Устно-формульный состав
Устно-формульная композиция — теория, зародившаяся в научном изучении эпической поэзии и получившая развитие во второй четверти ХХ века. Он пытается объяснить два взаимосвязанных вопроса:
- процесс, с помощью которого устные поэты импровизируют стихи
- причины, по которым устно-импровизированная поэзия (или письменная поэзия, происходящая из традиций устной импровизации) имеет характеристики, которые она имеет
Ключевая идея теории состоит в том, что поэты обладают запасом формул (формула — это «выражение, которое регулярно употребляется в одних и тех же метрических условиях для выражения определенной существенной идеи»). [1] и что, связывая формулы традиционными способами, поэты могут быстро сочинять стихи. Антуан Мейе выразил эту идею в 1923 году следующим образом:
Гомеровский эпос целиком состоит из формул, передаваемых от поэта к поэту. Анализ любого отрывка быстро обнаружит, что он состоит из строк и фрагментов строк, слово в слово воспроизведенных в одном или нескольких других отрывках. Даже те строки, части которых не повторяются ни в одном другом отрывке, имеют тот же шаблонный характер, и несомненно чистая случайность, что они не засвидетельствованы где-либо еще. [2]
В руках ученика Мейе Милмана Парри (1902–1935), а затем ученика последнего Альберта Лорда (1912–1991), этот подход изменил изучение древней и средневековой поэзии и устной поэзии в целом. Главным представителем и разработчиком их подходов был Джон Майлз Фоли (1947–2012).
Гомеровский стих
[ редактировать ]В стихах Гомера такие фразы, как rhododaktylos eos («розовоперстая заря») или oinopa ponton («винно-темное море»), занимают определенную метрическую структуру, которая по модульному принципу вписывается в шестифутовый греческий гекзаметр , который помогает aoidos или бард в импровизированной композиции. (И в «Илиаде», и в «Одиссее» используется дактилическая форма стиха гекзаметра , где каждая строка содержит шесть групп слогов.) Более того, такие фразы могут подвергаться внутренним заменам и адаптациям, что обеспечивает гибкость в ответ на повествовательные и грамматические потребности: podas okus Akhilleus ( «быстроногий Ахиллес») метрически эквивалентен корутайолосу Эктору («Гектор со скользящим шлемом»). Формулы также могут быть объединены в типовые сцены , более длинные, стилизованные изображения общих действий в эпосе, таких как шаги, предпринимаемые для вооружения или подготовки корабля к выходу в море.
Работа Парри и его преемников
[ редактировать ]Теория устных формулировок была первоначально разработана, главным образом, Пэрри в 1920-х годах, чтобы объяснить, как гомеровские эпопеи могли передаваться из поколения в поколение исключительно из уст в уста и почему их формулы появлялись именно так. Его работа оказала влияние на гомеровскую науку и изменила дискурс об устной теории и гомеровском вопросе . Locus classicus для устно-формульной поэзии, однако, был установлен работами Парри и его ученика Лорда, но не на устном чтении Гомера (которое больше не практиковалось), а на (похожих) албанских , боснийских и сербских устных эпосах. поэзия на Балканах , где устно-формульное сочинение можно было наблюдать и фиксировать этнографически. [3] [4] Формульные вариации проявляются, например, в следующих строках:
- a besjedi od Orasca Tale («Но говорил об Орашацской сказке»)
- и речи Муджагина Халила («Но говорил Халил Муджо»).
Лорд и, в частности, Фрэнсис Пибоди Магун также применили эту теорию к древнеанглийской поэзии (в основном к «Беовульфу» ), в которой заметны такие шаблонные вариации, как следующие:
- Хротгар мателодный шлем Сцилдинга (« Говорил Хротгар , защитник Сцилдингов » )
- Беовульф mathelode bearn Ecgtheowes («Беовульф говорил, сын Экгтеоу»)
Магун считал, что шаблонная поэзия обязательно имеет устное происхождение. Это вызвало серьезные и продолжающиеся дебаты о том, в какой степени древнеанглийскую поэзию, сохранившуюся только в письменной форме, следует рассматривать в некотором смысле как устную поэзию.
Устно-формульная теория композиции в настоящее время применяется к широкому кругу языков и произведений. Новым провокационным применением устно-формульной теории является ее использование в попытке объяснить происхождение хотя бы некоторых частей Корана . [5] Устно-формульная теория также применялась к ранним японским произведениям. [6] Устно-формульная теория была применена и к эпосу олонко народа саха . сибирского [7]
Предшественники парирования
[ редактировать ]До Парри по крайней мере два других фольклориста также отмечали использование формул среди эпических певцов югославских сказок (известных как гусляры ), [8] (что-то признал Парри): [9] [10]
- Фридрих Саломон Краусс (1859–1938), специалист по югославскому фольклору, проводивший полевые исследования с гуслярами , полагал, что эти рассказчики зависели от «фиксированных формул, от которых он не может и не хочет отклоняться». [11]
- Арнольд ван Геннеп (1873–1957), который предположил, что «стихи гусляров состоят из сопоставления сравнительно немногочисленных штампов, с которыми достаточно просто быть знакомым… Хороший гусляр — это тот, кто обращается с этими штампами во время игры». с картами, который распоряжается ими по-разному в зависимости от того, как он хочет их использовать». [12] [13]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Милман Парри, Традиционный эпитет у Гомера (Париж, 1928), с. 16; ср. Альберт Б. Лорд, певец сказок (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1960), стр. 4
- ^ Мейе, Антуан (1923), Индоевропейское происхождение греческих метров , Париж: Presses Universitaires de France , стр. 61. Адама Пэрри . Переработанный перевод
- ^ Блюм 2023 , с. 91.
- ^ Кирш, Адам (14 июня 2021 г.). «Звенящая песня». Житель Нью-Йорка . стр. 72–75.
- ^ Баннистер, Эндрю Г. 2014. Устно-формульное исследование Корана . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. ISBN 978-0-739183571
- ^ Токита, Элисон МакКуин. 2015. Японские певцы сказок: десять веков исполняемых повествований . Берлингтон, Вирджиния: Издательство Ashgate.
- ^ Харрис, Робин. 2017. Сторителлинг в Сибири: эпос олонхо в меняющемся мире . Урбана-Шампейн, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса.
- ^ Фоли, Джон Майлз (1988). Теория устной композиции: история и методология . Блумингтон: Издательство Индийского университета. п. 13. ISBN 9780253204653 . Проверено 6 июля 2019 г.
- ^ Парри, Адам , изд. 1971. Создание гомеровских стихов: Сборник статей Милмана Пэрри , Оксфорд: Clarendon Press, стр.270, №1.
- ^ Дандес, Басни древних? , 2003 : с.16
- ↑ Статья Фридриха Краусса 1908 года «О чудесных Guslarengeldachtnis».
- ^ Арнольд Геннепский. 1909. (тринадцатый) «Вопрос о Гомере», с. 52
- ^ Дандес, Басни древних? , 2003 : с.16-17.
Библиография
[ редактировать ]- Блюм, Стивен (2023). Теория музыки в этномузыкологии . Оксфордская теория в этномузыкологии. Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199303526 .
- Дандес, Алан (2003). Басни древних?: Фольклор в Коране . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 9780585466774 . Проверено 2 мая 2019 г.
- Фоли, Джон Майлз (редактор и перевод), Электронное издание «Свадьбы сына Мустайбея Бечирбея» в исполнении Халила Байгорича (2005)
- Лягушка; Лэмб, Уильям, ред. (2022). Выветренные слова: шаблонный язык и словесное искусство . Кембридж, Массачусетс. ISBN 9780674278394 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Лорд, Альберт Б. Певец сказок. Кембридж: Издательство Гарвардского университета, 1960 (второе издание: под редакцией Стивена Митчелла и Грегори Надя, Гарвардские исследования в области сравнительной литературы 24. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2000; Третье издание: под редакцией Дэвида Ф. Элмера, Центр эллинистических исследований). , 2019 ISBN 978-0674975736 ).
- Магун, Фрэнсис П. младший «Устно-формульный характер англосаксонской повествовательной поэзии», Speculum , 28 (1953): 446–67.
- Пэрри, Милман . «Исследования эпической техники устного стихосложения. I: Гомер и гомеровский стиль». Гарвардские исследования по классической филологии Vol. 41 (1930), 73–143.
- Пэрри, Милман . «Исследования эпической техники устного стихосложения. II: Гомеровский язык как язык устной поэзии». Гарвардские исследования по классической филологии Vol. 43 (1932), 1–50.
- Парри, Милман (1987). Создание гомеровских стихов: собрание сочинений Милмана Парри . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0195205602 .
- Рис, Стив. «Устность и грамотность: древнегреческая литература как устная литература», в книге Дэвида Шенкера и Мартина Хозе (ред.), « Спутник греческой литературы» (Оксфорд: Блэквелл, 2015) 43–57.
- Рис, Стив. «Греческие эпические формулы», в Гиоргиосе Гианнакисе (редактор), Энциклопедии древнегреческого языка и лингвистики (Лейден: Brill, 2014) 613–615.
- Виндельберг, Марджори и Д. Гэри Миллер (1980): «Как (не) определять эпическую формулу», Olifant, 8 , 29–50.