Jump to content

Третья мировая война в популярной культуре

1952 года Обложка комикса с рассказами о событиях, которые могли произойти в 1960 году.

Третья мировая война , иногда сокращенно называемая Третьей мировой войной, является распространенной темой в популярной культуре . С 1940-х годов в бесчисленных книгах, фильмах и телевизионных программах использовалась тема ядерного оружия и третьей глобальной войны. [1] Присутствие Советского Союза в качестве международного соперника, обладающего ядерным оружием, породило в Соединённых Штатах стойкие страхи Третьей мировой войной, и, наоборот перед , массовая культура того времени отражала эти опасения. [2] Эта тема также была способом изучения ряда проблем, выходящих за рамки ядерной войны, в искусстве. [3] Американский историк Спенсер Р. Уарт назвал ядерное оружие «символом худшего из современности». [1]

Во время холодной войны такие концепции, как гарантированное взаимное уничтожение (MAD), побуждали законодателей и правительственных чиновников как в Соединенных Штатах, так и в Советском Союзе избегать вступления в ядерную войну. [4] Различные ученые и авторы, такие как Карл Саган , предсказывали масштабное, возможно, смертельное разрушение Земли в результате такого конфликта. [5] Стратегические аналитики утверждают, что ядерное оружие помешало Соединенным Штатам и Советскому Союзу вести Третью мировую войну с использованием обычных вооружений . [6] Тем не менее возможность такой войны стала основой спекулятивной фантастики , а ее моделирование в книгах, фильмах и видеоиграх стало способом исследования проблем войны, которая до сих пор не произошла в реальности. [4] Единственные места, где когда-либо велась глобальная ядерная война, — это экспертные сценарии, теоретические модели, военные игры, а также искусство, кино и литература ядерного века . [7] Концепция MAD также была в центре внимания многочисленных работ в кино и на телевидении. [4]

Пророческие истории о ядерной войне были написаны до изобретения атомной бомбы. Самым известным из них был «Мир освобожден» , написанный Гербертом Уэллсом в 1914 году. Во время Второй мировой войны несколько рассказов о ядерной войне были опубликованы в научно-фантастических журналах, таких как Astounding . [7] В Роберта А. Хайнлайна рассказе « Решение неудовлетворительно » США разрабатывают радиоактивную пыль как главное оружие войны и используют ее, чтобы разрушить Берлин в 1945 году и положить конец войне против Германии. Затем Советский Союз самостоятельно разрабатывает то же оружие, и следует война между ним и США. [8]

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году сделали истории о будущей глобальной ядерной войне скорее гипотетическими, чем вымышленными. [7] Когда Уильям Фолкнер получил Нобелевскую премию по литературе в 1949 году, он говорил о темах холодной войны в искусстве, выражая обеспокоенность тем, что молодые писатели слишком озабочены вопросом: «Когда меня взорвут?» [9]

1900-е годы

[ редактировать ]

Еще в 1907 году Герберт Уэллс в книге «Война в воздухе» описал катастрофический глобальный конфликт, приведший к краху цивилизации, а выжившие вынуждены вести полусредневековую жизнь среди руин.

Позже в 1914 году Герберт Уэллс выпустил роман под названием « Освобожденный мир» , в котором он подробно описывает вымышленную войну с использованием ядерных сил, в которой большая часть европейского континента в конечном итоге уничтожается в результате применения очень мощного оружия массового уничтожения. [10]

Обе книги были вдохновлены работой Фредерика Содди в 1903 году, который исследовал радиацию и возможность создания радиоактивного оружия. [10] предсказывая идеи, которые позже стали выдающимися концепциями, использовавшимися в холодной войне.

1930-е годы

[ редактировать ]

Американский карикатурист Джеймс Тербер опубликовал рассказ «Последний цветок» в ноябре 1939 года, через два месяца после официального начала Второй мировой войны. История предсказывает серию мировых войн и начинается со строчки «XII мировая война, как всем известно, привела к краху цивилизации». В книге изображено постапокалиптическое человеческое общество каменного века .

1940-е годы

[ редактировать ]

Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки положили начало «атомному веку», а мрачные фотографии разбомбленных японских городов, опубликованные вскоре после окончания Второй мировой войны, стали символами мощи нового оружия.

Примерно в середине 1940-х годов американское общество вступило в эпоху атомной музыки, когда разные музыкальные жанры порождали разные представления о эпохе ядерного оружия. Некоторые музыкальные произведения, такие как песня Хоукшоу Хокинса «Когда они нашли атомную энергию», пропагандировали разработку ядерного оружия людей в качестве защитной меры против других стран, апеллируя к чувству патриотизма во время международных конфликтов. [11] Однако другие виды музыки не были так увлечены идеей пропаганды боготворения атомного века . Фолк-музыка , рок-музыка и даже некоторые джазовые песни, такие как «Atomic Cocktail» Слима Гайяра , [11] предостерег от использования такого мощного оружия и предупредил американский народ о том, какой вред может нанести такая разрушительная ядерная держава.

29 августа 1949 года Советский Союз испытал свою первую атомную бомбу под кодовым названием « Джо-1 ». Его конструкция имитировала американскую плутониевую бомбу, сброшенную на Нагасаки в 1945 году.

1950-е годы

[ редактировать ]

Американские опасения по поводу надвигающейся апокалиптической Третьей мировой войны с коммунистическим блоком усилились в результате быстрого испытания ядерной бомбы Советским Союзом, захвата власти китайскими коммунистами в 1949 году и начала Корейской войны в 1950 году. Эксперты назвали эту эпоху « возраст беспокойства», по У. Х. Одену . [2] В 1951 году целый выпуск журнала Collier's был посвящен вымышленному рассказу о Третьей мировой войне; выпуск назывался « Обзор войны, которую мы не хотим », в которой война начинается, когда Красная Армия вторгается в Югославию , а Соединенные Штаты в ответ проводят трехмесячную кампанию бомбардировок советских военных и промышленных объектов. Советский Союз в ответ бомбит Нью-Йорк , Вашингтон , Филадельфию и Детройт . [12]

На этом фоне страха возник поток кино с устрашающими темами, особенно в жанре научной фантастики. Научная фантастика ранее не пользовалась популярностью ни у критиков, ни у кинозрителей, но она стала жизнеспособным голливудским жанром во времена Холодной войны . В 1950-х годах в научной фантастике было две основные темы: вторжение на Землю превосходящих, агрессивных и часто технологически продвинутых инопланетян и страх перед атомным оружием, который обычно изображался как бунт природы, когда облученные монстры нападают и опустошают целые города. . [2]

В фильме «День, когда Земля остановилась» (1951) летающая тарелка приземляется на Национальной аллее в Вашингтоне, округ Колумбия, и окружена войсками и танками. Инопланетянин Клаату предъявляет ультиматум, согласно которому Земля должна научиться жить в мире, иначе она будет уничтожена. «Война миров» (1953) представляет собой монтажный эпизод, в котором страны Земли объединяются для борьбы с марсианскими захватчиками. В монтаже явно отсутствует Советский Союз, и поэтому подразумевается, что инопланетяне являются метафорой коммунистов. [ нужна ссылка ] Самыми тщательно продуманными научно-фантастическими фильмами 1950-х годов были «Этот остров Земля» (1955) и «Запретная планета» (1956). В кульминации обоих фильмов персонажи становятся свидетелями взрыва чужих планет, что подразумевает возможную судьбу Земли. [2] «Мир, плоть и дьявол» (1959) также относится к жанру научной фантастики. В нем мужчина, женщина и фанатик (дьявол) бродят по Нью-Йорку после ядерной войны. В фильме появляются только эти три персонажа. Также в 1959 году был выпущен фильм «На пляже » режиссера Стэнли Крамера с Авой Гарднер , Грегори Пеком и Фредом Астером в главных ролях . Основанный на одноименном романе , Невила Шута фильм повествует о гражданах Австралии , ожидающих радиоактивных осадков в результате катастрофической ядерной войны в Северном полушарии . В романе французского писателя представлен Стефана Вуля 1957 года «Нюрк» портрет Нью-Йорка после Третьей мировой войны. [13] В романе 1959 года «Увы, Вавилон» изображены последствия ядерной войны для небольшого городка во Флориде; телеадаптация вышла в эфир в 1960 году.

«Девятнадцать восемьдесят четыре» , роман-антиутопия Джорджа Оруэлла 1949 года о жизни после Третьей мировой войны, приобрел культурную известность в 1950-х годах. В нем мир пережил масштабную атомную войну и политически разделен на три тоталитарные сверхдержавы, которые намеренно заперты в вечном военном тупике и используют бесконечную войну для подчинения своего населения.

Тревога, созданная японскими СМИ, также усилила страх перед ядерной угрозой, который испытывали американцы. Такие фильмы, как «Годзилла» (1954) и «Я живу в страхе» (1955) , которые позже стали популярными японскими фильмами в Соединенных Штатах, были в значительной степени вдохновлены страхом и разрушениями, вызванными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки . [14] давая американцам критическое представление о последствиях использования такого оружия, а также идеи о том, что может произойти в случае обмена ядерными ударами с увеличением производства водородных бомб как Соединенными Штатами, так и Советским Союзом.

1960-е годы

[ редактировать ]

В 1960-е годы широкую популярность приобрели СМИ об угрозе мировой ядерной войны. По словам Сьюзан Зонтаг , фильмы поразили людей «воображением катастрофы... в фантазии пережить собственную смерть и, более того, смерть городов, разрушение самого человечества». [15] Ведущий участник антивоенного движения 1960-х годов, певец и автор песен Боб Дилан трижды поднимал тему Третьей мировой войны в своем альбоме « The Freewheelin' Bob Dylan» , в « Masters of War », « Talkin' World War III Blues» и «Talkin' World War III Blues ». Скоро пойдет сильный дождь ». Филипа Дика Роман Мечтают ли андроиды об электроовцах? (1968), адаптированный для фильма в 1982 году как «Бегущий по лезвию» , показывает, что Земля сильно пострадала от радиоактивных осадков ядерной войны, названной «Терминал мировой войны».

1961 года « Тохо Фильм Последняя война» демонстрирует последствия глобальной ядерной войны с точки зрения Японии.

В 1964 году вышли три фильма об угрозе случайной ядерной войны: «Доктор Стрейнджлав» , «Отказоустойчивость » и «Семь дней в мае» . Их негативное изображение ядерной защиты побудило ВВС США спонсировать такие фильмы, как «Сбор орлов», чтобы публично рассказать о потенциальных опасностях ядерной защиты. [7]

«Доктор Стрейнджлав» черная комедия Стэнли Кубрика о гонке ядерных вооружений между США и Советским Союзом и доктрине гарантированного взаимного уничтожения. [6] После странного психического расстройства командир базы САК приказывает B-52 крылу , действующему с его базы, атаковать Советы. Главный герой, доктор Стрейнджлав, представляет собой пародию на деятелей холодной войны, в том числе Вернера фон Брауна , Генри Киссинджера и Германа Кана . Секретное кодовое название операции «DROPKICK», упомянутое персонажем Джорджа Скотта , может быть косвенной отсылкой к операции «Dropshot» .

Фильм 1964 года « Отказоустойчивый» был адаптирован из одноимённого бестселлера Юджина Бёрдика и Харви Уиллера . Ядерная катастрофа вызвана технологическим сбоем, который по ошибке запускает американские бомбардировщики для атаки на Советский Союз. Чтобы доказать, что это была ошибка, и успокоить Советы, тем самым спасая мир от ядерной войны, президент США приказывает разрушить Нью-Йорк после того, как американскому бомбардировщику удалось уничтожить Москву. Фильм снят в полудокументальном стиле и заканчивается одновременно с началом взрыва над Нью-Йорком. [15]

«Военная игра» ( 1965 ), спродюсированная Питером Уоткинсом , посвящена вымышленному ядерному нападению на Великобританию. Этот фильм получил «Оскар» не выпускала его из трансляции за лучший документальный фильм, но BBC в течение двух десятилетий. [16]

В ​​сериала «Звездный путь: Оригинальный сериал эпизоде » « Хлеб и зрелища » первый офицер Спок оценивает число погибших в Третьей мировой войне на Земле в 36 миллионов человек.

В новом мире ядерных возможностей менялись не только медиафильмы, но и другие формы популярной культуры, которые также были поглощены идеей атомной энергии и разрушения. В 1960-х годах идеи о существах-мутантах, созданных в результате несчастных случаев при испытаниях атомного оружия, стали преобладающим предметом популярных комиксов, таких как Marvel Comics .

Marvels Tales of Suspense #8, написанная в 1960 году , представляет историю, в которой враг, известный как «Красные», непреднамеренно создал большое мутировавшее существо, напоминающее осьминога, из-за инцидента, связанного с испытанием ядерного оружия. [17] Подобные темы вспыхнули в комиксах Marvel о мутировавших существах, терроризирующих общество, созданных в результате незаконных или сверхсекретных испытаний ядерного оружия. В другом комиксе, Strange Tales #73 , муравей становится гигантским мутировавшим монстром после воздействия радиации во время испытания ядерного оружия. [17]

В то время преобладала не только идея злодеев-мутантов и монстров, вызванных атомными силами, но и идея более сложных ядерных супергероев, таких как Невероятный Халк , Человек-Паук и Фантастическая четверка . [11] На таких персонажей сильно повлияло изменение отношения к радиации и радиоактивному воздействию, вызванное страхами, порожденными холодной войной. [11] в то время, когда большая часть широкой общественности не понимала его последствий.

1970-е годы

[ редактировать ]

Обеспокоенность американской общественности по поводу ядерного оружия и связанных с ним технологий сохранялась и в 1970-е годы. Самыми обсуждаемыми событиями 1970-х годов были война во Вьетнаме , Уотергейтский скандал , кризис с заложниками в Иране , энергетический кризис и стагфляция .

В фильме 1970 года «Колосс » огромный американский оборонный компьютер с искусственным интеллектом становится разумным, объединяется со своим ранее неизвестным советским аналогом и берет на себя контроль над мировым арсеналом ядерных межконтинентальных баллистических ракет ради «благо человечества» во время холодной войны, чтобы предотвратить Третью мировую войну.

Нефтяной кризис 1973 года усилил опасения по поводу пикового нефтяного краха внутренней жизни. Кризисное нормирование привело к случаям насилия после того, как американские водители грузовиков по всей стране решили провести двухдневную забастовку в декабре 1973 года, поскольку они возражали против количества поставок, которые правительство нормировало для их отрасли. В Пенсильвании и Огайо бастующие дальнобойщики обстреляли небастующих дальнобойщиков, а в Арканзасе грузовики небастующих были атакованы бомбами. [18]

Пик нефтяных опасений привел к появлению культового « Безумный Макс» сериала в 1979 году. Образ пустыни в «Воине дороги», показывающий истощенный ресурсами мир, стал архетипическим стандартом постапокалиптических миров. Сценарист Джеймс Маккосленд во многом опирался на свои наблюдения о влиянии нефтяного кризиса 1973 года на австралийских автомобилистов:

Однако появились и другие признаки отчаянных мер, которые люди предпримут для обеспечения мобильности. Несколько нефтяных забастовок, поразивших многие насосы, показали, с какой яростью австралийцы защищают свое право наполнять резервуары. На станциях с бензином образовывались длинные очереди – и всякий, кто пытался пробраться вперед в очереди, встречал грубое насилие Мы с Джорджем написали сценарий « Безумного Макса », основываясь на тезисе, что люди будут делать практически все, чтобы транспорт продолжал двигаться и предположение, что страны не будут учитывать огромные затраты на создание инфраструктуры для альтернативной энергетики, пока не станет слишком поздно.

- Джеймс Маккосленд, статья о пике нефти в The Courier-Mail , 2006 г. [19]

На телевидении в британском научно-фантастическом сериале «Доктор Кто » в основе сюжетной линии 1972 года « День далеков » лежит предпосылка о путешественниках во времени из будущего, пытающихся спровоцировать современную ядерную войну между сверхдержавами. [3] Это неверно, поскольку на самом деле Путешественники во времени были борцами сопротивления против далеков, оккупировавших Землю после войны. В их истории говорится, что человек, организовавший мирные переговоры, спровоцировал войну, взорвав бомбу, которая убила участников мирных переговоров и заставила все стороны объявить войну друг другу. Однако Доктор обнаружил, что взрыв бомбы на самом деле был вызван попыткой одного из бойцов Сопротивления взорвать дом, пытаясь убить человека, организовавшего Конференцию, и далеков, которые внезапно напали на дом. Доктор увел участников из дома в тот момент, когда один из бойцов Сопротивления взорвал дом и далеков, которые вторглись в дом вместе с ним, в результате чего временная шкала «Земля, захваченная далековами», закрылась.

В Роберта Олдрича фильме 1977 года «Последнее сияние сумерек » ядерная ракетная шахта захватывается изменническими офицерами ВВС США , которые угрожают начать Третью мировую войну, если американское правительство не раскроет секретные документы, которые показывают, что военные без необходимости затягивали войну во Вьетнаме. [20]

Также в 1977 году «Аллея проклятия» (во многом основанная на новелле одноименной Роджера Желязны ) изображает ракетное крыло ВВС США, дислоцированное на базе в пустыне Мохаве в Южной Калифорнии . После того, как ядерная перестрелка в начале фильма превратила Соединенные Штаты в радиоактивную пустошь, пораженную мощными пыльными бурями и мутировавшими насекомыми, выжившие с базы направились к радиосигналу, который они получают из Олбани, штат Нью-Йорк, в поисках других выживших. Узкий и опасный проход через всю страну, по которому им предстоит пройти, называется «Аллея Проклятия».

1980-е годы

[ редактировать ]

В начале 1980-х годов в Европе и Северной Америке возникло чувство тревоги по поводу неизбежности Третьей ядерной войны. В 1982 году 250 000 человек протестовали против ядерного оружия в Бонне , столице Западной Германии . [21] 12 июня 1982 года более 750 000 протестующих прошли маршем от здания штаб-квартиры ООН до Центрального парка в Нью-Йорке, чтобы призвать к замораживанию ядерного оружия . [22] Общественность приняла технологическую уверенность в ядерной войне, но не верила в ядерную защиту. [7] Напряженность достигла апогея во время учений НАТО « Able Archer 83» , которые в сочетании с другими событиями, такими как речь президента Рейгана « Империя зла » и размещение ракеты «Першинг II» в Западной Европе, а также ошибочный сбитый Советским Союзом корейский Рейс 007 авиакомпании Air Lines лихорадочно убедил Советы в том, что Запад собирается начать против них тотальную войну.

Эти страхи проявились в популярной культуре того времени с образами ядерной войны в книгах, фильмах, музыке и телевидении. В середине 1980-х годов художники и музыканты проводили параллели со своим временем и 1950-ми годами как двумя ключевыми моментами «холодной войны». [9]

Постоянно звучала популярная музыка на апокалиптические темы. В хите 1983 года « 99 Luftballons » Нены рассказывается история молодой женщины, которая случайно спровоцировала ядерную катастрофу, выпустив воздушные шары. В видеоклипе «Sleeping with the Enemy» были кадры парада Красной Армии на Красной площади , марширующих американских школьных оркестров и грибовидного облака . В хите 1984 года « Два племени » Фрэнки едет в Голливуд актеры, похожие на Константина Черненко и Рональда Рейгана, сражались друг с другом среди группы ликующих людей. В конце их боя Земля взрывается. [21] Песня Стинга «Русские» 1986 года подчеркнула связь между угрозами Никиты Хрущева похоронить США и обещанием Рейгана защитить граждан США. [9] Многие панк- , хардкор- и кроссовер-трэш- группы той эпохи, такие как The Varukers и Discharge , содержали тексты о ядерной войне, конце человечества и разрушении Земли в большей части своего раннего материала.

В фильмах и телевизионных программах, снятых в 1980-х годах, было разное видение того, какой будет Третья мировая война. [9] «Красная заря» произойдет коммунистическая революция (1984) изобразила ближайшее будущее, в котором в Мексике , Соединенные Штаты и Великобритания станут стратегически изолированными от континентальной Европы, а Советскому Союзу грозит голод после неурожая пшеницы на Украине . Впоследствии Третья мировая война начинается неожиданно, с внезапного советского и кубинского вторжения в Соединенные Штаты, при этом значительная часть страны попадает под советскую оккупацию. Центральная часть Соединенных Штатов и Китай уничтожены ядерным оружием, а Европа остается нейтральной. Небольшая группа подростков сражается с оккупационными силами в Колорадо, используя партизанскую тактику, и в конечном итоге погибает от рук спецназа. Согласно эпилогу фильма, Соединенные Штаты дают отпор советским войскам и выигрывают войну. [4] В о Джеймсе Бонде фильме 1983 года «Осьминожка» Джеймс Бонд пытается предотвратить начало Третьей мировой войны советским генералом-отступником. [21] В WarGames (1983) геймер-подросток случайно взломал сеть ядерной обороны США и подумал, что взломал компанию по производству компьютерных игр, что выявило потенциально катастрофический недостаток в новой автоматизированной системе. В фильме «Шпионы вроде нас» изображены агенты США в Советском Союзе, случайно запустившие ракету по США, что заставляет одного из них сказать: «Я думаю, мы только что начали Третью мировую войну».

В начале 1980-х годов для телевидения было снято несколько фильмов на тему Третьей мировой войны. ABC В программах «День после» (1983), PBS » «Завещание (1983) и BBC » «Нити (1984) показана Третья мировая ядерная война против Советского Союза, который отправляет свои войска маршем по Западной Европе. Эти фильмы вдохновили многих присоединиться к антиядерному движению . [7] «Триды» известны своими тревожными и реалистичными изображениями постъядерного выживания и изображают ядерный удар по Шеффилду , последствия ядерной зимы в Соединенном Королевстве и полный крах человеческой цивилизации, вызванный войной. [ нужна ссылка ]

«День после» был показан на канале ABC 20 ноября 1983 года, когда советско-американские отношения были в худшем состоянии, всего через несколько недель после НАТО под руководством учений Able Archer 83 и менее чем через три месяца после того, как рейс 007 Корейских авиалиний был сбит советскими самолетами. реактивные перехватчики . В фильме изображен Лоуренс, штат Канзас , после ядерной войны с Советами. ABC предупредила зрителей о графическом характере фильма. «День после» сам по себе стал политическим событием и был показан более чем в 40 странах. [21] Шокирующее и тревожное содержание обескуражило рекламодателей, но у фильма была самая большая аудитория среди фильмов, снятых для телевидения. [23] рекорд, который все еще стоит по состоянию на 2008 год, [ нужна ссылка ] и повлиял на переговоры по Договору о ядерных силах средней дальности в 1986 году. [23]

Мини 1982 года -сериал NBC «Третья мировая война » режиссера Дэвида Грина не получил особого внимания критиков. [3] В программе рейд советского спецназа (спецназа) на Аляску с целью разрушения нефтепровода Аляски перерастает в полномасштабную войну. Мини-сериал внезапно заканчивается тем, что президент высвобождает ядерные силы США против Советов. Фильм заканчивается за несколько мгновений до того, как мир будет уничтожен ядерным оружием. Еще несколько историй [ который? ] об уничтожении мира [ когда? ] показал возможность возрождения мира после глобального разрушения. [3]

В 1980-е годы технотриллер стал литературным явлением в США. Подобные романы о высокотехнологичной неядерной войне вновь подтвердили ценность обычных вооружений, показав, насколько они будут иметь жизненно важное значение в следующем крупномасштабном конфликте в мире. [7] В романах Тома Клэнси предлагалась идея технического вызова Советскому Союзу, в котором Третью мировую войну можно было бы выиграть, используя только обычное оружие, не прибегая к ядерному оружию. Подробное объяснение Клэнси того, как и почему могла начаться Третья мировая война, касается нехватки нефти в Советском Союзе, вызванной исламским терроризмом внутри него. В фильме «Охота за Красным Октябрем» (1984) выдвинута гипотеза о том, что советские технологии вскоре будут лучше, чем у американцев, и показано наращивание военно-морского флота в Атлантическом океане после того, как ЦРУ решает спасти высокотехнологичную подводную лодку класса «Тайфун», дезертировавшую из Советского Союза. Red Storm Rising представлял собой подробный отчет о вымышленной грядущей мировой войне. [4] в котором Советы решают захватить нефтяные запасы Ближнего Востока, чтобы предотвратить катастрофическую нехватку энергоносителей после террористической атаки исламистов на крупный сибирский нефтеперерабатывающий завод, и они решают захватить Западную Европу, чтобы предотвратить ответный удар Америки. Впоследствии в романе показано, как советское вторжение в Западную Германию переросло в кровавую войну на истощение из-за превосходства НАТО в воздухе над Европой, а советская оккупация Исландии переломила ситуацию, предоставив Советскому Союзу господство в воздухе и на море в Атлантическом океане . Он заканчивается открытием Атлантики после освобождения Исландии и Советской Армией свержения Политбюро, прежде чем оно сможет прибегнуть к использованию ядерного оружия . Вскоре после окончания холодной войны романы в жанре технотриллера сменились рассказами о борьбе с Советским Союзом на повествования о борьбе с террористами. [7]

«Когда дует ветер » Графический роман Рэймонда Бриггса был опубликован в 1982 году. Роман представляет собой горькую сатиру на опубликованный совет гражданской обороны, данный британским правительством (« Защити и выживай ») о том, как выжить в ядерной войне. [24] В нем изображена пара рабочих, не верящих в возможность ядерной войны, которая умирает от лучевой болезни после ядерного взрыва, и это отражает участие Бриггса в Британской кампании за ядерное разоружение . [25] Бриггс наиболее известен как писатель и иллюстратор детской литературы, однако роман написан для более взрослой аудитории. [24] и это его самая мрачная работа, хотя в рассказе присутствует юмор. Послание романа сильно повлияло на молодых читателей. Бриггс переписал роман для радио, сцены, [25] и анимационный фильм , вышедший в 1986 году. [26]

Американские комиксы о супергероях затрагивают проблему Третьей мировой войны, используя сверхмощные существа как метафоры ядерного оружия или используя его в качестве мотивации персонажей. Marvel Comics собрала многих своих русских супергероев и злодеев в новую группу под названием «Советские суперсолдаты», которая подчинялась непосредственно советскому правительству. В Uncanny X-Men #150 злодей Магнето оправдывает попытку захвата власти, заявляя, что, если он не захватит мир тут же, этот вид мутантов будет уничтожен вместе с человечеством в случае ядерной войны. от DC Comics « Бэтмен: Возвращение Темного рыцаря» заканчивается разразившейся Третьей мировой войной из-за проблемы гонки военных вооружений в небольшой латиноамериканской стране, когда Советский Союз запустил специально разработанную межконтинентальную баллистическую ракету по острову . Хотя Супермен направляет ракету в необитаемую пустыню, ракета все равно вызывает массовый хаос в Соединенных Штатах из-за электромагнитного импульса и ядерной зимы. , но без массовых убийственных побочных эффектов радиации. Бэтмен восстанавливает порядок в Готэм-сити , в результате чего он становится самым стабильным городом Америки и ставит в неловкое положение правительство США. В «Бэтмене: Убийственная шутка » во время своей речи «Один плохой день» Джокер упоминает, что Третья мировая война чуть не разразилась из-за «стаи гусей на экране компьютера», и что Вторая мировая война началась «спором о том, как многие телеграфные столбы Германия задолжала своим военным долгам кредиторам». В том же году знаменитые «Хранители» (действие которых происходит в альтернативной временной шкале) движимы угрозой ядерной войны: сверхчеловек с ядерной установкой доктор Манхэттен стал главным сдерживающим фактором Америки для Советского Союза и его исчезновения, чем пользуются Советы. ставит мир на грань ядерной войны. Персонажей-антагонистов Адриана Вейдта и Комика не дает покоя мысль о ядерной войне, а сюжет Вейдта вращается вокруг прекращения угрозы ядерной войны путем инсценировки существования внеземной угрозы. [27]

Третья мировая война несколько раз упоминается в мультсериале «Симпсоны» , особенно в эпизодах, действие которых происходит в будущем.

Другие комиксы использовали Третью мировую войну как часть своих сюжетов: и британский «V» значит Вендетта , и «Портрет мутанта» Стронция Дога используют ядерную войну в качестве фона для установления тоталитарных правительств, причем первый позволяет Великобритании избежать прямого хит, а последний показывает страну в руинах. [28] Судья Дредд » рассказывает о тотальной советско-американской войне , в предыстории которого уже была разрушительная Третья мировая война, превратившая большую часть мира в пустыню, в « Войне Апокалипсиса . Кульминацией этого является то, что Дредд уничтожает врага ядерным ударом, который убивает «полмиллиарда людей» и представляется одновременно необходимым для победы в такой войне и морально ужасающим. [29] Японские «Акира» и «Призрак в доспехах» начинаются с Третьей мировой войны как часть своей предыстории, когда Япония становится мировой державой, потому что она испытывает меньше ядерных осадков, чем другие страны. Научно-фантастическая вселенная « Звездного пути» затрагивает тему Третьей мировой войны: сначала «Евгенических войн» 1992–1996 годов, в которых были свергнуты почти 80 генетических сверхчеловеческих диктаторов, ценой гибели 37 миллионов человек. Однако «евгенические войны» были лишь прелюдией к Третьей мировой войне 2026–2053 годов, в ходе которой погибло 600 миллионов человек.

Первый фильм Нельваны «Рок и правило» рассказывает о Земле после Третьей мировой войны, в которой новая раса людей рождается от домашних животных, таких как собаки, кошки и грызуны.

1990-е годы

[ редактировать ]

Холодная война закончилась без разрушительной последней глобальной войны, которую часто представляли в массовой культуре. [21] и опасения общественности по поводу Третьей мировой войны развеялись. С другой стороны, ранее засекреченный инцидент со Станиславом Петровым в 1983 году, похоже, подразумевал, что риск случайной ядерной войны из-за возможной технической неисправности оказался выше, чем предполагалось ранее. Тема ядерного Армагеддона, запущенного военными компьютерными системами искусственного интеллекта без решения человека, была исследована в фильме 1991 года «Терминатор 2: Судный день» . В начале 1990-х годов, особенно во время войны в Персидском заливе , бульварные газеты и другая пресса обсуждали, будет ли Третья мировая война связана с пророчествами Нострадамуса о третьей великой войне. [30] Кризис Третьей мировой войны также был показан в канадском фильме 1992 года « Похоронены в воскресенье» , в котором сепаратистский остров в Новой Шотландии угрожает использовать ядерные ракеты с российской подводной лодки для нанесения ударов по США и Канаде.

Популярностью пользовались фильмы о ядерном оружии, спасшем человечество, например «Армагеддон» и «Столкновение с бездной» (1998). [7] «Взрыв из прошлого» ( 1999 ) — комедия о семье 1960-х годов, оказавшейся во власти паранойи времен холодной войны. Ошибочно убежденные в том, что Третья мировая война началась, они прячутся в своем убежище от радиоактивных осадков только для того, чтобы появиться 35 лет спустя в мире после окончания Холодной войны. Джонатан Шелл пожаловался газете New York Times , что «поколение после холодной войны знает о ядерной опасности меньше, чем любое другое поколение». [7]

В романе Ван Лисюн 1991 года «Желтая опасность» изображена гражданская война в Китае , которая перерастает в ядерный обмен и вскоре охватывает весь мир. Роман был запрещен Коммунистической партией Китая , но остался популярным. [ нужна ссылка ]

Третья мировая война упоминается в фильме 1996 года « Звездный путь: Первый контакт» . Уильям Т. Райкер утверждает, что 600 миллионов человек были убиты, большинство крупных городов были разрушены и после третьей мировой войны, произошедшей в 2053 году, осталось очень мало мировых правительств. Примерно в то же время Ким Стэнли Робинсон представил персонажа, анализирующего Третью мировую войну. Спустя 40 лет после события на Зеленом Марсе . В войне Робинсона транснациональные корпорации захватили национальные правительства и использовали их для нападения друг на друга в 2061 году, в результате войны погибло 100 миллионов человек.

После окончания Холодной войны в некоторых источниках этот конфликт представлялся как альтернативная история . Действие Fallout серии видеоигр , начатой ​​в 1997 году, происходит в мире, все еще охваченном истерией времен холодной войны в конце 21 века. Этот и другие факторы привели к Третьей мировой войне между мировыми державами (особенно США и Китаем), и сериал включает в себя исследование того, что осталось от США после конфликта. Fallout считается духовным преемником Wasteland 1988 года , в котором использовалась аналогичная идея, а также упоминалась Третья мировая война.

В ZDF / TLC псевдодокументальном фильме 1998 года «Der Dritte Weltkrieg» , состоящем в основном из реальных кадров военных и политических деятелей, представленных вне контекста, Михаил Горбачев свергнут в результате антиреформистского переворота в октябре 1989 года во время его визита в Восточную Германию, где Советский Союз все еще эффективно контролирует Восточную Европу, а жесткие правители все еще прочно укоренились почти во всех государствах-сателлитах, поскольку события той осени либо жестоко подавляются «китайскими» методами , либо просто никогда не происходят. Действия параноидального и безжалостного нового генерального секретаря сначала приводят к короткой войне с использованием обычных вооружений (создатели фильма получили доступ к ранее засекреченным военным планам и проконсультировались с многочисленными высокопоставленными военными чиновниками с обеих сторон). [31] ). Как раз в тот момент, когда конфликт, кажется, закончился, советский радар неисправен, в то время как американские силы находятся в полной боевой готовности, что приводит к уничтожению цивилизации ядерным обменом («Нет дальнейших исторических записей о том, что произойдет дальше»). После «концовки», когда начинается уничтожение, фильм перематывается назад к Горбачеву в Восточном Берлине и фактически завершается монтажом празднования в Берлине, когда Берлинская стена свободно пересекается, танцует и демонтируется , а страна воссоединяется ( «История... пошла по другому пути»).

После терактов 11 сентября 2001 года , широко известных как 11 сентября, стал очевидным сценарий начала Третьей мировой войны в результате ядерной или другой катастрофической террористической атаки. Терроризм в форме ядерных, химических или биологических атак теперь занимает то место в массовой культуре, которое когда-то занимало видение Третьей мировой войны между мировыми державами. [7]

«Цепочка командования» — политический триллер 2000 года, в котором рассказывается о войне между США и Китаем. В 2002 году компания Paramount Pictures выпустила экранизацию книги Тома Клэнси «Сумма всех страхов». Производство фильма началось до 11 сентября и изначально задумывалось как эскапистский триллер , в котором ЦРУ аналитик Джек Райан борется с неонацистами, которые сговорились взорвать бомбу. ядерное оружие на футбольном матче ассоциации, чтобы начать ядерную войну между Россией и Соединенными Штатами. Однако выход фильма в прокат всего через семь месяцев после событий 11 сентября сделал его очень актуальным. Фил Олден Робинсон , режиссер фильма, прокомментировал: «Год назад вы бы сказали: «отличный фильм о попкорне»... Сегодня вы говорите: «Это о мире, в котором я живу». рекламная кампания с трейлерами к фильмам и телевизионными рекламными роликами, показывающими ядерное разрушение города, а также специальная премьера для политиков в Вашингтоне, округ Колумбия.

Позже в том же десятилетии Третья мировая война также стала темой нескольких популярных видеоигр, что отражает тенденцию к росту общественного сознания о возможности будущей глобальной войны. В 2008 году такие игры, как Tom Clancy's EndWar , Battlefield: Bad Company и Frontlines: Fuel of War, рисовали сценарии третьей мировой войны, вызванной потребностью в ресурсах со стороны различных участников боевых действий. 2009 года Точно так же действие фильма «Звездный океан: Последняя надежда» разворачивается во вселенной, в которой человечество исследовало космос после разрушительного глобального конфликта на Земле. Call of Duty: Modern Warfare 2 (2009 г.) и ее продолжение 2011 г. Call of Duty: Modern Warfare 3 также являются примерами. В конце рекламы запуска последнего буква W в слове «WW3» переворачивается и читается как «MW3». В играх рассказывается о глобальной войне между Соединенными Штатами и Россией после того, как первая была обвинена в резне в московском аэропорту, устроенной российскими ультранационалистами, за которой последовало вторжение российских войск на восточное побережье Северной Америки и Западной Европы. Battlefield 3 (2011), с другой стороны, следует примеру «Суммы всех страхов» , изображая иранских террористов, похищающих портативное атомное оружие у России с целью спровоцировать войну между ними и Соединенными Штатами. Другие игры, такие как World in Conflict (2007) и Turning Point: Fall of Liberty (2008), происходят в альтернативных историях , в которых глобальная война является реальностью: первая — это война между Соединенными Штатами и Советским Союзом, а вторая — война между Соединенными Штатами и гораздо более сильной нацистской Германией , которая выиграла Вторую мировую войну , обе игры изображают вторжение в Америку. Серия Fallout продолжила изображать последствия ядерной войны в своих играх Fallout 3 (2008) и Fallout: New Vegas (2010). DEFCON (2007) поручает игрокам готовиться к ядерной войне и вести ее вместе с другими людьми или компьютерными игроками, атакующими и защищающими различные секторы планеты Земля. Простая векторная графика в стиле 1980-х годов вдохновлена ​​изображениями из фильма 1983 года. Военные игры .

В 2000 году был снят телевизионный ремейк « Безопасности» , действие которого происходит в периоде 1960-х годов, изображенном в романе.

В 2002 году вышел роман «Метро 2033» , написанный Дмитрием Глуховским , в котором рассказывается о выживших в постъядерном апокалиптическом мире внутри системы московского метрополитена. Никогда не уточняется, как начинается ядерная война, но в результате сочетания подавляющих биологических и ядерных ударов, произошедших по всему миру, возникли сверхъестественные аномалии и новые, сильно мутировавшие виды животных. Человечество, по крайней мере в городских районах, было вынуждено погрузиться в систему московского метрополитена и в конечном итоге развило там зачаточную цивилизацию в поселениях, расположенных вокруг станций. Основная история сосредоточена вокруг персонажа Артема, Сталкера с одной из окраинных станций Москвы, который путешествует в поисках помощи для своего дома, который подвергается нападению очень продвинутых и очень умных мутантов. Этот роман в конечном итоге был расширен до медиа-франшизы, включающей несколько книг и три видеоигры, первая из которых представляет собой адаптацию событий романа, вторая - «Метро: Последний свет». , в котором Артем изо всех сил пытается предотвратить уничтожение московской сети в войне фракций, и третий, « Метро Исход» , который вращается вокруг Артема и группы других сталкеров, покидающих Москву и путешествующих по России на поезде в поисках нового места для жить.

2010-е годы

[ редактировать ]

Третья мировая война и ее прогнозируемые последствия продолжали изображаться в популярных средствах массовой информации по всему миру, например, в недавних видеоиграх APOX (2011), Homefront (2011) и Metro франшизе Metro 2033 (2010), Metro: Last Light (2013) . ), Метро Исход (2019).

Ace Combat : Assault Horizon (2011) начинается с того, что российское восстание берет под свой контроль Россию и начинает войну против НАТО. Wargame: European Escalation (2012) — это стратегия в реальном времени, имитирующая полномасштабную обычную войну между НАТО и Варшавским договором в период с 1975 по 1985 год. Сценарий Третьей мировой войны также был показан в фильме « Люди Икс: Первый класс » (2011). , где Себастьян Шоу , Эмма Фрост и Клуб Адского Пламени планировали поддержать третью мировую войну, чтобы уничтожить людей и развить мутантов, чтобы Клуб Адского Пламени мог установить свою власть над Землей. Некоторые другие фильмы, изображающие мир, похожий на Третью мировую войну, - это «Красный рассвет» , римейк фильма 1984 года, в котором рассказывается о вторжении Северной Кореи и России в Соединенные Штаты; «Завтра, когда началась война» — фильм о вторжении в Австралию коалиции азиатских стран; и хорватский фильм 2010 года «Шоу должно продолжаться» . Сценарий Третьей мировой войны также можно увидеть в фильме «Охотник-убийца» , в котором российский министр-изгой пытается совершить государственный переворот, а американские войска должны сражаться с его войсками, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта. «Немыслимое» — фильм 2018 года, в котором показано вторжение России в Швецию и Европу. «Зов волка» — французский фильм 2019 года, в котором изображена французская подводная лодка класса «Руби», оказавшаяся в центре вооруженного конфликта между Западом и российско-иранским альянсом. «Третья мировая война: Внутри военной комнаты» — документальная драма 2016 года, в которой подробно рассказывается о войне между НАТО и Россией после того, как Путин вторгся в Латвию в битве, подобной российско-украинской войне . «Стальной дождь» южнокорейский фильм 2017 года, в котором рассказывается о северокорейском перевороте с целью развязать войну против Южной Кореи и США с помощью Китая. Третья мировая война далее упоминается в японском аниме « Врата Штейна» (2011), в котором Ринтаро Окабе должен путешествовать по различным мировым временным линиям, чтобы предотвратить новую мировую гонку вооружений после открытия путешествий во времени , которая в конечном итоге окутает планету в глобальную войну из-за технология. Действие другого аниме, AKB0048 (2012–2013), происходит через 48 лет после того, как межпланетная война уничтожила все на Земле и вынудила человечество бежать на другие обитаемые планеты.

Сценарии Третьей мировой войны также можно было увидеть в некоторых телешоу. «Спасение» изображает момент, когда метеор вот-вот упадет на Землю, и между Соединенными Штатами и Россией происходит короткая битва. В фильме «Последний корабль» изображена глобальная пандемия, уничтожившая более 80% населения мира, а экипаж (состоящий из 218 человек) одинокого непораженного эсминца управляемых ракет ВМС США класса «Арли Бёрк», вымышленного военного корабля США «Натан Джеймс» , должен попытаться найти вылечить, остановить вирус и спасти человечество, пока оно сражается со многими странами в «иммунных войнах», включая Россию и Китай. «Оккупированные» — норвежский телесериал, изображающий вымышленное будущее, в котором Россия при поддержке Европейского Союза оккупирует Норвегию, чтобы восстановить добычу нефти и газа. У команды SEAL есть эпизод, в котором морские котики должны предотвратить войну с Россией и Китаем после попытки вытащить российского перебежчика внутри китайских границ.

Вторжения инопланетян стали популярной темой в таких конфликтах, как Третья мировая война, где инопланетные захватчики изображаются аналогично человеческим военным захватчикам, как это видно в фильмах « Горизонт» (2010), «Битва: Лос-Анджелес» (2011), «Тихоокеанский рубеж» «Тихоокеанский рубеж» (2013) и (2013). сериал «Рухнувшие небеса» (2010).

Научно-фантастический роман «Пой богиня: Гнев Фонца»; «Сказки дымовой ямы, часть II» Триппа Эйнсворта сосредоточены вокруг «Илиады» в Восточной Европе во время вымышленной Третьей мировой войны.

2020-е годы

[ редактировать ]

Вскоре после авиаудара, в результате которого американские войска убили иранского силами «Кудс» командующего Касема Сулеймани и командира иракской милиции Абу Махди аль-Мухандиса в январе 2020 года, в Интернете появились мемы о Третьей мировой войне (которая формально была бы американо-иранской войной) и проект процедуры начал распространяться в различных социальных сетях. [32] Подобные мемы о Третьей мировой войне и призыве в армию появились в Твиттере в ответ на вторжение России в Украину . [33] Предотвращение Третьей мировой войны - это предпосылка фильма «Довод» , который был выпущен 26 августа 2020 года после того, как его трижды откладывали из-за пандемии COVID-19 . [ нужен лучший источник ] В романе 2020 года «Разбойный флаг» рассказывается о том, как микрогосударство начинает войну между НАТО и Шанхайской организацией сотрудничества . [34]

В первом эпизоде ​​« Звездного пути: Странные новые миры » капитан Пайк обращается к человекоподобному виду, приближающемуся к собственному уничтожению в войне, показывая им видео Третьей мировой войны на Земле в качестве примера того, чего следует избегать.

Американская психологическая ассоциация провела опрос в 2022 году после российского вторжения на Украину и обнаружила, что почти 7 из 10 американцев считают, что они находятся на начальной стадии Третьей мировой войны. В электронном письме по сбору средств, отправленном Дональдом Трампом в ноябре 2023 года, утверждалось, что Джо Байден подталкивает США к войне. [35]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Биггс, Линди и Хансен, Джеймс (редакторы), 2004 г., Чтения по технологиям и цивилизации , ISBN   0-7593-3869-8 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Уорланд, Рик, 2006, Фильм ужасов: Введение , Blackwell Publishing, ISBN   1-4051-3902-1 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Франклин, Джером, 2002, Кино «Атомная бомба: Апокалиптическое воображение в кино» , Рутледж, ISBN   0-415-93660-8 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Липшуц, Ронни Д., 2001, Фантазии холодной войны: кино, художественная литература и внешняя политика , Роуман и Литтлфилд, ISBN   0-7425-1052-2 .
  5. ^ Саган, Карл (1985). Космос (1-е изд. книг Баллантайна). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ballantine Books . ISBN  0-345-33135-4 . OCLC   12814276 .
  6. ^ Перейти обратно: а б Анджело, Джозеф А., 2004, Ядерные технологии , Greenwood Press, ISBN   1-57356-336-6 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Мартин, Эндрю и Петро, ​​Патрис, 2006 г., « Переосмысление глобальной безопасности: СМИ, популярная культура и «война с террором», издательство Rutgers University Press, ISBN   0-8135-3830-0 .
  8. ^ Уильям Х. Паттерсон, Роберт А. Хайнлайн: В диалоге со своим веком , том 1, Tor Books, 2011 гл. 20-21; см. также описание переписки Хайнлайна здесь
  9. ^ Перейти обратно: а б с д Холливелл, Мартин, 2007, Американская культура 1950-х годов , Издательство Эдинбургского университета, ISBN   0-7486-1885-6 .
  10. ^ Перейти обратно: а б Грант, Мэтью; Циманн, Бенджамин (2016). Хорн, Ева (ред.). Понимание воображаемой войны: культура, мысль и ядерный конфликт, 1945–90 (1-е изд.). Манчестер, Англия: Издательство Манчестерского университета. стр. 30–50.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Лаборатория Национального Лос-Аламоса. «Атомная поп-культура | Откройте для себя Национальную лабораторию Лос-Аламоса» . Лос-Аламосская национальная лаборатория . Проверено 6 мая 2024 г.
  12. ^ Оукс, Гай (1994). Воображаемая война: гражданская оборона и американская культура холодной войны . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 56–57. ISBN  0-19-509027-6 .
  13. ^ Хорн, Пьер Л., 1991, Справочник французской популярной культуры , Гринвуд, ISBN   0-313-26121-0 , стр. 236.
  14. ^ Гибсон, Алисия (2012). «Атомный поп! Astro Boy, диалектика просвещения и машинные способы существования» . Культурная критика . 80 : 183–205. doi : 10.5749/culturalcritique.80.2012.0183 . ISSN   0882-4371 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Кварт, Леонард, и Остер, Альберт, 2001, Американский фильм и общество , Прегер/Гринвуд, ISBN   0-275-96743-3 , с. 76-77.
  16. ^ «Питер Уоткинс — Военная игра» . Проверено 4 февраля 2012 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Волк, Дуглас (2021). Все чудеса: Путешествие к концу величайшей истории, когда-либо рассказанной . Нью-Йорк: Пингвин Пресс. стр. 71–74. ISBN  9780735222168 .
  18. ^ Фрум, Дэвид (2000). Как мы сюда попали: 1970-е годы . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 320 . ISBN  978-0-465-04195-4 .
  19. ^ Маккосленд, Джеймс (4 декабря 2006 г.). «Предупреждения ученых остались без внимания» . Курьер-Почта . News.com.au. ​Проверено 26 апреля 2010 г.
  20. ^ Харпол, Чарльз (15 марта 2002 г.). История американского кино . Издательство Калифорнийского университета. п. 203. ИСБН  0-520-23265-8 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и Николс, Томас М., 2002, Завоевание мира: уроки для будущего Америки из холодной войны , Прегер/Гринвуд, ISBN   0-275-96663-1 .
  22. ^ Розенцвейг, Рой и Блэкмар, Элизабет (1992). Парк и люди: история Центрального парка . Издательство Корнельского университета. п. 519. ИСБН  0-8014-9751-5 .
  23. ^ Перейти обратно: а б Последствия из «Дня после» , Lawrence.com, 19 ноября 2003 г.
  24. ^ Перейти обратно: а б Усби, Ян, 1996, Кембриджский путеводитель по литературе на английском языке в мягкой обложке , ISBN   0-521-43627-3 , с. 51.
  25. ^ Перейти обратно: а б Сильвей, Анита, 2002, Основное руководство по детским книгам и их создателям , Houghton Mifflin Books, ISBN   0-618-19082-1 , с. 58.
  26. ^ Бек, Джерри, 2005, Путеводитель по анимационным фильмам , Chicago Review Press, ISBN   1-55652-591-5 , с. 309.
  27. ^ Хранители № 11-12.
  28. ^ 2000 AD Prog 201: «Портрет мутанта, часть 2»
  29. ^ Гарт Эннис - Когда 2000AD был будущим (Bleeding Cool.com)
  30. ^ «Буря в пустыне и война в Персидском заливе» . Архивировано из оригинала 10 октября 2009 г. Проверено 20 апреля 2009 г.
  31. ^ Война, которой не было: Третья мировая война
  32. ^ «Новая, подпитываемая мемами ностальгия по войне» . 5 января 2020 г.
  33. ^ «Российско-украинская война: мемеры сходят с ума из-за тенденций Третьей мировой войны в Твиттере» . Телангана сегодня . 24 февраля 2022 г. Проверено 4 марта 2022 г.
  34. ^ «Разбойный флаг» .
  35. ^ «Почему так много политиков говорят о Третьей мировой войне» . ВРЕМЯ . 20 ноября 2023 г. Проверено 6 мая 2024 г.
  • Уильям Джексон, «Альтернативная Третья мировая война: 1985-2035 гг.»
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8f08f30f11b15d668db55484737ce818__1717639320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8f/18/8f08f30f11b15d668db55484737ce818.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
World War III in popular culture - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)