Jump to content

Миховил Логар

Миховил Логар на сербской марке 2009 г.

Миховил Логар ( сербская кириллица : Mihovil Logar ; Риека , Хорватия, 6 октября 1902 года — Белград , Сербия, 13 января 1998 года) — композитор и музыкальный писатель.

Родившийся в Риеке , он провел большую часть своей жизни в Белграде . Он оставил после себя более двухсот произведений всех жанров – опер , балетов , симфонической музыки , концертов , кантат , фортепианной музыки и песен . Некогда выдающийся ученик так называемого «пражского поколения» композиторов Сербии, Логар считается одним из самых значимых среди тех, кто активно способствовал развитию музыкального профессионализма в стране.

Биография

[ редактировать ]

Миховил Логар родился в 1902 году в Риеке. В ответ на аннексию Италии и оккупацию Риеки фашистами Бенито Муссолини Логар уехал в Югославию. Он завершил свое формальное образование в Праге , где после изучения архитектуры сначала занялся композицией. Он учился в Государственной Пражской консерватории у К.Б. Йирака и у Йозефа Сука на его мастер-классах. В 1927 году Логар переехал в Белград, где сначала преподавал теоретические дисциплины и игру на фортепиано в музыкальной школе (сегодня музыкальная школа «Мокраняц»), а затем поступил на должность в среднюю музыкальную школу, в то время примыкавшую к музыкальной академии. Сразу после Второй мировой войны Логар получил должности доцента (1945 г.) и профессора (1955 г.) Музыкальной академии (сегодня музыкальный факультет Университета искусств в Белграде). Будучи учителем средней школы и профессором композиции, Логар внес большой вклад в развитие музыкального образования в до- и послевоенной Сербии. Он был президентом Ассоциация композиторов Сербии с 1956 по 1958 год. Наряду с богатой и плодотворной композиторской карьерой он выступал как пианист, часто исполняя собственные произведения. Логар умер 13 января 1998 года в Белграде.

Работает

[ редактировать ]

Творчество Миховила Логара насчитывает более двухсот произведений в различных жанрах. Среди наиболее значительных его произведений — оперы «Скандал в долине Святого Флориана» (1938) и «Будущая дама» (1954), балет «Золотая рыбка» (1950), кантата «Голубая могила» (1934), оркестровое рондо-увертюра (1936). ) и Sinfonia Italiana (1964), сюита The Coastland (1962), Концерт для скрипки си минор (1954) Двойной концерт для кларнета и валторны (1967), вокальные циклы «Легенда о Марко» (1936) и «Гранада Самаркандская» (1963), пять струнных квартетов (1926–36) и сборники фортепианной музыки.

Музыкальный язык

[ редактировать ]

Ранние произведения Миховила Логара, задуманные в Праге и по возвращении из консерватории, отличаются смелым музыкальным языком, расширенной тональностью , часто переходящей в атональность, и рапсодической, условно-свободной формой, благодаря чему этот период творчества композитора часто называют экспрессионистским ( Перичич, Масникоса). Более того, учитывая заметные романтические влияния на этом этапе творчества Логара, можно сказать, что «его творчество состоит из композиций, находящихся рядом друг с другом, сильно различающихся по своим структурным элементам» (М. Бергамо). Некоторые авторы подчеркивают бодрость и юмор как атрибуты его музыки (и личности), которые в зависимости от (музыкального) контекста превращаются порой в пародию и гротеск . Было отмечено, что «обычно третичные аккорды Логара всегда… «искажены» пылкими неаккордовыми тонами, причем в всегда непредсказуемой и нерегулярной последовательности — внезапно диссонансной или неожиданно тональной» (Масникоса, 2008: 10). Отсутствие преемственности музыкального течения или его многослойность, недолговечность музыкальных идей, поспешность выражения (М. Бергамо) — одни из наиболее ярко выраженных черт его межвоенного творческого периода.

По словам Марии Масникоса , «трудно выделить четкие этапы в творческом пути Логара, и еще труднее определить направление, которым он следовал в своем композиторском развитии» (Масникоса, 2008:10). Его опора на классические формы, постоянное присутствие юмора , веселый дух, склонность к постоянным переключениям — от тональности к атональности, от тематики к атематизму — и отсутствие народного содержания в большинстве его произведений представляют собой наиболее выраженные черты творчества. Все творчество Логара.

«Скандал в долине Святого Флориана», музыкальный фарс в трех действиях (1938)

[ редактировать ]

Логар написал Либретто к «Скандалу в долине Святого Флориана» на основе своей переработанной версии сатиры Погуйшанье в долине Шентфлориански» « Ивана Цанкара . Сюжет разворачивается в долине Святого Флориана, где «патриоты» — женщина-суперинтендант, сборщик налогов, нотариус, торговец и пономарь — все комментируют «скандал», произошедший в их районе. То есть два бродяги, Петар и Хасинта, живут вместе, не состоя в браке, поэтому их презирают любопытные жители деревни. Петар шантажирует каждого из жителей деревни, утверждая, что он их потерянный пятнадцать лет назад сын. К погоне за сокровищами Петра присоединяется дьявол в череде событий, связанных с многочисленными маскировками и тайнами. Премьера произведения, написанного в 1938 году, состоялась тридцать лет спустя в Сараевском национальном театре под руководством дирижера Ивана Штаерца . В одной из рецензий после премьеры «Скандала» содержалось замечание об острых гармониях и уравновешенных стилизованных вокальных речитативах, иногда переходящих в ариозо.

«Будущая леди», музыкальный фарс в трёх действиях (1954)

[ редактировать ]

Из-за своей склонности к юмору и комедии Логар в этой опере обратился к Йовану Стерии Поповичу и его «Будущей леди» ( Pokondirena tikva по-сербски). При работе над текстом Стерии главной целью композитора было сохранить остроумную атмосферу и языковой строй оригинальной формулировки, несущей большую комическую долю пьесы. Либретто было поручено Уго Клайну , и опера впервые была представлена ​​в 1956 году в Национальном театре в Белграде под управлением Душана Миладиновича . По словам Властимира Перичича , будущая дама «полна динамики и буйного духа» (Перичич 1969: 223). В зависимости от разворачивающегося сюжета вокальная партия, близкая к парландо, иногда переходит в ариозо. Музыкальный язык в первую очередь обслуживает драматический сюжет, тогда как в музыке доминируют экземпляры комической и гротескной звуковой живописи, известные из традиционных комических музыкальных примеров.

Рондо-увертюра (На ярмарке) (1936)

[ редактировать ]

Рондо-увертюра , одно из коротких оркестровых произведений Логара, отражает склонность композитора к юмористическим качествам, а также яркую и выразительную обработку музыкального содержания. Изменяя первоначальное название произведения с «Рондо-увертюра» на «На ярмарке» , композитор как бы подразумевал типичный день на ярмарке, который он музыкально изобразил яркими пассажами, ритмическим разнообразием, короткими тематическими единицами, резкими контрастами между пронзительными мелодическими и ритмическими фразами. .

Миховил Логар как автор музыки

[ редактировать ]

Хотя писать о музыке не было в центре его интересов, Логар является автором ряда статей, посвященных актуальным проблемам музыкального творчества и критики, концертам выдающихся исполнителей и первым исполнениям новых произведений современников. Он был корреспондентом итальянского журнала «Ла Скала» , а также публиковался в журналах «Звук» ( «Звук» на сербском языке), «Политика» и «Ревия» ( «Ревю» на сербском языке). Некоторые из его наиболее авторитетных рецензий появились после премьеры оперы «Симонида» Станойло Райчича и «Челе кула » Душана Радича .

Значительные работы

[ редактировать ]

Оперы:

  • Четыре сцены из Шекспира ( Четири сцена из Шекспира на сербском языке) (1931)
  • Скандал в церкви Св. Флорианская долина ( Sablazan u dolini Šentflorijanska ) (1938)
  • Будущая леди ( Pokondirena tikva ) (1954)
  • Девятнадцать сорок один 1959 ( )

Оркестровые композиции:

  • Весна , симфоническая поэма (1931)
  • Рондо-увертюра (1936)
  • Дундо Мароже , увертюра (1936)
  • Астронавты , концертная увертюра (1962)
  • До-мажорная симфониетта ( Cedurska sinfonieta ) (1962)
  • Sinfonia Italiana в трёх частях (1964)

Кантаты:

  • Голубая могила ( Плава Гробница ) (1934)
  • Песня весеннего фонтана ( Pjesma na vrelu ) (1939)
  • Огонь ( Ватра ) (1959)

Люксы:

  • Береговая земля ( Приморье ) (1962);
  • Весенние образы ( Prelećne slike ) (1962)

Балет:

  • Золотая рыбка ( Zlatna richica ) (1950)

Концерты:

  • Концерт для скрипки с оркестром си минор (1954)
  • Двойной концерт для кларнета и валторны (1967)
  • Концертная партита для струнного квинтета и струнного оркестра (1968)
  • Concerto Mordante для скрипки с оркестром (1968)
  • Концерт для виолончели, малого струнного оркестра и духового квинтета (1971)

Циклы песен:

  • Легенда о Марке ( 1936 )
  • Шестнадцать румяных родников
  • Песни для Аниты
  • Granada of the Samarkand ( Granada od Samarkanda ) (1963)
  • Три песни Эндре Ади ( Tri pesme Endrea Adija ) (1978)

Камерные работы:

  • Пять струнных квартетов (1926–36)
  • Сонатина для скрипки и фортепиано (1928)
  • Размышление и суждение , для фагота и фортепиано (1945)
  • Шелковое острие ( Вез на свили ) для скрипки и фортепиано (1985)
  • Золотой менуэт ( Zlatni Menuet ), для фагота и фортепиано (1990)

Фортепианные пьесы:

  • Маленькая серенада
  • Пастораль
  • Tenderness (NežnostНежность
  • The Figurine on a vase ( Figurina na vazni )
  • Балет-Вальс ( Балет-вальс ).

Избранные ноты

[ редактировать ]
  • Концерт для скрипки с оркестром, миниатюрная партитура и редукция фортепиано (Ассоциация композиторов Сербии, CAS (UKS на сербском языке))
  • Двойной концерт для кларнета, валторны и оркестра (CAS, 1969)
  • Концерт для кларнета и струнного оркестра, редукция фортепиано (CAS, 1969)
  • Рондо деревенское и прибрежное коло (CAS, 1969)
  • Рондо-увертюра , миниатюрная партитура (издание композитора, 1968)
  • Концертная партита (CAS, 1970)
  • Девятнадцать сорок один , редукция фортепиано
  • Будущая леди , редукция фортепиано (издания югославских композиторов, 1960)
  • Одиннадцать пьес , Увертюра (издания югославских композиторов, 1961)
  • Будущая дама (издания югославских композиторов, 1969)
  • Скандал в долине Святого Флориана (CAS, 1971)
  • Маленькая золотая рыбка (CAS, 1973)
  • Музыка для фортепиано, том I (CAS, 1968)
  • Музыка для фортепиано (CAS, 1955)
  • Две японские сказки
  • Соната квази-шутка (CAS, 1990)
  • Танго
  • «Золотая рыбка» для фортепиано соло (CAS, 1978)
  • Мотивы с юга
  • Пьесы для фортепиано и скрипки, партитура и партии (CAS, 1977)
  • Соната для скрипки и фортепиано, партитура и партии («Просвета», 1953)
  • Эндре Ади , три песни для низкого голоса и фортепиано (CAS, 1977)
  • Легенда о Марко , для баритона и фортепиано (CAS, 1988)
  • Две песни о любви , для высокого голоса и фортепиано (издание композитора, 1941)
  • Пробуждение , , Тоска Путешествие О Стебли , мои Аэродинамика , , ( издание композитора ) , Белград, 1974
  • Aerodynamics , a madrigal for men's octet; A Hymn to Belgrade (Prosveta, 1960)
  • Сюита для струнного квартета (CAS)
  • Концертная партита для духового квинтета и струнного оркестра , партитура (CAS, 1970), миниатюрная партитура (CAS, 1972) и фортепианная редукция (CAS)
  • Симфониетта до мажор , для струнных (Белград, 1973)
  • Две токкаты для фортепиано и струнного оркестра (Ассоциация композиторов Югославии (SOKOJ), 1963)
  • Симфониетта до мажор для струнных, миниатюрная партитура (Белград, 1973)
  • Гимн Белграда

Избранные записи

[ редактировать ]
  • Сюита для струнного квартета; Концертная партита , PGP RTB, LP 2503, издание Современные югославские композиторы, 1974.
  • Вальс , Златко Топольский и Чедомир Дуган, Юготон, LCY-66052, 1979.
  • Ария, Tempo di Ballo из «Musica Antica», Ферн Рашкович и Арбо Вальдма; Брамс, Дебюсси, Стравинский и Логар, Юготон, LSY-66058, Phonoarts, 1979.

Литература

[ редактировать ]
  • Бергамо, Мария. 1980. Элементы экспрессионистской направленности в сербской музыке. Белград: Университет искусств.
  • Якшич, Дура. 1977. «Миховил Логар - В Белграде полвека». Pro musica 91, стр. 4–5.
  • Маринкович, Соня. 2009. История сербской музыки , Белград: Институт учебников.
  • Пейович, Роксанда, изд. 2008. Аллегретто Джокозо, Творчество Миховила Логара . Белград: Музыкальный факультет, кафедра музыковедения.
  • Перичич, Властимир. 1969. Композиторы в Сербии . (Создатели музыки в Сербии). Белград: Просвета
  • Здравствуйте, Аника. 2010. «Словенские композиторы в Сербии: Даворин Енко, Миховил Логар и Златан Вауда». В Традициях 39/1, изд. Ингрид Славец Градишник и Драгана Радойчич. Любляна: Издательство ZRC, ZRC SAZU, Словенская академия наук и искусств.
  • Стоянович-Новичич, Драгана и Мария Масникоса. 2007. «Оркестровая музыка». В: История сербской музыки . Белград: Институт учебников.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c5b0faf53987a23f47904e3ad1e051a5__1712741760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c5/a5/c5b0faf53987a23f47904e3ad1e051a5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mihovil Logar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)