Иероним Виндерс
Иеронимус Виндерс (также Вендер или Вендерс ) ( фл. 1525–1526) был франко-фламандским композитором эпохи Возрождения , работавшим в Генте . Он был второстепенным представителем поколения после Жоскена де Пре , а также сочинил заметный плач по поводу смерти более известного композитора.
О его жизни почти ничего не известно, за исключением того, что он был учителем пения в Onze-Lieve-Vrouwe-op-de-rade, гильдии собора Святого Баафа (ранее известного как Янскерк) в Генте в 1525 году. и 1526. [ 1 ] Этот город был выдающимся центром музыкального творчества на протяжении всего периода Возрождения, здесь родилось множество известных композиторов и певцов.
Музыка Виндерса имеет как прогрессивные черты, такие как повсеместное подражание , которое было характерно для произведений поколения Гомберта и Клеменса нон Папа , так и необычно консервативные элементы, такие как использование техники cantus-firmus , которая была старомодной. примерно с 1500 года или даже раньше. Иногда он сочетал в одном произведении как консервативные, так и прогрессивные элементы, например, в своей мессе, основанной на знаменитой мелодии Fors seulement , в которой одновременно используются как cantus-firmus, так и пародия (техника пародии должна была стать любимым методом массовой композиции, верно). до конца века использовалось множество голосов многоголосной модели). [ 1 ]
Виндерс писал как духовную, так и светскую музыку. Всё — полифоническая музыка для голосов; никакие инструментальные композиции не сохранились и не были ему приписаны. Выживают четыре мессы , все для пяти голосов; все используют разные источники. построен Seulement Missa Fors на шансонах Антуана де Февена и Маттеуса Пипеларе ; Missa Fit porta Christi pervia основана на простом кантусе фирмусе; «Мисса Минс Лифкенс Брюйн Ооген» использует в качестве источника светскую песню на голландском языке Бенедикта Аппенцеллера ; а в Missa Stabat mater используется мотет Жоскена, композитора, которым он, очевидно, восхищался. Сохранились восемь его мотетов , и они варьируются от четырех до семи голосов; его знаменитая «O mors inevitabilis» , оплакивающая смерть Жоскена де Пре, рассчитана на семь человек. [ 1 ] Это одно из его наиболее часто записываемых произведений в наши дни, иногда в сочетании с аналогичным плачем Гомберта о смерти Жоскена, Мусаэ Джовиса ; он даже использовался в качестве фоновой музыки в компьютерной игре 2005 года Civilization IV .
Три известные светские песни Виндерса: «Myns liefkens bruyn ooghen», «Och rat van aventueren» и «O wrede Fortune» — все на голландском языке , что позволяет предположить, что это, возможно, был его родной язык в двуязычном языке. [ 2 ] Гент; многие композиторы из этого региона писали французский шансон , но если и Виндерс, то ни один из них не сохранился. Светские пьесы рассчитаны на четыре-шесть голосов.
Первая запись, посвященная произведениям Виндерса, была недавно записана хором колледжа Сидни Сассекс в Кембридже с Эндрю Лоуренсом-Кингом (арфа эпохи Возрождения и гусли) под руководством Дэвида Скиннера (музыковед) на лейбле Inventa Records.
Ссылки
[ редактировать ]- Джеронимус Виндерс, Собрание сочинений, изд. Эрик Джас. Недавние исследования музыки эпохи Возрождения, тт. 166-167 (2018)
- Эрик Джас, «Джеронимус Виндерс», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 16 августа 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Роб К. Вегман, «Гент», Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 3 сентября 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.
- Аллан В. Атлас, Музыка эпохи Возрождения: Музыка в Западной Европе, 1400–1600. Нью-Йорк, WW Norton & Co., 1998. ISBN 0-393-97169-4
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Джас, Гроув онлайн
- ↑ Вегман, Гроув онлайн: «Как крупный город в северном французском графстве, Гент всегда был двуязычным…»