Спиральная пристань
Спиральная пристань | |
---|---|
![]() | |
Художник | Роберт Смитсон |
Год | 1970 |
Тип | Скульптура |
Середина | Базальтовая порода, кристаллы соли, земля, вода |
Размеры | 4,6 м × 460 м (15 футов × 1500 [1] футов) |
Расположение | Розел-Пойнт, Большое Соленое озеро, Юта |
41 ° 26'16 "N 112 ° 40'08" W / 41,437683 ° N 112,668913 ° W | |
Владелец | Фонд Диа Арт |
Спиральная пристань — произведение лэнд-арта, построенное в апреле 1970 года и считающееся самой важной работой американского скульптора Роберта Смитсона . Смитсон задокументировал строительство скульптуры в 32-минутном цветном фильме, также названном « Спиральная пристань» . , построенная на северо-восточном берегу Большого Соленого озера недалеко от Розел-Пойнт в штате Юта , полностью состоящая из грязи, кристаллов соли и базальтовых скал, Спиральная пристань образует пристань длиной 1500 футов (460 м) и шириной 15 футов (4,6 м) против часовой стрелки. катушка, выступающая из берега озера.
В 1999 году произведение искусства было передано в дар Фонду Dia Art Foundation ; это одно из 12 локаций и объектов, принадлежащих фонду. С момента ее первоначального строительства те, кто интересовался ее судьбой, занимались вопросами предлагаемых изменений в землепользовании на территории вокруг скульптуры. Чтобы сохранить работу, Диа просит посетителей не вынимать существующие камни из произведений искусства, не делать ямы для костра и не вытаптывать растительность. На территории нет никаких удобств, поэтому посетители должны выносить мусор с собой.
Описание
[ редактировать ]Скульптура построена из глины, осажденных кристаллов соли и базальтовых пород. Он образует катушку длиной 1500 футов (460 м) и шириной 15 футов (4,6 м), расположенную против часовой стрелки, первоначально выступающую из берега озера. [1] хотя из-за высыхания озера по состоянию на 2022 год дно озера отделяет Спиральную пристань от берега. [2] В зависимости от уровня воды в Большом Соленом озере скульптура иногда видна, а иногда находится под водой.
Строительство
[ редактировать ]
Сообщается, что Смитсон выбрал место Розел-Пойнт, основываясь на кроваво-красном цвете воды и ее связи с первозданным морем . Красный оттенок воды обусловлен наличием солеустойчивых бактерий и водорослей , которые процветают в условиях крайней солености (27 процентов) в северном рукаве озера, который был изолирован от источников пресной воды в результате строительства дамбы по Южно-Тихоокеанской железной дороге в 1959.
Сообщается, что Смитсон был привлечен к месту Розел-Пойнт из-за резкой антипасторальной красоты и промышленных остатков близлежащего национального исторического памятника «Голден-Спайк» , а также старого пирса и нескольких неиспользуемых нефтяных вышек. [3] Наблюдая за строительством произведения с вертолета, Смитсон, как сообщается, заметил «et in Utah ego» как контрапункт пасторальной в стиле барокко картине et in Arcadia ego Николя Пуссена . [4]
Чтобы переместить камень в озеро, Смитсон нанял Боба Филлипса из соседнего Огдена, штат Юта , который использовал два самосвала, большой трактор и фронтальный погрузчик , чтобы перевезти 6650 тонн камня и земли в озеро. Сообщается, что Смитсону было трудно убедить подрядчика принять необычное предложение. Спиральная пристань была первой из его работ, требующей приобретения прав на землю и землеройного оборудования. [5] Филлипс часто говорил людям, что его самая известная строительная работа была «единственной вещью, которую я когда-либо строил… была для того, чтобы на нее смотреть и не имела никакой цели». [6]
Филлипс охарактеризовал использование землеройного оборудования на берегу озера как «сложное» и сказал о Смитсоне: «Я не думаю, что он проводил какую-либо геологическую работу или что-то в этом роде. Он просто имел в виду, как это должно выглядеть. .... Он просто насмотрелся на это, я полагаю, в нем был художник». [6] Работы на причале начались в апреле 1970 года. Работы строились дважды; в первый раз потребовалось шесть дней. Обдумывая результат в течение двух дней, Смитсон снова вызвал команду и изменил форму до ее нынешней конфигурации, что потребовало перемещения 7000 тонн базальтовой породы в течение дополнительных трех дней. [7]
Сын Филлипса появился в программе PBS Antiques Roadshow в 2017 году с фотографией и коллекцией документов, связанных со строительством проекта. [8]
Право собственности
[ редактировать ]Скульптура была частично профинансирована за счет гранта в размере 9000 долларов США от галереи Вирджинии Дван в Нью-Йорке . В 1999 году Спиральная пристань была подарена компании Dia. Как владелец и хранитель Спиральной пристани , фонд поддерживает аренду у Отдела лесного хозяйства, пожарной охраны и земель штата Юты суверенных земель штата в Большом Соленом озере, на которых расположено произведение искусства.
Смитсон погиб в авиакатастрофе в Техасе через три года после завершения строительства Спиральной пристани . [9]

Диа вместе с Фондом Холта/Смитсона заявляют права собственности на Spiral Jetty . Однако само произведение не соответствует правовому стандарту для материалов, охраняемых авторским правом, который в Соединенных Штатах включает положение о том, что произведение должно быть «закреплено» на «материальном носителе». Хотя Спиральная пристань была создана на материальном носителе, присущая ей физическая структура — груды грязи, камней и соли, подверженные эрозионным силам Большого Соленого озера — означает, что она не фиксирована: «Это отсутствие фиксированной формы проблематизирует защита интеллектуальной собственности произведения. Суть произведения — идея, которую оно представляет, проявленная через эфемерное вмешательство в окружающую среду, — не может быть защищена на основе руководящих принципов, предусмотренных Законом об авторском праве». [10] Диа может заявлять и заявляет об авторских правах на изображения Спиральной пристани, созданные фондом. Однако из-за отсутствия защиты авторских прав на физическое произведение посетителям не требуется разрешение на создание или публикацию собственных фотографий скульптуры. [11]
Сохранение
[ редактировать ]
Усилия по сохранению Спиральной пристани сталкиваются со значительными трудностями из-за удаленности объекта и его уязвимости к природным условиям окружающей среды. Эти проблемы усугубляются последствиями изменения климата и ростом туристической активности.
В то время, когда Dia приобрела Spiral Jetty , сооружение было полностью погружено в озеро. Однако, начиная с начала 2000-х годов, продолжительная засуха в Юте привела к снижению уровня воды, и Спиральная пристань стала видимой впервые в ее истории. В результате за последнее десятилетие известность Спиральной пристани резко возросла, что увеличило как посещаемость этого места, так и интерес общественности к произведениям искусства на местном, национальном и международном уровнях.
Диа стремится вести фотографическую запись работы и документировать изменения в произведении с течением времени. принимали активное участие в пропаганде Спиральной пристани Диа сотрудничает с двумя организациями в штате Юта: Институтом Большого Соленого озера в Вестминстерском колледже (GSLI) и Музеем изящных искусств штата Юта (UMFA) в Университете штата Юта, которые на протяжении многих лет .
В 2008 году было объявлено о планах разведочного бурения нефти примерно в пяти милях от пристани. [12] Это было встречено сильным сопротивлением со стороны художников, и штат Юта получил более 3000 электронных писем об этом плане, большинство из которых были против бурения. [13]
2009 год ознаменовался сотрудничеством Dia и Института охраны природы Гетти с целью создания системы повторных фотографий. Эта система была специально разработана для документирования развивающихся изменений, происходящих на территории Спиральной пристани , и для внимательного мониторинга ее на предмет любых природоохранных требований. [14]
Начиная с конца 2016 года, Диа инициировала практику обмена аэрофотоснимками Спиральной пристани , сделанными дважды в год, начиная с 2012 года. Эти фотографии были сделаны с почти одинаковых точек зрения в рамках стремления Диа документировать развивающиеся изменения произведений искусства с течением времени с помощью фотографических средств. записи. [15]
Вопрос сохранения осложняется двусмысленными заявлениями Смитсона, который выразил восхищение энтропией , поскольку он намеревался в своих работах имитировать земные атрибуты, поскольку они остаются в состоянии остановленного разрушения и не могут быть сохранены от разрушения. [7]
На веб-сайте Диа указано, что посетителям запрещено убирать камни с произведения искусства или наступать на растительность, находящуюся на территории произведения искусства. Посетителям также запрещено строить места для костра рядом с произведениями искусства или на парковке. Если их поймают, посетителям грозят строгие штрафы. На веб-сайте также указано, что посетителей просят выносить мусор. [16]
Фильм
[ редактировать ]Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
В 1970 году во время строительства причала Роберт Смитсон написал и снял 32-минутный цветной фильм « Спиральная пристань» . [19] Фильм был снят Смитсоном и его женой Нэнси Холт при финансовой поддержке Вирджинии Дван и Дугласа Кристмаса.
Фильм задокументировал процесс строительства, а также послужил вспомогательным произведением искусства. Смитсон сочетает свой интерес к геологии, палеонтологии, астрономии, мифологии и кино, заявляя, что он был заинтересован в документировании «истории Земли». [20] В сочетании со съемками пристани Смитсон включает кадры динозавров из музея естественной истории и вырванные страницы из исторического текста. В этой сцене Смитсон обращается к институтам истории: «История Земли временами кажется историей, записанной в книге, каждая страница которой разорвана на мелкие кусочки. Многие страницы и некоторые фрагменты каждой страницы отсутствующий". [19] Повествование Смитсона поддерживает альтернативный взгляд на исторический дискурс и размещение или производство предметов искусства за пределами музейного учреждения. Его записи также указывают на то, что кадры из вертолетного фильма над причалом были методом «воспроизведения масштаба причала». [20] Визуально дезориентируя зрителя, Смитсон может свести на нет время и место материальности произведения искусства или создать то, что он называет «космическим разрывом». [20] В этом состоянии зритель не сможет категоризировать или классифицировать сайт и останется в состоянии, свободном от диалекта истории.
Фильм был описан как попытка Смитсона «оставить у зрителя ощущение, что монументальное произведение искусства связано с обширным ментальным ландшафтом значений и ассоциаций». [21]
Наследие
[ редактировать ]В 2017 году работа была названа официальным произведением лэнд-арта штата Юта. [22] В апреле 2020 года исполнилось 50 лет со дня основания Spiral Jetty , которую Смитсон незадолго до своей смерти в 1973 году назвал «работой десятилетия». [ нужна ссылка ]
Критика
[ редактировать ]Эфемерная природа Спиральной пристани (иногда видимой, иногда затопленной) вызвала вопросы. [23] в непреходящее влияние произведений искусства и важность их различных представлений, таких как фотографии, фильмы и эссе. Фотографии сыграли решающую роль в сохранении и продвижении растущей известности земляных работ, выступая в качестве основной связи между объектом и его состоянием забвения. Концептуальная основа Смитсона, основанная на концепциях временности и энтропии, подчеркивала действующие динамические и деструктивные элементы, часто ссылаясь на постепенный упадок и распад произведений искусства. [24] : 256 В своих эссе и интервью художник выразил свое понимание этих сил, действующих в его художественной практике. Заимствовав термин «энтропия» , Смитсон указал, что земляные валы были «предположениями о местах, внешних по отношению к ситуации с галереей». [25] : 293
В своем интервью 1970 года Смитсон упомянул о своем интересе к работе с материалами абстрактных геометрических форм. [25] : 234 Эфемерный материал со временем меняет свойства произведения искусства, что можно рассматривать как искусство, ориентированное на процесс. [26] В конце концов, это «драматизирует ощущение контекста и дисконтекста». [27] : 203 С помощью спиралевидных винтовых дислокаций в кристаллических образованиях и закрытой природы Соленого озера Смитсон создал ощущение замкнутости и движения. [25] : 236 Сложность материи создает иррациональную « неожиданную » область. [27] : 199 Идея замкнутого пространства основана на эстетической концепции кристаллического картографирования. [27] : 197
Под влиянием системы обратной связи и энтропии Винера, [28] Смитсон осознавал, что распространение его фотографий будет иметь тенденцию превращать Спиральную пристань в пустое означающее без означаемого . В интервью он упомянул: «Если вы создадите систему, вы можете быть уверены, что система обязательно уклонится от самой себя, поэтому я не вижу смысла возлагать какие-либо надежды на системы». [29] : 194 Смитсон осознавал нестабильность беглости своего окружения, но все же требовал от зрителей воспринимать их глазами и ушами. [30] : 147
За десятилетия, прошедшие после неожиданного затопления в 1972 году, Спиральная пристань стала известна благодаря широкому распространению фотографий. Такие ученые, как Ролан Барт , Вальтер Беньямин и Анри Бергсон, часто обсуждали проблему вневременности и фиксации ее фотографий и многочисленных референтов как означающих без означаемого . С 1960-х годов представление о жизни как многообразной сложности бросило вызов концепции пространства как статического состояния, что привело к переоценке понятия временности. По словам Мануэля ДеЛанда , «Камни и ветры, микробы и слова — все это различные проявления этой динамической реальности… эта единая материя-энергия выражает себя». [31]
Хотя время и пространство рассматриваются как ключевые в обсуждении современной скульптуры, [32] это создает проблемы при анализе Спиральной пристани с помощью фотографий, поскольку предполагает другую временность и, следовательно, другие ценности. [ нужна ссылка ]
Как объясняет Краусс:
«Используя форму спирали для имитации мифического водоворота поселенцев, Смитсон включает существование мифа в пространство работы. При этом он расширяет природу этого внешнего пространства, расположенного в центрах наших тел. который был частью образа Двойного Негатива, Смитсон создает образ нашей психологической реакции на время и того, как мы полны решимости контролировать его посредством создания исторических фантазий. Но Спиральная Пристань пытается заменить исторические формулы опытом. мгновенный переход через пространство и время». [32] : 282
Однако опыт сайта и референты не являются самодостаточными, как говорит искусствовед Энн Моррис Рейнольдс:
Хотя я признавал, что эти описания были частичными и далекими от своего референта... я все же чувствовал, что они предоставляют визуальные и концептуальные аналоги, образы и идеи, которые кажутся достаточными. В сентябре я впервые глубоко осознал тот факт, что ни мой опыт пребывания на месте, ни описания, с которыми я был знаком, как старые, так и новые, не были самостоятельными или даже четко различимыми. [33]

По прошествии времени после завершения строительства Спиральной пристани фотографии стали наиболее доступными и яркими остатками произведений искусства. Однако они больше не служат полезными картами, ведущими к физическому местоположению; вместо этого они стали знаками, которые направляют зрителей к призрачному и химически исчезнувшему объекту. Ланберри подвергает сомнению обоснование и онтологическое местоположение Спиральной пристани , предполагая, что ее различные проявления, включая фотографии, эссе, фильмы и фактические земляные работы, относятся друг к другу, но не полностью сосредоточены на одном единственном объекте. Он заявляет:
Таким образом, фотографии остаются совершенно правдоподобными заменителями, подлинными видениями, всем, что было необходимо, чтобы вернуть нашим жаждущим глазам исчезнувшие земляные сооружения, раз и навсегда поднять форму из вод, которые одновременно отражают и скрывают Спиральную пристань , подтвердить и лишить его места на озере. [34] : 103
Исчезновение земляных валов поднимает загадочные вопросы о значении и последствиях их материального отсутствия. Фотографии, эссе и фильм переплетаются с затопленными земляными валами, но что происходит с самим объектом, когда остаются только эти изображения? Кроме того, исчезновение тысяч тонн камня и почвы ставит задачу объяснения такого масштабного факта. Ланберри продолжает:
Затем, глядя в свои желающие глаза, мы можем начать задаваться вопросом, не оказался ли, наконец, вопрос видения самого себя — появления или исчезновения Спиральной Пристани , ее онтологии как объекта или образа — гораздо более сложной и запутанной. чем первоначально предполагалось. Если верить Анри Бергсону и «восприятие — это всего лишь настоящая галлюцинация», то куда нам придется идти, что нам придется сделать, чтобы определить точную точку схода Спиральной пристани Смитсона , чтобы добраться до места нашего собственного жажда увидеть источник наших собственных галлюцинаций? [34] : 105
Ланберри предположил, что «в процессе формирования аффективного сознания возникает диалектическая игра». [34] : 118 Аффективные воспоминания Ланберри были в первую очередь вызваны его собственным изображением Спиральной пристани и активными воспоминаниями о его прошлых сознательных и бессознательных воспоминаниях о том, как он видел Спиральную пристань спустя годы после своего последнего визита. Подобно Крауссу, просмотр Ланберри включал воображаемое путешествие, за исключением того, что он осознавал временность: Спиральная пристань исчезла. Ланберри заявил: «Эффект призрака, чьи загадочные явления [34] : 117–118
Во время и после завершения работ Джанфранко Горгони вместе со Смитсоном задокументировал Спиральную пристань . С 2012 года нынешний владелец Спиральной пристани , Фонд Диа, занимается ежегодной аэрофотосъемкой. [35] Смитсон был уверен, что «если работа достаточно сильна и правильно сфотографирована, она вернется в массовое распространение». [25] : 236
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Спиральная пристань» . robertsmithson.com . Галерея Джеймса Коэна. Архивировано из оригинала 25 ноября 2004 года . Проверено 6 ноября 2012 г.
- ^ Юнг, Питер (8 июля 2022 г.). «Солт-Лейк-Сити сталкивается с будущим без озера» . Bloomberg.com . Проверено 14 июля 2022 г.
- ^ Киммельман, Майкл (13 октября 2002 г.). «Из глубины» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 ноября 2012 г.
- ^ Смитсон, Роберт (1979). Холт, Нэнси (ред.). Сочинения Роберта Смитсона: очерки с иллюстрациями . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 9780814733943 .
- ^ «Помощь в работе с документами Роберта Смитсона и Нэнси Холт» . Архив американского искусства, Смитсоновский институт . Проверено 29 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Минс, Шон (18 апреля 2016 г.). «Боб Филлипс, подрядчик на Спиральной пристани, умирает в возрасте 75 лет» . Солт-Лейк-Трибьюн . Проверено 4 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шон П. Минс, Подрядчик оживил Спиральную пристань , Salt Lake Tribune , 19 апреля 2016 г., стр. А11 ( требуется регистрация )
- ^ «Планы спиральных причалов Роберта Смитсона 1970 года» . Роуд-шоу антиквариата . ПБС. 2019 . Проверено 9 октября 2019 г.
- ^ Пейгель, Анжелика. «Неподвижный циклон: спиральный причал Роберта Смитсона» . nps.gov . Служба национальных парков. Архивировано из оригинала 25 июля 2008 года . Проверено 6 ноября 2012 г.
- ^ Саллабедра, Меган (осень 2019 г.). «В поисках материала: сбор и защита интеллектуальной собственности в эфемерных произведениях искусства» . Художественная документация: Журнал Общества художественных библиотек Северной Америки . 38 (2): 222 . Проверено 13 октября 2023 г.
- ^ Саллабедра, Меган (осень 2019 г.). «В поисках материала: сбор и защита интеллектуальной собственности в эфемерных произведениях искусства» . Художественная документация: Журнал Общества художественных библиотек Северной Америки . 38 (2): 223 . Проверено 13 октября 2023 г.
- ^ Кеннеди, Рэнди. Нью-Йорк Таймс. «Митинг художников в поддержку спиральной пристани в штате Юта» , 6 февраля 2008 г.
- ^ Джонсон, Кирк. The New York Times, 27 марта 2008 г. «Планы объединить бурение нефтяных скважин и столкновение искусств в Юте»
- ^ Рэнд Эппич и др. (2011). « Наблюдение за спиральной пристанью: фотография с воздушного шара », [ мертвая ссылка ] Комитет по консервации Международного совета музеев ИКОМ, стр. 1-8.
- ^ Dia Art Foundation (nd), " Аэродокументация спиральной пристани "
- ^ «Диа | Визит | Роберт Смитсон, Спиральная пристань» . www.diaart.org . Проверено 21 марта 2019 г.
- ^ «Смитсон, Спиральная пристань, 1970» . Smarthistory в Академии Хана . Архивировано из оригинала 4 марта 2013 года . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ «Восход солнца над спиральной пристанью» . Фонд Дж. Пола Гетти . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Спиральная пристань, фильм Роберта Смитсона, 1970 год» . robertsmithson.com . Галерея Джеймса Коэна . Проверено 6 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Смитсон, Роберт. Спиральная пристань , 1970, опубликовано в журнале «Роберт Смитсон: собрание сочинений» под редакцией Нэнси Холт, New York University Press, стр. 109–113.
- ^ Кампаньоло. КМ (2008). Спиральная пристань глазами камеры . Архивы American Art Journal, 47 (1/2), 16–23.
- ^ «Спиральная пристань Роберта Смитсона названа официальным произведением искусства штата Юта» . Артфорум . 13 марта 2017 года . Проверено 15 марта 2017 г.
- ^ Оуэнс, К. (1980). Аллегорический импульс: к теории постмодернизма. октября , 12 67–86. дои : 10.2307/778575
- ^ Смитсон, Роберт (1996). Флэм, Джек (ред.). Сборник сочинений . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520203853 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Тонер, Пол; Смитсон, Роберт (1996). «Интервью с Робертом Смитсоном для Архива американского искусства/Смитсоновского института». Во Фломе, Джек (ред.). Сборник сочинений . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520203853 .
- ^ Массуми, Брайан (2002). Притчи для виртуального: движение, аффект, ощущение . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. п. 5. ISBN 9780822328971 .
- ^ Перейти обратно: а б с Шмидт, Ева (1996). «Четыре разговора между Деннисом Уилером и Робертом Смитсоном (1969–1970)». Во Фломе, Джек (ред.). Сборник сочинений . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520203853 .
- ^ Ли, Памела М. (2004). Хронофобия: о времени в искусстве 1960-х годов . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. п. 244. ИСБН 9780262622035 .
- ^ Смитсон, Роберт (1996). «Земля (1969)». Во Фломе, Джек (ред.). Сборник сочинений . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520203853 .
- ^ Смитсон, Роберт (1996). «Спиральный причал». Во Фломе, Джек (ред.). Сборник сочинений . Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520203853 .
- ^ ДеЛанда, Мануэль (1997). Тысяча лет нелинейной истории . Нью-Йорк: Зональные книги. п. 21. ISBN 9780942299922 .
- ^ Перейти обратно: а б Краусс, Розалинда Э. (1977). Отрывки в современной скульптуре . Кембридж: Томас и Хадсон. стр. 4–5. ISBN 9780500232729 .
- ^ Рейнольдс, А. (2005). «У пристани». В Келли, Карен Дж.; Кук, Линн (ред.). Роберт Смитсон: Спиральная пристань: правдивые вымыслы, ложная реальность . п. 73. ИСБН 9780520245549 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ланберри, К. (весна 2002 г.). «Тихая катастрофа: исчезла «Спиральная пристань» Роберта Смитсона . Дискурс . 24 (2): 86–120. JSTOR 41389647 .
- ^ «Коллекция: Роберт Смитсон, Спиральная пристань, 1970, аэрофотосъемка» . Маяк Фонда Искусства Диа . Проверено 17 июля 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Dia с указанием направления к пристани.
- Слайд-шоу, покадровое видео и QuickTime VR Spiral Jetty
- Фотографии Спиральной пристани Роберта Смитсона
- Рецензия на фильм Смитсона о Спиральной пристани проекте
- Спиральная пристань flickr Group
- Астрономическая фотография дня НАСА: Закат на спиральной пристани (4 декабря 2010 г.)
- спиральной пристани Видимость
- Архивариус в дороге: Спиральная пристань , Блог «Архивы американского искусства», Смитсоновский институт
- Восстановление спиральной пристани : что, если? , обсуждаем планы восстановления
- Ограниченная закрытая система: наука, технологии и первый день Земли , UMFA