Коренные народы Африки
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Коренные жители Африки — это группы людей, проживающих в определенном регионе; [1] люди, которые жили там до прибытия колонистов или поселенцев, определили новые границы и начали оккупировать землю. Это определение применимо ко всем группам коренных народов, как внутри Африки, так и за ее пределами. Хотя подавляющее большинство коренных африканцев можно считать «коренными» в том смысле, что они произошли с этого континента и нигде больше (как и все Homo sapiens ), идентичность «коренного народа» в современном применении носит более ограничительный характер. Не каждая африканская этническая группа заявляет о своей идентификации в соответствии с этими условиями. Группы и сообщества, которые претендуют на это признание, — это те, кто в силу различных исторических и экологических обстоятельств оказались за пределами доминирующих государственных систем. Их традиционная практика и притязания на землю часто вступают в противоречие с целями и политикой, провозглашаемой правительствами, компаниями и окружающими доминирующими обществами.
Маргинализация, наряду с желанием признать и защитить свои коллективные права и права человека , а также сохранить преемственность своей индивидуальной культуры , привела многих к стремлению идентифицировать себя как коренные народы в современном глобальном смысле этого термина. Например, в Западной Африке Мали народ догонов и - Буркина Фасо , [2] [3] в народ Джола Гвинее -Бисау , Гамбии и Сенегале , [4] и народ серер в Сенегале, Гамбии, Гвинее-Бисау и Мавритании , а также формально в Северной Африке, [5] [6] на протяжении веков сталкивались с религиозными и этническими преследованиями, а также с лишением избирательных прав или предрассудками в наше время (см. «Преследование сереров» и «Преследование догонов» ). Эти люди, являющиеся коренными в своей нынешней среде обитания, классифицируются как коренные народы . [2] [3] [4] [5]
История
[ редактировать ]История коренных африканских народов насчитывает тысячи лет и включает в себя сложное разнообразие культур, языков и политических систем. Коренные африканские культуры существовали с древних времен, причем некоторые из самых ранних свидетельств человеческой жизни на континенте происходят из каменных орудий и наскальных рисунков, датируемых сотнями тысяч лет. Самые ранние письменные записи об истории Африки происходят из древних египетских и нубийских текстов, датируемых примерно 3000 годом до нашей эры. Эти тексты дают представление об обществах того времени, включая религиозные верования, политические системы и торговые сети. В последующие столетия различные другие африканские цивилизации приобрели известность, такие как Королевство Куш на севере Судана и могущественные империи Гана , Мали и Сонгай в Западной Африке. В конце 15 века началась европейская колонизация, приведшая к порабощению миллионов африканцев и вытеснению многих коренных культур. После окончания Второй мировой войны коренные африканские культуры находились в состоянии постоянного изменения, изо всех сил пытаясь сохранить свою идентичность перед лицом вестернизации и глобализации. В последние годы наблюдается возрождение интереса к традиционным культурам, и многие африканские страны предприняли шаги по сохранению и популяризации своего коренного наследия.
«Коренные народы» в современном африканском контексте
[ редактировать ]В постколониальный период концепция конкретных коренных народов Африканского континента получила более широкое признание, хотя и не без разногласий. Очень разнообразные и многочисленные этнические группы, составляющие большинство современных независимых африканских государств, включают в себя различные народы, положение, культура и образ жизни скотоводов или охотников-собирателей , как правило, маргинализированы и отделены от доминирующих политических и экономических структур нации. С конца 20-го века эти народы все чаще добивались признания своих прав как отдельных коренных народов как в национальном, так и в международном контексте.
( Координационный комитет коренных народов Африки IPACC) был основан в 1997 году. Это одна из основных транснациональных сетевых организаций, признанных представителем коренных народов Африки в диалоге с правительствами и такими органами, как ООН. В 2008 году в состав IPACC входило 150 организаций-членов из 21 африканской страны. IPACC выделяет несколько ключевых характеристик, связанных с претензиями коренных народов Африки:
- «политическая и экономическая маргинализация, коренящаяся в колониализме;
- фактическая дискриминация, часто основанная на доминировании земледельческих народов в государственной системе (например, отсутствие доступа к образованию и здравоохранению для охотников и пастухов);
- особенности культуры, идентичности, экономики и территориальности, которые связывают охотничьи и скотоводческие народы с их родной средой в пустынях и лесах (например, кочевничество, рацион питания, системы знаний);
- некоторые коренные народы, такие как народы сан и пигмеи , физически отличны друг от друга, что делает их объектами особых форм дискриминации».
Что касается опасений, что идентификация одних групп, а не других, как коренных народов, сама по себе является дискриминационной , IPACC заявляет, что:
- «...признает, что все африканцы должны пользоваться равными правами и уважением. Необходимо ценить все многообразие Африки. Отдельные общины в силу исторических и экологических обстоятельств оказались вне государственной системы и недостаточно представлены в управлении... Это не отказывать другим африканцам в их статусе; нужно подчеркнуть, что положительное признание необходимо охотникам-собирателям и скотоводческим народам для обеспечения их выживания».
На африканском межправительственном уровне рассмотрением прав и проблем коренных народов занимается подкомиссия, созданная при Африканской комиссии по правам человека и народов (ACHPR) , спонсируемая Африканским союзом (АС) (органом-преемником Африканской комиссии по правам человека и народов). Организация африканского единства (ОАЕ) . В конце 2003 года 53 государства, подписавшие ACHPR, приняли отчет Рабочей группы Африканской комиссии по коренным народам/сообществам и его рекомендации. В этом отчете частично говорится (стр. 62):
- «...определенные маргинализированные группы подвергаются дискриминации определенным образом из-за их особой культуры, способа производства и маргинального положения внутри государства [; это] форма дискриминации, от которой не страдают другие группы внутри государства. Призыв этих маргинализированных групп групп к защите своих прав является законным призывом смягчить эту конкретную форму дискриминации».
Принятие этого доклада, по крайней мере теоретически, подтвердило, что подписавшие его стороны согласились с концепциями и целями продвижения самобытности и прав коренных народов Африки. Однако степень, в которой отдельные государства мобилизуются для реализации этих рекомендаций на практике, сильно различается. Большинство групп коренного населения продолжают выступать за улучшение прав на землю, использование природных ресурсов, защиту окружающей среды и культуры, политическое признание и свободу от дискриминации.
30 декабря 2010 года Республика Конго приняла закон о поощрении и защите прав коренных народов. Этот закон является первым в своем роде в Африке, и его принятие является историческим событием для коренных народов континента. [7]
См. также
[ редактировать ]- Африканская комиссия по правам человека и народов
- Черные люди
- Организация коренных народов Хизетджитва (2007 г.), организация, действующая в Намибии и Анголе.
- Список этнических групп Африки
- Список коренных народов Африки
- Недавнее африканское происхождение современных людей
- Технический центр сельскохозяйственного и сельского сотрудничества ACP-EU (CTA)
- Программа ООН по окружающей среде
- Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Аборигены Африки становятся мусульманами после прочтения Калемы» . Ежедневная цель (на бенгали). 06.06.2024 . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Бунтен, Алексис К., Граберн, Нельсон, «Туристические движения коренных народов». (G – Серия справочных, информационных и междисциплинарных предметов. Туристические движения коренных народов, Нельсон Х. Х. Граберн). University of Toronto Press (2018), стр. 14–15, ISBN 9781442628298 [1] (по состоянию на 30 мая 2024 г.)
- ^ Jump up to: а б Дэнвер, Стивен Л., «Коренные народы мира: энциклопедия групп, культур и современных проблем». Рутледж (2015), с. 29. ISBN 9781317464006 [2] (по состоянию на 30 мая 2024 г.)
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Виктория Р., «Коренные народы: энциклопедия культуры, истории и угроз выживанию [4 тома]». Bloomsbury Publishing USA (2020), с. 425, ISBN 9798216102199 [3] (по состоянию на 30 мая 2024 г.)
- ^ Jump up to: а б Уильямс, Виктория Р., «Коренные народы: энциклопедия культуры, истории и угроз выживанию [4 тома]». Bloomsbury Publishing USA (2020), с. 429, ISBN 9798216102199 . [4] (по состоянию на 30 мая 2024 г.)
- ^ Пьерре, Поль, «Словарь египетской археологии», Imprimerie nationale 1875, стр. 198-199 [в] Диоп, Шейх Анта , «Доколониальная Черная Африка», (перевод: Гарольд Салемсон), Chicago Review Press (1988), стр. 198-199. 65
- ^ [5] Архивировано 14 июня 2011 г., в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гро, Арнольд (2018). «Методы исследования в контексте коренных народов». Нью-Йорк: Спрингер.
- Хичкок, Роберт (1996). «Сообщества Калахари: бушмены и политика окружающей среды в Южной Африке». Международная рабочая группа по делам коренных народов (IWGIA), Документ № 79
- Отчет Рабочей группы Африканской комиссии по коренным народам/сообществам . ИВГИА
- Коренной мир 2020 . ИВГИА
- Коренные народы Африки: забытые народы? Работа Африканской комиссии по коренным народам Африки . ИВГИА