Миховил Логар

Миховил Логар ( сербская кириллица : Mihovil Logar ; Риека , Хорватия, 6 октября 1902 года — Белград , Сербия, 13 января 1998 года) — композитор и музыкальный писатель.
Родившийся в Риеке , он провел большую часть своей жизни в Белграде . Он оставил после себя более двухсот произведений всех жанров – опер , балетов , симфонической музыки , концертов , кантат , фортепианной музыки и песен . Некогда выдающийся ученик так называемого «пражского поколения» композиторов Сербии, Логар считается одним из самых значимых среди тех, кто активно способствовал развитию музыкального профессионализма в стране.
Биография
[ редактировать ]Миховил Логар родился в 1902 году в Риеке. В ответ на аннексию Италии и оккупацию Риеки фашистами Бенито Муссолини Логар уехал в Югославию. Он завершил свое формальное образование в Праге , где после изучения архитектуры сначала занялся композицией. Он учился в Государственной Пражской консерватории у К.Б. Йирака и у Йозефа Сука на его мастер-классах. В 1927 году Логар переехал в Белград, где сначала преподавал теоретические дисциплины и игру на фортепиано в музыкальной школе (сегодня музыкальная школа «Мокраняц»), а затем поступил на должность в среднюю музыкальную школу, в то время примыкавшую к музыкальной академии. Сразу после Второй мировой войны Логар получил должности доцента (1945 г.) и профессора (1955 г.) Музыкальной академии (сегодня музыкальный факультет Университета искусств в Белграде). Будучи учителем средней школы и профессором композиции, Логар внес большой вклад в развитие музыкального образования в до- и послевоенной Сербии. Он был президентом Ассоциация композиторов Сербии с 1956 по 1958 год. Наряду с богатой и плодотворной композиторской карьерой он выступал как пианист, часто исполняя собственные произведения. Логар умер 13 января 1998 года в Белграде.
Работает
[ редактировать ]Творчество Миховила Логара насчитывает более двухсот произведений в различных жанрах. Среди наиболее значительных его произведений — оперы «Скандал в долине Святого Флориана» (1938) и «Будущая дама» (1954), балет «Золотая рыбка» (1950), кантата «Голубая могила» (1934), оркестровое рондо-увертюра (1936). ) и Sinfonia Italiana (1964), сюита The Coastland (1962), Концерт для скрипки си минор (1954) Двойной концерт для кларнета и валторны (1967), вокальные циклы «Легенда о Марко» (1936) и «Гранада Самаркандская» (1963), пять струнных квартетов (1926–36) и сборники фортепианной музыки.
Музыкальный язык
[ редактировать ]Ранние произведения Миховила Логара, задуманные в Праге и по возвращении из консерватории, отличаются смелым музыкальным языком, расширенной тональностью , часто переходящей в атональность, и рапсодической, условно-свободной формой, благодаря чему этот период творчества композитора часто называют экспрессионистским ( Перичич, Масникоса). Более того, учитывая заметные романтические влияния на этом этапе творчества Логара, можно сказать, что «его творчество состоит из композиций, находящихся рядом друг с другом, сильно различающихся по своим структурным элементам» (М. Бергамо). Некоторые авторы подчеркивают бодрость и юмор как атрибуты его музыки (и личности), которые в зависимости от (музыкального) контекста превращаются порой в пародию и гротеск . Было отмечено, что «обычно третичные аккорды Логара всегда… «искажены» пылкими неаккордовыми тонами, причем в всегда непредсказуемой и нерегулярной последовательности — внезапно диссонансной или неожиданно тональной» (Масникоса, 2008: 10). Отсутствие преемственности музыкального течения или его многослойность, недолговечность музыкальных идей, поспешность выражения (М. Бергамо) — одни из наиболее ярко выраженных черт его межвоенного творческого периода.
По словам Марии Масникоса , «трудно выделить четкие этапы в творческом пути Логара, и еще труднее определить направление, которым он следовал в своем композиторском развитии» (Масникоса, 2008:10). Его опора на классические формы, постоянное присутствие юмора , веселый дух, склонность к постоянным переключениям — от тональности к атональности, от тематики к атематизму — и отсутствие народного содержания в большинстве его произведений представляют собой наиболее выраженные черты творчества. Все творчество Логара.
«Скандал в долине Святого Флориана», музыкальный фарс в трех действиях (1938)
[ редактировать ]Логар написал Либретто к «Скандалу в долине Святого Флориана» на основе своей переработанной версии сатиры Погуйшанье в долине Шентфлориански» « Ивана Цанкара . Сюжет разворачивается в долине Святого Флориана, где «патриоты» — женщина-суперинтендант, сборщик налогов, нотариус, торговец и пономарь — все комментируют «скандал», произошедший в их районе. То есть два бродяги, Петар и Хасинта, живут вместе, не состоя в браке, поэтому их презирают любопытные жители деревни. Петар шантажирует каждого из жителей деревни, утверждая, что он их потерянный пятнадцать лет назад сын. К погоне за сокровищами Петра присоединяется дьявол в череде событий, связанных с многочисленными маскировками и тайнами. Премьера произведения, написанного в 1938 году, состоялась тридцать лет спустя в Сараевском национальном театре под руководством дирижера Ивана Штаерца . В одной из рецензий после премьеры «Скандала» содержалось замечание об острых гармониях и уравновешенных стилизованных вокальных речитативах, иногда переходящих в ариозо.
«Будущая леди», музыкальный фарс в трёх действиях (1954)
[ редактировать ]Из-за своей склонности к юмору и комедии Логар в этой опере обратился к Йовану Стерии Поповичу и его «Будущей леди» ( Pokondirena tikva по-сербски). При работе над текстом Стерии главной целью композитора было сохранить остроумную атмосферу и языковой строй оригинальной формулировки, несущей большую комическую долю пьесы. Либретто было поручено Уго Клайну , и опера впервые была представлена в 1956 году в Национальном театре в Белграде под управлением Душана Миладиновича . По словам Властимира Перичича , будущая дама «полна динамики и буйного духа» (Перичич 1969: 223). В зависимости от разворачивающегося сюжета вокальная партия, близкая к парландо, иногда переходит в ариозо. Музыкальный язык в первую очередь обслуживает драматический сюжет, тогда как в музыке доминируют экземпляры комической и гротескной звуковой живописи, известные из традиционных комических музыкальных примеров.
Рондо-увертюра (На ярмарке) (1936)
[ редактировать ]Рондо-увертюра , одно из коротких оркестровых произведений Логара, отражает склонность композитора к юмористическим качествам, а также яркую и выразительную обработку музыкального содержания. Изменяя первоначальное название произведения с «Рондо-увертюра» на «На ярмарке» , композитор как бы подразумевал типичный день на ярмарке, который он музыкально изобразил яркими пассажами, ритмическим разнообразием, короткими тематическими единицами, резкими контрастами между пронзительными мелодическими и ритмическими фразами. .
Миховил Логар как автор музыки
[ редактировать ]Хотя писать о музыке не было в центре его интересов, Логар является автором ряда статей, посвященных актуальным проблемам музыкального творчества и критики, концертам выдающихся исполнителей и первым исполнениям новых произведений современников. Он был корреспондентом итальянского журнала «Ла Скала» , а также публиковался в журналах «Звук» ( «Звук» на сербском языке), «Политика» и «Ревия» ( «Ревю» на сербском языке). Некоторые из его наиболее авторитетных рецензий появились после премьеры оперы «Симонида» Станойло Райчича и «Челе кула » Душана Радича .
Значительные работы
[ редактировать ]Оперы:
- Четыре сцены из Шекспира ( Четири сцена из Шекспира на сербском языке) (1931)
- Скандал в церкви Св. Флорианская долина ( Sablazan u dolini Šentflorijanska ) (1938)
- Будущая леди ( Pokondirena tikva ) (1954)
- Девятнадцать сорок один 1959 ( )
Оркестровые композиции:
- Весна , симфоническая поэма (1931)
- Рондо-увертюра (1936)
- Дундо Мароже , увертюра (1936)
- Астронавты , концертная увертюра (1962)
- До-мажорная симфониетта ( Cedurska sinfonieta ) (1962)
- Sinfonia Italiana в трёх частях (1964)
Кантаты:
- Голубая могила ( Плава Гробница ) (1934)
- Песня весеннего фонтана ( Pjesma na vrelu ) (1939)
- Огонь ( Ватра ) (1959)
Люксы:
- Береговая земля ( Приморье ) (1962);
- Весенние образы ( Prelećne slike ) (1962)
Балет:
- Золотая рыбка ( Zlatna richica ) (1950)
Концерты:
- Концерт для скрипки с оркестром си минор (1954)
- Двойной концерт для кларнета и валторны (1967)
- Концертная партита для струнного квинтета и струнного оркестра (1968)
- Concerto Mordante для скрипки с оркестром (1968)
- Концерт для виолончели, малого струнного оркестра и духового квинтета (1971)
Циклы песен:
- Легенда о Марке ( 1936 )
- Шестнадцать румяных родников
- Песни для Аниты
- Granada of the Samarkand ( Granada od Samarkanda ) (1963)
- Три песни Эндре Ади ( Tri pesme Endrea Adija ) (1978)
Камерные работы:
- Пять струнных квартетов (1926–36)
- Сонатина для скрипки и фортепиано (1928)
- Размышление и суждение , для фагота и фортепиано (1945)
- Шелковое острие ( Вез на свили ) для скрипки и фортепиано (1985)
- Золотой менуэт ( Zlatni Menuet ), для фагота и фортепиано (1990)
Фортепианные пьесы:
- Маленькая серенада
- Пастораль
- Tenderness (NežnostНежность
- The Figurine on a vase ( Figurina na vazni )
- Балет-Вальс ( Балет-вальс ).
Избранные ноты
[ редактировать ]- Концерт для скрипки с оркестром, миниатюрная партитура и редукция фортепиано (Ассоциация композиторов Сербии, CAS (UKS на сербском языке))
- Двойной концерт для кларнета, валторны и оркестра (CAS, 1969)
- Концерт для кларнета и струнного оркестра, редукция фортепиано (CAS, 1969)
- Рондо деревенское и прибрежное коло (CAS, 1969)
- Рондо-увертюра , миниатюрная партитура (издание композитора, 1968)
- Концертная партита (CAS, 1970)
- Девятнадцать сорок один , редукция фортепиано
- Будущая леди , редукция фортепиано (издания югославских композиторов, 1960)
- Одиннадцать пьес , Увертюра (издания югославских композиторов, 1961)
- Будущая дама (издания югославских композиторов, 1969)
- Скандал в долине Святого Флориана (CAS, 1971)
- Маленькая золотая рыбка (CAS, 1973)
- Музыка для фортепиано, том I (CAS, 1968)
- Музыка для фортепиано (CAS, 1955)
- Две японские сказки
- Соната квази-шутка (CAS, 1990)
- Танго
- «Золотая рыбка» для фортепиано соло (CAS, 1978)
- Мотивы с юга
- Пьесы для фортепиано и скрипки, партитура и партии (CAS, 1977)
- Соната для скрипки и фортепиано, партитура и партии («Просвета», 1953)
- Эндре Ади , три песни для низкого голоса и фортепиано (CAS, 1977)
- Легенда о Марко , для баритона и фортепиано (CAS, 1988)
- Две песни о любви , для высокого голоса и фортепиано (издание композитора, 1941)
- Пробуждение , , Тоска Путешествие О Стебли , мои Аэродинамика , , ( издание композитора ) , Белград, 1974
- Aerodynamics , a madrigal for men's octet; A Hymn to Belgrade (Prosveta, 1960)
- Сюита для струнного квартета (CAS)
- Концертная партита для духового квинтета и струнного оркестра , партитура (CAS, 1970), миниатюрная партитура (CAS, 1972) и фортепианная редукция (CAS)
- Симфониетта до мажор , для струнных (Белград, 1973)
- Две токкаты для фортепиано и струнного оркестра (Ассоциация композиторов Югославии (SOKOJ), 1963)
- Симфониетта до мажор для струнных, миниатюрная партитура (Белград, 1973)
- Гимн Белграда
Избранные записи
[ редактировать ]- Сюита для струнного квартета; Концертная партита , PGP RTB, LP 2503, издание Современные югославские композиторы, 1974.
- Вальс , Златко Топольский и Чедомир Дуган, Юготон, LCY-66052, 1979.
- Ария, Tempo di Ballo из «Musica Antica», Ферн Рашкович и Арбо Вальдма; Брамс, Дебюсси, Стравинский и Логар, Юготон, LSY-66058, Phonoarts, 1979.
Литература
[ редактировать ]- Бергамо, Мария. 1980. Элементы экспрессионистской направленности в сербской музыке. Белград: Университет искусств.
- Якшич, Дура. 1977. «Миховил Логар - В Белграде полвека». Pro musica 91, стр. 4–5.
- Маринкович, Соня. 2009. История сербской музыки , Белград: Институт учебников.
- Пейович, Роксанда, изд. 2008. Аллегретто Джокозо, Творчество Миховила Логара . Белград: Музыкальный факультет, кафедра музыковедения.
- Перичич, Властимир. 1969. Композиторы в Сербии . (Создатели музыки в Сербии). Белград: Просвета
- Здравствуйте, Аника. 2010. «Словенские композиторы в Сербии: Даворин Енко, Миховил Логар и Златан Вауда». В Традициях 39/1, изд. Ингрид Славец Градишник и Драгана Радойчич. Любляна: Издательство ZRC, ZRC SAZU, Словенская академия наук и искусств.
- Стоянович-Новичич, Драгана и Мария Масникоса. 2007. «Оркестровая музыка». В: История сербской музыки . Белград: Институт учебников.