Х.В. Янсон
Х.В. Янсон | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 30 сентября 1982 г. | ( 68 лет
Национальность | Русский, Американский (с 1943 г.) |
Альма-матер | |
Супруг | Дора Джейн Хайнеберг |
Научная карьера | |
Учреждения | |
Научные консультанты | Эрвин Панофски |
Хорст Вольдемар Янсон (4 октября 1913 - 30 сентября 1982) был немецко-американским профессором истории искусств, родившимся в Российской империи, наиболее известным своей книгой «История искусства» , которая была впервые опубликована в 1962 году и с тех пор было продано более четырех миллионов экземпляров. копии на пятнадцати языках. Его академической специализацией была скульптура Донателло .
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Янсон родился в Санкт-Петербурге в 1913 году в семье Фридриха Янсона (1875–1927) и Хелены Порш (Янсон) (1879–1974), лютеранской семьи балтийского немецкого происхождения. [1] [2] После Октябрьской революции семья переехала в Финляндию, а затем в Гамбург , где Янсон посещал гимназию Вильгельма (окончила в 1932 году).
После получения аттестата по немецкому языку Янсон учился в Мюнхенском университете , а затем на факультете истории искусств в Гамбургском университете , где он был студентом Эрвина Панофски . В 1935 году по предложению Панофски, эмигрировавшего в США, Альфред Барр спонсировал Янсона как иммигранта, и в 1942 году он защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете (его диссертация была посвящена Микелоццо ). он преподавал в Художественном музее Вустера (1936–38) и Школе искусств и истории искусств Университета Айовы Во время получения ученой степени (1938–41). В 1941 году он женился на Доре Джейн Хайнеберг (1916–2002), студентке истории искусств Рэдклифф-колледжа, которая позже сотрудничала с ним в качестве соавтора, и в 1943 году он стал гражданином США.
Академическая карьера
[ редактировать ]Янсон преподавал в Школе изящных искусств Сент-Луиса. [3] в Вашингтонском университете с 1941 по 1948 год, где он также отвечал за обновление коллекции Университетской художественной галереи (теперь известной как Художественный музей Милдред Лейн Кемпер ). План Янсона продавать популярные полотна, такие как Фредерика Ремингтона » «Рывок за лес , в нью-йоркских галереях семьи Кенде вызвал комментарии в местной газете, задававшейся вопросом, почему жителям Сент-Луиса не было отдано предпочтение. [4] Янсон продал 120 произведений искусства, оставил себе 80 и приобрел 40 работ европейских модернистов через галереи Кенде: [5] Пауль Клее , Хуан Грис , Тео ван Дусбург . [6]
Янсон ушел в 1948 году, чтобы поступить на факультет Нью-Йоркского университета , где он развивал факультет искусств и преподавал в аспирантуре Института изящных искусств . Также в 1948 году он был удостоен стипендии Гуггенхайма . Ему была присвоена почетная степень в 1981 году, и он умер в поезде между Цюрихом и Миланом в 1982 году в возрасте 68 лет.
Он писал об искусстве эпохи Возрождения девятнадцатого века и скульптуре , а также является автором двух отмеченных премиями книг: « Обезьяны и знания обезьян в средние века и эпоху Возрождения» (1952) и «Скульптура Донателло» (1957). В последние годы своей жизни он был озабочен диалогом Востока и Запада в искусстве. За свою карьеру Янсон консультировал Time – Life Художественную библиотеку ; был президентом Ассоциации искусств колледжей , редактором « Художественного бюллетеня» , а также членом-учредителем и президентом Общества Возрождения Америки . Он также писал книги об искусстве для молодежи, некоторые в сотрудничестве со своей женой.
Знаковым вкладом Янсона в дисциплину истории искусства, особенно в преподавание истории искусства, является его обзорный текст, озаглавленный просто «История искусства», который был впервые опубликован в 1962 году и с тех пор стал стандартом, по которому оцениваются современные учебники истории искусства. [7]
Феминистская критика
[ редактировать ]Несмотря на влияние « Истории искусства» или, возможно, из-за него , она оказалась под пристальным вниманием историков искусства, которые стремились к более инклюзивной истории западного искусства. По словам искусствоведов-феминисток Нормы Броуд и Мэри Гаррард : «Женщины-художницы в 1950-х и 1960-х годах страдали от профессиональной изоляции не только друг от друга, но и от своей собственной истории, в эпоху, когда женщины-художницы прошлого были практически вычеркнуты из истории». История искусства, влиятельный учебник Х.В. Янсона « История искусства» , впервые опубликованный в 1962 году, не содержал ни имени, ни творчества ни одной женщины-художницы, тем самым исключая женщин из истории искусства (...)». [8]
Неприятие Янсоном женщин-художниц испортило его репутацию как историка искусства. Его отказ признать женщин распространяется и на знаменитую художницу Идель Вебер . Сэм Хантер, тогдашний куратор МоМА, познакомил ее с Янсоном, который восхищался работами Вебера, но заявил, что не включал женщин-художников в свои книги. [9] В обновленные издания его «Истории искусства» , составленные его сыном Энтони Ф. Янсоном, вошли несколько женщин-художниц разных эпох. [10]
Ссылки и источники
[ редактировать ]- Ссылки
- ^ «Х.В. Янсон; Хорст Вольдемар Янсон» . Словарь искусствоведов. Архивировано из оригинала 3 февраля 2020 года . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Элизабет Сирс и Шарлотта Шоелл-Гласс, «Эмигрант-искусствовед и Америка: Х.В. Янсон», The Art Bulletin , Vol. 95, № 2 (июнь 2013 г.), с. 219
- ^ «Вашингтонский университет называет помощника по искусству» . Пост-отправка Сент-Луиса. 8 августа 1941 года . Проверено 2 июля 2021 г.
- ^ «Вашингтон, США. Открыта продажа картин для участников торгов из Сент-Луиса» . Сент-Луис Глобус-Демократ. 29 апреля 1945 года . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Гаммом, Мартин (6 ноября 2018 г.). Отказ от престола и его недовольство: критическая история . МТИ Пресс. п. 290. ИСБН 9780262345217 . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ «О коллекции» . Художественный музей Кемпера . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Рассел, Джон (3 октября 1982 г.). «Профессор Х.В. Янсон умер в 68 лет: написал бестселлер «История искусства» » . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Броуде, Норма ; Гаррард, Мэри Д. (1 сентября 1996 г.). Сила феминистского искусства: американское движение 1970-х годов, история и влияние . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс . п. 16. ISBN 0810926598 .
- ^ «Каталог Идель Вебер» .
- ^ Х.В. Янсон, Энтони Ф. Янсон, История искусства: Западная традиция , Нью-Джерси, Pearson Education, 6-е издание, 2004 г.
- Источники
- Тернер, А. Ричард (зима 1982 г.). «Хорст Вальдемар Янсон» . Ежеквартальный журнал «Ренессанс» . 35 (4). Ежеквартальный журнал «Ренессанс», Vol. 35, № 4: 672–673. дои : 10.2307/2861406 . JSTOR 2861406 . S2CID 251375027 .
- Фредерик Оулс, Ширли М. Оулс и Джон Г. Рамзи, Биографический словарь современных американских педагогов (Greenwood Press, 1997: ISBN 0-313-29133-0 ), стр. 179–80.
- Элизабет Сирс и Шарлотта Шоелл-Гласс, «Эмигрант-искусствовед и Америка: Х.В. Янсон», The Art Bulletin , Vol. 95, № 2 (июнь 2013 г.), стр. 219–242.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Американские историки искусства
- Выпускники Гарвардского университета
- факультет Нью-Йоркского университета
- Писатели из Гамбурга
- 1913 рождений
- 1982 смертей
- Американские историки XX века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Люди, получившие образование в гимназии Вильгельма (Гамбург)
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Белые русские эмигранты в США
- Эмигранты из нацистской Германии
- Иммигранты в США
- Балтийско-немецкий народ из Российской империи
- Вашингтонский университет на факультете Сент-Луиса
- Выпускники Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана
- Выпускники Гамбургского университета
- Президенты Ассоциации искусств колледжей