Мадхибан
Мадхибан Мадибан | |
---|---|
Сомалийский клан | |
![]() Могила шейха Али Саматера, известного ученого Мадхибана. | |
Этническая принадлежность | ![]() |
Расположение | ![]() ![]() ![]() ![]() |
Население | 1,548,000 [ 1 ] [ 2 ] |
Филиалы |
|
Язык | ![]() ![]() |
Религия | Суннитский ислам |
Мадхибан ) (сомали: Мадхибаан, арабский: مديبان, полное имя: Шейх Мохамед (Мадибе) [ 3 ] [ 4 ] — сомалийский клан на Африканском Роге.
Мадхибан традиционно состоит из охотников, ремесленников, владеющих железом, производителей таких товаров, как оружие, кожаные изделия, текстиль и серебряные украшения. [ 5 ] традиционные хирурги и врачи, [ 6 ] [ 7 ] и фермеры. [ 8 ] [ 9 ] Они также были кочевниками и занимались торговлей. Их влияние распространяется по всему Африканскому Рогу, что отражает их значительное влияние на сомалийское общество и экономический и культурный ландшафт региона в целом. [ 10 ]
Этимология
[ редактировать ]Считается, что название «Мадхибан» произошло от праотца народа Мадхибан, шейха Мадхи, который был известен своим миролюбивым характером и тем, что никого не беспокоил. На сомалийском языке «Мадхибаан» означает «тот, кто не беспокоится». [ 11 ]
Имя Мидгаан является основным термином, используемым для обозначения народа Мадхибан в исторической литературе. Существуют разные теории о том, что означает «Мидгаан». Ричард Бертон задокументировал, что это имя означает «Одна (Средняя) рука (гаан)». [ 12 ] Однако более вероятно, что вторая часть термина относится к слову гане, во множественном числе ганейяал, что означает «лучник» (ср. также ганайя, «выпускать стрелу»). [ 3 ]
Распределение
[ редактировать ]Мадхибаны — это группа сомалийских этнических групп, проживающих в Восточной Африке , особенно в Сомали, Эфиопии, северо-восточной Кении и Джибути. [ 13 ] [ 14 ]

Мадхибан в Хараре (1857 г.) в The Irish Quarterly Review , резюмируя книгу Первые шаги в Восточной Африке Р.Ф. Бертона « »:
У перевала в горе Кундудо толпа галльских копейщиков попыталась перехватить его путь и взимать пошлину с его багажа, но ему удалось пройти через них невредимым и наконец достичь окрестностей Харрара . Вот большая равнина, усеянная деревнями племени мидган; вдоль дорог растут сады лип, бананов и гранатов; женщины появляются на обочине дороги, продавая топленое масло, хлопок и другие товары, а вдалеке видны коричневые террасные стены и дома города с его скромными минаретами. [ 15 ]
Мадхибан в Хараре (1998), о котором сообщил Абдурахман Гарад:
В некоторых округах, (а именно) Бадро Бари и Сук'ат Бари, есть районы, где проживает мало амхарцев, и есть районы (там), где живут племена, называемые Мидган, кузнецы. [ 16 ]

Мадхибан в Зейле , Хараре , сомалийском регионе и регионе Афар (1888 г.), сообщает Пауличке.
В Зейле , Биа-Кабобе, Диалдессе и Хараре я имел возможность наблюдать особей Джибера, Томаля и Мидгана, в частности, и хотя я должен признаться, что для изучения этого вопроса требуется гораздо больший и обширный материал, чем доступен В этом отношении я должен все же признаться, что представители рас-париев показались мне совершенно отличными от собственно сомалийцев не только в социальном, но и в физическом плане. [ 17 ]
Мидганы, которых я видел в Диалдессе, месте, где сомалы вполне мирно живут рядом с галлами, показались мне похожими на последних по форме и внешнему виду, но у них были более тонкие и нежные лица. Кроме того, по более светлому цвету кожи, который мне довелось наблюдать у нескольких мидганов, я полагаю, что могу сделать вывод об их галльском происхождении. Говорят, что среди сомалийских племен Огадена мидганы присутствуют в большом количестве и представляют собой небольшие особи по сравнению с сомалами. Среди данакилов на Хавас мы также находим мидганов как опытных охотников. [ 18 ]
Маргинализация
[ редактировать ]Народ Мадхибан, наряду с другими группами, такими как Йибир, Тумаал и Муза, уже давно сталкивается с системной маргинализацией в сомалийском обществе. Часто исключаемые из более широкой концепции «сомалийности», эти группы подвергались Хиб Сооку — процессу социального исключения или «иного», который выводит их за пределы принятых социальных границ. Эта маргинализация коренится в давних культурных стигмах и необоснованных мифах, что приводит к тому, что их относят к низшим сомалийцам и гражданам второго сорта. [ 19 ] [ 20 ]
Эта повсеместная маргинализация затронула почти все аспекты жизни мадхибанов, от социальных взаимодействий до возможностей получения образования и трудоустройства. Несмотря на изменения, произошедшие с течением времени в сомалийском обществе, наследие этих укоренившихся предрассудков продолжает влиять на Мадхибан и другие подобные группы, заставляя их ориентироваться в сложном ландшафте изоляции и ограниченных возможностей. [ 19 ]
Народ Мадхибан, наряду с Йибиром и Тумаалом, исторически входил в группу Сааб, тогда как остальные сомалийцы входили в состав Аджи. Эта система функционировала по кастовому принципу, отделяя кочевых аджи от преимущественно некочевых саабов. По словам Ли Гандерсона, Денниса Мерфи Одо и Реджинальда Д'Сильвы, мадхибан (в некоторых текстах называемых мидганами) традиционно рассматривались как низшая каста, презираемая и оскорбляемая в сомалийском обществе. [ 21 ] Мадхибан, который считался загрязняющим окружающую среду и поэтому избегался как табу, подвергался маргинализации и дискриминации в сомалийском обществе. [ 21 ] [ 22 ]
Исторический
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что сомалийская культура систематически маргинализировала народ Мадхибан посредством неписаных законов, известных как ксир. Эти законы сыграли решающую роль в поддержании и обеспечении соблюдения социальной иерархии, которая дискриминировала Мадхибан и другие группы, такие как Йибир, Тумаал и Муза. Хеер закрепил их исключение из сомалийского общества, лишив их представительства и основных прав. Лидеры Мадхибана, которые пытались отстоять свои права или представлять свой народ, часто подвергались насилию, а в некоторых случаях даже были убиты. [ 23 ] [ 24 ]
Хир также наложил строгие ограничения на то , чем могли владеть Мадхибаны, ограничив их доступ к земле, собственности и образованию. Эти законы диктовали, как они могли прожить свою жизнь, ограничивая их возможности и укрепляя их статус граждан второго сорта. Повсеместный характер этих неписаных законов привел к тому, что мадхибаны оставались маргинализированными и не могли в полной мере участвовать в социальной, экономической или политической жизни сомалийского общества. [ 20 ]
Революция
[ редактировать ]При военной администрации Сомали некоторые мадхибаны были назначены на должности в правительстве для содействия интеграции. С тех пор Мадхибан получил более широкое политическое представительство. Их общий социальный статус также улучшился с расширением городских центров. [ 25 ]
отделение интенсивной терапии
[ редактировать ]В течение короткого периода в 2006 году, когда Союз исламских судов (ICU) контролировал юг Сомали, ICU осудил дискриминацию таких кланов, как Мадхибаан, Йибир и сомалийские банту , как антиисламскую. Член СИС, который был членом этих кланов, заявил: «Лучшая система, которая может положить конец дискриминации (такур) против нас, - это ислам . Никто не может прийти ко мне и сказать, что у меня есть монополия на исламскую идентичность, но можно сказать, что вы не принадлежите к клану X, потому что ваша родословная не соответствует системе родословной этого клана». [ 26 ]
Современный
[ редактировать ]Маргинализация народа Мадхибан продолжается и сегодня, проявляясь по-разному, включая исключение из государственных ресурсов, отсутствие доступа к образованию и широко распространенную дискриминацию. Районы Мадхибан часто получают минимальное внимание со стороны правительства и лишены таких важных ресурсов, как вода и образование. [ 27 ] [ 20 ]
Ярким примером является район Даами в Харгейсе, который населен преимущественно народом Габуа, включая Мадхибаана. Этот район является одним из самых бедных в Харгейсе и получает мало внимания со стороны правительства, что подчеркивает, как мадхибан систематически лишаются жизненно важных ресурсов и поддержки. [ 28 ]
Политическое представительство Мадхибана строго ограничено. В правительстве Сомали Мадхибан классифицируются как часть группы 0,5, что ограничивает их политическое влияние только двумя местами в парламенте. Такое недопредставление отражает более широкое исключение жителей Мадхибана из ключевых процессов принятия решений и политической власти. [ 29 ]
История
[ редактировать ]Средневековый
[ редактировать ]Аль-Мадхибан
[ редактировать ]
Первое зарегистрированное упоминание о народе Мадхибан относится к 1435 году в переводе Сулеймана сочинений и стихов Ибн Маджида, найденных в Абабн Маджиде. В этом тексте Сулейман идентифицирует Мадхибан как Аль-Мидгаан, подчеркивая их отличие как отдельной нации от сомалийского народа. Он также кратко упоминает имя Аль Сомали. [ 30 ]

Пипало
[ редактировать ]Пипало, также известный как Султанат Мадхибан, возник как историческое королевство между 6 и 8 веками и процветало до 14 века в регионе между Берберой и Зейлой. За этот обширный период времени королевство развивалось, охватывая четыре крупных города и множество поселков и занимая особое место в историческом повествовании. [ 31 ]
Жители Пипало, известные своей зависимостью от верблюдов и овец, использовали этих животных для пропитания и кулинарных целей. Значение королевства выходило за рамки богатства фауны, поскольку оно стало известным экспортером таких ценных товаров, как амбра, большие слоновьи бивни и рога носорога, вес некоторых из которых превышал десять кошачьих. [ 31 ]
Помимо экономического процветания, Пипало мог похвастаться изобилием мирры, жидкой стираксовой смолы и удивительно толстых черепаховых панцирей. Уникальное сочетание природных ресурсов королевства и своеобразной дикой природы, в том числе неуловимого «верблюжьего журавля» и уникального цу-ла, способствовало его культурной самобытности. [ 31 ]
Примечательным аспектом культурной жизни Пипало был охотничий опыт жителей. Опытные стрелки, они использовали отравленные стрелы, чтобы ловить и охотиться на местную дикую природу. Эта охотничья традиция придала уникальное измерение историческому значению Пипало, сделав его заметным игроком в региональной динамике до 14 века. [ 31 ]
Династия Махзуми
[ редактировать ]В 629 году хиджры (1231 г. н. э.) в пятницу месяца Ашура между Мадхибаанами и династиями Махзуми произошла значительная битва. Султан Абдаллах был схвачен в Гидае спустя почти два года. Он умер в 632 году хиджры (1234 году нашей эры) в двадцатую ночь Рамадана, что ознаменовало конец династии Махзуми. [ 32 ]
История болезни
[ редактировать ]Мадхибан на протяжении веков был неотъемлемой частью практики здравоохранения сомалийского общества. Их медицинские знания, передаваемые из поколения в поколение, сочетают в себе рациональные, магические и религиозные подходы. Такое сочетание практик распространено в сомалийской культуре, где медицинскую помощь оказывают как традиционные целители, так и практикующие миряне из племени Мадхибаан, известные как вадады. [ 33 ] [ 6 ]
Традиционные медицинские роли
[ редактировать ]Вадад или «доктор» может быть традиционным целителем с приобретенными медицинскими знаниями или мирянином из племени Мадхибаан. Хирургия, гинекология, акушерство и лечение детских болезней находятся в основном в руках практикующих Мадхибан. Их женщины, в частности, играют решающую роль в этих областях. [ 6 ]
Передача знаний
[ редактировать ]Медицинские знания Мадхибана традиционно передаются от отца к сыну или от матери к дочери. Это знание не ограничивается закрытым кругом; этому также можно научить незнакомцев за определенную плату. Например, в 1947 году женщина по имени Нурия прославилась своим лечением травами после получения указаний в видении, привлекая пациентов даже из Адена и Джибути. [ 6 ]
Хирургическая практика
[ редактировать ]Хирурги Мадхибана накопили значительный опыт в различных областях хирургии. Их инструменты, сделанные из железа с деревянными ручками, включают ножи, щипцы, буравчики и ножницы. Несмотря на отсутствие современной анестезии, их хирургические методы продвинуты. Они практикуют гемостаз с помощью давящих повязок, накладывают мирру на разрезы и используют шипы в качестве игл с растительными волокнами для наложения швов. [ 6 ]
Раны лечат удалением инородных тел, применением корней акации для гемостаза и наложением коры. При укусах змей накладывают лигатуру проксимально, рану надрезают и тампонируют солью. Ожоги лечат сахаром и маслом, а при переломах черепа проводят трепанацию. [ 6 ]
Сообщил Гурлт в 1898 году:
Среди сомалийцев мидганы - практические хирурги, прекрасно лечащие быстро заживающие сломанные кости. [ 34 ]
Уход за матерями и младенцами
[ редактировать ]Женщины Мадхибана преуспевают в гинекологии, акушерстве и уходе за младенцами. Они используют различные методы лечения травами и мануальные техники при нарушениях менструального цикла, венерических заболеваниях и других проблемах репродуктивного здоровья. Например, чрезмерные менструации лечатся с помощью камеди хабаб агаги и горячих компрессов. [ 6 ]
Знание о яде
[ редактировать ]Мадхибаны хорошо разбираются в использовании ядовитых растений. Для охоты они используют яды для стрел, изготовленные из таких растений, как Acocanthera schimperi и Adenium somalense. Эти знания распространяются на распознавание и лечение отравлений у людей и животных. [ 6 ]
Культура
[ редактировать ]Офф-Калове
[ редактировать ]У народа мадхибан, как и у йибира , есть особый диалект, который отличает его от основного сомалийского языка. Западные лингвисты начала 20 века классифицировали этот диалект как уникальную форму сомалийского языка. Примечательно, что диалекты Мадхибан и Йибир имеют значительное количество слов, что отражает тесную лингвистическую связь между этими двумя группами. [ 35 ]
Энрико Черулли задокументировал язык общины Харла , известный как аф Харлаад, который имел сходство с диалектами, на которых говорили Мадхибаан и Йибир. Это языковое сходство подчеркивает глубокие исторические связи и культурные обмены между этими маргинализированными сообществами. [ 35 ]
Дж. В. К. Кирк, британский пехотный офицер, дислоцированный в Британском Сомалиленде, представил подробный отчет о диалекте Мадхибан в своей грамматике сомалийского языка 1905 года. Кирк отметил, что диалекты мадхибаан и йибир существенно отличаются от доминирующего сомалийского языка, и это различие служит сохранению секретности и защите автономии этих групп. По словам Кирка, секретность их диалектов имела решающее значение для предотвращения полного господства правящего класса над подчиненными кланами. [ 35 ]
Кирк неоднократно подчеркивал важность этой секретности, призывая читателей не раскрывать подробности диалекта мадхибан никому из Сомали, не являющегося йибиром или мадхибаанским происхождением. Это мнение поддержал немецкий лингвист Адольф Вальтер Шлейхер в своей грамматике сомалийского языка 1892 года, подчеркнув постоянную необходимость сохранения конфиденциальности этих уникальных языковых форм. [ 35 ]
В более позднее время лингвист Роджер Бленч, ссылаясь на Кирка, отметил, что диалекты мадхибана и ибира существенно отличаются по лексике от стандартного сомалийского языка. Однако остается неясным, связано ли это расхождение с отдельным языковым кодом или оно представляет собой совершенно разные языки. [ 35 ]
Известный Мадхибан
[ редактировать ]- Марьям Мурсал – сомалийская певица.
- Мохамед Сулейман Тубек – сомалийский певец и автор песен.
- Башир Мохамед Джама – политик и бывший офицер вооруженных сил Сомали.
Группы
[ редактировать ]- United Somali Roots : основана в 1991 году, представляет коренные народы Сомали, организацию ненасилия. [ 36 ]
- Гаархайе был девятым по величине из одиннадцати составляющих административных единиц Даравиша; это был исключительно Мадхибан. [ 37 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов – Сомали» . Международная группа по правам меньшинств . Проверено 23 июня 2023 г. - через Refworld.
- ^ «Народ габуйе (мидган) в Сомали» . Проверено 23 июня 2023 г. - через Refworld.
- ^ Jump up to: а б Гранжье, книжный магазин. МАГИИ ЙИБРО СОМАЛИ, Забытые евреи Африканского Рога - Кристиан Бадер - Éditions L'Harmattan (на французском языке).
- ^ Анджеевский, BW; Льюис, IM; О'Фэйи, RS (1994). «Новые арабские документы из Сомали» . Суданская Африка . 5 : 39–56. JSTOR 25653242 .
- ^ Кавалерийский журнал . Рим и т. д. 1898.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
- ^ Вудсон, CG (1948). «Абиссиния» . Бюллетень истории негров . 12 (2): 35–45. JSTOR 44214605 .
- ^ Архивы патологической анатомии и физиологии и клинической медицины . Берлин. 1847.
- ^ The Irish Quarterly Review 1857-07: Том 7, выпуск 26 . Издательство Open Court Publishing Co., июль 1857 г.
- ^ Харрис, сэр Уильям Корнуоллис (1844 г.). Высокогорье Эфиопии . Дж. Винчестер. ISBN 978-0-598-01449-8 .
- ^ Ю. Мире, Хава (15 июня 2020 г.). «Коф Мадхибан: те, кто не беспокоит других» . Журнал сомалийских исследований . 7 : 35–52. дои : 10.31920/2056-5682/2020/7n1a2 .
- ^ «Первые шаги в Восточной Африке, или Исследование Харара» . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия 20540 США .
- ^ «Джибути: Положение членов касты мадхибанов, включая обращение со стороны общества и властей; государственная защита и услуги (2003 г. – октябрь 2013 г.») . Канада: Совет по иммиграции и беженцам Канады. 2014 г. – через УВКБ ООН .
- ^ Льюис, IM (1999). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . Издательство Джеймса Карри. стр. 7–8, 13–14. ISBN 0852552807 . Проверено 14 ноября 2016 г.
- ^ Ирландский ежеквартальный обзор . УБ Келли. Июль 1857 г. с. 514.
- ^ Гарад, Абдурахман; Вагнер, Эвальд (1998). Харари изучает: тексты с переводом, грамматические очерки и глоссарий (на немецком языке). Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-03937-6 .
- ^ Пауличке, Филипп (1888). Вклад в этнографию и антропологию сомалов, галлов и харари (на немецком языке). Э. Балдамус.
- ^ Пауличке 1888 , стр. 124.
- ^ Jump up to: а б Кусов, Абди М.; Ино, Мохамед А. (июль 2015 г.). «Рассказы о формулах и возникновение социального расслоения и неравенства» . Социология расы и этнической принадлежности . 1 (3): 409–423. дои : 10.1177/2332649215574362 . ISSN 2332-6492 .
- ^ Jump up to: а б с Ино, Мохамед А. Повесть о двух меньшинствах: состояние общин габойе и банту в Сомали Получено 24 августа.
- ^ Jump up to: а б Ли Гандерсон; Деннис Мерфи Одо; Реджинальд Д'Сильва (2013). Инструкция по грамотности ESL . Рутледж. п. 98. ИСБН 978-1-135-05238-6 .
- ^ Томас М. Леонард (2013). Энциклопедия развивающегося мира . Рутледж. п. 255. ИСБН 978-1-135-20508-9 .
- ^ Хэнли, Джеральд (2004). Воины: жизнь и смерть среди сомалийцев . Лондон: Эланд. п. 95. ИСБН 978-0907871835 .
- ^ КОЛЛИНЗ, Дуглас (1960). КОЛЛИНЗ (Д.) - Слеза по Сомали (1960) .
- ^ Льюис, IM (2008). Понимание Сомали и Сомалиленда: культура, история, общество . Издательство Колумбийского университета. п. 8. ISBN 978-0231700849 .
- ^ Элми, Афьяре Абди (2010). Понимание пожара в Сомали: идентичность, политический ислам и миростроительство . Лондон; Нью-Йорк: Плутон Пресс; Оксфорд: Памбазука Пресс; Нью-Йорк: распространяется в Соединенных Штатах Америки исключительно компанией Palgrave Macmillan. п. 40. ИСБН 978-0-7453-2975-8 .
- ^ Исследование коренных меньшинств Сомалиленда: внимание к препятствиям на пути к образованию — ProQuest . ПроКвест 1364619648 .
- ^ «Жизнь на краю забытой земли» . Вестник . 28 июля 2013 г.
- ^ Ино, Мохамед А.; Ино, Омар А. (2009). «Интеллектуализм среди этноцентризма: Мухтар и фактор 4,5» . Бильдхан: Международный журнал сомалийских исследований . 9 : 137–145.
- ^ al_mahri_ibn_majid_books (на арабском языке).
- ^ Jump up to: а б с д Хопкинс, Л. К. (октябрь 1912 г.). Чау Джу-Куа: его работа о китайской и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом веках под названием Чу Фан Чи. Перевод с китайского и аннотации Фридриха Хирта и В.В. Рокхилла. СПб.: Типография Императорской Академии наук.
- ^ Черулли, Энрико (2013). «Ислам: вчера и сегодня» .
- ^ Каплан, Ирвинг (1977). «Районный справочник по Сомали» . Типография правительства США.
- ^ Гурльт, Эрнст Юлиус (1898). история хирургии и ее практика; Народная хирургия, античность, Средние века, Возрождение . Берлин, Хиршвальд.
- ^ Jump up to: а б с д и Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты» . Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR 714933 .
- ^ Канада, Совет по иммиграции и беженцам (8 апреля 1999 г.). «Объединенные сомалийские корни [SOM31617.E]» . www.ecoi.net .
- ^ Государственный архив . 1861. [ нужна страница ] [ нужна проверка ]
Библиография
[ редактировать ]- Хасан Али Джама, Кого волнует Сомали (Verlag Hans Schiler: 2005)
- И. М. Льюис, Пастырская демократия , (Издательство James Currey: 1999)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Анджеевский, BW; Льюис, ИМ; О'Фэйи, RS (1994). «Новые арабские документы из Сомали». Суданская Африка . 5 : 39–56. JSTOR 25653242 .
- Санчес, Хуан Дж.; Халленберг, Шарлотта; Бёрстинг, Клаус; Эрнандес, Алексис; Морлинг, Нильс (июль 2005 г.). «Высокая частота линий Y-хромосомы, характеризующихся E3b1, DYS19-11, DYS392-12 у сомалийских мужчин» . Европейский журнал генетики человека . 13 (7): 856–866. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201390 . ПМИД 15756297 . S2CID 2056193 .
![]() |
Часть серии о |
Сомалийские кланы |
---|