Джиллиан Уайз
Джиллиан Уайз | |
---|---|
Рожденный | 16 февраля 1936 г. Илфорд , Лондон |
Умер | 11 апреля 2020 г. Шантелуп-ле-Винь , Франция | (84 года)
Национальность | Британский |
Альма-матер | |
Известный | Абстрактное искусство |
Джиллиан Мэри Уайз (16 февраля 1936 — 11 апреля 2020) — британская художница, посвятившая себя применению концепций рациональности и эстетического порядка в абстрактных картинах и рельефах . [1] Между 1972 и 1990 годами она была известна как Джиллиан Уайз Чиоботару . [2]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Уайз родился в Илфорде в Лондоне в семье Артура, торговца лесом, и Элси, урожденной Холден, модистки. [1] Она изучала искусство в Уимблдонском колледже искусств с 1954 по 1957 год, а затем в Центральной школе искусств и ремесел в 1959 году. [1]
Карьера
[ редактировать ]Еще до окончания учебы Уайз уже демонстрировала работы с группой художников -конструкторов . [1] участвовала в выставке «Молодые современники» 1957 года в Королевской галерее британских художников и на абстрактной выставке Центра «Новое видение» в 1958 году. В 1961 году она стала самым молодым членом группы конструктивистов, в которую входили Виктор Пасмор и в которую входили Адриан Хит , Джон Эрнест , Энтони Хилл. , Кеннет Мартин и Мэри Мартин . В 1960-х годах ее работы стали гораздо более широко представлены на выставках в Лондоне (в галереях Drian и Axiom, Институте современного искусства и Музее Виктории и Альберта ), в Чикаго, а также на Токийской биеннале 1965 года и Нюрнбергской биеннале 1969 года. В 1968 году она получила стипендию ЮНЕСКО для обучения в Праге, а в 1969 году — стипендию Британского Совета для изучения русского конструктивизма в Ленинграде . [2] В Ленинграде она познакомилась и вышла замуж за архитектора Адриана Чоботару. [1] В том же году она вместе с группой британских художников участвовала в выставке системной абстракции в Финляндии, после чего в 1970 году она присоединилась ко многим из тех же художников в недавно сформированной группе «Системы» и покинула группу «Конструктивистов». [1] Среди ее коллег-художников в этой группе были Джеффри Стил, Питер Лоу , Малкольм Хьюз , Джин Спенсер , Майкл Киднер , Джон Эрнест и Дэвид Сондерс. Вместе с группой «Матрица» она выставлялась в галерее Арнольфини в Бристоле в 1970 году, а затем в 1972 году в галерее Уайтчепел на Совета по делам искусств выставке «Системы» . Совет по делам искусств также поручил ей курировать конструктивистскую секцию ежегодного журнала Hayward Annual 1978 года, после чего в том же году ее включили в выставку «Конструктивный контекст» Совета по делам искусств. [2]
Уайз преподавал в Колледже искусств и дизайна Челси и Центральной школе искусств Сен-Мартинс в период с 1971 по 1974 год, а затем несколько лет преподавал и учился в США после того, как в 1981 году был избран научным сотрудником Центра перспективных визуальных исследований при Массачусетский технологический институт . Она также работала приглашенным художником и приглашенным научным сотрудником в Гарвардском университете и Калифорнийском университете . В то время как в США она была дважды номинирована в Великобритании как член Королевской академии, среди ее кандидатов были архитекторы Эрно Голдфингер , Ричард Роджерс и Хью Кассон , а также художники Сандра Блоу , Уильям Скотт и Питер Блейк . Ее отсутствие в США, а затем и в Париже помешало ее избранию, но диапазон и статус ее кандидатов свидетельствуют о высоком уважении к качеству и целостности ее работ со стороны многих ведущих художников и архитекторов. В начале 1980-х годов Уайз был заказан Чемберлином, Пауэллом и Боном , архитекторами Барбакан-центра. в Лондоне, чтобы спроектировать масштабную фреску, известную как «Стены Алисы» , на лестнице, ведущей в главный кинотеатр. [1] В этой работе используются зеркала — особенность наряду со стеклянными призмами, которые она использовала в ряде своих рельефов как способ создания световых эффектов, которые усиливают перцептивный интерес к абстракции. За этим последовали несколько других архитектурных комиссий, в том числе экран для Конгресса Международного союза архитекторов (1961 г.), настенный экран для лайнера Cunard, Queen Elizabeth II (1968 г.) и настенные рельефы для больницы Ноттингемского университета (1973 г.), для Open Университета (1980 г.) и панели помощи Unilever House в Лондоне в 1982 г. [2]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]Прожив большую часть своей дальнейшей карьеры во Франции, выставки Уайз в Великобритании стали нечастыми в 1990-х годах, хотя в течение этого десятилетия ее несколько раз показывали в Париже, а в 1995 году - в Чикаго. В 2000-х годах ее работы были включены в групповые выставки в галереях Осборна Сэмюэля и Пуссена в Лондоне, на Британской художественной ярмарке, а также в две выставки британского абстрактного и системного искусства в Городской художественной галерее Саутгемптона . В 2010 году ее работы были включены вместе с работами Виктора Пасмора, Энтони Хилла, Джона Эрнеста, Мэри и Кеннета Мартин в Tate Britain годовую выставку «Строительство Англии» . В 2012 году она посетила Новосбирск в Сибири, чтобы подать свою, в конечном итоге, неудачную заявку на открытый международный конкурс на памятник советскому художнику и дизайнеру Эль Лисицкому. В 2013 году она посетила Бразилию, где ее работы были представлены на выставке британских и бразильских художников-конструктивистов в Сан-Паулу. Элементы этой выставки были показаны галереей Dan Galleria на мероприятии Frieze в Лондоне в 2013 году. Примеры ее работ хранятся во многих государственных коллекциях, в том числе в Тейт , Музей Виктории и Альберта, [2] Великобритании Художественная коллекция правительства , Совет по делам искусств и Институт Генри Мура , а также в коллекциях США, Финляндии и Венгрии.
Уайз умерла 11 апреля 2020 года от COVID-19 , когда жила в доме престарелых в Шантелуп-ле-Винь недалеко от Парижа, куда она переехала после ухудшения своего здоровья в 2018 году. [1]
Избранные выставки
[ редактировать ]- Порядок и ритм , Austin/Desmond Fine Art, Лондон, Великобритания (2020) [3]
- Зимняя выставка , Austin/Desmond Fine Art, Лондон, Великобритания (2019) [3]
- Британский конструктивизм , Галерея Pallant House , Чичестер, Великобритания (2017) [1]
- Аспекты современного британского искусства , Austin/Desmond Fine Art, Лондон, Великобритания (2016) [3]
- Пять выпусков Studio International , Raven Row , Лондон, Великобритания (2015) [3]
- Ливерпульская биеннале: Клод Пэрент , Тейт Ливерпуль , Ливерпуль, Великобритания (2014) [3]
- Тонкая грань: бетон, конструктивизм и минималистское искусство , Austin/Desmond Fine Art, Лондон, Великобритания (2014) [3]
- Construction England , Тейт Британия , Лондон, Великобритания (2010) [1]
- Systems 2 , Политехнический институт Центрального Лондона , Великобритания (1973) [1]
- Системы , Галерея Уайтчепел , Лондон, Великобритания (1972) [1]
- Рельефы, конструкции и рисунки четырех художников , Музей Виктории и Альберта , Лондон, Великобритания (1968) [4]
- Рельефы/структуры , Институт современного искусства , Лондон, Великобритания (1963). [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Чарльз Дарвент (29 апреля 2020 г.). «Некролог Джиллиан Уайз» . Хранитель . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дэвид Бакман (2006). Художники в Британии с 1945 года . Том 2, от М до Я. ООО «Художественные словари» ISBN 0-953260-95-Х .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Джиллиан Уайз | 16 выставок и событий» . www.mutualart.com . Проверено 17 апреля 2021 г.
- ^ «ЧЕТЫРЕ ХУДОЖНИКА РЕЛЬЕФЫ, КОНСТРУКЦИИ И ЧЕРТЕЖИ | Текущие | Выставки | Британский Совет − Изобразительное искусство» . Visualarts.britishcouncil.org . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 17 апреля 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фаулер, Алан, каталожные эссе в каталогах выставок «Элементы абстракции» (2005 г.) и «Рациональная эстетика» (2008 г.), Городская художественная галерея Саутгемптона.
- Грив, Аластер, глава 10 книги « Созданное абстрактное искусство в Англии: забытый авангард» , издательство Йельского университета, 2005.
- Уайз, Джиллиан, заявление, стр. 276–281 в журнале DATA , Энтони Хилл (редактор), Faber & Faber, 1968.
- Уайз, Джиллиан, эссе «Количества и качества: некоторые заметки о рабочих идеях в искусстве», журнал Leonardo , том 1, 1968, стр. 41–50.
- Уайз, Джиллиан, заявление в каталоге выставки Systems , Arts Council, 1972.
- Уайз, Джиллиан, заявление, стр. 84 в каталоге выставки «Hayward Annual '78», Совет по делам искусств, 1978.
- Уайз, Джиллиан, высказывания и иллюстрации своих работ в самоизданной книге Low Frequency , 2002.
- Уайз, Джиллиан, «20 небольших работ», самоизданный буклет, 2011 г.