Политика Японии в отношении неядерного оружия
Политика Японии в отношении неядерного оружия — это политика, широко сформулированная как « Три неядерных принципа необладания, непроизводства и невведения ядерного оружия» введенные Дугласом Макартуром во время союзниками оккупации Японии . после Второй мировой войны ,
История развития
[ редактировать ]После Второй мировой войны , атомных бомбардировок Хиросимы . и Нагасаки и разрушения их имперской армии Япония попала под «ядерный зонтик» США при условии, что она не будет производить ядерное оружие Требование о том, чтобы Япония могла разработать ядерное оружие, было выдвинуто Соединенными Штатами, поскольку технология создания ядерного устройства стала известна во всем мире. Это было официально оформлено в Договоре о безопасности между Соединенными Штатами и Японией , являющемся следствием Мирного договора с Японией , который разрешал США разместить военные силы в Японии, чтобы «способствовать поддержанию международного мира и безопасности в Японии». Дальнему Востоку и безопасности Японии от вооруженного нападения извне». Впервые к договору применили в 1953 году, когда после серии нарушений воздушного пространства Японии советскими МиГ-15 министерство иностранных дел Японии потребовало вмешательства США. [ 1 ]
Ранняя общественная оппозиция
[ редактировать ]В годы после оккупации , когда атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки все еще были свежи в сознании японцев, общественное мнение было категорически против использования и даже присутствия на японской земле ядерного оружия. Свидетельством этого настроения стало широко известное случайное облучение Дайго Фукурю Мару в США водородной бомбы в результате испытания в 1954 году. Новости об этом инциденте вызвали опасения общественности по поводу радиации и протесты против испытаний атомного и ядерного оружия .

28 июля 1955 года США объявили о своем намерении оснастить военные базы в Японии обычными ракетами «Честный Джонс» , которые также могли быть оснащены атомными боеголовками. Администрация Эйзенхауэра и Хатоямы кабинет готовили развертывание с марта, но это объявление вызвало возмущение в парламенте и общественный протест. Оказаки и Хатояма были вынуждены дать Сейму заверения, что ракеты не будут оснащены ядерными боеголовками на территории Японии и что Соединенным Штатам придется проконсультироваться со всем правительством, прежде чем вводить ядерное оружие в Японию.
Формулировка Основного закона об атомной энергии , принятого в декабре 1955 года, отражает общественное мнение, ограничивая «исследования, разработки и использование атомной энергии» «мирными целями». атомная энергия В Японии используется .
В 1957 году премьер-министр Нобусукэ Киси высказал мнение, что ядерное оружие технически не запрещено статьей 9 Мирной конституции , хотя из соображений гуманности и в соответствии с народными настроениями национальная политика должна запрещать как его применение, так и внедрение. (Однако даже такая интерпретация Конституции вызвала критику.) Премьер-министр Икеда Хаято подтвердил эту политику в 1962 году. [ 2 ]
Японские религиозные лидеры были категорически против ядерного оружия — Хосеи Тода , второй президент Сока Гаккай [ сломанный якорь ] 8 сентября 1957 года опубликовал декларацию о полной ликвидации ядерного оружия.
Политика Сато «Четыре столпа»
[ редактировать ]Либерально-демократической партии Президент (ЛДП) Эйсаку Сато был избран премьер-министром в декабре 1964 года (всего через месяц после того, как Китай продемонстрировал свой потенциал ядерного оружия с помощью испытательного взрыва). Несмотря на то, что в частном порядке он поддерживал ядерную программу Японии, обстоятельства заставили премьер-министра Сато первым сформулировать ставшие теперь стандартом Три неядерных принципа, и его помнят за его вклад в нераспространение ядерного оружия. Самое главное, он был полон решимости вернуть остров Окинава из-под американской оккупации. Разочарованный сильными общественными настроениями против ядерного присутствия США, Сато заключил сделку с администрацией Джонсона , обменяв контроль над Окинавой на вступление Японии в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
неядерных принципа». Чтобы ослабить опасения общественности по поводу ядерных амбиций своей администрации, Сато представил в парламенте в 1967 году « Три Политика «(1) содействия использованию ядерной энергии в мирных целях, (2) глобального ядерного разоружения США. , (3) опоры на средства ядерного сдерживания для защиты от ядерного нападения и (4) Три принципа. В частности, четвертый столп призывал к соблюдению принципов «при обстоятельствах, когда национальная безопасность Японии гарантируется тремя другими политиками», подразумевая, что изменение обстоятельств может позволить Японии разработать ядерную программу. На фоне беспокойства по поводу участия США во Вьетнамской войне , агрессии между Северной и Южной Кореей и напряженных отношений между двумя сторонами пролива , это условие послужило заверением парламента в том, что ядерный вариант все равно будет рассматриваться, если какой-либо из конфликтов перерастет и станет угрожать национальной безопасности Японии. .
Эта политика воздержания от ядерного оружия была внутренне оправдана Отчетом 1968/1970 годов , результатом секретного исследования, проведенного по заказу правительства Сато (просочилась в открытый доступ в 1994 году). Документ представлял собой всесторонний анализ затрат и выгод ядерного варианта с технической, экономической, политической и международной точек зрения. В конечном итоге, в пользу ненуклеаризации, в документе делается вывод о том, что силы ядерного сдерживания США достаточны для сдерживания внешней агрессии. В нем также подчеркивалась как крайняя уязвимость Японии к ядерному нападению (высокая плотность населения), так и вероятность международной изоляции в результате программы создания ядерного оружия. [ 3 ] Хотя Сато мало думал об этих принципах и был податлив в соблюдении принципа невведения, [ 4 ] учитывая общественное мнение и поддержку политики соперничающей Социал-демократической партии , он и ЛДП также продолжали открыто поддерживать эту политику.
В 1970 году, по желанию США, но после долгих колебаний и с некоторыми ключевыми условиями, Япония подписала ДНЯО; а в 1972 году, избавившись от ядерного оружия США, Окинава вернулась под власть Японии. В 1971 году Сейм принял резолюцию, официально утвердившую эти принципы, хотя они не стали законом. Эйсаку Сато был удостоен Нобелевской премии мира в 1974 году, во многом за его работу по вступлению Японии в ДНЯО. В своей Нобелевской лекции (в седьмую годовщину своего первоначального выступления перед Сеймом) Сато подтвердил и обсудил Три неядерных принципа и выразил надежду и уверенность, что будущие правительства также примут их. [ 5 ]
Дальнейшее влияние
[ редактировать ]Опросы общественного мнения неизменно показывают, что общественное мнение в подавляющем большинстве выступает против ядерной политики. [ 6 ] несколько событий, произошедших в течение десятилетий после Второй мировой войны, даже после окончания холодной войны как показали .

Формула Кобе
[ редактировать ]Порт Кобе активно использовался флотом США во время послевоенной оккупации, которая закончилась в 1974 году. На протяжении всей оккупации военные объекты США в порту Кобе были объектом постоянных общественных протестов. Публичные петиции после возвращения Кобе в Японию завершились решением городского совета от 18 марта 1975 года о запрете судам с ядерным оружием заходить в порт. [ 7 ] Поскольку политика США заключается в том, чтобы ни подтверждать, ни отрицать размещение ядерного оружия, эта резолюция фактически устранила военно-морское присутствие США в порту Кобе. На фоне присутствия американских судов с атомными двигателями и опасений, что правительство допустило военные корабли с ядерным вооружением в японские порты (что позже подтвердилось), [ нужна ссылка ] эта резолюция стала первым крупным применением трех неядерных принципов. Эта строгая политика стала известна как «Формула Кобе», и с момента ее создания несколько тысяч японских муниципалитетов приняли аналогичные резолюции о безъядерной политике. [ 8 ]
Обзор
[ редактировать ]В последние годы японские политики все чаще публично ставят под сомнение три неядерных принципа. В октябре 1999 года заместитель заместителя министра обороны Синго Нисимура предложил Сейму (как говорилось в предыдущем интервью), что в свете северокорейской угрозы следует начать серьезные дебаты по ядерной программе Японии. Общественный резонанс немедленно вынудил Нисимуру уйти из кабинета (Кэйдзо) Обучи . [ 9 ]
В мае 2002 года заместитель главного секретаря кабинета министров Синдзо Абэ повторил замечание Киши о том, что статья 9 не запрещает Японии владеть достаточно небольшим (исключительно оборонительным) ядерным оружием, включая межконтинентальные баллистические ракеты и атомные бомбы. В июне того же года главный секретарь кабинета министров Ясуо Фукуда в неофициальной беседе с журналистами (за которую он позже взял на себя ответственность) далее заметил, что «обстоятельства и общественное мнение могут потребовать от Японии обладания ядерным оружием». Несмотря на то, что оба комментария были весьма гипотетическими, оба комментария вызвали общественный резонанс, и вслед за высказыванием Фукуды в Хиросиме последовала сидячая забастовка. Вскоре после этого Фукуда внес поправки в свое заявление, уточнив, что Япония не может владеть межконтинентальными баллистическими ракетами в соответствии со статьей 9. [ 10 ]
Фукуда не был вынужден уйти в отставку; Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми назвал свои замечания «простым наблюдением о том, что любая базовая политика страны может быть пересмотрена» и настаивает на том, что его правительство не намерено пересматривать принципы. [ 11 ] Коидзуми продолжает подтверждать эти принципы в каждом своем обращении на церемониях памяти мира в Хиросиме и Нагасаки. [ 12 ]
Более ярая критика неядерной политики Японии исходит от нескольких известных ученых и писателей, в том числе от Киотского университета профессора Терумасы Наканиси и литературного критика Казуи Фукуды (написавшего статью «Ядерная декларация Японии» для журнала «Голос » ). Однако большинство писателей и ученых склонны поддерживать ненуклеаризм.
Япония решила не подписывать договор ООН о запрещении ядерного оружия , обязывающее соглашение для переговоров о полной ликвидации ядерного оружия . [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]- Японский колокол мира
- Три неядерных принципа
- Статья 9 Конституции Японии
- Ракета М-5
- Японская программа ядерного оружия
- Ядерная латентность
- Ядерный зонтик
- Безъядерная зона Новой Зеландии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эммерсон, Джон К. и Хамфрис, Леонард А. Будет ли Япония перевооружаться?: Исследование взглядов , Институт исследований государственной политики Амерхи, январь 1973 г. ISBN 0-8447-3114-5
- ^ Вайнштейн, Мартин Э. Послевоенная оборонная политика Японии, 1947–1968 , издательство Колумбийского университета, 1971. ISBN 0-231-03447-4
- ^ Кэмпбелл, Курт М. и Сунохара, Цуёси (2004). «Япония: думая о немыслимом». Ядерный переломный момент: почему государства пересматривают свой ядерный выбор Гл. 9: 218–253. ISBN 0-8157-1331-2
- ^ «Лауреат Премии мира Сато назвал неядерную политику «ерундой»» . Джапан Таймс , 11 июня 2000 г.
- ↑ Нобелевская лекция Эйсаку Сато , 11 декабря.
- ^ Камия, Матаке (2002). «Ядерная Япония: оксюморон или скоро?» . The Washington Quarterly 26 1: 63–75.
- ^ «Постановление об отказе в заходе военных кораблей с ядерным вооружением в порт Кобе» . Городской совет Кобе, 18 марта 1975 года.
- ^ Кадзимото, Шуши (2001). «Роль неядерной формулы Кобе в создании зон, свободных от ядерного оружия». Архивировано 26 ноября 2004 г. в Wayback Machine . Всемирная конференция 2001 г. по борьбе с водородными бомбами , 3–5 августа 2001 г.
- ^ Френч, Ховард В. (1999). «Шум в Японии, когда военный чиновник выступает за ядерное оружие» . Нью-Йорк Таймс , 21 октября 1999 г.
- ^ «Неядерные принципы подлежат пересмотру» . Chugoku Shimbun Peace News , 2 июня 2002 г.
- ^ Беркофски, Аксель (2002). «Коидзуми под ядерной дымовой завесой» . Asia Times , 13 июня 2002 г.
- ↑ Выступление премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми на поминальной службе в Хиросиме , 6 августа 2005 г.
- ^ «AP объясняет: почему Япония не подписывает договор о запрещении ядерного оружия» . Ассошиэйтед Пресс . 22 сентября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Акаха, Цунео (1984). «Неядерная политика Японии». Регенты Калифорнийского университета , 1984 год.
- Шерилл, Клифтон В. (2001). «Необходимость японского ядерного сдерживания» . Сравнительная стратегия 20 3: 259–270.
- Эндрю Л. Орос (2003). «Возвращение Годзиллы: новая ядерная политика в небезопасной Японии» . В книге «Ядерный вариант Японии: безопасность, политика и политика в 21 веке» , Бенджамин Селф и Джеффри Томпсон (редакторы), Вашингтон, округ Колумбия: Центр Генри Л. Стимсона . ISBN 0-9747255-6-0
- Программа Японии по ядерному оружию на GlobalSecurity.org.