Jump to content

Археология детства

Археология детства — это новая область исследований в археологии , которая применяла антропологию , этнографию , историю, социологию , остеологию и биологическую антропологию для изучения развития и жизни молодых людей (детей) в обществах прошлого с материальной точки зрения.

Теоретическая основа

[ редактировать ]

Ранние теории

[ редактировать ]

Французский социолог Робер Герц в своей книге «Смерть и правая рука» (1960) [ 1 ] высказали современные взгляды на то, что в прошлом детские захоронения были менее продуманными, поскольку дети еще не были интегрированы в общество, и поэтому с ними было легче расстаться. Филипп Арье написал весьма влиятельное историческое исследование детства в книге «Столетия детства» (1962). [ 2 ] утверждая, что «детство», связанное с невинностью (т.е. «херувимы» [ 3 ] ), было современным соглашением, и что к (европейским) детям до 17 века относились как к маленьким взрослым. [ 2 ]

Диаграмма, показывающая эволюцию шести психогенных режимов воспитания детей в «развитых странах», основана на черно-белой диаграмме из «Эмоциональной жизни народов» Ллойда ДеМауза (2002), которая также встречается в более ранних работах.

Подход , основанный на жизненном пути, был разработан в рамках истории, биологии, экономики, психологии и социальных наук в 1960-х годах с целью анализа структурных, социальных, культурных и медицинских связей между поколениями. В формальной теории было подчеркнуто, что события, происходящие в раннем возрасте, оказывают существенное влияние на статус дальнейшей жизни.

По словам Марка Голдена, в 1970-х и 1980-х годах социально-исторические дебаты об отношениях между взрослыми и детьми во времени, особенно в Европе раннего Нового времени, были трехсторонними: [ 4 ]

  1. Детство со временем менялось, и наше современное (западное) представление о детях — это современное социальное изобретение. [ 5 ] [ 6 ] отличается от отношения в «детоубийственных/отказных» обществах в прошлом. [ 6 ]
  2. Отношение к детям было устойчивым в Англии и США XVI-XIX веков. [ 7 ]
  3. Отношение к детям исторически обусловлено и демонстрирует пространственные и временные вариации. [ 8 ] Историк Стивен Уилсон [ 9 ] приводит примеры средневековых и доиндустриальных семей в Европе, демонстрирующих огромное горе в связи с детской смертностью, заботой о больных детях и важностью детей в религиозной практике, несмотря на (или даже из-за) высокую детскую смертность.

Те, кто пытался изучать детей археологически, делали это изолированно до 1990-х годов. Среди первых исследователей были британские археологи Гавейн и Норман Хаммонд. [ 10 ] Они призвали археологов рассмотреть влияние детских игр на распределение артефактов на территории, изучив влияние детских игр на распределение мусора на современных пустующих пастбищах в Беркли, Калифорния. Тем не менее, основное внимание уделялось не тому, как распознавать играющих детей, а признанию того, что это может оказывать «искажающее воздействие» на распределение артефактов.

Феминистская археология второй волны

[ редактировать ]

В 1980-е годы наблюдался подъем феминистской археологии . Тот же импульс, который побудил некоторых археологов находить и изучать женщин в ходе археологических исследований в целях противодействия андроцентризму, послужил толчком к проведению большей части исследований в области археологии детства. Гендер там, где он пересекался с классом, сексуальностью, расой, а также возрастом, стал подвергаться сомнению. Исследование подчеркнуло роль женщин в древних обществах. [ 11 ] и как сексуальные роли начали социализироваться или исполняться с раннего возраста. [ 12 ] Другими словами, они изучали «производство взрослости». [ 13 ] Генриетта Мур продемонстрировала в своей антропологической работе «Пространство, текст и гендер» (1986). [ 14 ] как гендерное пространство среди маракветов западной Кении интерпретировалось по-разному там, где оно пересекало возрастные иерархии. Тесная исследовательская связь между полом и возрастом сохраняется. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]

В 1980-1990-е годы «ребенок» в археологии стал изучаться самостоятельно. Грета Лиллехаммер , в книге «Родится ребенок: мир ребенка в археологической перспективе» (1989), [ 19 ] [ 17 ] выдвинул методический манифест по распознаванию и изучению детей по археологическим находкам, особенно человеческим костям, каменным изделиям и игрушкам. В книге «Гендер и археология: оспаривание прошлого» (1999), [ 20 ] Роберта Гилкрист размышляла об идентификации разных возрастов, различая при этом биологические, хронологические и социальные этапы жизни. В 2023 году Эйприл Ноуэлл получила Книжную премию Европейской археологической ассоциации 2023 года за книгу « Взросление в ледниковый период: ископаемые и археологические свидетельства жизни детей плио-плейстоцена» (2021), которая была описана как «социально инклюзивный акцент на динамичных и разнообразное детство, в котором дети рассматриваются как активные социальные и экономические агенты» с более широкой эволюционной перспективой. [ 21 ]

Биологическая антропология и эволюционные исследования

[ редактировать ]

Важные работы, посвященные биологическим стадиям развития молодняка человека, были опубликованы начиная с 1990-х годов. В «Эволюционных гипотезах человеческого детства» (1997) [ 22 ] Барри Богин утверждал, что «детство» является уникальным социальным и физиологическим этапом в жизни человека по сравнению с другими человекообразными обезьянами , и исследовал модели и механизмы развития детства. У людей длительный период младенчества, когда выживание ребенка в основном, если не полностью, зависит от матери и сообщества ( совместное размножение , совместное воспитание ). На следующем этапе детства, когда общий рост замедляется, молодой человек очень активен и обрабатывает много информации. [ 22 ] [ 23 ]

[ редактировать ]

В течение последних двух десятилетий исследования следовали по траектории, заданной в 1990-х годах, для более контекстно-ориентированных исследований самих детей. [ 24 ] включая их личность. [ 25 ] Были проведены комплексные исследования изменчивости детства в обществах прошлого и настоящего. [ 3 ] [ 26 ] Также состоялась продуктивная дискуссия по основным вопросам биологического и социального подхода к детству в археологии. [ 27 ] Джоанны Софаер Основополагающая работа «Тело как материальная культура» (2006). [ 28 ] зарезервировала главу о возрасте, и в том же году Мэри Льюис опубликовала «Биоархеологию детей» . [ 29 ] Фокус на телах детей соответствует фокусу на их индивидуальных историях.

Археологические применения

[ редактировать ]

Детские тела и биоархеология

[ редактировать ]

Археологи разработали и разрабатывают методы более точной оценки возраста людей по их скелетам. [ 30 ] [ 31 ] Некоторые новые методы старения включают AlQahtani et al. (2010) [ 32 ] и Шапланд и Льюис (2014). [ 33 ] Распространенными методами старения являются (в порядке убывания точности): формирование зубов , прорезывание зубов, сращение длинных костей, сращение эпифизов черепа и размер костей.

Изучено здоровье детского организма, связанное с ранними заболеваниями или недостаточностью питания. Анемия является одним из таких заболеваний, которое предположительно проявляется в виде пористости черепа у значительной части останков детей в Средиземноморье и Америке. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] Палеопатология детей была изучена Мэри Льюис, в частности, доказательства перенапряжения на работе, такого как заболевания суставов и травмы, у молодых городских средневековых мужчин из Англии (900-1550 гг. до н. э.) , что указывает на то, что они, возможно, выполняли домашнюю работу и участвовали в межличностном насилии. . [ 37 ] [ 38 ]

Этапы жизни

[ редактировать ]
Каменные фигурки, найденные в Каменном круге Ксагра, сейчас выставлены в музее Джгантия.

Физическое сохранение определенных этапов жизни в прошлом не является обычным явлением. Различение детских изображений на фигуративных объектах может быть проблематичным, поскольку, например, более мелкие люди в групповых композициях не обязательно могут быть детьми. Но Каменный круг Ксагра — один из редких примеров одновременного обнаружения различных этапов жизни. Эти изображения неодушевлены, поэтому мы не можем связать каждый этап с его обязанностями и ожиданиями. Полное археологическое исследование может пролить свет на жизненные пути. Роберта Гилкрист использовала такой подход в своей книге «Средневековая жизнь: археология и жизненный путь» (2012). [ 39 ]

Похороны

[ редактировать ]

Как правило, из-за задержки развития личности у маленьких детей, [ 3 ] младенцев, как правило, хоронили отдельно от захоронений взрослых или иначе, чем взрослых, а в некоторые периоды их хоронили внутри зданий, а не на кладбищах. Это зависит от контекста и меняется во времени. Иногда детей хоронили с предметами, которые компенсировали их раннюю смерть или служили средством их защиты, например, с кварцевой галькой в ​​детских захоронениях бронзового века в Ирландии. [ 40 ] В некоторых случаях захоронения детей сравнительно менее украшены; но есть исключения. [ 41 ] Те, у кого были тщательно продуманные и обставленные захоронения, считались унаследовавшими престиж и ранг , но это предположение не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Детей могут хоронить с инструментами, которые указывают на то, чем они занимались в жизни, например, ткачеством или измельчением зерна.

Детоубийство и детские жертвоприношения

[ редактировать ]

Практика детоубийства в прошлом была предметом многочисленных археологических дебатов. В частности, насколько распространенной была такая практика и что это означает для нашей интерпретации общего отношения к детям в обществах прошлого. Критике подверглась теория о том, что высокая детская смертность приводит к безразличию родителей к детям. [ 4 ] Также очевидно, что в обществах, где практиковалось детоубийство, о желанных детях можно было хорошо заботиться. Например, в классической Греции о разыскиваемых детях заботились и оплакивали их смерть, хотя практиковалось облучение младенцев (особенно младенцев женского пола). [ 4 ]

Детей иногда приносили в жертву, потому что они обладали качествами, отличными от взрослых, которые придавали им ритуальное значение. Например, дети со всей Империи инков (обряда жертвоприношения, отмечающего важные события) отбирались для капакочи . Принесенных в жертву детей, согласно изотопному анализу их волос и содержимого органов (хорошо сохранившихся благодаря холодному горному климату), кормили типично элитной диетой, давали коку и алкоголь в течение многих месяцев до их принесения в жертву в важных святынях. [ 42 ] Согласно этнографическим данным, причинами жертвоприношений, по-видимому, были чистота детей и их роль посредника между своим народом и божествами инков. Таким образом, они могли быть женаты на людях в ландшафте (например, на горе). Жертвы также имели политический вес. [ 43 ] Детей Льюльяйльяко приносили в жертву после того, как регион Льюльяйльяко был завоеван инками. Еще один известный образец капакочи мумия Хуанита, найденная на горе Ампато в Перу.

Пример использования люльки

Уход за детьми

[ редактировать ]

Поскольку дети зависят от своих родителей и всех родителей, уход за детьми является важным аспектом их жизни. Примерами ухода за детьми являются кроватка в колыбели и преднамеренная черепная модификация . Последнее практикуется обществами по всему миру в эстетических или медицинских целях. Голова младенца очень гибкая, и ей можно придать нужную форму, плотно обернув ее определенным образом.

Редкие окаменелые следы Белых Песков показывают, как взрослые, подростки и дети передвигались по ландшафту десятки тысяч лет назад. Следы взрослой женщины, а иногда и малыша, вместе прослеживают, как одинокий взрослый передвигался по ландшафту с ребенком без перевязи, попеременно неся их, передвигая из стороны в сторону и позволяя идти рядом с собой. [ 44 ]

Подробности раскопок в национальном парке Уайт-Сэндс и обнаруженные следы

Есть некоторые комплексы, связанные с детьми, которые можно изучить археологически. Такие предметы, как керамические бутылочки для кормления и погремушки, обычно ассоциируются с детьми, но их восстановление зависит от сохранности. [ нужна ссылка ]

Обучение

[ редактировать ]

Дети, независимо от того, получили ли они формальное образование или нет, склонны подражать или практиковать навыки тех, кто старше их. К ним относятся гончарное дело, охота или плетение корзин. [ 3 ] [ 45 ] [ 46 ] Отличить керамические сосуды и фигурки, изготовленные детьми, от изготовленных взрослыми можно как с помощью технического анализа (более грубо изготовленные, сосуды меньшего размера относят к любителям, к числу которых могут быть и дети), так и замерам плотности гребней, сохранившихся на поверхности керамики. . [ 47 ] [ 48 ] Например, на фрагментах керамики с Оркнейских островов были обнаружены отпечатки пальцев 13-летнего ребенка и двух взрослых, что указывает на то, что гончары старшего возраста, возможно, обучали новичков изготовлению сосудов. [ 49 ] В Древней Месопотамии дети с высоким статусом учились писать с помощью учебных планшетов. [ 50 ] и впоследствии по-разному участвовал в общественной и политической жизни.

Игра и социальная жизнь

[ редактировать ]
Миниатюрное чо, изображающее маленького мальчика, тянущего игрушку на колесиках и нюхающего чо.

Во многих древних обществах, как и во многих современных обществах, дети проводят большую часть своего времени после младенчества с другими людьми, кроме своих родителей, включая своих братьев и сестер, сверстников и других родственников. Поэтому важны игра и социализация, выходящие за рамки отношений между родителями и детьми. Древнегреческие чо (маленькие винные кувшины), произведенные для продажи на фестивале Антестерия (в котором участвовали дети) в классических Афинах, изображают сцены из детства, информативные для игры. Предполагается, что они были изготовлены в качестве подарков детям. [ 4 ] В некоторых сценах показаны дети, играющие с игрушками на колесиках, и дети старшего возраста, присматривающие за младшими детьми на качелях. Хотя многие дети играют с тем, что находят, и такие самодельные игрушки редко сохраняются в археологических условиях, существуют дошедшие до нас примеры того, что могло быть игрушками из прошлого. Хотя некоторые игрушки находят в захоронениях, а захоронения, как правило, представляют собой отдельные культурные представления и ритуальные площадки, а не повседневную жизнь, что затемняет их значение. [ нужна ссылка ]

Современные дебаты и будущие направления

[ редактировать ]

Все большее внимание уделяется взаимоотношениям между самыми молодыми и самыми старыми членами общества. Как и детство в прошлом, опыт пожилых людей , помимо того, что они, возможно, являются важными членами общества, до недавнего времени был недостаточно изучен. [ 51 ] [ 52 ] Например, бабушка и дедушка могут играть большую роль в качестве родителей, и эту тесную связь можно изучить археологически. [ 53 ]

Археология детства изучалась на полях несколькими заинтересованными исследователями – преимущественно теми, кто идентифицирует себя как женщины; однако его еще предстоит включить в основной дискурс и стандартную археологическую интерпретацию. Это может быть связано с относительно плохой сохранностью останков подросткового возраста и, следовательно, с их недостаточной представленностью в археологических комплексах, или с маргинализацией подростков взрослыми учеными (т.е. взрослым центризмом ). [ 27 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Герц, Роберт (1960). Смерть и правая рука . Лондон: Рутледж.
  2. ^ Jump up to: а б Арье, Филипп (1962). Столетия детства . Дж.Кейп.
  3. ^ Jump up to: а б с д Лэнси, Дэвид (2014). Антропология детства: херувимы, движимое имущество, подменыши (2-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  4. ^ Jump up to: а б с д Голден, Марк (2015). Дети и детство в классических Афинах (2-е изд.). Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса.
  5. ^ Короче, Эдвард (1975). Становление современной семьи . Нью-Йорк: Основные книги.
  6. ^ Jump up to: а б деМоз, Ллойд (1974). История детства . Психоисторическая пресса.
  7. ^ Поллок, Линда А. (1983). Забытые дети . Издательство Кембриджского университета.
  8. ^ Йоханссон, С. Райан (1987). «Века детства/Века воспитания детей: Филипп Арье и модернизация привилегированного детства» . Журнал семейной истории . 12 (4): 343–365. дои : 10.1177/036319908701200119 . S2CID   145641418 – через журналы SAGE.
  9. ^ Уилсон, Стивен (1984). «Миф о материнстве — это миф: исторический взгляд на европейское воспитание детей». Социальная история . 9 (2): 181–198. дои : 10.1080/03071028408567590 .
  10. ^ Хаммонд, Гавейн; Хаммонд, Норман (1981). «Детская игра: искажающий фактор в археологическом распространении». Американская древность . 46 (3): 634–636. дои : 10.2307/280608 . JSTOR   280608 . S2CID   163236114 .
  11. ^ Бертельсен, Рейдар; Лиллехаммер, Арнвид; Нэсс, Дженни-Рита (1987). «Все ли они были мужчинами?: исследование половых ролей в доисторическом обществе: акты семинара, проведенного в Утштайн-Клостере, Рогаланд, 2-4 ноября 1979 года». АмС-Вариа 17 .
  12. ^ Батлер, Джудит (1990). Гендерная проблема . Нью-Йорк: Рутледж.
  13. ^ Джойс, Розмари А. (2000). «Девочка-девочка и мальчик-мальчик: формирование взрослой жизни в древней Мезоамерике» . Жизненные циклы человека . 31 (3): 473–483. дои : 10.1080/00438240009696933 . JSTOR   125113 . ПМИД   16475297 . S2CID   10658152 – через JSTOR.
  14. ^ Мур, Генриетта (1986). Пространство, текст и пол . Гилфорд Пресс.
  15. ^ М., Конки, Маргарет В., 1944- Геро, Джоан (2002). Гендерная археология: женщины и предыстория . Блэквелл. OCLC   1026130298 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  16. ^ Луиза, Стиг Соренсен, Мари (2013). Гендерная археология . Уайли. ISBN  978-0-7456-6864-2 . OCLC   843202450 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  17. ^ Jump up to: а б Лиллехаммер, Грета (1989). «Родится ребенок: мир ребенка в археологической перспективе». Норвежский археологический обзор . 22 (2): 89–105. дои : 10.1080/00293652.1989.9965496 .
  18. ^ Бакстер, Джейн Ева (2005). Археология детства: дети, гендер и материальная культура . Роуман АльтаМира.
  19. ^ Ноуэлл, апрель (13 февраля 2023 г.). «Каково было расти в последний ледниковый период? | Aeon Essays» . Эон . Проверено 19 декабря 2023 г.
  20. ^ Гилкрист, Роберта (1999). Гендер и археология . Лондон: Рутледж.
  21. ^ «Лауреат Книжной премии 2023» . Европейская ассоциация археологов . Проверено 19 декабря 2023 г.
  22. ^ Jump up to: а б Богин, Барри (1997). «Эволюционные гипотезы человеческого детства». Американский журнал физической антропологии . 104 (С25): ​​63–89. doi : 10.1002/(SICI)1096-8644(1997)25+<63::AID-AJPA3>3.0.CO;2-8 . hdl : 2027.42/37682 .
  23. ^ Каплан, Хиллард; Хилл, Ким; Ланкастер, Джейн; Уртадо, А. Магдалена (2000). «Теория эволюции истории человеческой жизни: диета, интеллект и долголетие» . Эволюционная антропология: проблемы, новости и обзоры . 9 (4): 156–185. doi : 10.1002/1520-6505(2000)9:4<156::AID-EVAN5>3.0.CO;2-7 . S2CID   2363289 — через онлайн-библиотеку Wiley.
  24. ^ Софаер-Деревенски, Джоанна Р. (2000). Дети и материальная культура . Лондон: Рутледж.
  25. ^ Фаулер, Крис (2004). Археология личности: антропологический подход . Рутледж.
  26. ^ Кроуфорд, Салли; Хэдли, Дон М.; Шеперд, Джиллиан, ред. (2018). Оксфордский справочник по археологии детства . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199670697 .
  27. ^ Jump up to: а б Халкроу, Сиан Э.; Тейлз, Нэнси (2008). «Биоархеологические исследования детства и социального возраста: проблемы и перспективы» . Журнал археологического метода и теории . 15 (2): 190–215. дои : 10.1007/s10816-008-9052-x . ISSN   1072-5369 . S2CID   53317788 .
  28. ^ Софаер, Джоанна Р. (2006). Тело как материальная культура: теоретическая остеоархеология . Кембридж. ISBN  978-0-511-81666-6 . OCLC   817930055 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  29. ^ Льюис, Мэри (2009). Биоархеология детей: перспективы биологической и судебной антропологии (переиздание в мягкой обложке). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-12187-3 . OCLC   428776499 .
  30. ^ Убелакер, Дуглас Х. (1999). Останки скелета человека: раскопки, анализ, интерпретация (3-е изд.). Вашингтон: Тараксакум. ISBN  0-9602822-7-0 . OCLC   44447016 .
  31. ^ Брукс, С.; Сучей, Дж. М. (1 июня 1990 г.). «Определение возраста скелета на основе лобковой кости: сравнение методов Аксади-Немескери и Суши-Брукса» . Эволюция человека . 5 (3): 227–238. дои : 10.1007/BF02437238 . ISSN   1824-310X . S2CID   83699716 .
  32. ^ Аль-Кахтани, С.Дж.; Гектор, член парламента; Ливерсидж, HM (22 марта 2010 г.). «Краткое сообщение: Лондонский атлас развития и прорезывания зубов человека» . Американский журнал физической антропологии . 142 (3): 481–490. дои : 10.1002/ajpa.21258 . ПМИД   20310064 .
  33. ^ Шапланд, Фиона; Льюис, Мэри Э. (2014). «Краткое сообщение: Предлагаемый метод оценки пубертатной стадии в останках скелета человека с использованием созревания шейных позвонков: оценка пубертатной стадии в скелетных остатках» . Американский журнал физической антропологии . 153 (1): 144–153. дои : 10.1002/ajpa.22416 . ПМИД   24318949 .
  34. ^ Ангел, Дж. Лоуренс (12 августа 1966 г.). «Поротический гиперостоз, анемии, малярия и болота в доисторическом Восточном Средиземноморье» . Наука . 153 (3737): 760–763. Бибкод : 1966Sci...153..760A . дои : 10.1126/science.153.3737.760 . ISSN   0036-8075 . ПМИД   5328679 . S2CID   194606 .
  35. ^ Брикли, Меган Б. (2018). «Cribra Orbitalia и поротический гиперостоз: биологический подход к диагностике» . Американский журнал физической антропологии . 167 (4): 896–902. дои : 10.1002/ajpa.23701 . ПМИД   30259969 . S2CID   52845048 .
  36. ^ Ривера, Фрэнсис; Мирасон Лар, Марта (2017). «Новые данные, свидетельствующие о разобщенной этиологии орбитальных крибр и поротического гиперостоза: RIVERA и LAHR» . Американский журнал физической антропологии . 164 (1): 76–96. дои : 10.1002/ajpa.23258 . ПМИД   28594081 .
  37. ^ Льюис, Мэри (2016). «Работа и подросток в средневековой Англии 900–1550 гг.: Остеологические данные» . Средневековая археология . 60 (1): 138–171. дои : 10.1080/00766097.2016.1147787 . ISSN   0076-6097 . S2CID   163094707 .
  38. ^ Льюис, Мэри Э. (17 августа 2018 г.), Катценберг, М. Энн; Грауэр, Энн Л. (ред.), «Дети в биоархеологии» , Биологическая антропология человеческого скелета , Хобокен, Нью-Джерси, США: John Wiley & Sons, Inc., стр. 117–144, doi : 10.1002/9781119151647.ch4 , ISBN  978-1-119-15164-7 , S2CID   148977813 , получено 3 марта 2023 г.
  39. ^ Гилкрист, Роберта (2012). Средневековая жизнь: археология и жизненный путь . Вудбридж. ISBN  978-1-84615-974-9 . OCLC   806040071 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  40. ^ Хотон, Марк (2021). «Видеть детей в доисторические времена: взгляд из Ирландии бронзового века» . Кембриджский археологический журнал . 31 (3): 363–378. дои : 10.1017/S0959774321000032 . ISSN   0959-7743 . S2CID   233965955 .
  41. ^ Моисей, С. (2004). «Архивный отчет Чатал-Хююка за 2004 год» . catalhoyuk.com . Проверено 3 марта 2023 г.
  42. ^ Хандверк, Брайан (29 июля 2013 г.). «Жертвы жертвоприношения детей инков были накачаны наркотиками» . Национальная географическая культура . Архивировано из оригинала 18 февраля 2021 года . Проверено 3 марта 2023 г.
  43. ^ Соча, Дагмара М.; Рейнхард, Йохан; Переа, Рудди Чавес (2021). «Человеческие жертвоприношения инков из вулканов Ампато и Пичу-Пичу, Перу: новые результаты биоантропологического анализа» . Археологические и антропологические науки . 13 (6): 94. Бибкод : 2021АрАнС..13...94С . дои : 10.1007/s12520-021-01332-1 . ISSN   1866-9557 . S2CID   234489075 .
  44. ^ «Окаменелые следы — Национальный парк Уайт-Сэндс» . www.nps.gov . 2022 . Проверено 3 марта 2023 г.
  45. ^ Тегерани, Джамшид Дж.; Риде, Феликс (2008). «К археологии педагогики: обучение, преподавание и порождение традиций материальной культуры» . Мировая археология . 40 (3): 316–331. дои : 10.1080/00438240802261267 . ISSN   0043-8243 . S2CID   144386353 .
  46. ^ Хёгберг, Андерс (2008). «Игра с кремнем: прослеживание детской имитации работы взрослых в каменной сборке» . Журнал археологического метода и теории . 15 (1): 112–131. дои : 10.1007/s10816-007-9050-4 . ISSN   1072-5369 . S2CID   162239984 .
  47. ^ Камп, Кэтрин А.; Тиммерман, Николь; Линд, Грегг; Грейбилл, Жюль; Натовски, Ян (1999). «Открытие детства: использование отпечатков пальцев для поиска детей в археологических записях» . Американская древность . 64 (2): 309–315. дои : 10.2307/2694281 . ISSN   0002-7316 . JSTOR   2694281 . S2CID   163265612 .
  48. ^ Сандерс, Акива (2015). «Отпечатки пальцев, секс, государство и организация керамической промышленности Телль-Лейлана» . Журнал археологической науки . 57 : 223–238. Бибкод : 2015JArSc..57..223S . дои : 10.1016/j.jas.2015.02.001 .
  49. ^ «Отпечатки пальцев указывают на 5000-летний класс гончарного искусства на Оркнейских островах» . Новости Би-би-си . 25 октября 2021 г. Проверено 3 марта 2023 г.
  50. ^ Шилленн, Ребекка М. (29 октября 2021 г.). «Обучение письму в древних культурах» . Журнал искусств и наук . Проверено 3 марта 2023 г.
  51. ^ Эпплби, Джо (2018). «Старение и тело в археологии» . Кембриджский археологический журнал . 28 (1): 145–163. дои : 10.1017/S0959774317000610 . hdl : 2381/41862 . ISSN   0959-7743 . S2CID   54750194 .
  52. ^ Эпплби, Джоанна Э.П. (16 декабря 2010 г.). «Почему нам нужна археология старости и предлагаемый подход» . Норвежский археологический обзор . 43 (2): 145–168. дои : 10.1080/00293652.2010.531582 . ISSN   0029-3652 . S2CID   143693578 .
  53. ^ На протяжении поколений старые и молодые в прошлых обществах; материалы 22-го ежегодного собрания ЕАА в Вильнюсе, Литва, 31 августа – 4 сентября 2016 г. Грета Лиллехаммер, Эйлин М. Мерфи, Археологический музей Ставангера. Ставангер. 2018. ISBN  978-82-7760-181-6 . OCLC   1088878133 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: другие ( ссылка )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bec1c869bdd2d4c137c42bee37746103__1723924440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/03/bec1c869bdd2d4c137c42bee37746103.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Archaeology of childhood - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)