Каэтан Чинк
Каетан Чинк (22 апреля 1763 — 26 августа 1813) — австрийский писатель, философ и профессор, чья литературная деятельность в основном была сосредоточена на скептицизме по отношению к сверхъестественному. Его самой известной работой стал готический роман Geschichte eines Geistersehers. Aus den Papieren des Mannes mit der eisernen Larve , переведенная на английский Питером Уиллом как «Жертва магического заблуждения» .
Биография
[ редактировать ]Каетан Чинк родился 22 апреля 1763 года в Вене . [1] Он был венгерского происхождения. [2] Чинк вступил в Орден кармелитов в 1780 году, но покинул его, не получив рукоположения, и в 1792 году поступил в Йенский университет , чтобы изучать философию. [1] [3] Философским центром внимания Чинка были работы Иммануила Канта , и он занимал должность профессора философии в университете в Ольмюце (современный Оломоуц, Чехия ), где преподавал и писал по логике, метафизике и практической философии. Он оставался на этой должности до своей смерти 26 августа 1813 года. [1]
Жанр и стиль
[ редактировать ]Чинк работал в жанре готической фантастики , который был популярен в Германии в 1790-х годах. Он был одним из первых последователей готической формы Geisterseherroman («роман о некромантах», букв. «Роман о призраках»), которая была изобретена Фридрихом Шиллером в его незаконченном романе 1789 года Der Geisterseher . [4] Geisterseherroman характеризуется мошенниками и шарлатанами, обманывающими доверчивых, используя, казалось бы, сверхъестественные средства, махинации которых раскрываются публике и имеют обыденные объяснения с помощью сценических эффектов в стиле фантасмагории , таких как люки , скрытые зеркала, полупрозрачные вуали и пиротехника, а также с помощью таких технологий, как движущаяся панорама , эйдофузикон и волшебный фонарь . [2] [4]
Самым известным романом Чинка была история провидца-призрака. Из бумаг человека с железной маской перевел на английский , которые Питер Уилл как «Жертва магического заблуждения» . [5] В романе описываются предполагаемые духовные явления, которые представляют собой изображения, созданные простым волшебным фонарем. [6] Различные представленные трюки выполняются загадочной фигурой по имени Алумбрадо (отсылка к Альумбрадо , испанской мистической секте, подавленной инквизицией ), которая творит чудеса, чтобы убедить людей, что Бог говорит и действует через него, служа своим целям заговора иллюминатов . [7]
Большая часть работ Чинка носит дидактический характер, с четкими уроками, в которых доверчивые персонажи высмеиваются за то, что они впадают в заблуждения. Это контрастирует с тем фактом, что популярность жанра готики исходит из элементов недоверия, и на них полагаются продажи. [8]
За быстрым принятием «Geistseherroman» Чинком последовали другие подражания Шиллеру, в том числе » Карла Фридриха Калерта ( «Der Geistbanner « Некромант» ), » Карла Гросса ) «Der Genius» ( «Ужасные тайны , «Der Geistseher» Г. Бюхера . «Венецианская сказка чудесного содержания К. А. Зейделя » и «Die Geistseherinn» , все они были написаны в середине 1790-х годов. [4] В отличие от Шиллера, который подчеркивал психологические элементы сверхъестественных бредов, Чинк интересовался механизмом бреда, предоставляя исчерпывающие детали своих объяснений. [9] Описание Чинком спектрального изображения, вызванного волшебным фонарем, предшествует знаменитой иллюзии «Призрак Перца» . более чем на пятьдесят лет [10]
Влияние и прием
[ редактировать ]Через «Жертву магического заблуждения» Чинк (а также Шиллер, Калерт и Гросс через их романы) оказал влияние на Уильяма Годвина , который прочитал английский перевод Уилла и написал «Жизни некромантов» . [11] Чарльз Брокден Браун познакомился с готической фантастикой благодаря работам Чинка и находился под его влиянием при написании «Виланда, или Трансформация: американская сказка» , первого американского готического романа. [12] Предпочтительная интеллектуальная атмосфера ранней американской литературы отдавала предпочтение Чинк и Шиллеру перед английскими писателями-готиками Горацием Уолполом и Мэтью Льюисом из-за рациональных объяснений предположительно сверхъестественных явлений. [13]
На известность «объясненных сверхъестественных» историй в немецких готических рассказах, продолжавшуюся с 1780 по 1799 год, сильно повлияли два произведения Чинка: « История провидца-призрака» и еще один роман под названием «Чудесные истории» вместе с ключом к их объяснению . [9] Благодаря переводу Питера Уилла на английский язык, Чинк также повлиял на английскую готическую литературную сцену.
«Жертва магического заблуждения» превзошла по продажам аналогичные произведения Калерта и Гросса в Англии. [9] Современные обзоры были неоднозначными: выпуск The Monthly Review за август 1795 года назвал его «одним из тех бесчисленных подражаний, которые призрак-видец знаменитого Шиллера породил в Германии», в то время как «Критический обзор» был положительным, отмечая, как Чинк показал « как легко ум, склонный к суевериям, может быть обманут самыми обычными явлениями в определенное время и под определенными впечатлениями». [14]
Работает
[ редактировать ]- История провидца-призрака. Из бумаг человека с железной маской (Вена: Франц Якоб Кайзерер, 1790–1793)
- или так называемого Калиостры, опубликованное в Риме [ Беспристрастное исследование бесплодного описания жизни и деяний Жозефа Бальзамо Disamina imparziale del comendio della vita e delle gesta di Giuseppe Balsamo denominato il conte Gagliostro ] (Вена: Франц Якоб Кайзерер, 1791 г.) )
- Чудесные истории вместе с ключом к их объяснению (Вена: Франц Якоб Кайзерер, 1792 г.)
- Grundriß der Logik (Оломоуц: Скарницль, 1802 г.)
- Элементы логики (Оломоуц: Скарничль, 1806 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с фон Вурцбах, Константин , изд. Биографический лексикон Австрийской империи (на немецком языке). Том 48. Вена: Константин фон Вюрцбах . п. 48.
- ^ Jump up to: а б Эллис, Маркман (2010). «Просвещение или озарение: призрак заговора в готической фантастике 1790-х годов». В Хейдт-Стивенсон, Джиллиан; Сассман, Шарлотта (ред.). Признавая романтический роман: новые истории британской художественной литературы, 1780-1830 гг . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. п. 87. ИСБН 978-1-84631-563-3 . OCLC 778433141 .
- ^ Браун, Чарльз Брокден; Барнард, Филип; Шапиро, Стивен (2009). Виланд, или Трансформация: американская сказка с соответствующими текстами . Индианаполис: Хакетт. стр. 318–319. ISBN 978-1-62466-203-4 . OCLC 880437138 .
- ^ Jump up to: а б с Бриджуотер, Патрик (2013). Немецкий готический роман в англо-германской перспективе . Амстердам: Родопи. стр. 35–36. ISBN 978-1-306-16765-9 . OCLC 864747549 .
- ^ Бриджуотер, 2013: 204.
- ^ Андриопулос, Стефан (2011). «Волшебный фонарь Канта: историческая эпистемология и медиаархеология» . Представления . 115 (1): 42–70. дои : 10.1525/rep.2011.115.1.42 . ISSN 0734-6018 . JSTOR 10.1525/rep.2011.115.1.42 .
- ^ Эллис, 2010: 92–93.
- ^ Холл, Дэниел (2005). Французская и немецкая готическая фантастика конца восемнадцатого века . Оксфорд: Питер Лэнг. п. 196. ИСБН 3-03910-077-7 . OCLC 57414745 .
- ^ Jump up to: а б с Бриджуотер, 2013: 182–183.
- ^ Джонс, Дэвид Дж. (2011). Готическая машина: текстуальность, докинематографические медиа и кино в популярной визуальной культуре, 1670-1910 гг . Кардифф: Издательство Уэльского университета. п. 37. ИСБН 978-0-7083-2408-0 . OCLC 769342474 .
- ^ Бриджуотер, 2013: 255–256.
- ^ Снодграсс, Мэри Эллен (2005). Энциклопедия готической литературы . Нью-Йорк: Информационная база. п. 360. ИСБН 978-1-4381-0911-4 . OCLC 239499576 .
- ^ Викерс, Анита (2002). Новая Нация . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. п. 164. ИСБН 978-1-4294-7582-2 . OCLC 150420594 .
- ^ Бриджуотер, 2013: 181.