Jump to content

Мадхибан

(Перенаправлено с «Коренные народы Сомали »)

Мадхибан
Мадибан
Сомалийский клан
Могила шейха Али Саматера, известного ученого Мадхибана.
Этническая принадлежность СомалиСомали
Расположение СомалиСомали
ЭфиопияЭфиопия
ДжибутиДжибути
КенияКения
Население 1,548,000 [ 1 ] [ 2 ]
Филиалы
  • Мохамед
  • Чему вы учите?
Язык СомалиСомали
Лига арабских государстварабский
Религия Суннитский ислам

Мадхибан ) (сомали: Мадхибаан, арабский: مديبان, полное имя: Шейх Мохамед (Мадибе) [ 3 ] [ 4 ] — сомалийский клан на Африканском Роге.

Мадхибан традиционно состоит из охотников, ремесленников, владеющих железом, производителей таких товаров, как оружие, кожаные изделия, текстиль и серебряные украшения. [ 5 ] традиционные хирурги и врачи, [ 6 ] [ 7 ] и фермеры. [ 8 ] [ 9 ] Они также были кочевниками и занимались торговлей. Их влияние распространяется по всему Африканскому Рогу, что отражает их значительное влияние на сомалийское общество и экономический и культурный ландшафт региона в целом. [ 10 ]

Этимология

[ редактировать ]

Считается, что название «Мадхибан» произошло от праотца народа Мадхибан, шейха Мадхи, который был известен своим миролюбивым характером и тем, что никого не беспокоил. На сомалийском языке «Мадхибаан» означает «тот, кто не беспокоится». [ 11 ]

Имя Мидгаан является основным термином, используемым для обозначения народа Мадхибан в исторической литературе. Существуют разные теории о том, что означает «Мидгаан». Ричард Бертон задокументировал, что это имя означает «Одна (Средняя) рука (гаан)». [ 12 ] Однако более вероятно, что вторая часть термина относится к слову гане, во множественном числе ганейяал, что означает «лучник» (ср. также ганайя, «выпускать стрелу»). [ 3 ]

Распределение

[ редактировать ]

Мадхибаны — это группа сомалийских этнических групп, проживающих в Восточной Африке , особенно в Сомали, Эфиопии, северо-восточной Кении и Джибути. [ 13 ] [ 14 ]

Харар

Мадхибан в Хараре (1857 г.) в The Irish Quarterly Review , резюмируя книгу Первые шаги в Восточной Африке Р.Ф. Бертона « »:

У перевала в горе Кундудо толпа галльских копейщиков попыталась перехватить его путь и взимать пошлину с его багажа, но ему удалось пройти через них невредимым и наконец достичь окрестностей Харрара . Вот большая равнина, усеянная деревнями племени мидган; вдоль дорог растут сады лип, бананов и гранатов; женщины появляются на обочине дороги, продавая топленое масло, хлопок и другие товары, а вдалеке видны коричневые террасные стены и дома города с его скромными минаретами. [ 15 ]

Мадхибан в Хараре (1998), о котором сообщил Абдурахман Гарад:

В некоторых округах, (а именно) Бадро Бари и Сук'ат Бари, есть районы, где проживает мало амхарцев, и есть районы (там), где живут племена, называемые Мидган, кузнецы. [ 16 ]

Старая карта, показывающая торговые пути из Зейлы в Харар с изображением клана Мадхибаан.

Мадхибан в Зейле , Хараре , сомалийском регионе и регионе Афар (1888 г.), сообщает Пауличке.

В Зейле , Биа-Кабобе, Диалдессе и Хараре я имел возможность наблюдать особей Джибера, Томаля и Мидгана, в частности, и хотя я должен признаться, что для изучения этого вопроса требуется гораздо больший и обширный материал, чем доступен В этом отношении я должен все же признаться, что представители рас-париев показались мне совершенно отличными от собственно сомалийцев не только в социальном, но и в физическом плане. [ 17 ]

Мидганы, которых я видел в Диалдессе, месте, где сомалы вполне мирно живут рядом с галлами, показались мне похожими на последних по форме и внешнему виду, но у них были более тонкие и нежные лица. Кроме того, по более светлому цвету кожи, который мне довелось наблюдать у нескольких мидганов, я полагаю, что могу сделать вывод об их галльском происхождении. Говорят, что среди сомалийских племен Огадена мидганы присутствуют в большом количестве и представляют собой небольшие особи по сравнению с сомалами. Среди данакилов на Хавас мы также находим мидганов как опытных охотников. [ 18 ]

Маргинализация

[ редактировать ]

Народ Мадхибан, наряду с другими группами, такими как Йибир, Тумаал и Муза, уже давно сталкивается с системной маргинализацией в сомалийском обществе. Часто исключаемые из более широкой концепции «сомалийности», эти группы подвергались Хиб Сооку — процессу социального исключения или «иного», который выводит их за пределы принятых социальных границ. Эта маргинализация коренится в давних культурных стигмах и необоснованных мифах, что приводит к тому, что их относят к низшим сомалийцам и гражданам второго сорта. [ 19 ] [ 20 ]

Эта повсеместная маргинализация затронула почти все аспекты жизни мадхибанов, от социальных взаимодействий до возможностей получения образования и трудоустройства. Несмотря на изменения, произошедшие с течением времени в сомалийском обществе, наследие этих укоренившихся предрассудков продолжает влиять на Мадхибан и другие подобные группы, заставляя их ориентироваться в сложном ландшафте изоляции и ограниченных возможностей. [ 19 ]

Народ Мадхибан, наряду с Йибиром и Тумаалом, исторически входил в группу Сааб, тогда как остальные сомалийцы входили в состав Аджи. Эта система функционировала по кастовому принципу, отделяя кочевых аджи от преимущественно некочевых саабов. По словам Ли Гандерсона, Денниса Мерфи Одо и Реджинальда Д'Сильвы, мадхибан (в некоторых текстах называемых мидганами) традиционно рассматривались как низшая каста, презираемая и оскорбляемая в сомалийском обществе. [ 21 ] Мадхибан, который считался загрязняющим окружающую среду и поэтому избегался как табу, подвергался маргинализации и дискриминации в сомалийском обществе. [ 21 ] [ 22 ]

Исторический

[ редактировать ]

Исторически сложилось так, что сомалийская культура систематически маргинализировала народ Мадхибан посредством неписаных законов, известных как ксир. Эти законы сыграли решающую роль в поддержании и обеспечении соблюдения социальной иерархии, которая дискриминировала Мадхибан и другие группы, такие как Йибир, Тумаал и Муза. Хеер закрепил их исключение из сомалийского общества, лишив их представительства и основных прав. Лидеры Мадхибана, которые пытались отстоять свои права или представлять свой народ, часто подвергались насилию, а в некоторых случаях даже были убиты. [ 23 ] [ 24 ]

Хир также наложил строгие ограничения на то , чем могли владеть Мадхибаны, ограничив их доступ к земле, собственности и образованию. Эти законы диктовали, как они могли прожить свою жизнь, ограничивая их возможности и укрепляя их статус граждан второго сорта. Повсеместный характер этих неписаных законов привел к тому, что мадхибаны оставались маргинализированными и не могли в полной мере участвовать в социальной, экономической или политической жизни сомалийского общества. [ 20 ]

Революция

[ редактировать ]

При военной администрации Сомали некоторые мадхибаны были назначены на должности в правительстве для содействия интеграции. С тех пор Мадхибан получил более широкое политическое представительство. Их общий социальный статус также улучшился с расширением городских центров. [ 25 ]

отделение интенсивной терапии

[ редактировать ]

В течение короткого периода в 2006 году, когда Союз исламских судов (ICU) контролировал юг Сомали, ICU осудил дискриминацию таких кланов, как Мадхибаан, Йибир и сомалийские банту , как антиисламскую. Член СИС, который был членом этих кланов, заявил: «Лучшая система, которая может положить конец дискриминации (такур) против нас, - это ислам . Никто не может прийти ко мне и сказать, что у меня есть монополия на исламскую идентичность, но можно сказать, что вы не принадлежите к клану X, потому что ваша родословная не соответствует системе родословной этого клана». [ 26 ]

Современный

[ редактировать ]

Маргинализация народа Мадхибан продолжается и сегодня, проявляясь по-разному, включая исключение из государственных ресурсов, отсутствие доступа к образованию и широко распространенную дискриминацию. Районы Мадхибан часто получают минимальное внимание со стороны правительства и лишены таких важных ресурсов, как вода и образование. [ 27 ] [ 20 ]

Ярким примером является район Даами в Харгейсе, который населен преимущественно народом Габуа, включая Мадхибаана. Этот район является одним из самых бедных в Харгейсе и получает мало внимания со стороны правительства, что подчеркивает, как мадхибан систематически лишаются жизненно важных ресурсов и поддержки. [ 28 ]

Политическое представительство Мадхибана строго ограничено. В правительстве Сомали Мадхибан классифицируются как часть группы 0,5, что ограничивает их политическое влияние только двумя местами в парламенте. Такое недопредставление отражает более широкое исключение жителей Мадхибана из ключевых процессов принятия решений и политической власти. [ 29 ]

Средневековый

[ редактировать ]

Аль-Мадхибан

[ редактировать ]
Аль Мидган, Аль Сомали

Первое зарегистрированное упоминание о народе Мадхибан относится к 1435 году в переводе Сулеймана сочинений и стихов Ибн Маджида, найденных в Абабн Маджиде. В этом тексте Сулейман идентифицирует Мадхибан как Аль-Мидгаан, подчеркивая их отличие как отдельной нации от сомалийского народа. Он также кратко упоминает имя Аль Сомали. [ 30 ]

Мадхибанские всадники

Пипало, также известный как Султанат Мадхибан, возник как историческое королевство между 6 и 8 веками и процветало до 14 века в регионе между Берберой и Зейлой. За этот обширный период времени королевство развивалось, охватывая четыре крупных города и множество поселков и занимая особое место в историческом повествовании. [ 31 ]

Жители Пипало, известные своей зависимостью от верблюдов и овец, использовали этих животных для пропитания и кулинарных целей. Значение королевства выходило за рамки богатства фауны, поскольку оно стало известным экспортером таких ценных товаров, как амбра, большие слоновьи бивни и рога носорога, вес некоторых из которых превышал десять кошачьих. [ 31 ]

Помимо экономического процветания, Пипало мог похвастаться изобилием мирры, жидкой стираксовой смолы и удивительно толстых черепаховых панцирей. Уникальное сочетание природных ресурсов королевства и своеобразной дикой природы, в том числе неуловимого «верблюжьего журавля» и уникального цу-ла, способствовало его культурной самобытности. [ 31 ]

Примечательным аспектом культурной жизни Пипало был охотничий опыт жителей. Опытные стрелки, они использовали отравленные стрелы, чтобы ловить и охотиться на местную дикую природу. Эта охотничья традиция придала уникальное измерение историческому значению Пипало, сделав его заметным игроком в региональной динамике до 14 века. [ 31 ]

Династия Махзуми

[ редактировать ]

В 629 году хиджры (1231 г. н. э.) в пятницу месяца Ашура между Мадхибаанами и династиями Махзуми произошла значительная битва. Султан Абдаллах был схвачен в Гидае спустя почти два года. Он умер в 632 году хиджры (1234 году нашей эры) в двадцатую ночь Рамадана, что ознаменовало конец династии Махзуми. [ 32 ]

История болезни

[ редактировать ]

Мадхибан на протяжении веков был неотъемлемой частью практики здравоохранения сомалийского общества. Их медицинские знания, передаваемые из поколения в поколение, сочетают в себе рациональные, магические и религиозные подходы. Такое сочетание практик распространено в сомалийской культуре, где медицинскую помощь оказывают как традиционные целители, так и практикующие миряне из племени Мадхибаан, известные как вадады. [ 33 ] [ 6 ]

Традиционные медицинские роли

[ редактировать ]

Вадад или «доктор» может быть традиционным целителем с приобретенными медицинскими знаниями или мирянином из племени Мадхибаан. Хирургия, гинекология, акушерство и лечение детских болезней находятся в основном в руках практикующих Мадхибан. Их женщины, в частности, играют решающую роль в этих областях. [ 6 ]

Передача знаний

[ редактировать ]

Медицинские знания Мадхибана традиционно передаются от отца к сыну или от матери к дочери. Это знание не ограничивается закрытым кругом; этому также можно научить незнакомцев за определенную плату. Например, в 1947 году женщина по имени Нурия прославилась своим лечением травами после получения указаний в видении, привлекая пациентов даже из Адена и Джибути. [ 6 ]

Хирургическая практика

[ редактировать ]

Хирурги Мадхибана накопили значительный опыт в различных областях хирургии. Их инструменты, сделанные из железа с деревянными ручками, включают ножи, щипцы, буравчики и ножницы. Несмотря на отсутствие современной анестезии, их хирургические методы продвинуты. Они практикуют гемостаз с помощью давящих повязок, накладывают мирру на разрезы и используют шипы в качестве игл с растительными волокнами для наложения швов. [ 6 ]

Раны лечат удалением инородных тел, применением корней акации для гемостаза и наложением коры. При укусах змей накладывают лигатуру проксимально, рану надрезают и тампонируют солью. Ожоги лечат сахаром и маслом, а при переломах черепа проводят трепанацию. [ 6 ]

Сообщил Гурлт в 1898 году:

Среди сомалийцев мидганы - практические хирурги, прекрасно лечащие быстро заживающие сломанные кости. [ 34 ]

Уход за матерями и младенцами

[ редактировать ]

Женщины Мадхибана преуспевают в гинекологии, акушерстве и уходе за младенцами. Они используют различные методы лечения травами и мануальные техники при нарушениях менструального цикла, венерических заболеваниях и других проблемах репродуктивного здоровья. Например, чрезмерные менструации лечатся с помощью камеди хабаб агаги и горячих компрессов. [ 6 ]

Знание о яде

[ редактировать ]

Мадхибаны хорошо разбираются в использовании ядовитых растений. Для охоты они используют яды для стрел, изготовленные из таких растений, как Acocanthera schimperi и Adenium somalense. Эти знания распространяются на распознавание и лечение отравлений у людей и животных. [ 6 ]

Культура

[ редактировать ]

Офф-Калове

[ редактировать ]

У народа мадхибан, как и у йибира , есть особый диалект, который отличает его от основного сомалийского языка. Западные лингвисты начала 20 века классифицировали этот диалект как уникальную форму сомалийского языка. Примечательно, что диалекты Мадхибан и Йибир имеют значительное количество слов, что отражает тесную лингвистическую связь между этими двумя группами. [ 35 ]

Энрико Черулли задокументировал язык общины Харла , известный как аф Харлаад, который имел сходство с диалектами, на которых говорили Мадхибаан и Йибир. Это языковое сходство подчеркивает глубокие исторические связи и культурные обмены между этими маргинализированными сообществами. [ 35 ]

Дж. В. К. Кирк, британский пехотный офицер, дислоцированный в Британском Сомалиленде, представил подробный отчет о диалекте Мадхибан в своей грамматике сомалийского языка 1905 года. Кирк отметил, что диалекты мадхибаан и йибир существенно отличаются от доминирующего сомалийского языка, и это различие служит сохранению секретности и защите автономии этих групп. По словам Кирка, секретность их диалектов имела решающее значение для предотвращения полного господства правящего класса над подчиненными кланами. [ 35 ]

Кирк неоднократно подчеркивал важность этой секретности, призывая читателей не раскрывать подробности диалекта мадхибан никому из Сомали, не являющегося йибиром или мадхибаанским происхождением. Это мнение поддержал немецкий лингвист Адольф Вальтер Шлейхер в своей грамматике сомалийского языка 1892 года, подчеркнув постоянную необходимость сохранения конфиденциальности этих уникальных языковых форм. [ 35 ]

В более позднее время лингвист Роджер Бленч, ссылаясь на Кирка, отметил, что диалекты мадхибана и ибира существенно отличаются по лексике от стандартного сомалийского языка. Однако остается неясным, связано ли это расхождение с отдельным языковым кодом или оно представляет собой совершенно разные языки. [ 35 ]

Известный Мадхибан

[ редактировать ]
  • United Somali Roots : основана в 1991 году, представляет коренные народы Сомали, организацию ненасилия. [ 36 ]
  • Гаархайе был девятым по величине из одиннадцати составляющих административных единиц Даравиша; это был исключительно Мадхибан. [ 37 ]
  1. ^ «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов – Сомали» . Международная группа по правам меньшинств . Проверено 23 июня 2023 г. - через Refworld.
  2. ^ «Народ габуйе (мидган) в Сомали» . Проверено 23 июня 2023 г. - через Refworld.
  3. ^ Jump up to: а б Гранжье, книжный магазин. МАГИИ ЙИБРО СОМАЛИ, Забытые евреи Африканского Рога - Кристиан Бадер - Éditions L'Harmattan (на французском языке).
  4. ^ Анджеевский, BW; Льюис, IM; О'Фэйи, RS (1994). «Новые арабские документы из Сомали» . Суданская Африка . 5 : 39–56. JSTOR   25653242 .
  5. ^ Кавалерийский журнал . Рим и т. д. 1898.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Том 29, № 3, МАЙ-ИЮНЬ 1955 г. Бюллетеня истории медицины на JSTOR» . www.jstor.org .
  7. ^ Вудсон, CG (1948). «Абиссиния» . Бюллетень истории негров . 12 (2): 35–45. JSTOR   44214605 .
  8. ^ Архивы патологической анатомии и физиологии и клинической медицины . Берлин. 1847.
  9. ^ The Irish Quarterly Review 1857-07: Том 7, выпуск 26 . Издательство Open Court Publishing Co., июль 1857 г.
  10. ^ Харрис, сэр Уильям Корнуоллис (1844 г.). Высокогорье Эфиопии . Дж. Винчестер. ISBN  978-0-598-01449-8 .
  11. ^ Ю. Мире, Хава (15 июня 2020 г.). «Коф Мадхибан: те, кто не беспокоит других» . Журнал сомалийских исследований . 7 : 35–52. дои : 10.31920/2056-5682/2020/7n1a2 .
  12. ^ «Первые шаги в Восточной Африке, или Исследование Харара» . Библиотека Конгресса, Вашингтон, округ Колумбия 20540 США .
  13. ^ «Джибути: Положение членов касты мадхибанов, включая обращение со стороны общества и властей; государственная защита и услуги (2003 г. – октябрь 2013 г.») . Канада: Совет по иммиграции и беженцам Канады. 2014 г. – через УВКБ ООН .
  14. ^ Льюис, IM (1999). Пастырская демократия: исследование скотоводства и политики среди северных сомалийцев Африканского Рога . Издательство Джеймса Карри. стр. 7–8, 13–14. ISBN  0852552807 . Проверено 14 ноября 2016 г.
  15. ^ Ирландский ежеквартальный обзор . УБ Келли. Июль 1857 г. с. 514.
  16. ^ Гарад, Абдурахман; Вагнер, Эвальд (1998). Харари изучает: тексты с переводом, грамматические очерки и глоссарий (на немецком языке). Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN  978-3-447-03937-6 .
  17. ^ Пауличке, Филипп (1888). Вклад в этнографию и антропологию сомалов, галлов и харари (на немецком языке). Э. Балдамус.
  18. ^ Пауличке 1888 , стр. 124.
  19. ^ Jump up to: а б Кусов, Абди М.; Ино, Мохамед А. (июль 2015 г.). «Рассказы о формулах и возникновение социального расслоения и неравенства» . Социология расы и этнической принадлежности . 1 (3): 409–423. дои : 10.1177/2332649215574362 . ISSN   2332-6492 .
  20. ^ Jump up to: а б с Ино, Мохамед А. Повесть о двух меньшинствах: состояние общин габойе и банту в Сомали Получено 24 августа.
  21. ^ Jump up to: а б Ли Гандерсон; Деннис Мерфи Одо; Реджинальд Д'Сильва (2013). Инструкция по грамотности ESL . Рутледж. п. 98. ИСБН  978-1-135-05238-6 .
  22. ^ Томас М. Леонард (2013). Энциклопедия развивающегося мира . Рутледж. п. 255. ИСБН  978-1-135-20508-9 .
  23. ^ Хэнли, Джеральд (2004). Воины: жизнь и смерть среди сомалийцев . Лондон: Эланд. п. 95. ИСБН  978-0907871835 .
  24. ^ КОЛЛИНЗ, Дуглас (1960). КОЛЛИНЗ (Д.) - Слеза по Сомали (1960) .
  25. ^ Льюис, IM (2008). Понимание Сомали и Сомалиленда: культура, история, общество . Издательство Колумбийского университета. п. 8. ISBN  978-0231700849 .
  26. ^ Элми, Афьяре Абди (2010). Понимание пожара в Сомали: идентичность, политический ислам и миростроительство . Лондон; Нью-Йорк: Плутон Пресс; Оксфорд: Памбазука Пресс; Нью-Йорк: распространяется в Соединенных Штатах Америки исключительно компанией Palgrave Macmillan. п. 40. ИСБН  978-0-7453-2975-8 .
  27. ^ Исследование коренных меньшинств Сомалиленда: внимание к препятствиям на пути к образованию — ProQuest . ПроКвест   1364619648 .
  28. ^ «Жизнь на краю забытой земли» . Вестник . 28 июля 2013 г.
  29. ^ Ино, Мохамед А.; Ино, Омар А. (2009). «Интеллектуализм среди этноцентризма: Мухтар и фактор 4,5» . Бильдхан: Международный журнал сомалийских исследований . 9 : 137–145.
  30. ^ al_mahri_ibn_majid_books (на арабском языке).
  31. ^ Jump up to: а б с д Хопкинс, Л. К. (октябрь 1912 г.). Чау Джу-Куа: его работа о китайской и арабской торговле в двенадцатом и тринадцатом веках под названием Чу Фан Чи. Перевод с китайского и аннотации Фридриха Хирта и В.В. Рокхилла. СПб.: Типография Императорской Академии наук.
  32. ^ Черулли, Энрико (2013). «Ислам: вчера и сегодня» .
  33. ^ Каплан, Ирвинг (1977). «Районный справочник по Сомали» . Типография правительства США.
  34. ^ Гурльт, Эрнст Юлиус (1898). история хирургии и ее практика; Народная хирургия, античность, Средние века, Возрождение . Берлин, Хиршвальд.
  35. ^ Jump up to: а б с д и Кирк, JWC (1904). «Йибиры и мидганы Сомалиленда, их традиции и диалекты» . Журнал Королевского африканского общества . 4 (13): 91–108. JSTOR   714933 .
  36. ^ Канада, Совет по иммиграции и беженцам (8 апреля 1999 г.). «Объединенные сомалийские корни [SOM31617.E]» . www.ecoi.net .
  37. ^ Государственный архив . 1861. [ нужна страница ] [ нужна проверка ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Хасан Али Джама, Кого волнует Сомали (Verlag Hans Schiler: 2005)
  • И. М. Льюис, Пастырская демократия , (Издательство James Currey: 1999)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9f78e0e22bec3eade74e2450a70cf963__1725130680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9f/63/9f78e0e22bec3eade74e2450a70cf963.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Madhiban - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)