Моника Вайс
Моника Вайс | |
---|---|
![]() Вайс в «Говорящих портретах» | |
Рожденный | 1964 |
Национальность | Польский - Американский |
Известный | Монтаж , Видео , Перформанс |
Веб-сайт | www |

Моника Вайс (род. 1964, Варшава ) — польско - американская современная художница из Нью-Йорка . В основном она работает с инсталляцией , видеопроекцией , перформансом , звуком и рисунком . [ 1 ] [ 2 ] Ее трансдисциплинарный подход исследует отношения между телом и историей и напоминает древние ритуалы плача . [ 3 ] [ 4 ]
Образование
[ редактировать ]Вайс, дочь концертирующего пианиста, изучала фортепиано и классическую музыку с 1970 по 1984 год. [ 1 ] [ 5 ] С 1984 по 1989 год она посещала Академию изящных искусств в Варшаве , где изучала живопись и рисунок у Рышарда Винярского, Стефана Геровского и Мариана Чаплы . Она была художником-резидентом Академии изящных искусств в Лодзи (1994–1995), Колледжа Спелмана в Атланте (1996), Университета штата Джорджия Школы искусств и дизайна (1997–1998), Университета Мэриленда (1999). и в Школе Чикагского института искусств (2002). [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Ранние работы Вайса 1980-х и начала 90-х годов состояли в основном из рисунков и картин с изображением человеческих фигур. Рисунки выполнялись тушью, смешанной с красками, и она часто строила из них коллажи на больших листах бумаги. Позже творчество художника расширилось и включило в себя инсталляции, видео и звуковые проекты. [ 1 ]
Ее работы выставлялись на более чем двадцати персональных выставках и многочисленных групповых выставках по всему миру. [ 1 ] [ 6 ] В 2005 году Художественная галерея колледжа Леман организовала и опубликовала ретроспективу творчества художницы с 1999 года « Моника Вайс: Пять рек» . [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] В 2006 году Вайсу было поручено создать «Рисование Леты» во Всемирном финансовом центре , крупномасштабный общественный проект, курируемый Центром рисования в Нью-Йорке. [ 1 ] [ 4 ] [ 8 ] Ее работы были представлены в CIFO Фонда искусств Сиснерос Фонтаналс, Майами ( Формы классификации: альтернативные знания и современное искусство , 2007; Дилемма заключенного: отрывки из коллекции Эллы Фонтаналс-Сиснерос , 2009). [ 9 ] [ 10 ] и она участвовала в первой выставке пражского музея Монтанелли (MuMo) в 2010 году. [ 4 ] [ 11 ]
Некоторые другие известные выставки включают «Момент за моментом: Медитации руки» в Художественном музее Северной Дакоты , Гранд-Форкс (2006); Об отсутствии лагерей в Кунстхаусе Дрездена (2006 г.); POZA: О польском современном искусстве в Real Art Ways , Хартфорд (2008); и Frauen bei Olympia во Frauenmuseum, Бонн (2009). [ 4 ] Вайс выставлялся вместе и сотрудничал с такими художниками, как Кэрол Шнееманн , [ 12 ] Мона Хатум , Элис Фрэнсис [ 6 ] и Стивен Витиелло среди других. [ 13 ]
Вайс читала лекции о своей работе в учреждениях по всему миру, а ее работы публиковались в многочисленных публикациях, в том числе «Новые реальности: быть синкретическими» (Спрингер, Вена/Нью-Йорк) и «Техноэтическое искусство» (Интеллект, Лондон). [ 3 ] [ 14 ]
В 2009 году она получила награду Нью-Йоркского фонда искусств в категории междисциплинарного искусства. [ 1 ] Она делит свое время между Нью-Йорком и Сент-Луисом , где она является доцентом Школы дизайна и визуальных искусств Сэма Фокса Вашингтонского университета в Сент-Луисе и сотрудником факультета исполнительских искусств. [ 3 ]
Характеристики
[ редактировать ]Оплакивание
[ редактировать ]Повторяющимся мотивом в творчестве художника является исследование древнего ритуала плача. [ 1 ] [ 3 ] [ 14 ] По ее словам, групповой траур — это больше, чем просто реакция на конкретное горе; он может действовать как политическая сила. Исторически это женское выражение, плач стоит «против героических, мужских фантазий о завоеваниях и власти». [ 5 ] Через скорбь она привлекает внимание к сложностям истории, включая «тех, кто постоянно отсутствовал: жертв и побежденных». [ 15 ] По мнению искусствоведа Адрианы Вальдес, плач — это одновременно выражение и молчание; ему не хватает артикуляции. [ 15 ] Работа Вайса сосредоточена на этом недостатке артикуляции, «моменте, когда язык рушится перед лицом потери способности обозначать». [ 5 ]
Тело
[ редактировать ]Вайс использует свое тело как художественный инструмент. [ 7 ] как средство передвижения и палитра. [ 16 ] Часто она использует свое тело в повторяющихся и монотонных движениях с определенными ограничениями, например, погружаясь на большое расстояние в бетонный резервуар, наполненный водой ( Энойя ), или катаясь, обрисовывая свой силуэт на таких материалах, как листы холста ( Леукос ) или кровать с книгами ( Флегетон-Мильцени ). [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ]
Производительность
[ редактировать ]В ее спектаклях отсутствует драматургический сюжет. [ 2 ] Они известны своими синкопированными ритмами, которые «нарушают и, как это ни парадоксально, удлиняют время». [ 16 ] Она «обеспечивает альтернативный опыт пространства и времени, который не является конечным, но устойчивым и долговечным». [ 17 ]
Рисунок
[ редактировать ]Рисование называют пробным камнем ее искусства. [ 16 ] Он часто связывает воедино различные аспекты ее искусства: технологический с телесным, общественный с одиноким. [ 17 ]
Избранные работы
[ редактировать ]Эннойя
[ редактировать ]В инсталляции, представленной в 2002 году в галерее «Диапазон» в Нью-Йорке, художница погружалась в бетонный бассейн, полный воды, которая появлялась лишь периодически на протяжении 6-часового представления. [ 16 ] Камера, подвешенная к потолку, записывала выступление, и изображение ее погруженного в воду, свернувшись калачиком тела, проецировалось на ближайшую стену в сопровождении звуков, доносившихся из-под поверхности воды. [ 1 ] [ 16 ] По описанию критика Джеймса Д. Кэмпбелла: «Художница, казалось, слила свое тело с контурами наполненного водой скульптурного бассейна, в который оно было погружено, как если бы оно было вторичной кожей; панцирная арматура для ее уязвимого тела, обеспечивающая защиту. Подобно эмбриону in vitro, купель можно было интерпретировать как экзоскелет, содержащий питательный чан с амниотической жидкостью, наполненный водами ее жизни». [ 16 ]
Леукос
[ редактировать ]«Лейкос» — это перформанс под открытым небом, созданный на территории Леман-колледжа в Бронксе . Это была часть серии работ под названием «Интервалы», в которых художник и другие участники делали рисунки, обводя свои тела. [ 7 ] В течение двух дней художник и другие участники катались на больших листах хлопка по несколько часов, обводя свои силуэты мелками, графитом и пигментами, в то время как ветер и дождь затемняли и размывали рисунки. [ 7 ] [ 18 ] Затем в галерее установили хлопковое полотно, а на стене позади него проецировалось видео спектакля в сопровождении саундтрека из оперных арий. [ 18 ] The New York Times писала об этом произведении: «Отчасти эта работа помогает нам взглянуть на тело и подумать по-другому о нем, как об инертном объекте, а отчасти оно связано с объединением воедино художественных жанров – скульптуры, инсталляции, перформанса и рисунка. таким своенравным образом, что почти полностью исключает искусство». [ 7 ]
Флегетон – Тишина
[ редактировать ]Для этой инсталляции в Потсдаме книги — философские и литературные издания довоенной Германии — служили объектами, по которым художница ползала и рисовала, обрисовывая свое тело, пока ее глаза оставались закрытыми. В соседней комнате транслировалось непрерывное видео, основанное на представлении. [ 17 ] В обзоре для The Gazette (Монреаль) Генри Леманн написал: «Что-то, что происходит в творчестве Вайса, кажется объективным образом, заключается в том, что в какой-то момент книги перестают быть просто книгами и становятся в первую очередь формами искусства. Они больше не просят, чтобы их читали, а скорее просят, чтобы мы стали свидетелями их существования и, возможно, увидели в их пожелтевших страницах меру времени». [ 19 ]
Сустеназо
[ редактировать ]впервые установленная в подвалах замка Уяздовских в Варшаве Мультимедийная инсталляция, , была вдохновлена событием, произошедшим в замке вскоре после начала Варшавского восстания . В августе 1944 года оккупационная немецкая армия приказала немедленно эвакуировать почти две тысячи пациентов больницы. Многие из тяжело больных пациентов вскоре умерли. [ 6 ] [ 20 ] [ 21 ] Вайс использовал оригинальные документы, связанные с эвакуацией больницы, а также другие изображения и звуки. В видео голоса на польском языке разбиты на голоса на немецком. Восьмидесятилетняя полька, молодая медсестра в больнице, рассказывает историю своего опыта на польском языке, в то время как другой женский голос читает на немецком отрывки из Фауста II . [ 20 ] Название « Сустеназо » — греческое слово, означающее «вздыхать, неслышно оплакивать вместе». [ 6 ] По ее собственным словам: «Акт «выбрасывания» больницы противоречит всему, чем должна быть больница: местом, где спасаются человеческие жизни. Сустеназо называет это событие метафорой войны в целом». [ 5 ]
Артистка не выступает в «Сустеназо» и не участвовала в других недавних работах, чтобы избежать автобиографических интерпретаций. Она также подчеркивает, что речь идет не только о польской или европейской истории. Она объясняет: «В более широком смысле речь идет о человеческих жертвах, вызванных войной и другими политическими и организованными актами насилия и угнетения. Для меня война не просто разрушительна: она неприемлема». [ 5 ] Начиная с декабря 2012 года один из трех видеороликов выставки, «Сустенасо» («Плач II») , выставляется в Музее памяти и прав человека в Сантьяго, Чили, на персональной выставке, включающей инсталляцию из старинных книг, медицинских инструментов и произведений художника. рисунки. сопроводительный каталог эссе и интервью « Моника Вайс: Сустеназо (Плач II)» . К выставке был опубликован [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Ева Горзондек, «Моника Вайс», Culture.pl. Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Анета Шилак, «Ваша ловушка будет вашим убежищем: скрытые желания и публичные выступления Моники Вайс», Моника Вайс Файв-Риверс , Художественная галерея колледжа Леман / Les Editions Samuel Lallouz, 2005, стр. 49-60.
- ^ Jump up to: а б с д «Биография Моники Вайс», samfoxschool.wustl.edu . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Биография Моники Вайс», brunodavidgallery.com . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джулия П. Херцберг, «Разговор с Моникой Вайс», Моника Вайс: Сустеназо (Плач II) , Музей памяти и прав человека, Сантьяго, Чили, 2012, стр. 26-35.
- ^ Jump up to: а б с д и «Моника Вайс – Сустеназо, инсталляция», artinfo.pl . Проверено 28 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бенджамин Дженоккио , «ART REVIEW; Артист, чье выступление дает результат», The New York Times , 18 декабря 2005 г.
- ^ «Рисование Леты», artslant.com. Архивировано 11 марта 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 17 марта 2013 г.
- ^ «Формы классификации: альтернативные знания и современное искусство», Архивировано 14 апреля 2013 г. на archive.today cifo.org . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ «Дилемма узника: отрывки из коллекции Эллы Фонтаналс-Сиснерос», Архивировано 14 апреля 2013 г. на archive.today cifo.org . Проверено 25 марта 2013 г.
- ↑ Тони Озуна, «Низкий профиль, высокое качество», The Prague Post , 20 января 2010 г.
- ^ «Моника Вайс Лета – Пространство рисунка» csw.art.pl. , Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ «Выставка: Потоковый музей представляет размышления о влиянии Джона Кейджа на искусство и массовую культуру», rhizome.org . Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Моника Вайс, «Выполнение рисунка», Веб-сайт Высшей школы дизайна Гарвардского университета . Проверено 14 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Адриана Вальдес , «Плач и место памяти: Сустеназо Моники Вайс (Плач II)», Моника Вайс: Сустенасо (Плач II) , Музей памяти и прав человека, Сантьяго, Чили, 2012, стр. 40-43.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джеймс Д. Кэмпбелл, «Опираясь на синкопе: перформативность восторга в искусстве Моники Вайс», Моника Вайс Файв-Риверс , Художественная галерея колледжа Леман / Les Editions Samuel Lallouz, 2005, стр. 33-47.
- ^ Jump up to: а б с Гай Бретт , «Бытие времени», Моника Вайс Файв-Риверс , Художественная галерея колледжа Леман / Les Editions Samuel Lallouz, 2005, стр. 23-28.
- ^ Jump up to: а б Кэрол Дамиан, «Каарина Кайкконен и Моника Вайс», ARTnews , июнь 2006 г.
- ↑ Генри Леманн, «Цепляться за свою человечность с течением времени», The Gazette (Монреаль) , 23 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Фолькер Эльшлегер, «Хор плача: видеопроект нью-йоркской художницы Моники Вайс начинает новую серию выставок», Märkische Allgemeine , июль 2010 г.
- ^ Моника Вайс Сустеназо » , csw.art.pl. « Проверено 25 марта 2013 г.
- ^ Джулия П. Херцберг, Адриана Вальдес, Моника Вайс: Сустенасо (Плач II) , Музей памяти и прав человека, Сантьяго, Чили, 2012.