Луи Фан (обращенный)
Луи Фан | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | 樊守Фань Шоуи | ||
Упрощенный китайский | 樊守Фань Шоуи | ||
|
Луи Фан (13 июня 1682 г.) [ 1 ] - 28 февраля 1753 г. [ 2 ] ), урожденный Фань Шоуи , также известный как Луиджи Фан , [ 3 ] был первым известным китайцем, который побывал в Европе, вернулся в Китай и написал отчет о своих путешествиях. Однако в путешествии по Европе ему предшествовали Майкл Шен Фу-Цунг , Аркадио Хуан и Раббан Бар Саума , все из которых умерли за границей, прежде чем вернуться в Китай.
Жизнь
[ редактировать ]Фань родился в Пинъяо провинции Шаньси в 1682 году. [ 1 ] Мало что известно о его молодости и семье, но в какой-то момент он, похоже, встретил пьемонтского -иезуита миссионера Антонио Франческо Джузеппе Прована , который обратил его в католицизм и крестил как «Луиджи» или «Луи». [ нужна ссылка ]
В то время различные католические ордена в Китае вели споры по поводу законности конфуцианства или почитания предков . В январе 1707 года папский легат Шарль-Тома Майяр Де Турнон представил Климента XI папы указ Cum Deus Optimus … императору Канси , запрещавший новообращенным католикам участвовать в подобных ритуалах. Император приказал иезуитам собрать вторую миссию, чтобы попытаться изменить мнение Папы по этому поводу. Фан сопровождал трех иезуитов: Провану, Хосе Рамона Арксо и Франсуа Ноэля , последний из которых участвовал в первом неудачном посольстве. [ 4 ] Они покинули Макао на борту португальского корабля «Бом Жезус де Масагао дас Бротас» 14 января 1708 года. [ 4 ] [ 5 ] Путешествие позволило Фану наблюдать Батавию в Голландской Ост-Индии (ныне Джакарта , Индонезия ) и Баию в Бразилии . [ 4 ] вероятно, это сделало его первым китайцем, который вернулся и написал об Америке. [ 6 ] Они прибыли в Лиссабон в сентябре 1708 года, и V. Жуаном Фан встретился с королем Португалии вскоре после этого [ 7 ] Ноэль, возможно, и отправился дальше, но Прована и Фан оставались в Португалии несколько месяцев и добрались до Рима только в феврале следующего года. [ 4 ] Не сумев изменить мнение Климента по вопросу китайских ритуалов, Фань совершил поездку по Италии , изучал латынь и богословие и смог сделать множество наблюдений из первых рук за некоторыми аспектами Европы 18-го века, что очень немногие азиаты имели возможность сделать. перед ним. [ 8 ] В 1717 году он был рукоположен в сан священника. [ 8 ]
В 1718 году папа Климент XI решил отправить Провану обратно в Китай, поэтому 19 мая 1719 года Прована и Фан сели на борт « Франциско Ксавьера» в Лиссабоне и снова отправились в плавание. [ 9 ] Прована умер во время путешествия, и Фан вернулся в Макао один. Из Макао он отправился на север, в Пекин, на аудиенцию у императора Канси, которая состоялась 11 октября 1720 года. [ 9 ] Никакого отчета о его встрече с императором не сохранилось, но Фань написал краткий отчет о своем опыте в Европе, « Шэнь Цзянь Лу» (身見錄), который, возможно, был создан, чтобы дополнить информацию, которую он дал императору лично. [ 9 ]
Всю оставшуюся жизнь Фань проработал священником и миссионером в Китае. [ 9 ] и, по-видимому, как переводчик императора; Итальянский миссионер Маттео Рипа упоминает «Луи Фана» в опубликованной им книге о своем опыте пребывания в Китае. [ 10 ] Фань умер в Пекине 28 февраля 1753 года. [ 2 ] Похоронен на иезуитском кладбище Жалан в Пекине.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Правило (1994) , с. 250.
- ^ Перейти обратно: а б Правило (1994) , с. 257.
- ^ Броки 2007 , с. 192.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лищак (2015) , с. 49.
- ^ Броки (2007) , с. 191–192.
- ^ Правило (1994) , с. 252.
- ^ Правило (1994) , стр. 252–253.
- ^ Перейти обратно: а б Правило (1994) , с. 253.
- ^ Перейти обратно: а б с д Правило (1994) , с. 254.
- ^ Рипа (1887) , с. 102.
Библиография
[ редактировать ]- Броки, Лиам Мэтью (2007), Путешествие на Восток: Иезуитская миссия в Китай, 1579–1724 гг ., Кембридж : Belknap Press .
- Лищак, Владимир (2015), «Франсуа Ноэль и его латинские переводы конфуцианских классических книг, изданных в Праге в 1711 году» , Anthropologia Integra , vol. 6, стр. 45–52 .
- Рипа, Маттео (1887), Пранди, Фортунато (редактор), Мемуары отца Рипы во время тринадцатилетнего проживания при дворе Пекина на службе императора Китая , Лондон: Джон Мюррей .
- Рул, Пол А. (октябрь 1994 г.), «Луи Фан Шоуи и Макао», Review of Culture , vol. 21, 2-й. Сер., Макао: Институт культуры, стр. 249–258 .
- Пиастра, Стефано (2012), «Пересмотр Шэньцзяньлу Фань Шоу-и: новые геоисторические заметки», Fudan Journal of the Humanities and Social Sciences , vol. 5, Шанхай: Университет Фудань, стр. 41–53 .