Petrykivka painting
Петриковская декоративная роспись как явление украинского орнаментального народного искусства. | |
---|---|
![]() Decorative plate "August" by Natalia Statyva-Zharko | |
Страна | Украина |
Ссылка | 00893 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2013 |
Список | Представитель |
Петриковская роспись или просто «Петриковка» ; украинский : Петриківський розпис ) — традиционный украинский стиль декоративной росписи, происходящий из села Петриковка ( Днепропетровской области Украины . , где он традиционно использовался для украшения стен домов и предметов повседневного обихода Самые ранние известные примеры этого стиля датируются 18 веком, но он продолжает процветать и развиваться как форма современного искусства.
Отличительными особенностями этого стиля народного искусства являются цветочные узоры, своеобразная техника кисти и традиционно белый фон (однако современные художники часто работают на черном, зеленом, красном или синем фоне).
В 2012 году Министерство культуры Украины признало Петриковскую роспись частью нематериального культурного наследия Украины , а в 2013 году она была включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО . [ 1 ] Петриковская роспись стала «брендом» в украинской массовой культуре, создана торговая марка «Петриковка», принадлежащая ремесленникам села Петриковка.
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]Считается, что петровская роспись возникла из фрескового убранства деревенских домов. Расписные настенные украшения были распространены во многих частях Украины, и в разных регионах были свои характерные стили. [ 2 ] Традиционно картину реставрировали один или два раза в год. Помимо росписей украшались также предметы быта из дерева и других материалов, в частности сундуки (и особенно свадебные). Позднее возникла традиция «мальовки», при которой картины, заранее выполненные мастером на бумаге, можно было использовать для украшения стен дома без необходимости личного посещения художника. Есть также образцы религиозных икон XVIII века из Приднепровья с растительным орнаментом, которые также можно считать родоначальником современного Петриковского стиля. [ 3 ]
Древнейшие украинские настенные росписи с растительным орнаментом датируются второй половиной XIX — началом XX века в Днепропетровской , Слободской , Подольской и Уманской областях. [ 4 ] и они, вероятно, имеют родство или общее происхождение со стилем Петриковки. [ 4 ]
Орнаментальная роспись на стенах и на бумаге была распространена во многих селах Днепропетровской области, но наиболее распространена и развита в селе Петриковка, от которого стиль получил свое название. [ 4 ] Фресковое убранство домов существовало в Петриковке как минимум с 1860-х годов, а произведения на бумаге - с конца XIX века. [ 5 ] Со времен Новой Сечи в середине 1700-х годов и до середины XIX века эти земли были заселены преимущественно переселенцами из Полтавской и Слободской областей, и не исключено, что именно эти мигранты принесли в Петриковку эту живописную традицию. [ 5 ] Описаний настенного убранства Полтавщины в XIX веке не существует, но имеются сведения о росписном убранстве в Слободском районе, например, с 1860 года в Купянском районе Харьковской губернии . [ 5 ] Поэтому было высказано предположение, что Петриковская традиция возникла из Слободщины. [ 5 ] Однако существуют и шкатулки с декоративной цветочной росписью из Полтавы второй половины XIX века. [ 6 ] Еще одна альтернативная гипотеза состоит в том, что этот стиль живописи пришел с Подолья через Умань. Однако фрески с растительным орнаментом появились там гораздо позже. [ 4 ]
Признание и создание (1911–1936)
[ редактировать ]Никаких подробных исторических упоминаний о Петриковской росписи не существует до начала ХХ века, когда этнограф Дмитрий Яворницкий заинтересовался ею и поручил одной из своих учениц Евгении Эвенбах сделать копии и собрать образцы (в том числе фрески) в двух экспедициях в 1911 и 1913 годы. [ 2 ] Эти «открытия» легли в основу выставки 1913 года в Санкт-Петербурге . [ 2 ] Другой ранней исследовательницей петриковской росписи была Евгения Берченко, которая организовала выставки в Ленинграде 1928 года .
Выставки петриковских художников проходили в 1935 и 1936 годах в Киеве , Ленинграде и Москве . На них были представлены работы Татьяны Паты, Нади Билокиной, Ярины Пилипенко, Анны Исаевой, Василия Вовка, Ганны Павленко. Это значительно популяризировало Петриковскую роспись, которая до этого была почти неизвестна широкой публике. После этих выставок Татьяне Пате и Наде Билокине было присвоено почетное звание «Мастер народного творчества». [ 2 ] [ 7 ]
Также в 1935 и 1936 годах в Петриковке работала специальная двухлетняя школа декоративной живописи. Главным инструктором была Татьяна Пата, воспитавшая целое поколение художников, которым впоследствии удалось утвердить Петриковскую роспись как вид современного искусства. [ 7 ] Татьяну Пату часто считают основательницей Петриковской школы живописи, хотя на самом деле она лишь продолжала традицию, заимствованную у бабушки.
Петрыкивка художников в Киеве
[ редактировать ]
Несколько учениц Татьяны Паты переехали в Киев в 1936–1944 годах, что привело к первому использованию петриковской росписи в промышленном производстве на Киевской фабрике сувениров имени Тараса Шевченко («Киевская сувенирная фабрика им. Т. Г. Шевченко»). впервые была введена покрытая лаком живопись на нетрадиционном черном фоне, техника, которая позже стала использоваться и в Сама деревня Петриковка Это была самая распространенная форма Петриковской росписи в советское время. [ 7 ]
Эти артисты также становятся использованными для Petrykivka style для декораций porcelain . Первый подобный вопрос был Халина Павленко в 1936 году, когда учился в Киивской школе Фолк-Артов (последние Киевской архитектуры и индустрии колледжа - "Киевский художественно-промышленный техникум"). [ 8 ] [ 9 ] В 1937 и 1938, он был помещен в Вира Павленко, Марфа Тимченко и Pelahia Hlushchenko.
Фарфоровый декор в Петриковском стиле получил дальнейшее развитие в 1944 году сестрами Павленко и Верой Клименко-Жуковыми на Киевском экспериментальном художественно-керамическом заводе[12][13]. Марфа Тимченко также пришла на этот завод в 1953 году, и ее работа там получила широкое признание. [ 8 ] [ 9 ] Фарфоровые вазы, лично украшенные Марфой Тимченко, были подарены советскими лидерами иностранным высокопоставленным лицам, в том числе Ричарду Никсону , Мао Цзэдуну , Фиделю Кастро и Иосипу Броз Тито . [ 10 ]
Развитие с 1950 по 1980 годы
[ редактировать ]С 1929 года в Петриковке существовало ателье по производству текстиля. В 1958 году при этом ателье была создана кооперативная мастерская по производству лакированных петриковских росписей. Среди художников этой мастерской были одни из самых талантливых учеников Татьяны Пата. В 1958 году в мастерскую входили Анна Исаева, Явдоха Клюпа, Мария Шишацкая, Надя Шулик, Иван Завгородний, Галина Прудникова, Александра Пикуш, Вера Тезик, Нина Турчин, Анна Данилейко и (начиная с 1959 года) Зоя Кудиш. В 1961 году кооператив был реорганизован в Фабрику петриковской росписи «Дружба». Большая часть продукции фабрики, особенно коробки и посуда, изготавливалась из прессованных опилок, которые покрывались черной краской, декорировались, а затем покрывались лаком. Художественным руководителем фабрики до 1970 года был Федор Панько. В 1970-1988 годах эту должность занимал Василий Соколенко, а затем Анатолий Чернусский, Владимир Глущенко и Сергей Дрешпак. В его художественный совет входили такие известные мастера, как Анна Самарская и Явдоха Клюпа. К позднесоветскому периоду на заводе работало около пятисот человек. Тарелки, шкатулки, подносы, вазы и другие сувениры, украшенные Петриковкой, стали визитными карточками Украины и экспортировались в 80 стран мира. В 2006 году завод был ликвидирован в порядке банкротства, а в 2011 году полностью разрушен неизвестными лицами, которые разобрали цеха и прессы. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
В 1958 году также была создана Петриковская детская художественная школа имени Т. Паты («Петриківська дитяча художня школа ім. Т. Я. Пати»). Преподавателями-основателями Петриковской росписи были Федор Панько и Василий Соколенко, оба ученики Татьяны Паты. Одновременно работая на Петриковской фабрике, они обучали этому виду искусства следующее поколение художников: большинство петриковских художников второй половины советского периода были их учениками. Позже Валентина Панько и Мария Пикуш, выпускницы Школы, сами стали там инструкторами. Пикуш стал его директором в 1995 году. [ 7 ] [ 16 ] [ 9 ]
В 1960-70-е годы вышла серия альбомов репродукций петриковских картин под редакцией известных искусствоведов Натальи Глухеньки и Бориса Бутника-Северского. Своим большим тиражом они многое сделали для дальнейшей популяризации петриковской живописи в Советской Украине.
В 1970 году Федор Панько также основал Экспериментальную мастерскую петриковской росписи («Экспериментальный цех петриковского распису») под эгидой Днепропетровского национального союза художников Украины в здании в центре села Петриковка. В отличие от Петриковской фабрики Живопись его работ была в основном на дереве и бумаге и преимущественно на светлом фоне (в отличие от черного фона, обычно используемого в Работа художников Экспериментальной мастерской была более творчески свободной и разнообразной, чем на Фабрике, где рядовые мастера в основном копировали произведения художественных руководителей. В состав Мастерской, помимо Панко, входили художницы Анна Исаева, Надя Шулик. , Нина Турчин, Андрей Пикуш, Мария Пикуш, Татьяна Горькова, Валентина Дека, Лидия Булавина, Мария Яненко, Наталья Статива-Жарко, Валентина Панько и Галина Назаренко. [ 12 ] [ 16 ]
Новейшая история
[ редактировать ]В 1998 году Экспериментальная мастерская стала основой Центра народного творчества «Петриково» под руководством Андрея Пикуша. Сегодня его считают ядром петриковской живописи. Центр объединяет около 40 ведущих петриковских художников, в том числе (по состоянию на 2011 год) 25 членов Национального союза художников Украины и 7 заслуженных народных художников Украины. [ 7 ] [ 16 ] Этот институт должен быть домой к таким художникам как Владимир Хлущенко, Нина Турчин, Валентина Дека, Лидия Булавин, Мария Яненко, Валентина Панко, и Халина Назаренко. [ 16 ] Кроме того, многие выдающиеся художники в настоящее время живут в селе Петриковка, но не работают в Петриковском центре, а ряд других художников, обучавшихся классической петриковской живописи, живут и работают в разных городах Украины, где продолжают развивать петриковский стиль.
Ежегодный областной фестиваль народного творчества под названием «Петриковский дивоцвит» (букв. «Чудо-цветок Петриковки») проводится с 2007 года, обычно в сентябре. Он включал в себя рынки, мастер-классы, выставки и концерты. В 2013 и 2014 годах фестиваль проходил в Днепре , а в последующие годы – в селе Петриковка. [ 17 ] [ 18 ]
В 2012 году Министерство культуры Украины признало Петриковскую роспись частью нематериального культурного наследия Украины, а в декабре 2013 года она была включена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
В январе 2013 года была зарегистрирована торговая марка «Петриковка», разработанная Людмилой Горбулей, которая была передана в дар общине села Петриковка и ее ремесленникам как символ аутентичности. [ 19 ]
Техника и характеристики
[ редактировать ]В Петриковской росписи традиционно преобладают растительные формы, в частности цветочные. Иногда их изображают в виде абстрактных форм, которые не обязательно соответствуют каким-либо узнаваемым природным видам растений. В других случаях их основу составляют обычные садовые цветы (например , георгины , астры , тюльпаны , розы ), полевые цветы (например, ромашка , василек ) и другие растения (например, калины ягоды , клубника и виноград ). Также часто можно увидеть листья аканта (традиционно называемые «папоротниками») и цветочные бутоны. Растительная образность часто сочетается с птицами, а иногда и с изображениями животных и людей, которые часто изображаются в несколько причудливой форме. В дизайне также часто используется изображение феникса или жар-птицы . [ 20 ] Исторически Петриковская роспись выполнялась исключительно на белом фоне (белые стены или белая бумага), но современные художники использовали фоны самых разных цветов, включая черный, синий, зеленый и красный.
Петриковская живопись откровенно двумерна, без стремления к изображению «реалистической» перспективы. Общий дизайн строится вокруг одного или нескольких стеблей растений, к которым крепятся все ключевые элементы композиции. Эти стебли или ветви обычно не перекрывают друг друга, и многие элементы изображаются в виде силуэтов. Фигуры птиц, животных и людей обычно изображаются в профиль, а цветы – в профиль. Многие изобразительные элементы (например, лепестки, стебли и ягоды) изображены одним мазком кисти. Для некоторых элементов, например ягод, художники наносят краску пальцем, в результате чего получается характерная круглая форма, светлая в центре и имеющая более темное «кольцо» по краю. [ 21 ] Профессиональные петриковские художники в основном работают без заранее нарисованных эскизов и не используют измерительные инструменты. Вместо этого они продумывают композицию мысленно и не приступают к исполнению, пока она не будет полностью продумана. [ 21 ]
Виды мазков кисти
[ редактировать ]Петриковская роспись использует четыре характерных мазка:
- «Гребинец» («Гребенец») — мазок кисти, который начинается с более сильного нажима и толстой линии, а затем заканчивается более легким прикосновением и тонкой линией. Назван так потому, что серия таких мазков похожа на гребешок для волос.
- «Зернятко» («Семя») — мазок, обратный «гребенцу», с начальным легким и конечным сильным нажимом. При нанесении таких мазков по обе стороны стебля результат напоминает колос пшеницы. .
- «Горишок» («Орех») — состоит из двух штрихов-гребенцов, изогнутых и расположенных рядом друг с другом. Заполнение образовавшегося центрального отрицательного пространства штрихом «зернятко» дает форму, похожую по форме на лесной орех .
- «Переходный мазок» («Переходный мазок») — выполняется одной кистью с двумя пигментами разного цвета. Сухую кисть обмакивают сначала в одну (например, зеленую), а затем другую (например, желтую) краску. В результате получается линия желтого цвета. краску, которая постепенно становится зеленой. [ 22 ]
Материалы
[ редактировать ]Пигменты традиционно извлекались из трав, листьев, ягод и цветов с использованием особых методов приготовления. Красный изготавливался из сока вишни , зеленый — из трав и пасленовых , а синий — из подснежника цветков . Различные оттенки желтого цвета были получены из подсолнечника лепестков , луковой кожуры и коры сеянцев яблони . Пигменты разбавляли яичным желтком или молоком и закрепляли вишневым соком или сахаром из сахарной свеклы . Синтетические красители появились гораздо позже, а гуашь и акварель стали использовать лишь в послевоенное время. Сами инструменты рисования также имели природное происхождение: кисти делались из побегов деревьев, стеблей болотных трав (особенно камыша и рогоза ), кошачьей шерсти. [ 21 ]
Известные художники Петриковской традиции
[ редактировать ]
Исторических записей о Петриковской росписи до начала ХХ века нет, поэтому имена ранних художников не зафиксированы. Во многом благодаря творчеству Дмитрия Яворницкого зафиксированы имена петриковских мастериц начала ХХ века (родившихся в 1880-1890-х годах), таких как Татьяна Пата, Надежда Белокина, Ярина Пилипенко, Параска Павленко. Эти художники — единственные в своем поколении, чьи работы известны и хранятся в музеях с указанием авторства. [ 7 ] [ 9 ]
Кроме того, известно несколько художников 1908-1919 годов рождения, которые усвоили традицию в своих семьях (особенно в семьях упомянутых выше Параски Павленко и Ярины Пилипенко), но творчески развивались под сильным влиянием Татьяны Паты. В их число входят Анна Исаева (урожденная Пилипенко), Надя Тимошенко, Василь Вовк, Вера Павленко и Галина Павленко (позже Павленко-Черниченко). [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Все из других известных художников этой генерации были участниками Татьяны Паты и участвовали в Петрыкивке Art School между 1936 и 1941 гг. Явдоха (Евдокия) Клиупа, Мария Шишатская, Олександра Пикуш, Иван Завгородной, Халина Прудникова (Загородного), Надия Шулик, Зоя Кудиш, Векла Кучеренко (Пата), Хана Данилеико, Надия Пикуш, и другие. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Среди мастеров петриковского стиля выделяется Анна Самара, единственная известная представительница старшего поколения живописцев, которая родилась и обучалась не в селе Петриковка. Стиль и технику она осваивала в Киеве под косвенным влиянием петриковских мастеров, таких как Марфа Тимченко, и продолжала развивать свое мастерство на Киевской фабрике сувениров Тараса Шевченко. [ 7 ] [ 9 ]
Величественная основная масса последовательных исследований, составленных Петрыкивкой, находящейся под Федиром Панком и/или Василом Соколенко, как в некоторых случаях с одним из других мастеров ментиоритных над ним. Тамара Кудиш, Нина Шулик, Вира Тезык, Анатолии Чернушкий, Нина Чернушка, Андрии Пикуш, Мария Пикуш, Улиана Склиар, Валентина Панко, Валентина Дека (Статыва), Лидия Булавин (Статыва), Мария Яненко (Статива), Наталия Статыва-Жарко, Халина Tatiana Har'kava (Lapshyn), Ludmyla Horbulia, Olena Zinchuk, Yulia Nahai, Yaryna Nazarenko, Serhii Dreshpak, Valentyna Khomenko, Nina Borodina, Катерина Тимошенко, Тамара Teslenko, Наталия Kaliuha, Maria Kurin'ka (Belmas), Ирина Kibets'u, Olena daughter of Marfa Тимченко), и другие. [ 7 ] [ 16 ] [ 9 ] [ 23 ]
Дополнительные значимые артисты из этой generation включают Валентина Карпетов-Ермолаева, Валентина Миленко, Наталия Рыбак, Лиана Склиар, Татьяна Пата (Склиар), Тамара Вакуленко (Самарска), Александер Вакуленко, Виктория Тименко, Начиная , Volodymyr Padun, и другие. [ 7 ] [ 9 ] [ 23 ]
Из наиболее активных современных Петриковка-стиль артистов являются Халина Назаренко, [ 24 ] [ 12 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Valentyna Panko, [ 28 ] [ 12 ] [ 29 ] Виктория Тимошенко, [ 23 ] [ 30 ] [ 31 ] Natalia Statyva-Zharko, [ 27 ] [ 32 ] Олена Ярмолюк, [ 27 ] [ 33 ] и Наталья Малярчук. [ 33 ]
Петриковская роспись часто была семейным ремеслом, и многие известные петриковские художники (как исторические, так и современные) часто имеют известных художников в своих ближайших родственниках. Среди наиболее известных из этих «династий» — Панко, Пикуш, Статива и Скляр. В некоторых случаях эти связи неочевидны, поскольку носителями традиции часто были женщины, сменившие фамилию после замужества. Ситуация осложняется еще и тем, что некоторые относительно необычные фамилии довольно распространены в селе Петриковка, и два художника с одинаковым именем на самом деле могут не быть близкими родственниками. [ 7 ] [ 9 ] [ 16 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Декоративная шкатулка "Синие цветы" от Натальи Статывы-Жарко
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сектор культуры ЮНЕСКО - Петриковская декоративная роспись как явление украинского орнаментального народного искусства» .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кара-Васильева Т., Чегусова З.Г. Декоративное искусство ХХ века. Киев: Лыбидь, 2005. 280 pp. (в Украину)
- ^ «Образцы Петриковской росписи на сайте ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 29 июня 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Найден, О.С. (1989). Орнамент украинской народной росписи (на украинском языке). стр. 1–136.
- ^ Перейти обратно: а б с д Смолий, Ю.А. (2011). Домашнее рисование Петриковки второй половины XIX – первой трети ХХ века (истоки, эволюция, художественные особенности). : Автореферат дис... канд. наук (на украинском языке). стр. 1–20.
- ^ "Выставка древних ящиков продолжается в киевском музее" (in Ukrainian) . Retrieved April 10, 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Петриковка: Альбом репродукций (in Ukrainian). Dnipro: Днепрокнига.
- ^ Перейти обратно: а б с д фарфоре // Актуальные проблемы художественной практики и искусствоведческой науки. – 2013. – Вып. Лампека М. Петриковская орнаментика на киевском
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Шестакова, О. І. (2016). Петриковская роспись: Книга-альбом (in Russian). Kyiv: Искусство.
- ^ Интервью Марфы Тимченко: Попробуйте магазин расписать тоненькой кошачьей кисточкой // Бизнес — новости Украины, №3 (834) от 19.01.2009 (на украинском языке). Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ "Фабрика "Дружба" - Петриковка" . petrykivka.dp.ua (in Russian) . Retrieved 2024-01-11 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Валентина Панко: "Петриковкой" все больше интересуются в городах (на украинском языке). "Ручной работы". Архивировано из оригинала 16 июля 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Уничтожение фабрики Петриковской росписи on YouTube
- ^ БЕЛОВИЦКАЯ 2012-10-17 ) ( Наталья , .
- ^ Глухенькая Н. Петриковские росписи. Киев: Искусство, 1973. (in Russian)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Альбом репродукций. Днепропетровск: Днепрокнига, 2011. 232 с. Петриковка :
- ^ Состоялся первый областной фестиваль народного творчества «Петриковский чудоцвет» (in Ukrainian)
- ↑ Фестиваль «Петриковский чудоцвет» (in Russian)
- ^ Петриковская роспись теперь имеет официальный логотип (в Украину). "Родная страна". 28 January 2013. Archived из original на 17 June 2015 . Retrieved 19 июня 2015 .
- ^ Настоящую петриковку отличить очень легко (на украинском языке). Архивировано из оригинала 7 сентября 2017 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Основы петриковской росписи (обучение) (на украинском языке). «Про Україну». 26 апреля 2011 года. Архивировано из оригинала 26 июня 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Видео-уроки петриковской росписи (на украинском языке). Петриковка . Проверено 2 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Музей Гетманства - Семейная выставка Валентины Хоменко и Виктории Тимошенко "Береги, Боже, Украину!" (на украинском языке). Архивировано из оригинала 15 июня 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Галина Назаренко: "Петриковка – это украинский дух, яркость и искренность" (на украинском языке). Архивировано из оригинала 5 февраля 2017 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ «Ручная работа — Галина Назаренко» (на украинском языке). "Ручной работы". Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года.
- ^ Мастерицу из Петриковки приняли во французскую ассоциацию художников (на украинском языке). "Ручной работы". Архивировано из оригинала 16 июня 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с "Петриковка с Мамаем из гильз" . umoloda.kyiv.ua (in Russian) . Retrieved 2023-12-05 .
- ^ Валентина Панко: "Петриковка - искусство современное, это однозначно" (на украинском языке). Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Свобода, Радио (2013-03-28). "В Днепропетровске презентовали работы известной петриковской мастерицы Валентины Панко (ФОТО)" . Радио Свобода (in Russian) . Retrieved 2023-12-05 .
- ^ Женщина-Украинка – Тимошенко Виктория (на украинском языке). Архивировано из оригинала 15 июня 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ На День Киева мастера будут ставить рекорд в истории петриковской росписи (на украинском языке). Архивировано из оригинала 15 июня 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ "Огромная белоцерковская писанка выставляется в Киеве" . 04563.com.ua - Сайт города Белая Церковь (in Russian) . Retrieved 2023-12-05 .
- ^ Перейти обратно: а б Проект "Петриковка - душа Украины" после Грузии посетил Чернигов (на украинском языке). Укрінформ. Архивировано из оригинала 16 июня 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
