Хьюго Нибелинг
![]() | Судя по всему, основной автор этой статьи тесно связан с ее предметом. ( июнь 2016 г. ) |
Хьюго Нибелинг | |
---|---|
![]() Хьюго Нибелинг в декабре 2014 года. | |
Рожденный | Дюссельдорф , Германия | 2 февраля 1931 г.
Умер | 9 июля 2016 г. Хильден , Германия | ( 85 лет
Род занятий | Кинорежиссер Кинопродюсер |
Годы активности | 1956 – 2016 |
Награды | Список наград смотрите в статье. |
Хьюго Нибелинг (2 февраля 1931 г. - 9 июля 2016 г.) [ 1 ] [ 2 ] немецкий кинорежиссер и продюсер. Он был особенно известен своей работой над индустриальными и музыкальными фильмами и считается одним из самых важных обновителей этих жанров в Германии. [ нужна ссылка ] Считается, что его стиль повлиял на создание современного музыкального клипа и помог ему . [ 3 ] Его документальный художественный фильм «Альворада» был номинирован на премию Оскар в 1963 году.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Хьюго Нибелинг родился и вырос в Дюссельдорфе. В детстве он был эвакуирован в деревню во время Второй мировой войны . Когда война закончилась и он вернулся домой, он обнаружил, что музыкальный магазин его родителей разрушен бомбами. [ 4 ] Нибелинг проявил интерес к современному искусству, классической музыке и театру, но не смог изучать актерское мастерство по финансовым причинам и поэтому поступил на бизнес-диплом в Mannesmann-AG в Дюссельдорфе . Параллельно с этим он учился актерскому мастерству в частном порядке у Отто Штрёлина , актера Дюссельдорфского Шаушпильхауса, у которого было много учеников. Образцом для подражания для Нибелинга был Густав Грюндгенс , известный театральный актер. [ 5 ] Поработав некоторое время актером театра в Аугсбурге , Нибелинг обратился к режиссуре. Будучи подростком, он уже высказал свои мысли по поводу своего определения искусства, которое с тех пор сохраняет неизменным:
Мое определение искусства? По большей части это сгущенная жизнь (...), отлитая в форму. Искусство, рожденное из конфликта эмоций, очищенное разумом, отпущенное в форму, отражающее целое в ограниченной форме. «Выпущен» в форму, потому что творческий процесс болезненный. [ 6 ]
- Хьюго Нибелинг, интервью с Иоахимом Томмесом . [ 7 ]
Промышленные/Экспериментальные фильмы
[ редактировать ]В 1957 году Нибелинг снял свой первый фильм Stählerne Adern , документальный фильм о производстве стали в Mannesmann AG, вдохновленный немецким режиссером-экспериментатором Вальтером Руттманном . Этот фильм получил множество похвал и привел к тому, что Нибелинг в начале 1960-х годов снял множество широко известных промышленных и экспериментальных фильмов. Они сочетают стилизованную кинематографию и монтаж с экспериментальной партитурой, часто в сотрудничестве с Оскаром Салой . Его короткометражный фильм Stahl - Thema mit Variationen является хорошим примером: это аудиовизуальная поэма о производстве стали, в которой для объяснения темы используются только звук и изображение, без какого-либо голоса за кадром или другого повествования. В 1962 году Нибелинг создал на «Оскар» номинированный документальный фильм «Альворада — меняющееся лицо Бразилии» , получивший множество наград. Его экспериментальный индустриальный фильм «Бензин» был единственным западногерманским фильмом, показанным на Каннском кинофестивале 1965 года, и впоследствии стал одним из самых награждаемых индустриальных фильмов в мире. [ 8 ]
Документальный фильм Mit Licht Schreiben (английское название: Magic Light) , демонстрирующий производство фотоаппаратов и кинопленки в Agfa , представляет собой скорее философский взгляд на природу фотографии и реальности, в котором представлены весьма экспериментальные кинематография и монтаж с использованием множества различных визуальных стилей. Сочетание музыки и образа Нибелинга в «Петроле» привело к тому, что его попросили поработать над музыкальным фильмом «Пастораль» . Сам Нибелинг назвал «Альвораду» своим первым музыкальным фильмом, и монтаж его ранних экспериментальных индустриальных фильмов часто также носит музыкальный характер: редактирование изображений в ритме саундтрека, часто даже когда камера движется в такт музыке. Несмотря на то, что впоследствии его карьера больше связана с музыкальными фильмами, Нибелинг по-прежнему создавал экспериментальные индустриальные фильмы на протяжении 1970-х и 1980-х годов: «Аллегро» в 1970 году и «Der Auftrag der uns Bleibt» в 1984 году.
Хьюго Нибелинг создал радикальный стиль монтажа, номинированный на «Оскар», который предшествовал, повлиял на экспериментальное, андеграундное и новое психоделическое кино 1960-х годов, помогая создавать современные музыкальные клипы.
— Фестиваль независимого кино Hollywood Reel, программа-гид ретроспективы индустриальных фильмов Нибелинга в 2016 году. [ 9 ]
Ни одна техника, ни один ракурс, ни один способ транспортировки камеры не остались неисследованными. В результате получается захватывающий и красивый калейдоскоп изображений.
— Мельбурнский кинофестиваль , об «Альвораде». [ 10 ]
Бетховен Фильмы
[ редактировать ]С конца 1960-х годов Нибелинг стал режиссировать преимущественно музыкальные и балетные фильмы. Среди них есть три весьма влиятельные и получившие признание экранизированные версии Симфоний Бетховена. Все три фильма считаются революционными в том смысле, что визуальные эффекты дополняют музыку, а многие кинематографические приемы, впервые использованные в этих фильмах, задают тенденции на следующие десятилетия:
Пастораль
[ редактировать ]В 1967 году Нибелинг снял фильм по симфонии Бетховена шестой Пасторальной в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением Герберта фон Караяна . В этом фильме он использовал весьма экспериментальные методы монтажа, камеры и освещения, чтобы наложить музыку на изображения. Фильм считается плодотворным благодаря использованию аудио и визуальных эффектов, дополняющих музыку. Он был снят в студии с использованием множества дублей, чтобы можно было снимать и освещать выступление и отдельные инструменты под разными углами. В нем используются кинематографические приемы, весьма необычные для музыкального фильма: иногда портативная камера движется синхронно с музыкой; освещение меняется в зависимости от музыки, изображения накладываются друг на друга для создания сюрреалистического эффекта и другие.
Совершенство преобразования музыки в визуальные эффекты, которого больше никогда не достигали. [ 11 ]
- Роджер Виллемсен о «Пасторали». [ 12 ]
«Пастораль» — изюминка экранизированной музыки. Это заслуга не Караяна, а Нибелинга! [ 13 ]
- Хамфри Бертон о «Пасторали». [ 14 ]
На этом уровне техника становится тем, чем она первоначально означала по-гречески: Искусство... Сегодня я ВИДЕЛ музыку. [ 15 ]
— Пьер Барт о «Пасторали». [ 16 ]
Героика и Седьмая симфония
[ редактировать ]В 1972 году Нибелинг снял еще две симфонии Бетховена: симфонию Бетховена третью «Героическую» и седьмую симфонию Бетховена с участием тех же исполнителей, что и « Пастораль» . В них оркестр расположен в помещении, напоминающем зрительный зал древнегреческого театра. Оба были сильно переработаны вопреки желанию Нибелинга по инициативе Караяна сделать их стили более традиционными, удалив большую часть их экспериментального стиля. Нибелинг не участвовал в редактировании версий, впервые выпущенных в 1970-х годах. В 2010-х Нибелингу удалось выпустить режиссерские версии обоих фильмов:
Режиссерская версия «Героики» Нибелинга была выпущена в 2010 году и получила положительные отзывы. В 1972 году ему удалось сохранить черно-белую копию своего оригинального отпечатка, которую он восстановил. Он считает, что черно-белая эстетика режиссерской версии «Героики» более соответствует фильму. [ 17 ] В 2016 году на немецком телевидении была показана режиссерская версия Седьмой симфонии Нибелинга под названием B 7 (Beethoven Seven) , сочетающая музыку и балет. Нибелинг смонтировал фильм по своему оригинальному сценарию. До этого Нибелинг в 2015 году впервые создал короткометражный фильм «Апофеоз танца» , основанный на последней части седьмой симфонии.
Экспрессионистское произведение искусства, которое в равной степени передает силу музыки и интенсивное воздействие образов. [ 18 ]
- Filmbewertungsstelle Wiesbaden о режиссерской версии «Героики». [ 19 ]
(...) Эстетика музыкального видео в своем совершенстве передает захватывающий ритм и чувственное слияние музыки и танца. [ 20 ]
— Бюро рейтингов фильмов Висбадена об «Апофеозе танца» . [ 21 ]
Девятая симфония
[ редактировать ]В 1970-е годы Нибелинг дополнительно планировал снять фильм по Девятой симфонии Бетховена , в котором должен был переплетаться оркестр, певцы и танцоры. Он разработал подробный сценарий, но он не был реализован.
Фильмы-балеты
[ редактировать ]«Жизель» , первый фильм-балет Нибелинга с участием Карлы Фраччи , Эрика Брюна и Американского театра балета , премьера которого состоялась в 1969 году в Линкольн-центре в Нью-Йорке под патронажем Жаклин Кеннеди Онассис , получил высокую оценку за новаторский визуальный стиль, дополняющий балетное представление. [ 22 ] С начала 1970-х годов Нибелинг часто работал в Нью-Йорке и снимал в основном фильмы о балете в сотрудничестве с хореографом Джорджем Баланчиным .
В 1991 году Нибелинг снял в Германии художественный фильм, показывающий страсти Христовы, основанный на «Страстях Иоанна» Баха , напоминающий античную трагедию с ее сочетанием музыки, языка и танца. Нибелинг планировал это за три десятилетия до того, как воплотил в жизнь, и сам считает это одной из своих самых важных работ. [ 23 ]
Эксперимент Нибелинга является последовательным шедевром. [ 24 ]
— Бюро рейтингов фильмов Висбадена , 1970 год, о «Жизели». [ 25 ]
2000-е: Ретроспективы и новые проекты
[ редактировать ]Ретроспективы
[ редактировать ]В 2013 году Немецкий исторический музей провел ретроспективу Гуго Нибелинга. Он присутствовал на показах, и были показаны фильмы со всех этапов его карьеры. [ 26 ] В 2015 году фестиваль независимого кино Hollywood Reel наградил его «Премией за выдающиеся достижения» за художественные инновации. В ретроспективе во время фестиваля были показаны многие работы Нибелинга 1960-х годов, некоторые из которых стали премьерами в США. [ 27 ] [ 28 ]
Восстановление ранних фильмов
[ редактировать ]С начала 2000-х годов Нибелинг сканировал многие из своих ранних работ в формате 2K или 4K с оригинальных 35-миллиметровых негативов, а затем под его руководством они подвергались цветокоррекции и реставрации. На момент своей смерти он уже отсканировал и отреставрировал все свои работы 1960-х годов, а также некоторые из своих более поздних работ, таких как Der Auftrag der uns bleibt (1984) и Yoganespassion (1991). [ 29 ]
Чакона
[ редактировать ]До своей смерти Хьюго Нибелинг продолжал работать в качестве режиссера, планируя множество новых проектов. Баха Особый интерес для него представлял предполагаемый фильм о «Чаконе» , который он уже детально спланировал и который должен был переплести природу и церковную архитектуру посредством монтажа и кинематографии. [ 30 ] [ 31 ]
Разнообразный
[ редактировать ]Режиссер Александр Тущинский (*1988) был другом Хьюго Нибелинга и считает его своим наставником. На стиль редактирования Тушинского сильно повлиял стиль Нибелинга. [ 32 ] смонтировал фильмы «Апофеоз танца» и «B 7» (Бетховен 7) . и Нибелинг вместе с ним в 2015 году [ 33 ]
Художественная усадьба
[ редактировать ]Художественное наследие Хуго Нибелинга, состоящее из корреспонденции, рекламных материалов, сценариев, производственной документации, наград и дополнительных материалов, находится в Бундесархиве в Берлине-Лихтерфельде под инвентарным номером N 2378.
Индустриальные фильмы: фильмография и награды
[ редактировать ]- Стальные жилы, линии жизни нашего времени , 1956 год.
- Bundesfilmpreis 1957, Filmband in Gold, Категория: Лучший полнометражный культурный и документальный фильм ( Mannesmann AG ) [ 34 ]
- Счастливые цвета, хорошее настроение (BASF, 1957)
- Вторая режиссерская работа Нибелинга. По заказу кинокомпании «Бавария» .
- Сталь укрощает атомы, О строительстве корпуса реактора Каля , 1960 год.
- Сталь - Вариации на , тему 1960
- Федеральная кинопремия 1961 года, Золотая кинолента, категория: Лучший другой короткометражный фильм (Mannesmann AG). [ 35 ]
- Гран-при Международного фестиваля индустриального кино, Руан, 1960.
- Золотой Гран-при как «Лучший индустриальный фильм за последние 40 лет», 1-я премия как «Лучший фильм 1957–1966 годов», Фестиваль Industriefilm, Кассель, 1997 г.
- Альворада — меняющееся лицо Бразилии (Алворада — отъезд в Бразилию) , 1962 год.
- Две федеральные кинопремии , золотые киноленты, 1963 год:
- Номинация на «Оскар» , 1963 год, в категории «Документальный фильм». (Особенность) [ 38 ]
- Участие Западной Германии на Каннском кинофестивале , 1963 год. [ 39 ]
- Официальный отбор, Международный кинофестиваль в Мельбурне, 1964 г. [ 40 ]
- дополнительные награды на различных кинофестивалях, в том числе в Эдинбурге и Корке.
- Бензин, карбюратор, топливо (Арал АГ, 1964/65)
- Федеральная кинопремия 1965 года как «Фильм международного уровня».
- Участие Западной Германии на Каннском кинофестивале , 1965 год. [ 41 ]
- Золотая медаль: «Лучший фильм по связям с общественностью», Международный кинофестиваль в Корке, 1965 г.
- «Почетная грамота», Эдинбургский международный кинофестиваль, 1965 г.
- «Победный диплом», кинофестиваль в Локарно , 1965 г.
- «Лучший индустриальный фильм», Прайс фотокино , Кельн , 1966 г.
- Первый приз в категории «Культурный фильм», Ванкуверский кинофестиваль , 1966.
- Первая премия на международном фестивале кино, Карлсбад (Баден), 1966 г.
- Награжден на форуме немецкого индустриального кино в Дюссельдорфе , 1966 г.
- «Художественно ценный фильм», международный фестиваль короткометражных фильмов, Буэнос-Айрес, 1967 г.
- Диплом Дней индустриального кино, Линц , 1967 г.
- Первая премия «Информационные фильмы», Международный кинофестиваль технических фильмов, Будапешт , 1967 г.
- Гран-при Международного кинофестиваля в Мельбурне, 1967 г. [ 42 ]
- Золотая награда: Международный кинофестиваль в Чикаго. [ 43 ]
- Волшебный свет (Пишем светом - Photographein) , (Агфа-Гаверт, 1967)
- Премия культурного кино «Кино международного ранга», 1967 г.
- Премия немецкого индустриального кино 1968 г.
- Официальный отбор, Международный кинофестиваль в Мельбурне, 1969 г. [ 44 ]
- Аллегро (Study AG, 1969/70)
- Рейтинг «Особо ценный», Центр кинорейтинга Висбадена , 1969 год.
- Премия короткометражного фильма, Буэнос-Айрес, 1971 год.
- Официальный отбор, Международный кинофестиваль в Мельбурне, 1971 г. [ 45 ]
- Задача все еще стоит перед нами ( Bayer AG, 1982/83)
- Рейтинг «Особо ценный», Центр кинорейтинга Висбадена.
- Премия делового кино 1984 г.
- Так замыкается круг: 100 лет профессиональному объединению (BG Chemie, 1986).
Фильмы о музыке и балете: фильмография и награды
[ редактировать ]- Пастораль (1967)
- Жизель (1969)
- «Особо ценно», Центр кинорейтинга Висбадена
- Гран-при, Ментона , 1971 г.
- Ударные для шестерых (1971)
- Премия за режиссуру, Ментон, 1971 г.
- Концерт для скрипки с оркестром (1974)
- Федеральная кинопремия, Filmband in Gold 1974, Категория: Лучший короткометражный фильм (Континентальный фильм)
- «Особо ценно», Центр кинорейтинга Висбадена
- Гран-при, Безансон , 1974 г.
- Концертный дуэт
- Гран-при, Безансон, 1975 г.
- Серенада, поздние романтические мемуары
- Приз зрительских симпатий, Безансон, 1975 г.
- Джон Пассион «Хорошо бы, чтобы за народ убили человека», (1991)
- Жалоба Ариадны (1993)
- «Ценность», Центр кинорейтинга Висбадена [ 46 ]
- Героика - Режиссерская версия (2009)
- «Ценность», Центр кинорейтинга Висбадена [ 47 ]
- Апофеоз танца (2015)
- «Особо ценно», Управление кинорейтинга Висбадена. [ 48 ]
- «Би 7» (Бетховен-Семь) (2016)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Рейнская почта: уведомление о смерти Хьюго Нибелинга» . Проверено 14 июля 2016 г.
- ↑ Томмес, Иоахим: «Я хотел как можно больше привнести искусство в каждый из этих фильмов». Хьюго Нибелинг, кинопроизводство «Маннесманн» и немецкий экономический фильм 1947–1987 гг., Нордерштедт, 2008 г., ISBN 978-3-8370-8257-9 , с. 102
- ^ «Фестиваль независимого кино Hollywood Reel: обзор ретроспективы Хьюго Нибелинга с описанием его стиля» . Проверено 19 сентября 2014 г.
- ^ Томас 2008, ISBN 978-3-8370-8257-9 , с. 102
- ^ Томас 2008, ISBN 978-3-8370-8257-9 , стр. 102–104
- ↑ Цитата на немецком языке, переведенная для этой статьи на английский. Оригинальная цитата: "Мое представление о том, что такое искусство? (...) прежде всего сгущенная жизнь (...), приведенная в форму. Искусство, рожденное из конфликта чувств, проясненное разумом, выпущенное в форму. , в ограниченной форме, отражающей целое. Искуплено в форме, потому что творческий процесс болезненный».
- ^ «Видео-интервью на YouTube» . Проверено 1 января 2015 г. .
- ^ Томас 2008, ISBN 978-3-8370-8257-9 , стр. 188-189
- ^ «Фестиваль независимого кино Hollywood Reel: обзор ретроспективы Хьюго Нибелинга 2016 года с описанием его стиля» . Проверено 15 февраля 2015 г. .
- ^ «Официальный сайт Мельбурнского кинофестиваля: вход в «Рассвет» » . Проверено 31 декабря 2014 г. .
- ↑ Цитата на немецком языке, переведенная для этой статьи на английский. Оригинальная цитата: «Совершенство в переводе музыки в изображения больше никогда не было достигнуто».
- ^ «Немецкий исторический музей - Сайт о ретроспективе Хьюго Нибелинга с цитатами» . Проверено 31 декабря 2014 г. .
- ↑ Цитата на немецком языке, переведенная для этой статьи на английский. Оригинальная цитата: «Пастораль – изюминка экранизированной музыки. Но это было достижение не Караяна, а достижение Нибелинга».
- ^ «Немецкий исторический музей - Информационный листок о пасторале» (PDF) . Проверено 31 декабря 2014 г. .
- ↑ Цитата на немецком языке, переведенная для этой статьи на английский. Оригинальная цитата: «На этом уровне технология становится тем, что изначально означало по-гречески: искусство… Сегодня я ВИДЕЛ музыку».
- ^ «Немецкий исторический музей - Сайт о ретроспективе Хьюго Нибелинга с цитатами» . Проверено 31 декабря 2014 г. .
- ^ «Официальный сайт Немецкого исторического музея: информационный листок о «Героике». (PDF)» (PDF) . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ↑ Цитата на немецком языке, переведенная для этой статьи на английский. Оригинальная цитата: Экспрессионистское произведение искусства, которое в равной степени передает силу музыки и интенсивный эффект изображений».
- ^ «Немецкий исторический музей - Сайт о ретроспективе Хьюго Нибелинга с цитатами» . Проверено 31 декабря 2014 г. .
- ↑ Цитата на немецком языке, переведенная для этой статьи на английский. Оригинальная цитата: Эстетика (...) музыкального клипа прекрасно передает волнующий ритм и чувственное слияние музыки и танца».
- ^ «FBW: Сайт об апофеозе танца » . Проверено 15 февраля 2016 г. .
- ^ «Официальный сайт Немецкого исторического музея: информационный листок о «Жизели». (PDF)» (PDF) . Проверено 31 декабря 2014 г.
- ^ Томас 2008, ISBN 978-3-8370-8257-9 , стр. 184-187
- ↑ Цитата на немецком языке, переведенная для этой статьи на английский. Оригинальная цитата: Эксперимент Нибелинга — самостоятельный шедевр».
- ^ «Немецкий исторический музей - Информационный листок о Жизели» (PDF) . Проверено 31 декабря 2014 г. .
- ^ «Немецкий исторический музей – Ретроспектива 2013» . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Фестиваль независимого кино Hollywood Reel: список наград 2015» . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ «Hollywood Reel Independent Film Festival: Анонс ретроспективы на главном сайте фестиваля» . Проверено 19 сентября 2014 г.
- ^ «Веб-сайт ретроспективы 2013 года со множеством документов о фильмах Нибелинга и форматах их проекции» . Проверено 15 февраля 2016 г. .
- ^ «Статья о новых проектах Нибелинга и о его фильме «Страсти по Иоанну» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2016 г. Проверено 7 апреля 2014 г. .
- ^ Томас 2008, ISBN 978-3-8370-8257-9 , с. 106
- ^ «Золото. Создание документального фильма на Youtube» . Проверено 11 января 2016 г. .
- ^ "FBW: рейтинг фильма "Апофеоз танца" " . Проверено 11 января 2016 г.
- ^ «Немецкая кинопремия: список победителей» . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Немецкая кинопремия: список победителей» . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Deutscher Filmpreis: Список победителей» . Архивировано из оригинала 7 июня 2015 года . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Deutscher Filmpreis: Список победителей» . Архивировано из оригинала 7 июня 2015 года . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «35-я церемония вручения премии Оскар: список номинантов и победителей» . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Каннский кинофестиваль 1963: Список фильмов-конкурсников» . Архивировано из оригинала 31 октября 2016 года . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Мельбурнский кинофестиваль: вход в Альвораду» . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Каннский кинофестиваль 1965: Список официальных отборочных программ» . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Мельбурнский кинофестиваль: список показанных там фильмов Хьюго Нибелинга» . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Мельбурнский кинофестиваль: Список международных наград фильма» . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Мельбурнский кинофестиваль: страница «Волшебного света» » . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Мельбурнский кинофестиваль: страница «Аллегро» » . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Офис рейтингов фильмов Висбадена, страница «Оплакивания Ариадны» » . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ «Filmbewertungsstelle Wiesbaden, Страница для «Героики» » . Проверено 7 апреля 2014 г.
- ^ "FBW: рейтинг фильма "Апофеоз танца" " . Проверено 11 января 2016 г.
Внешние ссылки и источники
[ редактировать ]- Немецкий исторический музей - Ретроспектива 2013 г.
- Хедигер, Винсент; Вондерау, Патрик (редактор): Кинематографические средства, промышленные цели. Работа индустриального фильма. (= Инициатива документального кино в киноофисе NRW (ред.): Тексты о документальных фильмах. Том 11), Берлин, 2007 г.
- Хофманн, Пауль (аранж.): Главный государственный архив Северного Рейна-Вестфалии (ред.): По следам сокровищ кино. Справочник фондов исторических фильмов в земле Северный Рейн-Вестфалия. 2-й опыт. версия. Дюссельдорф, 1997. (= Публикации Государственного архива земли Северный Рейн-Вестфалия. Серия C: Источники и исследования. Том 33)
- Раш, Манфред и др. (ред.): Промышленный фильм 1948–1959. Фильмы из экономического архива Рурской области. Эссен 2003.
- Томмес, Иоахим: «Я хотел как можно больше привнести искусство в каждый из этих фильмов». Хьюго Нибелинг, фильм «Маннесманн» и немецкий экономический фильм 1947–1987 годов, «Нордерштедт», 2008 год. ISBN 978-3-8370-8257-9 .
- Томмес, Иоахим: «Захватывающий, как приключенческий фильм». Бразильский эпос Уго Нибелинга «АЛЬВОРАДА» (1962). В: Filmblatt, Том 16, № 45, лето 2011 г., ISSN 1433-2051 , С. 51–60.
- Современный свидетель офиса журналистики
- Архив Маннесмана
- Хьюго Нибелинг на IMDb