Норд Экспресс
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на голландском языке . (Февраль 2013 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Nord Express ( Северный экспресс ) — дальнего следования международный экспресс-поезд , который более века связывал Париж сначала с Россией , а затем с Польшей , странами Балтии и Скандинавией . В период своего расцвета перед Первой мировой войной он считался самым роскошным поездом в Европе .
Представленный в 1896 году компанией Compagnie Internationale des Wagons-Lits , которая управляла спальными вагонами, вагонами-ресторанами и поездами класса люкс по всей Европе, включая Восточный экспресс , он соединял Париж и Санкт-Петербург . После Первой мировой войны и русской революции маршрут поезда был сокращен до Варшавы и Риги вместо Санкт-Петербурга. А после Второй мировой войны « железный занавес » изменил маршрут поезда дальше в Стокгольм и Осло , пока авиаперелеты не привели к гибели этого знаменитого поезда.
Хотя «Северному экспрессу» уделяется значительно меньше внимания, чем « Восточному экспрессу» , это один из самых известных роскошных поездов CIWL, который был изображен в ряде художественных произведений.
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1874 году бельгийский инженер-строитель и железнодорожный предприниматель Жорж Нагельмакерс основал Compagnie Internationale des Wagons-Lits (букв. Международная компания спальных вагонов , также CIWL ). Целью было создать сеть роскошных пассажирских поездов дальнего следования по европейскому континенту, вдохновленную ночными поездами Pullman в Соединенных Штатах . В качестве одного из таких железнодорожных сообщений CIWL хотела установить прямое межконтинентальное сообщение между Санкт-Петербургом и Лиссабоном для соединения океанских лайнеров с Америкой . Однако эта концепция оказалась слишком сложной и не могла быть реализована. В свою очередь возникли два отдельных сообщения: « Южный экспресс» из Парижа в Лиссабон и « Норд-экспресс» из Парижа в Санкт-Петербург. [ 1 ]
Перед Первой мировой войной
[ редактировать ]9 мая 1896 года «Норд-экспресс» впервые отправился из Франции в российскую столицу. Этот поезд позволял людям путешествовать по Европе, что по меркам того времени было очень быстрым и комфортным. Для работы «Северного экспресса» CIWL пришлось заключить контракты и соглашения о расписании с четырнадцатью железнодорожными администрациями, включая девять прусских администраций, а также с паромным сообщением через Ла-Манш между Дувром и Остенде .
Поезд покинул Париж и Остенде (с пересадкой из Лондона ) и проследовал через Брюссель , Кельн , Ганновер , Берлин , Кенигсберг (ныне Калининград ) и Двинск (ныне Даугавпилс ) в Санкт-Петербург . Пассажирам, прибывающим и выезжающим из России, пришлось один раз сделать пересадку в Восточной Пруссии на границе Германии и России, поскольку российские железнодорожные пути имеют более широкую колею , чем железнодорожные пути в Западной Европе . В Париже было пересадочное сообщение с Sud Express (Южным экспрессом) до Лиссабона .
Межвоенный период
[ редактировать ]После Первой мировой войны и русской революции маршрут поезда был сокращен до Варшавы и Риги вместо Санкт-Петербурга. Рига присоединилась к соединению в 1923 году, была также введена отдельная линия Рига – Москва.
Послевоенный период
[ редактировать ]После Второй мировой войны « железный занавес » разделил Европу, и маршрут первоначально роскошного, а с 1951 года обычного ночного поезда был изменен дальше из Парижа через Гамбург и Копенгаген в Стокгольм и Осло .
Появление воздушного транспорта и высокоскоростной железной дороги положило конец этому знаменитому поезду. В 2007 году его еще больше сократили, и он курсировал между Парижем и Гамбургом , занимая 10,5 часов.
В искусстве
[ редактировать ]«Северному экспрессу» уделяется значительно меньше внимания, чем « Восточному экспрессу» . Тем не менее, это один из самых известных роскошных поездов CIWL, который был показан в ряде романов и фильмов:
- Жоржа Сименона Детективный роман «Странная история Петра Латыша» (1931) начинается с прибытия « Норд-экспресса» на вокзал Гар-дю-Нор в Париже. Это первый роман, в котором рассказывается об инспекторе Жюле Мегрэ , который позже появится более чем в ста рассказах Сименона и стал легендарной фигурой в анналах детективной литературы.
- Владимир Набоков В седьмой главе « Говори, памяти» описывает , как в 1906 году он отправился на Северном экспрессе из Санкт-Петербурга во Францию на отдых.
- Альфреда Хичкока Фильм «Незнакомцы в поезде» (1951). [ 2 ] было переведено на французский язык как «L'inconnu du Nord-Express» (Неизвестный мужчина в «Норд-Экспрессе»).
- В анимационном 20th Century Fox фильме «Анастасия» (1997) упоминается, что поезд следовал из Санкт-Петербурга в Париж, что, скорее всего, имело в виду «Северный экспресс».
- Финальный конфликт «Серебряных коньков» вращается вокруг проезда в Париж на Северном экспрессе.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Краткую историю компании см. Беренд, Жорж, «История вагонов-лит, 1876-1955», Modern Transport Publishing Co., 1959.
- ^ «Незнакомцы в поезде (1951)» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 5 марта 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Беренд, Джордж (1959). История вагонов-лит, 1875-1955 гг . Лондон : Издательство «Современный транспорт». OCLC 4535323 .
- Мюль, Альберт (1991). Международные поезда класса люкс: Великие европейские экспрессы через Германию, Австрию и Швейцарию [ Международные поезда класса люкс: Великие европейские экспрессы через Германию, Австрию и Швейцарию ] (на немецком языке). Фрайбург-им-Брайсгау : Eisenbahn-Kurier Verlag. ISBN 3-88255-673-0 .