Нардокан
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2021 г. ) |

Нардокан или Нардуган ( казахский : Нартуған , [nɑrto̙wˈɣɑn] , турецкий : Нардоган , азербайджанский : Нардукан ) был тюркской концепцией праздника в тенгрианстве . В настоящее время это слово чаще всего используется для обозначения зимнего солнцестояния во многих языках Центральной Азии и Сибири . Праздник схож как по времени, так и по концепции (рождению солнца) с Ночью Ялды . Учитывая историчность тюрко-персидских (религиозных, литературных и культурных) связей, а также символизм плодов граната среди иранцев во время Ялды, эти два праздника явно имеют общее происхождение. Оно также используется как эквивалентное название христианского праздника Рождества .
Этимология
[ редактировать ]Корень слова не ясен. Но связано со следующими словами:
- Древнетюркское : Нар – Солнце
- Монгольский : Нар (Нар) – Солнце
- Ойрат : Нарн (Narn) – Солнце
И тюркский глагол Догмак (что означает рождаться или подниматься ) слился и соединился с этим корнем. [ 1 ] Также это означает «Новорожденное Солнце». [ 2 ]
Термин «Нар» (турецкий: Nar. Армянский: նուռ. Персидский: انار) несет в себе символическую ссылку на солнце, особенно из-за белых семян. [ 3 ] внутри гранатов, символизирующих солнце (свет), выходящее из тьмы. Красный цвет плода также представляет собой первый видимый оттенок солнца в момент восхода солнца.
Мифологическое значение
[ редактировать ]Нардокан или Нардуган праздновали турки 21 декабря, в самую длинную ночь в году и ночь зимнего солнцестояния . В эту ночь, символизирующую старое солнце, становится меньше по мере того, как дни становятся короче в Северном полушарии , и умирает 22 декабря, в день зимнего солнцестояния. Говорят, что он побежден темными и злыми силами. 23 декабря становится новым солнцем.
В то время как некоторые ученые связывают происхождение рождественской елки с языческими ритуалами в дохристианской Британии, другие предполагают, что эта традиция была заимствована у древних германских народов. Однако турецкий археолог Муаззез Ильмие Чыг отстаивает идею о том, что именно турки изобрели рождественскую елку.
По словам турецкого археолога, рождественская елка, ярко украшенный символ христиан в один из самых святых дней, также представляет собой связь с древними тюрками Центральной Азии.
Согласно этой теории, его истоки не в скандинавских мифах или язычестве Британских островов, как полагают большинство западных историков, а в тюркской традиции « дерева исполнения желаний ». Но не все турецкие ученые согласны с этим, утверждая, что идея о том, что турки изобрели рождественскую елку, является просто принятием желаемого за действительное.
Европейцы, утверждает Муаззез Ильмие Чиг, включили в свой собственный праздничный ритуал обряд, берущий свое начало от старого турецкого обычая, согласно которому люди украшали особое дерево, чтобы вознести благодарность Богу.
«Люди клали особые вещи под белую сосну в качестве подарка Богу в ответ на его благодеяние в течение года», — сказал Чиг, добавив, что этот обычай впервые возник в тюркской Центральной Азии. «Они также привязывали к его ветвям кусочки ткани, чтобы загадать желание на следующий год».
«Украшение елки — это небольшая часть праздника, связанного для турок со святостью солнца», — сказал Чиг. «Он объединяет членов семьи в приятных занятиях. Они убирают дома, поют народные песни, едят особую еду и надевают праздничную одежду».
Согласно мифологии, бог Ульген живет на вершине особого дерева, простирающегося от поверхности земли до неба. Его миссия – устраивать приход дней и ночей. День и Ночь беспрерывно спорят о том, кто придет первым.
Однако 22 декабря День окончательно победил Ночь. После этого турки праздновали этот день как праздник возрождения.
«Согласно некоторым историческим источникам, белая сосна выращивается только в Средней Азии, и палестинцы ничего не знали об этой сосне», — сказала она. «Это еще одно свидетельство того, что христиане получили этот обычай от турок, хотя религия Иисуса возникла с Ближнего Востока ».
«Когда первый христианский собор собрался в Никее (ныне Изник, Турция ), все епископы приняли этот праздник как символ рождения Иисуса , хотя в ту эпоху его обычно считали языческой практикой», — сказал Чиг. «Они решили праздновать Рождество, рождение Иисуса, 24 декабря. Таким образом, обычай начал интегрироваться в культуру христианства».
созвал великий Никейский собор В 325 году нашей эры Константин Великий , принявший христианство десятилетием ранее, . Это был первый всемирный совет церкви, доктринальный авторитет которого признан большинством христианских конфессий.
«Поначалу рождение Иисуса отмечали без украшения елки. Однако из-за растущего влияния праздников турецкого происхождения по всей Европе первая рождественская елка в традиционном смысле была украшена в Германии в 1605 году. Подобные практики позже наблюдались во Франции. Эта практика постепенно распространилась по всему миру из Франции », — сказала она, утверждая, что именно гуннские воины изначально принесли этот обычай в Европу.
Известный писатель решительно поддержал утверждение Чига о том, что украшение рождественских елок пришло из старого турецкого обычая.
«Тюркские племена иммигрировали в Европу из северного Причерноморья с седьмого века нашей эры. Постепенно они стали доминирующей культурой в Европе. В то время как христианство распространялось в Европе, традиционные образцы турецкой культуры оказывали влияние на христианскую культуру», — сказал Ибрагим Окур, известный своей книгой «Турки и Европа на протяжении всей истории».
«Чыг на самом деле послал Европе послание, чтобы показать, насколько сильно турки повлияли на историю и культуру Европы», - сказал он.
Но исследователь, известный своими работами по христианству, считает, что аргумент Чига — очень деликатное утверждение, требующее дополнительных исследований.
«Невозможно узнать, когда и действительно ли тюркские племена впервые установили дерево для празднования. Но если наука подтвердит ее утверждение, нам следует пересмотреть все, что мы знаем о христианстве», — сказал Алтунч Алтындал.
«Допустимые исторические источники говорят, что возведение рождественской елки — это скандинавский обычай, восходящий к 19 веку», — сказал он. «Если мы углубимся в эту тему, мы можем обнаружить, что этот обычай возник еще до XIX века».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исследуя наши национальные ценности, Гюллю Йологлу - «НАРДОГАН – ГЮНДОГАН». Архивировано 19 января 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Кристмас-Ноэль-Нардуган и Мухаррем, Мурат Каледжик - «Нардуган»
- ^ Пашайи Фахри, Кямран; и др. (2013). «Исследование граната в мифологии и его отражение в персидской литературе» (PDF) . Специализированный ежеквартальный журнал персидской поэзии и стилологии прозы (Бахар Адаб) 1 ( 27): 361-374.
Источники
[ редактировать ]- Древние языки и письменности, Халук Беркмен - Ноэль и Нардуган