Секретный договор
Секретный договор — это договор (международное соглашение), в котором договаривающиеся государства согласились скрыть существование или содержание договора от других государств и общественности. [1] Такое обязательство сохранять соглашение в тайне может содержаться в самом документе или в отдельном соглашении. [1]
Согласно одной подборке секретных договоров, опубликованной в 2004 году, с 1521 года было заключено 593 секретных договора, заключенных 110 странами и независимыми политическими образованиями. [2] Секретные договоры играли очень важную роль в балансе дипломатии сил в Европе 18 и 19 веков, но сегодня они редки. [3]
Секретные договоры широко распространены в авторитарных государствах, где правители используют договоры для подавления внутренней оппозиции и беспорядков. [4]
История
[ редактировать ]«Тщательно продуманные системы союзов» между европейскими державами, «каждая из которых защищена сетью секретных договоров, финансовых соглашений и «военных договоренностей » », обычно называют одной из причин Первой мировой войны . [5] Например, договор о перестраховании от июня 1887 года между Германией и Россией , который был заключен канцлером Германии Отто фон Бисмарком для того, чтобы Германия могла избежать войны на два фронта , был «совершенно секретным договором», в котором две державы обязались соблюдать трехлетний контракт. период, чтобы оставаться нейтральным, если другая сторона вступит в войну с третьей страной, если только Германия не нападет на давнего союзника России, Францию, или Россия не нападет на давнего союзника Германии, Австро-Венгрию . [6]
Использование «тайных соглашений и обязательств между несколькими союзниками или между одним государством и другим» продолжалось на протяжении всей Первой мировой войны . Некоторые из них были непримиримо непоследовательными, «оставив горькое наследие споров» в конце войны. [7] Некоторые важные секретные договоры той эпохи включают договор о германо-османском союзе , который был заключен в Константинополе 2 августа 1914 года. [8] [9] Этот договор предусматривал, что Германия и Турция будут оставаться нейтральными в конфликте между Австро-Венгрией и Сербией , но если Россия вмешается «активными военными мерами», обе страны станут военными союзниками. [8] [9] Другим важным секретным договором был Лондонский договор , заключенный 26 апреля 1915 года, по которому Италии были обещаны определенные территориальные уступки в обмен на вступление в войну на стороне Тройственной Антанты (союзников). [10] Другим секретным договором был Бухарестский мирный договор , заключенный между Румынией и державами Тройственной Антанты (Великобританией, Францией, Италией и Россией) 17 августа 1916 года, в котором Румыния обязалась напасть на Австро-Венгрию и не искать взамен сепаратного мира. ради определенных территориальных выгод. [11] Статья 16 этого договора предусматривала: «Настоящая договоренность будет держаться в секрете». [12]
Первые попытки реформы
[ редактировать ]
После начала Первой мировой войны общественное мнение во многих странах потребовало более открытой дипломатии. [13] После того, как Октябрьская революция привела к власти в России большевиков в ноябре 1917 года, Лев Троцкий опубликовал секретные договоры, заключенные царским правительством с державами Антанты, включая Лондонский договор и Константинопольское соглашение. [14] Он предложил отменить тайную дипломатию. [13] [15] [16] Этот шаг вызвал международное замешательство и «сильную, устойчивую реакцию против тайной дипломатии». [17]
Президент США Вудро Вильсон был противником тайной дипломатии и рассматривал ее как угрозу миру. Он сделал отмену тайной дипломатии первым пунктом своих «Четырнадцати пунктов» , изложенных в речи перед Конгрессом 8 января 1918 года, после того как страна вступила в войну. [18] Вильсон «отстранил Соединенные Штаты от прежних секретных обязательств союзников и стремился навсегда отменить их после победы в войне». [19] «Четырнадцать пунктов» были основаны на проекте документа, подготовленного Уолтером Липпманом и его коллегами по расследованию , Исайей Боуменом , Сидни Мезесом и Дэвидом Хантером Миллером . [20] Проект Липпмана был прямым ответом на секретные договоры, которые Липпману показал военный министр Ньютон Д. Бейкер . [20] Задача Липпмана заключалась в том, чтобы «взять секретные договоры, проанализировать те части, которые были терпимы, и отделить их от тех, которые мы считали нетерпимыми, а затем разработать позицию, которая уступала бы союзникам столько, сколько могла, но убрала бы яд. ... Все это было основано на секретных договорах. Вот что решило то, что вошло в Четырнадцать пунктов». [20]
Вильсон повторил свои «Четырнадцать пунктов» на Парижской мирной конференции , где он предложил взять на себя обязательство «открывать соглашения... открыто достигнутые» и устранить «частные международные договоренности любого рода, [чтобы] дипломатия всегда действовала откровенно и в общественное мнение». [19] Позиция Вильсона была закреплена в статье 18 Пакта Лиги Наций , которая предписывала всем государствам-членам Лиги Наций регистрировать каждый договор или международное соглашение в секретариате Лиги и что ни один договор не был обязательным, если он не был зарегистрирован таким образом. [19] [13] [21] Это привело к возникновению системы регистрации договоров, «хотя не каждый договор, подлежавший регистрации, был зарегистрирован должным образом». [13]
эпоха Лиги Наций
[ редактировать ]В 1935 году Италия была полна решимости аннексировать Абиссинию (ныне Эфиопия), и Лига без особого успеха попыталась урегулировать отношения между двумя странами. В декабре 1935 года министр иностранных дел Великобритании Сэмюэл Хоар разработал секретный план вместе с премьер-министром Франции Пьером Лавалем за пределами Лиги Наций и заключил пакт Хора-Лаваля о передаче большей части Абиссинии Италии. Два месяца спустя просочились новости о пакте Хора-Лаваля, и Хоар ушел из кабинета министров. [22] на фоне общественного противодействия политике умиротворения . [23] Этот эпизод серьезно подорвал репутацию Лиги. [23] что показало, что он не может служить эффективным каналом разрешения международных споров. [24]
Одним из самых печально известных секретных договоров в истории был Дополнительный секретный протокол к Пакту Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 года между Советским Союзом и нацистской Германией , переговоры по которому были заключены министром иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым и министром иностранных дел Германии Иоахимом фон Риббентропом . [25] Сам пакт, десятилетнее соглашение о ненападении, был публичным, но Дополнительный секретный протокол, замененный аналогичным секретным протоколом, Германо-советским договором о границе , в следующем месяце поделил сферы влияния в Восточной Европе между нацистами и СССР . Германия и Советский Союз поместили Финляндию , Эстонию , Латвию , Бессарабию (часть Румынии ) и восточную Польшу в советскую сферу, а западную Польшу и Литву в немецкую сферу. [25] Существование секретного протокола не было подтверждено до 1989 года. Когда он стал достоянием общественности, он вызвал возмущение в странах Балтии , хотя они и подозревали о его существовании. [25] [26] [27]
Соглашение о процентах представляло собой секретный пакт между советским премьер-министром Иосифом Сталиным и премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем во время Четвертой Московской конференции в октябре 1944 года о том, как разделить различные европейские страны между соответствующими сферами влияния лидеров. Соглашение было официально обнародовано Черчиллем двенадцать лет спустя в последнем томе его мемуаров о Второй мировой войне . [28]
Упадок в наше время
[ редактировать ]После Второй мировой войны система регистрации, начавшаяся с Лиги Наций, была продолжена через Организацию Объединенных Наций . [13] Статья 102 Устава Организации Объединенных Наций , основанная на статье 18 Пакта Лиги Наций, предусматривает, что:
- Каждый договор и каждое международное соглашение, заключенные любым Членом Организации Объединенных Наций после вступления в силу настоящего Устава, должны быть как можно скорее зарегистрированы в Секретариате и опубликованы им.
- Ни одна из сторон любого такого договора или международного соглашения, которая не была зарегистрирована в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи, не может ссылаться на этот договор или соглашение в любом органе Организации Объединенных Наций. [13] [29]
Аналогичным образом, статья 80 Венской конвенции о праве международных договоров (которая вступила в силу в 1980 году) требует от участника конвенции зарегистрировать любой договор, стороной которого он является, после вступления договора в силу. [30] [31] Однако ни статья 102 Устава ООН, ни статья 80 Венской конвенции о праве международных договоров не сохранили последнюю часть статьи 18 Пакта Лиги Наций. Следовательно, отказ зарегистрировать договор «как можно скорее» является нарушением Устава и Конвенции, но не делает договор недействительным или неэффективным.
За прошедшие годы ООН разработала обширную систему регистрации договоров, подробно описанную в «Справочнике практики» и «Справочнике договоров». [32] С декабря 1946 года по июль 2013 года Секретариат Организации Объединенных Наций зарегистрировал более 200 000 договоров, опубликованных в Сборнике договоров Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава ООН. [33] Тем не менее, сегодня «значительное количество договоров не зарегистрировано, в основном по практическим причинам, таким как административный или эфемерный устав некоторых договоров». [34] Незарегистрированные договоры не обязательно являются секретными, поскольку такие договоры часто публикуются где-либо еще. [32]
Однако некоторые настоящие секретные договоры все еще существуют, в основном в контексте соглашений о создании иностранных военных баз. [35] Например, после Договора о безопасности 1960 года между США и Японией две страны заключили три соглашения, которые (по мнению экспертной группы, созванной Министерством иностранных дел Японии) можно определить как секретные договоры, по крайней мере, в широком смысле. [36] Эти соглашения предусматривали транзит и хранение ядерного оружия силами США в Японии, несмотря на официальную политику Японии в отношении неядерного оружия . [37] До их публичного обнародования в 2010 году японское правительство зашло так далеко, что осудило журналиста Нисияму Такити, который пытался разоблачить один договор, за шпионаж. [38] Операция «Кондор» представляла собой секретный договор между США и пятью южноамериканскими странами о координации борьбы с повстанцами и « грязной войне » против коммунистических повстанцев и других левых сил в Латинской Америке. [39]
Согласно комментарию Дорра и Шмаленбаха к Венской конвенции о праве международных договоров , «тот факт, что сегодня секретные договоры не играют существенной роли, является не столько результатом [статьи 102 Устава ООН], сколько общим изменением в поведении международных отношений». [34]
По словам Чарльза Липсона :
Есть веские причины, почему секретные договоры сегодня редки. Первым и наиболее фундаментальным является появление демократических государств с принципами общественной подотчетности и некоторыми полномочиями законодательного надзора. Секретные договоры трудно согласовать с этими демократическими процедурами. Вторая причина заключается в том, что с тех пор, как Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну, они в принципе выступили против секретных соглашений и закрепили свою позицию в мирном урегулировании обеих мировых войн.
Упадок централизованных внешнеполитических институтов, которые тесно сотрудничали с горсткой политических лидеров, резко ограничивает использование секретных договоров. Министерства иностранных дел больше не обладают одинаковыми полномочиями заключать государства в альянсы, изменять этот альянс, делить завоеванные территории и скрывать такие важные обязательства от общественности. Дискреционные полномочия Бисмарка или Меттерниха не имеют эквивалента в современных западных государствах. [16]
Поскольку частные международные соглашения «фактически устранены» среди демократических государств, неформальные соглашения «продолжают жить как их ближайшие современные заменители». [19]
Тайна международных переговоров
[ редактировать ]Секретные договоры (в которых само соглашение является секретным) отличаются от секретных переговоров (в которых текущие переговоры являются конфиденциальными, но окончательное соглашение является публичным). Колин Уорбрик пишет, что в Британии «прерогатива права вести переговоры и заключать договоры дает правительству сильную позицию. Ему не нужно добиваться переговорного мандата от парламента , и оно может сохранять свою позицию конфиденциальной до завершения переговоров». [40] Традиционное правило в пользу секретности переговоров противоречит ценностям прозрачности : Энн Питерс пишет, что «растущее значение многосторонних договоров как глобальных... инструментов требует корректировки относительного веса, придаваемого ценностям дискретности и конфиденциальности переговоров». переговоры по дипломатическому договору... с одной стороны, и интересы третьих сторон и мировой общественности, с другой стороны». [41] Секретность переговоров по соглашениям о свободной торговле, таким как Транстихоокеанское партнерство и Торговое соглашение по борьбе с контрафактной продукцией, была политически спорной. [42] [43] при этом некоторые комментаторы выступают за большую прозрачность, а другие подчеркивают необходимость конфиденциальности. [44] [45] [46]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Хельмут Тичи и Филип Биттнер, «Статья 80» в книге Оливье Дёрра и Кирстен Шмаленбах (ред.) Венская конвенция о праве международных договоров: комментарий (Springer, 2012)), 1339, at 1341, примечание 11.
- ^ Чад М. Каль, Международные отношения, международная безопасность и сравнительная политика: Путеводитель по справочным материалам и источникам информации (Greenwood, 2008), стр. 206-07.
- ^ Липсон, стр. 237-28.
- ^ Коременос, Барбара; Карлсон, Мелисса (2024), Эбботт, Кеннет В.; Бирстекер, Томас Дж. (ред.), «Почему государства сотрудничают неформально?: Сравнение секретных соглашений в Европе и на Ближнем Востоке» , Неформальное управление в мировой политике , Cambridge University Press, стр. 130–158, doi : 10.1017/9781009180528.009 , ISBN 978-1-009-18054-2
- ^ Элмер Белмонт Поттер, Морская мощь: военно-морская история (2-е изд., Военно-морской институт США , 1981), стр. 198.
- ^ Ричард Ф. Гамильтон, «Европейские войны: 1815–1914», в книге «Истоки Первой мировой войны» (ред. Ричард Ф. Гамильтон и Хольгер Х. Хервиг); Издательство Кембриджского университета, 2003), стр. 79–80.
- ^ Гренвилл, с. 61.
- ^ Перейти обратно: а б Гренвилл, стр. 62–63.
- ^ Перейти обратно: а б Союзный договор между Германией и Турцией от 2 августа 1914 года .
- ^ Гренвилл, с. 63.
- ^ Гренвилл, стр. 63–66.
- ^ Гренвилл, с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Дорр и Шмаленбах, с. 1340.
- ^ Э. Х. Карр , Большевистская революция, 1917–1923 , Том 3 (1953), стр. 10–14.
- ^ Чарльз М. Доббс и Спенсер К. Такер, «Брест-Литовский договор (3 марта 1918 г.)» в Энциклопедии Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история (под ред. Спенсера К. Такера: ABC-CLIO, 2005), с. 225.
- ^ Перейти обратно: а б Липсон, с. 328.
- ^ Липсон, с. 329 и примечание 82.
- ^ Сафайр, Уильям (2008). Политический словарь Сафира . Издательство Оксфордского университета. стр. 502–3. ISBN 978-0-19-534334-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Липсон, с. 329.
- ^ Перейти обратно: а б с Годфри Ходжсон, Правая рука Вудро Вильсона: жизнь полковника Эдварда М. Хауса (издательство Йельского университета, 2006), стр. 160–163.
- ↑ Пакт Лиги Наций , статья 18.
- ^ Дэвид Маккензи, Мир за пределами границ: Введение в историю международных организаций , Vol. 1 (Университет Торонто Пресс, 2010), с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Арнольд-Бейкер, Чарльз (2015). Спутник британской истории . Рутледж. ISBN 9781317400394 .
- ^ Ричард Дж. Эванс , Третий Рейх в истории и памяти (Oxford University Press, 2015).
- ^ Перейти обратно: а б с Крис Беллами, «Абсолютная война: Советская Россия во Второй мировой войне» (Vintage Books, 2007), с. 50–56.
- ^ Дэвид Дж. Смит и др., Балтийские государства: Эстония, Латвия и Литва (Routledge, 2002), стр. 44–45.
- ^ Джон Кразплика, Память и влияние политической трансформации в общественном пространстве (Duke University Press, 2004; ред. Дэниел Уолковит и Лиза Майя Кнауэр).
- ^ Дэвид Карлтон, Черчилль и Советский Союз (Manchester University Press, 2000) с. 114–116.
- ^ Устав ООН , ст. 102.
- ^ Энтони Ост, Современное договорное право и практика (Cambridge University Press, 2005), стр. 275.
- ^ Венская конвенция о праве международных договоров , ст. 80.
- ^ Перейти обратно: а б Дорр и Шмаленбах, стр. 1340–41.
- ^ «Обзор» , Сборник договоров Организации Объединенных Наций.
- ^ Перейти обратно: а б Дорр и Шмаленбах, с. 1341.
- ^ Дёрр и Шмаленбах, с. 1341, примечание 12.
- ↑ Джеффри Льюис, Подробнее о «секретных соглашениях» США и Японии , Arms Control Wonk (11 марта 2010 г.).
- ^ Томохито Шинода (2011). «Издержки и выгоды американо-японского альянса с точки зрения Японии» . В Такаши Иногути; Дж. Джон Икенберри; Ёитиро Сато (ред.). Альянс безопасности США и Японии: региональная многосторонность . Спрингер. ISBN 9780230120150 .
- ↑ Мартин Факлер, «Японский раскол по поводу разоблачения секретных пактов с США» , The New York Times (8 февраля 2010 г.).
- ^ Бассиуни, М. Шериф (2011). Преступления против человечества: историческая эволюция и современное применение . Издательство Кембриджского университета. п. 698. ИСБН 9781139498937 .
- ^ Дела и материалы по международному праву (ред. Мартин Диксон, Роберт МакКоркодейл и Сара Уильямс) (цитата по Уорбрику), стр. 109.
- ^ Энн Петерс, «Двойная демократия» в «Конституционализации международного права» (Oxford University Press, 2009: ред. Ян Клабберс, Энн Петерс, Гейр Ульфштейн), стр. 328.
- ^ Эрик Брэднер, Насколько секретным является Транстихоокеанское партнерство? , CNN (12 июня 2015 г.).
- ↑ Джоэл Роуз, Секретность вокруг торгового соглашения вызывает переполох , NPR (17 марта 2010 г.).
- ↑ Мэтью Рамси, Краткая история секретных торговых переговоров , Sunlight Foundation (6 ноября 2013 г.).
- ^ Марго Э. Камински, Не держите в секрете переговоры о Транстихоокеанском партнерстве , New York Times (14 апреля 2015 г.).
- ^ К. Уильям Уотсон, Осмысление дебатов о секретности торговых переговоров , Институт Катона (16 апреля 2015 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- Гренвилл, JAS. Основные международные договоры двадцатого века: история и путеводитель по текстам , Vol. 1 (Тейлор и Фрэнсис, 2001).
- Липсон, Чарльз. «Почему некоторые международные соглашения являются неформальными?» в области международного права и международных отношений: читатель международных организаций , ред. Бет А. Симмонс и Ричард Х. Стейнберг (издательство Кембриджского университета, 2007).
- Рич, Норман. Дипломатия великих держав: с 1914 года (2002), стр. 12–20.
- Венская конвенция о праве международных договоров: комментарий , ред. Оливер Дорр и Кирстен Шмаленбах (Springer, 2012).
- Стивенсон, Дэвид. Первая мировая война и международная политика (1988)
- Земан З.А. Дипломатическая история Первой мировой войны (1971).