Jump to content

Специальная комиссия ООН

Специальная комиссия Организации Объединенных Наций ( ЮНСКОМ ) представляла собой инспекционный режим, созданный Организацией Объединенных Наций для обеспечения соблюдения Ираком политики, касающейся производства и использования Ираком оружия массового уничтожения после войны в Персидском заливе . [ 1 ] С 1991 по 1997 год его директором был Рольф Экеус ; с 1997 по 1999 год его директором был Ричард Батлер .

Краткое содержание

[ редактировать ]

Специальная комиссия Организации Объединенных Наций (ЮНСКОМ) представляла собой инспекционный режим, созданный после принятия резолюции 687 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций в апреле 1991 года для наблюдения за соблюдением Ираком требований по уничтожению иракских объектов химического, биологического и ракетного оружия, а также для сотрудничества с Международным комитетом по атомной энергии. Усилия Агентства по ликвидации объектов ядерного оружия после войны в Персидском заливе. [ 2 ] Режим инспекций ЮНСКОМ был дополнен рядом других требований Совета Безопасности ООН, а именно, чтобы правящий режим Ирака официально признал Кувейт как независимое государство и выплатил военные репарации за разрушения, нанесенные в войне в Персидском заливе, включая обстрел кувейтских запасов нефти и разрушения. общественной инфраструктуры. До тех пор, пока Совет Безопасности ООН не увидит, что иракские программы вооружений были прерваны и иракские лидеры разрешили установку систем мониторинга, вышеупомянутые санкции ООН будут продолжать применяться к Ираку. [ 3 ]

Комиссия нашла подтверждающие доказательства того, что Рихаб Рашид Таха , иракский микробиолог, получивший образование в Англии, производил биологическое оружие для Ирака в 1980-х годах. Уничтожение запрещенного оружия и связанных с ним объектов осуществлялось в основном Ираком под постоянным контролем ЮНСКОМ. [ 4 ]

Инспекторы ушли в 1998 году и распались в следующем году на фоне обвинений в том, что Соединенные Штаты использовали ресурсы комиссии для шпионажа за иракскими военными. [ 5 ] [ 6 ] Инспектор по вооружению Скотт Риттер позже заявил, что в ходе операции «Рокингем» были тщательно отобраны доказательства, найденные Специальной комиссией Организации Объединенных Наций; По его словам, доказательства позже были использованы в качестве casus belli для вторжения в Ирак в 2003 году .

Преемницей Специальной комиссии ООН стала Комиссия ООН по наблюдению, контролю и инспекциям .

Специальную комиссию ООН (ЮНСКОМ) возглавляли Рольф Экеус , а затем Ричард Батлер . сказал инспекторам по вооружениям Во время нескольких визитов в Ирак Специального комитета ООН (ЮНСКОМ), созданного после вторжения в Кувейт в 1990 году для проверки иракских оружейных объектов, Рихаб Рашид Таха , что центр бактериологической войны Аль-Хакам был пустышкой. растение. «На этом заводе по производству кормов для животных было несколько особенностей, - сказал позже репортерам Чарльз Дюлфер , заместитель исполнительного председателя ЮНСКОМ, - начиная с обширной системы ПВО, окружающей его».

Инспекторам ЮНСКОМ в Ираке были предоставлены следующие полномочия: «неограниченная свобода передвижения без предварительного уведомления в Ираке»; «право на беспрепятственный доступ к любому объекту или объекту для целей проверки на месте... независимо от того, находится ли такой объект или объект над землей или под землей»; «право запрашивать, получать, проверять и копировать любые записи или информацию..., имеющую отношение к» деятельности ЮНСКОМ; и «право брать и анализировать любые пробы, а также вывозить и экспортировать пробы для анализа за пределами объекта». [ 7 ]

Признание вторжения инспекторов ЮНСКОМ со стороны иракского режима шло медленно. Но в условиях угрозы карательных военных действий, нависшей над международным сообществом, и особенно со стороны США, Саддам Хусейн неохотно позволил инспекторам ЮНСКОМ приехать в страну, чтобы они могли начать свою работу. [ 8 ]

С августа 1991 года правительство США предоставило Lockheed U-2 ЮНСКОМ разведывательный самолет . Снимки были проанализированы американскими аналитиками, но объем изображений превысил возможности анализа. С разрешения ЮНСКОМ Скотт Риттер и некоторые другие инспекторы ЮНСКОМ по вооружению также регулярно доставляли изображения Lockheed U-2 в Израиль для анализа. Ирак выразил протест по поводу предоставления такой информации Израилю. [ 9 ] [ 10 ]

В период с 1991 по 1995 год инспекторы ООН раскрыли масштабную программу разработки биологического и ядерного оружия. Большое количество техники было конфисковано и уничтожено. Ирак в целом отказался сотрудничать с ЮНСКОМ и его инспекциями, как того требовала резолюция СБ ООН. 687 до июня 1992 года, через десять месяцев после установленного срока, когда иракское правительство представило «полные, окончательные и полные отчеты» по всем своим программам создания оружия массового уничтожения. Эти отчеты, однако, были признаны неполными и недостаточными, и в то же время инспекторы ООН подвергались преследованиям и угрозам со стороны иракского режима. [ 11 ]

В 1991 году была также принята резолюция 699 Совета Безопасности ООН , в которой провозглашалось, что Ирак несет ответственность за все финансирование инспекций ЮНСКОМ в Ираке.

В 1995 году главный инспектор ЮНСКОМ по вооружениям доктор Род Бартон показал Тахе документы, полученные ЮНСКОМ из Израиля , которые показали, что иракское правительство только что закупило 10 тонн питательной среды у британской компании Oxoid . [ 9 ] Среда для выращивания представляет собой смесь сахара, белков и минералов, которая позволяет расти микроскопической жизни. Его используют в больницах, где мазки пациентов помещают в чашки, содержащие питательную среду, в диагностических целях. Потребление питательной среды в больницах Ирака составляло всего 200 кг в год; однако в 1988 году Ирак импортировал 39 тонн этого вещества.

Показав эти доказательства ЮНСКОМ, Таха призналась инспекторам, что вырастила 19 000 литров токсина ботулизма ; 8000 литров сибирской язвы ; 2000 литров афлатоксинов , которые могут вызвать рак печени ; Clostridium perfringens , бактерия, которая может вызвать газовую гангрену ; и рицин , производное клещевины, которое может убивать, ингибируя синтез белка. Она также призналась, что проводила исследования холеры , сальмонеллы , ящура и верблюжьей оспы болезни, при которой используются те же методы роста, что и при оспе, но с которой исследователям работать безопаснее. Именно из-за открытия работы Тахи с верблюжьей оспой разведывательные службы США и Великобритании опасались, что Саддам Хусейн, возможно, планировал использовать вирус оспы в качестве оружия. В 1970-х годах в Ираке произошла вспышка оспы, и ученые ЮНСКОМ полагают, что правительство сохранило бы зараженный материал.

ЮНСКОМ стало известно, что в августе 1990 года, после вторжения Ирака в Кувейт, команде Тахи было приказано разработать программу по использованию биологических агентов в качестве оружия. К январю 1991 года группа из 100 ученых и вспомогательного персонала наполнила 157 бомб и 16 боеголовок ракет ботулиническим токсином, а также 50 бомб и пять боеголовок ракет сибирской язвой. В интервью BBC Таха отрицал, что иракское правительство использовало бактерии в качестве оружия. «Мы никогда не собирались его использовать», — сказала она журналистке Джейн Корбин из программы BBC «Панорама». «Мы никогда не хотели причинить кому-либо вред или ущерб». ЮНСКОМ обнаружила боеприпасы, сброшенные в реку недалеко от Аль-Хакама. ЮНСКОМ также обнаружил, что команда Тахи проводила эксперименты по вдыханию ослов из Англии и гончих из Германии. Инспекторы изъяли фотографии, на которых видно, что у биглей бывают судороги в запечатанных контейнерах.

Центр бактериологической войны Аль-Хакам, возглавляемый получившим британское образование иракским биологом доктором Рихабом Рашидом Таха , был взорван ЮНСКОМ в 1996 году. Согласно отчету Разведывательного управления Министерства обороны США за 1999 год, обычно кроткий Таха взорвался яростная ярость всякий раз, когда ЮНСКОМ расспрашивала ее об аль-Хакаме, кричала, кричала и однажды разбила стул, одновременно настаивая на том, что аль-Хакам был заводом по производству куриных кормов. [ 12 ]

Ирак обвинил комиссию в прикрытии американского шпионажа и отказал ЮНСКОМ в доступе к определенным объектам, таким как штаб-квартира партии Баас . [ 13 ] Хотя Экеус заявил, что он сопротивлялся попыткам такого шпионажа, с тех пор было выдвинуто множество обвинений против комиссии агентства под руководством Батлера. [ 14 ] обвинения, которые Батлер отверг. В истеблишменте ООН в Ираке ЮНСКОМ не обошлось без критики, а гуманитарный персонал ООН неофициально называл инспекторов «отбросами ООН». В ответ гуманитарный персонал ООН был назван «зайчиками». [ 15 ]

Также в 1996 году иракский правящий режим согласился с условиями резолюции 986 Совета Безопасности ООН , соглашения «нефть в обмен на поставки», согласно которому Ираку разрешалось продавать нефти на сумму 2 миллиарда долларов каждые шесть месяцев в качестве способа закупки поставок для своих растущих потребностей. обедневшее и недоедающее население. Это соглашение также позволило ООН контролировать использование и управление доходами от нефти, а также следить за тем, чтобы часть средств шла на выплату военных репараций и на работу ЮНСКОМ в Ираке в этот период. Распределение припасов, закупленных на доходы от продажи нефти, также должно было контролироваться инспекторами ООН, чтобы обеспечить справедливое и равное распределение среди иракского населения. [ 16 ]

1998 Авиаудары

[ редактировать ]

Вечером 15 декабря 1998 года Совет Безопасности собрался для рассмотрения двух писем инспекторов по вооружениям. [ 17 ] МАГАТЭ . В отчете Мохамеда Эль-Барадеи говорится, что Ирак «обеспечил необходимый уровень сотрудничества, чтобы позволить… [нашей] деятельности быть завершенной эффективно и действенно» В докладе ЮНСКОМ, автором которого является Ричард Батлер , выражается сожаление по поводу ограничений, отсутствия раскрытия информации и сокрытия информации. Признавая, что «в статистическом плане большинство инспекций объектов и площадок, находящихся под системой постоянного наблюдения, проводились при сотрудничестве Ирака», в его письме перечисляется ряд случаев, когда неконкретные «незаявленные предметы двойного назначения» были обнаружены, и где были приостановлены проверки, чтобы можно было очистить здания от чувствительных материалов. [ 18 ] [ 19 ]

Поскольку операция «Лис пустыни» уже началась на момент встречи (всего через несколько часов после эвакуации инспекторов), [ 20 ] В Совете Безопасности обсуждался вопрос о том, кто виноват в военной акции, а не о том, следует ли ее санкционировать. Представитель Ирака сказал:

Я говорю с вами сейчас, когда ракеты и бомбы падают на города и деревни Ирака... В то время, когда Совет Безопасности... обсуждал [эти] доклады... и до того, как Совет пришел к какому-либо выводу по по этому поводу Соединенные Штаты и Великобритания начали атаку на Ирак. Обе державы потребовали приостановить неофициальное заседание Совета Безопасности, и их предлогом для агрессии было то, что в одном из двух отчетов – отчете ЮНСКОМ – подчеркивалось отсутствие полного сотрудничества Ирака с ЮНСКОМ... Мы снова и снова предупреждали против пристрастности и необъективности Специальной комиссии Организации Объединенных Наций... Исполнительный председатель ЮНСКОМ выделил в своем вчерашнем докладе пять инцидентов из общего числа 300 инспекционных операций... Преувеличенный шум по поводу иракского оружия массового уничтожения - это ничто. но большая ложь. [ 21 ]

Российский посол добавил:

Мы считаем, что, хотя и существуют определенные проблемы..., нынешний кризис создан искусственно... В ночь на 15 декабря этого года [Батлер] представил доклад, давший искаженную картину реального положения дел, и пришел к выводу, что со стороны Ирака отсутствовало полное сотрудничество. Этот вывод не был подтвержден фактами. Без каких-либо консультаций с Советом Безопасности Ричард Батлер затем эвакуировал весь персонал Специальной комиссии из Ирака. При этом произошла абсолютно недопустимая утечка доклада в средства массовой информации, которые получили текст раньше самих членов Совета Безопасности... Символично, что именно в то время, когда Ричард Батлер... пытался Чтобы защитить выводы, сделанные в его докладе, мы были проинформированы об ударе по Ираку, и оправданием этого одностороннего акта был именно доклад, который был представлен Исполнительным председателем Специальной комиссии. [ 22 ]

Мнения Совета разделились: несколько стран возложили ответственность на Ирак. Соединенные Штаты заявили, что «политика постоянного неповиновения и неподчинения Ирака привела к необходимости применения военной силы». [ 23 ] Соединенное Королевство заявило, что цели акции заключались в том, чтобы «ослабить способность Ирака создавать и применять оружие массового уничтожения, а также уменьшить военную угрозу, которую Ирак представляет для своих соседей. Таким образом, выбранные цели являются целями, связанными с его военным потенциалом». , его оружие массового поражения и его способность угрожать своим соседям». [ 24 ]

1999: Конец ЮНСКОМ

[ редактировать ]

В декабре 1999 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1284 , заменив ЮНСКОМ Комиссией ООН по наблюдению, контролю и инспекциям , также известной как ЮНМОВИК. Четыре страны – в том числе Россия, Франция и Китай – воздержались при голосовании по рез. 1284, что привело к тому, что иракский режим отклонил резолюцию, поскольку они рассматривали резолюцию как способ для ООН объявить Ирак «протекторатом». [ 25 ]

Намерение ЮНСКОМ выявить и ликвидировать иракские программы создания оружия привело к многочисленным успехам, иллюстрирующим «ценность системного подхода к проверке биологического оружия». Но общий эффект санкций ООН на иракцев в 1990-х годах оказал некоторое негативное воздействие на иракский народ. [ 26 ] Грэм-Браун (2000) и Холлидей (1999) утверждали, что санкции привели к увеличению уровня недоедания среди иракцев и резкому росту уровня детской смертности, что нанесло тяжелый урон обычным иракским гражданам, не входившим в родовое «теневое государство» Саддама. [ 27 ] [ 28 ] Однако исследование Дайсона и Четорелли (2017) продемонстрировало, что заявления о росте детской смертности и недоедания среди иракского гражданского населения из-за санкций были вызваны манипуляциями режима Саддама с опросом ЮНИСЕФ 1999 года, отметив, что комплексные исследования, проведенные после 2003 года, не обнаружили никаких доказательства того, что санкции ООН привели к росту детской смертности. [ 29 ]

Обвинения ЦРУ в проникновении в ЮНСКОМ

[ редактировать ]

Доказательства того, что ЮНСКОМ использовалась американской разведкой для проникновения в систему безопасности Ирака и отслеживания перемещений президента Саддама Хусейна, появились в январе 1999 года. [ 30 ] В расследовании The Washington Post утверждалось, что инженеры ЦРУ, работавшие техническими специалистами ООН, установили оборудование для шпионажа на иракских объектах без ведома Батлера, и что это объясняет неопознанные « всплески передач », которые были замечены инспекторами. [ 31 ] [ 32 ]

Бывший инспектор ООН по вооружениям Скотт Риттер позже обвинил некоторых сотрудников ЮНСКОМ в шпионаже. [ 33 ] а также утверждал, что целью шпионажа было нападение на Саддама. Батлер, с другой стороны, отверг обвинения в том, что иностранные спецслужбы «подключали» ЮНСКОМ, и поставил под сомнение фактическую точность некоторых заявлений Риттера. [ 34 ]

Риттер об оружии массового уничтожения в Ираке после 1998 года

[ редактировать ]

В июне 1999 года Риттер сказал:

Когда вы задаете вопрос: «Обладает ли Ирак жизнеспособным в военном отношении биологическим или химическим оружием?» ответ: «НЕТ!» Это громкое «НЕТ». Может ли Ирак сегодня производить химическое оружие в значительных масштабах? Нет! Может ли Ирак производить биологическое оружие в значительных масштабах? Нет! Баллистические ракеты? Нет! Это «нет» по всем направлениям. Таким образом, с качественной точки зрения Ирак разоружен. Ирак сегодня не обладает значимым потенциалом оружия массового уничтожения. [ 35 ] [ 36 ]

Батлер ушел в отставку в 1999 году.

[ редактировать ]

Батлер ушел из ЮНСКОМ 30 июня 1999 года. [ 34 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Совета Безопасности ООН Резолюция 687 . S/RES/687(1991) стр. 3. 3 апреля 1991 г. Проверено 10 апреля 2008 г.
  2. ^ Жилинскас, Раймонд А., «ЮНСКОМ и опыт ЮНСКОМ в Ираке», Политика и науки о жизни , Vol. 14, № 2 (август 1995 г.), 230–231.
  3. ^ Трипп, Чарльз, История Ирака (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2008), 250
  4. ^ Что случилось с ОМП Саддама? Контроль над вооружениями сегодня , сентябрь 2003 г.
  5. Главный инспектор ООН по вооружениям отвергает обвинения в шпионаже CNN , 6 января 1999 г.
  6. Молчание США по поводу новых обвинений в шпионаже в Ираке BBC News , 7 января 1999 г.
  7. ^ Блэк, Стивен, «ЮНСКОМ и иракская программа биологического оружия: последствия для контроля над вооружениями», Политика и науки о жизни , Vol. 18, № 1 (март 1999 г.), стр. 62–63.
  8. ^ Трипп, 250–251.
  9. ^ Перейти обратно: а б Бартон Геллман (29 сентября 1998 г.). «Израиль оказал ключевую помощь команде ООН в Ираке» . Вашингтон Пост . Проверено 31 августа 2013 г.
  10. ^ Норман Полмар (2001). Самолет-шпион: рассекречена история U-2 . Зенит Отпечаток. стр. 226–227. ISBN  9780760309575 . Проверено 31 августа 2013 г.
  11. ^ Жилинскас, 230.
  12. ^ «Инспекционный лабиринт» . Христианский научный монитор. 2002. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 28 апреля 2006 г.
  13. ^ «Багдад препятствует проверкам штаб-квартиры партии Баас» . Арабский News.com. 11 декабря 1998 г. Архивировано из оригинала 13 августа 2007 г. Проверено 28 апреля 2006 г.
  14. ^ Райт, Сьюзен (2002). Биологическая война и разоружение . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд. п. 272. ИСБН  0-7425-2469-8 .
  15. ^ Варадараджан, Сиддхарт (26 февраля 1998 г.). « UNSCUM» против «зайчиков» в Ираке» . Таймс оф Индия .
  16. ^ Трипп, 252.
  17. ^ Совет Безопасности ООН PV S/PV/3955 16 декабря 1998 г. Проверено 4 апреля 2007 г.
  18. ^ «ПИСЬМО ГЕНЕРАЛЬНОГО СЕКРЕТАРЯ ОТ 15 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА, НАПРАВЛЕННОЕ ПРЕЗИДЕНТУ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ» . Un.org . Проверено 19 июня 2011 г.
  19. Совет Безопасности ООН S/1998/1172 15 декабря 1998 г. Проверено 4 апреля 2007 г.
  20. ^ Джулиан Боргер (17 декабря 1998 г.). «Ракетный удар по Ираку» . Хранитель .
  21. ^ Совета Безопасности ООН PV S/PV/3955, стр. 2. 16 декабря 1998 г. Проверено 4 апреля 2007 г.
  22. ^ Совета Безопасности ООН PV S/PV/3955, стр. 3. 16 декабря 1998 г. Проверено 4 апреля 2007 г.
  23. ^ Совета Безопасности ООН PV S/PV/3955, стр. 8. 16 декабря 1998 г. Проверено 4 апреля 2007 г.
  24. ^ Совета Безопасности ООН PV S/PV/3955, стр. 5. 16 декабря 1998 г. Проверено 4 апреля 2007 г.
  25. ^ Трипп, 269.
  26. ^ Блэк, 68 лет.
  27. ^ Грэм-Браун, Сара, «Санкции против Ирака: неудачная политика», Middle East Report , № 215 (лето 2000 г.), стр. 8–10.
  28. ^ Холлидей, Денис Дж., «Влияние санкций ООН на народ Ирака», Журнал палестинских исследований , Vol. 28, № 2 (зима, 1999 г.), стр. 29–33.
  29. ^ Дайсон, Тим; Четорелли, Валерия (01 июля 2017 г.). «Изменение взглядов на детскую смертность и экономические санкции в Ираке: история лжи, наглой лжи и статистики». BMJ Global Health. 2 (2): e000311. doi: 10.1136/bmjgh-2017-000311. ISSN 2059-7908. ПМЦ 5717930. ПМИД   29225933 .
  30. ^ Марк Тран (7 января 1999 г.). «ООН шпионила за Ираком » . Хранитель .
  31. ^ Бартон Геллман (2 марта 1999 г.). «США шпионили за Ираком через ООН» . Вашингтон Пост .
  32. ^ Джулиан Боргер (3 марта 1999 г.). «ООН «держала в неведении» о шпионаже США в Ираке» . Хранитель .
  33. ^ «В Unscom проникли шпионы » . Новости Би-би-си . 23 марта 1999 года . Проверено 28 апреля 2006 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б «Уроки и наследие ЮНСКОМ, интервью с послом Ричардом Батлером» . Контроль над вооружениями сегодня. Июнь 1999 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 7 февраля 2016 г.
  35. ^ Аронс, Николас (24 июня 1999 г.). «Интервью со Скоттом Риттером» . Федерация американских ученых. Архивировано из оригинала 25 апреля 2000 года . Проверено 6 сентября 2008 г.
  36. ^ См. также Херд, Натаниэль (27 апреля 2000 г.). «Интервью со Скоттом Риттером» . Кампания против санкций в отношении Ирака . Проверено 17 марта 2017 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c1d27a7c9fb4dce3a06657cf8718afb5__1708004160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/b5/c1d27a7c9fb4dce3a06657cf8718afb5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
United Nations Special Commission - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)