Jump to content

Нория

(Перенаправлено с «Египетского колеса» )
Нории Хамы на реке Оронт в Сирии ( видео ).

Нория арабский ( : : ناعورة , nā'ūra , множественное число نواعير nawāʿīr , от сирийского rought , nā'orā , букв. «рычащий») представляет собой с гидроприводом черпачное колесо , используемое для подъема воды в небольшой акведук либо с целью орошения. или для подачи воды в города и деревни.

Имя и значение

[ редактировать ]

Этимология

[ редактировать ]

Английское слово noria происходит от испанского noria от арабского слова nā'ūra (ناعورة), которое происходит от арабского глагола, означающего «стонать» или «хрюкать», в отношении звука, который он издает при повороте. [ 1 ] [ 2 ]

Нория против Сакии

[ редактировать ]

Термин нория обычно используется для обозначения устройств, которые используют силу движущейся воды для вращения колеса. [ 3 ] Для устройств, приводимых в движение животными, обычно используется термин «сакия» или «сакия» . [ 4 ] Другие виды подобных устройств группируются под названием цепные насосы . Однако названия традиционных водоподъёмных устройств, используемых на Ближнем Востоке , в Индии , Испании и других регионах, часто используются свободно и частично или варьируются в зависимости от региона. Например, в знаменитой книге Аль-Джазари о механических устройствах колесо с водяным приводом и несколько других типов водоподъемных устройств объединяются под общим термином сакия . [ 5 ] [ 6 ] В Испании , напротив, термин нория используется для обозначения обоих типов колес, приводимых в движение животными или потоком воды. [ 3 ]

Продолжительность: 9 секунд.
Гидрографическая демонстрация возле древней нории в районе Ла-Монтанья, Аранхуэс.

Нория выполняет функцию перемещения воды с более низкой точки на более высокую, используя энергию, полученную от течения реки. [ 3 ] Он состоит из большого, узкого водяного колеса с нижним выступом , обод которого состоит из ряда контейнеров или отсеков, которые поднимают воду из реки в акведук наверху колеса. Его концепция аналогична современному гидравлическому тарану , который также использует силу текущей воды для откачки части воды из реки. [ 7 ]

В отличие от водяных колес водяных мельниц , нория не обеспечивает механическую энергию для какого-либо другого процесса. Некоторые исторические нории представляли собой гибриды, состоящие из водяных колес, которым во вторую очередь помогала сила животных. [ нужна ссылка ] Известен по крайней мере один случай, когда нория подает морскую воду в соляную печь . [ нужна ссылка ]

Нория, бегущая в Эрлангене на юге Германии, на реке Регниц.
Остатки средневековой нории Альболафия в Кордове , Испания (само колесо было реконструировано в 20 веке)

Водоподъемные колеса с лопастным приводом появились в Древнем Египте к IV веку до нашей эры . [ 8 ] По словам Джона Питера Олесона , и колесо с отсеками, и гидравлическая нория появились в Египте к 4 веку до нашей эры, а сакия была изобретена там столетием позже. [ нужна ссылка ] Это подтверждается археологическими находками в Файюме , где были найдены древнейшие археологические свидетельства водяного колеса в форме сакии, датируемого III веком до нашей эры. В папирусе II века до нашей эры , также найденном в Файюме, упоминается водяное колесо, используемое для орошения, на фреске II века до нашей эры, найденной в Александрии, изображена разделенная на отсеки сакия, а в трудах Калликсена Родосского упоминается использование сакии в Птолемеевское царство во времена правления фараона Птолемея IV Филопатора в конце III века до нашей эры . [ 9 ]

Подъемное водяное колесо и перекрытое водяное колесо , приводимые как в движение животными, так и в воде, либо с разделенным корпусом ( латинский тимпанум ), либо с разделенным ободом, использовались эллинистическими инженерами между III и II веками до нашей эры. [ 10 ] В I веке до нашей эры римский архитектор Витрувий описал функцию нории. [ 11 ] Около 300 г. римляне заменили деревянные отсеки отдельными прикрепленными керамическими горшками, которые были привязаны к внешней стороне колеса с открытой рамой, создавая тем самым нории. [ 12 ]

Во время Золотого века ислама нории были заимствованы из классической древности . мусульманскими инженерами [ 13 ] который усовершенствовал норию. [ 14 ] [ 6 ] Например, механизм маховика, используемый для сглаживания передачи мощности от приводного устройства к ведомой машине, был изобретен ибн Бассалом ( фл. 1038–1075) из Аль-Андалуса , который первым применил маховик в нории. и сакия. [ 15 ] В 1206 году Исмаил аль-Джазари ввел использование каранка в нории и сакии, и концепция минимизации прерывистости подразумевалась с целью максимизации их эффективности. [ 16 ]

Мусульманские инженеры использовали нории для сброса воды в акведуки , по которым вода доставлялась в города и поля. [ 13 ] Нории Хамы , например, имели диаметр 20 метров (66 футов) и до сих пор используются (хотя в настоящее время служат только эстетическим целям). Самое большое колесо имеет 120 отсеков для сбора воды и может поднимать более 95 литров воды в минуту. [ 7 ] В X веке Мухаммад ибн Закария ар-Рази в книге «Аль-Хави» описывает нория в Ираке , которая могла поднимать до 153 000 литров в час или 2550 литров в минуту. Это сопоставимо с производительностью современных норий в Восточной Азии , которые могут поднимать до 288 000 литров в час, или 4800 литров в минуту. [ 17 ]

В конце 13-го века Маринидов султан Абу Якуб Юсуф построил огромную норию, иногда называемую «Большой Норией», чтобы обеспечить водой огромный сад Мосара, который он создал в Фесе , Марокко . [ 18 ] Его строительство началось в 1286 году и завершилось в следующем году. [ 19 ] Нория, спроектированная андалузским инженером Ибн аль-Хаджем, имела диаметр 26 метров и ширину 2 метра. [ 20 ] : 68  [ 18 ] Колесо было сделано из дерева, но покрыто медью и вмонтировано в каменное сооружение, примыкающее к близлежащим городским воротам . [ 18 ] После упадка Маринидов и сады, и нория пришли в запустение; Сообщается, что колесо нории исчезло в 1888 году, оставив только остатки каменного основания. [ 20 ] : 98 

Многочисленные нории также были построены в Аль-Андалусе в исламский период на Пиренейском полуострове (8-15 века), и впоследствии их продолжали строить испанские инженеры-христиане. [ 2 ] Самыми известными являются Альболафия в Кордове (дата неопределенная, частично реконструированная сегодня), вдоль реки Гвадалквивир , и бывшая нория в Толедо , вдоль реки Тежу . [ 21 ] [ 22 ] По словам аль-Идриси, Нория Толедо была особенно большой и могла поднимать воду из реки в акведук на высоте более 40 метров над ней, который затем снабжал водой город. [ 23 ] Нории и подобные устройства также широко использовались в некоторых частях Испании в сельскохозяйственных целях. Говорят, что на рисовых плантациях Валенсии было 8000 норий, а на Майорке - более 4000 сакий, управляемых животными, которые использовались до начала 20 века. [ 24 ] Алькантарилья Нория недалеко от Мурсии , нория, построенная в 15 веке во времена испанского христианского правления, является одним из наиболее известных примеров, сохранившихся до наших дней. [ 22 ]

  1. ^ Кастро-Гарсия, Мигель; Рохас-Сола, Хосе Игнасио; Брюнетки-Источника, Эдуардо (2015). «Технический и функциональный анализ водяного колеса Альболафия (Кордова, Испания): 3D-моделирование, вычислительная гидродинамика и анализ методом конечных элементов». Преобразование энергии и управление . 92 : 207–214. дои : 10.1016/j.enconman.2014.12.047 .
  2. ^ Перейти обратно: а б Ролдан, Хосе; Морено, Мария Фатима (2010). «Водная инженерия и управление в Аль-Андалусе» . В Кабрере, Энрике; Арреги, Франциско (ред.). Водохозяйственное строительство и управление во времени: уроки истории . ЦРК Пресс. ISBN  9780203836736 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с Глик, Томас Ф. (2010). «нория». В Бьорке, Роберт Э. (ред.). Оксфордский словарь средневековья . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198662624 .
  4. ^ Глик, Томас Ф. (2010). «сакия». В Бьорке, Роберт Э. (ред.). Оксфордский словарь средневековья . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780198662624 .
  5. ^ Касуллерас, Хосеп (2014). «Механика и машиностроение». В Калине, Ибрагим (ред.). Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199812578 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Даллал, Ахмад; Шефер-Моссенсон, Мири (2003). «Наука, медицина и технологии». В Эспозито, Джон Л. (ред.). Оксфордская история ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195125580 .
  7. ^ Перейти обратно: а б «Машины Востока» . Древние открытия . 3 сезон. 10 серия. Канал «История» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2021 г. Проверено 7 сентября 2008 г.
  8. ^ Орджан Викандер (2008). «Глава 6: Источники энергии и эксплуатация энергии». В Джоне Питере Олесоне (ред.). Оксфордский справочник по технике и технологиям в классическом мире . Издательство Оксфордского университета . стр. 141–2. ISBN  978-0-19-518731-1 .
  9. ^ де Миранда, Адриана (2007). Водная архитектура на землях Сирии: водяные колеса . Л'Эрма ди Бретшнайдер. стр. 38–9. ISBN  978-88-8265-433-7 .
  10. ^ Олесон 1984 , стр. 325 и далее; Олесон 2000 , стр. 217–302; Доннерс, Велькенс и Декерс 2002 , стр. 10-15; Викандер 2000 , стр. 371−400
  11. ^ "Нория " Британский
  12. ^ Олесон 1984 , стр. 337 и далее, 366−368; Олесон 2000 , стр. 235
  13. ^ Перейти обратно: а б Дональд Хилл (1996), «Инженерное дело», в Рошди Рашид, Энциклопедия истории арабской науки , Vol. 3, с. 751-795 [775].
  14. ^ Томас Ф. Глик (1977), «Горшки Нория в Испании», Технология и культура 18 (4), стр. 644-650.
  15. ^ Ахмад Ю. аль-Хасан , Эффект маховика для сакии .
  16. ^ Дональд Хилл , «Инженерное дело», в Рошди Рашид (ред.), Энциклопедия истории арабской науки , Vol. 2, стр. 751-795 [776], Рутледж , Лондон и Нью-Йорк.
  17. ^ Дональд Хилл (1996). История техники в классические и средневековые времена . Рутледж. стр. 145–6. ISBN  0-415-15291-7 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с «Кантара – Великая нория Фес аль-Джадида» . www.qantara-med.org . Проверено 03 апреля 2020 г.
  19. ^ Брессолетт, Анри (2016). При открытии Феса . Харматтан. ISBN  978-2343090221 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Ле Турно, Роджер (1949). Фес до протектората: экономическое и социальное исследование города на мусульманском Западе . Касабланка: Марокканская книготорговая и издательская компания.
  21. ^ Торрес Бальбас, Леопольдо (1942). «Альболафия Кордовы и великое колесо обозрения Толедо». Аль-Андалус . 7 : 461–469.
  22. ^ Перейти обратно: а б «Кантара-Нория» . www.qantara-med.org . Проверено 20 февраля 2021 г.
  23. ^ де Миранда, Адриана (2007). Водная архитектура на землях Сирии: водяные колеса . Л'Эрма ди Бретшнайдер. п. 55. ИСБН  978-88-8265-433-7 .
  24. ^ Идриси, Зохор (2014). «Сельскохозяйственные науки». В Калине, Ибрагим (ред.). Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780199812578 .

Источники

[ редактировать ]
  • Доннерс, К.; Велкенс, М.; Декерс, Дж. (2002), «Водяные мельницы в районе Сагалассоса: исчезающая древняя технология», Anatolian Studies , vol. 52, Британский институт в Анкаре, стр. 1–17, номер номера : 10.2307/3643076 , JSTOR   3643076 , S2CID   163811541 .
  • Олесон, Джон Питер (1984), Греческие и римские механические водоподъемные устройства: история технологии , University of Toronto Press, ISBN  90-277-1693-5
  • Олесон, Джон Питер (2000), «Подъем воды», в Викандере, Орджане (ред.), Справочник по древним водным технологиям , технологиям и изменениям в истории, том. 2, Лейден: Брилл, стр. 217–302, ISBN.  90-04-11123-9
  • Викандер, Орьян (2000), «Водяная мельница», Викандер, Орджан (ред.), Справочник по древним водным технологиям , технологиям и изменениям в истории, том. 2, Лейден: Брилл, стр. 371–400, ISBN.  90-04-11123-9
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c40c3e91e0e337b7b9fb91e0d6ff9a1a__1713117780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/1a/c40c3e91e0e337b7b9fb91e0d6ff9a1a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Noria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)