Мария Мартинес
Мария Монтойя Мартинес | |
---|---|
Po've'ka | |
Рожденный | Мария Повека Монтойя что. 1887 |
Умер | 1980 Сан-Ильдефонсо-Виллидж, Нью-Мексико | (92-93 года)
Национальность | Сан-Ильдефонсо Пуэбло , американец |
Известный | Керамика , Керамика |
Движение | Школа Сан-Ильдефонсо |
Супруг | Джулиан Мартинес |
Внешние видео | |
---|---|
Мария Мартинес Индийская керамика Сан-Ильдефонсо-Пуэбло , документальное видео, 1972 год. |
Мария Повека Монтойя Мартинес ( ок. 1887 – 20 июля 1980) была художницей из племени Пуэбло , создавшей всемирно известную керамику . [1] [2] Мартинес (урожденная Мария Повека Монтойя ), ее муж Джулиан и другие члены семьи, в том числе ее сын Попови Да , исследовали традиционные гончарного дела Пуэбло стили и методы , чтобы создать изделия, отражающие наследие народа Пуэбло в области изобразительного искусства и ремесел. Работы Марии Мартинес, и особенно ее черная керамика, находятся в коллекциях многих музеев, в том числе Смитсоновского института , Метрополитен-музея , Денверского художественного музея и других. В Пенсильванском музее в Филадельфии хранятся восемь сосудов – три тарелки и пять банок – с подписью «Мари» или «Мари и Джулиан». [3]
Мария Мартинес была родом из Сан-Ильдефонсо-Пуэбло , общины, расположенной в 20 милях к северо-западу от Санта-Фе, штат Нью-Мексико . В раннем возрасте она научилась гончарному мастерству у своей тети. [4] и вспоминает, как это «обучение через видение» началось с одиннадцати лет, когда она наблюдала, как ее тетя, бабушка и двоюродный брат отца работали над гончарными изделиями в 1890-х годах. [5] В это время испанская жестяная посуда и английская эмалированная посуда стали легко доступны на юго-западе Соединенных Штатов , что сделало создание традиционных кастрюль для приготовления пищи и сервировки менее необходимым. [6] Традиционные методы изготовления керамики становились все менее распространенными, но Мартинес и ее семья экспериментировали с различными методами и помогли сохранить культурное искусство. [1] : 62–63
Ранний период жизни
[ редактировать ]Мария Повека Монтойя родилась ок. 1886 г. [7] [8] или 1887. [9] Мария родилась в Сан-Ильдефонсо-Пуэбло , штат Нью-Мексико, в семье Томаса и Рейеса Пена Монтойя. У Марии было четыре сестры: Максимилиана (Ана), Хуанита, Дезидерия и Клара. Мария была средним ребенком. Ее тетя Николаса научила ее работе с глиной. Мартинес и все четыре ее сестры изготавливали керамику, и некоторые образцы керамики ее сестер можно увидеть на выставках. Она рассказала людям, что в восемь увидела инопланетянина на горе. [1] Ее настоящее имя По'ве'ка на языке тева означает прудовая лилия или водяная лилия . [10] : 17
История
[ редактировать ]Во время раскопок в 1908 году под руководством Эдгара Ли Хьюитта , профессора археологии , основателя и директора Музея Нью-Мексико образцы черно-белой керамической посуды из печенья в Санта-Фе, были обнаружены . Обыскивая песчаную грязь и красную глину пустынной местности Нью-Мексико, были обнаружены разбитые куски печенья.
Распространено заблуждение, что «в конце XVIII века использование растительных пигментов и мелкоизмельченных минеральных веществ стало предпочтительной техникой живописи и постепенно привело к исчезновению глазурованной керамики». [11] : 8 На самом деле, жители близлежащей Санта-Клары-Пуэбло производили полированную черную керамику. с 17 века [12]
Хьюитт искал опытного гончара-пуэбло, который мог бы воссоздать посуду для печенья. Его намерением было разместить воссозданные горшки в музеях и таким образом сохранить древнюю форму искусства. Мария Мартинес была известна в пуэбло Тева в Сан-Ильдефонсо, штат Нью-Мексико, тем, что быстро делала тонкие горшки; поэтому Хьюитт видел в ней идеального гончара из племени Пуэбло, способного воплотить его идею в жизнь. [13] : 90 Эта работа отличалась от (в популярном повествовании) матового черного цвета на полированной черной посуде, с которым Мария и ее муж экспериментировали и совершенствовали самостоятельно, и для которого не было предшествующего прецедента, но ее неизменно путали с ней. [14] вопреки популярному мифу. [15]
Вызовы и эксперименты
[ редактировать ]Потребовался долгий процесс экспериментов и преодоления трудностей, чтобы успешно воссоздать стиль керамики «черное по черному», соответствующий строгим стандартам Марии. «Поскольку почти вся глина, найденная на холмах, не является угольно-черной, одной конкретной задачей было найти способ придать глине желаемый цвет. Мария обнаружила это, наблюдая за семьей Тафойя из Санта-Клары-Пуэбло , которая все еще практиковала традиционную гончарную керамику. методы, которые при тушении огня вокруг керамики во время обжига на открытом воздухе приводили к тому, что дым задерживался и оседал в глине, создавая различные оттенки от черного до цвета бронзы». [16] Она экспериментировала с идеей, что «необожженный полированный красный сосуд, который был окрашен красной краской поверх лака, а затем обожжен на размазывающемся огне при относительно прохладной температуре, приведет к получению глубокого глянцевого черного фона с тусклым черным декором». [11] : 36 Осколки, овечий и конский навоз, размещённые снаружи и внутри кива, печи на открытом воздухе в стиле глинобитной придадут горшку более гладкий матовый вид. [17] : 20 После долгих проб и ошибок Мария успешно изготовила черный горшок. Первые горшки для музея были обожжены примерно в 1913 году. Эти горшки были без украшений, без подписи и в целом грубого качества. [16] Самая ранняя запись об этой керамике была сделана на выставке в июле 1920 года в Художественном музее Нью-Мексико . [10] : 33
Смущенная тем, что она не может создавать высококачественные черные горшки в стиле древних народов Пуэбло, Мартинес спрятала свои горшки от мира. [13] : 90 Несколько лет спустя Хьюитт и его гости посетили Тева Пуэбло. Эти гости попросили приобрести черную керамику, похожую на горшки Мартинеса, хранящиеся в музее. Этот интерес ее очень воодушевил, и она решительно начала совершенствоваться в искусстве гончарного дела. Ее мастерство улучшалось с каждым горшком, и ее искусство начало вызывать настоящий переполох среди коллекционеров и превратилось в бизнес по производству черной керамики. Кроме того, Мартинес начал экспериментировать с различными техниками создания керамических изделий других форм и ярких форм. [12] [18]
Описание черной керамики.
[ редактировать ]Банка олла имеет слегка приплюснутый край и заметный угол у плечика. Для этого типа характерна модель, созданная Марией и Хулианом Мартинесами, которая «украшена только по краям, то есть выше угла плеча». [19] Свет отражается от блестящей гладкой поверхности. Отделка угольно-черного керамического изделия ни в коем случае не выглядит безупречной. Полоса более светлого черного декора выделяется на сплошном черном матовом фоне. Этот тип горшка «декоративный эффект зависит только от обработки поверхности», создавая впечатление, будто украшения вцарапаны на поверхности горшка. [19] Лента проходит прямо под узким горлышком горшка. Широкоглазая аванью , или рогатая змея , окружает горшок и скользит внутри группы. Язык змеи почти касается кончика его хвоста. Движения тела змеи кажутся живыми; дань уважения, которое народы Пуэбло испытывают к природе и жизни. Декорации на горшке придают ему индивидуальность и неповторимый индивидуальный вид.
Процесс
[ редактировать ]Создание черной керамики – длительный процесс, состоящий из множества этапов, требующих терпения и умения. Прежде чем горшок будет закончен, происходят шесть различных процессов. По словам Сьюзан Петерсон в «Живой традиции Марии Мартинес» , эти шаги включают в себя «поиск и сбор глины, формирование горшка, соскабливание и шлифовку горшка для удаления неровностей поверхности, нанесение железосодержащего шликера и полировку до блеска. гладким камнем, украсив горшок другим клинком и обожгнув горшок». [13] : 164
Первый шаг — собрать глину, что делается один раз в год, обычно в октябре, когда она высыхает. Затем глина хранится в саманной конструкции, где температура остается постоянной. [13] : 164 Следующий шаг — начать лепить из глины горшок; нужное количество глины заносится в дом из хранилища. Глину кладут на стол, накрытый тканью. В глине делают лунку размером с кулак и в углубление засыпают равное количество серо-розового и голубого песка. В голубом песке проделывают отверстие поменьше и в него наливают воду. Затем вещества перемешивают. Затем смесь заворачивают в ткань, промывают и накрывают полотенцем, чтобы предотвратить выход влаги. Глине дают день-два немного подсохнуть и стабилизироваться. Пукис , или «опорная форма , форма из сухой или обожженной глины, в которой может быть сформировано круглое дно нового изделия», позволяет гончару придать основанию горшка форму, похожую на блин. [13] : 167 После сжатия глины пальцами от блинообразного основания отрывается стенка высотой 1 дюйм. Крестообразными движениями тыквенного ребра сглаживают стену, делая ее толстой и ровной. Длинные катушки глины укладываются на верхнюю часть глиняной стены. Затем их разглаживают тыквой, позволяя гончару увеличить высоту горшка, заделывают глиной и заделывают ребром тыквы. [13] : 167
После высыхания горшок скобляют, шлифуют и полируют камнями. Это самая трудоемкая часть процесса. Небольшой круглый камень прикладывается к стенке горшка последовательными горизонтальными ритмичными движениями. Горшок полируется путем трения камня параллельно стенке горшка, чтобы получить блестящую, равномерно отполированную поверхность. [13] : 173 После применения вторичного скольжения горшок готов к обжигу. На полированную поверхность накладки наносят различные традиционные рисунки. [16]
Стрельба
[ редактировать ]Мартинес использовал технику стрельбы, называемую «снижающая стрельба». возникает Восстановительная атмосфера , когда воздух вокруг горшков не содержит достаточного количества кислорода для поддержания пламени. Это вызывает химическую реакцию, которая затемняет глиняное тело. [20] Процесс стрельбы занял бы много часов в дополнение к неделям предварительной подготовки. Ей часто помогали муж или дети. Стрельба произошла рано утром в ясный, безветренный день, когда ветер не мешал процессу.
Сначала горшки ставили в яму для обжига и тщательно закрывали осколками керамики, алюминиевыми листами или металлоломом. Чтобы обеспечить вентиляцию и поддерживать огонь, небольшие помещения оставляли открытыми. Затем яму-печь обложили коровьей щепой – очень сухим коровьим навозом – в качестве топлива. Чипы размещались аккуратно, чтобы вентиляционные отверстия оставались свободными. Цель заключалась в том, чтобы предотвратить фактическое касание горшков пламенем и, следовательно, защитных металлических листов. Накрыв печь еще коровьей щепой, они подожгли растопку со всех сторон, чтобы обеспечить равномерное распределение тепла. Они продолжали подпитывать огонь сухими кедровыми дровами, пока он не достиг желаемой температуры от 1200 до 1400 градусов по Фаренгейту, в зависимости от желаемого вида, который они предназначали для партии горшков. Если бы огонь продолжал гореть, керамика приобрела бы красно-коричневый цвет. Но для изготовления черной глиняной посуды, которой славилась Мария, огонь тушат сухим измельченным конским навозом. Благодаря этому количество кислорода внутри печи было значительно уменьшено, что привело к созданию восстановительной атмосферы, из-за которой цвет горшков стал черным. Через несколько часов Мартинес переложил конский навоз, чтобы потушить огонь, и закопал горшки, чтобы они могли медленно остыть. После того, как яма печи остыла настолько, что ее можно было выгрузить, горшки осторожно вынимали палкой, если горшки были еще горячими, или вручную, если горшки были достаточно холодными, чтобы их можно было дотронуться. [21]
Украшения
[ редактировать ]Хулиан Мартинес, муж Марии, начал [ когда? ] украшаем кашпо Марии после многих проб и ошибок. «Для создания его рисунков создается суспензия из глины и воды, известная как шликер, и наносится на уже отполированную, но еще не обожженную поверхность. Вы не можете отполировать рисунок до матового фона, поскольку камень не так точен, как кисть. ." [16] Он обнаружил, что рисование рисунков смесью сока гуако и глины обеспечивает декоративный эффект «матово-блестящее». Процесс включал полировку фона, затем матовую окраску рисунков перед обжигом.
В 1918 году Джулиан закончил первый из черных горшков Марии с матовым фоном и полированным дизайном Avanyu . [13] : 91 Многие украшения Джулиана были заимствованы из древних сосудов пуэбло. Эти узоры включали птиц, следы дорожных бегунов , дождь, перья, облака, горы и зигзаги или кива шаги .
Подписи
[ редактировать ]Мария Мартинес на протяжении всей своей жизни использовала варианты своей подписи на горшках. Эти подписи помогают датировать произведения искусства. Все самые старые работы Марии и Джулиана были неподписанными. Они понятия не имели, что их искусство станет популярным, и не считали необходимым заявлять об авторстве своих работ. Неподписанные изделия, скорее всего, были изготовлены между 1918 и 1923 годами. Как только Мария добилась успеха в гончарном деле, она начала подписывать свои работы как «Мария». Она думала, что имя «Мария» более популярно среди неиндийской публики, чем имя «Мария», и будет больше влиять на покупателей. [22] Изделия, подписанные как «Мария», были изготовлены между 1923 и 1925 годами. [1] : 64 Несмотря на то, что Джулиан украшал горшки, только Мария претендовала на эту работу, поскольку гончарное дело в Пуэбло все еще считалось женской профессией. [17] : 4 Мария оставляла подпись Джулиана на изделиях из уважения к культуре пуэбло до 1925 года. После этого «Мария + Джулиан» оставалась официальной подписью на всей керамике до смерти Джулиана в 1943 году. Семья Марии начала помогать в гончарном бизнесе после смерти Джулиана. С 1943 по 1954 год сын Марии, Адам, и его жена Сантана вместе с Марией собирали глину, сворачивали, полировали, украшали и обжигали керамику. Адам взял на себя работу отца по сбору глины и росписи украшений. «Мария + Сантана» стала новой подписью на горшках. Около тридцати лет Мария подписывалась как «Мария». [ нужна проверка ] Как только ее сын Попови Да начал работать вместе со своей матерью, Мария начала называть себя «Марией» при изготовлении керамики. Примерно в 1956 году они начали подписывать свои произведения как «Мария+Повека» и «Мария/Попови». [23]
Она выиграла множество наград и представила свою керамику на нескольких всемирных ярмарках, а также получила первоначальный грант Национального фонда искусств на финансирование гончарной мастерской Мартинеса в 1973 году. [13] : 81 Мартинес передала свои знания и навыки многим другим, включая свою семью, других женщин в пуэбло и студентов во внешнем мире. Когда она была маленькой девочкой, она научилась стать гончаром, наблюдая, как ее тетя Николаса занимается гончарным делом. За время, пока она развивала то, что мы теперь знаем как стиль традиционной керамики Сан-Ильдефонсо, она многому научилась у Сарафины Тафойи, гончарного матриарха соседней Санта-Клары-Пуэбло. Когда в 1932 году ее попросили преподавать в государственной индийской школе в Санта-Фе, Мартинес отказалась: «Я прихожу и работаю, а они могут смотреть», - заявила она. Члены семьи ее не учили, да и сама она этого делать не будет - "никто не учит". [5]
Процесс изготовления гончарных изделий
[ редактировать ]-
Джулиан и Мария Мартинес копают глину, начало 1920-х годов.
-
Мария и Хулиан Мартинес обжигают черную керамику в яме в П'оххоге Овинге (Сан-Ильдефонсо-Пуэбло), Нью-Мексико (около 1920 г.)
-
Джулиан и Мария Мартинес украшают керамику, около 1912 года.
-
Мария Мартинес, 1912 год, занимается гончарным делом на площади Губернаторского дворца, Санта-Фе, Нью-Мексико.
Почести
[ редактировать ]Мартинес при жизни получила почетные докторские степени Университета Колорадо и Университета Нью-Мексико . [24] Ее портрет создала Мальвина Хоффман , известный американский скульптор. [25] В 1978 году Мартинес провел крупную персональную выставку в галерее Ренвик Смитсоновского института . [26] В 2022 году Мартинес была включена в книгу Феррен Гипсон «Женская работа», в которой отмечен переход от женского искусства к феминистскому искусству. [27]
Коллекции
[ редактировать ]- Бирмингемский художественный музей [28]
- Бруклинский музей [29]
- Художественный музей Цинциннати [30]
- Кливлендский художественный музей [31]
- Художественный музей Крокера [32]
- Денверский художественный музей [33]
- Художественный музей Эверсона [34]
- Музей Гилкриза [35]
- Институт техасских культур [36]
- Мультикультурный музей Джесси Питера [37]
- Музей антропологии Максвелла [38]
- Музей Миллисент Роджерс [39]
- Институт искусств Миннеаполиса [40]
- Музей изящных искусств, Бостон [41]
- Музей изобразительных искусств, Санкт-Петербург [42]
- Музей современного искусства [43]
- Национальный музей американских индейцев [44]
- Национальный музей женщин в искусстве [45]
- Портлендский художественный музей [46]
- Смитсоновский музей американского искусства [47]
- Художественный музей Толедо [48]
- Художественный музей Мичиганского университета [49]
См. также
[ редактировать ]- Список художников коренных народов Америки
- Список художников коренных американцев
- Керамика коренных американцев
- Американский музей керамического искусства. Ее работы выставлялись и являются частью постоянной коллекции.
- Группа самоучек Сан-Ильдефонсо
- Посуда «черное на черном»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Петерсон, Сьюзен (1997). Керамика женщин американских индейцев: наследие поколений . Национальный музей женщин в искусстве (США), Музей Херда. (1-е изд.). Нью-Йорк: Абвиль Пресс. стр. 62–68. ISBN 0-7892-0353-7 . OCLC 36648903 .
- ^ Сандо, Джо С. (1998). ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАЦИИ: Восемь столетий истории индейцев пуэбло (2-е изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. п. 176 из 297. ISBN 0-940666-17-0 .
- ^ «Онлайн-каталог коллекций Пенсильванского музея» . Пеннский музей . 26 марта 2020 г.
- ^ Гетлейн, Марк (2010). Жизнь с искусством . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. стр. 262–263.
- ^ Перейти обратно: а б Киркхэм, Пэт, изд. (2000). Женщины-дизайнеры в США, 1900-2000 годы: многообразие и различие . Бардский центр исследований декоративного искусства. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. п. 59. ИСБН 0300093314 . OCLC 45486311 .
- ^ Сублетт, Дж. Марк. «Мария Мартинес и керамика Сан-Ильдефонсо» . Галерея знахаря. Архивировано из оригинала 7 апреля 2013 года . Проверено 15 октября 2012 г.
- ^ «Художник: Мария Мартинес» . Смитсоновский музей американского искусства . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ «Мария Мартинес» . Художественный институт Чикаго . 1886 год . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ "Банка" . Национальный музей американских индейцев . Смитсоновский институт . Проверено 2 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Спайви, Ричард Л. (2003). Наследие Марии Повека Мартинес . Санта-Фе, Нью-Мексико: Музей прессы Нью-Мексико. ISBN 0890134197 .
- ^ Перейти обратно: а б Фрэнк, Ларри; Харлоу, Фрэнсис Х. (1974). Историческая керамика индейцев пуэбло 1600-1880 гг . Бостон: Нью-Йоркское графическое общество Ltd.
- ^ Перейти обратно: а б Бирчелл, Донна Блейк (5 апреля 2021 г.). Миссионерские церкви Нью-Мексико . Издательство Аркадия. п. 107. ИСБН 978-1-4671-4493-3 . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Петерсон, Сьюзен (1977). Живая традиция Марии Мартинес . Токио: Kodansha International Ltd.
- ^ Спайви, Ричард Л. (1979). Мария . Флагстафф: Northland Press.
- ^ Киддер, Альфред Винсент (1915). Керамика плато Пахарито и некоторых прилегающих регионов Нью-Мексико . Американская антропологическая ассоциация. Мемуары, №12. Ланкастер, Пенсильвания: Типография «Новая эра».
- ^ Перейти обратно: а б с д Роллер, Райан А. - Санта-Клара Пуэбло. Правнук Маргарет Тафойя. Традиционный гончар в седьмом поколении.
- ^ Перейти обратно: а б Хайд, Хейзел (1973). Мария занимается гончарным делом . Альбукерке: Старлайн.
- ^ «Глина Пуэбло, первая керамика Америки» . Организация традиционных изящных искусств (TFAO) . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бунцель, Рут Л. (1929). Пуэбло Поттер . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. п. 44 . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ Фрейзер, Гарри (17 ноября 2000 г.). Электрическая печь . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 102. ИСБН 0812217586 . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ «Индийская керамика Мария Мартинес из Сан-Ильдефонсо-Пуэбло (документальное видео)» . Ютуб . 1972 год . Проверено 15 апреля 2020 г.
- ^ «Прикосновение огня: искусство, жизнь и наследие Марии Мартинес» . Музей индийского искусства и культуры . Проверено 12 сентября 2018 г.
- ^ «Мария Мартинес: хронологическое резюме ее различных подписей за разные периоды времени» . Торговая компания «Палмс» . 12 июля 2019 года . Проверено 30 декабря 2021 г.
- ^ «МАРИЯ ПОВЕКА МАРТИНЕС - (1887-1980)» (PDF) . Художественный музей АГУ . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Хеллер, Нэнси (2000). Женщины-художницы: работы из Национального музея женщин в искусстве . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный музей женщин в искусстве. ISBN 9780847822904 .
- ^ Конгдон, Кристин Г.; Hallmark, Кара Келли (2012). Американское народное искусство: региональный справочник . АВС-КЛИО. п. 518. ИСБН 978-0-313-34936-2 . Проверено 29 декабря 2021 г.
- ^ Гипсон, Феррен (2022). Женское творчество: от женских искусств к феминистскому искусству . Лондон: Фрэнсис Линкольн. ISBN 978-0-7112-6465-6 .
- ^ «Бирмингемский художественный музей» . www.artsbma.org .
- ^ «Бруклинский музей» . www.brooklynmuseum.org . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Мария Мартинес» . Художественный музей Цинциннати . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Мария Мартинес» . Кливлендский художественный музей . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ "Банка" . Художественный музей Крокера . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Мария Мартинес» . Денверский художественный музей . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Музей Эверсона :: Объект недели: Тарелка Марии Мартинес» . www.everson.org . Архивировано из оригинала 14 января 2021 г. Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Мария Мартинес» . Музей Гилкриза . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Объект: Банка» . UTSA Институт техасских культур . 01.10.2018. Архивировано из оригинала 13 января 2021 г. Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Юго-Запад | Мультикультурный музей Джесси Питера» . Museum.santarosa.edu . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Леа С. Макчесни (22 июня 2022 г.). «Празднование Месяца гордости в Музее антропологии Максвелла: 3. Нампейо, Мария Мартинес и Арро-А-Оч: гендер и инновации в керамике пуэбло» . Музей антропологии Максвелла . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ «Семейная коллекция керамики Марии Мартинес» . Музей Миллисент Роджерс . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Мария Мартинес» . Миннеаполисский институт искусств . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ "Чаша" . Collections.mfa.org . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Большое блюдо с Roadrunner» . Музей изящных искусств . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Мария Мартинес, Попови Да. Яр. 1960 | МоМА» . Музей современного искусства . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Мария Мартинес» . Национальный музей американских индейцев . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Мария Мартинес | Профиль художника» . НМВА . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Мария Мартинес» .
- ^ «Мария Мартинес» . Смитсоновский музей американского искусства . Проверено 6 января 2021 г.
- ^ «Минута искусства, 23 марта: Мария Мартинес, керамический кувшин Blackware» . Художественный музей Толедо . 23 марта 2020 г. Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Обмен: Пот» . Exchange.umma.umich.edu . Проверено 12 января 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фаррис, Фиби (1999). Цветные женщины-художницы: биокритический справочник для художников 20-го века в Америке . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 40. ИСБН 0-313-30374-6 . OCLC 40193578 .
- Петерсон, Сьюзен (1977) Живая традиция Марии Мартинес, Kadansha International Ltd. ISBN 0-87011-319-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Марией Мартинес, на Викискладе?
- Информационный бюллетень о Марии Мартинес
- Мария Мартинес в Find a Grave
- рождение 1880-х годов
- 1980 смертей
- Американские гончары
- Керамисты из Нью-Мексико
- Американские женщины-гончары
- Американские керамисты ХХ века
- Американские женщины-художницы 20-го века
- Женщины-гончары коренных американцев
- Гончары коренных американцев
- Призывники Зала славы пастушек
- Жители Сан-Ильдефонсо, Нью-Мексико
- Женщины коренных американцев 20-го века
- Художники коренных американцев 20-го века
- Тева гончары
- Гончары Сан-Ильдефонсо-Пуэбло