Jump to content

Люди Билокси

Билокси
Танекс , Танекс а н да , Танек а н двор , эти Танеки н Из
Общая численность населения
951 Племя Туника-Билокси (перепись 2010 г.) [1]
Регионы со значительной численностью населения
Миссисипи (исторический), Луизиана
Языки
Английский , французский , испанский , Билокси (исторический)
Религия
Протестантизм , католицизм , традиционные верования
Родственные этнические группы
Туника , Чокто
Индейцы Билокси (язык)

Племя Билокси коренные американцы языковой семьи сиу. Они называют себя автонимом Танек (а) на языке сиуан- билокси. Впервые встретившись с европейцами в 1699 году, Билокси населяли территорию недалеко от побережья Мексиканского залива, недалеко от нынешнего города Билокси , штат Миссисипи . В конечном итоге их вытеснили на запад, в Луизиану и восточный Техас . Язык Билокси Tanêksąyaa ade — вымер в 1930-х годах, когда умерла последняя известная полуговорящая на нем Эмма Джексон.

Сегодня оставшиеся потомки Билокси слились с Туника и другими оставшимися народами. Вместе они были признаны на федеральном уровне в 1981 году; сегодня они называются индейским племенем Туника-Билокси и живут в небольшой резервации в приходе Авойель, штат Луизиана . К ним причисляются потомки нескольких других мелких племен. Два основных племени принадлежали к разным языковым группам: билокси говорили на сиуанском языке, а туника имели изолированный язык. Сегодня члены племени говорят на английском или французском языке .

Мало что известно об истории Билокси до их контакта с европейцами в 1699 году. Информация о племени была получена на основе археологических исследований, устных историй, повествующих об их традициях, и материалов родственных племен.

Они столкнулись с французским канадцем Пьером Лемуаном д'Ибервилем , который основывал французскую колонию Луизиана. Д'Ибервиллю сказали, что раньше нация Билокси была довольно многочисленной, но их народ был серьезно истреблен эпидемией , в оспы результате которой целая деревня осталась заброшенной и превращенной в руины. Д'Ибервиль описал, как наткнулся на заброшенную деревню в конце 17 века после того, как два года назад люди заболели болезнью. В деревне сохранились остатки глинобитных хижин с крышами, покрытыми корой деревьев (Dorsey & Swanton 1912: 6). Они могли заразиться от других народов, контактировавших с европейцами, среди которых оспа была эндемичной. У коренных американцев не было иммунитета к этой болезни.

Билокси «были потомками курганы , строивших людей культуры Миссисипи …» (Brain 1990: 80). Хотя исторически предки Билокси имели сиуанский язык, они имели схожие культурные особенности с другими народами Юго-Востока, которые антропологи называют Юго-восточным церемониальным комплексом (SECC). Это было сельскохозяйственное общество, в котором женщины выращивали сорта кукурузы, фасоли и тыквы. Мужчины дополняли аграрный рацион охотой на оленей, медведей и бизонов (Книффен и др., 1987). Они ловили рыбу круглый год (Брэйн, 1990).

Как и во многих преимущественно аграрных обществах, контроль доступа к зернохранилищам и складским помещениям, а также контролируемое распространение их содержимого привели к стратифицированному обществу, вращающемуся вокруг Яахитомайона , или «Великого Священного», высшего правящего дворянина, короля или королевы. . В Yaaxitąąyą была группа младших дворян или депутатов, называемая ixi . Слово Билокси, обозначающее короля или вождя, Аяакси или Яаси , также является словом, обозначающим знахаря или шамана . Таким образом, политические правители также были духовными практиками.

Хотя о похоронных практиках Билокси среди простолюдинов мало что известно, тела умерших Аяакси сушились в огне и дыме . Сохранившиеся тела были помещены в вертикальном положении на красные столбы, воткнутые в землю вокруг центральной внутренней части храма . Умершего ставили на помост у главного входа в храм. Посетители ежедневно «предлагали» еду (Де Монтиньи 1753: 240).

Американский этнолог Джеймс Оуэн Дорси , специалист по сиуанским народам, посетил Билокси в Луизиане в 1892 и 1893 годах. Согласно собранным им данным, опубликованным в словаре 1912 года, в традиционной культуре Билокси до прихода европейцев мужчины носил набедренную повязку или набедренную повязку, обычно сделанную из оленьей шкуры, которую «пропускали между ног и заправляли под ремень спереди и сзади, оставляя значительный запас на обоих концах» (Swanton 1985: 681). Пояса делались из кожи или бисерного шнура. «Мужчины покрывали верхние части своего тела одеждой или одеждой из шкур различных животных, например медведя, оленя (особенно оленя-самца), пантеры, дикой кошки, бобра, выдры, енота, белки и бизона. Некоторые из них были длинными, использовались особенно стариками и предназначались для зимней носки» (там же). Как и в других племенах, для создания такой одежды женщины обрабатывали и шили шкуры животных, а также мокасины и леггинсы. Поножи носили в холодную погоду или для защиты ног от подлеска. Нижние части гамаш заправлялись под края мокасин, а верхние концы обычно прикреплялись к поясу с помощью лямок (там же: 682). Билокси изготавливали инструменты и утварь из рогов бизона и оленя и носили украшения из ограненных и полированных морских ракушек. В некоторых Билокси делали традиционный уход за лицом татуировки и носили нос и/или серьги (Дорси и Суонтон, 1912).

Выжившие Билокси постепенно мигрировали из Миссисипи в Луизиану и Техас . Они слились с другими народами, такими как каддо , чокто и совсем недавно с народом туника .Хотя большая часть племенной структуры исчезла к тому времени, когда этнолог Джеймс Оуэн Дорси посетил их в Луизиане в 1892 и 1893 годах, они все еще прослеживали происхождение по материнской линии в системе матрилинейного родства. Действули три клана: Ита аяди, Люди оленей; Оⁿʇi ​​aⁿyadi, Люди-медведи; и Накотодча аяди, люди-аллигаторы. Большинство Билокси идентифицируют себя как люди оленей. Дорси описал их сложную социальную систему, включающую более 53 терминов для обозначения родственных отношений и дюжину забытых, больше, чем у любого другого народа сиу, которого он посещал и изучал. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Туника-Билокси – перепись 2010 года» . Американский искатель фактов . Бюро переписи населения США. Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 г. Проверено 23 мая 2016 г.
  2. ^ Джеймс Оуэн Дорси, «Билокси» , в «Социологии Сиуана: 15-й ежегодный отчет Бюро американской этнологии», 1897 г. (опубликовано посмертно), стр. 243, текст онлайн в проекте Omaha Indian Heritage , Университет Линкольна в Небраске, по состоянию на 7 марта 2014 г.
  • Брэйн, Джеффри (1990), Туника-Билокси . Серия «Индейцы Северной Америки». Нью-Йорк: Издательство Chelsea House.
  • Дорси, Джеймс Оуэн . и Джеймс Суонтон (1912), Словарь языков Билокси и Офо . Бюро американской этнологии, 47. Вашингтон, округ Колумбия.
  • Де Монтиньи, Дюмон (1753), Исторические мемуары Луизианы . Париж.
  • Ниффен, Фред, Х. Грегори и Г. Стоукс (1987). Исторические индейские племена Луизианы: с 1542 года по настоящее время . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d315deb095dcef3e98f8720ef83f4ac4__1721028120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/c4/d315deb095dcef3e98f8720ef83f4ac4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Biloxi people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)