Археология детства
Археология детства — это новая область исследований в археологии , которая применяла антропологию , этнографию , историю, социологию , остеологию и биологическую антропологию для изучения развития и жизни молодых людей (детей) в обществах прошлого с материальной точки зрения.
Теоретическая основа
[ редактировать ]Ранние теории
[ редактировать ]Французский социолог Робер Герц в своей книге «Смерть и правая рука» (1960) [ 1 ] высказали современные взгляды на то, что в прошлом детские захоронения были менее продуманными, поскольку дети еще не были интегрированы в общество, и поэтому с ними было легче расстаться. Филипп Арье написал весьма влиятельное историческое исследование детства в книге «Столетия детства» (1962). [ 2 ] утверждая, что «детство», связанное с невинностью (т.е. «херувимы» [ 3 ] ), было современным соглашением, и что к (европейским) детям до 17 века относились как к маленьким взрослым. [ 2 ]

Подход , основанный на жизненном пути, был разработан в рамках истории, биологии, экономики, психологии и социальных наук в 1960-х годах с целью анализа структурных, социальных, культурных и медицинских связей между поколениями. В формальной теории было подчеркнуто, что события, происходящие в раннем возрасте, оказывают существенное влияние на статус дальнейшей жизни.
По словам Марка Голдена, в 1970-х и 1980-х годах социально-исторические дебаты об отношениях между взрослыми и детьми во времени, особенно в Европе раннего Нового времени, были трехсторонними: [ 4 ]
- Детство со временем менялось, и наше современное (западное) представление о детях — это современное социальное изобретение. [ 5 ] [ 6 ] отличается от отношения в «детоубийственных/отказных» обществах в прошлом. [ 6 ]
- Отношение к детям было устойчивым в Англии и США XVI-XIX веков. [ 7 ]
- Отношение к детям исторически обусловлено и демонстрирует пространственные и временные вариации. [ 8 ] Историк Стивен Уилсон [ 9 ] приводит примеры средневековых и доиндустриальных семей в Европе, демонстрирующих огромное горе в связи с детской смертностью, заботой о больных детях и важностью детей в религиозной практике, несмотря на (или даже из-за) высокую детскую смертность.
Те, кто пытался изучать детей археологически, делали это изолированно до 1990-х годов. Среди первых исследователей были британские археологи Гавейн и Норман Хаммонд. [ 10 ] Они призвали археологов рассмотреть влияние детских игр на распределение артефактов на территории, изучив влияние детских игр на распределение мусора на современных пустующих пастбищах в Беркли, Калифорния. Тем не менее, основное внимание уделялось не тому, как распознавать играющих детей, а признанию того, что это может оказывать «искажающее воздействие» на распределение артефактов.
Феминистская археология второй волны
[ редактировать ]В 1980-е годы наблюдался подъем феминистской археологии . Тот же импульс, который побудил некоторых археологов находить и изучать женщин в ходе археологических исследований в целях противодействия андроцентризму, послужил толчком к проведению большей части исследований в области археологии детства. Гендер там, где он пересекался с классом, сексуальностью, расой, а также возрастом, стал подвергаться сомнению. Исследование подчеркнуло роль женщин в древних обществах. [ 11 ] и как сексуальные роли начали социализироваться или исполняться с раннего возраста. [ 12 ] Другими словами, они изучали «производство взрослости». [ 13 ] Генриетта Мур продемонстрировала в своей антропологической работе «Пространство, текст и гендер» (1986). [ 14 ] как гендерное пространство среди маракветов западной Кении интерпретировалось по-разному там, где оно пересекало возрастные иерархии. Тесная исследовательская связь между полом и возрастом сохраняется. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
В 1980-1990-е годы «ребенок» в археологии стал изучаться самостоятельно. Грета Лиллехаммер , в книге «Родится ребенок: мир ребенка в археологической перспективе» (1989), [ 19 ] [ 17 ] выдвинул методический манифест по распознаванию и изучению детей по археологическим находкам, особенно человеческим костям, каменным изделиям и игрушкам. В книге «Гендер и археология: оспаривание прошлого» (1999), [ 20 ] Роберта Гилкрист размышляла об идентификации разных возрастов, различая при этом биологические, хронологические и социальные этапы жизни. В 2023 году Эйприл Ноуэлл получила Книжную премию Европейской археологической ассоциации 2023 года за книгу « Взросление в ледниковый период: ископаемые и археологические свидетельства жизни детей плио-плейстоцена» (2021), которая была описана как «социально инклюзивный акцент на динамичных и разнообразное детство, в котором дети рассматриваются как активные социальные и экономические агенты» с более широкой эволюционной перспективой. [ 21 ]
Биологическая антропология и эволюционные исследования
[ редактировать ]Важные работы, посвященные биологическим стадиям развития молодняка человека, были опубликованы начиная с 1990-х годов. В «Эволюционных гипотезах человеческого детства» (1997) [ 22 ] Барри Богин утверждал, что «детство» является уникальным социальным и физиологическим этапом в жизни человека по сравнению с другими человекообразными обезьянами , и исследовал модели и механизмы развития детства. У людей длительный период младенчества, когда выживание ребенка в основном, если не полностью, зависит от матери и сообщества ( совместное размножение , совместное воспитание ). На следующем этапе детства, когда общий рост замедляется, молодой человек очень активен и обрабатывает много информации. [ 22 ] [ 23 ]
Текущие тенденции
[ редактировать ]В течение последних двух десятилетий исследования следовали по траектории, заданной в 1990-х годах, для более контекстно-ориентированных исследований самих детей. [ 24 ] включая их личность. [ 25 ] Были проведены комплексные исследования изменчивости детства в обществах прошлого и настоящего. [ 3 ] [ 26 ] Также состоялась продуктивная дискуссия по основным вопросам биологического и социального подхода к детству в археологии. [ 27 ] Джоанны Софаер Основополагающая работа «Тело как материальная культура» (2006). [ 28 ] зарезервировала главу о возрасте, и в том же году Мэри Льюис опубликовала «Биоархеологию детей» . [ 29 ] Фокус на телах детей соответствует фокусу на их индивидуальных историях.
Археологические применения
[ редактировать ]Детские тела и биоархеология
[ редактировать ]Археологи разработали и разрабатывают методы более точной оценки возраста людей по их скелетам. [ 30 ] [ 31 ] Некоторые новые методы старения включают AlQahtani et al. (2010) [ 32 ] и Шапланд и Льюис (2014). [ 33 ] Распространенными методами старения являются (в порядке убывания точности): формирование зубов , прорезывание зубов, сращение длинных костей, сращение эпифизов черепа и размер костей.
Изучено здоровье детского организма, связанное с ранними заболеваниями или недостаточностью питания. Анемия является одним из таких заболеваний, которое предположительно проявляется в виде пористости черепа у значительной части останков детей в Средиземноморье и Америке. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Палеопатология детей была изучена Мэри Льюис, в частности, доказательства перенапряжения на работе, такого как заболевания суставов и травмы, у молодых городских средневековых мужчин из Англии (900-1550 гг. до н. э.) , что указывает на то, что они, возможно, выполняли домашнюю работу и участвовали в межличностном насилии. . [ 37 ] [ 38 ]
Этапы жизни
[ редактировать ]
Физическое сохранение определенных этапов жизни в прошлом не является обычным явлением. Различение детских изображений на фигуративных объектах может быть проблематичным, поскольку, например, более мелкие люди в групповых композициях не обязательно могут быть детьми. Но Каменный круг Ксагра — один из редких примеров одновременного обнаружения различных этапов жизни. Эти изображения неодушевлены, поэтому мы не можем связать каждый этап с его обязанностями и ожиданиями. Полное археологическое исследование может пролить свет на жизненные пути. Роберта Гилкрист использовала такой подход в своей книге «Средневековая жизнь: археология и жизненный путь» (2012). [ 39 ]
Похороны
[ редактировать ]Как правило, из-за задержки развития личности у маленьких детей, [ 3 ] младенцев, как правило, хоронили отдельно от захоронений взрослых или иначе, чем взрослых, а в некоторые периоды их хоронили внутри зданий, а не на кладбищах. Это зависит от контекста и меняется во времени. Иногда детей хоронили с предметами, которые компенсировали их раннюю смерть или служили средством их защиты, например, с кварцевой галькой в детских захоронениях бронзового века в Ирландии. [ 40 ] В некоторых случаях захоронения детей сравнительно менее украшены; но есть исключения. [ 41 ] Те, у кого были тщательно продуманные и обставленные захоронения, считались унаследовавшими престиж и ранг , но это предположение не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Детей могут хоронить с инструментами, которые указывают на то, чем они занимались в жизни, например, ткачеством или измельчением зерна.
Детоубийство и детские жертвоприношения
[ редактировать ]Практика детоубийства в прошлом была предметом многочисленных археологических дебатов. В частности, насколько распространенной была такая практика и что это означает для нашей интерпретации общего отношения к детям в обществах прошлого. Критике подверглась теория о том, что высокая детская смертность приводит к безразличию родителей к детям. [ 4 ] Также очевидно, что в обществах, где практиковалось детоубийство, о желанных детях можно было хорошо заботиться. Например, в классической Греции о разыскиваемых детях заботились и оплакивали их смерть, хотя практиковалось облучение младенцев (особенно младенцев женского пола). [ 4 ]
Детей иногда приносили в жертву, потому что они обладали качествами, отличными от взрослых, которые придавали им ритуальное значение. Например, дети со всей Империи инков (обряда жертвоприношения, отмечающего важные события) отбирались для капакочи . Принесенных в жертву детей, согласно изотопному анализу их волос и содержимого органов (хорошо сохранившихся благодаря холодному горному климату), кормили типично элитной диетой, давали коку и алкоголь в течение многих месяцев до их принесения в жертву в важных святынях. [ 42 ] Согласно этнографическим данным, причинами жертвоприношений, по-видимому, были чистота детей и их роль посредника между своим народом и божествами инков. Таким образом, они могли быть женаты на людях в ландшафте (например, на горе). Жертвы также имели политический вес. [ 43 ] Детей Льюльяйльяко приносили в жертву после того, как регион Льюльяйльяко был завоеван инками. Еще один известный образец капакочи — мумия Хуанита, найденная на горе Ампато в Перу.

Уход за детьми
[ редактировать ]Поскольку дети зависят от своих родителей и всех родителей, уход за детьми является важным аспектом их жизни. Примерами ухода за детьми являются кроватка в колыбели и преднамеренная черепная модификация . Последнее практикуется обществами по всему миру в эстетических или медицинских целях. Голова младенца очень гибкая, и ей можно придать нужную форму, плотно обернув ее определенным образом.
Редкие окаменелые следы Белых Песков показывают, как взрослые, подростки и дети передвигались по ландшафту десятки тысяч лет назад. Следы взрослой женщины, а иногда и малыша, вместе прослеживают, как одинокий взрослый передвигался по ландшафту с ребенком без перевязи, попеременно неся их, передвигая из стороны в сторону и позволяя идти рядом с собой. [ 44 ]

Есть некоторые комплексы, связанные с детьми, которые можно изучить археологически. Такие предметы, как керамические бутылочки для кормления и погремушки, обычно ассоциируются с детьми, но их восстановление зависит от сохранности. [ нужна ссылка ]
Обучение
[ редактировать ]Дети, независимо от того, получили ли они формальное образование или нет, склонны подражать или практиковать навыки тех, кто старше их. К ним относятся гончарное дело, охота или плетение корзин. [ 3 ] [ 45 ] [ 46 ] Отличить керамические сосуды и фигурки, изготовленные детьми, от изготовленных взрослыми можно как с помощью технического анализа (более грубо изготовленные, сосуды меньшего размера относят к любителям, к числу которых могут быть и дети), так и замерам плотности гребней, сохранившихся на поверхности керамики. . [ 47 ] [ 48 ] Например, на фрагментах керамики с Оркнейских островов были обнаружены отпечатки пальцев 13-летнего ребенка и двух взрослых, что указывает на то, что гончары старшего возраста, возможно, обучали новичков изготовлению сосудов. [ 49 ] В Древней Месопотамии дети с высоким статусом учились писать с помощью учебных планшетов. [ 50 ] и впоследствии по-разному участвовал в общественной и политической жизни.
Игра и социальная жизнь
[ редактировать ]
Во многих древних обществах, как и во многих современных обществах, дети проводят большую часть своего времени после младенчества с другими людьми, кроме своих родителей, включая своих братьев и сестер, сверстников и других родственников. Поэтому важны игра и социализация, выходящие за рамки отношений между родителями и детьми. Древнегреческие чо (маленькие винные кувшины), произведенные для продажи на фестивале Антестерия (в котором участвовали дети) в классических Афинах, изображают сцены из детства, информативные для игры. Предполагается, что они были изготовлены в качестве подарков детям. [ 4 ] В некоторых сценах показаны дети, играющие с игрушками на колесиках, и дети старшего возраста, присматривающие за младшими детьми на качелях. Хотя многие дети играют с тем, что находят, и такие самодельные игрушки редко сохраняются в археологических условиях, существуют дошедшие до нас примеры того, что могло быть игрушками из прошлого. Хотя некоторые игрушки находят в захоронениях, а захоронения, как правило, представляют собой отдельные культурные представления и ритуальные площадки, а не повседневную жизнь, что затемняет их значение. [ нужна ссылка ]
Современные дебаты и будущие направления
[ редактировать ]Все большее внимание уделяется взаимоотношениям между самыми молодыми и самыми старыми членами общества. Как и детство в прошлом, опыт пожилых людей , помимо того, что они, возможно, являются важными членами общества, до недавнего времени был недостаточно изучен. [ 51 ] [ 52 ] Например, бабушка и дедушка могут играть большую роль в качестве родителей, и эту тесную связь можно изучить археологически. [ 53 ]
Археология детства изучалась на полях несколькими заинтересованными исследователями – преимущественно теми, кто идентифицирует себя как женщины; однако его еще предстоит включить в основной дискурс и стандартную археологическую интерпретацию. Это может быть связано с относительно плохой сохранностью останков подросткового возраста и, следовательно, с их недостаточной представленностью в археологических комплексах, или с маргинализацией подростков взрослыми учеными (т.е. взрослым центризмом ). [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герц, Роберт (1960). Смерть и правая рука . Лондон: Рутледж.
- ^ Jump up to: а б Арье, Филипп (1962). Столетия детства . Дж.Кейп.
- ^ Jump up to: а б с д Лэнси, Дэвид (2014). Антропология детства: херувимы, движимое имущество, подменыши (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б с д Голден, Марк (2015). Дети и детство в классических Афинах (2-е изд.). Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
- ^ Короче, Эдвард (1975). Становление современной семьи . Нью-Йорк: Основные книги.
- ^ Jump up to: а б деМоз, Ллойд (1974). История детства . Психоисторическая пресса.
- ^ Поллок, Линда А. (1983). Забытые дети . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Йоханссон, С. Райан (1987). «Века детства/Века воспитания детей: Филипп Арье и модернизация привилегированного детства» . Журнал семейной истории . 12 (4): 343–365. дои : 10.1177/036319908701200119 . S2CID 145641418 – через журналы SAGE.
- ^ Уилсон, Стивен (1984). «Миф о материнстве — это миф: исторический взгляд на европейское воспитание детей». Социальная история . 9 (2): 181–198. дои : 10.1080/03071028408567590 .
- ^ Хаммонд, Гавейн; Хаммонд, Норман (1981). «Детская игра: искажающий фактор в археологическом распространении». Американская древность . 46 (3): 634–636. дои : 10.2307/280608 . JSTOR 280608 . S2CID 163236114 .
- ^ Бертельсен, Рейдар; Лиллехаммер, Арнвид; Нэсс, Дженни-Рита (1987). «Все ли они были мужчинами?: исследование половых ролей в доисторическом обществе: акты семинара, проведенного в Утштайн-Клостере, Рогаланд, 2-4 ноября 1979 года». АмС-Вариа 17 .
- ^ Батлер, Джудит (1990). Гендерная проблема . Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Джойс, Розмари А. (2000). «Девочка-девочка и мальчик-мальчик: формирование взрослой жизни в древней Мезоамерике» . Жизненные циклы человека . 31 (3): 473–483. дои : 10.1080/00438240009696933 . JSTOR 125113 . ПМИД 16475297 . S2CID 10658152 – через JSTOR.
- ^ Мур, Генриетта (1986). Пространство, текст и пол . Гилфорд Пресс.
- ^ М., Конки, Маргарет В., 1944- Геро, Джоан (2002). Гендерная археология: женщины и предыстория . Блэквелл. OCLC 1026130298 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Луиза, Стиг Соренсен, Мари (2013). Гендерная археология . Уайли. ISBN 978-0-7456-6864-2 . OCLC 843202450 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Лиллехаммер, Грета (1989). «Родится ребенок: мир ребенка в археологической перспективе». Норвежский археологический обзор . 22 (2): 89–105. дои : 10.1080/00293652.1989.9965496 .
- ^ Бакстер, Джейн Ева (2005). Археология детства: дети, гендер и материальная культура . Роуман АльтаМира.
- ^ Ноуэлл, апрель (13 февраля 2023 г.). «Каково было расти в последний ледниковый период? | Aeon Essays» . Эон . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Гилкрист, Роберта (1999). Гендер и археология . Лондон: Рутледж.
- ^ «Лауреат Книжной премии 2023» . Европейская ассоциация археологов . Проверено 19 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Богин, Барри (1997). «Эволюционные гипотезы человеческого детства». Американский журнал физической антропологии . 104 (С25): 63–89. doi : 10.1002/(SICI)1096-8644(1997)25+<63::AID-AJPA3>3.0.CO;2-8 . hdl : 2027.42/37682 .
- ^ Каплан, Хиллард; Хилл, Ким; Ланкастер, Джейн; Уртадо, А. Магдалена (2000). «Теория эволюции истории человеческой жизни: диета, интеллект и долголетие» . Эволюционная антропология: проблемы, новости и обзоры . 9 (4): 156–185. doi : 10.1002/1520-6505(2000)9:4<156::AID-EVAN5>3.0.CO;2-7 . S2CID 2363289 — через онлайн-библиотеку Wiley.
- ^ Софаер-Деревенски, Джоанна Р. (2000). Дети и материальная культура . Лондон: Рутледж.
- ^ Фаулер, Крис (2004). Археология личности: антропологический подход . Рутледж.
- ^ Кроуфорд, Салли; Хэдли, Дон М.; Шеперд, Джиллиан, ред. (2018). Оксфордский справочник по археологии детства . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199670697 .
- ^ Jump up to: а б Халкроу, Сиан Э.; Тейлз, Нэнси (2008). «Биоархеологические исследования детства и социального возраста: проблемы и перспективы» . Журнал археологического метода и теории . 15 (2): 190–215. дои : 10.1007/s10816-008-9052-x . ISSN 1072-5369 . S2CID 53317788 .
- ^ Софаер, Джоанна Р. (2006). Тело как материальная культура: теоретическая остеоархеология . Кембридж. ISBN 978-0-511-81666-6 . OCLC 817930055 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Льюис, Мэри (2009). Биоархеология детей: перспективы биологической и судебной антропологии (переиздание в мягкой обложке). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-12187-3 . OCLC 428776499 .
- ^ Убелакер, Дуглас Х. (1999). Останки скелета человека: раскопки, анализ, интерпретация (3-е изд.). Вашингтон: Тараксакум. ISBN 0-9602822-7-0 . OCLC 44447016 .
- ^ Брукс, С.; Сучей, Дж. М. (1 июня 1990 г.). «Определение возраста скелета на основе лобковой кости: сравнение методов Аксади-Немескери и Суши-Брукса» . Эволюция человека . 5 (3): 227–238. дои : 10.1007/BF02437238 . ISSN 1824-310X . S2CID 83699716 .
- ^ Аль-Кахтани, С.Дж.; Гектор, член парламента; Ливерсидж, HM (22 марта 2010 г.). «Краткое сообщение: Лондонский атлас развития и прорезывания зубов человека» . Американский журнал физической антропологии . 142 (3): 481–490. дои : 10.1002/ajpa.21258 . ПМИД 20310064 .
- ^ Шапланд, Фиона; Льюис, Мэри Э. (2014). «Краткое сообщение: Предлагаемый метод оценки пубертатной стадии в останках скелета человека с использованием созревания шейных позвонков: оценка пубертатной стадии в скелетных остатках» . Американский журнал физической антропологии . 153 (1): 144–153. дои : 10.1002/ajpa.22416 . ПМИД 24318949 .
- ^ Ангел, Дж. Лоуренс (12 августа 1966 г.). «Поротический гиперостоз, анемии, малярия и болота в доисторическом Восточном Средиземноморье» . Наука . 153 (3737): 760–763. Бибкод : 1966Sci...153..760A . дои : 10.1126/science.153.3737.760 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 5328679 . S2CID 194606 .
- ^ Брикли, Меган Б. (2018). «Cribra Orbitalia и поротический гиперостоз: биологический подход к диагностике» . Американский журнал физической антропологии . 167 (4): 896–902. дои : 10.1002/ajpa.23701 . ПМИД 30259969 . S2CID 52845048 .
- ^ Ривера, Фрэнсис; Мирасон Лар, Марта (2017). «Новые данные, свидетельствующие о разобщенной этиологии орбитальных крибр и поротического гиперостоза: RIVERA и LAHR» . Американский журнал физической антропологии . 164 (1): 76–96. дои : 10.1002/ajpa.23258 . ПМИД 28594081 .
- ^ Льюис, Мэри (2016). «Работа и подросток в средневековой Англии 900–1550 гг.: Остеологические данные» . Средневековая археология . 60 (1): 138–171. дои : 10.1080/00766097.2016.1147787 . ISSN 0076-6097 . S2CID 163094707 .
- ^ Льюис, Мэри Э. (17 августа 2018 г.), Катценберг, М. Энн; Грауэр, Энн Л. (ред.), «Дети в биоархеологии» , Биологическая антропология человеческого скелета , Хобокен, Нью-Джерси, США: John Wiley & Sons, Inc., стр. 117–144, doi : 10.1002/9781119151647.ch4 , ISBN 978-1-119-15164-7 , S2CID 148977813 , получено 3 марта 2023 г.
- ^ Гилкрист, Роберта (2012). Средневековая жизнь: археология и жизненный путь . Вудбридж. ISBN 978-1-84615-974-9 . OCLC 806040071 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хотон, Марк (2021). «Видеть детей в доисторические времена: взгляд из Ирландии бронзового века» . Кембриджский археологический журнал . 31 (3): 363–378. дои : 10.1017/S0959774321000032 . ISSN 0959-7743 . S2CID 233965955 .
- ^ Моисей, С. (2004). «Архивный отчет Чатал-Хююка за 2004 год» . catalhoyuk.com . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Хандверк, Брайан (29 июля 2013 г.). «Жертвы жертвоприношения детей инков были накачаны наркотиками» . Национальная географическая культура . Архивировано из оригинала 18 февраля 2021 года . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Соча, Дагмара М.; Рейнхард, Йохан; Переа, Рудди Чавес (2021). «Человеческие жертвоприношения инков из вулканов Ампато и Пичу-Пичу, Перу: новые результаты биоантропологического анализа» . Археологические и антропологические науки . 13 (6): 94. Бибкод : 2021АрАнС..13...94С . дои : 10.1007/s12520-021-01332-1 . ISSN 1866-9557 . S2CID 234489075 .
- ^ «Окаменелые следы — Национальный парк Уайт-Сэндс» . www.nps.gov . 2022 . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Тегерани, Джамшид Дж.; Риде, Феликс (2008). «К археологии педагогики: обучение, преподавание и порождение традиций материальной культуры» . Мировая археология . 40 (3): 316–331. дои : 10.1080/00438240802261267 . ISSN 0043-8243 . S2CID 144386353 .
- ^ Хёгберг, Андерс (2008). «Игра с кремнем: прослеживание детской имитации работы взрослых в каменной сборке» . Журнал археологического метода и теории . 15 (1): 112–131. дои : 10.1007/s10816-007-9050-4 . ISSN 1072-5369 . S2CID 162239984 .
- ^ Камп, Кэтрин А.; Тиммерман, Николь; Линд, Грегг; Грейбилл, Жюль; Натовски, Ян (1999). «Открытие детства: использование отпечатков пальцев для поиска детей в археологических записях» . Американская древность . 64 (2): 309–315. дои : 10.2307/2694281 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 2694281 . S2CID 163265612 .
- ^ Сандерс, Акива (2015). «Отпечатки пальцев, секс, государство и организация керамической промышленности Телль-Лейлана» . Журнал археологической науки . 57 : 223–238. Бибкод : 2015JArSc..57..223S . дои : 10.1016/j.jas.2015.02.001 .
- ^ «Отпечатки пальцев указывают на 5000-летний класс гончарного искусства на Оркнейских островах» . Новости Би-би-си . 25 октября 2021 г. Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Шилленн, Ребекка М. (29 октября 2021 г.). «Обучение письму в древних культурах» . Журнал искусств и наук . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Эпплби, Джо (2018). «Старение и тело в археологии» . Кембриджский археологический журнал . 28 (1): 145–163. дои : 10.1017/S0959774317000610 . hdl : 2381/41862 . ISSN 0959-7743 . S2CID 54750194 .
- ^ Эпплби, Джоанна Э.П. (16 декабря 2010 г.). «Почему нам нужна археология старости и предлагаемый подход» . Норвежский археологический обзор . 43 (2): 145–168. дои : 10.1080/00293652.2010.531582 . ISSN 0029-3652 . S2CID 143693578 .
- ^ На протяжении поколений старые и молодые в прошлых обществах; материалы 22-го ежегодного собрания ЕАА в Вильнюсе, Литва, 31 августа – 4 сентября 2016 г. Грета Лиллехаммер, Эйлин М. Мерфи, Археологический музей Ставангера. Ставангер. 2018. ISBN 978-82-7760-181-6 . OCLC 1088878133 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )