста в 1934 году, поскольку это только облегчило доступ. Окончательно пляж закрыли в 1938 году, когда началось строительство набережной. [ 8 ] Сам пляж назывался Ница (по-сербски Ницца , во Франции ) в честь одной из кафан. [ 9 ]

Опорный пилон на правом берегу построен на руинах бывшей мечети Лиман. Остатки нужно было сначала убрать, и это стало источником популярного после сноса мифа о том, что мост был проклят.

Руководителем проекта был инженер Мирко Рош, получивший образование в Швейцарии. [ 1 ]

Открытие

[ редактировать ]

11 и 12 декабря 1934 года мост был испытан десятками городских автоцистерн . Он был торжественно открыт 16 декабря, и через него перешли 700 всадников. Отряд был сформирован из всадников Королевской гвардейской артиллерии, кавалерии Школы младших офицеров и отряда учеников Земуна. Чтобы доказать высокое качество моста, они четыре раза пробежали по нему рысью. [ 1 ]

Мост был официально открыт 16 декабря 1934 года. [ 7 ] Король Александр , в честь которого был назван мост, был убит 9 октября 1934 года в Марселе , Франция , поэтому мост открыл принц-регент Поль . По переписи 1931 года население Белграда составляло 266 849 человек, тогда как западный берег еще не был урбанизирован, и все же около 150 000 граждан пересекли мост в день открытия. Рош убеждал людей, что поворот моста на 13 см (5,1 дюйма) «нормален» и что это совершенно безопасно. [ 1 ] Пресса отмечала, что во время кавалерийских испытаний мост раскачивался, как игрушка, на пружинах под нагрузкой всего лишь 350 тонн, хотя он был рассчитан на 25 000 тонн, но также успокаивала общественность, что это нормально и что мост является произведением искусства современной техники. . [ 7 ]

Через два дня после открытия официальная барже-паромная линия Белград-Земун была прекращена. [ 7 ]

Будущие разработки

[ редактировать ]

5 ноября 1935 года через мост была проложена первая трамвайная линия. Три специально украшенные трамвайные композиции проехали от отправной точки у гостиницы «Москва» до Земуна. [ 7 ] Трамвайная линия носила номер № 14 и соединяла Белград и Земун по маршруту Гостиница Москва/ Теразие – Гостиница Центральная/Земун, поэтому в народе мост в просторечии называли Земунским мостом («Земунский мост»). [ 2 ] [ 8 ] Висечи мост («Висячий мост») [ 1 ] или мост Ланчани («Цепной мост»). [ 2 ]

В начале 1934 года возникла идея разместить статуи на двух пилонах. Скульптор Иван Мештрович предложил четырех всадников, по два на каждом пилоне с двух сторон моста. Всадники должны были представлять сербского императора Душана , хорватского короля Томислава , боснийского короля Твртко и сербского короля Петра I. Душан и Петр должны были разместиться на восточных пилонах, а Томислав и Тврко — на западных. Колонны, на которых должны были разместиться всадники, предполагалось высотой 22 м (72 фута), а при высоте пилонов 23 м (75 футов) статуи предполагалось разместить на высоте 45 м (148 футов). футов) высокий постамент. Однако многие архитекторы, инженеры и скульпторы протестовали по нескольким причинам: несоблюдение требований при выборе скульптора, высокая стоимость проекта, а фигуры были признаны нефункциональными. Особенно громко говорил архитектор Драгиша Брашован . Мештровича также обвинили в мании величия и порче моста. В результате этого противодействия проект был свернут. [ 1 ]

Мост стал любимым местом выпускников белградских школ. Они собирались на мосту в выпускной день и бросали в Саву шляпы и книги. [ 7 ]

Вторая мировая война

[ редактировать ]

Немецкое вторжение в Югославию началось 6 апреля 1941 года с тяжелых воздушных бомбардировок, особенно Белграда ( операция «Возмездие» ). В тщетной попытке остановить наступление немецкой армии Королевская югославская армия решила снести все три моста, существовавшие в то время в Белграде (два других — Старый железнодорожный мост и мост короля Петра II ). [ 1 ] Военному командующему Белграда генералу Воиславу Николаевичу было приказано снести их, а приказ о строительстве моста короля Александра выполнил майор Велимир Пилетич. [ 10 ] Мост был заложен взрывчаткой 11 апреля 1941 года. Он был взорван ночью и выведен из строя, но не только не смог остановить оккупационную армию, но и привел к смертельному исходу. Поскольку Королевская армия была в замешательстве, они взорвали мост, в то время как буксир «Танаско Раич» буксировал военно-транспортный корабль «Корана» с югославскими солдатами, перевозя их на резервную позицию в деревне Остружница , ниже по течению Савы. Не видя в кромешной тьме кораблей, военные инженеры взорвали мост, и конструкция упала прямо на корабли, убив 95 из 110 солдат и членов экипажа. [ 1 ]

Хотя с апреля 1941 года он был непригоден для использования, остатки моста сохранялись до сильной «пасхальной бомбардировки» Белграда союзниками 16 апреля 1944 года, когда он был полностью снесен. [ 3 ]

Архитектура

[ редактировать ]

Конструкция моста выполнена в сербско-византийском стиле и размещена на двух железобетонных пилонах . [ 3 ] пока его удерживали стальные тросы.

Особое внимание уделялось убранству моста. Процесс орнаментации был поручен архитектору Николаю Краснову, известному другими монументальными городскими постройками. Акцент в украшении был сделан не на теле моста, а на второстепенных объектах: опорных пилонах, пандусах, опорной конструкции и высокой колонне на восточном подъезде, между улицей Караджорджева и банком. Краснов задумал отделку фасада песчаником. Основное влияние оказала романская архитектура с деталями византийской архитектуры , которые Краснов счел подходящими для массивных пилонов, на которых был построен мост. Одним из источников декоративных элементов была геральдика . Краснов отказался от первоначальной идеи вырезания личных, династических геральдических символов и украсил фасады государственной символикой, в том числе 8 югославскими гербами. [ 11 ]

В 1935 году Краснов разработал дополнительные планы наград после убийства короля Александра. пилонов В новом проекте основное внимание уделялось балкам , на которые опирался корпус моста. Стальные балки должны были быть покрыты позолоченной бронзой, а над ними - царские короны. На горизонтальных перекладинах должны быть написаны последние слова короля (теперь вообще считающиеся ложными): «Грани Югославию». Между словами должен был быть помещен государственный герб из бронзы высотой 3,5 м (11 футов). Проект остался на бумаге, так как в то время считался слишком дорогим. [ 11 ]

Важность

[ редактировать ]

Мост почитали после того, как он был построен. Его описывают как «великолепный», «один из самых важных объектов, когда-либо построенных в Белграде» и «висячий колосс». [ 1 ] Названный «крупным строительным проектом во время Межвоенного периода », он получил высокую оценку как за важную инфраструктурную, так и за символическую ценность, поскольку это был первый автомобильный мост, давший начало Саве, закончивший свое назначение в качестве пограничной реки и обозначающий направления, в которых город будет развиваться. [ 11 ]

Белград и Земун на протяжении веков развивались совершенно независимо, и по большей части на протяжении истории два города принадлежали двум разным государствам. Земун стал частью той же административной единицы, что и Белград, 4 октября 1929 года. [ 12 ] После завершения строительства моста и установления постоянного дорожного сообщения Земун уступил статус отдельного города Белграду в 1934 году. [ 13 ]

Также в 1934 году планы города были расширены и включали создание новой городской ткани, которая соединила бы Белград и Земун. В 1930-х годах представители богатой белградской элиты начали покупать землю у жителей деревни Бежания , которая в то время в административном отношении простиралась до моста короля Александра, который был разделительной точкой между Бежанией и Земуном. С 1933 года начал развиваться поселок, состоящий преимущественно из отдельных вилл. Также группа белорусских эмигрантов построила несколько небольших зданий, в основном арендованных возчиками, перевозившими товары через реку. Поскольку поселение, которое стало известно как Новый Белград, было построено без разрешений на строительство, власти пригрозили его снести, но в 1940 году правительство официально «легализовало неформальное поселение Новый Белград». [ 14 ] До этого город уже полуофициально признал новое поселение, поскольку оно помогало в строительстве улиц и дорожек. К 1939 году он уже насчитывал несколько тысяч жителей, имел представителя в мэрии и неофициально назывался Новым Белградом. [ 15 ]

В 1937 году с целью проведения Белградской ярмарки рядом с уже существовавшим населенным пунктом и чуть южнее Земунского участка моста был возведен комплекс зданий. Первый камень в фундамент был торжественно заложен королем Югославии Александром I 6 июня 1937 года. Он был построен за три месяца, а объект был открыт 11 сентября 1937 года. Это было место новой Белградской ярмарки (отсюда и название) с современными и художественные здания и сооружения, в том числе конструкция с высоким металлическим шпилем, которая стала известна как Центральная башня. Спроектированный архитекторами Миливое Тричковичем, Райко Татичем и Джордже Лукичем, он задумывался как монументальный современный комплекс с центральной башней в качестве доминирующего мотива. Вокруг него были построены павильоны для выставок: пять югославских, один для «Фонда Николы Спасича» и национальные павильоны Италии, Чехословакии, Румынии, Венгрии и голландской компании Philips . В состав комплекса входило: 17 000 м 2 (180 000 кв. футов) крытой выставочной площади, 20 000 м² 2 (220 000 кв. футов) открытой выставочной площади, 25 000 м² 2 (270 000 кв. футов) газонов и цветников и 22 000 м² 2 (240 000 кв. футов) дорог и дорожек. [ 16 ] [ 17 ] Во время Второй мировой войны он превратился в концентрационный лагерь Саймиште , сегодня он известен как район Старо Саймиште .

После сноса

[ редактировать ]

Поскольку это был единственный автомобильный мост через Саву, немцам нужен был мост для перевозки войск, раненых, военной техники и сырья из центральной Европы в южную. Первоначально понтонный мост построили на лодках, прямо рядом с югом от снесенного моста, где располагались павильоны Белградской ярмарки. Немцы использовали около 600 м (2000 футов) конструкции мобильного моста, которую они конфисковали у югославской армии в Шабаце . Наспех построенный 24 апреля 1941 года, через несколько дней он рухнул, и несколько немецких машин упали в реку. Чуть дальше был построен еще один такой же понтонный мост. [ 2 ] [ 10 ] Понтонные мосты имели «полуденный перерыв», когда их отключали, чтобы пропустить корабли. [ 18 ] Немцы решили, что ремонт моста будет серьезной операцией, поэтому в 1942 году они перенесли только что построенный мост через реку Тиса недалеко от Жабаля . [ 19 ] По состоянию на ноябрь 2019 года этот мост все еще стоит и используется под названием Старый Савский мост .

После войны, когда мост был снесен и несколько трамваев остались на стороне Земуна, трамвайная линия на западном берегу была восстановлена, соединив Земун и Старо Саймиште (линия № 14).

Новый мост на том же месте, сегодня известный как Мост Бранко, был построен в 1956 году. Фактически он использует нижние части пилонов бывшего моста в качестве внешних ограничений для двух своих второстепенных пролетов. [ 4 ] Корпус моста предоставила немецкая компания MAN SE, которая в 1934 году была соавтором строительства его предшественника, моста короля Александра. [ 1 ]

Декоративные элементы Николая Краснова на пилонах пережили обе бомбардировки, но были сняты в 1960-е годы новыми властями. [ 11 ] В июне 2020 года было объявлено, что на пилонах будут воссозданы декоративные гербы. [ 20 ] Начиная с 2010-х годов, некоторые общественные организации постоянно продвигали идею восстановления первоначального вида моста и возвращения ему первоначального названия. [ 21 ]

Символично, что мост короля Александра существует и сегодня в виде моста Саввы в Кралево , в центральной Сербии, в 200 км (120 миль) от своего первоначального местоположения. Используя части снесенного моста, инженеры сформировали меньший, но функциональный мост, который был перевезен в Кралево и переброшен через реку Ибар . [ 1 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Зоран Николич (17 июля 2013 г.). «Белградские истории: Мост рыцарского короля Александра» (на сербском языке). Вечерние новости.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Зоран Николич (15 декабря 2016 г.). «Как мы прощались с Александровым мостом» (на сербском языке). Вечерние новости.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Деян Спалович (13 августа 2011 г.), «Beogradski Mostovi – od Oblica do Pilon» , Politika (на сербском языке)
  4. ^ Jump up to: а б М. Лукович (8 июля 2010 г.), « «Регенты Газели» вступают в должность» [«Регенты Газели» вступают в должность], Politika (на сербском языке)
  5. ^ Карта Земуна 1688 года.
  6. ^ Бернель, Энн (1995). Строительная компания Батиньоль в 1914-1939 годах: история упадка . Женева: Librairie Droz. п. 121. ИСБН  978-2-600-00094-9 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж Деян Алексич (16 декабря 2020 г.). «День, когда в Белграде появился первый постоянный автомобильный мост» День открытия первого постоянного автомобильного моста [День открытия первого постоянного автомобильного моста]. Политика (на сербском языке). п. 19.
  8. ^ Jump up to: а б Зоран Николич (14 января 2015 г.). «Белградские истории: переезд с пляжа Сава» (на сербском языке). Вечерние новости.
  9. ^ Далиборка Мучибабич и Никола Белич (11 апреля 2013 г.), «Гордость социалистического строительства – центр бизнеса и торговли», Politika (на сербском языке), стр. 19
  10. ^ Jump up to: а б Бранко Богданович (27 октября 2019 г.). Насукани мост [Молитвый мост]. Политика-Магазин, № 1552 (на сербском языке). стр. 28–29.
  11. ^ Jump up to: а б с д Грбови и Явним Зданжима Белград, Vol. III [ Гербы на общественных зданиях Белграда, Том. III ]. Ежегодник города Белграда, книга XLIII,
  12. ^ Službene novine KJ br. 232/29 [ Официальный вестник Королевства Югославии, № 232/29 ] (на сербском языке). 1929 год.
  13. ^ Миодраг А. Дабижич. прошлую историю городского парка в Земуне с 1870-х по 1914 год ( Вклад в на сербском и английском языках).
  14. ^ Зоран Николич (9 марта 2016 г.). «Белградские истории - Новый Белград родился на Старо Саймиште» (на сербском языке). Вечерние новости .
  15. ^ « Элитно» населье «Новый Белград» напредуе» [Вырастает «Элитное» поселение «Новый Белград», Политика (на сербском языке), 12 июня 1939 г.
  16. ^ Далиборка Мучибабич (5 июля 2013 г.), «Центральная башня - основная часть мемориального комплекса», Политика (на сербском языке), стр. 19.
  17. ^ Ана Йованович (11 сентября 2017 г.), «Место для торговли товарами и деловых предложений», Politika (на сербском языке), стр. 15
  18. ^ Горан Весич (10 сентября 2021 г.). Жизнь города под оккупацией [Жизнь города во время оккупации]. Политика (на сербском языке). п. 16.
  19. ^ Деян Алексич, Далиборка Мучибабич (18 мая 2017 г.). «Старый Саввский мост падает в воду» (на сербском языке). Политика. стр. 1 и 16.
  20. ^ Бранка Васильевич, Деян Алексич (5 июля 2020 г.). «Дух монархического Белграда возвращается в старые особняки». Политика (на сербском языке).
  21. ^ Деян Алексич (16 декабря 2021 г.). День, когда Старый город обнял Земун [День, когда Стари Град обнял Земуна]. Политика (на сербском языке). п. 15.
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf23860f365e50c676cc9917d203c828__1720293600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/28/cf23860f365e50c676cc9917d203c828.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
King Alexander Bridge - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)