Jump to content

Тикаси Фукусима

Тикаси Фукусима
Рожденный ( 1920-05-19 ) 19 мая 1920 г.
Умер 14 октября 2001 г. (14 октября 2001 г.) (81 год)
Национальность Бразильская, Японская
Род занятий Художник, гравер
Супруг Ай Сайто

Тикаси Фукусима ( Сома , 19 января 1920 г.) [ 1 ] - Сан-Паулу , 14 октября 2001 г. [ 2 ] ) — японско-бразильский художник и гравер . [ 3 ] Считается одним из самых выдающихся абстракционистов Бразилии. [ 4 ] Фукусима также создал несколько работ в области фигуративизма За свою карьеру . Художник получил различные положительные отзывы от многих видных искусствоведов как за свои абстракционистские, так и за фигуративные произведения. Фукусима принадлежит к довоенному поколению иммигрантов, состоящему из обычных иммигрантов, которые после нескольких изменений в своей жизни пробудились к искусству. Его мастером был Тадаси Каминагай , в котором Фукусима видел наставника, но у которого был другой стиль живописи, чем тот, который он позже развил. Работы Тикаши были представлены на национальных и международных выставках.

Фукусима участвовал в творческих группах, таких как Сейби-кай и Группа Гуанабара, контактируя со многими художниками, в том числе многими японского происхождения. Художник был удостоен множества званий и наград, а многие его работы были приобретены важными коллекционерами в Бразилии и других странах. Кроме того, он был членом Комиссии по делам искусств Бразильско-японского фонда изящных искусств, президентом Комиссии по делам искусств Бразильского общества японской культуры и президентом Японско-бразильского художественного музея. В 1997 году он также получил награду под названием « Орден Священного сокровища» .

Биография

[ редактировать ]

Ранние годы

[ редактировать ]

В юности Фукусима работал на ферме и на складе. Он закончил среднюю школу и переехал в Иокогаму , недалеко от Токио , где два года работал чертежником на авиазаводе. [ 1 ] На основании сообщений своего дяди, уже побывавшего в Бразилии, он решил сменить страну 24 февраля 1940 года на борту корабля «Бразил Мару» . [ 5 ] Таким образом, он высадился в порту Сантос и отправился в сельскую местность штата Сан-Паулу, сначала в Помпею , а затем в Линс, где встретил Манабу Мабе . [ 1 ] Мэйб была на четыре года моложе Тикаши. [ 6 ] и оба твердо решили стать художниками; Мэйб работала в поле и рисовала, когда шел дождь. [ 7 ]

Тикаши начал работать на складе и в свободное время посвящал себя рисованию, копированию с фотографий, [ 1 ] и эта деятельность обеспечивала ему дополнительный доход. [ 8 ] В 1945 году, живя в Сан-Паулу и работая в мастерской, он был представлен своим начальником известному художнику Тадаши Каминагаи, которому в то время требовался помощник в каркасной мастерской в ​​Рио-де-Жанейро . Таким образом, Фукусима согласился работать на Каминагай и в 1946 году переехал в Санта-Тереза , Рио-де-Жанейро. [ 1 ]

Фукусима признал Каминагая своим хозяином и часами слушал рассказы Каминагая о том, как он выживал в Париже и выставлял свои произведения искусства в салонах 1930-х годов. Они также вместе ходили на рыбалку и часами добирались до места, которое они считали особенным, и это место очаровало Фукусиму и вдохновило его на создание своей первой картины в 1946 году, которая называлась « Пайсагем» («Пейзаж») . Поскольку у него не было денег, чтобы позволить себе холст, который использовали другие художники (он не мог позволить себе даже двухразовое питание), он импровизировал холст, используя пару хлопчатобумажных штанов. Он нарисовал картину красным, желтым, синим, белым и черным пальцами, а контуры сделал единственной имевшейся у него кистью, закончив работу размером 10х14 дюймов (27х35,5 см). В 1996 году он сделал заявление журналистке Кунико Кобаяши из газеты Сан-Паулу-Симбун , в котором сказал: «Этот момент был сублимацией. И он укрепил мой путь как художника». [ 9 ] Перед первой картиной, написанной художником в 1946 году, Тикаши делал рисунки графитом на бумаге. [ 10 ] По словам его сына Такаши: «Когда он приехал в Бразилию, он еще не занимался никакой творческой деятельностью». [ 11 ]

В это время он общался с несколькими художниками, такими как Милтон Дакоста, Инима де Паула, Кирино Кампофиорито, Ван Роггер и Ди Кавальканти , и в 1942 году начал посещать Национальную школу изящных искусств, где проходил курсы. [ 1 ] [ 12 ] Тикаши начал совершенствовать свою технику « рисунка », заключающуюся в рисовании линий и очертаний предметов и человеческих фигур, делая несколько этюдов обнаженной натуры. [ 13 ] В 1947 году он участвовал в 52-м Национальном салоне изящных искусств. [ 1 ] а в следующем году он снова принял участие, когда получил почетную награду и комментарий художника, педагога и критика Томаса Санта Роза Жуниора (из газеты A Manhã, в приложении «Искусство и язык») [ 14 ] где он заявил: «Японцы, без сомнения, превосходные художники. Если они не поражают своим гением, они никогда не разочаровывают. Этот « Пайсагем » Фукусимы является документом хорошего вкуса, правильной композиции, хорошего цвета, проработанного с заметной художественной изысканностью». [ 15 ] Фукусима продолжала участвовать в Национальном салоне изящных искусств до 1964 года. [ 1 ]

В 1949 году он вернулся в Сан-Паулу, женился на Ай Сайто. [ 1 ] и открыл багетную мастерскую в Ларго Гуанабара, расположенном в районе Параисо. Позже это место стало местом встречи художников, которые в 1950 году сформировали Группу Гуанабара (Группа 15 имела ответвление под названием Grupo Guanabara, в котором происходили контакты между художниками и критиками местной среды). Группа Гуанабара была сформирована вокруг Тикаси Фукусима и насчитывала 34 члена, в том числе артисты, участвующие в Сэйби-кай и Группе 15. [ 16 ] Сейби-кай [ 3 ] в то время находилась в стадии реструктуризации, поскольку компания была основана в 1935 году, но закрылась во время Второй мировой войны, [ 17 ] как и школы и ассоциации, где собирались иммигранты. [ 18 ] [ 19 ]

Продажа работ Фукусимы, как и многих других художников, помогла собрать средства для обеспечения непрерывности салонов Сэйби-кай, которые проводились ежегодно. [ 20 ] Жена Фукусимы Ай изображалась на многочисленных рисунках и картинах и сопровождала художника на встречах и поездках. [ 21 ] Поскольку Тикаши плохо говорил по-португальски, а Ай хорошо, она сыграла важную роль, став каналом связи своего мужа с бразильцами. [ 22 ] По словам его дочери Элли, когда Фукусима не был известен как художник, Ай поддерживал домашнее хозяйство, шил одежду. [ 23 ]

1950-е годы

[ редактировать ]

Картина Тикаси Фукусимы 1950-х годов была «глубоко отмечена жестами, ритмом и духовностью». [ 19 ] В 1950 году у него родился сын Такаси Фукусима, который стал художником, гравером, рисовальщиком и сценографом. [ 24 ] Первый контакт Такаши с искусством произошел от Тикаши в его доме. [ 25 ]

В том же году Тикаши провел персональную выставку в клубе Linense в Сан-Паулу. Он также участвовал в Салоне изящных искусств Паулиста вместе с другими художниками Сейби-кая, помогая организовать 1-й Салон Сейби, где он выиграл серебряную медаль. Художник осознавал важность проведения этой выставки, так как понимал, что полную перестройку движения и появление новых ценностей можно будет обеспечить только проведением выставки с награждением произведений японских и японо-бразильских художников. Целью Сэйби-кая было стимулировать развитие изобразительного искусства среди японцев посредством ежемесячных сессий дискуссий, комментариев и критики, обмена с художниками из Бразилии и Японии, а также проведения выставок. [ 26 ] Еще в 1950 году Фукишима также участвовал в организации первой выставки группы Гуанабара в Galeria Domus. [ 1 ] Об этой выставке писатель и искусствовед [ 27 ] Ибиапаба Мартинс написал в Correio Paulistano, что «выставка, которую не могут пропустить те, кто ценит живопись, - это выставка в Galeria Domus». [ 28 ]

Во времена Группы Гуанабара Тикаши и другие участники выходили, чтобы записывать церкви, дома, фабрики и улицы различных районов Сан-Паулу. По словам Арканджело Ианелли : [ 29 ]

Фукусима всегда была в хорошем настроении, счастлива. Он почти не говорил по-португальски, но все понимал. Он много смеялся. Ему нравилось рисовать города, одни и те же места. Два, три раза... Он собирал художников в своей мастерской. Его сопровождала жена Ай. Она была его переводчиком.

Однако Тикаши не изобразил город в точности таким, какой он был, он внес изменения и даже сказал: «Я не видел особого удовольствия в изображении реальности, как на фотографии, мне нравилось деконструировать, упрощать и разбирать формы». [ 30 ] По словам его сына, такой способ писать, не заботясь об изображении пейзажей такими, какие они есть, «был шагом к прощанию с фигуративизмом». [ 31 ]

В 1951 году Тикаши участвовал в 1-й биеннале искусств в Сан-Паулу с работой № 81 « Paisagem ». С этого момента он почувствовал, что его работы стали влиятельными. [ 1 ] и Биеннале стало для него стимулирующим. [ 32 ] В том же году вторая выставка группы Гуанабара прошла в Институте архитекторов Бразилии в Сан-Паулу. [ 1 ] и он получил бронзовую медаль на Национальном салоне современного искусства. В 1952 году он получил бронзовую медаль на 17-м Салоне изящных искусств Паулиста и серебряную медаль на 1-м Салоне группы художников Сейби в клубе «Сакура». [ 33 ] Еще в 1953 году он участвовал в двух национальных салонах, Паулиста и Рио, а третья выставка Группы Гуанабара прошла в галерее Фукусимы. [ 1 ] Однако на 2-ю Биеннале искусств в Сан-Паулу были приняты только два японско-бразильских художника: Тадаши Каминагай и Манабу Мабе. [ 34 ] Исключенный, Фукусима понял, что ему следует быть более внимательным к изменениям конкретного художественного движения и новым тенденциям абстрактного. [ 35 ]

В 1954 году Тикаши был удостоен премии на 19-м Салоне изящных искусств Паулисты и выставлен в Салоне Прето и Бранко. [ 33 ] В том же году у него родилась дочь Элли. [ 36 ] В следующем году его работы были показаны на 3-й биеннале искусств в Сан-Паулу и 4-м Салоне современного искусства Паулисты. В 1956 году он участвовал в 5-м Национальном салоне современного искусства в Рио-де-Жанейро, в 6-м Салоне изящных искусств Байано в Сальвадоре и в 20-м Салоне изящных искусств Паулиста, где получил серебряную медаль. В следующем, 1957 году, он участвовал в 6-м Национальном зале современного искусства, в Зале изящных искусств Сантиста, где получил серебряную медаль, и в 21-м Зале изящных искусств Паулисты, где он принимал 1-го мэра Сан-Франциско. Премия Пауло. [ 33 ]

Позже в том же году у него было несколько персональных выставок, все в штате Сан-Паулу; один в Арасатубе , один в Линсе, один в Марилии и еще два в городе Сан-Паулу. [ 37 ] Эта выставка стала отстранением художника от фигуративного движения. [ 38 ] Собственно, эту передвижную выставку художник назвал «Выставка прощания с фигуративизмом ». [ 31 ] что принесло ему сумму, эквивалентную покупке двух автомобилей на тот момент. Однако эти деньги не дошли до артиста в полном объеме, так как банк обанкротился, и артист заявил, что это "был первый, но не последний удар, который мне нанесла бразильская экономика". [ 39 ]

Иво Занини описывает переход Фукусимы от фигуративизма к абстракционизму следующим образом: «В течение нескольких лет (с 1946 по 1960 год) он двигался через фигуративизм, когда основал в Сан-Паулу, в окрестностях Параисо, Группу Гуанабара, которая объединила художников уже в полное сосуществование с колебаниями современного искусства» и продолжает, иллюстрируя темы картин: [ 40 ]

Но абстракционизм, уже широко распространенный в Европе и США, не заставил себя долго ждать, чтобы освоить Фукусиму, как это произошло со многими другими художниками-фигуративами того времени. Двери и окна, деревья и цветы, чашки и чайники, портреты и обнаженные тела постепенно начали уступать место царапинам и линиям, неформальному языку. Теперь искались формы и конструкции, выходящие за пределы фигуры, и цвета, спокойные или пылкие, которые могли бы проявить только конъюнктурную гармонию (...). Это было путем сосредоточения внимания на необходимости фигуративно-неформального развертывания, связанного с живописью со спонтанностью в стремление передать ощущения и внутреннюю истину, основанное на жестикуляции, которое исследовал Тикаси Фукусима и приступил к абстракционизму. Он стал почти одержим рисованием полотен, где образы сливаются, создавая впечатление бесконечных морей, ветров, пересекающих пустыни и горы, осеннего утра, миражей, девственной территории, горных сумерек, бриза, снов, небесного покоя и т. д. Сказочный мир, по которому он путешествует, может быть, даже как бы на другой планете, на которой не может отсутствовать только лиризм.

В книге « Жизнь и искусство японцев в Бразилии» («Vida e Arte dos Japoneses no Brasil») Сесилия Франса Лоуренсу описывает использование геометрии и абстракционизма японско-бразильскими художниками как ответ на «жизненный и даже культурный импульс, его легче идентифицировать с помощью жеста, пятна и формального исследования, и, следовательно, это неисчерпаемый источник, оживляемый опытом». Такие художники, как Мабе и Тикаси Фукусима, смогли внести решающий вклад в развитие этого абстрактного направления. [ 41 ] Фактически, абстракционизм — это самая важная и самая продуктивная фаза их творчества. [ 11 ]

В 1958 году отмечалось пятидесятилетие японской иммиграции, состоялось несколько выставок японско-бразильской общины. [ 39 ] Работы Фукусимы были на нескольких групповых выставках: в 23-м Салоне изящных искусств Паулиста и на 4-й выставке Grupo Guanabara, получившей положительный отзыв художника и искусствоведа Кирино да Силва. [ 42 ] в Diário da Noite: «Критики могли бы поучиться на групповой выставке Grupo Guanabara кое-чему о живописи». [ 43 ] Работы также были в 4-м салоне художников Group Seibi, где он завоевал большую золотую медаль, и в 7-м Салоне современного искусства Паулиста, в галерее Prestes Maia, где Тикаши завоевал малую серебряную медаль. Относительно последнего журналист и критик Араси Амарал , который позже стал профессором истории искусств в Университете Сан-Паулу , отмечает: «Восточный по совершенству, Фукусима выражает себя со всей утонченностью искусства своего народа. Материя – его главное характерный, исключительного богатства, с прекрасными хроматическими вариациями, с использованием новых или малоиспользуемых материалов и техник в нашей среде, достигая результатов великой красоты и поэзии». [ 38 ] [ 36 ] Другой комментарий к его картине 1958 года, сделанный Сесилией Франса Лоуренсо, заключается в том, что «нельзя не признать зрелость его творчества в 1958 году, когда он посвятил себя процедурам абстракции, даже подходя к живописи действия с достаточной энергией». [ 44 ]

В 1959 году работы Тикаши были показаны в Художественном музее Далласа , в Далласе , штат Техас , на 5-й выставке Grupo Guanabara, в 8-м Салоне современного искусства Сан-Паулу, где он получил большую серебряную медаль. [ 33 ] В том же году Группа Гуанабара, после некоторого взросления, прекратила свою деятельность, особенно в отношении двух последних выставок группы, на которых были каталоги, тексты критиков и лекции. [ 19 ] В это время японско-бразильское художественное влияние усилилось благодаря наградам на международном уровне. [ 10 ] Критик Марио Педроса похвалил присутствие японцев-бразильцев в абстракционизме, но выделил Фукусиму и Томи Отаке , указав на «нежную, одухотворенную атмосферу природы, непреодолимо интегрированную с присутствием человека, который уже частично делает это, будучи однако из него одна и неотделимая частица». [ 45 ]

1960-е годы

[ редактировать ]

На протяжении 1960-х годов одной из особенностей живописи Фукусимы была Япония; вложив в свое искусство свои воспоминания и впечатления об этой стране. [ 46 ] В 1960 году организовал персональную выставку в Кампинасе . [ 37 ] и в том же году он участвовал в других групповых выставках, таких как 9-й Национальный салон современного искусства в Музее современного искусства в Рио-де-Жанейро , 9-й Салон современного искусства Паулиста, где он выиграл малую золотую медаль. [ 36 ] и в галерее Престес Майя , где он выиграл малую золотую медаль. Он также выставлялся в Сельскохозяйственном кооперативе Котиа и получил первую премию «Губернатора Леонеля Бризолы » на Салоне современного искусства Риу-Гранди-ду-Сул . [ 36 ] В том же году газета « Фолья де Сан-Паулу» отмечает: «Работы Фукусимы систематически появлялись на коллективных выставках японской колонии в этой столице и салонах современного искусства, а живописец был отмечен рядом премий». [ 47 ]

В 1961 году Тикаши провел две индивидуальные выставки: одну в галерее Ambiente, а другую в Музее современного искусства в Сан-Паулу. Газета O Estado de S. Paulo от 25 февраля 1961 года опубликовала мнение директора этого музея: «Его крайняя виртуозность как живописца проявляется иногда во всей своей силе, потому что в этом чувствуется удовольствие виртуоза в преодоление трудностей». Он также заявил, что «Фукусима отличается от своего народа и культуры детализацией, чрезвычайной виртуозностью отделки и утонченностью чувствительности», и закончил словами, что «все преодолевается оптимистическим импульсом, вечной песней жизни, которая саму суть его живописи». [ 48 ] Также в феврале Jornal do Brasil опубликовал текст искусствоведа Марио Педросы , в котором он прокомментировал то, как рисовала Фукусима: «Он работает, сначала делая заметки, которые в конечном итоге фиксирует на какой-то точке, откуда к нему приходят внезапные предложения. Затем они направляют его в ходе работы. Идея, если ее можно назвать идеей, приходит к нему сразу же. Формирующее и вдохновляющее ядро ​​— это всегда находка материи, которая дает ему ключ к работе. . Часто это ядро ​​— не более чем впечатление прекрасного эффекта, подобное пустой вспышке света». [ 49 ]

В марте в Музее современного искусства прошла выставка работ Фукусимы и Самсона Флексора , где была подчеркнута большая разница в стиле двух живописцев. О работах был сделан такой комментарий: «Вниманию посетителя предлагаются двадцать больших полотен, и в них разнообразная гамма мотивов, которые ведь мотивами не являются, как отрицает живописец... Для последнего , у каждой из картин есть имя и судьба, но на самом деле это всего лишь живопись, и как картины не имеют значения больше. При сравнении картин Фукусимы с картинами Флексора было отмечено, что результаты были противоположными, поскольку, хотя картина Флексора демонстрировала беспокойство, Фукусима демонстрировала «великое спокойствие». [ 50 ]

В том же году в групповых выставках Тикаши участвовал в 16-м Салоне изящных искусств города Белу-Оризонти, в Художественном музее Пампульи, где был удостоен премии. Он также выставлялся на 10-м Салоне современного искусства в Сан-Паулу, 6-й биеннале искусств Сан-Паулу и 6-й Токийской биеннале. [ 33 ] Тикаши уже отправил письмо своей матери Ине, сообщив ей, что его картина отправилась в Японию на биеннале. На вернисаже она сказала: «Она была счастлива, когда увидела мою картину в каталоге». [ 51 ]

В 1962 году художница провела персональную выставку в Galeria Astreia, Сан-Паулу. [ 37 ] и участвовал в групповой выставке в Браганса-Паулиста . В том же году его картины были показаны на выставке под названием «Новое искусство Бразилии» в нескольких местах США, а именно: в Центре изящных искусств Колорадо-Спрингс, в Колорадо-Спрингс , в Миннеаполисе , в Walker Art. Центр , в Сент-Луисе , в Художественном музее Сент-Луиса , и в Сан-Франциско , в Художественном музее Сан-Франциско . Он также выставлялся в Салоне Параны в Публичной библиотеке Параны, где был удостоен награды «Лучший национальный художник». В том же году у него была выставка в 11-м Салоне современного искусства Паулиста, где он получил 1-ю премию губернатора штата, а также на «Коллективной выставке» в галерее Folhas в Сан-Паулу. [ 33 ] Мнение писателя и искусствоведа Хосе Жеральдо Виейра [ 52 ] Фолья де Сан-Пауло заключался в следующем: «Конечно, такой художник, как Тикаси Фукусима, руководствуется различными наставниками. и чувствует». [ 53 ]

В 1963 году Фукусима организовала три индивидуальные выставки: две в Galeria La Rouche и еще одну в Институте архитекторов Бразилии, все в Сан-Паулу. Групповые выставки прошли в Музее Карлоса Гомеша, на 7-й Биеннале искусств в Сан-Паулу и на 12-м Национальном салоне современного искусства в Рио-де-Жанейро, где ему была вручена поездка по Бразилии. [ 37 ] В том же году Хосе Джеральдо Виейра снова прокомментировал свой вкус в живописи и процитировал слова Фукусимы: «Конечно, когда я говорю о пейзаже, я не имею в виду реализм природы, перенесенный на холст объективными художниками или импрессионистами уровень Писсарро или Сислея я имею в виду тахистскую живопись, рельефы и анаглифы, конкреции и материю, переменные диффузные и промежуточные». [ 54 ]

Во время военной диктатуры в Бразилии многие художники проявляли неусидчивость, сюрреалистические тенденции, требовавшие постоянного обновления, но Тикаши предпочитал углубляться в абстракционистский вариант. [ 55 ] В 1964 году его работы были представлены на персональной выставке в Сан-Паулу. [ 37 ] и групповые выставки один раз в Сан-Паулу, в Galeria La Rouche, и дважды в Рио-де-Жанейро, в Музее современного искусства Рио-де-Жанейро и на 13-м Национальном салоне современного искусства. [ 33 ] Паоло Маранка написал для газеты UH, что: «На Салоне этого года Фукусима снова будет претендовать на главный приз, среди которых, по единодушному мнению критиков, он является наиболее цитируемым кандидатом». [ 54 ] В 1965 году у него было две персональные выставки: одна в Galeria Ibeu Copacabana в Рио-де-Жанейро, а другая в Galeria Astréia в Сан-Паулу. [ 37 ]

В групповых выставках он участвовал в мероприятии «Бразильские художники сегодня» в нью-йоркской галерее Хилтон, в Рокфеллер-центре . Его работы также были представлены на выставке «Японские художники Бразилии» в Окленде , США, и на 8-й биеннале искусств в Сан-Паулу, где он получил награду от Министерства иностранных дел Бразилии . Выставка «Японские художники Бразилии» прошла в Токио и Вашингтоне. [ 33 ] Тикаши провел серию выставок, спонсируемых посольством Бразилии, которые прошли в Ла-Пасе , Лиме и Каракасе . [ 56 ] Сесилия Франса Лоуренсо, комментируя работы Томи Отаке , когда она достигла уровня зрелости, сравнила работы художницы с работами Фукусимы и Мабе, в контексте того, что все трое обладали «определенной сдержанностью, не допуская эмоций работать, чтобы быть полностью экстравазационным». [ 44 ]

В 1966 году в Фукусиме прошла персональная выставка в Художественной галерее Челси в Сан-Паулу. [ 37 ] Что касается этой выставки, она была опубликована в Jornal da Tarde 25 мая 1966 года: «По мере того, как живопись становится эрудированной, она часто ищет противоположный путь: тогда холст подвергается почти единообразной обработке, человек ищет встречи, а не вызов между цветами; тональные пейзажи тщательно вымеряются до тех пор, пока картина не станет последовательностью низких модуляций, и зритель должен искать особые ракурсы, чтобы хорошо различать вариации, вставленные в поверхность холста». Это сравнение с картиной Фукусимы. [ 57 ]

Преувеличения такой концепции, доведенные до крайних пределов, привели, в случае других художников, к представлению монохромных холстов: полностью белого и черного. В Фукусиме такого нет. Его картины абстрактны, но проработаны до мельчайших деталей, а в некоторых картинах они очень ясны. В других, что привело нас к этим соображениям, преобладают последовательные зоны красного цвета, редко прерываемые точками света, и тогда создается впечатление, что его картина, столь тщательно выполненная, скрыта.

В том же году в рамках групповых выставок работы Тикаши были представлены на выставке «Новое десятилетие: латиноамериканские художники и живопись 1960-х годов» в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке ; на 1-й биеннале искусств в Сальвадоре , Баия; в 10-м Салоне группы художников Сейби в Бразильском обществе японской культуры; в Музее современного искусства Университета Сан-Паулу , на выставке «Три предпосылки», в Музее бразильского искусства Фонда Армандо Альвареса Пентеадо. [ 33 ] В следующем году он организовал две персональные выставки в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. [ 37 ] а также его работы были выставлены на 9-й биеннале искусств в Сан-Паулу. [ 33 ]

В 1968 году Фукусима организовала две персональные выставки, обе в Сан-Паулу. [ 37 ] и вместе он участвовал в Премии Лейрнера в области современного искусства. [ 33 ] Хосе Херальдо Виейра из Фолья де Сан-Паулу сравнил картины Фукусимы с теми, которые он писал несколько лет назад, поскольку тогда они представляли собой «горностаевые пейзажи», а более поздние действовали как «мистические алтари». «необычайно поэтичен и религиозен». Среди других отрывков Виейра описал: [ 58 ]

До недавнего времени живопись Фукусимы стремилась синтезировать, как это видно в «vol d'oiseau» («по прямой линии»), один из этих горностаевых пейзажей, без фонарей, без человеческих фигур, без идолов. Чистая микрогеография местности и склона. Но теперь Фукусима ставит нас перед экранами, которые действуют на нашу чувствительность как мистические ретабли. Это больше не земля; теперь это атмосфера, преломление восходящего солнца, окрашивающее опоры магией сетевых структурных нитей, в прозрачных массах скудной духовности. Необычайно поэтичная и религиозная картина, но в ней больше религиозности и таинственной хроматической вибрации.

В 1969 году Фукусима организовала персональную выставку в Рио-де-Жанейро, еще одну в Сантосе , [ 37 ] а на групповых выставках его работы были представлены в нескольких местах. Ярким событием года стала выставка «Японско-бразильские художники», которая прошла в Копенгагене , Стокгольме и Осло . Он также участвовал в выставке «19 японско-бразильских художников» в Музее современного искусства Университета Сан-Паулу и выставлялся в «Первой панораме современного бразильского искусства» в Музее современного искусства Сан-Паулу. Свои работы Тикаши выставлял на выставке в галерее Альберто Бонфильоли. [ 33 ]

1970-е годы

[ редактировать ]

1970 год стал годом, когда Фукусима вернулся в Японию впервые с тех пор, как он иммигрировал в Бразилию. [ 59 ] Вернувшись в Бразилию, он начал писать серию абстракций Quatro Estações («Четыре времени года»), где иллюстрировал горы, движение ветров и морские волны острова Хонсю , Япония. [ 59 ] С тех пор он делал это несколько раз в больших картинах. [ 60 ]

В том же году Тикаши провел персональную выставку в Сан-Паулу. [ 37 ] Групповые выставки, на которых были представлены его работы, были Всемирная выставка в Осаке и в Пинакотеке штата Сан-Паулу . [ 33 ] Журнал Veja в статье под названием «Поэзия абстрактного» процитировал три картины художника следующим образом: [ 8 ]

Картины Тикаси Фукусимы как бы отражают сложную пространственную хореографию. В охристом поле порхают в нематериальном танце неопределенные зеленые, красные и черные формы. Тестообразные массы, напоминающие капающую краску, сходятся и расходятся ритмично и музыкально. На другом полотне идут воздушные бои, и ядра цвета драматично сталкиваются среди объемных облаков, раздуваемых ветром и тронутых заходящим солнцем. Даже бурные движения бегущих красок всегда сдержаны глубоко поэтичной и элегантной атмосферой.

В 1971 году было организовано четыре персональные выставки: одна в Бразилиа и две в Рио-де-Жанейро. [ 37 ] а в марте того же года Панамериканский союз посвятил Фукусиме персональную выставку в Вашингтоне. [ 61 ] В том же году Уолтер Занини, который в то время был директором Музея современного искусства Университета Сан-Паулу, [ 62 ] брат также критика Иво Занини, [ 63 ] писал о работах Фукусимы, заявляя: «Сначала используя импрессионистические средства, он перешел к более концептуальной живописи под влиянием кубизма , ассимилированного с причудливой созерцательностью его ума. Он проложил путь к более интуитивному и неформальному пространству, где золотые, черные и особенно зеленый и красный находят самые деликатные диапазоны, связанные и находящиеся в дополнительных оппозициях...» [ 64 ]

1972 год стал годом прекращения деятельности Seiki-kai. В том же году было основано новое художественное движение японско-бразильской общины, и художники продолжили свою деятельность в зале I Bunkyo, координируемую Бразильским обществом японской культуры. По словам Тикаши, «для нас это был способ увековечить движение». [ 65 ] Фукусима некоторое время жил в Мэриленде, США, где писал картины в арендованной студии. [ 66 ] Еще в 1972 году Фукусима организовала персональную выставку в Галерее Гиньяр, Белу-Оризонти , и еще одну в Художественном музее Америки в Вашингтоне. [ 37 ] По поводу этого шоу глава отдела визуальных искусств Организации американских государств Хосе Гомес-Сикр сказал, что «как и его коллеги, Фукусима высоко владеет техниками своего искусства и обладает тонким, утонченным чувством концепции». [ 67 ]

В газете Folha de S.Paulo от 19 ноября 1972 года в статье, озаглавленной «Хорошее понимание бразильской восточной системы», Иво Занини описал Фукусиму как человека, который прибыл в Бразилию скромно и на протяжении многих лет «навязывал свое искусство и сегодня является одним из самых аутентичных и признанных из группы японцев, вносящих вклад в развитие искусства в нашей стране». Он описал отношения отца и сына Такаси, не имевшего в его картинах влияния отца; Такаши, которому в то время было 22 года, уже три года рисовал без какого-либо давления со стороны Тикаши: отец был абстракционистом, а сын - художником-фигуративистом. Что касается работ Тикаши, Занини комментирует время, проведенное художником в Соединенных Штатах, что Тикаши считал, что его искусство претерпело изменения и, следовательно, имело хорошую прибыль от продаж его картин. [ 68 ]

В следующем году Фукусима организовала шоу в Рио-де-Жанейро. [ 37 ] и коллективно его работы были представлены в Музее современного искусства Сан-Паулу. [ 33 ] В том же году критик Джейкоб Клинтовиц прокомментировал в Jornal da Tarde то, как рисовала Фукусима: «Чтобы построить свою живописную вселенную, Фукусиме не нужно ничего, кроме краски и холста... Первое, что примечательно, это то, что цвет не имеет функции раскраски..." [ 67 ]

В 1974 году художник организовал персональную выставку в художественной галерее Documenta в Сан-Паулу. На этой выставке было объявлено, что «сильный и хорошо скомпонованный колорит Тикаси Фукусимы вернулся» от художника, «который не нуждается в представлении», потому что «его живопись на каждой выставке представляет собой счастливое воссоединение зрителя и красоты». По поводу интерпретации картины говорилось, что Тикаши предпочитает не говорить о ней, а дать ее интерпретировать зрителю, ибо «живопись может свободно протекать в воображении на дне какого-нибудь моря, среди заснеженных гор или просто в облака, столь разнообразные, являются наименее важной вещью, как если бы единственная цель Фукусимы была такой же простой, как чистейшее созерцание». Описывались обстановка и техника живописи, отмечалось, что художник работал в уединенном месте, «истинно восточном созерцании природы». Что касается абстракции, это описывалось как, в отличие от того, что можно было бы подумать, что можно рисовать наугад, разбрасывая краски в «случайном расположении», на самом деле «Тикаши строит каждую часть холста дисциплинированно и усердно, как будто следуя заранее -установленный ментальный дизайн». [ 61 ] В том же году Фукусима вошел в состав жюри 4-го Салона Бункё вместе с Манабу Мабэ , Кичизаэмоном Такахаси, Массао Окинака, Масуми Цучимото, Ютакой Тойотой и Бин Кондо. [ 69 ]

В следующем году Тикаши организовал еще одну персональную выставку в Сан-Паулу. [ 37 ] а групповая выставка под названием «2-я Бразильско-Японская выставка изящных искусств» прошла в пяти разных городах: Атами , Киото , Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Токио. [ 33 ] Входил в состав жюри 5-го Салона Бункё. [ 69 ] В 1976 году Фукусима организовал персональную выставку в Сан-Паулу, а его работы были представлены на групповой выставке в Музее современного искусства в Сан-Паулу. [ 33 ] [ 37 ]

В конце 1970-х годов у японо-бразильцев сложилась иная ситуация в плане взаимодействия, противоположная ситуации по сравнению с временами Второй мировой войны , когда к ним относились с недоверием население и правительство. В эти новые времена галереи систематически приобретали произведения художников-абстракционистов, поскольку после первых биеннале появилась возможность для распространения их произведений и завоевания критики. Этими художниками интересовались коллекционеры как в Бразилии, так и за рубежом. [ 70 ]

В 1977 году Фукусима был назначен президентом Комиссии изящных искусств Бразильского общества японской культуры и оставался на этой должности до 1990 года. [ 3 ] В том же году он организовал персональную выставку в Рио-де-Жанейро. [ 37 ] его работы были частью групповой выставки «3-я Бразилия-Японское изобразительное искусство», которая проходила в Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Токио.

В 1978 году искусствовед Радха Абрамо написала в газете Folha de S.Paulo, что [ 71 ]

Фукусима раскрывает границы его местного гения или культурного жеста, с чрезвычайной чувствительностью сливая вселенную его восточных корней через абстрактное окрашивание японской каллиграфии со вселенной его бразильских корней, поглощенной окружающим его пейзажем. Он создает художественный язык, включающий культурные особенности своего комплекса и социального комплекса, в котором он живет.

В 1979 году он стал членом Комиссии по делам искусств Бразильско-Японского фонда искусств. [ 3 ] и в том же году Фукусима организовала выставку в Рио-де-Жанейро. [ 37 ] На групповых выставках его творения были представлены на «4-й Бразильско-Японской выставке изящных искусств», которая проходила в Атами , Куритибе , Киото , Сан-Паулу и Токио , а также на «11-й Панораме современного бразильского искусства» в Музее Современное искусство в Сан-Паулу. [ 33 ]

1980-е годы

[ редактировать ]

Искусство 1980-х годов находилось под влиянием эстетики других художников, а также действий пионеров, таких как Томоо Ханда, абстракционистов, а также Манабу Мабе , Тикаси Фукусима, Томи Отаке , Кадзуо Вакабаяси и других. [ 72 ] В 1980 году работы Тикаши были представлены на выставке «Мастера лирического абстракционизма в Бразилии». [ 33 ] В 1981 году Фукусима организовал индивидуальную выставку его работ в Белу-Оризонти. [ 37 ] и в том же году «5-я Бразильско-японская выставка изящных искусств» была организована в городах Атами, Киото, Сан-Паулу и Токио. Его картины также были представлены на «Латиноамериканской выставке современного искусства Бразилии и Японии» в Национальном художественном музее Осаки . [ 33 ]

Художник также изготовил два панно для банка Бозано, Симонсена в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу (в следующем году). [ 66 ] 1982 год стал годом смерти его учителя Тадаси Каминагаи. [ 73 ] и хотя Тикаши признавал Каминагай своим учителем, он отрицал, что Каминагай повлиял на его манеру рисования. По этому поводу он сказал, что «Каминагай представляет собой промежуточную фазу между фигуративным и абстрактным, и его любимыми были счастливые и светлые цвета, в то время как я всегда стараюсь придать своим работам трезвость и глубину темными и плотными цветами». [ 26 ]

В 1983 году Фукусима организовала персональную выставку в галерее Альберто Бонфиглиоли в Сан-Паулу. Иво Занини сказал, что Тикаши был одним из «опор» абстракционистского искусства, освятившего японское ядро, а также отметил, что четырнадцать картин, выставленных в Галерее Альберто Бонфильоли, которые будут экспонироваться до 23 декабря того же года, «выразить с кристальной ясностью это утверждение» о том, что существовал «динамичный и эволюционный этап бразильского искусства с центром в Сан-Паулу». О своих работах Занини сказал, что «великолепие форм и цветов еще более очищено, чем на предыдущих этапах, волшебным образом скользя по огромным пространствам [холстов]», и продолжил: «Огромная хроматическая прогулка является результатом Фукусимы. работа". Что касается абстракций Тикашиса, он писал: «богатые лиризмом, мы можем видеть то, что он предлагает в названиях произведений, то есть море, небо, земля, Андские вершины и другие. А почему бы и нет? хроматические стихи, которые художник плодотворной Группы Гуанабара воссоздает на наших глазах. Фантазия, реальность, абстракция, образные области — все кажется смешанным и сконцентрированным в его чувствительной живописи». В заключение критик сказал, что Фукусима является «примером для сегодняшнего поколения». [ 74 ] В том же году его работы были представлены на «6-й Бразильско-японской выставке изящных искусств», которая проходила в городах Атами, Киото, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и Токио. [ 33 ]

В 1984 году была организована выставка «Мастера бразильского абстракционизма», на которой также были представлены работы Фукусимы. Выставки проходили в Буэнос-Айресе , Гааге , Лиссабоне , Лондоне , Мадриде , Милане , Нью-Йорке , Париже , Риме и Вашингтоне. [ 33 ] В следующем году Тикаши организовал персональную выставку в Сан-Паулу, в Galeria de Arte André. [ 37 ] каталог и предисловие к которому написал Иво Занини. В этом предисловии он заявил, что уже несколько лет избегает написания подобного рода текстов, поскольку много раз заказной текст расходится с тем, что выставлено, но для работ Фукусимы он сделал исключение. По словам критика, это произошло потому, что: «перед нами состоявшийся художник, абсолютно последовательный в своей философии творчества и серьезности построения своего образного мира красок и форм». Занини описывал представленные на выставке картины так, что они «часто фрагментируются на предполагаемые эпизоды, варьирующиеся от реального до онейрического, от теллурического до космического», а конечный результат своей работы художник «достигает с уверенностью, присоединяя к своим разработкам восточный и западный мистицизм». Что касается работ на выставке, Занини сказал, что, поскольку большинство работ того года, посетители увидят «полную зрелость художника», поскольку в этих работах есть «неконтролируемый жест, агрессивное воздействие, целенаправленное потрясение, вызванное сознательное/бессознательное, столь распространенное в наши дни, проходит в картинах художника». [ 75 ] Работы Фукусимы также были представлены в Paço Imperial , Художественном музее Сан-Паулу и Музее современного искусства Университета Сан-Паулу . [ 33 ]

В 1986 году Тикаши организовал персональную выставку в Сальвадоре. [ 37 ] и участвовал в выставках «Время войны: Международный отель» и «Время войны: Пансион Мауа» в Художественной галерее Банерж. В этой же галерее к выставке «Время войны» был доклад «От нацизма до художественных галерей». В газете O Estado de S. Paulo Анжелика де Мораес упомянула, что «множество художников, приехавших из-за границы, помогли подтолкнуть Бразилию к современности», а среди художников, приехавших из Японии, она упомянула Тадаси Каминагаи и Тикаши Фукусима. Она добавила, что японцы столкнулись с особыми трудностями из-за подозрений в том, что они являются шпионами на службе Оси . [ 76 ] [ циклическая ссылка ] В том же году его работы были показаны в Художественном музее Сан-Паулу и на выставках «Время войны: Международный отель» и «Время войны: Пансион Мауа». [ 33 ] были представлены снова; в Фонде Каспера Либеро и Фонде биеннале в Сан-Паулу соответственно.

В 1987 году Тикаши организовал персональную выставку на Художественной бирже Порту-Алегри. [ 37 ] Его работы были выбраны для «20-й выставки современного искусства» в Сан-Паулу, а его работы были представлены на двух других выставках, также в Сан-Паулу. [ 33 ] Об искусстве Фукусимы в период 1970-х и 1980-х годов искусствовед Иво Занини так прокомментировал: [ 40 ]

Он приехал из Японии в 1940 году и здесь усовершенствовал свои формы и освоил хроматический баланс под влиянием заразительного великолепия бразильского тропицизма, особенно в 1970-е и 1980-е годы, когда его неформальная композиция достигла своего пика. Каждая картина представляла собой обновленный вид, богатый нюансами, вызывавшими как похвалу, так и ограничения. Последнее исходило от тех, кто был не доволен быстрым взлетом художника и растущим признанием этой тенденции. Пропитывая с самого начала своей постановки симбиоз Востока и Запада, Тикаси Фукусима стал настоящим поэтом красок, возможно, подчеркивая чувства двух родин: той, в которой он родился, и другой, которая его приветствовала.

В 1988 году Фукусима приняла участие в серии выставок, посвященных 80-летию японской иммиграции в Бразилию. [ 77 ] В том же году он организовал выставку в Художественной галерее Андре в Сан-Паулу. [ 37 ] и его работы были выбраны для выставки «Наследие Японии: аспекты японско-бразильского изобразительного искусства», которая проходила в Белене , Бразилиа , Куритибе , Манаусе , Порту-Алегри , Ресифе и Сан-Паулу. Его работы также были выбраны для участия в выставке «Imin80» в Лондрине ; на выставке «15 лет выставки изящных искусств Бразилия-Япония» в Фонде Мокити Окада МОА в Сан-Паулу; и там же 5-й Салон искусств Бразилия-Япония. Он также участвовал в выставке «Жизнь и искусство японцев в Бразилии» в Сан-Паулу.

Также в 1988 году Жоао де Хесус Паес Лоурейро выпустил книгу «Иллюминации/иллюминации: сезон в Японии» , которая была проиллюстрирована Фукусимой. [ 78 ] Журнал Veja от 22 июля 1988 года охарактеризовал Тикаши как «мастера насыщенных цветов», в которых «прикосновение кисти оставляет свой след в виде объема». [ 79 ] В том же выпуске подчеркивалось, что «важность, придаваемая творчеству Мабе, Фукусимы и Широ, привлекла в Бразилию новую волну японских художников, прибывших в страну зрелыми и с устоявшимися эстетическими позициями. [ 79 ]

В 1989 году работы Тикаши были показаны в Лиссабоне, в Центре современного искусства Хосе де Азередо Пердигао; на выставке в Национальном музее изящных искусств в Рио-де-Жанейро; и на выставке «Бразильская живопись XIX и XX веков: произведения искусства из коллекции Банко Итау» в Сан-Паулу. [ 33 ] Газета «О Эстадо де Сан-Паулу» от 16 декабря 1989 отмечала, что в бразильском искусстве бразильцы японского происхождения выделяются в рамках так называемого неформального абстракционизма, адептами которого являются Фукусима, Мабе, Вакабаяси и Широ. [ 80 ]

1990-е годы

[ редактировать ]

1990-е годы были последним десятилетием, когда на Фукусиме были созданы новые работы. По мнению Элио Алвеса Невеса, «сегодня, в полной зрелости, Тикаси Фукусима чувствует себя реализованным как художник. Сначала за то, что превратил эволюцию своего творчества в школу, вызывающую восхищение и уважение в Бразилии и за рубежом, а затем как человек будучи способным выразить все свои чувства посредством своих кистей, заряженных эмоциями цветов своей палитры». О картине Фукусимы Невес также объяснил следующее: [ 40 ]

Тикаси Фукусима использует текстуры, придавая тем самым объемы света и тени, тонируя пятна, создавая эффекты в чередующихся эффектах. Плоскости — это не плоскости, это тональные переходы, и линия, когда она появляется, — это лишь эффект ограничений кисти или даже следствие текучести краски, которой художник намеренно позволяет течь. Цвета чрезвычайно поэтичны, отражают суровость окружающей среды и смягчают результат в таких темах, как «Сумерки на горе», «Ветер и море», «Сон», «Мягкое ощущение» и других. Это состояния души, которые он не комментирует, но выражает с таким мастерством, что убеждает нас, что выставленная там материя - не только масляная паста и пигменты, но мелодические ноты для наших глаз.

В 1990 году «9-я Бразильско-японская выставка современного искусства» прошла в японских городах Атами, Саппоро и Токио, а в Бразилии — в городах Бразилиа, Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Еще одна выставка, на которой были представлены работы Фукусимы, была «Фигуративизм/Абстракция: красный цвет в бразильской живописи», состоявшаяся в том же году в Бразилиа и Сан-Паулу, а в следующем году в Белу-Оризонти. Также в 1991 году картины художницы были показаны на 3-й Национальной биеннале Сантоса в Культурном центре Патрисии Гальван. В 1992 году на «10-й выставке современного искусства Бразилии и Японии» были представлены работы Тикаши. В Японии выставка прошла в городах Атами, Киото и Токио, а в Бразилии выставка прошла в Сан-Паулу. Также в Сан-Паулу была организована групповая выставка работ художника под названием «Группа Гуанабара: 1950-1959». [ 33 ] На этой выставке известный аукционист Ренато Магальяйнс Гувеа [ 81 ] заявил: «Можно было собрать работы членов Grupo Guanabara и записать их впечатления, что стало серьезной отправной точкой для дальнейших исследований». [ 82 ]

В 1993 году, как продолжение выставки «Фигуративизм/Абстракция: красный цвет в бразильской живописи», в Кампинасе прошла еще одна выставка . В том же году работы художника были выбраны для показа в Пинакотеке штата Сан-Паулу. Его работы также выставлялись на «Португальско-японско-бразильской выставке» в Бразильском художественном музее Фонда Армандо Альвареса Пентеадо. В 1994 году работы художника участвовали в групповых выставках, все они проходили в столице штата Сан-Паулу. За пределами столицы его работы были выставлены на 1-й биеннале современного искусства Паулисты в Валиньосе . [ 33 ]

В 1995 году Тикаши был выбран президентом Японско-бразильского художественного музея. [ 66 ] В том же году его работы были выставлены в Бразилиа и на выставке «Современные японско-бразильские художники», которая проходила в Сан-Паулу и японских городах Ниигата и Токусима . В следующем году он также прошел в Гифу и Токио . [ 33 ] Эта выставка была частью 100-летия бразильско-японской дружбы, мероприятия, посвященного 100-летию подписания Договора о дружбе, торговле и мореплавании, который официально положил начало отношениям между двумя странами. [ 83 ]

Еще в 1995 году работы Фукусимы были представлены на двух выставках в Сан-Паулу и групповой выставке в Метрополитен-музее в Куритибе . В столице Португалии Лиссабоне его работы были показаны в монастыре Жеронимуш . [ 33 ] В следующем году Тикаши организовал персональную выставку в Сан-Паулу в Бразильском обществе японской культуры. [ 37 ] Это была ретроспектива его пятидесятилетней карьеры, которую посетила широкая публика, в том числе посол Японии в Бразилии Тихиро Цукада и генеральный консул Японии в Сан-Паулу Кацуюки Танака. [ 84 ] В том же году его работы были выставлены в Музее современного искусства Университета Сан-Паулу . [ 33 ] 1997 год стал годом одной из последних выставок Тикаши в Сан-Паулу. [ 37 ] В совокупности его работа была выбрана для презентации в Жакаре . [ 33 ] Также в 1997 году художник получил от Императора Японии награду Ордена Священного Сокровища . [ 85 ]

В 1998 году работы Фукусимы были показаны на Передвижной международной японско-бразильской выставке, которая проходила во Дворце искусств Фонда Кловиса Сальгадо в Белу-Оризонти и в Культурном центре Усиминас в Ипатинга . Его работы были представлены на трех групповых выставках в Сан-Паулу. В следующем году «Международная японско-бразильская передвижная выставка» прошла в Бразилиа в Министерстве иностранных дел , а также в Художественном музее Сан-Паулу . Выставка «Повседневная жизнь/Искусство. Потребление – метаморфоза потребления» была представлена ​​в Культурном центре Итау. [ 33 ]

После жизни, полной великих достижений, искусство обеспечило Тикаши гораздо лучшие условия жизни, чем когда он начал свою жизнь в качестве иммигранта. По мнению искусствоведа Ичиро Хариу , Фукусима принадлежала к поколению довоенных иммигрантов, состоявшему из обычных иммигрантов, которые после нескольких перемен в жизни пробудились к изобразительному искусству. [ 86 ] По его словам, спрос на произведения искусства в Бразилии был велик, но социально-экономическое неравенство было огромным, а покупатели ограничивались людьми более состоятельного класса, компаниями и государственными учреждениями. [ 87 ] Еще по мнению Хариу, такие художники, как Отаке , Фукусима, Мабе и другие, являются признанными абстракционистами, представителями Бразилии, имеющими множество сторонников и живущими, по словам Хариу, во «дворцах». Тикаши однажды сказал: «Я не знаю почему, но эти картины продаются как вода. Похоже, я даже изготавливаю фальшивые купюры!» [ 88 ]

Спустя годы

[ редактировать ]

В более поздние годы Тикаши уже страдал от болезни Альцгеймера. прошла его последняя перед смертью персональная выставка под названием «Фукусима от Фукусимы» В 2001 году в Пинакотеке Сан-Паулу . [ 37 ] Куратором этого мероприятия выступил его сын Такаси Фукусима, который также выпустил книгу под названием « Фукусима », посвященную творчеству своего отца. [ 89 ] В совокупности его работы были представлены на выставке под названием «Японско-бразильское искусство: момент» в галерее Euroart Castelli в Сан-Паулу. [ 33 ] В том же году Фукусима получила награду за лучшую ретроспективу года от Ассоциации искусствоведов Сан-Паулу — APCA. [ 66 ]

Тикаши был госпитализирован в больницу Санта-Крус в среду с подозрением на сердечный приступ. Ему сделали ангиопластику, и в полночь воскресенья, 14 октября 2001 года, он скончался. [ 2 ] [ 89 ]

Когда умер Фукусима, помимо других работ, он оставил в своей мастерской несколько чистых холстов с красными линиями, словно это были прожилки. [ 90 ] потому что художник имел привычку разводить на холсте несколько красных линий. По его собственным словам, «они — жилы, душа картины». Эти линии оказались скрыты под другими слоями краски. [ 91 ]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Такаси Фукусима встретил Ай Сайто, приехавшую в Бразилию в 1934 году, когда ей было 12 лет. Она выросла, обучая шитью и портняжному делу. Ее родственники устроили ей жениха через миай , японский обычай браков по расчету. Жених Аи был студентом-медиком, но во время посещения дяди она познакомилась с Тикаши, и с тех пор у них начались отношения, скрытые от родителей Аи, поскольку они хотели, чтобы она вышла замуж за тогдашнего студента-медика. [ 12 ] В течение шести лет Тикаши отправлял Ай письма, скрывая свои ухаживания, когда ему наконец удалось убедить ее семью выдать ее замуж за него. [ 12 ] которое произошло в 1949 году. [ 1 ]

В статье в журнале Veja 1970 года сообщалось о некоторых привычках художника того времени, например: «Трудно найти Фукусиму даже в его доме в отдаленном районе Сидаде-Адемар, где миниатюрный японский сад на благоустроенных земляных ступенях напоминает восточную символику воды, камня и растительности». У Фукусимы было несколько точек соприкосновения со своими неразлучными друзьями Мэйбэ, Номурой и Вакабаяси, с которыми он по воскресеньям играл в карты и сложное восточное домино». Для создания сюжета сообщалось следующее: «С ласковой улыбкой затягивается свою трубку, неожиданно смеясь, когда не хочет прямо отвечать на вопрос». [ 8 ]

В год смерти он два года не рисовал из-за проблем со здоровьем. В том году его распорядок дня заключался в том, что он не ложился спать до 4 утра и смотрел чемпионат по сумо по кабельному телевидению. Он также имел привычку слушать Паганини и почти каждый вечер ужинал вне дома. [ 12 ] В то время он мало говорил. [ 92 ]

Наследие

[ редактировать ]

После его смерти было организовано несколько выставок его работ; в год его смерти в Сан-Паулу в галерее Нова Андре была организована выставка «4 десятилетия». В следующем году его работы снова были показаны в галерее дважды: первая выставка называлась «За пределами холста», а другая — «Семь бастионов бразильского абстракционизма». [ 66 ] Также в год смерти художника член совета Аурелио Номура представил 13 декабря законопроект PJ 715-2001. [ 93 ] который стал законом № 13.507 от 8 января 2003 года, назвав ранее безымянное пространство, расположенное на Авенида Политекника, район Бутанта , площадью Тикаси Фукусима. [ 94 ] Законопроект был принят 13 декабря 2003 года.

В 2003 году работы Тикаши дважды выставлялись в Музее современного искусства Университета Сан-Паулу . Первая выставка называлась «MAC USP 40 лет: современные интерфейсы», а вторая «Искусствознание: USP 70 лет». В следующем году в галерее Prestes Maia прошла выставка «Группа Гуанабара в Маспе », а в том же году в галерее JP Morgan Chase и MAM была организована выставка «Жест и экспрессия: неформальный абстракционизм в коллекции JP Morgan Chase и MAM». Музей современного искусства Сан-Паулу. [ 93 ] 28 сентября 2006 года по каналу SescTV вышла в эфир серия «Тикаси Фукусима – пути абстракции». [ 95 ] в программе «O mundo da arte» («Мир искусства»), в которой было показано путешествие Тикаши, проведена ретроспектива художника в Пинакотеке Сан-Паулу и показаны все этапы его творчества. [ 96 ]

В 2008 году работы Фукусимы были выставлены вместе с работами других японско-бразильских художников во дворце Бандейрантес на выставке под названием «Японское присутствие в бразильском искусстве: от фигуративности к абстракции». [ 97 ] С 28 апреля по 30 декабря 2012 года в Пинакотеке Сан-Паулу прошла выставка под названием «Сан-Паулу, взгляд иммигранта», на которой было представлено около 30 работ. [ 98 ] Тикаши и других художников периода 1893–1980 годов. [ 99 ]

Коллекции

[ редактировать ]

Работы Фукусимы являются частью важных коллекций в Бразилии и за рубежом, в том числе: [ 100 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н «АРТ-БОНОБО в подарок, ТИКАСИ ФУКУСИМА» . Art-bonobo.com . Архивировано из оригинала 3 августа 2008 года . Проверено 24 июля 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Тикаси Фукусима — Арт-пространство М. Мизры» . Арт Пространство . Архивировано из оригинала 31 декабря 2012 года . Проверено 24 июля 2012 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д «Фукусима, Тикаси (1920 – 2001)» . Итау Культурный . Архивировано из оригинала 27 ноября 2012 года . Проверено 24 июля 2012 г.
  4. ^ «1960-е годы – хронология» . Мэйб . Архивировано из оригинала 1 января 2013 года . Проверено 24 июля 2012 г.
  5. ^ Фукусима (2001 , стр. 198)
  6. ^ Морено (2012 , стр. 70)
  7. ^ Морено (2012 , стр. 72)
  8. ^ Jump up to: а б с «Столетие японской иммиграции - Отчеты - Поэзия реферата» . Япония 100 . Архивировано из оригинала 31 декабря 2012 года . Проверено 24 июля 2012 г.
  9. ^ Морено (2012 , стр. 74)
  10. ^ Jump up to: а б Морено (2012 , стр. 66)
  11. ^ Jump up to: а б «Португальская галерея – Фукусима, Тикаши» . Галерея Абапору . Архивировано из оригинала 21 августа 2013 года . Проверено 2 октября 2013 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д «Рутина — это очень хорошо». Фолья де С.Пауло . 10 июня 2001 г.
  13. ^ Фукусима (2001 , стр. 25)
  14. ^ "O Nordeste.com - Энциклопедия Nordestina - Санта-Роза" . УТП . Архивировано из оригинала 3 июля 2014 года . Проверено 21 декабря 2011 .
  15. ^ Фукусима (2001 , стр. 199–200)
  16. ^ «Группа Гуанабара» . Итау Культурный . Архивировано из оригинала 27 ноября 2012 года . Проверено 24 июля 2012 г.
  17. ^ Фукусима (2001 , стр. 45)
  18. ^ «В ПОИСКАХ «ОСЕВЫХ ПРЕДМЕТОВ»: ИЗУЧЕНИЕ ПОРТУГАЛЬСКОГО ВЕКА, ТЕКСТУАЛЬНЫХ ЖАНРОВ И СОЦИАЛЬНОЙ ПАНОРАМЫ ХХ ВЕКА» (PDF) . УТП . Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2014 года . Проверено 21 декабря 2014 .
  19. ^ Jump up to: а б с Художественный музей Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (1988 , стр. 40)
  20. ^ Художественный музей Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (1988 , стр. 70)
  21. ^ Морено (2012 , стр. 113)
  22. ^ Морено (2012 , стр. 116)
  23. ^ Юрий, Дебора (28 апреля 2002 г.). «Радости еще возможны». Журнал Фольха (24).
  24. ^ «Фукусима, Такаси (1950)» . Итау Культурный . Архивировано из оригинала 27 ноября 2012 года . Проверено 24 июля 2012 г.
  25. ^ Художественный музей Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (1988 , стр. 78)
  26. ^ Jump up to: а б "Шедевр" . Шедевр . Архивировано из оригинала 9 марта 2004 года.
  27. ^ «Ибиапаба де Оливейра Мартинс» . Бразильская литература UFSC . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 21 декабря 2014 .
  28. ^ Фукусима (2001 , стр. 202)
  29. ^ Морено (2012 , стр. 124)
  30. ^ Морено (2012 , стр. 125)
  31. ^ Jump up to: а б Фукусима (2001 г. , стр. 129)
  32. ^ Художественный музей Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (1988 , стр. 60)
  33. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в «Фукусима, Тикаши» . Итау Культурный . Архивировано из оригинала 30 ноября 2012 года . Проверено 24 июля 2012 г.
  34. ^ Морено (2012 , стр. 141)
  35. ^ Морено (2012 , стр. 142)
  36. ^ Jump up to: а б с д Морено (2012 , стр. 203)
  37. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С «Фукусима, Тикаси (1920 – 2001)» . Итау Культурный . Архивировано из оригинала 3 декабря 2012 года . Проверено 24 июля 2012 г.
  38. ^ Jump up to: а б Морено (2012 , стр. 166)
  39. ^ Jump up to: а б Фукусима (2001 г. , стр. 139)
  40. ^ Jump up to: а б с «Тикаси Фукусима — творчество, биография, жизнь — Mercado Arte» . Арт-рынок . Архивировано из оригинала 27 октября 2013 года . Проверено 27 октября 2013 .
  41. ^ Художественный музей Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (1988 , стр. 62)
  42. ^ «Квирино да Силва — Культурная энциклопедия Итау» . Итау Культурный . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 21 декабря 2014 .
  43. ^ Фукусима (2001 , стр. 206)
  44. ^ Jump up to: а б Художественный музей Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (1988 , стр. 74)
  45. ^ Педроса (1998 , стр. 336)
  46. ^ Морено (2012 , стр. 176)
  47. ^ Леонсио, Хосе (20 февраля 1960 г.). «Пластические искусства». Фолья де С.Пауло .
  48. ^ «Персональные выставки двух художников в МАМ» . Штат Сан-Паулу (9). 25 февраля 1961 года.
  49. ^ Агилар (1994 , стр. 238)
  50. ^ «Фукусима, безмятежная картина». Штат Сан-Паулу (8). 11 марта 1961 года.
  51. ^ Морено (2012 , стр. 172)
  52. ^ «Галерея искусств дас Фольяс» . Итау Культурный . Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 5 ноября 2013 .
  53. ^ Виейра, Хосе Джеральдо (9 апреля 1962 г.). «Тикаси Фукусима». Фолья де Сан-Паулу (3).
  54. ^ Jump up to: а б Фукусима (2001 г. , стр. 209)
  55. ^ Художественный музей Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (1988 , стр. 80)
  56. ^ Морено (2012 , стр. 204)
  57. ^ Д'Орта (2000 , стр. 120)
  58. ^ Виейра, Хосе Джеральдо (21 мая 1968 г.). «Фукусима». Фолья де Сан-Пауло (35).
  59. ^ Jump up to: а б Морено (2012 , стр. 205)
  60. ^ Морено (2012 , стр. 215)
  61. ^ Jump up to: а б «Назад, цвета Фукусимы». Фолья де Сан-Паулу (7). 7 июня 1974 года.
  62. ^ «Умер историк и искусствовед Вальтер Занини, первый директор MAC-USP – 29.01.2013 – Иллюстрация – Фолья де С.Пауло» . Лист . Проверено 14 июля 2014 г.
  63. ^ «Иво Занини (1929-2013) — журналист, отличился как искусствовед — 22.10.2013 — Повседневная жизнь — Фолья де С.Пауло» . Лист . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 14 июля 2014 г.
  64. ^ Galeria de Arte André (1985 , стр. 28)
  65. ^ Морено (2012 , стр. 165–166)
  66. ^ Jump up to: а б с д и «Фукусима, Тикаси (1920 – 2001) » Итау Культурный Получено 7 сентября.
  67. ^ Jump up to: а б Фукусима (2001 г. , стр. 213)
  68. ^ Занини, Иво (19 ноября 1972 г.). «Хорошее понимание бразильской восточной системы». Фолья де Сан-Паулу (88).
  69. ^ Jump up to: а б Cocchiarale & Menezes (2019 , стр. 88)
  70. ^ Художественный музей Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (1988 , стр. 88)
  71. ^ Galeria de Arte André (1985 , стр. 7)
  72. ^ Художественный музей Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (1988 , стр. 92)
  73. ^ «Каминагай, Тадаси (1899–1982) » Итау Культурный Архивировано из оригинала 19 октября. Получено 19 октября.
  74. ^ «Фукусима в полной эволюции». Фолья де Сан-Паулу (27). 29 ноября 1983 года.
  75. ^ Художественная галерея Андре (1985 , стр. 2–3)
  76. ^ Мораес, Анжелика де (15 июля 1986 г.). «От нацизма до картинных галерей» . 3.
  77. ^ Морено (2012 , стр. 207)
  78. ^ «Жоао де Хесус Паес Лоурейру / Вера Андраде - редакционные статьи Grupo» . Священные Писания . Архивировано из оригинала 11 августа 2013 года . Проверено 10 августа 2013 г.
  79. ^ Jump up to: а б «Цвет восходящего солнца». Журнал «Вежа» . 1033 (135, 136). 22 июля 1988 года.
  80. ^ «Двухгодичный эффект». Штат Сан-Паулу (73). 16 декабря 1989 года.
  81. ^ «У авангардного искусства есть срок годности, — говорит аукционист Ренато Магальяйнс Гувеа» . Экзамен . Архивировано из оригинала 21 декабря 2014 года . Проверено 21 декабря 2014 .
  82. ^ Фукусима (2001 , стр. 219)
  83. ^ Бразильское общество японской культуры (1995 , стр. 5)
  84. ^ Фукусима (2001 , стр. 17)
  85. ^ Морено (2012 , стр. 208)
  86. ^ Бразильское общество японской культуры (1995 , стр. 12)
  87. ^ Бразильское общество японской культуры (1995 , стр. 12–13)
  88. ^ Бразильское общество японской культуры (1995 , стр. 13)
  89. ^ Jump up to: а б «Фукусима, Такаси (1950)» . Итау Культурный . Архивировано из оригинала 27 ноября 2012 года . Проверено 24 июля 2012 г.
  90. ^ Морено (2012 , стр. 178)
  91. ^ Морено (2012 , стр. 177)
  92. ^ Морено (2012 , стр. 212)
  93. ^ Jump up to: а б «Мэрия Сан-Паулу» . Мэрия СП . Архивировано из оригинала (PDF) 28 ноября 2012 года. Проверено 28 ноября 2012 года . Проверено 7 сентября 2013 .
  94. ^ «Мэрия Сан-Паулу» . Мэрия Сан-Паулу . Архивировано из оригинала 27 июня 2013 года . Проверено 7 сентября 2013 .
  95. ^ «Фолья де С.Пауло – Пластическое искусство: Программа демонстрирует искусство художников-керамистов – 27.09.2006» . Лист . Архивировано из оригинала 4 января 2015 года . Проверено 6 ноября 2013 .
  96. ^ «СескТВ» . СескТВ . Архивировано из оригинала 6 ноября 2013 года . Проверено 6 ноября 2013 г.
  97. ^ "Во дворце проходит выставка художников Японии и Бразилии - печатная версия - города" . Эстадан . Архивировано из оригинала 31 декабря 2012 года . Проверено 8 октября 2012 .
  98. ^ «Пинакотека штата Сан-Паулу» . Пинакотека . Архивировано из оригинала 18 августа 2013 года . Проверено 18 августа 2013 г.
  99. ^ «Гия да Фолья: MO90». Фолья де Сан-Паулу . 27 апреля 2012 г.
  100. ^ Морено (2012 , стр. 209)

Библиография

[ редактировать ]
  • Агилар, Нельсон (1994). Биеннале Brasil Seculo XX (на португальском языке). Фонд биеннале Сан-Паулу. ISBN  9788585298029 .
  • Кокьярале, Фернандо; Менезес, Гладстон (2019). Антология - Нилсе Эйко Ханаширо (на португальском языке). Национальный музей республики. ISBN  978-85-913806-4-0 .
  • Д'Орта, Арнальдо Педросо (2000). Глаз совести: критические суждения и необдуманные произведения: статьи об искусстве (на португальском языке). ЭдУСП. ISBN  9788531405334 .
  • Фукусима, Такаси (2001). Тикаси Фукусима (на португальском языке). Сан-Паулу: Sociedade Brasileira de Cultura Japonesa, Imprensa Oficial.
  • Художественная галерея Андре (1985). Фукусима-85: каталог (на португальском языке). Сан-Паулу: Художественная галерея Андре.
  • Морено, Лейла Яэко Киёмура (2012). Диссертация, представленная на соискание степени магистра эстетики и истории искусства, на тему: Тикаси Фукусима: мечта четырех сезонов (Исследование Ма в творческом процессе японско-бразильского художника) (на португальском языке). Сан-Паулу: Университет Сан-Паулу.
  • Художественный музей Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (1988). Жизнь и искусство японцев в Бразилии . Южноамериканский банк.
  • Педроса, Марио (1998). Академические и современные избранные тексты (на португальском языке). ЭдУСП. ISBN  978-8531404269 .
  • Бразильское общество японской культуры (1995). 100-летие бразильско-японской дружбы: выставка современных японско-бразильских художников (на португальском языке). Японский офис выставки современных японско-бразильских художников.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d43d468a2d5432af2e217c85ef669173__1721835780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/73/d43d468a2d5432af2e217c85ef669173.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tikashi Fukushima - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)