Люди Билокси
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2007 г. ) |
Общая численность населения | |
---|---|
951 Племя Туника-Билокси (перепись 2010 г.) [1] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Миссисипи (исторический), Луизиана | |
Языки | |
Английский , французский , испанский , Билокси (исторический) | |
Религия | |
Протестантизм , католицизм , традиционные верования | |
Родственные этнические группы | |
Туника , Чокто |
Племя Билокси — коренные американцы языковой семьи сиу. Они называют себя автонимом Танек (а) на языке сиуан- билокси. Впервые встретившись с европейцами в 1699 году, Билокси населяли территорию недалеко от побережья Мексиканского залива, недалеко от нынешнего города Билокси , штат Миссисипи . В конечном итоге их вытеснили на запад, в Луизиану и восточный Техас . Язык Билокси — Tanêksąyaa ade — вымер в 1930-х годах, когда умерла последняя известная полуговорящая на нем Эмма Джексон.
Сегодня оставшиеся потомки Билокси слились с Туника и другими оставшимися народами. Вместе они были признаны на федеральном уровне в 1981 году; сегодня они называются индейским племенем Туника-Билокси и живут в небольшой резервации в приходе Авойель, штат Луизиана . К ним причисляются потомки нескольких других мелких племен. Два основных племени принадлежали к разным языковым группам: билокси говорили на сиуанском языке, а туника имели изолированный язык. Сегодня члены племени говорят на английском или французском языке .
История
[ редактировать ]Мало что известно об истории Билокси до их контакта с европейцами в 1699 году. Информация о племени была получена на основе археологических исследований, устных историй, повествующих об их традициях, и материалов родственных племен.
Они столкнулись с французским канадцем Пьером Лемуаном д'Ибервилем , который основывал французскую колонию Луизиана. Д'Ибервиллю сказали, что раньше нация Билокси была довольно многочисленной, но их народ был серьезно истреблен эпидемией , в оспы результате которой целая деревня осталась заброшенной и превращенной в руины. Д'Ибервиль описал, как наткнулся на заброшенную деревню в конце 17 века после того, как два года назад люди заболели болезнью. В деревне сохранились остатки глинобитных хижин с крышами, покрытыми корой деревьев (Dorsey & Swanton 1912: 6). Они могли заразиться от других народов, контактировавших с европейцами, среди которых оспа была эндемичной. У коренных американцев не было иммунитета к этой болезни.
Билокси «были потомками курганы , строивших людей культуры Миссисипи …» (Brain 1990: 80). Хотя исторически предки Билокси имели сиуанский язык, они имели схожие культурные особенности с другими народами Юго-Востока, которые антропологи называют Юго-восточным церемониальным комплексом (SECC). Это было сельскохозяйственное общество, в котором женщины выращивали сорта кукурузы, фасоли и тыквы. Мужчины дополняли аграрный рацион охотой на оленей, медведей и бизонов (Книффен и др., 1987). Они ловили рыбу круглый год (Брэйн, 1990).
Как и во многих преимущественно аграрных обществах, контроль доступа к зернохранилищам и складским помещениям, а также контролируемое распространение их содержимого привели к стратифицированному обществу, вращающемуся вокруг Яахитомайона , или «Великого Священного», высшего правящего дворянина, короля или королевы. . В Yaaxitąąyą была группа младших дворян или депутатов, называемая ixi . Слово Билокси, обозначающее короля или вождя, Аяакси или Яаси , также является словом, обозначающим знахаря или шамана . Таким образом, политические правители также были духовными практиками.
Хотя о похоронных практиках Билокси среди простолюдинов мало что известно, тела умерших Аяакси сушились в огне и дыме . Сохранившиеся тела были помещены в вертикальном положении на красные столбы, воткнутые в землю вокруг центральной внутренней части храма . Умершего ставили на помост у главного входа в храм. Посетители ежедневно «предлагали» еду (Де Монтиньи 1753: 240).
Американский этнолог Джеймс Оуэн Дорси , специалист по сиуанским народам, посетил Билокси в Луизиане в 1892 и 1893 годах. Согласно собранным им данным, опубликованным в словаре 1912 года, в традиционной культуре Билокси до прихода европейцев мужчины носил набедренную повязку или набедренную повязку, обычно сделанную из оленьей шкуры, которую «пропускали между ног и заправляли под ремень спереди и сзади, оставляя значительный запас на обоих концах» (Swanton 1985: 681). Пояса делались из кожи или бисерного шнура. «Мужчины покрывали верхние части своего тела одеждой или одеждой из шкур различных животных, например медведя, оленя (особенно оленя-самца), пантеры, дикой кошки, бобра, выдры, енота, белки и бизона. Некоторые из них были длинными, использовались особенно стариками и предназначались для зимней носки» (там же). Как и в других племенах, для создания такой одежды женщины обрабатывали и шили шкуры животных, а также мокасины и леггинсы. Поножи носили в холодную погоду или для защиты ног от подлеска. Нижние части гамаш заправлялись под края мокасин, а верхние концы обычно прикреплялись к поясу с помощью лямок (там же: 682). Билокси изготавливали инструменты и утварь из рогов бизона и оленя и носили украшения из ограненных и полированных морских ракушек. В некоторых Билокси делали традиционный уход за лицом татуировки и носили нос и/или серьги (Дорси и Суонтон, 1912).
Выжившие Билокси постепенно мигрировали из Миссисипи в Луизиану и Техас . Они слились с другими народами, такими как каддо , чокто и совсем недавно с народом туника .Хотя большая часть племенной структуры исчезла к тому времени, когда этнолог Джеймс Оуэн Дорси посетил их в Луизиане в 1892 и 1893 годах, они все еще прослеживали происхождение по материнской линии в системе матрилинейного родства. Действули три клана: Ита аяди, Люди оленей; Оⁿʇi aⁿyadi, Люди-медведи; и Накотодча аяди, люди-аллигаторы. Большинство Билокси идентифицируют себя как люди оленей. Дорси описал их сложную социальную систему, включающую более 53 терминов для обозначения родственных отношений и дюжину забытых, больше, чем у любого другого народа сиу, которого он посещал и изучал. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Туника-Билокси – перепись 2010 года» . Американский искатель фактов . Бюро переписи населения США. Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 г. Проверено 23 мая 2016 г.
- ^ Джеймс Оуэн Дорси, «Билокси» , в «Социологии Сиуана: 15-й ежегодный отчет Бюро американской этнологии», 1897 г. (опубликовано посмертно), стр. 243, текст онлайн в проекте Omaha Indian Heritage , Университет Линкольна в Небраске, по состоянию на 7 марта 2014 г.
- Брэйн, Джеффри (1990), Туника-Билокси . Серия «Индейцы Северной Америки». Нью-Йорк: Издательство Chelsea House.
- Дорси, Джеймс Оуэн . и Джеймс Суонтон (1912), Словарь языков Билокси и Офо . Бюро американской этнологии, 47. Вашингтон, округ Колумбия.
- Де Монтиньи, Дюмон (1753), Исторические мемуары Луизианы . Париж.
- Ниффен, Фред, Х. Грегори и Г. Стоукс (1987). Исторические индейские племена Луизианы: с 1542 года по настоящее время . Батон-Руж: Издательство Университета штата Луизиана.