Иванка Борисовна Райнова
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Иванка Борисовна Райнова | |
---|---|
![]() Иванка Борисовна Райнова в 2014 году | |
Рожденный | Иванка Борисовна Райнова 16 октября 1959 г. |
Эра | Современная философия |
Область | Западная философия |
Школа | Феноменология , Герменевтика |
Учреждения | Сорбонна , Софийский университет , Болгарская академия наук |
Основные интересы | Современная философия , философия ценностей , гендерные исследования , религиоведение , межкультурная философия |
Иванка Б. Райнова (болгарский: Иванка Б. Райнова; род. 16 октября 1959 г.) — болгарский философ , феминистка , редактор , переводчик и издатель . Она является профессором современной философии Института философии и социологии Болгарской академии наук и директором Института аксиологических исследований в Вене. Она разработала постперсоналистическую герменевтическую феноменологию, основанную на некоторых гностических идеях. Ее работы включают исследования по континентальной философии, феноменологии, герменевтике, аксиологии (теории ценностей), феминистской философии, межкультурной философии, религиоведению и переводоведению.
Образование и карьера
[ редактировать ]Райнова изучала германские языки и литературу в Сорбонне , а также философию в Университете Гумбольдта и Софийском университете , где в 1984 году получила степени магистра философии и французских исследований. С 1984 по 1989 год она была доцентом кафедры французских исследований, курировала программу перевода философии на факультете иностранных языков Софийского университета . В 1989 году она получила степень доктора философии. получила степень доктора философии в Институте философии Болгарской академии наук , где стала младшим научным сотрудником. В том же году она основала Болгарское общество французской философии и культуры – Société Bulgare de Philosophie et de Culture de Langue Française.
После получения степени в 1996 году она была назначена старшим научным сотрудником и стала заведующей отделом современной европейской философии и гендерных исследований и главой Болгарского феноменологического центра. Она была ученым секретарем Института философии с 1995 по 1997 год. Помимо курсов феноменологии в Софийском университете, в 1995 году она организовала семинар и программу приглашенных лекторов по «Феноменологии и постфеноменологии» Института философии, а также организовал в 2004 году первую Международную конференцию по феноменологии и герменевтике в Институте Гёте – София. После стажировки в Венском университете и Австрийской академии наук в 1999 году она стала соучредителем и директором Institut für Axiologische Forschungen (Института аксиологических исследований). В 2006 году получила второе докторское звание – Dr.phil. – из Венского университета. С 2009 года она участвует в австрийской академической программе «Университет встречается с общественностью», преподавая курсы философии в различных средних школах Вены. В 2013 году она получила высшую докторскую степень – доктора наук, доктора философии – в недавно основанном Институте изучения обществ и знаний Болгарской академии наук, где она была назначена профессором.
Работа
[ редактировать ]Переводы и редакционная деятельность
Ранние сочинения и исследования Райновы оказали особое влияние на болгарскую философию и культуру, поскольку она была первой, кто представил современных французских и немецких философов, неизвестных в то время в болгарских академических кругах, таких как Симона Вейль , Симона де Бовуар , Эдит Штайн , Мориса Мерло-Понти и Поля Рикёра , а также перевести оригинальные тексты этих и других авторов на болгарский язык. Жана-Поля Сартра Среди ее наиболее важных переводов на болгарский язык — «Бытие и ничто» Поля Рикёра и «Конфликт интерпретаций» . Она также была первой, кто открыл поле феминистской философии в Болгарии, опубликовав обширное эссе о Симоне де Бовуар в 1988 году и организовав десять лет спустя первую конференцию по феминистской философии в Софии, в которой приняли участие известные западные феминистки, такие как Элисон Джаггар , Герта Нагл-Дочекал, Корнелия Клингер, Хедвиг Мейер-Вильмес и др.
После падения коммунизма она стала главным редактором серий книг «Философы ХХ века» в издательстве «Наука и искусство» и «Современные философы» в EA, где она составляла программы перевода и сама редактировала некоторые ключевые фигуры Западная философия, в том числе Жан-Поль Сартр , Ганс-Георг Гадамер , Поль Рикёр , Жак Деррида , Жан Бодрийяр , Жан-Франсуа Лиотар , Симона де Бовуар , Ришар Рорти и др.
После основания Института аксиологических исследований в Вене в 1999 году Райнова стала главным редактором его серии книг и журналов, в том числе серии Питера Ланга «Philosophie, Phänomenologie und Hermeneutik der Werte» («Философия, феноменология и ценностная герменевтика») и Лабиринт: Международный журнал философии, теории ценностей и социокультурной герменевтики , а также программный директор Axia Academic Publishers.
Постперсонализм, феноменология и сравнительная герменевтика
С начала своей карьеры Райнова использовала методы сравнительной герменевтики в сочетании с новым методологическим и критическим подходом, выдвинутым ею под неологизмом «постперсонализм». Эта точка зрения была развита в ее первой монографии « От экзистенциальной философии к постперсонализму» (1992) в контексте детального герменевтического сравнения французского персонализма и экзистенциальной философии. Она исследует в этой книге вопрос о персонализме как форме экзистенциализма , как утверждал Эммануэль , или, наоборот, об экзистенциальной философии как варианте персонализма, как утверждали Жан Лакруа и Николай Бердяев . Посредством анализа общих тем Райнова показывает их специфические методологические различия и проблемы, тем самым предлагая более точные определения обоих течений, а также новую методологию, позволяющую более четко разграничить различные современные философские школы.
Пытаясь преодолеть некоторые дилеммы современной философии, она в заключение выдвигает «постперсонализм» как сложную методологическую альтернативу, основанную на следующих принципах: деконструкция концепций личного существования и безличного бытия, переосмысленная в направлении Urgrund как сверхъестественного. -личная основа бытия; существование множества монадических центров; личностная эволюция как трансформация посредством свободного выбора непрерывного обращения, т.е. глубокая трансформация ценностей и моральных установок. Эта методология применена в ее следующей книге «От Гуссерля до Рикера» (1993). Прослеживая различные этапы творчества Гуссерля, переходя от проекта разработки «философии как науки» (эгологии) к философии как «общей науке о разуме» (науке о жизненном мире), Райнова восстанавливает критические приемы это проектируется в постгуссерлианской мысли и анализирует основные трансформации феноменологического подхода к человеку – философской антропологии, феноменологии жизни, фундаментальной онтологии, экзистенциальной философии, неотомизма и неопротестантской феноменологии, французского персонализма, и герменевтическая феноменология. Таким образом, она показывает, как трансформации феноменологического подхода происходят от концепции человек как философский объект в концепции бытия (где Dasein — «привилегированное» существо) как фундаментальный вопрос философии, заканчивающийся множественными соперничающими интерпретациями субъективности и раскрывающими границы феноменологии.
В качестве возможного выхода из этой ситуации Райнова предлагает постперсоналистскую деконструкцию жизненного мира, деконструирующую его не как субъективность, а как центр и отправную точку философии. Некоторые из этих тем впоследствии обсуждались в интервью с выдающимися философами, опубликованных в ее книге «Философия конца 20-го века» (1995), а позже были тщательно изучены в контексте социальных и политических последствий феноменологического движения в ее книге. Être et être libre: две страсти феноменологических философов (2010). Постперсоналистская критическая методология была реализована также в ее монографии «Жан-Поль Сартр, философ без Бога» (1995), где она предлагает реинтерпретацию философской эволюции Сартра, вновь обращаясь к аксиологическим последствиям его радикального отказа от гипотезы о Боге. Вопрос о Боге и, следовательно, вопросы о том, может ли феноменология быть разработана как религиозная философия или только как герменевтическая философия религии, лежат в основе дискуссий Райновы с Полем Рикёром в Между сказанным и невысказанным (2009). С 2000 года философия Рикёра стала основной темой её работ, в которых она утверждает, что, в отличие от общепринятых интерпретаций, существуют некоторые важные различия в взглядах на раннюю феноменологию Рикёра и его более поздние философские работы.
Почести и награды
[ редактировать ]В 1983 году Райнова получила первую премию Национального философского конкурса Министерства образования и Совета высшего образования Болгарии. В 1996 году ей была предоставлена стипендия Пауля Целана в Институте Wissenschaften vom Menschen в Вене. В 1997 году она работала приглашенным научным сотрудником в Венском университете , а с 1998 по 1999 год — приглашенным научным сотрудником в Австрийской академии наук . За переводы « Бытия и небытия» Поля Рикёра Жан-Поля Сартра и «Конфликта интерпретаций» она была удостоена награды Болгарского союза переводчиков и премии Национального издательского центра в области переводов в области гуманитарных наук. Ее монография Sein, Sinn und Werte: Phänomenologische und Hermeneutische Perspektiven des europäischen Denkens (Peter Lang: Frankfurt aM, 2017) была отмечена Институтом философии и социологии как «высшее теоретическое достижение 2017 года» и удостоена в 2020 году премии чрезвычайно важная монография государственного значения, написанная Болгарская академия наук .
Избранная библиография
[ редактировать ]Книги
- Бездна Самости и Отражения Абсолюта. Вклад в герменевтику феноменологических теорий ценности (Бездната на самоста и отблясаците на абсолютното) . Вена: Академическое издательство Axia, 2019: ISBN 978-3-903-06827-8
- Бытие, смысл и ценности. Феноменологические и герменевтические аспекты европейской мысли . Питер Ланг: Франкфурт-на-Майне, 2017: ISBN 978-3-631-70591-9
- Между Сказанное и Несказанное. Разговор с Полем Рикером . том 1. Питер Ланг: Франкфурт-на-Майне, 2009 г.: ISBN 978-3-631-52452-7
- Бытие и бытие-свободное: Две страсти феноменологических философий . Питер Ланг: Франкфурт-на-Майне, 2010 г.: ISBN 978-3-631-59686-9
- Феминистская философия в европейском контексте. Гендерные дебаты между «Востоком» и «Западом». Вена, Кельн, Веймар: Бёлау. 2010: ISBN 978-3-205-78495-1
- Философия конца ХХ века (Философиата в крае на XX век). Плевен: Э.А., 1995: ISBN 954-450-035-9
- Жан-Поль Сартр, философ без Бога. Плевен: ЭА, 1995: ISBN 954-450-036-7
- От Гуссерля до Рикёра: Феноменологический подход к человеческому бытию (Ot Huserl do Rikior: Феноменологический подход кым ховека). София: Издательство Софийского университета, 1993: ISBN 954-07-0168-6
- From Existential Philosophy to Post-Personalism (Ot ekzistencialnata filoSofia kym postpersonalizma). Sofia: Apis 90, 1992: ISBN 954-514-003-8
Отредактированные книги
- '' Сообщество, практика и ценности в постметафизическую эпоху. Исследования по исключению и социальной интеграции в феминистской теории и современной философии . Вена: Академическое издательство Axia, 2015: ISBN 978-3-903068-15-5
- Бытие и познание в постметафизическом контексте (совместно с В. Петровым). Вена: МАФ, 2008: ISBN 978-3-902295-06-4
- Целое и расколотое целое. К 100-летию со дня рождения Льва Габриэля. (совместно с С. Мозером), Франкфурт: Питер Ланг, 2005: ISBN 978-3-631-51254-8
- Симона де Бовуар: 50 лет после другого пола (совместно с С. Мозером). Вена: МАФ, 1999; 2-е изд., Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг, 2004: ISBN 978-3-631-50866-4
- Переосмысление современности: философия, ценности, гендер . Вена: МАФ, 2002: ISBN 3-902295-00-7
- Феминистская философия: перспективы и дебаты (совместно с С. Беркой и С. Мозером). София: Наука и Искуво, 2000.
Исследования и статьи на английском языке
- «Гражданское общество и «женские движения» в посткоммунистической Европе. Оценка через 25 лет после падения Берлинской стены», в книге Иванки Б. Райновой (ред.) «Сообщество, практика и ценности в постметафизическую эпоху». Исследования по исключению и социальной интеграции в феминистской теории и современной философии. Вена: Axia Academic Publishers, 2015, стр. 184–204.
- «Права человека, права женщин, учет гендерной проблематики и разнообразие: языковой вопрос», в Иванке Б. Райновой (ред.). Сообщество, практика и ценности в постметафизическую эпоху. Исследования по исключению и социальной интеграции в феминистской теории и современной философии. Вена: Axia Academic Publishers, 2015, стр. 38–89.
- «Основные тенденции в рецепции феноменологии, экзистенциальной философии и герменевтики в Болгарии». В: Т. Батулева (Ред.). Философские приемы: передачи, сходство и оригинальность . София: Издательство «Св. Иван Рильский», 2014. С. 118–156.
- «Европейские ценности – своего рода «террор» или шанс на союз?» В: А. Гунгов, К. Мамдани (ред.). Права и ценности в расширяющейся Европе: взаимное обогащение посредством различных традиций . София: Издательство Университета Св. Климента Охридского, 2011, стр. 9–27.
- «Поль Рикёр». В: Ханс Р. Сепп, Лестер Эмбри (ред.). Справочник по феноменологической эстетике (Вклад в феноменологию, том 59), Springer, 2010, стр. 291–294.
- «Все это заставляет нас думать». В: А. Верчинский (ред.) Между подозрением и сочувствием. Неустойчивое равновесие Поля Рикёра . The Hermeneutic Press, Торонто, 2003, стр. 670–696.
- «Жан-Поль Сартр: глубокий пересмотр феноменологии Гуссерля». В: А.-Т. Тименецка (ред.), Феноменология во всем мире. Фонды – расширяющаяся динамика – жизненные обязательства , Дордрехт: Kluwer Academic Publishers, 2002, стр. 323–335.
- «Турнирный момент Мориса Мерло-Понти и этика ответственности». В: Д. Х. Дэвис (ред.) Поздние работы Мерло-Понти и их практические последствия: распад ответственности . Humanity Books, Prometheus Press, Нью-Йорк, 2001, стр. 225–251.
- «Человеческое «животное»: Пролегомен к феноменологии чудовищности.- I».- В кн.: А.-Т. Тименечка (ред.), Человеческое «животное», Analecta Husserliana, Vol. LVII, Kluwer Academic Publishers, 1998, стр. 107–116.
- «Видения из пепла: Философская жизнь в Болгарии с 1945 по 1992 год» (соавтор У. Макбрайд). В: Философия и политические изменения в Восточной Европе, Монистическая философская библиотека, Ла Саль, Иллинойс, 1993, стр. 103–134.
Ссылки
[ редактировать ]- Татьяна Батулева. «Одно из новых лиц болгарской философской мысли. Обзор произведений Иванки Райновой». В: Исследования восточноевропейской мысли , 53 (2001): 129–132.
- Татьяна Батулева. «Французская философия и болгарская философская культура». В: Исследования восточноевропейской мысли , 53 (2001): 21–36.
- Ядвига С. Смит. «Иванка Богомилова Райнова, От Хусерл до Рикор». В: Феноменологическое исследование , вып. 20 (октябрь 1996 г.): 179–180.
- Учебная программа Иванки Б. Райновой на ее академической домашней странице Института аксиологических исследований, Вена
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Иванка Борисовна Райнова Академическая домашняя страница (на английском языке).
- Экспертный профиль Иванки Б. Райновой в FemTech (на немецком языке).
- Экспертный профиль Иванки Б. Райновой на сайте Австрийского журналистского конгресса (на немецком языке).
- Редакционная страница Райновой в Peter Lang Publishers
- «Quo vadis?», интервью Иванки Райновой с Полем Рикёром (на французском языке), опубликованное в онлайн-выпуске «Лабиринта», vol. 2 (зима 2000 г.), получено 23 января 2015 г.
- Для живой актуальной феноменологии: «Точка Тьюринга» Мориса Мерло-Понти , исследование Иванки Райновой на французском языке, опубликованное в «Очерках в честь основания организации феноменологических организаций». Эд. Чунг, Чан-Фай и др. Опубликовано в Интернете на сайте www.opo.net, 2003 г. (на французском языке).
- У истоков феноменологии жизни. Интервью Иванки Райновой с Аной-Терезой Тименецкой в журнале Labyrinth vol. 17 № 2 (зима 2015 г.): 84–96, (на английском языке), дата обращения 09.05.2016. https://dx.doi.org/10.25180/lj.v17i2.24
- Феминизм и гендерные исследования уничтожены? Критические размышления по случаю 650-летия Венского университета , Лабиринт, т. 1, с. 17, № 1 (2015): 81-88 (на английском языке) DOI: https://dx.doi.org/10.25180/lj.v17i1.17
- Философия и теология: два пути Поля Рикёра, французская версия , немецкая версия , Labyrinth vol. 2 (зима 2000 г.), получено 23 января 2015 г.
- Феминистская этика свободы Сартра и Линды Белл , (на французском языке) Labyrinth vol. 3 (зима 2001 г.), получено 23 января 2015 г.
- О феминистской теологии в Европе , Интервью Райновы с Хедвигой Мейер-Вильмес (на немецком языке), Labyrinth vol. 2 (зима 2000 г.), получено 23 января 2015 г.
- 1959 рождений
- Живые люди
- Болгарские философы ХХ века
- Болгарские философы XXI века
- Болгарские женщины-философы
- Феноменологи
- Герменевтики
- Ученые-феминистки
- Ученые гендерных исследований
- Болгарские женщины-редакторы
- Выпускники Берлинского университета Гумбольдта
- Выпускники Софийского университета
- Женщины-писатели XX века
- Переводчики 20-го века