Международная компания спальных вагонов
![]() Логотип до его приобретения Newrest | |
Промышленность | железная дорога |
---|---|
Основан | 1872 |
Основатель | Жорж Нагельмакерс |
Штаб-квартира | Париж, Франция |
Владелец | Новейший (с 2010 г.) |
Международная компания спальных вагонов [ а ] ( International Sleeping-Car Company ) — французская компания, основанная в Бельгии, известная производством и эксплуатацией роскошных поездов со спальными местами и вагонами-ресторанами в конце 19-го и 20-го веков, в первую очередь « Восточного экспресса» . Основанная Жоржем Нагельмакерсом в 1872 году, компания CIWL разработала международную сеть поездов, начиная с Европы, а затем расширяясь до Азии и Африки. Поезда обеспечивали роскошь и комфорт в то время, когда путешествие было еще трудным и опасным. Перемирие с Германией было подписано в вагоне поезда CIWL Compiègne Wagon 11 ноября 1918 года.
История
[ редактировать ]Основание
[ редактировать ]

Во время своей поездки в США в 1867–1868 годах 23-летний бельгиец Жорж Нагельмакерс был впечатлен ночными поездами Pullman . По возвращении домой он решил создать сеть таких поездов в Европе. Он предполагал, что такие поезда должны быть роскошными и пересекать границы. [ 1 ]
В 1872 году Нагельмакерс основал Compagnie Internationale des Wagons-Lits , а Grands Express Européens . в 1893 году в ее название вошло дополнение [ 2 ] К 1886 году его компания стала главным организатором большинства глав европейских государств. Символ «WL», который держат два льва, стал широко известной торговой маркой .

Компания управляла либо полными составами вагонов «Вагон-Литс» , либо отдельными спальными вагонами и вагонами-ресторанами, соединенными с услугами государственных железных дорог европейских стран, через которые проходили вагоны «Вагон-Литс» . Эти вагоны всегда тянули локомотивы различных государственных железных дорог, поскольку «Вагон-Литс» не имел собственного парка локомотивов.
До Первой мировой войны CIWL удерживала монополию и была единственной группой, обслуживающей потребности международных железнодорожных путешественников. Компания представила такие известные услуги, как « Восточный экспресс» , «Норд-экспресс» и « Южный экспресс» , а также вышла на рынки за пределами Европы, участвуя в строительстве Транссибирской магистрали по России. Поезда компании также добирались до Маньчжурии ( Трансманьчжурский экспресс ), Китая (Пекин, Шанхай и Нанкин) и Каира. [ 3 ]
Отели
[ редактировать ]
В 1894 году была основана компания Compagnie Internationale des Grands Hotels как дочерняя компания, которая начала управлять сетью роскошных отелей в крупных городах. [ 4 ] Среди них были Hôtel Terminus в Бордо и Марселе , Hôtel Pera Palace в Стамбуле , Hôtel de la Plage в Остенде и Grand Hôtel des Wagons-Lits в Пекине (Пекин).
Конкуренция с Митропой
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны вагоны CIWL были конфискованы для использования в военных целях. В Германии и Австро-Венгрии была основана компания Mitropa, которая взяла на себя собственность и услуги CIWL. В 1919 году коммунисты в России экспроприировали местный подвижной состав и гостиницы CIWL. [ 5 ] После окончания Первой мировой войны CIWL потребовала восстановления своих центральноевропейских маршрутов. Он вернул их Австрии, Польше и Чехословакии ; однако в Германии Рейхсбан и Митропа саботировали этот процесс. 23 апреля 1925 года CIWL и Митропа договорились разделить сферы влияния. CIWL получила транзитные маршруты через Германию и маршруты между Германией и Бельгией, Францией, Италией, Польшей , Латвией , Литвой и Чехословакией . Митропа взял на себя маршруты между Германией, Нидерландами и Скандинавией , а также поезда внутри Германии и в Гданьск . Поезда между Германией и Австрией обслуживались обеими компаниями.
В межвоенный период CIWL снова процветала. компании сине-золотая ливрея Была представлена . В 1925 году компания Wagon-Lits открыла свой первый Путевой дворец в Париже. Услуги распространились на ближневосточные города Алеппо , Багдад , Каир и Тегеран . Металлические вагоны, пришедшие на смену старым деревянным, построенным из тика , стали доступны в 1926 году. В 1931 году парк достиг максимума в 2268 автомобилей. Этот период можно считать зенитом роскошных железнодорожных путешествий. Вагоны CIWL украшали такие известные художники, как Рене Пру, Рене Лалик и Моррисон. CIWL также поручила известным художникам, таким как Адольф Мурон Кассандр, разработать плакаты, рекламирующие свои услуги.
Отклонить
[ редактировать ]После аншлюса в 1938 году австрийский рынок был потерян для Митропы (он был восстановлен после 1945 года). Из-за Второй мировой войны и последующей коммунистической экспансии CIWL потеряла больше рынков в Центральной и Восточной Европе.
После Второй мировой войны CIWL все больше внимания уделял туристическому агентству и управленческому бизнесу. Соответственно, в 1967 году она была переименована в Compagnie Internationale des Wagons-Lits et du Tourisme (CIWLT). [ 6 ]
К 1971 году подвижной состав CIWL устарел и устарел, а необходимый ремонт и замена были за пределами компании. Она продала или сдала в аренду свои автобусы SNCF , FS , SBB , DB , ÖBB , NMBS/SNCB , NS , DSB и Renfe . В то время был основан международный парк спальных вагонов под названием TEN (Trans Euro Night), который взял на себя и управлял (до 1995 года) многими вагонами CIWL и преемника Mitropa DSG .
Сегодня
[ редактировать ]Штаб-квартира Wagons-Lits находится в Париже. В настоящее время CIWL предоставляет услуги в ночных поездах в Австрии, Италии, а также услуги по питанию и кейтерингу в дневных поездах во Франции, Италии, Португалии и на рейсах Eurostar в Соединенное Королевство.
Ряд спальных вагонов на европейском континенте принадлежат CIWL. Вагоны обслуживаются дочерней компанией Rail Service International (RSI) в Нидерландах и сдаются в аренду обучающим компаниям-операторам. [ нужна ссылка ]
Право собственности
[ редактировать ]
Томас Кук
[ редактировать ]В 1927 году Thomas Cook была продана CIWL из-за плохих финансовых результатов; CIWL взяла на себя второстепенную роль в управлении дочерней компанией. [ 7 ]
Аккор
[ редактировать ]В 1991 году Wagons-Lits стала частью французской транснациональной группы Accor Hotel and Leisure Group.
В то время в состав CIWL входили гостиничные бренды Altea, Arcade, Etap , PLM и Pullman. Организация общественного питания Eurest , а в автомобильном мире - Wagons-Lits, включала в себя специалистов Europcar по аренде автомобилей и отдыху на автомагистралях Relais Autoroute. [ 8 ]
После покупки в 1992 году отели Pullman были постепенно переименованы в Sofitel , что позволило повторно использовать название Pullman в 2007 году для нового класса конференц-отелей. Шестьдесят восемь существующих отелей Accor будут переданы, в том числе некоторые Sofitel, которые изначально были отелями Pullman. [ 9 ]
В мае 2011 года Accor объявила о планах выставить на аукцион остаточные исторические активы Wagons-Lits, включая плакаты и столовую посуду. [ 10 ]
В 2018 году Accor начала ремонтные работы на 17 вагонах CIWL несуществующего поезда Nostalgie Istanbul Orient Express , построенного в 1920-х и 1930-х годах, чтобы создать собственный Восточный экспресс . [ 11 ] [ 12 ]
Wagons-Lits Diffusion
[ редактировать ]В 1996 году все авторские права и товарные знаки, касающиеся использования исторических брендов и архивных фотографий, были переданы компании Wagons-Lits Diffusion в Париже. Wagons-Lits Diffusion управляет историческими брендами и логотипами, возникшими в результате прошлой деятельности Compagnie des Wagons-Lits.
Нервный
[ редактировать ]В 2010 году деятельность по железнодорожному питанию Wagons-Lits была передана от Accor кейтеринговой компании Newrest , с тех пор работающей под названием Newrest Wagons-Lits . [ 13 ]
Карлсон Вагонлит Трэвел
[ редактировать ]В 1997 году европейское подразделение Wagons-Lits (Wagonlit Travel), занимающееся деловыми поездками и отдыхом, было объединено на равных с подразделением Carlson Travel Network (действующим в США). [ 14 ] Результатом стала новая компания под названием Carlson Wagonlit Travel, которой совместно владеют Accor и Carlson Holdings Inc., бывшие материнские компании объединенных компаний. [ 15 ]
Сторона Carlson в результате слияния выросла из туристического агентства, основанного Уордом Форстером в Соединенных Штатах в 1888 году. Первоначально называвшаяся «Туристическое агентство «Спросите мистера Фостера», сеть была переименована в «Carlson Travel Network» после более ранней покупки компанией Carlson. Carlson Group, а затем и CWT .
Accor продала свои 50% Carlson Wagonlit Travel в 2006 году за 500 миллионов евро компаниям Carlson и One Equity Partners . [ 16 ] Однако Accor сохраняет интерес к сектору железнодорожных перевозок Wagon Lits.
Знаменитые поезда CIWL
[ редактировать ]Восточный экспресс
[ редактировать ]
С 1883 года Восточный экспресс курсировал между Парижем и Стамбулом три ночи и три раза в неделю в каждом направлении. « Восточный экспресс» использовал первые спальные вагоны и вагоны-рестораны для поездок на поездах дальнего следования в Европе. В 2003 году компания отреставрировала семь вагонов знаменитого Pullman Orient Express и предоставила их для туристических мероприятий. После 2007 года ночной поезд под названием «Восточный экспресс» курсировал только между Страсбургом и Веной. Устаревший из-за европейской высокоскоростной железнодорожной сети Восточный экспресс совершил свой последний рейс 14 декабря 2009 года.
Норд Экспресс
[ редактировать ]Северный экспресс соединял Париж с Санкт-Петербургом (позже Ригой) через Германию, Польшу и Восточную Европу. Служба, начатая в 1884 году, сейчас находится в ведении DB NachtZug от Парижа до Гамбурга, хотя раньше она обслуживала Копенгаген.
Знаменитый плакат в стиле ар-деко «Северный экспресс: (1927) Кассандры (Адольф Мурон Кассандр)» изображает стилизованную версию поезда, следовавшего из Лондона и Парижа в Ригу и Варшаву (Варшавию). [ 17 ]
Суд Экспресс
[ редактировать ]Южный экспресс соединил Париж – Лиссабон , начиная с 1887 года, чтобы обеспечить вторую половину прямого сообщения из Санкт-Петербурга ( Финляндия /Россия) через Париж до западного побережья Португалии . В Лиссабоне путешественники могли пересесть на трансатлантические пароходы .
Синий поезд
[ редактировать ]Синий поезд связал Париж / Кале – Южную Францию за ночь и использовал вагоны Wagons-Lits до 1938 года. Фактически им управляла французская компания Chemins defer de Paris à Lyon et à la Méditerranée .
Транссибирский экспресс
[ редактировать ]Транссибирский экспресс действовал с разрешения российского царя до 1917 года, во время Первой мировой войны . Служба следовала из Москвы во Владивосток и Пекин , занимая по неделе в каждом направлении.
Ночной паром
[ редактировать ]курсировавший » — ночной поезд, через лондонский вокзал Виктория в парижский вокзал Гар-дю-Нор « Ночной паром . Компания Wagons-Lits эксплуатировала эту услугу с октября 1936 года по декабрь 1976 года на специально построенных вагонах, рассчитанных на меньшую британскую габаритную ширину . В январе 1977 года он был передан компании British Rail , а затем прекратил свое существование в октябре 1980 года. До введения высокоскоростных услуг Eurostar это было единственное сквозное сообщение. Участок поезда по Ла-Маншу между Дувром и Дюнкерком был пройден железнодорожным паромом . [ 18 ]
Лондонский Виши Пуллман Экспресс
[ редактировать ]Пуллман-экспресс Лондон -Виши курсировал между Лондоном и Виши во Франции, главным образом, для обслуживания посетителей знаменитых термальных ванн Виши. Compagnie Internationale des Wagons-Lits управляла этой услугой с 14 мая 1927 года по 19 сентября 1930 года.
Список услуг CIWL
[ редактировать ]Основные данные [ 19 ] указан. Более подробную информацию можно найти в статье о конкретном поезде.
Тренер по перемирию 1918 года
[ редактировать ]Перемирие 1918 года с Германией было подписано в CIWL № 2419 ( «Le Wagon de l'Armistice» ). После этого он вернулся на службу CIWL, позже был снят с эксплуатации и присоединился к президентскому поезду Франции, а затем был снят с производства в 1921 году и выставлен на обозрение в Доме Инвалидов в Париже до 1927 года, когда его перевезли в Компьень для демонстрации. Он оставался выставленным в собственном здании Clairiere de l'Armistice до 1940 года, когда он был демонтирован немецкой армией и использовался для получения перемирия 1940 года с Францией между Францией и нацистской Германией. После этого сам экипаж был доставлен в Берлин как военный трофей вместе с кусками большой каменной таблички с надписью (на французском языке):
- Здесь одиннадцатого ноября 1918 года скончалась преступная гордость немецкого рейха. Побежден свободными народами, которые он пытался поработить. .
После этого периода демонстрации в Берлине CIWL № 2419 был перевезен в Ордруф в Тюрингии на хранение в 1945 году. После наступления союзников в Германию в начале 1945 года отряд войск СС , охранявший вагон, поджег его, а затем закопал останки, чтобы предотвратить их появление. от попадания в руки союзников. Некоторые остатки были позже эксгумированы и перевезены обратно на отреставрированную площадку в Компьене для демонстрации, а позже CIWL подарила в 1950 году еще один вагон из того же строительного заказа, CIWL № 2439, построенный в 1913 году, в качестве замены. Этот вагон также находился в Компьене 11 ноября 1918 года, и ему был присвоен номер 2419D для показа в Компьене, где он был установлен в День перемирия 1950 года.
В популярной культуре
[ редактировать ]Агата Кристи разыграла две свои загадки об Эркюле Пуаро в поездах CIWL или рядом с ними:
- Убийство в Восточном экспрессе , действие которого происходит в Восточном экспрессе .
- «Тайна синего поезда» , действие которой происходит на экспрессе Кале-Средиземноморье .
- Она также упомянула Восточный экспресс в одном из своих о Паркере Пайн : «У тебя есть все, что ты хочешь?». рассказов
Сидни Гиллиат и Клиффорд Грей написали сценарий британского фильма 1932 года режиссера Уолтера Форда :
- Римский экспресс , действие которого происходит на Римском экспрессе .
В 1991 году Дэвид Копперфилд продемонстрировал по телевидению иллюзию, в результате которой недавно отреставрированный вагон-ресторан «Восточного экспресса» (на самом деле американский вагон-ресторан, оформленный в цветах Wagon-Lits), казалось, растворился в воздухе.
Модели железнодорожных вагонов CIWL производятся многими компаниями, включая Märklin , Fleischmann , Trix , Lima (модели) , Jouef, Bachmann, France Trains, LS Models и Tri-ang . Риваросси также производил очень детализированные модели, производство которых было прекращено в конце девяностых, производство возобновилось недавно благодаря новому обществу, связанному с Хорнби.
История имени
[ редактировать ]CIWL сменила название на несколько названий:
- Международная компания вагонов-литов (1872–1893)
- Compagnie Internationale des Wagons-Lits et des Grands Express Européens (1893–1967) [ 2 ]
- Compagnie Internationale des Wagons-Lits et du Tourisme (1967–2010) [ 6 ]
- Новейшие Вагоны-Литы (2010 – настоящее время) [ 13 ]
Компания также в просторечии была сокращена до CIWL, Compagnie des Wagons-Lits и Wagons-Lits . [ 6 ]
На разных языках
[ редактировать ]- Чешский : Международная ассоциация спальных вагонов (и великих европейских экспрессов)
- Немецкий : Международная (железнодорожная) компания по производству спальных вагонов
- Датский : Компания Международного спального вагона (и Великого европейского экспресса)
- Русский: Международная компания спальных вагонов (и великих европейских экспрессов)
- Финский : Компания международных спальных вагонов (и европейских экспрессов)
- Французский : Compagnie Internationale des Wagons-Lits (и Grands Express Européens)
- Греческий : Международная компания шпал (и высокоскоростных европейских поездов)
- Венгерский : Международная ассоциация железнодорожных спальных вагонов.
- Итальянский : Международная компания спальных вагонов (и великие европейские экспрессы)
- Литовский : Международная компания по производству спальных вагонов
- Голландский : Международная компания по производству спальных вагонов и великих европейских экспрессов
- Русский : Международная ассоциация спальных вагонов (и Европейского экспресса)
- Русский : Международная компания спальных вагонов (и экспрессов Grand European Express).
- Румынский : Международная компания спальных вагонов (и крупных европейских экспрессов).
- Russian : Международное Общество Спальныхъ Вагоновъ (и Скорыхъ Европейскихъ поѣздовъ)
- Сербский : Международная ассоциация спальных автомобилей / Международная ассоциация спальных автомобилей.
- Русский : Международная компания спальных вагонов (и Великие европейские экспрессы)
- Русский : Европейские высокоскоростные поезда и международная компания спальных вагонов
- Болгарский : Компания международных спальных вагонов и крупных европейских экспрессов.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краткую историю компании см. Беренд, Жорж, «История вагонов-лит, 1876-1955», Modern Transport Publishing Co., 1959.
- ^ Перейти обратно: а б «Нагельмаккерс и Вагонс-Литс – Норд-Экспресс – Юг-Экспресс – Северо-Восточная Европа» . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ Берендс, выше, стр. 13-14.
- ^ Марк Тунгейт (2017). Индустрия квестов: как знаковые и инновационные бренды построили туристический бизнес . Издательство Коган Пейдж. ISBN 9780749473518 .
- ^ «Зарубежные новости в нескольких строках» . Ежедневный Вестник . Англия. 21 июля 1919 года . Проверено 5 ноября 2017 г. - из Архива британской газеты.
- ^ Перейти обратно: а б с «Международная туристическая компания по спальным вагонам (CIWLT)» . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ Время , Издание Содружества, «Вагон-повара» . 28 февраля 1928 г.
- ^ Accor Hospitality North America, История Accor. Архивировано 21 июля 2012 г. на archive.today .
- ^ Поиск поставщиков общественного питания (Reed Business Information), Accor возрождает бренд Pullman . Архивировано 28 апреля 2009 г. в Wayback Machine , 31 августа 2007 г.
- ^ «Вагоны-Литы с молотка» . Проверено 15 мая 2011 г.
- ^ Добрина Жекова (29 июня 2022 г.). «Оригинальный Восточный экспресс возвращается в Европу в 2024 году — с 17 прекрасно отремонтированными вагонами» . Путешествия + Отдых .
- ^ Сара Кута (1 декабря 2022 г.). «Скоро вы сможете ездить в исторических вагонах Восточного экспресса» . Смитсоновский институт .
- ^ Перейти обратно: а б «Compagnie des Wagons-Lits: компания с богатой историей» . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ «Вагоны-Литс / Карлсон» (PDF) . Комиссия Европейских сообществ (дело № IV/M.867). Евросоюз.
- ^ «Более столетия вех» . История . Карлсон Вагонлит Путешествие. Архивировано из оригинала 16 октября 2007 г. Проверено 5 января 2008 г.
- ^ «Accor вернет деньги по мере усиления распродажи» . Файнэншл Таймс . 06 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 19 февраля 2008 г. Проверено 6 января 2008 г.
- ^ Кассандра, Адольф Мурон (1927). «Северный экспресс» (Плакат путешествия) .
- ^ Беренд, Джордж; Бьюкенен, Гэри (1985). Ночной паром: дань уважения единственному в Великобритании международному поезду, 1936–1980 гг . Сен-Мартен, Джерси: Художники Джерси. ISBN 0901845132 .
- ^ А. Мюль, 125 лет / Ans / Years CIWL, Фрайбург, 1998 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Винчестер, Кларенс, изд. (1936), «Международные спальные вагоны» , «Железнодорожные чудеса света», иллюстрированный отчет о компании и ее услугах до 1936 года.
Внешние ссылки
[ редактировать ]