Jump to content

Усилитель Уильямсона

Усилитель Williamson представляет собой четырехкаскадный , двухтактный выходом класса А триодным с ламповый усилитель мощности звука разработанный DTN Williamson во время Второй мировой войны . Оригинальная схема, опубликованная в 1947 году и адресованная мировому сообществу производителей домашних усилителей , установила стандарт высококачественного воспроизведения звука и служила эталоном или эталоном конструкции усилителя на протяжении 1950-х годов. Оригинальную схему копировали сотни тысяч любителей по всему миру. [ 1 ] Он был абсолютным фаворитом на рынке DIY в 1950-х годах, а в начале десятилетия также доминировал на британском и североамериканском рынках усилителей заводской сборки.

Схема Уильямсона была основана на усилителе качества Wireless World Quality Amplifier 1934 года Уолтера Кокинга с дополнительным каскадом усилителя ошибки и глобальной цепью отрицательной обратной связи . с триодным подключением Глубокая обратная связь, силовые тетроды КТ66 , консервативный выбор токов стояния и использование широкополосного выходного трансформатора - все это способствовало повышению производительности Уильямсона. У него была скромная выходная мощность 15 Вт. [ а ] но превзошел все современные разработки по очень низким гармоническим искажениям и интермодуляции , ровной характеристике во всем слышимом диапазоне частот и эффективному демпфированию резонансов громкоговорителей частотной . усилителя Williamson 0,1% Показатель искажений стал критерием высокой точности воспроизведения. [ 2 ] [ 3 ] это остается актуальным и в 21 веке. [ 4 ]

Усилитель Williamson был чувствителен к выбору и согласованию пассивных компонентов и ламп и был склонен к нежелательным колебаниям на инфразвуковых и ультразвуковых частотах. Включение четырех ламповых каскадов и выходного трансформатора в контур отрицательной обратной связи было серьезным испытанием конструкции, приводившим к очень узкому запасу по фазе или, что довольно часто, к его отсутствию вообще. Попытки улучшить устойчивость Уильямсона не смогли исправить этот фундаментальный недостаток. По этой причине, а также из-за высокой стоимости необходимых качественных компонентов, производители вскоре отказались от схемы Уильямсона в пользу более стабильных, дешевых и эффективных трехкаскадных, ультралинейных или пентодных схем с выходом.

Кокинга Окончательная версия качественного усилителя , 1946 год. Отсутствие катодных шунтирующих конденсаторов было «торговой маркой» конструкции Уильямсона, унаследованной непосредственно от работы Кокинга. [ 5 ]

В 1925 году Эдвард В. Келлог опубликовал первую всеобъемлющую теорию конструкции усилителя мощности звука. Келлог предположил, что допустимый уровень гармонических искажений может достигать 5% при условии, что искажения нарастают плавно, а не резко, и что они порождают только гармоники низшего порядка. [ 6 ] Работа Келлога стала де-факто отраслевым стандартом в межвоенный период , когда большинство усилителей использовалось в кинотеатрах . [ 6 ] на ранних этапах Требования к звуковому фильму и публичному выступлению были низкими, и клиенты были довольны. [ б ] с грубыми, но эффективными и доступными с трансформаторной связью усилителями класса B . [ 6 ] Лучшие театральные усилители, построенные Western Electric на основе силовых триодов 300A и 300B , значительно превосходили средний уровень, но были дорогими и редкими. [ 6 ]

К середине 1930-х годов Western Electric и RCA улучшили характеристики своего экспериментального аудиооборудования до уровня, приближающегося к современному пониманию высокой точности воспроизведения , но ни одна из этих систем еще не могла быть коммерциализирована. [ 7 ] Им не хватало источников звука соответствующего качества. [ 7 ] Лидеры отрасли 1930-х годов согласились, что улучшение коммерческих усилителей и громкоговорителей будет иметь смысл только после появления новых физических носителей, превосходящих низкокачественное AM-вещание и пластинки шеллака . [ 7 ] Великая депрессия , Вторая мировая война и послевоенный телевизионный бум [ с ] последовательно откладывал эту цель. [ 7 ] Развитие коммерческого аудиооборудования зашло в тупик; немногим энтузиастам, стремящимся к более высокому уровню точности, приходилось буквально делать это самим . Американские мастера экспериментировали с новыми лучевыми тетродами . Австралийцы предпочитали традиционные двухтактные схемы, построенные на триодах с прямым нагревом и сложных, дорогих межкаскадных трансформаторах . [ 9 ]

Британская школа мысли под руководством Уолтера Кокинга [ д ] Компания Wireless World отдала предпочтение двухтактным триодным выходным каскадам класса А с RC-связью. [ 6 ] [ 11 ] Кокинг утверждал, что RC-связь, в отличие от трансформаторной связи, расширяет полосу пропускания усилителя за пределы требуемого минимума в 10 кГц и улучшает его переходные характеристики . [ 6 ] Тетроды и пентоды были нежелательны из-за более высоких гармонических искажений и более высокого выходного сопротивления , которое не позволяло контролировать основной резонанс громкоговорителя. [ 6 ] [ 12 ] Кокинг написал, что предел искажений Келлогга в 5% слишком высок для качественного усиления, и изложил другой набор требований — первое определение высокой точности воспроизведения . Вместо единого показателя качества Келлогга (гармонические искажения) Кокинг поставил три одновременные цели — низкочастотные искажения, низкие гармонические искажения и низкие фазовые искажения. [ 6 ] [ 13 ] В 1934 году Кокинг опубликовал свой первый проект качественного усилителя - двухкаскадный триодный усилитель класса А с RC-связью, который достигал максимальных искажений не более 2–3% без использования обратной связи. [ 6 ] Обратная связь появилась в его Усилителе качества военного времени 1943 года , построенном на основе американских 6V6 лучевых тетродов ; однако и входной каскад, и выходной трансформатор были помещены вне контура обратной связи. [ 14 ] компании Cocking Семейство усилителей качества стало основой послевоенной британской и австралийской аудиоиндустрии, включая усилитель Williamson. [ 6 ]

Разработка

[ редактировать ]

В 1943 году, в разгар Второй мировой войны , двадцатилетний шотландец Тео Уильямсон провалил экзамен по математике и был уволен из Эдинбургского университета . [ 15 ] Тео физически не был пригоден к военной службе, [ 16 ] поэтому вместо этого власти призвали его на обязательную гражданскую работу в компании Marconi-Osram Valve . [ 1 ] В апреле 1944 года Уильямсон перешел с производственной линии в прикладную лабораторию компании, где у него было достаточно свободного времени для собственных проектов DIY. [ 1 ] Руководство не возражало, и к концу 1944 года Уильямсон задумал, построил и испытал усилитель, который вскоре стал известен как усилитель Уильямсона . [ 1 ] [ 17 ] Другой проект военного времени, новый магнитный картридж , будет коммерциализирован в 1948 году как ленточный звукосниматель Ферранти . [ 18 ]

Цели проектирования

[ редактировать ]

Следуя идеям Кокинга, Уильямсон разработал другой, гораздо более строгий набор требований к точности:

  1. Незначительные нелинейные искажения (сумма гармонических искажений и продуктов интермодуляции ) до максимальной номинальной мощности на всех слышимых частотах от 10 до 20 000 Гц; [ 19 ]
  2. Линейная частотная характеристика и постоянная выходная мощность на всех слышимых частотах; [ 19 ]
  3. Незначительный фазовый сдвиг в слышимом диапазоне частот; [ 19 ]
  4. Хорошая переходная характеристика , которая, в дополнение к указанным выше требованиям к частоте и фазе, требует абсолютно постоянного усиления при обработке сложных сигналов и переходных процессов; [ 19 ]
  5. Низкое выходное сопротивление и, наоборот, высокий коэффициент демпфирования . По крайней мере, выходное сопротивление усилителя должно быть ниже сопротивления громкоговорителя; [ 19 ]
  6. Выходная мощность 15–20   Вт для воспроизведения оркестровой музыки через динамический громкоговоритель или 10 Вт для рупорного громкоговорителя . [ 20 ]

Уильямсон рассмотрел современные конфигурации усилителей и, как и Кокинг, остановился на двухтактном триодном выходном каскаде класса А с низкими искажениями. [ 21 ] [ 22 ] В отличие от Кокинга, Уильямсон считал, что такая ступень может обеспечить высокое качество звука только тогда, когда усилитель управляется   цепью отрицательной обратной связи с глубиной 20–30 дБ. [ 21 ] [ 22 ] (и, следовательно, полный усилитель должен иметь   коэффициент усиления разомкнутого контура на 20–30 дБ выше, чтобы компенсировать эффект обратной связи). [ 23 ] Глубокая обратная связь неизбежно приводит к внезапному резкому возникновению искажений при перегрузке, но Уильямсон был доволен этим недостатком. [ 20 ] Он утверждал, что это цена, которую стоит заплатить за улучшение линейности на средних и высоких уровнях мощности. [ 20 ] Напротив, писал Уильямсон, медленное, но устойчивое увеличение искажений до 3–5%, как утверждает Келлог, явно нежелательно в системе с высокой точностью воспроизведения. [ 20 ]

Прототипы и тесты

[ редактировать ]

Ламповый состав оригинального усилителя Williamson был обусловлен дефицитом поставок в Британию во время войны. Двумя подходящими и доступными выходными лампами были либо триод PX25, либо лучевой тетрод КТ66 с триодным соединением. [ 24 ] Уильямсон первоначально использовал PX25, уже устаревший триод с прямым нагревом, представленный в 1932 году. [ 25 ] [ и ] В своем втором прототипе Уильямсон использовал более эффективный клапан КТ66, который стал предпочтительным клапаном в послевоенный период. При питании от источника питания +500 В прототип КТ66 выдавал мощность 20 Вт при искажениях не более 0,1%. [ 25 ] Менее дорогой источник питания +425 В обеспечивал выходную мощность 15 Вт при искажениях не более 0,1%; такое расположение стало стандартом для усилителя Williamson и определило его физическую компоновку. [ 25 ] Полный прототип системы, включающий усилитель, экспериментальный магнитный звукосниматель и Goodmans полнодиапазонный динамик в акустическом лабиринте , доказал Уильямсону, что усилитель с низким уровнем искажений и глубокой обратной связью действительно звучит лучше, чем усилители без обратной связи. [ 17 ] Разница была особенно заметна на лучших доступных пластинках шеллака , несмотря на физические ограничения этого формата с низкой точностью воспроизведения. [ 17 ]

Прототипы произвели впечатление на руководство Маркони, которое предоставило Уильямсону неограниченный доступ к испытательным площадкам компании и познакомило его с людьми из Decca Records . [ 27 ] [ 28 ] Последний предоставил Уильямсону ценный, эксклюзивный тестовый материал - образцы записей экспериментальной системы Decca ffrr , первого носителя с действительно высокой точностью воспроизведения в Соединенном Королевстве. [ 28 ] Эти записи, превосходившие по качеству звука любые ранее существовавшие носители, помогли Уильямсону усовершенствовать свои прототипы. Он был уверен, что теперь твердо находится на правильном пути, но ни Маркони, ни ее материнская компания General Electric Company не желали инвестировать в массовое производство усилителей для гражданского рынка. [ 28 ] [ 1 ] [ 29 ] Разработка не заинтересовала и юристов компании, поскольку не содержала в себе ничего патентоспособного. [ 25 ] Уильямсон просто собрал воедино известные схемы и решения. [ 21 ]

Публикация

[ редактировать ]

В феврале 1946 года Уильямсон покинул Маркони, переехал в Эдинбург и присоединился к Ферранти . [ 17 ] Несколько месяцев спустя старший продавец Marconi, который искал новые способы продвижения KT66 среди широкой публики, заметил отчет Уильямсона 1944 года о прототипах его усилителей и отправил его для публикации в Wireless World . [ 30 ] [ 1 ] Главный редактор Х. Ф. Смит знал Уильямсона по его предыдущим работам; он связался с автором напрямую и запросил подробную статью, написанную специально для читателей DIY. Уильямсон оперативно ответил, но по неизвестным причинам публикация, первоначально запланированная на 1946 год, была отложена до апреля – мая 1947 года. [ 31 ] [ 1 ] Пока газета ждала печати, в журнале была опубликована новая версия усилителя качества Кокинга . Кокинг, как технический редактор журнала Wireless World , безусловно, имел приоритет; По словам Питера Стинсона, он скептически относился к усилителю Williamson, считая, что его собственная конструкция не нуждается в дальнейших улучшениях. [ 31 ]

К 1947 году британская промышленность уже выпустила два усилителя сопоставимого качества звука. Гарольд Лик объявил о производстве своего Leak Point One [ ж ] в сентябре 1945 г.; [ г ] позже в том же году Питер Уокер опубликовал первый эскиз своего выходного каскада с распределенной нагрузкой, который впоследствии стал серийной моделью Quad II . [ 33 ] [ 34 ] Лик и Уокер пытались коммерциализировать свои идеи на скудном послевоенном британском рынке; их достижения были практически неизвестны за пределами Соединенного Королевства. Уильямсон сделал обратное: он подарил свой дизайн всемирному сообществу DIY, тем самым обеспечив себе устойчивую популярность. [ 35 ] [ 36 ]

В августе 1949 года Уильямсон, отвечая на письма читателей, опубликовал «Новую версию» этого усилителя. В статье подробно рассмотрены вопросы сборки, настройки и устранения неполадок. [ 37 ] [ 38 ] [ 21 ] однако его основная цель заключалась в решении проблем стабильности, о которых сообщалось в письмах читателей. [ 38 ] За исключением дополнительной сети частотной компенсации , потенциометра смещения и нового выпрямительного клапана с косвенным нагревом, которого не было в 1947 году, схема осталась прежней. [ 39 ] В октябре 1949 г. - январе 1950 г. и мае 1952 г. Уильямсон опубликовал серию статей о согласовании каскадов предусилителей и краткие «Ответы на вопросы», касающиеся сборки и испытаний. [ 40 ] Сборник статей, опубликованных Уильямсоном в 1947–1950 годах, был напечатан в виде отдельной 36-страничной брошюры в 1952 году. [ 41 ] со вторым изданием в 1953 году. [ 42 ] Сам усилитель Williamson, описанный в августовском номере журнала Wireless World за 1949 год , остался без изменений. [ 40 ]

«От усилителя до конечного усилителя». Радио и хобби , Австралия, март 1948 года. В показанном здесь образце используются американские лампы 6SN7 и 807 и лишнее шасси радиопередатчика австралийского производства. [ 43 ] Однако Radio and Hobbies не . назвали Уильямсона автором оригинала [ 44 ]

Усилитель Williamson имел мгновенный успех. [ 21 ] Публикация совпала с возобновлением телевещания, началом FM-вещания . [ ч ] выпуск первых граммофонных пластинок высокого качества (Decca ffrr и пластинка LP ), а также «открытие» трофейного немецкого магнитофона . [ 45 ] [ я ] Высококачественные носители, которых не существовало в 1930-е годы, стали реальностью, и публика захотела воспроизводящее оборудование соответствующего качества. [ 45 ] Стандартные усилители, доступные в 1947 году, не подходили для этой задачи. [ 45 ] В то же время рынки электронных компонентов были наводнены излишками военного назначения , включая дешевые американские силовые лампы 6L6 и 807. [ 46 ] Некоторое время изготовление своими руками было единственным способом получить высококачественное усиление. [ 45 ] Тысячи любителей начали копировать дизайн Уильямсона; необходимые трансформаторы и шасси вскоре были предоставлены промышленностью. [ 44 ]

В сентябре 1947 года австралийцы Р. Х. Астор и Фриц Лэнгфорд-Смит адаптировали схему Уильямсона для американских клапанов 6SN7 и 807; Вскоре последовал вариант 6L6. [ 47 ] Британская и австралийская пресса была единодушно восторженна: «безусловно лучшее, что мы когда-либо тестировали… исключительная линейность и отсутствие гармонических и интермодуляционных искажений». [ 48 ] «усилитель для завершения [всех] усилителей», [ 43 ] «абсолютные вершины для получения естественного воспроизводства» [ 49 ] и так далее. Америка отстала примерно на два года: первые обзоры появились во второй половине 1949 года и были столь же лестными. [ 50 ] [ 49 ] [ 51 ] Американские компании адаптировали схему к местным компонентам и вскоре начали импортировать британские лампы и трансформаторы «премиум-класса» , открыв тем самым рынок британских Hi-Fi в Соединенных Штатах. [ 3 ] К концу 1949 года усилитель Williamson стал общепризнанной эталонной конструкцией и отправной точкой для всех ламповых конструкций, использующих глобальную обратную связь. [ 21 ]

Распространение DIY-конструктора и обилие публикаций, адресованных любителям, имели вескую экономическую причину: фабричная электроника 1940-х годов была слишком дорогой. Отрасль еще не перестроилась на массовое производство доступных потребительских товаров. Изготовление ламповой электроники в домашних условиях было относительно простым и обещало значительную экономию. [ 36 ] Число самодельных усилителей Williamson исчисляется как минимум сотнями тысяч; [ 1 ] они абсолютно доминировали на рынке DIY в англоязычных странах. [ 52 ] Стерео еще не коммерциализировано; почти все сохранившиеся усилители Williamson являются монофоническими . [ 52 ] Каждый из них отличается мелкими деталями, качество сборки обычно уступает моделям заводского изготовления. [ 52 ] В 21 веке эти монофонические усилители обычно продаются на интернет-аукционах, но найти подходящую пару практически невозможно. [ 52 ]

Мелкое фабричное производство в Соединенном Королевстве началось в феврале 1948 года; Первый крупный производитель, Rogers , объявил о производстве в октябре 1948 года. [ 53 ] В начале 1950-х годов усилители Williamson доминировали в заводском производстве как в Великобритании, так и в США; [ 54 ] Джон Фриборн из Radio-Electronics писал в 1953 году, что «с тех пор, как Уильямсон опубликовал первое описание своего высококачественного усилителя звука , у других аудиодизайнеров было два очевидных выбора: победить его [Уильямсона] или присоединиться к нему». [ 55 ]

Особенности конструкции

[ редактировать ]

Технические характеристики

[ редактировать ]
  • Комплект ламп образца 1947 года: 4x L63 (каждый соответствует 6J5 ), 2x КТ66, 1x выпрямитель прямого нагрева U52. [ 56 ] Версия 1949 года также предусматривала использование двойных триодов 6СН7 или Б65 и заменяла выпрямитель на тип 53КУ с косвенным нагревом; [ 57 ]
  • Выходная мощность и максимальные искажения: 15   Вт RMS не более 0,1 % при КНИ ; [ 58 ]
  • Интермодуляция : не указана (У Уильямсона не было необходимого испытательного оборудования); [ 58 ]
  • Диапазон частот: 10-20000   Гц при ±0,2   дБ; 3–60 000   Гц при ±3   дБ; [ 58 ]
  • Фазовый сдвиг в пределах 10-20000   Гц: «никогда не превышает нескольких градусов» на крайних участках звукового спектра; [ 58 ]
  • Шум и гул : на -85 дБ   ниже максимальной мощности, почти полностью состоит из шума сети. [ 58 ]

Топология

[ редактировать ]
Версия схемы Уильямсона 1949 года. [ 57 ] Компоненты источника питания опущены. Напряжения переменного тока при выходной мощности 15 Вт, указанные Уильямсоном в пиковых вольтах, показаны в пересчете на эффективные синусоидальные вольты. Значение резистора обратной связи X зависит от полного сопротивления нагрузки (показаны два варианта)

Усилитель Williamson представляет собой четырехкаскадный двухтактный триодный ламповый усилитель класса А , построенный на основе высококачественного широкополосного выходного трансформатора. [ 59 ] Его второй (фазоделитель типа гармошка, V1B), третий (драйвер, V2A и V2B) и четвертый (выходные, V3 и V4) каскады построены по схеме усилителя качества компании Cocking . Добавленный первый каскад (V1A) представляет собой специальный усилитель ошибки , который компенсирует потерю усиления, вызванную отрицательной обратной связью. [ 60 ] Williamson оптимизировал рабочие точки каждой ступени для обеспечения наилучшей линейности и достаточного резерва перегрузки. [ 60 ] Выходной каскад смещен в чистый класс А; традиционно в нем использовались лучевые тетроды или пентоды с триодным соединением. С американскими клапанами 807 или британскими клапанами КТ66 (Уильямсон рекомендовал последний тип). [ 61 ] ) и указанном блоке питания усилитель выдавал выходную мощность 15 Вт. Дальнейшее увеличение производительности, по мнению Уильямсона, потребовало использования четырех выпускных клапанов; в его статье 1947 года упоминается создание 70-ваттного прототипа. [ 58 ]

Пластина первой ступени и сетка фазоделителя соединены напрямую. Эта конфигурация, известная с 1940 года, в 1947 году все еще была редкостью; [ 62 ] Американские дизайнеры считали это новинкой даже в начале 1950-х годов. [ 62 ] [ 51 ] Фазоделитель, драйвер и выходной каскад связаны емкостной связью . Катодные развязывающие конденсаторы отсутствуют: Уильямсон, как и Кокинг до него, пытался линеаризовать работу каждого каскада в разомкнутом контуре и сознательно пожертвовал коэффициентом усиления ради линейности; [ 63 ] его также беспокоила потенциальная низкочастотная нестабильность, вызванная добавленными емкостями. [ 64 ] Схема в варианте 1947 или 1949 года не содержит электролитических конденсаторов ; в его блоке питания используется π-фильтр CLC с двумя бумажными конденсаторами емкостью 8 мкФ, [ 63 ] [ 63 ] с дополнительным LC-фильтром, питающим первые три ступени. [ 65 ]

Производные конструкции 1950-х годов часто отклонялись от рекомендаций Уильямсона, сохраняя при этом его четырехступенчатую топологию. По мнению Питера Стинсона, одного этого недостаточно, чтобы называться усилителем Уильямсона. [ 31 ] Настоящий усилитель Williamson должен одновременно соответствовать пяти критериям:

  1. Во всех четырех каскадах должны использоваться триоды; выходной каскад может использовать тетроды или пентоды с триодным соединением;
  2. Выходной каскад должен работать в классе А;
  3. Фазоделитель должен быть напрямую подключен к входному каскаду;
  4. Высококачественный выходной трансформатор должен соответствовать оригинальной спецификации Williamson;
  5. Петля глобальной отрицательной обратной связи должна быть подключена от вторичной обмотки трансформатора к катоду входного триода и иметь глубину ровно 20 дБ. [ 31 ]

Обратная связь

[ редактировать ]

Контур обратной связи 20 дБ (десять к одному) усилителя Williamson охватывает все четыре каскада и выходной трансформатор. По словам Ричарда Хичкока , [ Дж ] «Это серьезное испытание конструкции и одна из выдающихся особенностей схемы Уильямсона». [ 23 ] [ к ] Уильямсон писал, что глубину обратной связи можно легко увеличить с 20 до 30 дБ, но слышимое улучшение от более глубокой обратной связи будет все меньше и меньше . [ 67 ]

Все компоненты частотной компенсации расположены в первом и втором каскадах схемы: их локальные сглаживающие RC-фильтры тонко изменяют АЧХ на инфразвуковых частотах. Дополнительный RC-фильтр на первой ступени, введенный Уильямсоном в версии 1949 года, предотвращает колебания на ультразвуковых частотах. [ 21 ] обратной связи Делитель напряжения подключен к вторичной обмотке трансформатора, поэтому глубина обратной связи зависит от импеданса громкоговорителя, и установка его точно на 20 дБ требует изменения коэффициента делителя. [ 56 ] Делитель напряжения является чисто резистивным, без емкостных или индуктивных компонентов частотной компенсации. По мнению Уильямсона, конденсатор, шунтирующий верхнюю ножку делителя, необходим только для трансформаторов низкого качества; Если трансформатор соответствует требованиям Уильямсона, конденсатор бесполезен. [ 64 ]

Трансформатор

[ редактировать ]

Уильямсон был уверен, что выходной трансформатор является наиболее важным компонентом любого лампового усилителя. [ 24 ] Даже до применения глобальной обратной связи трансформатор подвержен как минимум четырем типам искажений. [ 24 ] Их причины не могут быть устранены одновременно, и проектировщик должен найти компромисс между противоречивыми требованиями. [ 24 ] Глобальная обратная связь частично подавляет искажения, но также ужесточает требования к полосе пропускания трансформатора. [ 24 ]

Теория стабильности предсказывала, что усилитель, созданный по спецификациям Уильямсона, может быть стабильным только в том случае, если полоса пропускания его выходного трансформатора будет не менее 2,5...160000 Гц. [ 68 ] Это было непрактично для аудиоусилителя, требующего исключительно большого, сложного и дорогого трансформатора. [ 69 ] Уильямсону, ищущему рабочее решение, пришлось уменьшить запас по фазе до минимума; даже тогда требуемая полоса пропускания должна была быть не менее 3,3...60000 Гц. [ 21 ] [ 5 ] [ 24 ] Такой трансформатор, управляемый парой триодно включенных КТ66, должен был иметь индуктивность первичной обмотки не менее 100 Гн , а индуктивность рассеяния не более 33 мГн. [ 5 ] Для того времени это были чрезвычайно требовательные характеристики, намного превосходящие все, что было доступно на потребительском рынке. [ 2 ] Трансформаторы Уильямсона должны были быть тяжелее, крупнее, сложнее и дороже, чем типичные аудиотрансформаторы, и тем не менее они могли гарантировать лишь минимально приемлемую стабильность. [ 2 ] [ 69 ] Более широкий запас по фазе, писал Уильямсон, был весьма желателен, но требовал абсолютно непрактичных значений первичной индуктивности. [ 69 ]

Поведение при перегрузке

[ редактировать ]

Ламповые усилители с емкостной связью между каскадом возбуждения и выходным каскадом не ограничивают напряжение так же, как транзисторные усилители (например, ограничивают выходное напряжение на одной из шин питания). Вместо этого они дросселируются , когда большие колебания сигнала периодически пытаются сместить сетки выходных ламп выше нуля. [ 20 ] Сетки с положительным смещением начинают проводить ток, но конденсаторы связи не могут обеспечить необходимый ток. [ 20 ] Напряжения сети не достигают целевых значений, форма выходного сигнала выравнивается. [ л ]

Обратная связь пытается преодолеть дросселирование за счет увеличения размаха напряжения драйвера, но терпит неудачу, поскольку конденсаторы связи физически не могут пропускать постоянный ток . Результирующая картина искажений, как доказал Уильямсон с помощью фотокопий осциллограмм и кривых Лиссажу , является «желательным типом», то есть с резким началом искажения на крайних точках кривых отклика, которые в остальном очень линейны. [ 70 ]

Проблема стабильности

[ редактировать ]
Частота, фаза и переходная характеристика различных усилителей Williamson
Дизайн Уильямсона 1949 года. Пунктирные линии: реакция разомкнутого контура, сплошные линии: реакция замкнутого контура. Резонансные скачки на низких и высоких крайних значениях указывают на узкий запас по фазе. [ 71 ]
Коммерческий усилитель с высококачественным трансформатором, NRL США. измерения [ 72 ]
Коммерческий усилитель с трансформатором низкого качества, NRL США. измерения [ 73 ]

Первые попытки создания усилителя Уильямсона выявили его склонность к колебаниям из-за очень узкого запаса по фазе . Астор и Лэнгфорд-Смит, которые дали Уильямсону отличную оценку, [ 48 ] сообщили, что «при довольно больших выходных сигналах на низких частотах начнутся высокочастотные колебания со скоростью около 60 кКл / с [кГц], которые будут сопровождаться импульсным выходным сигналом некоторой другой частоты». [ 74 ] Австралийцы, вооруженные первоклассным испытательным оборудованием, [ м ] подавил колебания частотой 60 кГц с помощью небольших конденсаторов на экранных сетках , но не смог выявить и подавить причину «каких-то других» колебаний. [ 74 ] Позже специалисты Научно-исследовательской лаборатории ВМС США исследовали семь различных имеющихся в продаже усилителей Уильямсона и установили, что все они генерируют колебания на инфразвуковых частотах 2...3 Гц. [ 75 ] Замена выходных трансформаторов повлияла на стабильность только на звуковых и ультразвуковых частотах. [ 75 ] Лучшие трансформаторы демонстрировали идеально ровную частотную характеристику в диапазоне от 10 до 100 000 Гц, но были также склонны к инфразвуковому «дыханию». [ 75 ] Самые худшие трансформаторы демонстрировали заметные ультразвуковые резонансы, которые, однако, не вызывали устойчивых колебаний. Некоторые «звенели» на относительно низких частотах 30–50 кГц, другие простирались до диапазона 500…700 кГц. [ 76 ]

изготовленные по индивидуальному заказу, Трансформаторы Уильямсона, были несовершенны, но готовые трансформаторы общего назначения, используемые любителями, были намного хуже. Их резонансы можно было укротить только за счет сужения полосы пропускания усилителя. Масштабы проблемы стабильности в DIY-сообществе остаются неизвестными: редакция Wireless Worlds была завалена письмами читателей, но предпочла перенаправить их Уильямсону. [ 38 ] Известно лишь то, что изобретатель был вынужден пересмотреть и усовершенствовать конструкцию; он взял отпуск в Ferranti и представил вторую версию Williamson в 1949 году. [ 38 ] Уильямсон не смог решить фундаментальную проблему стабильности; «Новая версия» была едва стабильной. [ 77 ] Независимый анализ, опубликованный в декабре 1950 года, доказал, что обновленный усилитель Уильямсона по-прежнему склонен как к инфразвуковым, так и к ультразвуковым колебаниям. [ 78 ]

Согласно анализу, инфразвуковая характеристика разомкнутого усилителя Williamson формируется тремя фильтрами верхних частот : двумя межкаскадными RC-фильтрами , каждый с частотой среза выходного каскада 6 Гц, и RL-фильтром , образованным выходным сигналом ламп. импедансы и первичная индуктивность трансформатора. [ 79 ] [ 80 ] При нулевом входном сигнале нелинейный RL-фильтр имеет частоту среза 3 Гц. [ 81 ] [ н ] Эта комбинация частот среза, заключенная в   частотную петлю 20–30 дБ, нестабильна. [ 81 ] Уильямсон пытался подавить его с помощью компенсационной сети, также служащей сглаживающим фильтром . [ 81 ] Нелинейность трансформатора также улучшила стабильность: при больших токах сигнала эффективная индуктивность первичной обмотки увеличивалась, что приводило к уменьшению частоты среза и увеличению запаса по фазе. [ 82 ] Простейшим решением было разнести частоты среза RC-фильтров при условии, что выходной трансформатор соответствует спецификации Williamson. [ 60 ] [ 83 ] [ 84 ] Например, в Ultralinear Williamson 1952 года Хафлера Дэвида и Герберта Кероэса эти частоты были установлены на уровне 1,3 и 6 Гц. [ 60 ] [ 83 ]

Точный анализ на ультразвуковых частотах невозможен из-за асимметрии фазоделительного каскада, а также неизвестных паразитных и нелинейных свойств выходного каскада. [ 81 ] [ 80 ] В зависимости от выбранной модели анализа, ответ разомкнутого контура может быть грубо аппроксимирован комбинацией четырех [ 85 ] [ 60 ] или пять [ 80 ] фильтры нижних частот. Разные авторы использовали разные подходы и оценивали несколько разные точки среза этих фильтров, но в каждом случае как минимум три из четырех или пяти частот среза находились в опасной близости друг от друга, что было определенным признаком нестабильности. [ 85 ] [ 60 ] Уильямсон снова решил проблему с помощью RC-компенсационной сети, но даже тогда запас по фазе оставался опасно низким. [ 85 ] [ 86 ] Самодельщикам приходилось самим бороться с колебаниями: кто-то добавлял в экранные сетки шунтирующие конденсаторы, кто-то подгонял компоновку и проводку или намеренно сужал полосу пропускания усилителя, сводя на нет преимущества исходной схемы. [ 85 ] [ 86 ]

Проблема с компонентом

[ редактировать ]
Британские лучевые тетроды КТ66 компании General Electric . Опыт показал, что американские заменители не могли сравниться с оригинальным KT66. [ 87 ] [ 88 ]

Усилитель Williamson был очень чувствителен к качеству и параметрам пассивных компонентов и ламп. Углеродные и композиционные резисторы создавали чрезмерный шум и вызывали гармонические искажения; Американские клапаны, используемые в качестве заменителей британских типов, указанных Уильямсоном, не могли сравниться по своим характеристикам. [ 89 ] [ 87 ] Уильямсон предупредил, что у KT66 нет прямых заменителей, и его следует отдавать предпочтение любым альтернативам. [ 61 ]

Любители, скопировавшие усилитель Williamson, не смогли выявить и устранить его критические слабые места. Любитель, вооруженный аналоговым мультиметром , мог «увидеть» инфразвуковые колебания, наблюдая за стрелкой прибора. [ 89 ] но для устранения проблем с высокими частотами требовался осциллограф с полосой пропускания не менее 1 [ 89 ] или 2 [ 90 ]  Полоса пропускания МГц. В 1950-х годах полоса пропускания многих коммерческих осциллографов была слишком узкой для этой задачи, и даже эти модели были слишком дорогими для домашних мастеров. [ 90 ] [ 89 ]

Статьи профессиональных инженеров, посвященные анализу и точной настройке усилителя Williamson, были опубликованы относительно поздно, когда первоначальный энтузиазм DIY уже угас - в 1952 году. [ 91 ] 1957, [ 92 ] 1961. [ 87 ] Мартин Киберт, [ о ] который создавал усилители Williamson профессионального уровня для своей лаборатории в Bendix Corporation , выявил пять источников искажений, вызванных некачественными компонентами, кроме трансформатора: [ 94 ]

  1. Чрезмерные шумы и электромагнитные помехи, вызванные шумящими углеродными или композиционными резисторами и неправильной компоновкой первой ступени. Замена резисторов, указанных Уильямсоном, на проволочные резисторы может улучшить соотношение сигнал/шум на 12 дБ . Замена 6СН7 на малошумящий 12AY7 могла бы дать еще 12 дБ ; [ 89 ]
  2. Частотные и гармонические искажения, вызванные асимметрией пассивных компонентов с двух сторон двухтактной схемы. Типичные компоненты 1950-х годов имели допуск 20%, что было неприемлемо много для Williamson; [ 95 ]
  3. Драйверный каскад 6СН7 часто не мог правильно раскачать сетки КТ66, вызывая чрезмерные искажения. По словам Киберта, американский двойной триод 5687 явно превосходил его. [ 96 ] По словам Талбота Райта, 6SN7 не виноват — искажения были вызваны неправильно установленным током покоя и могли быть устранены простым увеличением напряжения смещения; [ 87 ]
  4. Искажения в делителе напряжения обратной связи . Эта критическая функция требовала проволочных резисторов с низкими искажениями; [ 88 ]
  5. На искажения явно влиял выбор выходных ламп, однако Киберт не смог выделить каких-то конкретных правил. [ 88 ]

Киберт положительно оценил конструкцию, но предупредил читателей, что следовать инструкциям Уильямсона можно только в лабораторных условиях. [ 97 ] Усилитель раскрывает свой потенциал только с дорогими, правильно подобранными компонентами, недоступными среднестатистическому любителю. [ 97 ] Даже идеально собранный и проверенный усилитель Williamson рано или поздно потребует замены ламп, что, скорее всего, приведет к неожиданному увеличению искажений. [ 97 ]

Варианты и производные

[ редактировать ]
Интегральный усилитель EICO HF-20, один из многих недорогих американских Ultralinear Williamson . Помимо ультралинейного выхода 6L6, он отличается от оригинала наличием в выходном каскаде катодных шунтирующих и частотно-компенсационных конденсаторов, а также недорогим фильтром питания CRC вместо CLC. [ 98 ]

После 1950 года промышленность выпускала многочисленные модификации усилителя Уильямсона, часто значительно отклоняющиеся от принципов, изложенных его создателем. В 1950 году Герберт Кероэс зашунтировал общий катодный резистор своего усилителя 807 большим электролитическим конденсатором , который, по словам Кероэса, значительно уменьшил искажения при высокой выходной мощности. [ 99 ] Вопреки рекомендациям Кокинга и Уильямсона, Кероэс и его партнер Дэвид Хафлер использовали катодные шунтирующие конденсаторы в большинстве своих конструкций; к 1956 году этот подход стал де-факто отраслевым стандартом. [ 100 ] В том же 1956 году Хафлер использовал фиксированное смещение в своем EL34 Williamson. [ 101 ] Позже фиксированное смещение стало основным элементом советских и российских конструкций типа Уильямсона, в которых использовались экзотические выходные лампы, такие как 6С4С . триод с прямым нагревом [ 102 ] ГУ -50 пентод генератора [ 103 ] [ 104 ] 6П45С или тетрод горизонтального отклонения . [ 104 ]

На протяжении 1950-х годов, когда цены на конденсаторы снижались, конструкторы постоянно увеличивали их стоимость. В оригинальном усилителе Williamson использовались 8 мкФ бумажные конденсаторы емкостью ; к 1952 году Киберт использует 40 мкФ ; электролиты емкостью [ 91 ] 1955 года в эталонном проекте Keroes не менее 250 мкФ ; использовались развязывающие конденсаторы емкостью [ 105 ] бюджетный усилитель Райта 1961 года использовал в общей сложности 600 мкФ . [ 106 ] Дизайнеры рекламного ролика Bell   2200 [ п ] усилитель (1953 г.) заменил прямую связь первых двух каскадов емкостной связью; [ 107 ] В Stromberg-Carlson   AR-425 (также 1953 г.) используется выходной каскад с тетродным режимом в знакомой топологии Уильямсона. [ 108 ] Модификации Белла и Стромберга-Карсона еще больше ухудшили стабильность и потребовали дополнительной частотной компенсации. [ 109 ] Разработчики Bogen   DB20 (1953) пошли еще дальше и объединили глобальные и локальные петли отрицательной обратной связи с положительной обратной связью на выходном каскаде. [ 109 ]

В декабре 1951 года Хафлер и Керос начали продвигать ультралинейную ступень — метод распределения нагрузки между анодом и экранной сеткой пентода или тетрода, изобретенный Аланом Блюмлейном в 1930-х годах. Ультралинейная ступень обеспечила 50 % [ 110 ] на 100% больше выходной мощности, чем тот же каскад в триодном соединении, примерно с такими же искажениями и дешевле, чем чистый пентодный или тетродный каскад (последний требовал отдельного питания экранной сетки, ультралинейному он не требовался). [ 54 ] Первый ультралинейный Уильямсон , использующий пару 6L6 в топологии, подобной Уильямсону, [ 60 ] выдал 20 Вт ; [ 111 ] их вторая модель, построенная на более мощных тетродах 807, имела мощность 30 Вт . [ 111 ] Очень скоро американская публика почувствовала вкус к мощному усилению, и в отрасли началась «гонка за ваттами». [ q ] К 1955 году Хафлер и Керос, теперь работавшие отдельно, предлагали 60-ваттные модели, в которых использовались пары тетродов 6550. [ 113 ] или квартеты КТ66. [ 114 ] Таким образом, менее чем за десять лет индустрия шаг за шагом отказалась от принципов, установленных Уильямсоном, но продолжила использовать его имя в качестве удобного свободного товарного знака . В 21 веке его даже используют для усилителей без глобальной отрицательной обратной связи; единственное, что у них общего с настоящим усилителем Williamson, — это четырехкаскадная топология. [ 115 ] [ 31 ]

После успеха Hafler и Keroes американские производители, такие как Eico , The Fisher , Harman/Kardon и Marantz, отказались от «устаревших» силовых триодов и перешли на ультралинейные конструкции. [ 12 ] Mullard , крупнейший британский производитель клапанов и поставщик эталонных конструкций для европейской промышленности, публично поддержал новинку. [ 116 ] Бывший работодатель Уильямсона, компания General Electric , последовала его примеру и опубликовала эталонную конструкцию «30-ваттного Уильямсона», построенную на основе пары KT88 с ультралинейным подключением . [ 117 ] Оригинальный усилитель Williamson проиграл гонку, как и альтернативные разработки Питера Уокера и Фрэнка Макинтоша . [ 118 ] В сентябре 1952 года Уильямсон и Уокер (в то время деловые партнеры по разработке электростатического громкоговорителя Quad ) согласились, что ультралинейная ступень действительно предпочтительнее при массовом производстве. [ 50 ] [ 119 ] Уильямсон постепенно отошел от аудиотехники. [ 1 ] Он зарабатывал на жизнь проектированием фрезерных станков и гибких производственных систем , что впоследствии принесло ему избрание в Королевское общество , и никогда не считал аудиодизайн серьезным занятием для себя. [ 120 ]

В 1956 году большинство усилителей, выпускавшихся в Северной Америке, следовали шаблону Ultralinear Williamson . [ 100 ] но в следующие несколько лет и он был отправлен на пенсию. Новая трехкаскадная эталонная конструкция объединила функции фазоделителя и драйвера в одном ламповом усилителе и, таким образом, стоит пропорционально меньше, чем четырехкаскадные усилители. [ 121 ] от Hafler Dynaco Stereo 70 , созданный по этой топологии, стал самым производимым ламповым усилителем в истории. [ 122 ] Потребительский рынок Северной Америки был наводнен миллионами похожих, почти идентичных усилителей и ресиверов мощностью от 25 до 20   Вт на канал, а также клонами менее мощных британских разработок, таких как Mullard 5-10 . [ 121 ] В рекламе утверждалось, что эти модели работают так же хорошо, как и оригинальный Williamson, с более высокой выходной мощностью и гарантированной стабильностью. [ 121 ] Клиенты не могли проверить эти утверждения и были вынуждены полагаться на слуховые тесты, слухи и советы экспертов. Проблема была частично решена с помощью концепции субъективного прослушивания , выдвинутой Хафлером и Кероэсом еще в 1951 году: «Отличные измерения являются необходимым, но недостаточным условием качества звука. Тест на прослушивание является одним из наиболее важных... самый строгий тест из всех». [ 118 ] К концу 1960-х годов субъективистский подход был принят на вооружение аудиофилами и маркетологами, которые охотно забыли об объективных принципах, разработанных Уильямсоном в 1940-х годах. [ 118 ]

Объективно, многие конструкции ламп с глубокой обратной связью 1950-х годов соответствовали или превышали рейтинг искажений усилителя Williamson в 0,1%, но ни одна из них не могла существенно улучшить этот показатель. [ 2 ] [ 3 ] Уильямсон обнаружил, что характеристики лампового усилителя в основном ограничиваются выходным трансформатором. [ 2 ] [ 3 ] Транзисторные усилители не имели этого ограничения, и тем не менее потребовалось около 15 лет, чтобы довести их характеристики до уровня, достигнутого Уильямсоном в 1947 году. [ 123 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Все рейтинги здесь и ниже указаны для каждого канала . Усилитель был разработан задолго до появления стерео и никогда не предназначался для многоканального звука.
  2. ^ Внедрение звукового кино совпало с Великой депрессией. Хотя индустрия развлечений жила намного лучше, чем общество в целом, владельцам кинотеатров приходилось очень экономно инвестировать в оборудование.
  3. Стинсон писал, что зарождающееся телевидение отрицательно повлияло на аудиоэлектронику еще до войны: «Эти эксперименты [в EMI, RCA и Western Electric] могли бы быть перенесены в продукты, если бы не всплеск интереса и рекламы нового чуда. , экспериментальное телевидение, 1934 год». [ 8 ]
  4. Уолтер Тастинг Кокинг (1907–1984) присоединился к коллективу Wireless World в начале 1930-х годов. Он был активным автором контента, часто обращаясь к практическим аспектам электронных проектов. Во время Второй мировой войны Кокинг был задействован в секретных военных исследованиях. После войны он работал главным редактором журналов Wireless Engineer , Wireless World и последующих журналов до выхода на пенсию в 1972 году. [ 10 ]
  5. ^ PX25 представлял собой уникальный силовой триод с прямым нагревом и необычайно высоким коэффициентом усиления по напряжению (μ = 9). Усилитель PX25 будет иметь усиление в разомкнутом контуре более чем в два раза, чем усилитель, в котором используются типичные триоды с прямым нагревом, такие как 2A3 или AD1 (μ = 4). [ 26 ]
  6. ^ В названии Point One подчеркивается рейтинг искажений 0,1%, заявленный Leak. Его агрессивный маркетинг вызвал подозрения общественности в обоснованности и необходимости таких низких рейтингов. [ 32 ]
  7. ^ Подробный отчет о работе Лика см. Спайсер, С. (2000). Впервые в области высокой точности: продукты и история HJ Leak & Co. Ltd. Журнал «Аудиоэкспресс». стр. 61–67. ISBN  9781882580316 . ОЛ   8683702М .
  8. ^ Регулярное FM-вещание как в Соединенных Штатах, так и в Соединенном Королевстве началось в 1946 году. К апрелю – маю 1947 года британские FM-передачи все еще были ограничены по продолжительности и зоне покрытия; Уильямсон в своей вступительной статье предвидел «возможное расширение высококачественных передач УВЧ». [ 19 ]
  9. ^ не Сам Магнитофон был новым; Фактически, производственные модели вещательного качества были созданы и представлены широкой публике еще до начала Второй мировой войны. На этой фотографии AEG магнитофон установлен в финской студии радиовещания в преддверии несостоявшихся летних Олимпийских игр 1940 года . Однако американцы и британцы «открыли» магнитофон только после войны. Однако это правда, что немцы совершенствовали эту технологию на протяжении всей войны, и к 1945 году новые магнитофоны намного превосходили модель 1939 года.
  10. Ричарда Хичкока, долгое время работавшего инженером-исследователем в Westinghouse Electric Corporation в Питтсбурге , теперь помнят как создателя «Органа Вестингауза» (также называемого «Электрическим радиоорганом», 1930 г.). [ 66 ]
  11. ^ Первоначальная конструкция Leak Point One 1945 года также использовала четыре ступени и глобальную отрицательную обратную связь и была даже менее стабильной, чем Williamson. Гарольд Лик вскоре отказался от этой идеи и в 1947 году выпустил успешный трехступенчатый Leak TL12. [ 32 ]
  12. ^ Ламповые усилители с трансформаторной связью не дросселируются, пока управляющий клапан(ы) может обеспечивать необходимый ток(ы) сети. Однако межкаскадные трансформаторы несовместимы с глобальной отрицательной обратной связью. Последовательное соединение двух преобразователей (межкаскадного и выходного) по своей сути нестабильно; его нельзя включить в петлю обратной связи.
  13. Астор и Лэнгфорд-Смит были штатными инженерами в компании Amalgamated Wireless (Австралазия) , крупнейшем в стране производителе радиоприемников и радиовещательной компании.
  14. ^ составляет 100   Предполагается, что первичная индуктивность   Гн, а сопротивление пластины составляет 2 кОм, как указано Уильямсоном. [ 81 ]
  15. ^ Мартин Питер Вламинг Киберт-младший, родившийся в 1908 году, учился в Университете Айдахо и Рид-колледже . До Второй мировой войны он работал инженером-электронщиком в KIRO (AM) , Федеральной комиссии по связи и различных консалтинговых компаниях, базирующихся в Вашингтоне, округ Колумбия. Во время войны он работал в Бюро аэронавтики , дослужившись до звания лейтенанта-коммандера в 1945 году. [ 93 ] После войны, согласно публикациям Киберта, он работал в компаниях Bendix , Convair и Mallory .
  16. Бренд бытовой электроники Bell принадлежал не компаниям Bell System , а TRW Inc.
  17. ^ Согласно The Routledge Guide to Music Technology , гонка за мощность среди производителей ламповых усилителей в конечном итоге стабилизировалась на отметке 75 Вт на канал. Транзисторные усилители легко превзошли его, и кульминацией гонки в 1971 году стала модель Phase Linear Model   700, разработанная Бобом Карвером ( 250 Вт на канал). В 1990-х годах номинальная мощность усилителей для THX, , сертифицированных домашнего кинотеатра выросла еще больше. [ 112 ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фейлден 1995 , с. 520.
  2. ^ Jump up to: а б с д и Худ 1994 , с. 25.
  3. ^ Jump up to: а б с д Электроника Австралии, 1990 , с. 4.
  4. ^ Стинсон 2015 , с. 37.
  5. ^ Jump up to: а б с Худ 2006 , с. 97.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Франкленд 1996 , с. 113.
  7. ^ Jump up to: а б с д Франкленд 2002 , с. 12.
  8. ^ Стинсон 2015 , с. 7.
  9. ^ Электроника Австралии 1990 , с. 1.
  10. ^ ТЖБ 1984 .
  11. ^ Кокинг 1934 , с. 304.
  12. ^ Jump up to: а б Франкленд 1996 , с. 117.
  13. ^ Кокинг 1934 , стр. 302–303.
  14. ^ Кокинг 1943 , с. 355.
  15. ^ Фейлден 1995 , стр. 519.
  16. ^ Фейлден 1995 , с. 518.
  17. ^ Jump up to: а б с д Стинсон 2015 , с. 17.
  18. ^ Стинсон 2015 , с. 3.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Уильямсон 1953 , с. 7.
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж Уильямсон 1953 , с. 8.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Франкленд 1996 , с. 115.
  22. ^ Jump up to: а б Уильямсон 1953 , стр. 8–9.
  23. ^ Jump up to: а б Хичкок 1959 , с. 15.17.
  24. ^ Jump up to: а б с д и ж Уильямсон 1953 , с. 9.
  25. ^ Jump up to: а б с д Стинсон 2015 , с. 16.
  26. ^ «ПХ25» . Музей клапанов . Аллан Вятт . Проверено 11 февраля 2018 г.
  27. ^ Фейлден 1995 , стр. 520–521.
  28. ^ Jump up to: а б с Стинсон 2015 , стр. 16–17.
  29. ^ Худ 2006 , с. 95.
  30. ^ Стинсон 2015 , стр. 17–18.
  31. ^ Jump up to: а б с д и Стинсон 2015 , с. 18.
  32. ^ Jump up to: а б Стинсон 2015 , с. 22.
  33. ^ Франкленд 1996 , стр. 115–116.
  34. ^ Стинсон 2015 , стр. 22, 36.
  35. ^ Стинсон 2015 , с. 36.
  36. ^ Jump up to: а б Крэбб 2009 , с. 4
  37. ^ Уильямсон 1953 , стр. 15–18.
  38. ^ Jump up to: а б с д Стинсон, 2015 , стр. 27–28.
  39. ^ Уильямсон 1953 , стр. 14–15.
  40. ^ Jump up to: а б Уильямсон 1953 , с. 3.
  41. ^ Стинсон 2015 , с. 31.
  42. ^ Уильямсон 1953 .
  43. ^ Jump up to: а б Радио и хобби 1948 , с. 16.
  44. ^ Jump up to: а б Электроника Австралии, 1990 , с. 3.
  45. ^ Jump up to: а б с д Электроника Австралии, 1990 , с. 2.
  46. ^ Уильямс 1990 , с. 46.
  47. ^ Стинсон 2015 , с. 24.
  48. ^ Jump up to: а б Астор и Лэнгфорд-Смит, 1947 , с. 101.
  49. ^ Jump up to: а б Сарсер и Спринкл, 1949 , с. 33.
  50. ^ Jump up to: а б Стинсон 2015 , с. 30.
  51. ^ Jump up to: а б Керос 1950 , с. 52.
  52. ^ Jump up to: а б с д Джонс 2013 , с. 425.
  53. ^ Стинсон 2015 , с. 25.
  54. ^ Jump up to: а б Франкленд, 1996 , стр. 117, 119.
  55. ^ Фриборн 1953 , с. 33.
  56. ^ Jump up to: а б Уильямсон 1953 , с. 11.
  57. ^ Jump up to: а б Уильямсон 1953 , с. 14.
  58. ^ Jump up to: а б с д и ж Уильямсон 1953 , с. 13.
  59. ^ Митчелл 1950 , с. 67.
  60. ^ Jump up to: а б с д и ж г Джонс 2003 , с. 414.
  61. ^ Jump up to: а б Уильямсон 1953 , с. 34.
  62. ^ Jump up to: а б Бомонт 1950 , с. 49.
  63. ^ Jump up to: а б с Худ 1994 , с. 26.
  64. ^ Jump up to: а б Уильямсон 1953 , с. 18.
  65. ^ Уильямсон 1953 , стр. 11, 14.
  66. ^ «Орган Вестингауза» или «Электрический радиоорган» Ричарда Хичкока. США, 1930 год» . 120 лет электронной музыки . 10 января 2014 г.
  67. ^ Уильямсон 1953 , с. 12.
  68. ^ Митчелл 1950 , с. 66.
  69. ^ Jump up to: а б с Уильямсон 1953 , с. 17.
  70. ^ Уильямсон 1953 , стр. 12–13.
  71. ^ Уильямсон 1953 , с. 15.
  72. ^ Диксон 1953 , с. 9.
  73. ^ Диксон 1953 , с. 11.
  74. ^ Jump up to: а б Астор и Лэнгфорд-Смит, 1947 , с. 100.
  75. ^ Jump up to: а б с Диксон 1953 , стр. 3–4.
  76. ^ Диксон 1953 , стр. 9–13.
  77. ^ Джонс 2003 , стр. 414–415.
  78. ^ Купер 1950 , стр. 42–44.
  79. ^ Купер 1950 , с. 42.
  80. ^ Jump up to: а б с Бернард 1957 , с. 65.
  81. ^ Jump up to: а б с д и Купер 1950 , с. 43.
  82. ^ Уильямсон 1953 , стр. 9–10.
  83. ^ Jump up to: а б Хафлер и Керос 1952 , с. 27.
  84. ^ Бернард 1957 , стр. 21, 65, 68.
  85. ^ Jump up to: а б с д Купер 1950 , с. 44.
  86. ^ Jump up to: а б Бернард 1957 , с. 66.
  87. ^ Jump up to: а б с д Райт 1961 , с. 104.
  88. ^ Jump up to: а б с Киберт 1952 , стр. 19, 35.
  89. ^ Jump up to: а б с д и Бернард 1957 , с. 61.
  90. ^ Jump up to: а б Митчелл 1950 , с. 166.
  91. ^ Jump up to: а б Киберт 1952 , с. 18.
  92. ^ Бернард 1957 , с. 20.
  93. ^ «Соавторы» 1945 , с. 561, Мартин В. Киберт младший.
  94. ^ Киберт 1952 , стр. 18–19, 35.
  95. ^ Киберт 1952 , стр. 18, 35.
  96. ^ Киберт 1952 , стр. 18–19.
  97. ^ Jump up to: а б с Киберт 1952 , с. 35.
  98. ^ «Схема интегрального усилителя EICO HF-20» . ЭИКО . 1959 г. - через tranola.com.
  99. ^ Керос 1950 , с. 53.
  100. ^ Jump up to: а б Маршалл 1956 , с. 60.
  101. ^ Хафлер 1956 , с. 2.
  102. ^ Романюк 1965 .
  103. ^ Баев 1977 .
  104. ^ Jump up to: а б Торопкин 2006 , p. 160.
  105. ^ Хичкок 1959 , с. 15.22.
  106. ^ Райт 1961 , с. 105.
  107. ^ Фриборн 1953 , с. 34.
  108. ^ Фриборн 1953 , с. 35.
  109. ^ Jump up to: а б Фриборн, 1953 , стр. 34–35.
  110. ^ Уильямсон и Уокер 1952 , с. 360.
  111. ^ Jump up to: а б Хафлер и Керос 1951 , с. 16.
  112. ^ Холмс 2006 , с. 8 .
  113. ^ Керос 1955 , с. 2.
  114. ^ Хафлер 1955a , с. 45.
  115. ^ Торопкин 2006 , pp. 192–194.
  116. ^ Стинсон 2015 , с. 35.
  117. ^ Худ 2006 , стр. 107–108.
  118. ^ Jump up to: а б с Франкленд 1996 , с. 119.
  119. ^ Уильямсон и Уокер 1952 , стр. 358, 360–361.
  120. ^ Фейлден 1995 , стр. 522–525.
  121. ^ Jump up to: а б с Худ 1975 , с. 22.
  122. ^ Киттесон 1995 .
  123. ^ Худ 2006 , стр. 148, 163.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c66fdc8653ca35145fbc5c92085a39d4__1716049680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/d4/c66fdc8653ca35145fbc5c92085a39d4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Williamson amplifier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)