Михаил Джавахишвили
Михаил Джавахишвили | |
---|---|
![]() | |
Родное имя | Михаил Джавахишвили |
Рожденный | Церакви, Тифлисская губерния , Российская империя. | 20 ноября 1880 г.
Умер | 30 сентября 1937 г. Тбилиси , Грузинская ССР , СССР. | (56 лет)
Занятие | Писатель, прозаик |
Язык | грузинский |
Национальность | грузинский |
Жанр | Критический реализм |
Известные работы |
|
Заметные награды | ![]() |
Подпись | |
![]() |
Михаил Джавахишвили ( грузинский : მიხეილ ჯავახიშვილი ; фамилия при рождении: Адамашвили ადამაშვილი) (20 ноября 1880 г.) — 30 сентября 1937) — грузинский и советский писатель, считающийся одним из крупнейших грузинских писателей ХХ века. Его первый рассказ появился в 1903 году, но затем писатель впал в длительную паузу, прежде чем вернуться к писательству в начале 1920-х годов. Его непокорность советскому идеологическому давлению стоила ему жизни: он был казнен во время Великой чистки , а его произведения были запрещены почти на двадцать лет. По словам современного британского исследователя русской и грузинской литературы Дональда Рэйфилда , «его яркое повествование, прямое в средствах массовой информации, его жизнерадостный юмор, тонкая ирония и моральное мужество заслуживают сравнения с произведениями Стендаля , Ги де Мопассана , и Эмиль Золя . В современной грузинской прозе только Константин Гамсахурдиа мог претендовать на такой же международный уровень». [ 1 ]
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]
Он родился как Михаил Адамашвили в селе Церакви на территории нынешнего региона Квемо Картли в Грузии (тогда входившей в состав Российской империи ). Неразбериху с настоящей фамилией позже объяснил сам писатель. По его словам, его дедушка, уроженец Джавахишвили (дворянский род из провинции Картли ), убил человека, поэтому был вынужден бежать в Кахетию , где взял новое имя Токликишвили. Дед Михаила Адам вернулся в Картли . Его сын Саба был зарегистрирован как Адамашвили. Михаил в молодости тоже носил это имя, но позже ему вернули фамилию предков – Джавахишвили. Он поступил в Ялтинский техникум садоводства и виноградарства, но семейная трагедия заставила его бросить учебу: грабители убили его мать и сестру, а вскоре после этого умер отец. Вернувшись в Грузию в 1901 году, он работал на медеплавильном заводе в Кахетии . Его первый рассказ был опубликован в 1903 году под псевдонимом Джавахишвили, за которым последовала серия журналистских статей с критикой российских властей. В 1906 году Царские политические репрессии вынудили его удалиться во Францию, где он изучал искусство и политическую экономию в Парижском университете . После обширных путешествий по Швейцарии, Великобритании, Италии, Бельгии, США, Германии и Турции с 1908 по 1909 год он тайно вернулся на родину, но в 1910 году был арестован и выслан из Грузии. [ 2 ] Он вернулся в 1917 году и после почти пятнадцатилетнего перерыва возобновил писательство. В 1921 году он вступил в Национально-демократическую партию Грузии и находился в оппозиции советскому правительству, созданному в Грузии в том же году. В 1923 году, во время репрессий против партии большевиками, Джавахишвили был арестован и приговорен к смертной казни, но был реабилитирован при посредничестве Союза писателей Грузии и освобожден после шести месяцев заключения. Примирение Джавахишвили с советской властью было лишь поверхностным, а его отношения с новой властью оставались непростыми.
Лучшие работы
[ редактировать ]
Джавахишвили умело включил народную фразеологию в нормированный повествовательный язык. В своих лучших произведениях романист сочетает опустошающий реализм и характерные юмористические нотки с глубинным пессимизмом и анархией, противопоставляя деревенскую и городскую жизнь, царское и советское время. Его сюжеты, иногда откровенно бунтарские, жестокие и сексуально страстные, пересекают традиционные табу и опровергают любое примирение с новым миром и имеют общую основу: возвышение грузинского кулака , жизнь грузинского аристократического интеллектуала и дилетанта, а также влияние на них повлияли как революционный переворот 1917 года, так и большевистский переворот 1921 года.
В своей самой типичной и влиятельной новелле «Обделенные Жако» ( «Жакос Хизнеби» ), впервые опубликованной в 1924 году, Джавахишвили противопоставляет отважного, жадного и мошенника Жако его жертву, князя Теймураза. Хевистави, любезный интеллектуал и неэффективный филантроп, чей попечитель, Джако, лишает его состояния, красивой и любимой жены Марго и даже здравомыслия. В лице Теймураза мы следим за упадком и падением старого дворянства, разочарованием в революции и деморализацией после падения недолговечной независимой Грузии . Другое крупное произведение — сатирический «Квачи Квачантирадзе» (Романтический театр; 1924) — было драматизировано в 1927 году для Ахметели Сандро Театра Руставели , но проект был прерван, когда ведущий Пробольшевистские критики назвали ее порнографией (с тех пор пьеса была утеряна). В романе 1926 года «Белый воротничок » Джавахишвили описывает судьбу свободолюбивых и стоических грузинских горцев: Хевсуры – в новой советской реальности. Тбилисец . Элизбар, раздраженный презрением своей сексуальной, но глупой космополитичной жены Цуцкии, уходит в Хевсуретское нагорье и, занимаясь разведкой меди, влюбляется и женится на глубоко традиционной, но любящей и жизнерадостной женщине из хевсурского клана Хатуне Несмотря на то, что местное горное сообщество приветствует и поддерживает его, Элизбар, жаждущий вернуться к городской жизни (символизированной в рассказе « Белый воротничок »), привозит Хатуну в Тбилиси и бросает своих горских друзей и родственников перед лицом предстоящей катастрофы. предшествовало хевсурское вооруженное сопротивление Советам. [ 3 ]
Высшая заслуга творчества Джавахишвили – роман «Арсена Марабда» (არსენა მარაბდელი) – был написан между 1933 и 1936 годами. Писатель потратил годы на исследование и переписывание русской и грузинской версий романа. В основе сюжета лежит жизнь реального исторического деятеля, разбойника Арсена Одзелашвили , который также является любимым героем грузинского фольклора. Джавахишвили акцентирует внимание на трагической необходимости, которая заставляет рыцарского крестьянина Арсена вырождаться в типичного бандита XIX века. Хотя история о преступнике, сражающемся с дворянством, считалась «идеологически правильной», «левые» критики с подозрением относились к узнаваемым параллелям Джавахишвили между императорской Россией и советским государством. Джавахишвили вложил в уста Арсены многие свои мысли. Одним из примеров является его знаменитая фраза: «Россия скачет за Европой, а окровавленное тело, которое она тащит за собой на веревке, — это Грузия». Работа завоевала большую популярность у обычного читателя и резкие нападки со стороны коммунистических критиков и пролетарских писателей, обвинявших его в коррупции, искажении фактов, клевете и подрывной деятельности; Против него было использовано даже то, что его племянник работал кондуктором трамвая в Греции. [ 4 ]
Политические взгляды и последние годы
[ редактировать ]
За свои патриотические взгляды Джавахишвили несколько раз арестовывался и ссылался еще во времена Российской империи . После краха Первой Грузинской Демократической Республики и страны аннексия Российского большевистского режима , он всегда находился под особым наблюдением из-за своих взглядов и бывшего членства в Национал-демократической партии . В 1924 году его заподозрили в участии в патриотическом восстании, заключили в тюрьму и после серии допросов и пыток приговорили к смертной казни. Он выжил только благодаря «доброму настроению» Серго Орджоникидзе , к которому лично обратились близкие друзья Джавахишвили историк Павел Ингороква и врач Николоз Кипшидзе . Хотя отношения между писателем и правящим режимом всегда были напряженными, в 1930 году Джавахишвили столкнулся с Малакией Торошелидзе , президентом Союза писателей и народным комиссаром просвещения, подозреваемым в троцкисте , после запрета последним на классику грузинской литературы. На С приходом к власти Лаврентия Берии запрет был отменен, и Джавахишвили на короткое время завоевал расположение. Его «Арсена Марабдская» была переиздана, инсценирована и экранизирована. Однако ему не удалось избежать резкой критики со стороны большевиков даже после того, как в 1936 году он опубликовал умеренный «Женское бремя» (ქალის ტვირთი), попытку создания романа в стиле социалистического реализма . Это история революционной, но буржуазной женщины Кетеван, чей любовник, большевистский подпольщик Зураб, уговаривает ее выйти замуж за царского жандармского офицера Авшарова, которого она должна убить.

Советский идеолог Владимир Ермилов осудил роман, заявив, что он изображает большевиков чистыми террористами и делает жандармов слишком рыцарскими. Вскоре Берия возмутился отказом Джавахишвили обратиться к нему за советом по поводу представления деятельности большевиков в дореволюционной Грузии. Кроме того, Джавахишвили подозревали в том, что он предупредил писателя Григола Робакидзе предстоящем аресте и помог ему бежать в Германию еще в 1930 году о . «URSS и восхваление в книге грузинских писателей переквалифицировали Жида и Джавахишвили во врагов. 22 июля 1937 года, когда поэт Паоло Иашвили застрелился в здании Союза писателей, а сессия Союза приняла резолюцию, осуждающую поступок поэта как антисоветскую провокацию, Джавахишвили был единственным присутствующим человеком, который похвалил поэта. храбрость. Через четыре дня, 26 июля, президиум Союза проголосовал: «Михаила Джавахишвили, как врага народа, шпиона и диверсанта, исключить из Союза писателей и физически уничтожить». Его друзья и коллеги, в том числе уже находившиеся в тюрьме, были вынуждены обвинить Джавахишвили в контрреволюционном террористе. Только критик Геронтий Кикодзе покинул заседание Союза в знак протеста, но не дал согласия на резолюцию. Писатель был арестован 14 августа 1937 года и подвергался пыткам в присутствии Берии, пока не подписал «признание». Его расстреляли 30 сентября 1937 года. Его имущество конфисковали, архивы уничтожили, брата расстреляли, а вдову отправили в ссылку. Джавахисвили оставался под цензурой до конца 1950-х годов, когда он был реабилитирован и переиздан. [ 5 ] Некоторые эпизоды из его биографии, например эпизоды из Дмитрия Шеварднадзе, в дальнейшем использовал Тенгиз Абуладзе в своем фильме «Покаяние» ( მონანიება ).
Небольшая часть его наследия хранится в доме-музее Михаила Джавахишвили в центре Тбилиси, где жил писатель, в квартире, где также проживают потомки семьи. [ 6 ]
Библиография
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- (1924) Квачи Квачантирадзе; Английский перевод: Квачи Квачантирадзе (2015)
- (1925) Хизни Джако; Английский перевод: Изъятые Джако
- (1926) Белый воротничок; Английский перевод: Белый воротничок
- (1928) Гиви Шадури; Английский перевод: Гиви Шадури
- (1932) Арсена Марабдель; Английский перевод: Арсена Марабдская.
- (1936) Женское бремя; Английский перевод: Женское бремя
Новеллы
[ редактировать ]- (1923) Человек леса; Английский перевод: Человек из леса
- (1925) Ламбало и Каша; Английский перевод: Ламбало и Каша
- (1927) Кролик; Английский перевод: Кролик
- (1928) Пригласи меня; Английский перевод: Пригласи меня
- (1928) Вой земли; Английский перевод: Звонок с Родины
- (1929) чашка; Английский перевод: Чашка
- маленькая женщина Английский перевод: Маленькая женщина.
Короткие рассказы
[ редактировать ]- Чанчура (1903)
- Сапожник Габо (1904)
- Свадьба Курки
- Камень Дьявола
- К
- Ночь Осени
- Расплавленная цепь
- Народный закон
- Металлическое сито
- Тети
- Золотые зубы
- Бесхозный
- Бархатное платье
- Премия
- Мусуси
- Кбача опоздал
- Правдивый Абдула
- Два приговора (1925)
- Дедушка Бог (1926)
- Два солнца (1927)
- Пять историй
- Девять Дев (1935)
- Последователь
- Два зуба
- Мститель
- Третий
Ссылки
[ редактировать ]

- ^ Рэйфилд, Дональд (2000), Литература Джорджии: История : 2-е издание, стр. 224. Рутледж, ISBN 978-0-7007-1163-5 .
- ^ Микаберидзе, Александр (редактор, 2007 г.), Джавахишвили, Михаил. Архивировано 11 июня 2022 г. в Wayback Machine . Словарь грузинской национальной биографии . Проверено 27 мая 2007 г.
- ^ Рэйфилд, с. 222-3.
- ^ Рэйфилд, с. 223.
- ^ Рэйфилд, с. 224.
- ^ «МЕМОРИАЛЬНЫЙ ДОМ-МУЗЕЙ МИХЭИЛА ДЖАВАХИШВИЛИ» . Объединение музеев . 15 июля 2020 г. Проверено 26 июля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на грузинском языке) Антология грузинской литературы: Михаил Джавахишвили . Национальная парламентская библиотека Грузии.