Ядерное оружие в массовой культуре
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2007 г. ) |

С момента своего публичного дебюта в августе 1945 года ядерное оружие и его потенциальные последствия стали постоянным мотивом в массовой культуре . [1] до такой степени, что десятилетия « холодной войны» часто называют « атомным веком ».
Изображения ядерного оружия [ править ]

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки положили начало «атомному веку», а мрачные фотографии разбомбленных городов, опубликованные вскоре после окончания Второй мировой войны, стали символами мощи и разрушения нового оружия (стоит отметить что первые опубликованные изображения были сделаны только с расстояния и не содержали человеческих тел - такие изображения будут опубликованы только в последующие годы). [2]
Первые опубликованные фотографии ядерного взрыва — взрыва в результате испытания «Тринити» — были сосредоточены на самом огненном шаре; более поздние фотографии будут сосредоточены в первую очередь на последовавшем за этим грибовидном облаке . После того, как Соединенные Штаты начали регулярную программу ядерных испытаний в конце 1940-х годов, продолжавшуюся до 1950-х годов (и вслед за Советским Союзом ), грибовидное облако стало символом самого оружия.
Фотографии самого ядерного оружия (настоящие корпуса) не публиковались до 1960 года, и даже это были всего лишь макеты оружия « Толстяк » и « Маленький мальчик », сброшенного на Японию, а не более мощное оружие, разработанное совсем недавно. Схемы общих принципов действия термоядерного оружия были доступны в самых общих чертах, по крайней мере, с 1969 года, по крайней мере, в двух энциклопедических статьях, а исследования открытой литературы по термоядерному синтезу с инерционным удержанием, по крайней мере, богато наводили на мысль о том, как «вторичный» и «вторичный» «Интер» этапов работы над термоядерным оружием. [3]
Однако в целом конструкция ядерного оружия оставалась наиболее тщательно охраняемой тайной до тех пор, пока эти секреты не были независимо разработаны — или украдены — всеми крупными державами и рядом меньших. Как правило, можно проследить осведомленность США о зарубежном прогрессе в области технологий ядерного оружия, прочитав документ Министерства энергетики США «Решения об ограниченном рассекречивании данных — с 1946 года по настоящее время». [4] (хотя некоторые данные о конструкции ядерного оружия были реклассифицированы, поскольку в конце 1970-х годов возросла обеспокоенность по поводу распространения ядерного оружия в « n -х странах» ).
Однако две противоречивые публикации нарушили это молчание таким образом, что это вызвало сильное беспокойство у многих представителей сообщества ядерных вооружений США и их союзников.
Бывший разработчик ядерного оружия Теодор Тейлор рассказал журналисту Джону Макфи, который опубликовал эту информацию в бестселлере « Кривая связывающей энергии» в 1974 году, как террористы могут, вообще не используя никакой секретной информации, разработать действующее ядерное оружие деления. [5]
В 1979 году Министерство энергетики США подал в суд с требованием запретить публикацию статьи Говарда Морланда в журнале The Progressive, в которой подробно описывалась информация о конструкции термоядерного оружия и ядерного оружия деления, которую он смог почерпнуть в беседах с должностными лицами нескольких заводов-подрядчиков Министерства энергетики, занимающихся производством ядерного оружия. компоненты оружия. Рэй Киддер, разработчик ядерного оружия, дающий показания в пользу Морланда, назвал несколько открытых литературных источников информации, которую Морланд повторил в своей статье: [3] в то время как историк авиации Чак Хансен подготовил аналогичный документ для сенатора США Чарльза Перси. [6] Морланд и The Progressive выиграли дело, и Морланд опубликовал книгу о своих журналистских исследованиях для статьи, судебного процесса и технического приложения, в котором он «исправил» то, что, по его мнению, было ложными предположениями в его первоначальной статье о конструкции термоядерного оружия. в своей книге « Тайна, которая взорвалась» . [7] Идеи, изложенные в книге Морланда, широко признаны в других популярных у публики описаниях внутреннего устройства термоядерного оружия .
В 1950-е годы многие страны разработали крупные программы гражданской обороны, призванные помочь населению в случае ядерной войны. Обычно они включали учения по эвакуации в убежища от радиоактивных осадков, популяризированные через популярные средства массовой информации, такие как американский фильм « Утка и прикрытие» . Эти учения с изображениями устрашающе пустых улиц и действий по сокрытию от ядерной бомбы под школьной партой позже станут символами, казалось бы, неизбежной и общей судьбы, созданной таким оружием. Некоторые американцы построили на заднем дворе убежища от радиоактивных осадков , которые мало защищали от прямого попадания, но защищали от радиоактивных осадков, переносимых ветром , в течение нескольких дней или недель (Швейцария, которая так и не обзавелась ядерным оружием, хотя у нее были технологические совершенства, чтобы сделайте это задолго до того, как Пакистан или Северная Корея построят убежища от ядерного взрыва, которые защитят большую часть своего населения от ядерной войны.) [8] [9]
После разработки водородных бомб в 1950-х годах и особенно после масштабной и широко разрекламированной Касл-Браво аварии в США при испытаниях в 1954 году, которая распространила ядерные осадки на большую территорию и привела к гибели по крайней мере одного японского рыбака, идея «ограниченной» или «выживаемой» ядерной войны все чаще заменялась представлением о том, что ядерная война означает потенциально немедленный конец всей цивилизации: фактически, явная стратегия ядерных держав называлась « Гарантированное взаимное уничтожение» . Ядерное оружие стало синонимом апокалипсиса , и как символ оно нашло отклик в культуре наций со свободой прессы. В нескольких популярных романах, таких как «Увы», «Вавилон» и «На пляже» , изображены последствия ядерной войны. В нескольких научно-фантастических романах, таких как «Песнь Лейбовицу» , исследовались долгосрочные последствия. Стэнли Кубрика В фильме «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил бомбу» сатирически изображены события и мысли, которые могли начать ядерную войну.
Ядерное оружие также является одной из главных целей миротворческих организаций. CND ( Кампания за ядерное разоружение) была одной из основных организаций, выступавших против «бомбы». Его символ, комбинация семафорных символов «N» (ядерное оружие) и «D» (разоружение), вошел в современную массовую культуру как символ мира .
Было снято ограниченное количество индийских фильмов, изображающих ядерное оружие и технологии, и в основном они показывают ядерное оружие в негативном свете, особенно в руках негосударственных субъектов . «Атомная бомба» (1947) Хоми Вадиа , один из первых индийских фильмов, связанных с ядерными технологиями, рассказывает о человеке, обладающем повышенной физической силой из-за последствий испытания ядерного оружия. [10] Индийские фильмы с участием негосударственных актеров и ядерного оружия включают Агент Винод» (1977) Дипака Бахри фильм 2012 года и одноименный Раджасекхара Шрирама Рагхавана , «Викрам» (1986) « , «Мистер Индия» (1987) Шекхара Капура , Тирангаа ( 1993) Мехула Кумара , «Герой: История любви шпиона» (2003) Анила Шармы , «Фанаа» (2006) Кунала Кохли и «Тайгер Зинда Хай » (2017) Али Аббаса Зафара . [10] [11] Другие индийские фильмы, посвященные ядерному оружию, включают «Хава Аней Дей» (2004) Парто Сен-Гупты о будущей ядерной войне между Индией и Пакистаном и «Парману: История Похрана» (2018) Абхишека Шармы – первый ядерный исторический фильм в Индии о ядерном оружии. «Похран-II» . Испытания индийского ядерного оружия [11] «Священные игры» романе , индийский сериал Netflix, основанный на одноименном , рассказывает о приобретении ядерной бомбы апокалиптическим культом, который планирует взорвать ее в Мумбаи. [11]
См. также [ править ]
- Атомный век
- Список апокалиптической и постапокалиптической фантастики
- Список фильмов о ядерной проблематике
- Список художественной литературы о ядерном холокосте
- Ядерная война (карточная игра)
- Ядерный холокост
- Ядерный оптимизм
- Третья мировая война в популярной культуре
- Выживание / Выживание в художественной литературе
Ссылки [ править ]
- ^ Профессор Ференц М. Сас и Иссей Такечи, «Атомные герои и атомные монстры: американские и японские карикатуристы противостоят наступлению ядерного века, 1945–80», The Historian 69.4 (зима 2007 г.): 728-752.
- ^ Пол С. Бойер. Ранним светом бомбы: американская мысль и культура на заре атомного века (Нью-Йорк: Пантеон, 1985). стр. 5, 8–9, 207.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Переписка Киддера-Бете относительно прогрессивного дела, 1979» . fas.org .
- ^ « Решения об ограниченном рассекречивании данных — с 1946 года по настоящее время » (PDF) .
- ^ Джон Макфи, Кривая связывающей энергии , Фаррар, Штраус и Жиру, 1974. ISBN 0-374-13373-5
- ^ «Письмо Хансена» (PDF) – через Федерацию американских ученых .
- ^ Говард Морланд, Тайна, которая взорвалась , Random House, 1981. ISBN 0-394-51297-9
- ^ Фримен Дайсон , Оружие и надежда , HarperCollins, 1984. ISBN 0-06-039031-X
- ^ Найджел Колдер, Ядерные кошмары: исследования возможных войн , Пингвин (неклассика), 1981. ISBN 0-14-005867-2
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каур, Раминдер (1 декабря 2013 г.). «Ядерное воображение и индийское популярное кино» . Южная Азия: Журнал исследований Южной Азии . 36 (4): 539–553. дои : 10.1080/00856401.2013.831393 . ISSN 0085-6401 . S2CID 146295006 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Рамнатх, Нандини. « В «Парману» прославляется ядерная программа Индии, но в наших фильмах не всегда любили бомбу» . Прокрутка.в .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Пол С. Бойер. При раннем свете бомбы: американская мысль и культура на заре атомного века (Нью-Йорк: Пантеон, 1985).
- Марго А. Хенриксен, Америка доктора Стрейнджлава: общество и культура в атомный век (Беркли: University of California Press, 1997), ISBN 0-520-08310-5 , LoC E169.12.H49, 1997 г.
- Луи Менанд, «Толстяк: Герман Кан и ядерный век» , The New Yorker , 27 июня 2005 г.
- Стивен Петерсен, «Взрывоопасные предложения: реакция художников на атомный век» в журнале «Наука в контексте», т. 14, № 4 (2004), с. 579-609.
- Джером Ф. Шапиро, Кино «Атомная бомба» (Нью-Йорк: Routledge, 2002).
- «Размышления: Дело Клива Картмилла», Роберт Сильверберг
- Спенсер Р. Уирт, Ядерный страх: история изображений (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1988); Рост ядерного страха (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 2012 г.)
- Стейблфорд, Брайан (2006). «Атомная бомба» . Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 47–51. ISBN 978-0-415-97460-8 .
- Аллан М. Винклер, Жизнь под облаком: американская тревога по поводу атома (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1993).
Внешние ссылки [ править ]

- Письмо Хансена — Веб-страница Федерации американских ученых, посвященная письму историка авиации Чака Хансена сенатору Чарльзу Перси об открытых литературных знаниях о конструкции термоядерного оружия до публикации статьи Говарда Морланда в журнале Progressive , которую запросило Министерство энергетики США. пресечь в судебном деле 1979 года
- Документ Министерства энергетики США RDD-8 «Решения о рассекречивании ограниченных данных: с 1946 года по настоящее время» , официальный отчет, в котором информация о конструкции ядерного оружия была или должна быть рассекречена и размещена в открытом доступе.
- Веб-страница Федерации американских ученых, посвященная переписке Киддера-Бете по поводу журнала США против Progressive и др. Случай , в котором разработчик ядерного оружия Рэй Киддер перечисляет несколько открытых литературных источников, доступных до 1978 года, которые, возможно, раскрывают, как работает радиационная имплозия на вторичных и промежуточных стадиях термоядерного оружия.
- «Проект бомбы». Архивировано 7 января 2019 г. в Wayback Machine , включает раздел, посвященный ядерным изображениям в искусстве.
- Топ-10 моментов «Ядерного оружия ГОЛЛИВУДА» — список ядерных взрывов в голливудских фильмах.
- «Конельрад» : сардонический взгляд на культуру холодной войны пятидесятых и шестидесятых годов.
- "Nuke Pop". Архивировано 17 июня 2006 г. в Wayback Machine , страница о ядерном оружии в популярной культуре Пола Брайанса, профессора английского языка в Университете штата Вашингтон.
- Ground Zero: Javascript-симуляция последствий ядерного взрыва в городе
- Ядерный холокост: атомная война в художественной литературе, Пол Брайанс, профессор английского языка, Университет штата Вашингтон, Пуллман, Вашингтон
- Аннотированная библиография по ядерному оружию в популярной культуре из цифровой библиотеки Алсос. Архивировано 4 февраля 2008 г. в Wayback Machine.