Коренные американцы в Юте
Коренные народы жили на территории, ныне известной как штат Юта, на протяжении тысячелетий. Сегодня они разделены на пять основных групп: утес, гошуты, пайуты, шошоны и навахо. Каждый из них занимает отдельный регион внутри штата, многие из которых выходят за границы других штатов. По переписи 2010 года , [ 1 ] Всего в штате проживало 32 927 американских индейцев и коренных жителей Аляски, что составляло 1,19% от общей численности населения штата Юта.
Доевропейское прибытие
[ редактировать ]Факты показали, что люди были привлечены к районам Юты еще 10 000 лет назад, особенно к долине Эскаланте в Южной Юте, а также к Большому Бассейну , недалеко от границы Юты и Невады. [ 2 ] Самый ранний период в истории человечества Юты классифицируется археологами как палеоахаический период, который датируется 11 000 лет назад, со свидетельствами заселения на высоте более 11 футов ниже нынешнего уровня земли. [ 2 ] Информации об этих временах очень мало, за исключением того, что народы зависели от дикой пищи, чтобы выжить. Охотники добились больших успехов в охоте на оленей, бобров, сурков и даже на домашнюю птицу, такую как утки, тетерева и индейки. Для захвата добычи использовались различные инструменты, а после добычи остатки мяса сушились и консервировались. Мужчины в основном занимались охотой, а женщины искали растения и обрабатывали их. Иногда они участвовали в охоте на мелкую дичь. [ 2 ]
Практика земледелия начала становиться популярной только в первые несколько столетий нашей эры и продолжалась примерно до 1300 года нашей эры. На этих фермах выращивали многие продукты, такие как кукуруза, фасоль и тыква, в то же время продолжалась практика охоты и собирательства. [ 2 ] В этот период торговля также стала очень важной среди людей культуры Фремонт и анасази , населявших этот регион. [ 2 ] Хотя большая часть информации об этих древних народах получена посредством археологии, только после прибытия европейцев в 1700-х годах их история сохранилась в письменной форме.
Прибытие европейских поселенцев
[ редактировать ]Испанские исследователи
[ редактировать ]Испания была «владельцем» большей части западной части Юты до на запад . экспансии США [ 3 ] В 1765 году Хуан Мария Антония Ривера и его группа, возможно, были одними из первых евроамериканцев, исследовавших части Юты. 11 лет спустя Домингес и Эскаланте путешествовали по Юте, участвуя в знаменитой экспедиции . [ 3 ] Испанцы «претендовали» на эту землю, хотя число коренных народов, населяющих эту землю, намного превосходило численность немногочисленных испанских исследователей. [ 3 ]
Охотники и торговцы мехом
[ редактировать ]Примерно в течение следующих 85 лет через штат будут проезжать в основном звероловы и торговцы мехом. Джедедия Смит и Джим Бриджер были одними из первых, за ними последовали Питер Скин Огден , Майлз Гудиер и Этьен Провост . [ 3 ] Отношения между охотниками и туземцами были разнообразными: некоторые были дружескими, некоторые — враждебными. Со временем охотники и торговцы научились лучше общаться с туземцами, сначала с помощью знаков, а позже некоторые даже выучили свой родной язык и вступали в брак с местными женщинами. [ 4 ]
Мормонские пионеры
[ редактировать ]24 июля 1847 года признано днем, когда мормонские пионеры вошли в долину Соленого озера . Этот день теперь отмечается в штате Юта и известен как День пионеров . Однако когда мормонские пионеры прибыли, они не оказались на пустом месте. По оценкам, около 20 000 коренных американцев уже населяли землю, которая сейчас находится в границах штата Юта. [ 5 ]
Первые несколько лет урегулирования отношения в целом были мирными, и велась некоторая торговля. По мере того, как пионеры заселяли земли за пределами долины Соленого озера , коренные американцы стали более перемещенными, и начала возникать напряженность. [ 5 ] Хотя большинство конфликтов разрешалось мирным путем, это стало началом ухудшения отношений. В 1853 году началась Война Уокера , за которой в 1865 году последовала Война Черного Ястреба . [ 5 ] С началом 1870-х годов федеральная политика в отношениях с коренными американцами стала проводиться в более организованном порядке, что привело к уменьшению личных споров между туземцами и поселенцами. Это было началом периода продолжительностью около 100 лет, когда существовало множество различных политик и практик в отношении коренных американцев в Юте и по всей стране. [ 5 ]
Современная ситуация
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]С 1900 года пятьдесят процентов коренных американцев посещают государственные школы. Правительство не хотело большой потребности в индейских резервациях , поэтому оно использовало государственные школы как способ ассимилировать коренных американцев с белой культурой. [ 6 ] Идея заключалась в том, что коренные американцы оставят свою культуру позади, ассимилируясь с белой культурой. В целом отношение белых жителей Юты к интеграции коренных американцев не было положительным. Многие учителя были открыто против интеграции, и это затрудняло обучение коренных американцев. Враждебность отчасти объяснялась тем, что коренные американцы жили в необлагаемых налогом резервациях и не платили налогов за обучение. [ 6 ] Сообщалось о случаях, когда водители автобусов не забирали студентов из числа коренных американцев. Расизм присутствовал в школьной системе. [ 6 ] Эта проблема сохранялась для детей коренных американцев до принятия Закона об образовании индейцев 1972 года. Это помогло некоторым детям коренных американцев, но многие дети коренных американцев бросили школу до этого. [ 6 ]
Правительство и суверенитет
[ редактировать ]Историю суверенитета коренных американцев обычно делят на четыре категории: культура и суверенитет аборигенов в доколумбовые времена, перемещение коренных американцев в резервации, ассимиляция посредством политики, принятой Конгрессом, и современные усилия коренных американцев по установлению суверенитета в стране индейцев. . [ 7 ]
Эта история создала большую путаницу между различием суверенитета коренных американцев и полномочиями федерального правительства. Они были признаны как отдельные нации с полномочиями заключать договоры, с правом на свою землю и управлять ею так, как они пожелают, но процесс ассимиляции также стремился упразднить эти полномочия. [ 5 ]
Земли в штате Юта, предназначенные для коренных американцев, зарезервированы от «заселения, въезда, продажи или иного распоряжения и отстранены от использования и выгоды [гошутов] и других индейцев в общественном достоянии в штате Юта». . [ 7 ]
Закон о самоопределении и помощи в образовании индейцев 1975 года, который предоставил племенам большую свободу в самоуправлении посредством реализации федеральных программ и большего контроля над своими ресурсами. [ 8 ]
Бронирование
[ редактировать ]Индейские резервации – это места, предназначенные для проживания коренных народов. Эти места находятся в ведении правительства конкретной коренной нации, а не правительств штатов Соединенных Штатов Америки . [ 9 ] Резервациями управляют признанные на федеральном уровне племена. Эти племена поддерживают межправительственные отношения с Соединенными Штатами Америки. [ 9 ] Резервации в штате Юта включают резервацию «Долина Черепа», расположенную в округе Туэл, штат Юта . Народ Гошуте - это признанное на федеральном уровне племя. [ 9 ] Существует также индейская резервация Уинта и Орай , в которой племя юте является признанным на федеральном уровне племенем, управляющим землей. Эта резервация является второй по величине в США и расположена в округах Юинта, Дачесн, Уосатч, Гранд, Карбон, Юта и Эмери в штате Юта. [ 10 ] Не все коренные жители Юты живут в индейских резервациях. Около 46% коренных жителей Юты проживают в городах Солт-Лейк-Сити. Многие также живут в округах Вебер, Юта и Дэвис. Большинство из оставшихся 54% коренного населения Юты проживают в резервациях. [ 11 ]
Культуры
[ редактировать ]Вне
[ редактировать ]Люди юта являются коренными жителями штатов Аризона, Юта, Колорадо, Невада, Нью-Мексико и Вайоминг. Язык, на котором они говорят, — шошонский. [ 12 ] Они являются предками юто-ацтеков, и теперь эти люди разделены на группы, называемые бандами. В состав групп Ute People входят The Mouache, The Caputa, The Weenuchiu, The White River Ute и The Pahvant. [ 12 ]
Люди юте использовали множество разных стратегий, чтобы добыть еду для своих семей. Они собирали пищу из диких растений. Кроме того, мужчины обычно охотятся на более крупных животных, а женщины ловят более мелких животных. [ 12 ] Некоторые группы народа юте начали заниматься сельским хозяйством, а другие научились использовать растения в медицине. [ 12 ]
Гошуте
[ редактировать ]Народ гошуте родом из пустыни Большого Соленого озера в штате Юта. Они были очень эффективными охотниками и собирателями в этом пустынном регионе. По своей традиции они считают, что всегда жили в пустыне Большого Соленого озера. [ 13 ] Жизнь в пустынном регионе принесла Гошутам некоторые преимущества, например, отсутствие беспокойства со стороны белых поселенцев до середины 1800-х годов, когда прибыли мормонские поселенцы. [ 13 ] Когда это произошло, их вытеснили со своей территории.
Пайуте
[ редактировать ]Народ пайуте родом из Юты и был кочевым народом, который довольно часто путешествовал. Их первоначальная территория занимала 30 миллионов акров, по которым они перемещались в зависимости от времени года и миграции животных. [ 14 ] Пайуты относительно не пострадали от европейских поселений до 1850-х годов, когда на их территорию не пришли мормонские поселенцы. [ 14 ] Наиболее заметное взаимодействие между пайутами и мормонами произошло в 1857 году во время резни в Маунтин-Мидоуз . После этой резни люди пайуте громко заявляли о своей непричастности, в то время как мормоны во время инцидента обвиняли их. [ 14 ]
Шошоны
[ редактировать ]Шошоны . являются коренными жителями Вайоминга, Айдахо и Юты Название шошоны происходит от слова из их собственного языка, множественного числа термина, обозначающего вид высокорастущей травы; их иногда называют «людьми травяного дома». [ 15 ] Шошоны являются коренными жителями района Большого Бассейна. В основном это были люди-охотники и собиратели, для которых мясо бизона было их самым важным ресурсом. [ 15 ]
Навахо
[ редактировать ]Народ навахо является родным для юго-западных штатов Нью-Мексико, Аризоны, Юты и Колорадо. Это второе по величине племя в стране, признанное на федеральном уровне, в котором 300 000 человек зарегистрированы как навахо. [ 16 ] Люди были в основном охотниками и собирателями, но со временем переняли методы ведения сельского хозяйства. Народ навахо первоначально жил в местах, которые сейчас являются современной Мексикой, но когда пришли испанские исследователи, они были вытеснены обратно в Юту и другие юго-западные штаты. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Население Юты — Интерактивная карта переписей 2010 и 2000 годов, демография, статистика, краткие факты — CensusViewer» . censusviewer.com . Проверено 23 октября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Джанетски, Джоэл К., Марк Л. Бодили, Брэдли А. Ньюболд и Дэвид Т. Йодер. (2011). «Глубокая история человечества в долине Эскаланте и Южной Юте». Исторический ежеквартальный журнал Юты . 79 (3): 204–223. дои : 10.2307/45063292 . JSTOR 45063292 . S2CID 254443772 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д «Эпохи исследований в Юте» . ilovehistory.utah.gov . Проверено 26 ноября 2019 г.
- ^ «Отношения индейцев и охотников | Охотники и торговцы | Делаем историю, сохраняя прошлое» . Делая историю, сохраняя прошлое . Проверено 26 ноября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дженсен, Марлин (1 сентября 2011 г.). «Остальная часть истории: отношения Святых последних дней с коренными американцами Юты» . Мормонские исторические исследования . 12 :16–25. Архивировано из оригинала 20 марта 2020 г. – через хост ebsco.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грюнвальд, Ким (1996). «Американские индейцы и система государственных школ: пример северных ютов». Исторический ежеквартальный журнал Юты.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, Трейси (сентябрь 2002 г.). «Идеографический анализ суверенитета коренных американцев в штате Юта» . Обзор Wíčazo Ša . 17 : 43–63. дои : 10.1353/wic.2002.0015 . S2CID 161813665 – через JSTOR.
- ^ Гудман, Дуг (2005). «Местные органы власти, племенные правительства и предоставление услуг: уникальный подход к решению проблем путем переговоров» . Источник: Журнал культуры и исследований американских индейцев . 29 (2): 15–33. doi : 10.17953/aicr.29.2.g86715175118tum7 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Часто задаваемые вопросы» . Министерство внутренних дел США, Бюро по делам индейцев .
- ^ О'Нил, Флойд (1979). «История земель Уинта-Урай-Ют» . Периодические статьи Американского Западного Центра .
- ^ «Здоровье американских индейцев и коренных жителей Аляски» . Департамент здравоохранения штата Юта .
- ^ Перейти обратно: а б с д «История южного индейского племени ют» . Южное индейское племя юте .
- ^ Перейти обратно: а б «История: Гошуты» . Цифровой архив американских индейцев штата Юта .
- ^ Перейти обратно: а б с «Пайюте» . Цифровой архив американских индейцев штата Юта .
- ^ Перейти обратно: а б Уишарт, Дэвид. «Шошоны» . Энциклопедия Великих равнин .
- ^ Донован, Билл. «Перепись: число учащихся навахо превысило 300 000» . Навахо Таймс .
- ^ «Навахо» . Цифровой архив американских индейцев штата Юта .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- (1994) Статья «Коренные американцы в Юте» в Энциклопедии истории Юты. Статья была написана Дэвидом Ричем Льюисом, а энциклопедия была опубликована издательством Университета Юты. ISBN 9780874804256. Архивировано из оригинала 9 октября 2023 г. и получено 14 мая 2024 г.